Бывший протоиерей Андрей Федосов о тонкостях исповеди

Многих людей смущает тот факт, что у некоторых представителей христианской Церкви относительно исповеди мнения сильно расходятся. Так одни убеждены, что рассказывать о совершенных грехах нужно в мельчайших подробностях, другие, наоборот, твердят, что озвучивать детали не стоит.

Правда в том, что верующему нужно научиться находить золотую середину. Сделать это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Прежде всего нужно осознать, что человек идет на исповедь не к батюшке, а к Богу, а батюшка в данном таинстве является свидетелем. Как для свидетеля, ему не важны подробности греха прихожанина.

Что действительно имеет значение, так это, с какими чувствами вы рассказываете о своих проступках. Все они должны исходить из искреннего раскаяния. Если человек действительно сожалеет о совершенном, то значит, он может назвать свои грехи четко. При этом ему не придется что-то скрывать, умалчивать, извиваться змейкой под давлением своего стыда, присутствие которого не позволяет каяться так, как того желает Всевышний.

С другой стороны, ему не придется описывать неподобающие действия в подробностях. В исповеди это не нужно ни ему, ни уж тем более свидетелю, батюшке. Детали не имеют значения для священнослужителя даже тогда, когда к нему обращаются, как к духовному наставнику, человеку, который, руководствуясь изученной истиной Господней, направляет прихожан, указывает им верный путь.

Здесь вроде бы все понятно, но закрывать глаза на противоречие все равно не удается. А как насчет высказываний тех священнослужителей, которые выступают за подробную исповедь? К числу таковых относится и Паисий Святогорец. Действительно, он говорил о необходимости говорить о грехах подробно. Но значит ли это, что озвучивать нужно все мелочи?

То есть тут следует ответить на вопрос: «Если подробно, то насколько подробно?». И если докопаться до истины, то становится очевидным, что слова Паисия Святогорца и, скажем, профессора Осипова, который, как известно, против подробного описания грехов, не являются такими уж разными. Наверняка, они говорят об одном и том же, просто излагают свои мысли по-своему.

Таким образом, необходимость в том, чтобы пробовать свои силы в качестве третейского судьи отпадает. В конечном итоге важно одно – исповедоваться нужно так, чтобы чувствовать искреннее раскаяние и смирение, страх перед Господом, а лишние слова для этого необязательны.


Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии