Нагорная проповедь Иисуса Христа

Иисус Христос шел со своими учениками, за ним следовала толпа людей. Они хотели знать, как им соблюдать заповеди Божии и как правильно жить, чтобы избежать соблазна и других грехов. Тогда Иисус поднялся на гору, чтобы его лучше было слышно, и сел на вершине. Вокруг него разместились апостолы, немного поодаль миряне. И прозвучала Нагорная проповедь Христа.

В полном объеме Нагорная проповедь содержится в Евангелии от Матфея. Лука записал только частично речь Спасителя, наиболее важные ее моменты.

Значение Нагорной проповеди

За 1500 лет до рождения Христа, Бог дал людям 10 Заповедей, которые должны соблюдать христиане, желающие обрести Царствие Небесное – попасть в Рай после смерти. Даже те верующие, которые старались жить праведно, нарушали некоторые законы и погрязли в грехах. Тогда Бог послал на Землю своего сына, Христа. Иисус должен был не только искупить своими страданиями грехи человеческие, но и научить христиан правильно жить.

Проповедуя единого Бога, Спаситель ходил со своими учениками, и нес людям знания о единой правильной вере. В толпе все чаще раздавались вопросы о 10 Заповедях: Как правильно их соблюдать?, Что такое пост?, Как правильно молиться? и так далее. Среди мирян мало было грамотных, читать Евангелие могли только священнослужители и единицы из простых людей. Возникла необходимость растолковать все людям.

Евреи стали считать себя исключительной расой, поскольку именно они страдали 40 лет и первыми исповедали единобожие. Они возомнили себя важнее для Господа, чем язычники. Хотели ничего не делать, купаться в роскоши и чтобы каждый день на них сыпалась манна, слаще чем тогда, когда они бродили по пустыне. Необходимо было все растолковать, объяснить им, что каждый человек – сын Божий и избранных у него нет.

Нагорная Проповедь Иисуса Христа была произнесена с вершины самой высокой горы на берегу Галилейского озера. Иисус поднялся на нее в сопровождении своих учеников и простых людей, чтобы его было хорошо слышно, и каждый смог вникнуть в смысл его слов и понять.

Нагорная проповедь – это в первую очередь толкование Заповедей Божьих. В ней содержится краткое содержание всей Евангелии, что необходимо знать каждому христианину, заботящемуся о своей душе.

Нагорная проповедь Иисуса Христа (Мф 5-7). Полный текст

Структура Нагорной проповеди и толкование слов Иисуса Христа

В Евангелие Нагорная проповедь написана в виде ритмичных строк. В таком виде текст, разделенный на отдельные предложения, легче читать и запоминать. Содержание делится на несколько глав, каждая из которых раскрывает отдельные темы, толкование определенных правил и ритуалов христианской религии.

Заповеди Блаженства – путь в рай

Нагорная проповедь начинается с 9 Заповедей Блаженства. С того времени и до наших дней в религии блаженными называются люди, которые после смерти обретут благодать: их душа попадет в Царствие небесное и будет пребывать там, рядом с Богом и святыми.

Каждая заповедь начинается со слова «блаженны». В заповеди перечисляются все, кто сможет попасть в Рай, утешиться на Небесах от страданий, перенесенных при земной жизни за веру. Те, кто вынуждены были проливать слезы, утешаться. Гонимые за правду, получат Царствие небесное. Милостивые будут помилованы, им простятся грехи их земные за то, что они несли правду о Боге и страдали за это.

Девять заповедей блаженства – это перечисление страданий людских за религию, и какие награды на небесах их ждут за это.

Каждый человек мечтает о счастье, воспринимая его как недоступную реальность. Все люди в разной степени, грешны. Христос предложил им настоящее счастливое пребывание на небесах, при условии веры в Бога, соблюдении основных заповедей. Если в душе Господь и стремление жить по его законам, каждый может надеяться на счастье.

Читайте также:  Самые сильные молитвы о жилье что просить у святых

Изложенные в определенной последовательности заповеди, показывают человеку путь к достижению счастья, объясняют, как по этому пути пройти и стать блаженным – получить Царствие небесное.

В заповедях блаженства многие слова несут другой смысл, отличающийся от современной трактовки. Например, «нищие духом» – это люди, обладающие смиренным образом мыслей, как понимания своего несовершенства. К степени умственного развития это не имеет никакого отношения.

Две меры праведности – ветхая и новая

В начале своей проповеди Иисус Христос подчеркнул, что он пришел не нарушать закон Божий, а, наоборот, исполнять его сам и научить людей как следует это делать.

Заповеди Ветхого завета были даны людям, погрязшим в простых человеческих грехах. Они перечисляли основные законы отношения к Богу, религии и друг другу. Но привести человека к его цели, стать совершенным и обрести Царствие небесное, они не могли, поскольку не обладали возрождающей благодатной силой.

Обновить духовную природу мирянина ветхозаветные заповеди не могли. Понятие праведности было упрощенным, на уровне понятия человека, живущего за полтора века до Рождения Христова. Достаточно было не совершать тяжких преступлений, не красть, прелюбодействовать, чтобы считаться праведником. Получалось, что главными претендентами попасть в Царствие небесное были фарисеи и книжники, в совершенстве знающие законы и обряды.

Невозможно истребить растения, оставляя неповрежденными их корни.

В Новом Завете заповеди Иисуса Христа учат, как делать то, что приведет к блаженству. Спаситель в наглядных сравнениях, на простых примерах показывает суть исполнения закона, его истинное осуществление.

Зная, как трудно людям бороться с соблазнами, Господь учит быть решительными, даже беспощадными к себе, если возникает чувство, что кто-то пытается толкнуть на грех. Необходимо искоренить сам источник соблазна, даже если он сидит внутри тебя.

Гармония между внешним и внутренним

Поступки человека должны гармонично сочетаться с его внутренним содержанием. Христос учил делать добро незаметно, втайне от людей, бескорыстно. Если христианин демонстративно подает нищему или помогает другому человеку, не следует делать это у всех на виду или рассказывать о своем поступке в надежде, что люди узнают и похвалят или ответят взаимной помощью. Бог видит поступки каждого и оценит их по достоинству. Не людям судить о праведности и доброте ближних.

Основными нарушителями заповеди были фарисеи и все те же книжники. Они делали «добрые дела» демонстративно, ждали за это восхищения и благодарности.

Другой пример – ханжество и лицемерие, проявленное во время длительных чтений молитв. Люди произносили тексты, не вдумываясь в их содержание, без веры в Бога, его всесилие и способность услышать каждое искреннее обращение. Молитвенные ритуалы совершались принародно, демонстративно. О них рассказывали народу, хвастаясь, кто больше прочитал текстов и дольше простоял на коленях.

Молитва Господня

Господь учит нас не говорить в обращении к нему, ничего лишнего. Именно поэтому Иисус Христос дал Своим ученикам и через них всем христианам, молитву Господню («Отче наш») как образец обращения к Богу. Короткий текст содержит в себе все необходимое для молитвы.

В «Отче наш» продемонстрированы приоритеты христианской жизни: в чем прежде всего нуждается человек, какие желания и нужды относятся ко второстепенным. Обращение к Богу «Отче наш» подчеркивает, что Господь отец всех людей, постоянно заботящийся об их благе.

Упоминание о небе, уводит мысли верующего от земной суеты, уводит их на небеса, на вечную родину. Затем идет призыв к тому, чтобы имя Бога славилось и почиталось, царствовало в наших сердцах.

Читайте также:  Церковные термины: что такое Всенощное Бдение в церкви

Царствие Божие рождается в душах христиан. Оно не видимо человеческому глазу. Придет время, и все, кто достоин, в обновленном теле вместе со своей душой войдут в Царство вечной славы.

Следующими по важности идут прошения о прощении грехов и долгов перед Богом, просьба оградить от искушения и соблазна. Затем упоминается хлеб насущный (скорее как духовная пища, чем материальная).

В завершении подчеркивается, что Господь знает, что необходимо каждому человеку, и дает ему это. Согласие и признание верховенства Бога, подчинение его воли содержится в завершающей части Господней молитвы.

О приобретении вечного сокровища

Человек, алчущий богатства, не может быть добродетельным. Жадность затмевает его мозг, вымещая из него праведные мысли, благодетель, доброту и бескорыстие – основные качества, необходимые для получения блаженства. Золото, накопленные вещи, тянут его душу вниз, не пуская на небеса.

Это не относится к заработку денег и других ценностей, необходимых для содержания своей семьи в сытости и достатке. Все, что касается необходимых для семьи вещей, трактуется верующему во благо. Осуждается стяжательство, работа ради наживы, скопление капиталов в большем количестве, чем требуется для комфортной жизни. Труд не ради жизни, а ради наживы, осуждается.

Вместо материальных благ, человек должен думать о накоплении духовного богатства. Это развитие талантов, как умственных и душевных способностей, данных христианину Богом. Основные добродетели – мужество, воздержание, терпение, сострадание и надежду на Бога.

Душевное и материальное обогащение совместить невозможно. Это как служение двум требовательным господам. Один из них будет отодвинут на второй план. Его требования не будут выполняться или все будет делаться плохо.

В завершении этой части Христос подчеркнул, что все, чем человек владеет, он имеет не как результат трудов своих, а как милость, данную ему Богом.

О не осуждении ближних

Само собой духовное возрождение не придет. Следует следить за своими поступками и мыслями и всячески избегать соблазнов, греховных побуждений. Прежде чем сказать что-то плохое о другом человеке, убедись, что сам совершенно безгрешен и что произнесенные тобой слова в адрес другого мирянина, абсолютная правда. Даже после этого не открывай уста свои и не осуждай. Бог все видит и знает. Возможно, что этого человека он послал в твою жизнь как испытание.

В Нагорной проповеди отсутствие духовной чуткости сравнивается с другими грехами, как бревно и сучок, которые должен нести человек. Право судить привилегия Бога. Только он может оценить поступки людей, стать их судьей. Имеющий грехи, судьей быть не может.

О постоянстве и надежде на Бога

Постоянство должно быть во всем, как в молитве: ежедневная практика утренних и вечерних правил, посещение служб в храме и благодарение Господа за все, что он нам дает.

Постоянство должно быть и в земных делах наших. Часто человек, ведомый добрыми намерениями, все силы отдает благому делу. Но у него сразу не получается. Столкнувшись с трудностями, он остывает, бросает начатое. Часто до завершения остается сделать один шаг, но руки опускаются и дело остается незавершенным. Желая творить добро, человек начинает новое дело, и снова не доводит его до конца.

Причиной неудач и вереницы незавершенных дел является самонадеянность многих людей и одновременно неопытность в том, что они затевают.

Большинство христиан в добродетельной жизни неопытны и слабы. Но ничего не делать, исходя из возможных неудач, так же не стоит. Следует все проанализировать, трезво оценить свои силы и способности, только потом браться за дело. Возможно, что тяжело для одного, посильная ноша для двоих.

Перед осуществлением задуманного, следует обратиться к Богу за вразумлением и затем за помощью. Необходимо верить, что каждый, кто просит, получит свое – «ищущий находит».

Как пример, как Бог исполняет наши просьбы, приводится пример отца и его ребенка. Если сын просит хлеба, чтобы утолить свой голод, родители дают ему его, а не камень. Ребенку, просящему рыбу, не подадут змею. Бог – Отец всех людей, Он любит нас, детей своих, и поступает как заботливый родитель, желающий своему чаду только счастья. Для того чтобы получать, необходимо постоянство и искренность в молитвах.

Читайте также:  Кто такие Каин и Авель: библейская история

У Бога можно просить и материальных благ. При этом следует понимать, что они второстепенны. Господь поможет в достижении успеха на работе, житейских успехов. Но это будет ограничено необходимостью. Человек должен стремиться не к тому, что легко дается – это второстепенно. Важнее добиваться целей, ведущих к спасению. Отец семейства должен накормить своих детей, одеть и обуть их, предоставить возможности для обучения и развития. При этом важно открыть путь к Богу.

Обогащение, плотские утехи, стяжательство не относятся к богоугодным делам. Не стоит просить Бога помочь в этом.

Постоянство – это стремление творить благие дела, помогать ближним. Проявляйте в этом постоянство и вы не окажетесь без помощи Всевышнего.

О ложных пророках

Еврейский народ на протяжении своей истории претерпел много горя и бед от лжепророков. Христос сравнил недобрых прорицателей с волками в овечьей шкуре. Притворяясь слабыми и безобидными, они просто используют окружающих, как своих будущих жертв. В результате проявляется их хищная сущность.

Главное отличие истинных пророков – бескорыстие, вера в Бога и служение Ему. Они открывают людям глаза на будущее, предупреждая о последствиях поступков и опасности впереди. Цель пророков – помочь людям найти путь в Царствие Божие, привлечь их к этому.

Даже отвергаемые властью, отторгаемые широкими массами, истинные пророки пробуждали в людях добрые чувства, веру в Бога, спасение души после смерти. Они, даже не признаваемые, воодушевляли общество на жизнь добродетельную, оздоровляли его нравственно. Постепенно деятельность и пример Моисея, Иеремии, Исаия, Даниила и других, привела еврейский народ к славе Божьей. Сыны Израилевы с благодарностью вспоминают их подвиг, наставления.

Перед разрушением царства Иудейского и накануне других трагических событий, всегда появляется много лжепророков. Они производят множество природных знамений и чудес. Но все они ложные. В результате лжепророки стремятся отвернуть людей от Бога, веры, выдавая им другие «ценности», к которым следует стремиться. Лестью, соблазном они искушают слабых людей.

В Своей Нагорной проповеди Христос предостерегает своих учеников и последователей от веры лжепророкам. Не стоит доверять внешней привлекательности, красноречивым речам. Каждого следует проверять по совершенным им делам. Самые яркие из них  – гордыня и отрицание Царства Божия, отторжения от него людей.

В завершении этой главы, Спаситель призывает не бояться волков – лжепророков. Он напоминает, что Бог дает всем людям свою защиту.

Как устоять во время испытаний

В завершении проповеди, Христос призывает своих последователей не бояться испытаний, и учит, что следует делать, чтобы быть стойким, не поддаться на соблазн льстивых речей лжепророков. Он сравнивает жизнь человека с построенным им домом.

Евреи живут в гористой местности. Часто после дождя ручьи превращаются в бурные потоки и уносят с собой все, что попадается им на пути. Если на склоне стоит ветхий дом, он будет разрушен и унесен. Построенное на слабой почве здание, также не выдержит натиска стихии. Его фундамент разрушится.

Человеческая жизнь – это дом. Фундаментом является крепкая вера в Бога, Его любовь к людям и всемогущество.

Внутренние потрясения в жизни человека тоже нельзя исключать. Каждый может поддаться соблазну, влюбиться, потерять голову от страха или ревности. В этот момент его будут соблазнять разными дарами и богатством за отречение от Бога. Надо помнить, что Ангел Хранитель всегда рядом, и он защищает человека, заботится о его душе.

Заключение

Верующие могут читать Нагорную проповедь полностью в Евангелие от Матфея. Значение этого текста сложно переоценить. Большой объем требует специальной подготовки. Осмысление сказанного Христом придет не сразу.

Священнослужители рекомендуют использовать современные возможности техники и слушать слова Спасителя онлайн. Не отвлекаясь на прочтение слов, легче понять их смысл и запомнить текст.

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии