Апостол Андрей Первозванный

Андрей Первозванный, его жизнь, характер, личность – во многом загадка. Ведь Писание упоминает об  Апостоле нечасто и говорит скупо. А вот совершенные им дела проповеди учения Христа до наших дней приносят свои плоды. 

Святой Апостол Андрей Первозванный. Работа мастерской Палехский иконостас

Краткое житие

Большая часть известных фактов его жизни бережно хранит церковное Предание, основанное, может быть, на воспоминаниях знавших святого, его семью, свидетельствах его учеников, коих приобрел он великое множество во время проповеди Евангелия, которой посвятил свою жизнь. 

 

Время рождения святого с точностью не известно, впрочем, некоторые авторы считают годом его рождения 6 г. до Рождества Христова. А вот год кончины обычно называется уверенно – 67 г. от Р.Х. 

 

Новозаветных свидетельств об Апостоле немного. Подробнее всех о нем говорит последнее по времени написания Евангелие, св. Иоанна Богослова, созданное в самом конце I в. Именно отсюда мы узнаем, что Андрей, будучи рыбаком, как его отец, Иона, а также брат Симон, рано устремился к духовной жизни, ища «Царства Божия и правды его». Именно поэтому он, видимо, оставив дом, отправился туда, где проповедовал св. Иоанн Предтеча, сделавшись его учеником. Неизвестно, когда именно это произошло, однако общение с Пророком, очевидно, сильно повлияло на Андрея.  

А однажды к Иордану, где Иоанн крестил людей, принимая исповедание их грехов, пришел Иисус из Назарета. Небывалое дело: Он вышел из воды тотчас по Крещении, ибо не было у Него грехов, требующих исповеди. Еще удивительнее то, что великий проповедник покаяния не раз свидетельствовал о том, что Иисус, принявший Крещение от его руки – обетованный Израильскому народу Мессия, по слову св. Предтечи, «Агнец Божий». И, конечно, св. Иоанн нимало не возревновал, когда двое из его последователей, одним из которых был Андрей, а другим, очевидно, сам Евангелист, соименный пророку пошли за Иисусом (Ин 1. 35-40). 

О той встрече Евангелист сообщает скупо: как они пошли по дороге за Господом, затем – их краткий диалог: «Что вам надобно?» «Равви, где живешь?» (Ин.1: 41-42). И, наконец, совсем кратко – о том, что ученики Иоанна провели у Иисуса «день тот». Возможно, важнейший в жизни – потому что с тех пор они уже не отходили от Господа. 

Согласно Писанию, именно Андрей убедил прийти к Господу своего старшего брата, Симона: «Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу» (Ин. 1: 40). 

Едва увидев Симона, Господь нарек его Кифой или, по-гречески, Петром, камнем, основанием молодой христианской общины, как Бог, зная возможности, характер будущего «столпа Церкви» (Ин. 1: 40-42). И, хотя его младший брат навсегда остался «Первозванным», то есть ранее всех призванным, позже пришедший к Христу Петр стал одним из первоверховных Апостолов. Задело ли это Андрея? Ревновал ли Петр, видя как младший духовно вырос быстрее его? Свидетельств об этом совершенно не осталось. Зато Церковь бережно сохранила слова Господа: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня… У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. (Ин.6:44-45)» 

А другой первоверховный Апостол, Павел, обращенный Господом уже по Его Вознесении, говорит: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу…» (1 Кор. 12:4-7). И такое устроение верных, совершенно отвергающее собственную волю, тем более – амбицию, начало формироваться уже при самом начале проповеди Христа, пример чего – эти два брата. Если старшего из них Евангелисты упоминают много и часто, то о младшем не говорят почти ничего. 

Один из двенадцати 

Читайте также:  Крест – главный символ христианства

Евангелисты упоминают св. Андрея: 

  • среди 12, наименованных Господом Апостолами; имя святого стоит сразу после брата, Симона Петра у Матфея и Луки, а у Марка – только четвертым (Мф.10:2, Лк 6:14, Мк 3:18); 
  • в истории о насыщении 5000 человек 5 хлебами, где св. Андрей обращается к Учителю, указывая, что народ давно находится без пищи (Ин.6:8-9); 
  • именно Андрею другой Апостол, Филипп, передал просьбу эллинов, язычников, которым хотелось видеть Спасителя – то было уже незадолго до Его крестных страданий (Ин 12. 21-22) 
  • св. Марк называет Андрея среди учеников, которым Спаситель открывал тайны конца этого мира, признаки Своего Пришествия (Мк.13:3). 

Современные церковные авторы полагают, что все это может говорить о высоком авторитете Андрея среди Апостолов, может быть, о том, что иногда Господь выделял его среди других. Однако точно утверждать, что положение святого среди небольшой общины учеников Христа было особым, конечно, нельзя. 

Последнее по времени упоминание Писания о св. Андрее содержат Деяния Апостольские, говорящие о его участии в выборе св. Матфия на место Иуды, погибшего после предательства, а также о том, что святой был среди сотоварищей во время Схождения Святого Духа. 

Где проповедовал

О том, как и где говорил о Господе Андрей в последующие годы, у церковных авторов уже с древности не было единого мнения. 

  • По первому из них, восходящему, как полагают, к общинам, хорошо знавшим св. Андрея, уделом, который избрал себе святой, стал южный берег Понта (Черного моря); пройдя там, где позже возникнет столица Византии, Константинополь, обойдя Никею, Никомидию, Македонию, Апостол дошел до города Патары, где завершил свой земной путь; возможно, проповедовал Андрей не один, а вместе со св. Петром. 
  • C III в. у Оригена, известного тогда христианского богослова, появляется другая версия проповеди святого: он нес Слово Божие в Скифии, к которой относили тогда тоже Причерноморье, но северное. Здесь тогда жили кочевники – не только скифы, давшие стране название, но также другие племена: саки, сарматы. 
  • Наконец, византийский историк Епифаний Монах в IX в. попытался всесторонне рассмотреть имеющиеся предания, устные и письменные, так что возникла еще одна, наиболее распространённая сейчас, версия «Жития» св. Апостола. Согласно ей, угодник Божий трижды выходил на проповедь из Иерусалима, причем вместе со св. Петром. Он побывал не только в Южном Причерноморье, но также посетил Иверию (Грузию), Скифию. Причем туда святой отправился по прямому повелению явившегося ему Христа. 

Был ли на Руси?

Спустя чуть более 100 лет после появления канонического «Жития» Апостола пера Епифания Монаха бывшая «Скифия» и более северные страны, Русь, были просвещены христианской верой. Для новых христиан драгоценно было всякое, пусть малейшее упоминание о проповеди учеников Христовых там, где позже созиждутся новые христианские общины. 

Так у летописцев появляется подробный рассказ о том, как святой побывал на землях будущей Руси, освятив их своей проповедью и самим присутствием. Основаниями этого предания стали: 

  •  сложившееся предание Церкви о Скифии, уделе св. Андрея, граничившего с Русью; 
  • «Житие» Епифания Монаха, говорившее о путешествии святого в Северное Причерноморье, находившееся близ южных границ земель русичей. 

Составитель «Слова» о хождении на Русь святого пошел намного дальше византийских авторов: летописец утверждает, что святой Андрей прошел не одно Причерноморье, но отправился на север. Он обошел всю Русь от места будущего Киева, где водрузил крест, до пределов будущих Новгородских земель. При этом сказание указывает, что Апостол познакомился со славянским народом, его обычаями, нравами, предсказав, что на этой земле воссияет вера. 

Достоверность предания не раз подвергалась сомнению историками: 

  • по данным археологии, славяне пришли на Восточно-Европейскую равнину не ранее V-VI вв., тогда как св. Андрей скончался по крайней мере за 400 лет до этого; 
  • вызывает сомнение сама возможность длительного, занимающего не один месяц путешествия святого по столь огромной территории, климат, природа которой резко отличались от жаркой Палестины. 

Однако современные исследователи летописания, например, доктор исторических наук И.Н.Данилевский, ставят под некоторое сомнение сам характер летописи как исторического источника, отражающего конкретные события.  Специфика мышления средневекового человека такова, что его интересовала не конкретика исторических фактов, а их смысл, определенный Богом.

 Поэтому нет смысла искать у летописца строгого изложения фактов путешествия Апостола по Руси: он не пишет об исторических событиях, а пытается объяснить смысл и причины явного чуда: ведь всего за несколько десятилетий после Крещения родилась Русская Церковь, уже давшая миру прпп. Антония и Феодосия Печерских, благоверных князей Бориса и Глеба, других угодников Божиих. Это, с его точки зрения, не могло бы свершиться, если бы Русь некогда не благословил один из любимых учеников Самого Господа. 

Читайте также:  Где находятся храмы в честь иконы Нечаянная Радость

Стоя же на почве строго исторической, нельзя не признать, что: 

  • Херсонес, где позже принял Крещение князь Владимир, действительно, согласно преданиям, был местом проповеди Апостола; 
  • в I в. предки русичей жили на Востоке Европы, где вполне мог бывать св. Андрей во время своей миссии. 

Поэтому есть все основания считать святого небесным покровителем Руси. 

Как и где умер

Все известные предания сходятся относительно места, где окончился земной путь Апостола. Это греческий город Патры, ставший местом  последнего подвига угодника Божия. Сюда он пришел после своего третьего миссионерского путешествия. 

К тому времени (67 г.), святому было уже за 70, приближался конец его многотрудной жизни. Исцеления больных, чудеса, обратили к Христу множество жителей Патр, даже жену правителя, его брата. Однако сам градоначальник Эгеат был непреклонен, держась язычества. Думая унизить св. Андрея, он решил предать его самой позорной казни – распятию на кресте. Чтобы продлить страдания казнимого, Эгеат придумал привязать, а не прибить его к древу. Оно, получившее затем наименование «Андреевского креста» имело особую форму, в форме латинской буквы «X». 

Святому Андрею приписывают слова, сказанные им после приговора: «Радуйся, Кресте, плотию Христовою освященный Возьми убо мя от людей, и отдаждь мя Учителю моему, да тобою мя приимет, Иже мя искупи тобою». 

Идя на крест он радовался, а не печалился, ожидая желанной встречи с Учителем, покоя Царства Божия. Лишь неверие людей, остающихся на земле, печалило Андрея. Житие святого говорит, что св. Андрей два дня проповедовал Христа, будучи сам распятым. 

Наконец, Эгеат велел освободить казнимого по причине крайнего возмущения жителей. Но Апостол молился о своем исходе, и Господь не попустил язычникам прикоснуться к его кресту. К тому времени, когда им все же удалось развязать веревки, Апостол уже предал свой дух Христу. Было это 30 ноября 67 г. 

День памяти 

Празднование св. Андрею совершается в день его кончины, 30 ноября (или 13 декабря по современному календарю). 

Где находятся мощи 

Первоначально честные останки, а также хранимый верующими крест, пребывали в Патрах, пока христианский император Констанций не повелел (357 г.) оставить здесь лишь главу угодника Божия, перенеся его тело в Константинополь. Здесь оно, вместе с мощами других Апостолов, оказалось в основании большой церкви Св. Апостолов. Спустя более 200 лет, при императоре Юстиниане, мощи были открыты еще раз – для перенесения торжественным крестным ходом в новый храм Апостолов. Под его престолом они оставались около 600 следующих лет. Наконец, с 1208 г., после одного из крестовых походов, и до наших дней честные останки угодника Божия пребывают в Амальфи (Италия). 

Кроме того, части их находятся: 

  • глава – на месте его кончины, в Патрах; она передана сюда с 1964 г. из Ватикана; здесь же хранят частицы креста, на котором распяли святого; 
  • части мощей также находятся в нескольких обителях Афона, а также в Богоявленском соборе г. Москвы. 

Иконы

Апостол Андрей Первозванный, икона XVI века.

Иконография угодника Божия возникла достаточно рано. Он изображается старцем преклонных лет, с густыми седыми волосами. Лик исполнен смирения, любви, как было при земной жизни. 

Непременный атрибут иконографии св. Андрея – крест. Это может быть: 

  • «косой крест», напоминание о мученичестве; 
  • большое крестное древо, которое Апостол держит рукой; оно отсылает к легенде о водружении им поклонного креста на месте будущего Киева; на таких иконах святой держит еще свиток со словами «Сказания»: «Видите ли горы сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия» 

Флаг и корабль 

В России с первых веков по Крещении отношение к св. Андрею было особым, что выразилось не только в молитвенном его почитании. Имя Апостола связано, прежде всего, с государственными и военными символами, но не только с ними. 

Андреевский флаг ВМФ России

Моряки молились Апостолу с давних лет. 

Интересный фактС появлением с начала XVIII в. русского флота его флаг несет на себе синий «косой» крест на белом поле. Он учрежден согласно указу Петра I от 11 декабря 1699 г.  

С 1912 по 1919 г. службу на российском флоте нес броненосец названный в честь Апостола, принимавший участие не в одном сражении 1 мировой войны. К сожалению, корабль прослужил недолго: после попадания торпеды его не смогли восстановить, так как шла гражданская война, судно было разобрано. 

Читайте также:  Какую молитву читать перед операцией и после

А вот флаг, несмотря на отмену революцией 1917 г. «царской» символики, продолжал использоваться советскими моряками до 1932 г. Он был вполне узнаваем, хотя претерпел изменения: 

  • фон стал красным; 
  • по центру креста появилось изображение серпа и молота. 

С 1992 г. Андреевский флаг вновь возвращен российскому флоту.  

Памятники

Память святого хранится в названиях улиц, учебных заведений, памятниках. 

  • Набережная, названная именем Апостола, находится в Севастополе, базе Черноморского флота России. 
  • В Калининграде, тесно связанном с другим флотом, Балтийским, находится носящий имя святого Кадетский морской корпус. 
  • Еще одно известное учреждение, связанное с именем Апостола – Библейский богословский институт (Москва). Сейчас это центр дополнительного образования, известный летними школами по богословию. 

Памятники св. Андрею находятся в 8 российских городах, включая Москву, Севастополь, Феодосию, Южно-Сахалинск, другие. 

Памятник и набережная в честь Андрея Первозванного в Севастополе

Орден 

Наименованный в честь Апостола, он также введен Петром I с 1698 г. как высшая государственная награда. Она представляла собой косой крест с изображением распятого Апостола. По его концам находились латинские буквы S, A, P, R, означавшие «Sanctus Andreus Patronus Russiae» («Святой Андрей покровитель России»). Девизом ордена было «За веру и верность». 

Первым кавалером св. Андрея стал соратник Петра, адмирал Федор Головин. Сам же царь – шестой по счету, удостоенный награды за беспримерную по тому времени военную операцию: взятие в устье Невы двух шведских кораблей. 

С 1 июля 1998 г. орден снова является высшей российской наградой.

 

Существует ли Евангелие Андрея Первозванного? 

В первые века христианства бытовало множество преданий о Церкви Апостольского века, однако, не все они были признаны каноническими. Было также немало апокрифических произведений, связанных с ап. Андреем. Некоторые из них были впоследствии отвергнуты как неправдоподобные, другие стали основой его «Жития».  

Но среди апокрифов были такие, содержание которых было совершенно не согласно с церковным учением. Среди них – апокрифическое «Евангелие под именем ап. Андрея», как именует этот текст декрет Папы Римского Геласия, относящийся к V в. «О принимаемых и не принимаемых книгах». 

В последние годы в России, учитывая особое отношение к св. Андрею, это «евангелие» вызывает особый интерес различного рода нетрадиционных, неоязыческих религиозных течений, озабоченных поисками якобы скрываемых Церковью текстов «истинных» писаний. Разумеется, авторы подобных статей не видели ни подлинника, ни перевода апокрифического «евангелия», они часто приводят «цитаты» собственного сочинения, удобные с точки зрения изложения своей религиозной доктрины, например, историю о том, что Иисус посещал страны Востока, что позволяет связать христианство с индуизмом, буддизмом – популярная идея многих новых религиозных движений. Однако к реальным Евангельским событиям все эти «истории» отношения, конечно, не имеют. 

Покровитель Шотландии

 

Кроме России, существует еще одна страна, почитающая св. Андрея своим покровителем. Шотландцы особенно любят Апостола с тех пор, как около VIII в. здесь оказалась частица его мощей, тайно вывезенная из Константинополя. Город Килремонт, где был построен великолепный собор Апостола, с XI в. стал Сент-Андрусом, религиозным центром королевства. К сожалению, собор разрушен во время Реформации, реликвии утрачены, однако на флаге Шотландии до настоящего времени изображается Андреевский крест. 

О чем принято молиться

 

Иконография: Андрей Первозванный, апостол Датировки: XVIII в. Последняя треть XVIII века.Иконописная школа или художественный центр:  Олонецкая губерния.Иконописец: Старообрядческий мастер.Происхождение: Из часовни апостола Иоанна Богослова деревни Зехнова Кенозерского прихода.Материал: дерево, левкас, темпера, позолота. Размеры иконы:  высота 46 см, ширина 34 см Икона деисусного чина. Поясное изображение апостола Андрея Первозванного. Инв. № КП 9. © Национальный парк «Кенозерский» Литература:

К святому обращаются: 

  • во время бедствий, нападения врагов; 
  • с просьбой о защите веры, родины; 
  • стремясь преодолеть страсти, грехи, ведь сам Апостол был скромен и смирен. 

Мы мало знаем о святом Андрее, подробности его жизни, даже – личности приходится восстанавливать по крупицам. Но на нашей земле живет Христова Церковь – его благословение. А потому память о нем никогда не сотрется, напоминая нам о святости и вечности. 

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии