Частица старой Москвы – храм святых Петра и Павла на Новой Басманной

Отличительная черта этой церкви, видимая каждому входящему – портрет Петра I при входе. Это не случайно, ведь царь-реформатор – еще и автор его проекта. Петропавловская – одна из семи церквей, чертежи которых делал сам Петр.

История церкви в Слободе

Слобода, где была тогда еще деревянная Петропавловская церковь, именовалась Басманной – она дала название современной улице. Басманом называли тогда так называемый «дворцовый хлеб», делаемый для государева стола. А на этих улицах издавна проживали пекари, работавшие на дворец. К концу XVII в. слободу все чаще звали Капитанской – дома здесь все чаще строили царские приближенные из числа бояр или стольников, военных. Один из них, подполковник И.Башев, и заложил деревянную церковь. Было это с 1692 г.

Интересный фактВ Исаакиевском соборе Петербурга до сих пор хранят 8 рисунков церковных зданий, сделанных Петром I. При этом семь из них – петербургские, и только одно – московское, в Басманной слободе.  

Этот эскиз появился в 1705 г., тогда же царь выделил на церковь своего святого покровителя 2000 рублей из личных средств. Архитектурное решение чем-то напоминало здания, виденные Петром в Голландии, была для старой Москвы несколько необычной. К тому же храм предполагался двухэтажным. Что же касается деревянной церкви, то известно: до конца строительства она работала, а вот потом ветхое здание, скорее всего, разобрали.

Воплощать идеи царю, скорее всего, помогал русский архитектор Иван Зарудный. Он, как считается, собственно, создал стиль «петровского барокко», сплав русской и западной традиций храмоздательства. Вот и в документах от строительстве Петропавловского значится его имя.

Новая Басманная, картина. Художник Андрей Ковалевский

Довести до конца возведение нижнего храма удалось за 2 года. Этот престол посвятили свт. Николаю Чудотворцу, что отражено историческими документами. Хотя некоторые краеведы полагают, что он все же был в честь свв. Петра и Павла. К 1708 г. здесь уже совершили первую литургию, однако далее стройка начала останавливаться. Особенно сложным оказался 1714 г., когда царским указом было запрещено строить каменные здания по всей стране, кроме Петербурга, на который, как столичный город, были брошены лучшие строительные силы. Между тем, Петропавловская на Басманной была почти завершена: оставалось окончить только паперти, да установить шпиль. Однако, долгая переписка с царскими чиновниками привела к результату только спустя 3 года, а достроен храм был только к 1719.

Основы архитектурного решения, несмотря на западно-европейское влияние, составила русская храмостроительная традиция. Церкви, подобный Петропавловской, еще с XVII в. называли «восьмерик на четверике», имея ввиду прямоугольный нижний этаж и восьмиугольную верхнюю часть, что придавало всему зданию как бы устремленность ввысь. Подобные храмы Петр I, конечно, помнил с детства, ведь больше всего их появляется в России во второй половине XVII в.

Еще одна особенность Петропавловского – широкая белокаменная лестница, по которой можно подняться к верхнему храму прямо с улицы. Она же ведет на колокольню. Вокруг верхней церкви – галереи, так называемые «гульбища». Даже само название говорит о том, что это, как сама архитектурная композиция – традиция тоже русская. А вот венчающий церковь шпиль – конечно, напоминание о любезной Петру Голландии.

Интересно также, что здание снаружи имеет минимум декора, а вот колокольня, по контрасту, богато украшена лепниной. И это – задумка основателя церкви, ведь вместе храм со звонницей смотрятся крайне эффектно.

Ныне можно увидеть здесь также кованую ограду барочного стиля, которая также вполне органично сочетается с общим обликом церкви. Однако она – позднее, вынужденное «приобретение», притом – недавнее. Здесь она появилась только с 1966 г. после сноса одной из старинных церквей столицы – Преображенской на улице Спасской.

Нынешний внутренний вид церкви – также следствие позднейшей реставрации, ведь за годы безбожия она потеряла многие стенные росписи, иконостас. Из исторических документов известно, что первоначально его соорудили в 1720 г. «резчик Трофим Романов сын Жерин и оброчный крестьянин Колязина монастыря резчик Андрей Гаврилов сын Ушаков». Однако уже к XIX в. он обветшал. Его меняли на новый по крайней мере дважды, в середине, затем в конце XIX в. Впрочем, известная с начала XVIII в. особенность – Распятие над царскими вратами – сохраняет также современный Петропавловский. Удалось восстановить и росписи – изображение событий Священной истории.

Несмотря на внешнюю красоту, довольно скоро стало ясно, что с точки зрения инженерных решений, да даже просто удобства прихожан, Петропавловский – не самая удачная постройка:

  • служащие, многие молящиеся в верхнем храме жаловались на крайний холод во время зимы, так что даже предлагалось устроить специальный придел для служб при нижней церкви: по морозу на втором этаже находиться было едва возможно; так с 1772 г. здесь появился нижний придел Рождества Богородицы;
  • здание постоянно страдало от сырости: обваливалась великолепная лепнина, сыпалась штукатурка с фасада; в 1825 г. пришлось полностью восстанавливать обветшавшую «от времени и мокроты» знаменитую лестницу.

Ко всему этому следует добавить еще опустошительные московские пожары:

  • реставрация потребовалась в 1737 г., хотя здание пострадало несколько меньше других московских церквей;
  • в 1812 г. храм числился среди сильно обгоревших от пожара, к тому же захватившие Москву французы его ограбили.

Лишь на рубеже XIX-XX вв. благодаря щедрым благотворителям Петропавловский сделался одной из самых благолепных московских церквей.

С капитальным ремонтом помог тогда московский купец скромной третьей гильдии Андрей Афанасьевич Залогин, который курировал и финансировал эти работы долгие 12 лет. Так появились новые галереи, обновлен фасад с сохранением при этом архитектурных идей петровского времени. Построили также два новых придела – икон Богородицы «Утоли моя печали» и «Владимирской». Все это – не считая ремонта печей, оконных рам, колокольни, вообще многого другого. Так встретил этот главный храм благочиния 1917 год.

Закрыли Петропавловский не сразу. Какое-то время здесь даже работала изгнанная из Троице-Сергиевой лавры Московская Духовная Академия – в помещении звонницы, отчего сами учащиеся именовали ее «подколокольной».

Окончательное закрытие случилось только с 1935 г. Здесь последовательно побывали разные организации – от склада до детского сада. Последним владельцем здания за советские годы был НИИ «Геофизика». Его нахождение здесь окончательно обезобразило внутреннее убранство: помещение разгородили на кабинеты.

Современное состояние

Лишь с 1992 г. практически разваливающееся здание вернули Церкви. Реставрация здесь продолжается до сих пор. Однако здесь уже сложился не только приход, но также особая атмосфера молитвы, любви.

Вот как говорит о ней прихожанка Юлия: «Потрясающий храм! Самый любимый в Москве! Необычная архитектура, необыкновенная красота и благодать, очень хорошие священники! Сюда приходишь, а обратно ноги не идут, словно врастают в пол! Люблю!!!».

А вот мнение другой женщины, приезжающей сюда не так часто (орфография сохранена):

«Очень люблю этот Храм, даже, несмотря, на то, что в нем нет ремонта . Надеюсь, что найдутся средства на его реставрацию. В нем так спокойно, приятно, уютно и после посещения такое умиротворение на душе . Во время Великого Поста в нем проходит Соборование. Здесь все четко организовано, была в нескольких храмах, здесь лучше всего. Прихожу и отдыхаю душой. Светлый Храм в прямом и переносном смысле. Всегда сюда приезжаем за святой водой. От всей души процветания этому Храму, и Бог в помощь всем служителям»

Святыни

Каждая из них имеет свою историю, связанную с историей или сегодняшним днем православной Москвы.

12 июня 2010 г. произошло подлинное чудо: Петропавловский получил святыню, которая была здесь со дня основания. Это образ свв. Петра и Павла, пожертвованный сюда самим Петром I.

Это была большая, полутораметровой высоты икона, которую с XVIII в. украсили драгоценной ризой из серебра, вес которого составил 8 кг.

Во время гонений святой образ был потерян, причем было вполне ясно: навсегда, не было даже версии, куда его могли передать. Но в 2008 г. икону внезапно нашли в Троице-Сергиевой лавре. Лишенная оклада,  с сильно пострадавшей ризой, исцарапанная – но это была она! Реставрация продолжалась 2 года, пока наконец москвичи не обрели долгожданную святыню. Ныне она – единственное, что осталось из дореволюционного внутреннего убранства этой уникальной церкви.

Еще одна святыня, прямо связанная с небесными покровителями церкви – частицы их чудотворных мощей. Их, как говорит сайт прихода, благочестивые прихожане «в одном из частных собраний». Обретенный реликварий, относящемся к XVIII в., кроме мощей Первоверховных Апостолов, были частицы:

  • мафория Богородицы;
  • власяницы св. Иоанна Крестителя;
  • одеяния прав. Иосифа;
  • мощей папы Григория Великого.

Мощи свв. Апостолов извлекли из реликвария и, поместив в особый ковчег, передали Петропавловскому. Ныне они доступны для поклонения на престольный праздник, а также во время молебнов, акафистов святым.

Среди других святынь:

  • частица мощей св. Марии Магдалины, которая также хранится в алтаре, но выносится на молебны, акафисты;
  • ковчег с частями честных останков еще 24 угодников Божиих.

Приходская жизнь

Сейчас здесь служат 2 священника, включая настоятеля, игумена Симеона (Шевцова), и диакон. Богослужения идут ежедневно с 7.30 и 17 ч., а по воскресным дням литургия начинается часом позже.

В последнее время здесь активно развивается не только богослужебная жизнь, но также образовательные, просветительские проекты.

Духовное образование, которое получали здесь в первые годы после революции, находит место в этих стенах и теперь. С 2011 г. в помещениях при церкви заработал Центр духовного образования военнослужащих. Он работает при Православном Свято-Тихоновском университете. Это достаточно серьезное образование, срок обучения составляет 4,5 года, а диплом дает право работы по специальности «Религиоведение».

Несколько курсов центра обучаются на территории Петропавловского. Это не случайно: ведь занятия, вместе с другими преподавателями, ведет сам настоятель церкви, игумен Симеон.

Кроме того, действуют

  • курсы греческого языка, обучение на которых занимает 4 года;
  • мастерская иконописи, чьи выставки регулярно проходят на приходе.

Хотя вернее было бы сказать – сами воспитываем. С 2015 г. здесь работает школа раннего развития по так называемому «методу Судзуки». Это японский педагог, разработавший методику обучения детей музыке, а также другим искусствам, похожую на обучение языку. Подход заинтересовал прихожан: теперь здесь регулярно проходят занятия.

Еще одна сфера приложения сил прихожан – хор «Cantabile», исполняющий светскую и духовную музыку. Он уже стал лауреатом не одного конкурса.

Связь с Японией, где действует Православная Церковь, основанная свт. Николаем Японским, не случайна: на приходе работает Дальневосточный культурно-просветительский центр, курирующий различные миссионерские проекты. Среди них – «От березы до сакуры», популяризация жизни и деятельности свт. Николая Японского в разных регионах страны, в том числе в Москве, а также различные проекты патриотического воспитания, конференции, российско-японские встречи, фестивали, посвященные свт. Николаю.

Так именуется православное молодежное движение при Петропавловском. Проводятся регулярные встречи для общения, просмотра кинофильмов. С молодежью регулярно общаются священники. Участвуют юные прихожане в социальном служении: ведь приход постоянно окормляет детский дом, Центр социальной адаптации.

Как добраться?

Место расположения Петропавловского – исторический центр города. Недалеко находится Казанский вокзал, а ближайшая станция метро – м. Красные Ворота. Впрочем, многие предпочитают дойти до Новой Басманной, 11 (таков адрес Петропавловского) пешком, по сохранившим исторический колорит улочкам старой Москвы, особенно если идти от Казанского вокзала. Горожане часто сетуют, что состояние домов здесь – такое же сложное, как самого храма, но проходящая реставрация все же дает надежду на лучшее.

Что ж, возрождение святыни идет непросто, как вообще сложной была судьба Петропавловского. Но на этом приходе получилось так, что души людей возродились быстрее здания: забота о каждом входящем, молитвенность на службах, да и, кажется, самый воздух старой церкви, пропитанный благодатью – все это чувствует каждый входящий. По слову Патриарха Кирилла, «самое главное – это ведь не стены — это живые люди. Самым великим украшением храма является не роспись и не красивый иконостас, а люди, которые его наполняют».

Наталья Сазонова

         Десять заповедей

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Благовещенский собор в Воронеже

Благовещенский собор Московского Кремля

Первая заповедь

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях 

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии