Что мы знаем о родителях Пресвятой Богородицы святых Иоакиме и Анне?

Исполнялись времена и сроки, все мироздание, вся тварь с воздыханием ожидали прихода Искупителя…

Все должно было совершиться, должен был явиться Чистейший Сосуд, устроиться Небесная Лествица для схождения на землю Спасителя. Но Господь медлил, выбирая самых благочестивых супругов, у которых должна была родиться Богородица.

И вот, произошло на земле тихое чудо:  любящие друг друга супруги зачали долгожданное дитя. Как просто… И как высоко.

Житие праведных супругов

О жизни родителей Девы Марии мы знаем из Священного Предания, которое содержит факты Священной истории, пусть и не отраженные в канонических Евангелиях, но содержащиеся в памяти Церкви.

Икона святых праведных Богоотец Иоакима и Анны

События из жизни святой четы Богоотец Иоакима и Анны отражены в текстах церковной службы, в изобразительном искусстве – в иконах, в молитвах и акафистах

Житие, рассказанное свт. Димитрием Ростовским, опирается на апокрифический текст «Протоевангелия Иакова».

Из этих источников известно, что родителями Пресвятой Богородицы были праведный Иоаким, происходивший из рода царя Давида, и праведная Анна из священнического колена Левиина.

Интересный фактГлавное, что мы знаем, они были любящими друг друга супругами. Эта святая пара сохранила любовь, привязанность друг к другу и свежесть чувств до старости. Как это прекрасно и как редко сейчас. Только одно это – уже чудо, что супруги, дожив до преклонных лет, не имея детей, продолжали верить и не теряли надежды. Апостол говорит: «Упованiемъ бо спасохомся» мы спасены в надежде (Рим.8:24), как важно не терять надежды и не отчаиваться.

Иоаким и Анна, прожив вместе долгую жизнь,  еще больше любили друг друга, никто из них не упрекал другого, что, мол, все из-за тебя, как это часто бывает в обычных семьях.

Нет, они молились, и, хотя и сетовали, и очень горевали, но не переставали смиренно молить  Бога о сокровенном желании.

В то время безчадие было поношением и стыдом у евреев, как показатель богооставленности. Иоаким и Анна терпели унижения от людей за свою бездетность,  но не озлоблялись, не мстили, а горячо молились.

Иоаким не только не отвечал на унижения, но еще и был благотворителем народу и жертвователем на священные нужды. Одну треть своих доходов он отдавал на милостыню, одну треть на жертвенник и священству, и только третью часть оставлял себе.

Анна, живя с мужем своим в любви и согласии, горячо желая утешить любимого супруга ребенком, молилась и плакала плачем и рыданием рыдала, говоря: «Оплачу мое вдовство, оплачу мою бездетность».

Когда не могла уже сдержать слез, Анна уходила в сад, чтоб не огорчать мужа рыданием.  Иоаким также, когда был огорчен в сердце своем, не допущенный к жертвеннику за бездетность,   ушел в пустыню , чтобы не слушать никого, не умножать досаду, передавая ее Анне.

Но как бросились они навстречу друг другу, услышав от Ангела счастливую весть о рождении Пресвятой Девы.

И принес Иоаким жертву Богу, сказав: «Приведите десять чистых без пятен агниц, будут они для Господа Бога моего, и приведите мне двенадцать молодых телят, и будут они для жрецов и старейшин, и сто козлят для всего народа».

И Анна дала обет Богу: « Жив Господь Бог мой! Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь».

 Как звали Богоотцов Пресвятой Девы Марии

Праведными Иоаким и Анна названы потому, что вели праведную и богоугодную жизнь, смирялись перед Богом, не восставали на людей, с терпением переносили обстоятельства.

Как говорил старец Паисий Святогорец, они были самой бесстрастной супружеской парой, потому что «у них не было мирского мудрования». Поэтому эти святые родители Божьей Матери и стали, как поется в акафисте им, ближайшими по плоти сродниками – дедушкой и бабушкой «утехи Израилевы» – Господа Иисуса Христа: «радуйтеся, Бога воплощенна Внука себе нарицающии».

Богоотцами Церковь называет эту святую пару вот почему: не в прямом смысле, а в наставительном, проповедуя учение о двух природах во Христе Божественной и человеческой.

Надмирное сверхъестественное Существо – Бог, Творец вселенной, усваивая Себе человеческое рождение и принимая на Себя человеческую природу,  исполняет Свой же Закон: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17). А в Законе, данном Им с ветхих времен, сказано: «чти отца и мать».

Придя на землю, Господь входит в семью, освящает семью, как Божественный союз. Благословляет брак. Приходится напомнить для «современного цивилизованного сообщества» брак между мужчиной и женщиной.  Только это брак, а все остальное – грех. Принимает всех Своих по плоти сродников – не только Иоакима и Анну, которые наречены Богоотцами, как по человечеству дед и бабушка, но и братьев, и Иосифа, и родоначальника Давида. Все они называются в православной традиции Богоотцами.

О чём молятся

Великое дерзновение перед Богом имеют Богоотцы Иоаким и Анна – им молятся об избавлении от нечаянной смерти. Страшно умереть в нераскаянных грехах, внезапно, не готовым, поэтому молитвенно призываем в помощь их святые имена: «от напрасныя и наглыя смерти избавляющии», Иоаким и Анна, защитите нас.

  • Можно надеяться на их молитвенную защиту в разных житейских обстоятельствах, потому, что столько терпения и веры они имели, что и нам могут испросить надежду в нашей тесноте, избавить от отчаяния, вывести из скорбей и несчастий, «от всяких бед спасающи».
  • Иоаким и Анна считаются молитвенными помощникам супругам в чадородии, в устройстве и сохранении благочестивого брака. Им молятся о сохранении свежести супружеских отношений и теплоты чувств.

День памяти

Дни памяти святых праведных богоотец Иоакима и Анны Церковь празднует: 22 сентября на следующий день после празднования Рождества Богородицы, 7 августа Успение Праведной Анны,  22 декабря  Зачатие святой Анной Пресвятой Богородицы.

1Октябрь2012 годаБыло положено начало строительству нового храма и учреждён приход в честь святых Богоотец Иоакима и Анны в г. Ростов-на-Дону

Церковь вспоминает святых праведных Иоакима и Анну не только в эти памятные дни календаря, но и в прочие дни за богослужением, когда совершается их поминовение на вседневных отпустах и по воскресной всенощной.

Дай, Бог, чтобы после отпуста мы не теряли тепло и мир богослужения, а приносили их в свои семьи вместе с сердечной памятью о богоотцах Иоакиме и Анне, проживая семейную жизнь по их примеру в любви, терпении и надежде на Бога.

Автор: Ирина Нечаева

Тропарь

Жизнь рождшую во чреве носила еси, /Чистую Богоматерь, богомудрая Анно: /темже к приятию небесному, идеже веселящихся жилище, /в славе радующися, ныне преставилася еси, /чтущим тя любовию /прегрешений просящи очищение, /присноблаженная.

Иже в законней благодати праведни бывше, /Младенца богоданнаго породиша нам, Иоаким и Анна. /Темже днесь светло торжествует, /весело празднующи божественная Церковь, /честную вашу память, /славящи Бога, воздвигшаго рог спасения нам в дому Давидове.

Кондак, глас 2 

Радуется ныне Анна, / неплодства разрешившися соуз, / и питает Пречистую, / созывающи вся воспети / Даровавшаго от чрева ея человеком // едину Матерь и Неискусомужную.

Молитва

Молитва первая

О, приснославнии Христовы праведницы, святии богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии Небесному Престолу Великого Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от Преблагословенныя Дщере вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему! К вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенником, прибегаем мы, грешнии и недостойнии. Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Также молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующи, от всяких напастей и бед и внезапные смерти предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и такое в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше. в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Благовещенский собор в Воронеже

Благовещенский собор Московского Кремля

Когда Благовещение Богородицы в этом году

Дорогие читатели, обращаюсь к вам в попытке вразумить вас хоть как-то. Вопрос стоит в иконопочитании

Святой князь Александр Невский

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии