Что называют правилом Василия Великого

Правила святого Василия Великого 

С первых веков христианства  у  верующих  возникали  различные  недоумения:  от  вопросов принятия иноверцев до  проблем монашеского общежития или семьи.  Уже тогда Церковь приняла обращаться к опыту мужей духовных, проверенному их собственным подвигом, молитвой. В сокровищнице такого опыта есть также «Правила свт. Василия Великого». 

Святитель Василий Великий с житием

XV в.

Дерево, темпера.

98.5 × 78.5 см

Исторический музей, Санок, Польша

Так обычно именуют  

  • установленные каноны, которые поддерживают дисциплину внутри общины, определенные правила частной жизни верных; 
  • сборники этих канонов, например, «Книгу правил», «Кормчую» (Номоканон), которые содержат как церковные установления, так и древние законы, ведению которых подлежала жизнь церковных общин. 

Ныне существующие Правила – плод деятельности Вселенских, а также ряда Поместных соборов, которые постепенно дополняли их число с I по IX вв. Так как церковные установления принимались соборным разумом, на основании духовного опыта Церкви, святых, они считаются неотменяемыми. Даже изменение обстоятельств жизни не может дать основание для отмены того или иного Правила, пусть оно даже перестает применяться или применяется неполно. 

В отличие от догматов, которые говорят о вероучении, каноны посвящены жизни Церкви в этом мире: 

  • покаянной дисциплине; 
  • статусу клира, мирян; 
  • управлению; 
  • различным правовым вопросам. 

Сейчас среди Правил выделяют: 

  • восходящие к Апостолам; 
  • составленные Соборами; 
  • святоотеческие. 

Угодники Божии, чьи правила приняли Соборы, изначально, как имеющие истинное смирение, не предполагали давать правила всей полноте Церкви. Поэтому очень часто это – послания, обращенные к тем или иным общинам или епископам по отдельным вопросам церковной жизни. Впоследствии они оказались полезными для всего церковного народа, а потому вошли в состав Правил. 

Что из себя представляют «Правила святого Василия Великого» 

Это – послания епископа Кесарии Каппадокийской разным лицам, а также выдержки сочинений. Всего Правил насчитывается 92. 

  • Большая их часть – 86, помещены в посланиях к свт. Амфилохию, епископу города Иконии, духовному другу, ученику свт. Василия, двоюродному брату другого святого, Григория Богослова. 

Кроме того, ряд правил содержатся: 

  • в послании еп. Диодору из Тарса; 
  • в обращениях к епископам; 
  • в книге «О святом Духе»; 91 и 92 правила взяты соответственно из 27 и 29 глав этого сочинения. 

Когда были составлены 

Все Правила появились во время епископства свт. Василия, то есть с 370 по 379 г. 

Какие темы и аспекты христианской жизни в них затрагиваются 

Ответы на вопросы епископов посвящены разрешению их недоумений относительно  согрешающих клириков, монахов,  мирян, устанавливают наказания за согрешения. 

Как указывает свт. Василий, общее наказание для согрешивших  служителей алтаря – лишение сана. Основанием для этого может быть: 

  • блуд, прелюбодеяние, иные не совместимые с саном плотские грехи; 
  • пролитие крови, вообще месть нападающему, например, разбойнику; такого служителя епископ предписывает лишать сана: «Ибо речено: всяк приемший меч, мечем погибнет (Матф.26:52)». 

При этом таковой обычно не лишается церковных таинств, но приступают к ним по чину мирян. Вот что пишет об этом святой во 2 Правиле: «Находящиеся в чине мирян, быв извержены от места верных, паки приемлются на место, с котораго ниспали. А диакон подвергается наказанию извержения, продолжающемуся навсегда». Но, дабы он совершенно не отчаялся, с человеком сохраняется церковное общение. 

Клирика или мирянина совершенно (и на всю жизнь) отлучает от Таинств одно: отречение от Христа. Свт. Василий пишет, что такой человек «все время жизни своея должен быти в числе плачущих, и обязан исповедатися: а при конце жизни удостоится причастия святынь, по вере в Божие человеколюбие». Впрочем, речь идет, видимо, об отречении не вынужденном обстоятельствами, сознательном. 

Если же верный отпал от Церкви не перенеся истязаний, он может быть принят в общение лишь через 8 лет епитимии, первые три из которых он не имеет права даже входить на церковный порог. Отрекшиеся «без великия нужды», только по страху мучений, принимались только спустя 11 лет. 

Особый случай – покаяние еретиков. Часто такое случалось уже при кончине, когда человек явно не успевал принести плодов покаяния. Святитель говорит, что к такому обращению нужно подходить с рассуждением, проверяя его искренность. 

 

Послания святителя говорят о том, что среди христиан немало было продолжавших языческие магические практики, либо принимавших у себя колдунов. За это установлено отлучение от Причастия на 6 лет, во время которых от верующего требуется большой труд покаяния. 

Среди таковых Правила называют: 

  • убийство нерожденного ребенка; на основании 2 Правила свт. Василия Церковь до настоящего времени принимает, что зачатый плод – уже полноценный человек, а уничтожение его – настоящее убийство; свт. Василий пишет: «Тонкаго различения плода образовавшагося, или еще не образованнаго у нас несть»; женщина несет епитимию также за то, что «наветовала» (навредила) самой себе; всего покаяние совершившей убийство должно продолжаться 10 лет; 
  • прелюбодеяние, за которое назначается епитимия 15 лет; 
  • то же бывает с противоестественными грехами, а также с лишающими человека жизни; убийцами являются также мужья, поднимающие на супругу оружие, а также все дающие «детоубийственную отраву», то есть абортивные средства. 

Устанавливая эти, а также многие другие наказания, святитель, однако, говорит также о милосердии к тем, кто впал во грех, но искренне готов исправиться, что доказывает делом. Святитель постоянно советует не подходить к согрешившим формально, выдерживая определенное Правилами количество лет: искренне стремящемуся к исправлению епитимия может быть сокращена: «Поелику повествования Священнаго Писания показуют нам, яко с большим подвигом исповедающися скорее получают Божие милосердие», а значит, священнослужителем также могут быть разрешены от греха. 

Правило от осквернения свт. Василия Великого (текст молитв ниже)

Святителю также приписывают особое «Правило от осквернения», которое, однако, является таковым не в смысле установления церковной жизни, а в смысле определенного порядка молитв, несколько из которых действительно восходят к святителю. Этот краткий чин «От осквернения» основан на послании другого угодника Божия, свт. Тимофея Александрийского (современника свт. Василия), также находящемся среди Канонов. 

12-е правило святителя содержит ответ на вопрос: «Аще мирянин, имевший нечистое сновидение, вопросит священнослужителя: должен ли допустити его до Причащения, или нет?». Свт. Тимофей отвечает, что необходимо смотреть на духовное состояние человека, не подвержен ли он вожделениям, достаточно ли готовился к Причастию. Если вины человека нет, а происшедшее – дело темных сил, он не только может, но должен приступить к Таинству, «ибо иначе искуситель не престанет нападати на него в то время, когда он должен приобщитися». 

Чаще всего Правило читается христианами, во время сна имевшими «нечистые сновидения». Оно содержит: 

  • Псалом 50; 
  • тропари;
  • 5 молений, первые два из которых именуются «Молитвами свт. Василия Великого»; 
  • 50 земных поклонов. 

Может ли современный человек понести труды покаяния, налагаемые древними, никем не отмененными канонами? К сожалению, ответ очевиден. Многие современные священники считают, что даже малая часть содержащегося в Правилах свт. Василия может ввергнуть не осознавшего своего греха, в уныние, даже – оттолкнуть от Церкви. 

Прот. Георгий Бреев в интервью журналу «Нескучный сад» от 29 марта 2010 г. говорит, что впервые пришедшему к Церкви «нужен не один год, чтобы разобраться — верит ли он, и как он верит. Выработать какое-то живое отношение к Богу, научиться молиться. И только потом, по мере постепенного вхождения в духовную жизнь человек начинает видеть свою неправду, свою ограниченность, падшесть своей природы».

 А уж от этого явится желание принять труд покаяния. Потому так мало следуют правилам свт. Василия священники нашего времени. 

Тем не менее, по слову свт. Феофана Затворника, «у Господа своя на всякого согрешившего налагается епитимия, которая состоит в том, что Он кающегося тотчас принимает в милость, а ждет, как пойдет сокрушение и смирение» Потому «возлагается ли на кого епитимия канонная или нет, а внутренней никому не миновать, и срока ей никто определить не может. Там все идет само собою, право учреждаясь соотношением свободы и благодати».

Такую епитимию, и глас Божий в душе «отпущаются тебе грехи твои» опытно знает каждый верующий, кто хотя бы пытался достичь покаяния. 

Читайте также: Житие и творения святителя Василия Великого

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии