Что празднует Церковь в день Воздвижения Креста Господня

Это один из нескольких дней церковного года, когда верующие сугубо чествуют Распятие Христово. Но особенность праздника в том, что это не просто воспоминание, но поклонение Кресту, через смерть Сына Божия ставшего орудием нашего спасения. 

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Датировки: XVI в. Иконописная школа или художественный центр:  Псковская школа Происхождение: из церкви Николая Чудотворца со Усохи в Пскове. Материал: дерево, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы:  высота 70 см, ширина 94 см Икона Праздничного чина. На фоне базилики Гроба Господня изображен патриарх Макарий с двумя диаконами, возносящий Крест. Справа представлены император Константин и его мать Елена, слева – присутствующие в храме. Инв. № 1661. © Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Литература: Васильева О.А. Иконы Пскова. М., 2006. № 49. С. 188.

Христиане отмечают память события, совершившегося, по разным данным, около 325 или 326 г.: после более чем 300 лет, прошедших по Распятии Сына Божия, на Голгофе был найден Крест Христов, на котором Господь принял смерть. 

Духовное значение праздника 

С первых веков существования Церкви верующими было глубоко прочувствовано значение Распятия. Обычай осенять себя крестным знамением у христиан столь древний, что историки даже затрудняются назвать время его появления. А рисунки с изображением Креста находят в катакомбах, на стенах древних храмов. 

Сила в немощи 

Между тем, Апостол Павел называет Крест «для иудеев соблазном, для эллинов безумием», поскольку «и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости, а мы проповедуем Христа распятого Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:22-24). 

Искатели чудес 

Действительно, еврейский народ с Ветхозаветных времен искал чудес, да и от Христа требовал: «Какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь? Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: «хлеб с неба дал им есть» (Ин. 6:30-31). Впрочем, есть как бы горькая ирония в том, что вопросы эти иудеи задают Учителю после явного чуда насыщения пятью хлебами 5000 человек, «кроме женщин и детей» (Ин. 6:8-12).  

Так что, требуя убедить себя чудесами в величии Божием, «народ избранный» этим знамениям большей частью не верил. Конечно, совершенно непонятна была убежденность христиан, что Бог не только может стать человеком, но даже умереть. Да и во имя чего? 

Как замечает тот же Павел, «едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть» (Рим. 5:7). А ведь Господь умер за грешников, по любви к ним. Такой Творец, униженный, умирающий, страдающий от рук людей – непонятен иудею. 

В чем мудрость? 

Логики, красоты ищут философы-язычники. А где же мудрость этой  нерассуждающей  любви Бога ко всякому человеку, так, что это даже ведет Его на Крест, к самой позорной, унизительной, мучительной казни? Нелогично и странно. По слову свт. Феофана Затворника:

«эллину представь какую-нибудь мудрую систему философскую и предложи ее в привлекательной форме, тогда может быть они откроют ухо для вашей проповеди, а так, как вы делаете,– это настоящее буйство».  

Но, вопреки мудрости мира сего, христианин, осеняющий себя крестом: 

  • верит любви Божией; 
  • понимает, что всякая мудрость мира – безумие перед Господом, ибо «немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор. 1:25); 
  • доверяет Господу свое спасение, о реальности которого ему не нужны доказательства «от разума». 

И все же промыслительно, что именно тогда, когда прекратились гонения на христианское учение и наступило время, когда к Церкви стали обращаться образованные эллины, искатели логичных доказательств, явлено было зримое свидетельство спасения – то Древо, на котором распяли Господа. 

Реальность спасения 

Из 12 («двунадесяти») великих праздников, Воздвижение – единственный, посвященный не Евангельским событиям, а факту церковной истории более позднего времени. Он как бы связует древность и современность, показывая, что земная жизнь Господа, Его Распятие, последующее Воскресение и Вознесение к Отцу – не красивая легенда или благочестивое предание, а вполне реальная жизнь. Зримое свидетельство этого – Крест Христов, явленный христианам спустя почти 300 лет по Распятии. 

История обретения

По мнению церковных историков, общецерковный праздник Воздвижения известен уже с конца IV в., то есть появился через несколько десятилетий после того, как был найден Крест. 

Известно несколько различных версий того, каким образом Животворящий Крест найден верующими. Все они исходят из того, что после разрушения Иерусалима в 70 г. по Р.Х. римляне уничтожили саму память не только о событиях Распятия, но даже о самом городе. К 135 г. его уже называли Элия Капитолина, на месте иудейского Храма возвышался другой, посвященный Юпитеру. Места, дорогие христианам, также были застроены языческими жертвенниками. 

Только с воцарением Константина Великого городу с 325 г. было возвращено его историческое название. Постепенно сюда начали приезжать паломники-христиане, сохранявшие память о том, чем был Иерусалим – место жизни и страданий Господа. 

Крест найден свт. Макарием? 

Самый ранний по времени рассказ о Воздвижении сохранился у церковных историков начала V столетия. Согласно ему, после того, как было разрушено капище Юпитера, под его развалинами обнаружили три скрытых в недрах земли креста.  

Патриарх Макарий, предстоятель Иерусалимских христиан, дабы видеть, который из крестов является Иисусовым, повелел возлагать их на тяжело болевшую женщину, твердо веруя, что Господь подаст знамение. Так и случилось: по прикосновении одного из крестов недугующая стала здорова. 

При большом стечении верующих предстоятель высоко поднял Древо и благословил им народ – так возник чин Воздвижения Креста. 

Царица Елена – паломница и храмоздательница 

По другой версии, нахождение Креста связано с матерью императора Константина, Еленой. Около 326 г., уже незадолго до своей кончины, она совершила паломничество на Святую Землю. Ее усилиями: 

  • возведены церкви на местах, связанных с земной жизнью Господа; 
  • началось строительство храма Воскресения Христова над местом Гроба Господня. 

Но главным делом святой правительницы стало обретение Креста. Церковные историки начала V в. рассказывают, что Елена настойчиво пыталась выяснить, где может находиться место Распятия, а также само Древо. 

К сожалению, помнили об этом уже немногие из старожилов города. Был среди них престарелый еврей Иуда. Однако ни уговоры, ни обещания награды не смогли убедить его открыть место Распятия ненавистного иудеям «Назарянина». Лишь после пыток Иуда указал место, где мог находиться Крест. 

Так царица и свт. Макарий Иерусалимский нашли три креста – Господа и двух распятых по сторонам от Него разбойников. Орудия распятия поочередно возлагали на мертвеца, которого как раз несли мимо для погребения. Крестное Древо Господа воскресило человека, оказавшись в самом прямом смысле Животворящим. Свт. Макарий торжественно благословил Крестом собравшийся народ, глубоко потрясенный чудом. 

Интересный фактЦерковное предание говорит, что виденное перевернуло жизнь также еврея Иуды: приняв Крещение, он позже был известен под именем Кириака, Иерусалимского епископа. Во время царствования Юлиана Отступника архиерей мученически умер за Христа. 

Это интересно: Равные апостолам – святые цари Константин и Елена

Обретение Древа в I веке 

Среди христиан Сирии V в. был популярен также еще один рассказ о Древе Креста. Согласно ему, первое его обретение случилось еще до разрушения Иерусалима, при римском императоре Клавдии (41-54 гг.). Святыню нашла его супруга. Предание именует ее «Протоникой», что по-гречески означает не имя, а «первую победу», так что современные богословы ставят под сомнение историчность этой личности. 

Согласно рассказу, в Риме Протонику обратил к Господу сам Апостол Петр. Приехав в Иерусалим, императрица и ее юная дочь пожелали видеть место Распятия. Однако оказалось, что иудеи не пускают христиан на Голгофу.  

Именем Клавдия повелев евреям передать святыню христианам, Протоника сама отправилась к месту казни Спасителя. Здесь ей удалось найти три креста. Радость встречи со святыней омрачилась, однако, внезапной кончиной дочери. Не впав в отчаяние, совершенно твердо веруя Богу, Протоника с молитвой возлагала на нее каждый из 3 крестов. Тот, на котором умер Спаситель, воскресил девочку.

Крест Христов императрица передала Апостолу Иакову, предстоятелю Иерусалимской церкви. Община хранила его до начала II в., когда начинается гонение императора Траяна. Избегая поругания святыни, иерусалимские христиане вновь скрыли ее в земле. 

Таким образом, по этой версии. событие, совершившееся при свт. Макарии Иерусалимском – уже второе обретение Креста. 

Интересный фактИз трех версий событий Воздвижения в Церкви сейчас наиболее распространена та, что говорит о нахождении Древа св. Еленой. Она вошла в праздничный Пролог, читаемый богослужении накануне праздника. 

Установление торжества 

19Марта325 годаЦерковное предание считает этот день датой обретения Креста (возможно, это произошло не в 325, а в 326 году).  Этот день особо отмечен церковным  календарем.

В это время воспоминается также св. Елена. А вот празднование Воздвижения появилось далеко не сразу. 

«Пасхальная хроника» – источник VII в., описывающий историю Византии, сообщает: торжественное празднование Воздвижения Креста впервые состоялось 17 сентября 334 г. в Иерусалиме.

Но несколько позже дата празднования была изменена. Около 335 или 336 г. совершилось освящение великолепной базилики, называемой «Мартириум» на месте Голгофы. Тогда же освятили Ротонду Воскресения над пещерой Гроба Господня. Случилось это 14 сентября.

Так появился праздник, называемый христианами Иерусалима «Обновлением», с которым первоначально соединяли Воздвижение, подобно тому, как в наши дни после Рождества празднуется Собор Пресвятой Богородицы, а после Крещения – св. Иоанна Предтечи. 

Интересный фактЛишь с VI в. Воздвижение постепенно становится самостоятельным церковным торжеством. Например, «Житие» прп. Марии Египетской (VII в.) говорит об обращении Марии от греховной жизни именно в праздник Воздвижения, когда Божественная сила возбранила ей доступ к Животворящему Древу. 

Двунадесятый праздник 

Переломный момент в осмыслении значения Воздвижения – утрата и возвращение  Древа  (VII в.) 

В 614 г., когда Иерусалим был разорен персами, при этом они забрали Крест, как военный трофей. Только через 17 лет император Ираклий, разбив врага, вернул христианам святыню.  

Церковное предание сохранило также память об особом знамении, сопровождавшим возвращение Древа. Когда 21 марта 630 г. царь вступал в Иерусалим, он пожелал лично вернуть Крест в храм Гроба Господня.  

Во всем блеске царского великолепия он вез великую святыню через Золотые ворота Иерусалима, как вдруг некая сила остановила императора. В страхе Ираклий увидел Ангела Божия, сказавшего: «Ираклий! Не так нес Господь Крест на Голгофу!». Смиренно приняв это обличение, царь слез с коня, снял царские одежды. В рубище, пешком, он нес Крест по Иерусалиму на своих плечах.

Видимо, случившееся оказало на государя особое влияние. При нем в титуле императоров Византии появились слова «Πίστος εν Χριστω βασιλευς», «верный во Христе царь».

Именно при Ираклии праздник Воздвижения становится одним из 12 великих торжеств Церкви. 

Праздник на Западе 

Со 2 пол. VII в. праздник появляется у христиан Запада, что, возможно, тоже связано с возвращением Древа из пленения язычниками. Поначалу он соединялся с памятью особо почитаемых святых – свт. Корнилия и сшмч. Киприана, празднуемой 14 сентября, но постепенно обретает самостоятельное значение. Однако западные христиане никогда не относили Воздвижение к числу великих праздников: оно считалось церковным торжеством «среднего разряда». 

Интересный фактДовольно долгое время католики, как православные, отмечали особой службой собственно день обретения Креста – но 3 мая, а не 19 марта. После литургической реформы 1960 г. это празднование удалено из их календаря. 

Понимание значения Креста оказалось очень близко христианской Руси. С древности к празднику приурочивали: 

  • поднимание крестов на только что выстроенные храмы; 
  • крестные ходы вокруг деревни; по народному верованию, это ограждало от различных бед на целый год; 
  • сооружение так называемых «обетных крестов» при дорогах; делалось это обычно как благодарность Господу за исцеление болезни, помощь в житейской скорби; 
  • также «по обещанию», как благодарность, строили маленькие часовни или даже одноглавые церквушки – тогда подобные небольшие здания умели возвести за день. 

Некоторые народные сказания осмысливают день праздника, как особое время борьбы света с тьмой, когда силы зла особенно сильно нападают на христиан. Но Крест, который «воздвизается» из недр земных, побеждает все бесовские силы. 

Поэтому русские крестьяне часто выжигали изображение Креста на притолоке при входе в дом, на воротах амбара, клали деревянные крестики (или крестообразно сложенные ветки) в кормушку скотине, в сарай, где хранилось имущество. 

Крайне серьезным было отношение к посту на день празднования: считалось, что на несоблюдающего воздержание «семь грехов воздвигнутся», тогда как благочестивому, напротив, «семь грехов простятся». 

Богослужебные особенности 

Так как речь идет о двунадесятом празднике: 

  • он никогда не соединяется с другими празднованиями, например, с памятью святых; 

Интересный фактНа Воздвижение скончался свт. Иоанн Златоуст, но память его отмечается на другой день, а не на сам праздник. 

  • накануне его положено совершение всенощного бдения, на само празднование – литургия; 

На праздник принято фиолетовое или темно-красное облачение церковнослужителей. Покровы того же цвета – на престоле и аналоях храма. 

Бдение 

В древности оно начиналось с заходом солнца, а продолжалось всю ночь, но сейчас бдение – просто более длительное вечернее богослужение, соединяющее вечерню с утреней. Эта известная постоянным прихожанам служба имеет, однако, ряд особенностей. 

  • Перед началом службы древо Креста переносится в алтарь. В древности это совершалось очень торжественно: при сопровождении свещеносцев, при пении песнопений праздника, иерей и диакон шествовали с крестом в специальное помещение – сосудохраительницу, где брали Древо, а затем переносили его на жертвенник. Отсюда перед бдением Крест переносился на престол. В наше время Крест обычно находится на жертвеннике, откуда его, при закрытых вратах, переносят на престол перед началом бдения. 
  • Во время Утрени Евангелие не выносится на середину храма, а читается священником в алтаре. 
  • Во время чтения канона не совершается помазание верующих елеем. 
  • Особенностью канона Воздвижения, написанного прп. Космой Маиюмским, является то, что в нем не одна, а две 9-х песни. 

Существует две версии появления такой редакции песни:

  • это остаток какого-то древнего канона Воздвижению;
  • еще одна 9 песнь написана самим Космой: однажды, услышав в храме свой канон, он высказал поющим замечание, как автор текста; но певцы потребовали от него доказать, что песнопения написаны им – тогда, как доказательство, преподобный написал еще одну 9 песнь, которая теперь исполняется в составе канона Воздвижения.

И, конечно, главная особенность всенощной на праздник – сам Чин Воздвижения. 

В древности чин совершался только в Иерусалиме, по окончании Утрени. Служители, облачившись, переносили Крест на престол, после чего Крест трижды поднимали, благословляя им верующих. Каждое из трех «воздвижений» предваряли: 

  • 2 ектении; 
  • молитва; 
  • прокимны. 
Читайте также:  Молитва Серафиму Вырицкому о помощи в делах

С VI в. церковное последование стало совершаться в других местностях, например, известно о таком чине в Сирийском городе Апамее.  

Согласно Уставу Великой церкви св. Софии Константинопольской, крест поднимал патриарх, осеняя им народ. Всего воздвижений было 5, на каждую из сторон света, начиная с восточной, последнее благословение Крестом – вновь на восток. При этом верующие и служители пели «Господи, помилуй» по 100 раз на каждое благословение.

Похожим порядком чин происходит в современных храмах: по окончании Великого Славословия («Слава Тебе, показавшему нам свет»), епископ или священник в полном богослужебном облачении выносит Крест из алтаря, и, при пении 100-кратного «Господи, помилуй» 5 кратно осеняет им все стороны света. 

Интересный фактСейчас в Русской Православной Церкви Воздвижение совершается только в соборных храмах. По особому благословению архиерея это возможно также на отдельных приходах или в иноческих обителях. Такое правило установилось с середины XVII в. 

В остальных случаях Крест выносится для поклонения по чину, аналогичному Крестопоклонной неделе, он полагается на аналое в центре храма. 

В Греции сейчас чин совершается во всех церквях без исключения.

Литургия 

Среди отличий литургии на Воздвижение от совершения этой службы в другие дни: 

  • пение перед чтением Апостола и Евангелия не «Трисвятого», как обычно, а тропаря Кресту («Кресту Твоему покланяемся, Владыко»); 
  • Евангельское чтение дня посвящено Распятию Господа: это рассказ о событии от св. Иоанна (Ин. 19); 
  • после окончания службы священнослужители при пении тропаря Кресту, совершают перед древом, вынесенным на средину церкви, земные поклоны; то же делают все верующие. 

Воздвижение – единственный из двунадесятых праздников, когда совершаются земные поклоны, в том числе – после Причастия Св. Таин, что обычно не принято. 

Почему в этот день установлен пост 

Постное воздержание в праздник установилось, по-видимому, не сразу. Церковный писатель, монах Никон Черногорец, живший в XI в. пишет, что Уставы церковные ничего не говорят об этом, однако, пощение является общепринятой практикой. С древности оно продолжалось: 

  • 2 дня у иноков (сам день праздника и его канун); 
  • 1 день у мирян. 

В настоящее время на Воздвижение в Русской церкви установлен устав пощения, подобный воздержанию по средам и пятницам. Из питания исключаются: 

  • мясные, молочные продукты, яйца; 
  • рыба. 

Разрешено добавлять к пище растительное масло. 

Причину поста объясняет Никон Черногорец:

«Известно из примеров великих святых, что они имели обычай предочищаться к великим праздникам. Говорят, что и этим постом верующие положили  предочищаться к целованию Честного Креста, так как и сам этот праздник для того установлен».

К воздержанию не только от скоромной пищи, но также от развлечений, располагает также само событие, которому посвящен праздник: Распятие Господа. Любящему Христа человеку естественно не только радоваться о своем спасении, но еще скорбеть о грехах, возведших Спасителя на Крест. 

Иконы 

Иконография: Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Датировки: XIX в. Вторая четверть XIX века. Иконописная школа или художественный центр:  Палехская школа иконописи Материал: дерево, левкас, темпера, золото. Размеры иконы:  высота 32 см, ширина 27 см. На фоне базилики Гроба Господня изображен патриарх Макарий с двумя диаконами, возносящий Крест. Ниже представлены император Константин и царица Елена. В верхних углах сцены обретения Креста. Инв. № ГМПИ 3936. ДИ-562-И. © Государственный музей Палехского искусства.

Самые ранние иконы праздника относятся к IX в. Известно несколько наиболее распространенных изводов этого образа. 

Воздвижение в св. Софии 

Интересно, что на самых ранних образах Воздвижения пишется не обретение Креста, а чин, совершаемый в церкви Св. Софии Константинопольской. В центре иконы – патриарх Макарий, при котором совершилось событие, высоко поднявший Крест. Обычно считается, что это патриарх Макарий Иерусалимский, пусть исторически не имевший отношения к Константинополю.  

Интересный фактНа некоторых образах Древо держит Константинопольский святитель Иоанн Златоуст – предполагается, что это связано с тем, что на Воздвижение приходится день его кончины. 

Ниже патриарха с Древом могут быть написаны: 

  • свв. Константин и Елена; 
  • изображения чудес от Крестного Древа – исцеления больной женщины, воскрешение мертвого; 
  • в России на Воздвиженских образах к XVII в. начинают также изображать русских святых; известны также изображения царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, которые к лику святых не причислены. 

Икона обретения Креста 

Несколько реже встречаются святые образы, на которых представлено, как царица Елена находит Древо. На таких иконах также по центру свт. Макарий,  благословляющий Крестом народ, близ него могут быть изображены св. Елена и император Константин. 

В нижней части иконы – пещера, где найдено Древо. Иногда могут изображаться даже люди, копающие землю в поисках святыни. 

Константин и Елена 

Наконец, третий известный извод Воздвижения – икона держащих Древо свв. Константина и Елены. Такие изображения известны: 

  • в храме Св. Софии Константинополя; 
  • в храмах Древней Руси, например, в храмах Полоцка (XII в.); 
  • мозаика, изображающая святых, есть в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга (XVIIIXIX вв.). 

Символ Божией любви к людям

Святые много пишут о Распятии, о значении Креста для жизни верующего. Именно им, как особенно близким к Господу, дано понять тайны Его любви к людям и спасения. 

«Учение Христово» 

Так именовал Крест свт. Игнатий (Брянчанинов). Действительно, Распятие убедило весь мир в силе Божией. По слову свт. Иоанна Златоуста:

«Крест через неученых убедил и обратил целую вселенную, убедил не в предметах маловажных, но в учении о Боге, истинном благочестии, евангельской жизни и будущем Суде; он сделал философами всех» .

Знамение спасения 

Свт. Григорий Богослов пишет, что Распятие – врачевание болезни человеческой, происшедшей из-за отпадения от Бога – источника жизни. Сам Господь приходит людям на помощь:

«Поэтому древо за древо и руки за руку, руки, мужественно распростертые, – за руку, невоздержанно протянутую, руки пригвожденные – за руку, извергнувшую Адама. Поэтому вознесение на Крест – за падение, желчь – за вкушение, терновый венец – за худое владычество, смерть – за смерть, тьма – за погребение и возвращение в землю для света». 

Помощник в борьбе 

«Укрощением всех страстей до их совершенного истребления» называл Древо прп. Исайя. 

А прп. Нил Синайский писал: «Имеешь у себя честное древо – Крест Господень, которым, если пожелаешь, можно усладить горькую воду твоего нрава». Ведь, по слову святого. «благодаря Кресту мы не трепещем перед тираном-диаволом, потому что находимся около Царя». 

Свт. Димитрий Ростовский сравнивает воздвигаемый Крест с боевым знаменем: 

«Для того Церковь возносит и воздвигает Крест Христов, чтобы, воинствуя с этим знаменем, ты побеждал врагов своих. Ибо и воины царя земного, когда держатся около военного знамени, лучше ополчаются против врагов; и тот воин, который удаляется от него, скорее погибает».

«Где найдешь такого Отца?» 

Прп. Силуан Афонский часто говорит о Божией любви к людям. Она больше любви отцовской и материнской. Родители, любя детей, но видя их проступки, чаще всего обличают и наказывают своих чад, пусть и со скорбью: «Обычно прискорбно отцу и жалко ему сына, который за преступления свои должен быть наказан; но хоть и жалеет он сына, а все-таки скажет ему: «Нехорошо ты сделал, и за дурные дела свои правильно наказан». Не то у Бога: «Господь же нам этого не скажет никогда. Он и нам скажет, как Апостолу Петру: «Любишь ли Меня?» (Ин.21:15); так и в раю всему народу скажет Он: «Любите ли вы Меня?» И ответят все: «Ей, Господи, мы любим Тебя. Ты спас нас Своими страданиями на кресте, и ныне даровал нам Небесное Царство». 

Как понять Любовь? 

Прп. Силуан Афонский говорит, что многие видят Распятие, знают, что Христос умер за нас, но понять эту любовь не могут: познать ее можно только Святым Духом. 

Крест и «крестики» 

Прп. Паисий Святогорец пишет, что Бог дает крест каждому по его силам

«не для того, чтобы он мучился, но для того, чтобы с креста человек взошёл на Небо. Ведь в сущности крест – это лестница на Небо. Понимая, какое богатство мы откладываем в [небесную] сокровищницу, терпя боль испытаний, мы не станем роптать, но будем славословить Бога, беря на себя тот маленький крестик, который Он нам даровал». 

Где находится Честное и Животворящее Древо сейчас

По обретении Древа оно, как говорит предание, было почти сразу разделено на две части. Как утверждают византийские хронисты, часть Креста осталась в Иерусалиме и затем хранилась в храме Гроба Господня. Это было так называемое «средокрестие». Другую же часть Распятия св. Елена увезла в Константинополь, своему сыну-императору. 

Иерусалимская святыня 

Эта часть Крестного Древа впоследствии хранилась в храме Гроба Господня. Многочисленные паломники могли поклониться Кресту в Великую Пятницу. Тогда, около 6 часа дня, епископ садился на специальную кафедру, расположенную на месте Голгофы. Выносился специальный ковчег, в котором хранилось Древо.

По свидетельству одного из тогдашних паломников «епископ сидя придерживает своими руками концы святого древа; диаконы же, которые стоят вокруг, охраняют Существует обычай, по которому весь народ, подходя поодиночке, как верные, так и оглашенные, наклоняются к столу, лобызают святое древо и проходят». 

Так продолжалось до 614 г., когда город разорили персы, забрав, как трофей, и Иерусалимскую часть Креста. Именно ее спустя 16 лет торжественно вернул царь Ираклий. 

Однако уже с 628 г. началось новое нашествие, на сей раз арабское. Спасая святыню от поругания, ее разделили на части и вывезли из города. Много позже одна из этих частей возвращена Иерусалимским христианам. 

Здесь она хранилась до начала Крестовых походов, когда Иерусалим захватили вновь – рыцари-крестоносцы. Здесь даже создано было королевство, долго, впрочем не просуществовавшее. 

4Июля1187 годаВ кровопролитной битве часть Креста была захвачена мусульманами.  Рыцари взяли ее на сражение, надеясь на благословение Божие, однако епископ, весь бой стоявший,  держа в руках ковчег с Крестом, был убит, а святыня утрачена.

По другим данным, кто-то из рыцарей успел скрыть ее в земле, но впоследствии не смог указать место погребения Древа. 

Дальнейшая судьба Иерусалимской части Креста неизвестна. Есть версии, что европейские монархи выкупали ее у арабов небольшими частицами. 

Константинопольская часть Древа 

Что касается части Креста, привезенной св. Еленой в столицу империи, то от нее уже с IV в. стали отделять небольшие частицы. 

Так, сама св. Елена оставила несколько малых частей святыни в монастырях по пути к Константинополю. Впоследствии при императорском дворце создана «ставротека» из помещенных в небольшие ковчежцы малых частиц, которые дарили приближенным царя как награду. 

Самая же большая часть Древа хранилась у Константинопольского патриарха. Именно ее похитили крестоносцы после захвата ими Иерусалима в 1204 г. От этой части Креста начали отделять малые части, появившиеся во многих храмах Западной Европы. 

Частицы 

Уже свт. Иоанн Златоуст свидетельствует, что многие верующие его времени носили частицу Креста на груди, как особое благословение, помещенной в специальный   ковчег. Такие реликвии могли отделяться от Креста как в Иерусалиме, так и в Константинополе. 

Например, иерусалимский патриарха и его диаконы во время поклонения Древу строго следили, чтобы благочестивые паломники не попытались унести частицу Креста в зубах. Современник пишет, что это была не такая уж редкость:

«И так как, рассказывают, не знаю когда, кто-то отгрыз и украл частицу святого дерева, то поэтому теперь диаконы, стоящие вокруг, так и охраняют, чтобы никто из подходящих не дерзнул сделать того же».

При этом касаться святыни рукой также было возбранено. Тем не менее, частицы Креста распространялись по миру. 

Особенно много их стало после разделения Креста после захвата католическими рыцарями Иерусалима и Константинополя. 

Части Древа в наше время 

Сейчас известно, что самые большие сохранившиеся от Креста части находятся: 

  • в храме Гроба Господня; реликвия вделана в специальный крест, и пребывает в сокровищнице, откуда ее износят для поклонения по праздничным дням и на Воздвижение; 
  • в музее Элладской Патриархии в Греции. 

Титло и гвозди 

Помимо самого Креста, до наших дней дошли также отдельные фрагменты титла – надписи вины, которую обычно писали на крестах казнимых преступников. Часть этой дощечки находится в храме Гроба Господня в так называемой «пещере обретения», месте, где был найден Крест. Другая часть титла находится в Ватикане. 

Гвозди от Распятия были взяты св. Еленой в Константинополь. В дальнейшем с них делалось множество копий, в которые вделывались малые частицы подлинных орудий казни, пронзивших руки и ноги Господа. Отсюда множество «гвоздей от Распятия», почитаемых христианами уже со времен Средневековья. 

Части Креста попадали на Русь через благочестивых паломников, или как дары Константинопольского патриарха святителям и князьям. Несмотря на годы безбожия, до настоящего время существует более десятка храмов и иноческих обителей, где хранятся эти драгоценные реликвии. Среди них: 

  • Елоховский Богоявленский собор (г. Москва); 
  • церковь прп. Сергия Радонежского в Крапивниках; 
  • собор св. Троицы (в Троице-Сергиевой лавре); 
  • Александро-Свирский мужской монастырь; 
  • монастыри Благовещения (мужской) и Воздвижения (женский) (г. Нижний Новгород); 
  • церковь вмч. Анастасии Узорешительницы (г. Псков); 
  • Воскресенский Федоровский мужской монастырь (Ивановская область); 
  • Покровская Александро-Невская женская обитель (Новосибирская епархия); 
  • Богоявленский кафедральный собор (г. Томск); 
  • Крестовоздвиженский женский монастырь в Кылтово (республика Коми). 

Храмы и монастыри

Всего в настоящее время известны около 680 православных храмов и монастырей, посвященных празднику. Не все из них сохранились до наших дней, будучи уничтожены в годы советской власти. Но есть также вновь возникшие церкви и иноческие обители. 

Воздвиженские церкви, часовни, монастыри есть: 

  • в Греции, на бывшей территории Византийской империи, где и родился праздник; 
  • в России, Украине, Белоруссии, Грузии; 
  • в Польше, Румынии; 
  • в Казахстане (3 церкви); 
  • США; 
  • Австралии. 

В Москве 

Особое значение праздника для города отражено в названии одной из столичных улиц – Воздвиженки. Здесь некогда находился посвященный празднику монастырь. 

Воздвиженский «на острове» 

Впервые документы упоминают о нем в 1547 г. Тогда в обитель пришел известный московский юродивый, Блаженный Василий, и долго здесь плакал. А спустя несколько дней именно с монастыря начался пожар, уничтоживший значительную часть Москвы. 

В 1814 г. обитель закрыта. О причинах этого нет единого мнения – одни говорят, что она сильно пострадала от нашествия Наполеона, другие – упразднена из-за бедности. Однако Воздвиженская церковь, ставшая приходской, по-прежнему сохранялась. 

В 1934 г. ее уничтожили, на этом месте началось строительство станции метро. А вот ворота бывшей обители оставались до 1979 г., когда их тоже уничтожили при очередном строительстве. 

Алтуфьево 

Воздвиженская церковь в Алтуфьево находится на северо-востоке города. Она упоминается с XVI в., а в каменном исполнении перестроена в конце XVIII в. После закрытия храма в советские годы богослужения возобновились с 1999 г. Тогда на престольный праздник церковь вновь освящена самим патриархом Алексием II. 

Читайте также:  «Бдительная бессонница» всё о Всенощном Бдении в православной церкви

Чистый Вражек 

В этой московской местности с 1640 г. также существует Воздвиженский храм, с 1658 г. его выстроили в камне. Церковь работала до 1930 г., затем была закрыта и вновь восстановлена только с 1992 г. 

Черкизовская 

Есть церковь Воздвижения и в микрорайоне Черкизово. В XIV в., когда церковь упоминается впервые, это было небольшое село боярина Серкизова. Впоследствии оно вошло в городскую черту. 

В 1690 г. Воздвиженский, иначе называемый Ильинским (так как имеет предел св. пророка Илии), построен в камне. 

Интересный фактВ советские годы церковь не была закрыта, хотя такие попытки не раз предпринимались. Возможно этому помогло то, что во время Великой Отечественной войны община смогла собрать на нужды фронта 1 млн. рублей, за что даже получила благодарственную телеграмму И.В.Сталина. 

Ныне Воздвиженский храм – как и прежде, действующий. 

Петербург: «казачий» храм 

Крестовоздвиженский собор, Санкт-Петербург

Крестовоздвиженский собор – один из самых красивых храмов Северной столицы. Ранее он находился на единственной дороге, которая связывала строящийся Петербург и другие города. Ямщики, постоянно занятые перевозками по этому тракту, желали иметь собственную церковь. Так на месте нынешнего собора появился первый небольшой храм. С конца XVIII в. здесь уже существовала каменная Воздвиженская церковь с несколькими приделами. 

В XIX в. количество ее прихожан перевалило за 10000 человек. При храме открылась богадельня, столовая для бедняков, «Братство трезвости». 

После закрытия храма в его здании была школа, затем мастерские. Верующим церковь возвращена в 1992 г. Ныне значительную часть прихожан составляют казаки. 

Монастырь в Лукино 

Ныне это женская ставропигиальная обитель в Домодедовском округе Московской области. Ее основание относится к 1837 г., когда образовалась небольшая община при богадельне – приюте для больных и немощных. С 1887 г. она получила статус монастыря. Соборный храм монастыря освящен был в честь Воздвижения. Другой святыней стала Иерусалимская икона Богородицы, поэтому монастырь стал называться Крестовоздвиженским Иерусалимским. 

К началу XX в. обитель была известна широкой благотворительностью и духовностью насельниц. 

После революции здесь работал дом отдыха, а иноческая жизнь возродилась только с 1992 г. Тогда же возобновилось служение милосердия: ныне инокини помогают детскому реабилитационному центру. 

Часовня «Крест» и Воздвиженский храм 

Подмосковное село Воздвиженское названо по имени храма. Он известен с XVII в., в XIX в. построено его нынешнее каменное здание. До революции церковь была известна крестным ходом, который совершался от небольшой часовни в 2 верстах от села, называемой «Крест».

Именно здесь, по преданию, остановился, чтобы приветствовать прп. Сергия Радонежского его духовный брат, свт. Стефан Пермский. Святые благословили друг друга, даже не встретившись, но духом провидев присутствие друг друга. На память об этом событии и была выстроена часовня. Крест из нее ежегодно, на Воздвижение, торжественно переносился в храм. В 1930-е часовня уничтожена, с 1996 г. на ее месте – памятный крест. 

Владимирская область: Снегирево 

В этой небольшом поселке до революции находилась усадьба графов Салтыковых, в судьбе которых праздник Воздвижения не раз сыграл определяющую роль: 

  • в XVII в. бояре Салтыковы построили монастырь Воздвижения в Смоленской земле, один из них принял там постриг; 
  • существует семейное предание, что основатель усадьбы, генерал-фельдмаршал Николай Салтыков, будучи смертельно ранен, обещал Господу выстроить храм Воздвижения. 

Церковь, посвященная дорогому для семьи празднику, стала центром духовной и культурной жизни местного прихода. Здесь с 1887 г. работала церковно-приходская школа. 

После революции храм не был закрыт, однако без ремонта пришел в плачевное состояние. С 1990-х гг. здесь открылось подворье Успенского женского монастыря, образовалась иноческая община. 

Иркутск: «хитро вытканный ковер» 

Крестовоздвиженский храм в Иркутске

Именно так называют узорочье этого единственного сибирского храма, где полностью, несмотря на годы безбожия, сохранена архитектура и даже интерьер XVIII в. Красота церкви такова, что ей даже посвящают стихи. 

Каменный Воздвиженский собор выстроен в 1760 г. на месте деревянного храма. 

Богослужения в соборе прекратились с приходом советской власти, в 1930-е. Ныне это снова действующий кафедральный храм Иркутской епархии. 

Омск: храм, основанный святым 

Первым настоятелем Крестовоздвиженской церкви г. Омска был протоиерей Стефан (Знаменский), ныне прославленный в лике святых. А началось строительство по желанию генерал-губернатора Сибири, озабоченного недоступностью существующих храмов для жителей новых, растущих районов города. Чиновник писал Тобольскому и Сибирскому епископу: 

«По народонаселению Омска и по обширности занимаемого им пространства, число существующих ныне в этом городе православных церквей крайне недостаточно люди преимущественно бедные, не имеющие своих лошадей и экипажей часто лишены бывают возможности посещать Божий храм, не только в Воскресные дни, но даже в большие праздники». 

Пожертвования на церковь приходили не только от омичей, но и от жителей других городов Сибири. В 1870 г. храм освятили. Перед революцией он имел один из самых больших в городе приходов, более 6000 человек. 

С 1937 г. церковь была закрыта. Восстановление ее началось только с 1990-х гг. 

В Грузии: обитель Шио Мгвимского 

Монастырь с церковью в честь Воздвижения находится близ города Мцхета.  Прп. Шио пришел в Иверию вместе с 12 другими иноками из Сирии. Здесь его подвижничество, чистая жизнь, обратили к Христу множество людей. Многие захотели жить под руководством великого аввы.

Так среди труднодоступных скал образовался монастырь. Одним из храмов его стал Воздвиженский, построенный на высокой скале. Ныне в обители живут 13 монахов. 

Украина: храм Спасителя и современное чудо 

Один из самых известных Воздвиженских храмов Украины, в Ужгороде, часто сравнивают с главным храмом Москвы. 

«Храм Христа Спасителя» 

Так именуют вновь построенный Воздвиженский собор г. Ужгорода. Действительно, создатели его вдохновлялись этим храмом российской столицы. Увенчанный пятью куполами, Ужгородский и внешне чем-то похож на Московского «собрата».

Строительство его началось с 1990-х, а завершено в 2000-е гг. Двухэтажная церковь состоит из Крестовоздвиженского храма –  нижнего, и верхнего – Христа Спасителя. Вместимость обоих храмов – до 5000 человек. 

Ныне здесь уже идут богослужения, кроме того, открыт музей. А в столовой бесплатно кормят неимущих. 

Крест как начало церкви 

Храм Воздвижения в г. Виннице основан в начале 1990-х гг. Первые его прихожане, присутствовавшие при закладке, вспоминают о том, как на безлюдном пустыре водрузили Крест – «как надежный саженец, который должен вырасти в храм». Несмотря на трудности, разруху того времени, духовное оскудение общества, церковь удалось построить.  

25Сентября2005 годаВ   храме   появилась   великая   святыня    частица   Креста   Господня.

Ныне Воздвиженский приход – это 5 священников, несколько сотен постоянных прихожан. Здесь строится православная гимназия-интернат для сирот и детей из бедных семей. Это первый такой проект на Украине. 

Белоруссия: Могилевский собор 

Собор Воздвижения в г. Могилеве – первый кафедральный храм белорусских епископов (с 1633 г.). При храме возникла иноческая обитель, при которой проживали первые белорусские архиереи Иосиф (Бобрикович) и Сильвестр (Косов).

Здесь работала православная типография, собирались епархиальные собрания. Какое-то время храм принадлежал униатам, лишь в 1650 г. его вернули православным. 

Собор закрыт после революции, а действующим стал с 1941 г. Ныне это главный храм г. Могилева. 

Казахстан: новая церковь 

Крестовоздвиженский храм в Алматы

История церкви в честь праздника в г. Алматы начинается с 2004 г., когда небольшая православная община города обратилась за разрешением на постройку Воздвиженского храма. Тогда православные совершали службы в административном здании, в котором выделили место для богослужений. 

В 2008 г. освятили строительную площадку, в 2009 появились колокола, а уже спустя 2 года, в 2011, состоялось освящение церкви. С 2013 к ней пристроены 2 придела. Ныне при ней работают: 

  • библиотека 
  • воскресная школа 
  • детская площадка. 

Воздвиженский – один из самых красивых соборов Алматы. Его высота – 33 м, стиль архитектуры считается «византийским». 

Польские храмы Воздвижения 

Страна справедливо считается католической. Православных здесь живет только около 600000. Тем не менее, и здесь встречаются храмы Воздвижения. Среди них: 

  • Воздвиженская церковь с. Кузьница; этот храм существует с XVI в., он пережил две мировые войны, не раз сжигался и восстанавливался; нынешнее здание построено на месте сожженного в годы 2 мировой войны, существует с 1982 г. 
  • церковь в деревне Кожаны Белостокского повета; 
  • небольшой деревянный храм в городке Добрачи. 

Австралия: храм в Хобарте 

Приход в честь Воздвижения основан в этом австралийском городе в 1949 г. Изначально основой прихода были русские и сербские иммигранты. Мало что изменилось и сейчас. 

Интересно, что прихожан, не очень многочисленных, но сплоченных и дружных, ныне попеременно окормляют настоятель храма, священник Михаил Протопопов, и сербские священнослужители. Бывают даже совместные богослужения архиереев Сербской и Русской Церквей в Австралии, особенно на престольный праздник. 

США: приход сщмч. Александра 

Единственный в США православный Воздвиженский приход в г. Хаккеттстаун  появился в 1917 или 1918 г. во время служения в США будущего священномученика Александра Хотовицкого. Через небольшое время иерей вернулся в Россию, где впоследствии пострадал от безбожной власти. 

Об основанной им общине в настоящее время известно немного. Прихожане собираются не только на богослужения: при храме работает воскресная школа. 

Особый праздник христианского Востока. связанный с обретением дорогой верующим реликвии вот уже более полутора тысяч лет укрепляет веру, дает силы идти дальше по пути спасения: по слову одного из современных верующих, Крест – «надежный саженец», из которого может вырасти храм нашей души. 

Наталья Сазонова

Молитва

Молитва первая 

О, всечестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, Кро́вию Христа́ Бо́га на́шего освяще́нный и сме́ртию Его́ нас от сме́рти ве́чныя свободи́вый! Ты еси́ зна́мение побе́ды на враго́в на́ших ви́димых и неви́димых: ты и́маши яви́тися в час Стра́шнаго Суда́ Христо́ва: тебе́ смире́нно покланя́юся, честно́ прикаса́юся и любе́зно тя лобыза́ю, ны́нешнее моле́ние к Распя́тому на тебе́ принося́, да исцели́т мя си́лою в тебе́ Свое́ю от всех неду́гов душе́вных и теле́сных, и сохрани́т от враго́в ви́димых и неви́димых, и неосужде́нна на суде́ Свое́м одесну́ю поста́вит. Ей, Животворя́щий Кре́сте святы́й, на тебе́ Спас, умира́я за уме́ршия грехми́ челове́ки, дух Свой я́ко челове́к испусти́, Кровь же и во́ду источи́, и си́ми треми́, еди́но, е́же па́че все́х есть на потре́бу, спасе́ние нам соде́ла: во сла́ву исто́чника вод живы́х Бо́га Отца́, Себе́ же, от крове́й Деви́ческих воплоще́нна Бо́га Сы́на, и Бо́га Ду́ха Свята́го, оживля́ющаго дух челове́ч: И́хже Трие́х во еди́ном Божестве́ пособи́ и мне сла́вити благода́рственно, от воды́ креще́ния восприя́тою ве́рою непоро́чною, в прича́стии же пло́ти и Кро́ве Госпо́дних наде́ждою несумне́нною и в покая́нии ду́хом сокруше́нном и любо́вию нелицеме́рною: ниже́ то́кмо в жи́зни сей плаче́вной, я́ко вода́ мимотеку́щей, бра́ней и крове́й испо́лненной, и я́ко па́ра исчеза́ющей с воздыха́нием, но и в бу́дущей блаже́нной просла́влю Го́спода, посо́бием си́лы твоея́, Кре́сте треблаже́нне, да просла́влю са́мым лица́ зре́нием ве́рованному одержа́нием же ча́янному и наслажде́нием люби́мому, еди́ному в Тро́ице сла́вимому в безконе́чныя ве́ки веко́в. Ами́нь. 

 

Молитва вторая 

О, Пречи́стый и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Дре́вле у́бо был еси́ ка́зни позо́рныя ору́дие ны́не же зна́мение спасе́ния на́шего – при́сно почита́емое и прославля́емое! Ка́ко досто́йне возмогу́ аз недосто́йный воспе́ти Тя и ка́ко дерзну́ преклони́ти коле́на се́рдца моего́ пред Искупи́телем мои́м, испове́дая грехи́ свои́? Но милосе́рдие и неизрече́нное человеколю́бие Распе́ншагося на тебе́ смире́нное дерзнове́ние подае́т ми, да отве́рзу уста́ моя́ во е́же сла́вити Тя; сего́ ра́ди вопию́ Ти: ра́дуйся, Кре́сте, це́ркве Христо́вы – красота́ и основа́ние, вся вселе́нныя – утвержде́ние, христиа́н всех – упова́ние, царе́й – держа́ва, ве́рных – прибе́жище, а́нгелов – сла́ва и воспева́ние, де́монов – страх, губи́тельство и отгна́ние, нечести́вых и неве́рных – посрамле́ние, пра́ведных – приста́нище, заблу́дших – наста́вниче, одержи́мых страстьми́ – раска́яние, ни́щих – обогаще́ние, пла́вающих – ко́рмчий, сла́бых – си́ла, во бране́х – побе́да и одоле́ние, си́рых – ве́рное покрове́ние, вдов – засту́пниче, дев – целому́дрия охране́ние, ненаде́янных наде́жда, неду́жных – врач и ме́ртвых – воскресе́ние! Ты прообразо́ванный чудотворя́щим жезло́м Моисе́я – животво́рный исто́чник, напая́ющий жа́ждущия духо́вныя жи́зни и услажда́ющий на́ши ско́рби, Ты – одр, на нем же ца́рственно почи́л тридне́вно Воскре́сший Победи́тель а́да. Сего́ ра́ди и у́тро и ве́чер и полу́дне прославля́ю Тя, треблаже́нное Дре́во, и молю́ во́лею Распе́ншагося на Тебе́, да просвети́т Он и укрепи́т Тобо́ю ум мой, да откры́ет в се́рдце мое́м исто́чник любве́ соверше́нней и вся дея́ния моя́ и путие́ мои́ Тобо́ю осени́т, да вы́ну велича́ю Пригвожде́ннаго на Тебе́, грех мои́х ра́ди, Го́спода Спаси́теля моего́. Ами́нь. 

Тропарь, кондак, величание

Тропарь Воздвижению Креста Господня 

Cпаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. 

Кондак Воздвижения Креста Господня 

Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду. 

Величание праздника 

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и чтем Крест Твой Святый, / имже нас спасл еси от работы вражия. 

Акафист

Акафист на Воздвижение Креста Господня 

Конда́к 1. 

Прииди́те, христоимени́тии лю́дие, соста́вим похвалу́ Честно́му Кресту́, на не́м же Христо́с, Ца́рь сла́вы, ру́це распросте́р, возведе́ на́с на пе́рвое блаже́нство, из него́же низпадо́хом пре́лестию зми́евою. Ты́ же, о пресвяты́й Кре́сте, я́ко име́яй прису́щую тебе́ си́лу Распя́таго Христа́, спаса́й и сохраня́й от вся́ких бе́д любо́вно зову́щия ти́: 

Ра́дуйся, Честны́й Кре́сте, всера́достное зна́мение на́шего искупле́ния. 

И́кос 1. 

А́нгелов ли́цы, я́ко Бо́жии служи́телие, Кре́ст обстоя́ще, во́льную стра́сть Христа́ Жизнода́вца прославля́ют. Мы́ же страда́ньми Того́ ве́чныя сме́рти изба́вльшеся, подража́я го́рним си́лам, ра́достно взыва́ем: 

Ра́дуйся, Кре́сте, я́ко на тебе́ Христо́с Бо́г на́ш, во́лею ру́це распросте́р, спасе́ние на́ше соде́ла; ра́дуйся, я́ко распросте́ршимся на тебе́ Христо́м преступле́ние Ада́ма и Е́вы, просте́рших ру́це ко дре́ву запреще́нному, упраздни́ся. 

Ра́дуйся, я́ко воздви́жену бы́вшу на тебе́, а́ки престу́пну, Законода́вцу, дре́вняя кля́тва, я́же на на́с бы́вшая, потреби́ся; ра́дуйся, я́ко соде́явшимся на тебе́ стра́нным та́инством ро́д челове́ческий от тли́ сме́ртныя свободи́ся. 

Ра́дуйся, я́ко Пострада́вшим и Уме́ршим на тебе́ жа́ло сме́рти сокруши́ся; ра́дуйся, того́ ра́ди страда́ния Бо́г с челове́ки примири́ся. 

Ра́дуйся, Честны́й Кре́сте, всера́достное зна́мение на́шего искупле́ния. 

Конда́к 2. 

Читайте также:  Святой преподобный Антоний Великий: «Всегда Христом дышите и веруйте в Него»

Ви́дя па́дших челове́ков, Го́споди, Ты́ вочелове́чився, кре́ст и сме́рть во́льно пло́тию претерпе́л еси́ за ро́д на́ш, да от сме́рти ве́чныя изба́виши испове́дающия Тя́, Сы́на Бо́жия и вопию́щия Ти́: Аллилу́ия. 

И́кос 2. 

Ра́зум челове́ч изнемога́ет в постиже́нии ве́лия та́йны Твоего́, Христе́, воплоще́ния и во́льнаго за ны́ страда́ния: ка́ко Ты́, Бо́г сы́й безстра́стный, стра́сть кре́стную, я́ко челове́к, претерпе́л еси́ и сие́ ору́дие сме́рти Твоея́ соде́лал еси́ исто́чником жи́зни и спасе́ния все́м благоче́стно в Тя́ ве́рующим и хвале́бно воспева́ющим: 

Ра́дуйся, Кре́сте, на не́мже соде́яся та́инство, от ве́ка предопределе́нное; ра́дуйся, я́ко на тебе́ соверши́ся на́ше искупле́ние, многообра́зне во о́бразех и се́нех предъявле́нное. 

Ра́дуйся, я́ко уме́рый на тебе́ Жизнода́вец, кро́вь и во́ду источи́, и́миже грехи́ на́ша омыва́ются; ра́дуйся, я́ко ка́плями святе́йшей кро́ве Его́ грехо́вныя стру́пы ду́ш на́ших очища́ются. 

Ра́дуйся, Кре́сте, я́коже дре́во живо́тное, е́же е́сть посреде́ рая́ Бо́жия, христиа́ном вожделе́нный; ра́дуйся, плода́ми безсме́ртия у́мно на́с пита́ющий и наде́ждою жи́зни ве́чныя малоду́шие на́ше ободря́ющий. 

Ра́дуйся, Честны́й Кре́сте, всера́достное зна́мение на́шего искупле́ния. 

Конда́к 3. 

Кре́ст Тво́й, а́ще и дре́во ви́димо е́сть существо́м, но Боже́ственною оде́яно е́сть си́лою, и чу́вственное ми́ра выявля́емо у́мно на́ше чудотвори́т спасе́ние, подвиза́я пе́ти Тебе́: Аллилу́ия. 

И́кос 3. 

Иму́ще пред очи́ма на́шима Кре́ст пресвяты́й, святоле́пным поклоне́нием то́й почита́ем распе́ншагося ра́ди на не́м Спа́са Христа́, и лобыза́юще взыва́ем: 

Ра́дуйся, Кре́сте, просла́вленный послуша́нием и страда́нием Христо́вым; ра́дуйся, возвели́ченный возвыше́нием на тебе́ Сы́на Бо́жия, И́же ве́сь ми́р от паде́ния Ада́мля воздви́же. 

Ра́дуйся, я́ко сбы́вшагося на тебе́ ужа́снаго та́инства земля́ ужасе́ся и вострепета́, а́ки бы хотя́щи поглоти́ти законопресту́пныя; ра́дуйся, я́ко закла́вшуся на тебе́ А́гнцу Бо́жию заве́са хра́ма раздра́ся и же́ртва ветхозаве́тная упраздни́ся. 

Ра́дуйся, Кре́сте, я́ко распа́дшуся под тобо́ю ка́мню, каменносерде́чнии ро́ди евре́йстии неве́рием от Бо́га отпадо́ша, благода́ти же свяще́нства и ца́рства лиши́шася; ра́дуйся, я́ко омрачи́вшуся со́лнцу в стра́сти Христо́вой но́щь многобо́жия пре́йде и све́т ве́ры возсия́. 

Ра́дуйся, Честны́й Кре́сте, всера́достное зна́мение на́шего искупле́ния. 

Конда́к 4. 

Бу́рею зло́бы ды́шуще и за́вистию дви́жими, первосвяще́нницы иуде́йстии скры́ша в зе́млю Кре́ст Тво́й, Христе́ Бо́же, да не бу́дет обличе́нием безу́мие и́х; но то́й, я́ко сокро́вище драго́е, из не́др земли́ возсия́, тща́нием благочести́выя цари́цы Еле́ны обрете́нный и на ра́дость всему́ ми́ру явле́нный, с богокра́сною пе́снию: Аллилу́ия. 

И́кос 4. 

Ви́девше тогда́ христиа́нстии лю́дие честна́го Креста́ обре́тение, прославля́ху распе́ншагося на не́м Христа́ Бо́га, «Го́споди, поми́луй» взыва́юще. Мы́ же ны́не, подража́юще и́м, прославля́ем Кре́ст Его́ святы́й хвале́ньми сицевы́ми: 

Ра́дуйся, Кре́сте, в зе́млю сокрове́нный и оскверне́нное греха́ми на́ше естество́ земно́е освяти́вый; ра́дуйся, явле́нием свои́м из не́др земны́х хули́телей воплоще́ния и Божества́ Христо́ва посрами́вый. 

Ра́дуйся, я́ко Пострада́вый на тебе́ пло́тию прия́ вся́ку вла́сть на Небеси́ и на земли́, да все́х и вся́ к Бо́гу Отцу́ приведе́т; ра́дуйся, я́ко Уме́рый на тебе́ я́ко челове́к си́лою Божества́ Своего́ сокруши́ закле́пы а́да и изведе́ отту́да души́ пра́ведных. 

Ра́дуйся, Кре́сте, я́ко разбо́йник благоразу́мный, Христу́ сраспя́выйся, Того́ испове́давый, тобо́ю, а́ки ле́ствицею, на Небеса́ взы́де; ра́дуйся, я́ко и все́х отсече́нием страсте́й Христу́ сраспина́ющихся возво́диши в Ца́рствие Небе́сное. 

Ра́дуйся, Честны́й Кре́сте, всера́достное зна́мение на́шего искупле́ния. 

Конда́к 5. 

Го́споди, при Моисе́е иногда́ проро́це то́чию о́браз Креста́ Твоего́ явля́ем побежда́ше врази́ Твоя́, ны́не же са́мый Кре́ст Тво́й иму́ще, по́мощи про́сим: укрепи́ Це́рковь Твою́ и да́руй е́й побе́ды на враги́, да расточа́тся вси́ врази́ Твои́, не вопию́щии Ти́: Аллилу́ия. 

И́кос 5. 

Честна́го Креста́, Христе́, де́йство прообрази́в Моисе́й, победи́ Амали́ка в пусты́не Сина́йстей: егда́ бо простира́ше ру́це, креста́ о́браз творя́, укрепля́хуся лю́дие; ны́не же все́ веще́й сбытие́ в на́с испо́лнися: дне́сь Кре́ст воздвиза́ется, и де́мони бе́гают, дне́сь тва́рь вся́ от тли́ свободи́ся, я́ко вся́ Креста́ ра́ди возсия́ша на́м дарова́ния. Те́мже, ра́дующеся, вопие́м: 

Ра́дуйся, Кре́сте, ору́жие Христо́во стра́шное, его́же де́мони трепе́щут; ра́дуйся, я́ко си́лою на тебе́ Распя́таго Христа́ бесо́встии по́лчища дале́че прогоня́ются. 

Ра́дуйся, я́ко си́лою де́йствующия в тебе́ Боже́ственныя благода́ти побе́ды на сопроти́вныя христолюби́вым лю́дем да́руются; ра́дуйся, я́ко от тебе́, я́ко высокоро́сленнаго и многоплодови́таго дре́ва Христо́ва на тебе́ страда́ния, плоды́ жи́зни и спасе́ния на́м произраста́ют. 

Ра́дуйся, Честны́й Кре́сте, всера́достное зна́мение на́шего искупле́ния. 

Конда́к 6. 

Пропове́дником си́лы и Божества́ Христо́ва яви́ся иногда́ животворя́щее дре́во Кре́стное, егда́ прикоснове́нием свои́м воскреси́ ме́ртваго и к жи́зни возведе́ его́, е́же ви́девше, мно́зи от иуде́й и язы́к позна́ша ве́лию благоче́стия та́йну: я́ко спасе́ния ра́ди челове́ческаго, Бо́г во пло́ти яви́ся и стра́сть кре́стную претерпе́, да спасе́т вопию́щия Ему́: Аллилу́ия. 

И́кос 6. 

Я́коже дре́во ра́йское преве́лие, возвы́сися на Голго́фе честны́й Кре́ст Христо́в, отону́дуже во всю́ вселе́нную распростре́ мы́сленныя ве́тви благода́ти и Распе́ншагося на не́м: под его́же се́нию обрета́ют прохла́ду пали́мии зно́ем страсте́й и хотя́щии благоче́стно жи́ти о Христе́ Иису́се. Те́мже и мы́, благода́ти Того́ прича́стницы, ве́село взыва́ем: 

Ра́дуйся, святы́й Кре́сте, дре́вом жи́зни, Ада́ма ра́ди в Еде́ме насажде́нным, проображе́нный; ра́дуйся, но́вым Ада́мом, ру́це на тебе́ распросте́ршим, ми́ру явле́нный. 

Ра́дуйся, я́ко под се́нь благода́тнаго защище́ния твоего́ вси́ ве́рнии прибега́ют; ра́дуйся, я́ко милосе́рдием Дарова́вшаго на́м тебе́ ка́ющиися гре́шницы огня́ гее́нскаго избега́ют. 

Ра́дуйся, Кре́сте, утеше́ние на́ше в ско́рбех и печа́лех; ра́дуйся, живи́тельная отра́до и по́мощь изнемога́ющим в борьбе́ с прило́гами страсте́й, ми́ра и диа́вола. 

Ра́дуйся, Честны́й Кре́сте, всера́достное зна́мение на́шего искупле́ния. 

Конда́к 7. 

Хотя́ яви́ти ро́ду челове́ческому бла́гости и милосе́рдия Своего́ неизсле́димую пучи́ну, Кре́ст Тво́й, Го́споди, да́л еси́ на́м тве́рда блюсти́теля и прогони́теля де́монов. Те́мже вси́ мы́, и́же в Тя́ ве́рующии, прославля́ем вели́чие стра́сти Твоея́, благода́рно пою́ще Тебе́: Аллилу́ия. 

И́кос 7. 

Ди́вны дела́ яви́л еси́, Го́споди, Кресто́м Твои́м честны́м: распе́ншуся бо Ти́ на то́м пло́тию, вся́ тва́рь измени́ся: со́лнце лучи́ своя́ сокры́, основа́ния земли́ восколеба́хуся, а́д сокруши́ся держа́вою вла́сти Твоея́ и изведе́ ю́зники, я́же от ве́ка содержа́л е́сть. Сего́ ра́ди увяза́ем то́й си́ми пе́сненными цве́ты: 

Ра́дуйся, Кре́сте, я́ко пострада́вшему на Тебе́ вся́ тва́рь сострада́ше, я́ко Творцу́ своему́ и Влады́це; ра́дуйся, я́ко си́лу Того́ и Божество́ свиде́тельствоваху со́лнце помраче́нием и земля́ колеба́нием. 

Ра́дуйся, я́ко Уме́рый на тебе́ не удержа́н бы́сть в ме́ртвых, но, разруши́в держа́ву сме́рти, в тре́тий де́нь воскре́се; ра́дуйся, я́ко воскре́сшу Тому́ про́поведь ева́нгельская, от ли́ка апо́стольскаго наче́ншаяся, во вся́ концы́ земли́ изы́де. 

Ра́дуйся, Кре́сте, я́ко тобо́ю кумирослуже́ние и многобо́жие язы́ческое упраздни́ся; ра́дуйся, я́ко тебе́ ра́ди пра́вая ве́ра во Еди́наго Бо́га, в Тро́ице сла́вимаго, по все́й земли́ утверди́ся. 

Ра́дуйся, Честны́й Кре́сте, всера́достное зна́мение на́шего искупле́ния. 

Конда́к 8. 

Стра́нно Бо́га вочелове́чшася и на Кресте́ ра́спята бы́вша мы́сленно ви́дяще, устрани́мся су́етнаго ми́ра, у́м на Небеса́ прело́жше. Сего́ ра́ди Бо́г на зе́млю сни́де и на Кре́ст взы́де, да те́м, а́ки ле́ствицею, на Небеса́ возведе́т вопию́щия Ему́: Аллилу́ия. 

И́кос 8. 

Дне́сь Ада́м со Е́вою весели́тся, предлежа́щий ви́дяще Кре́ст, и́мже пораже́н бы́сть супоста́т, и́же дре́вле в раи́ вкуше́нием запреще́ннаго пло́да те́х прельсти́вый и пле́нники себе́ сотвори́вый. Те́мже и мы́, сра́дующеся пра́отцем на́шим о избавле́нии от плене́ния на́шего душе́внаго, благогове́йно воспева́ем: 

Ра́дуйся, Кре́сте, я́ко на тебе́ Па́стырь до́брый ду́шу Свою́ положи́ за о́вцы Своя́ и да́же до а́да сни́де, ища́ заблу́дших; ра́дуйся, я́ко То́й не презре́ де́ло руку́ Свое́ю, Ада́ма со Е́вою, но со ине́ми пра́ведники исхити́ я́ из а́да, я́ко из че́люстей зве́ря кре́пкаго, и в ра́й всели́ и́х. 

Ра́дуйся, я́ко на тебе́ пригвожде́нному Христу́ пла́менное ору́жие плещи́ даде́ и Херуви́м, Еде́м храня́щий, отступи́ от дре́ва жи́зни; ра́дуйся, я́ко мы́, ны́не Креще́нием возрожде́ннии, во Христе́ но́вые лю́дие, невозбра́нно причаща́емся ра́йския пи́щи. 

Ра́дуйся, Кре́сте, же́зле си́лы Христо́вы, от Сио́на по́сланный, и́мже мы́ пасе́мся на па́житех ева́нгельских уче́ний; ра́дуйся, я́ко тобо́ю невреди́ми сохраня́емся от волко́в душегу́бных, я́ко льво́ве рыка́ющих и и́щущих, кого́ поглоти́ти. 

Ра́дуйся, Честны́й Кре́сте, всера́достное зна́мение на́шего искупле́ния. 

Конда́к 9. 

Вся́ких бе́д и ко́зней вра́жиих изба́ви ны́, Кре́сте треблаже́нный, я́ко прие́мый благода́ть и си́лу от пригвожде́ннаго на тебе́ Христа́, Ему́же я́ко Бо́гу и Изба́вителю на́шему благода́рственно и хвале́бно пое́м: Аллилу́ия. 

И́кос 9. 

Вети́йство вся́кое земноро́дных не довле́ет к прославле́нию Креста́ Твоего́, Го́споди, на не́мже спасе́ние на́ше соде́лал еси́; те́мже, недоумева́юще восхвали́ти то́й по достоя́нию, взыва́ем си́це: 

Ра́дуйся, Кре́сте, я́ко вознесе́нный на тебе́ Спа́с ми́ра мно́зи лю́ди в позна́ние Свое́ призва́ и до ны́не призыва́ет; ра́дуйся, я́ко возсия́вый на тебе́, а́ки на све́щнице, Све́т и́стинный вся́ концы́ земли́ све́том богове́дения озаря́ет. 

Ра́дуйся, я́ко ны́не Восто́к и За́пад Пострада́вшаго на тебе́ прославля́ют; ра́дуйся, я́ко и тя́, я́ко подно́жие Христо́во, вси́ ве́рнии, вознося́ще, прославля́ют. 

Ра́дуйся, я́ко от тебе́, я́ко от неизсяка́емаго исто́чника, христоимени́тии лю́дие оби́лие бла́г ве́чных почерпа́ют. 

Ра́дуйся, Честны́й Кре́сте, всера́достное зна́мение на́шего искупле́ния. 

Конда́к 10. 

Спасти́ся хотя́щим на́м и под се́нь защище́ния твоего́ прибега́ющим, бу́ди помо́щник, пресвяты́й Кре́сте, сохраня́я ны́ от все́х зо́л си́лою на тебе́ Распя́таго Христа́, Ему́же я́ко Бо́гу и Изба́вителю на́шему благода́рственно и хвале́бно пое́м: Аллилу́ия. 

И́кос 10. 

Стена́ еси́, огражда́ющая на́с от бе́д и напа́стей, Кре́сте всечестны́й, и сто́лп кре́пкий проти́ву лица́ вра́жия, к нему́же неви́димии бори́телие приступи́ти не сме́ют, боя́щеся взира́ти на си́лу Твою́. Сего́ ра́ди с ве́рою огражда́емся святы́м твои́м зна́мением и ве́село воспева́ем: 

Ра́дуйся, пречестны́й Кре́сте Христо́в, от нападе́ния духо́в зло́бы на́с защища́яй; ра́дуйся, от разли́чных стре́л и́х невреди́мы ны́ сохраня́яй. 

Ра́дуйся, я́ко от зна́мения твоего́, с ве́рою благоче́стно твори́маго, вся́ си́лы а́да, я́ко ды́м от ве́тра, исчеза́ют; ра́дуйся, я́ко тобо́ю вся́ кре́пость и́х, я́ко во́ск от лица́ огня́, истаява́ет. 

Ра́дуйся, я́ко святи́и му́ченицы, зна́мением твои́м огражда́шеся и и́мя Христо́во призва́вше, вся́кий, ви́д муче́ний му́жественно претерпе́ша; ра́дуйся, я́ко преподо́бнии отцы́ по́мощию си́лы Божества́, зна́мению твоему́ прису́щия, бесо́вская страхова́ния и страсте́й возста́ния победи́ша. 

Ра́дуйся, Честны́й Кре́сте, всера́достное зна́мение на́шего искупле́ния. 

Конда́к 11. 

Пе́ние всеумиле́нное прино́сим Ти́, всечестны́й Кре́сте, и смире́нно мо́лимся распя́тому на тебе́ Христу́ Бо́гу на́шему, И́же дарова́ на́м тебе́ во отра́ду и утеше́ние в ско́рбех, да стра́стию Свое́ю изба́вит на́с от страсте́й душевре́дных и научи́т благове́рно воспева́ти Ему́: Аллилу́ия. 

И́кос 11. 

Све́том благода́ти Бо́жией, та́инственне ти́ прису́щия, просвети́ на́ша душе́вная чу́вствия, Кре́сте пресвяты́й, да то́ю озаря́еми и наставля́еми, не по́ткнемся о ка́мень собла́зна, но да возмо́жем путе́м за́поведей Бо́жиих пра́во ше́ствовати во все́й жи́зни на́шей, воспева́юще ти́ си́це: 

Ра́дуйся, непрестаю́щих чуде́с Христо́вых ве́стниче и милосе́рдия Его́ к ро́ду челове́ческому пропове́дниче; ра́дуйся, Кре́сте, ро́да челове́ча обновле́ние и Но́ваго Заве́та Христо́ва печа́ть и утвержде́ние. 

Ра́дуйся, торжество́ ве́ры христиа́нския и благонаде́жный я́корю упова́ния на́шего; ра́дуйся, святы́х хра́мов Бо́жиих украше́ние и домо́в благочести́вых огражде́ние. 

Ра́дуйся, поле́й и вертогра́дов благослове́ние; ра́дуйся все́х стихи́й освяще́ние. 

Ра́дуйся, Честны́й Кре́сте, всера́достное зна́мение на́шего искупле́ния. 

Конда́к 12. 

Благода́ть Твою́ всемо́щную пода́ждь на́м, Го́споди, да после́дуем Тебе́, Влады́це на́шему, взе́мше кре́ст на́ш, не гвоздьми́ пригвожда́ющеся тому́, но труда́ми, воздержа́нием и смире́нием, да та́ко прича́стницы бу́дем страда́ний Твои́х, от ни́хже истека́ют пото́цы Жи́зни Ве́чныя, напая́ющия вся́ правове́рныя, благоче́стно пою́щия Ти́: Аллилу́ия. 

И́кос 12. 

Пою́ще вели́чие твое́, всечестны́й Кре́сте, восхваля́ем тя́ вси́, я́ко победоно́сный ски́петр Царя́ Небе́снаго, на́шего же спасе́ния всера́достное зна́мение, те́мже и вопие́м: 

Ра́дуйся, Кре́сте, правосла́вных христиа́н держа́во и несокруши́мое и́х огражде́ние; ра́дуйся, святи́телей украше́ние и все́х подви́жников ве́ры и благоче́стия си́ла и подкрепле́ние. 

Ра́дуйся, Кре́сте, от колыбе́ли и до гро́ба на все́х путе́х жи́зни на́с огражда́яй и по сме́рти на возду́шных мыта́рствах от духо́в зло́бы на́с защища́яй; ра́дуйся, я́ко под зна́мением твои́м почива́ющии, уме́ршии в ве́ре и благоче́стии, в после́дний де́нь воскре́снут в жи́знь ве́чную. 

Ра́дуйся, Кре́сте, явле́нием свои́м на Небеси́ предвари́ти имы́й сла́вное Второ́е прише́ствие Христо́во; ра́дуйся, я́ко распе́ншии Христа́ и вси́ неве́рнии у́зрят тя́ тогда́ и го́рце возрыда́ют, лю́бящии же Го́спода, зря́ще тя́, вельми́ возра́дуются. 

Ра́дуйся, Честны́й Кре́сте, всера́достное зна́мение на́шего искупле́ния. 

Конда́к 13. 

О Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, все́х христиа́н утеше́ние! Тя́ ны́не предлежа́ща ви́дяще, возво́димся мы́слию к распя́тому на тебе́ Христу́, Ему́же и мо́лимся смире́нно, да тебе́ ра́ди поми́лует на́с, гре́шных, и сподо́бит в селе́ниих ра́йских воспева́ти Ему́: Аллилу́ия. 

Этот конда́к читается трижды, затем и́кос 1 и конда́к 1. 

И́кос 1. 

А́нгелов ли́цы, я́ко Бо́жии служи́телие, Кре́ст обстоя́ще, во́льную стра́сть Христа́ Жизнода́вца прославля́ют. Мы́ же страда́ньми Того́ ве́чныя сме́рти изба́вльшеся, подража́я го́рним си́лам, ра́достно взыва́ем: 

Ра́дуйся, Кре́сте, я́ко на тебе́ Христо́с Бо́г на́ш, во́лею ру́це распросте́р, спасе́ние на́ше соде́ла; ра́дуйся, я́ко распросте́ршимся на тебе́ Христо́м преступле́ние Ада́ма и Е́вы, просте́рших ру́це ко дре́ву запреще́нному, упраздни́ся. 

Ра́дуйся, я́ко воздви́жену бы́вшу на тебе́, а́ки престу́пну, Законода́вцу, дре́вняя кля́тва, я́же на на́с бы́вшая, потреби́ся; ра́дуйся, я́ко соде́явшимся на тебе́ стра́нным та́инством ро́д челове́ческий от тли́ сме́ртныя свободи́ся. 

Ра́дуйся, я́ко Пострада́вшим и Уме́ршим на тебе́ жа́ло сме́рти сокруши́ся; ра́дуйся, того́ ра́ди страда́ния Бо́г с челове́ки примири́ся. 

Ра́дуйся, Честны́й Кре́сте, всера́достное зна́мение на́шего искупле́ния. 

Конда́к 1. 

Прииди́те, христоимени́тии лю́дие, соста́вим похвалу́ Честно́му Кресту́, на не́м же Христо́с, Ца́рь сла́вы, ру́це распросте́р, возведе́ на́с на пе́рвое блаже́нство, из него́же низпадо́хом пре́лестию зми́евою. Ты́ же, о пресвяты́й Кре́сте, я́ко име́яй прису́щую тебе́ си́лу Распя́таго Христа́, спаса́й и сохраня́й от вся́ких бе́д любо́вно зову́щия ти́: 

Ра́дуйся, Честны́й Кре́сте, всера́достное зна́мение на́шего искупле́ния. 

Моли́тва. 

Кре́сте честны́й, храни́тель души́ и те́лу бу́ди ми́: о́бразом свои́м бе́сы низлага́я, враги́ отгоня́я, стра́сти упраздня́я и благогове́ние да́руя ми́, и жи́знь, и си́лу, соде́йствием Свята́го Ду́ха и честны́ми Пречи́стыя Богоро́дицы мольба́ми. Ами́нь. 

Все дни памяти святого Георгия Победоносца

Когда день Андрея Первозванного

Воскресение Христово 

Когда Благовещение Богородицы в этом году

Вопрос: можно ли работать в Вербное воскресение?

Покров Пресвятой Богородицы

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии