Десять заповедей

                                

   О том, почему моисеевых заповедей именно десять, блаженств девять, а смертных грехов не семь, а восемь   вы узнаете из новой статьи протоиерея Георгия Городенцева.          

Содержание

                  Предисловие

 

   После грехопадения прародителей и, особенно, после Вавилонского столпотворения в человечестве происходит помрачение истинной веры во единого Бога и здравой нравственности. Люди уклонились в почитание многих «богов», которые сами себе выдумали, почитая тварь вместо Творца.        

Изгнание Адама и Евы из рая, Гюстав Доре

    Причем, наряду с так сказать более или менее приличными творениями Божиими, типа солнца или луны, они почитали деревья, камни и даже самых отталкивающих животных, например, крокодилов, змей, драконов и т.п. Как говорит об этом заблуждении язычников апостол Павел:

«Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» (Рим.1: 21-23).

   Более того, идолопоклонники обожествили и самые низкие человеческие страсти, например, блуд в виде «богини» Венеры (Афродиты) или гнев, убийство, войну в виде «бога» Марса (Ареса). При этом надо заметить, что во образе этих, так называемых, «богов» почитались бесы, которые обычно приседели идолам, чрез них принимая, как «боги», почитание безумных людей. Так, скажем, под именем упомянутой Венеры почитался бес сладострастия и разврата, а под именем Марса – бес человекоубийства и гнева, возбуждающий войны между людьми.

   Под стать помрачению истинной веры в людях было и их жалкое нравственное состояние. Апостол Павел связывает то и другое (веру и постыдные дела язычников), говоря:

«Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим.1: 25-32).

   Правда, язычники не были полностью лишены нравственного чувства и закона. Как опять же говорит апостол Павел:

«Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2: 14-15),

здесь речь идет о естественном нравственном законе, вложенном в природу, душу и сердце каждого человека.

   Но это естественное нравственное чувство по причине его слабости, смутности и неопределенности, можно было сравнить лишь со слабой свечей, не способной осветить и просветить всю тьму языческих заблуждений и непотребств!

   Еврейский народ, как избранный Богом, еще со времен своего праотца Авраама был более просвещен верой в единого Бога и высокими нравственными заповедями. Однако и он, в течение более четырехсот лет пребывая в сугубо языческом Египте, под влиянием тамошних культов также возымел сильную склонность к идолослужению.

   Посему Господу было угодно воздвигнуть великого пророка, который возвестил бы Израилю и всему остальному миру истинный закон Божий – закон истинной веры и высокой, чистой нравственности. Поэтому следует несколько слов сказать и 

                

О великом пророке Божием Моисее

 

   Он родился в тяжелое время для евреев. Когда жестокий фараон устроил самое настоящее гонение на них, в частности, приказав убивать еврейских младенцев мужского пола. Однако мать Моисея Иохаведа, не побоявшись сего повеления, сохранила жизнь своему сыну. Однако не будучи в силах долго скрывать его, она положила дитя в просмоленную корзину и пустила ее по водам Нила.

Моисей получает Скрижали Завета, Синай, монастырь Св. Екатерины

По действию Промысла Божия ребенка нашла дочь фараона. Красивый младенец так понравился ей, что она его усыновила, собственно, и назвав Моисеем, т.е. «взятым из воды». Причем, в качестве его кормилицы, по действию того же Промысла, была приглашена родная мать дитя. Которая воспитала его во всех здравых правилах родного ей и ему народа, привив ребенку любовь к нему, т.е. патриотизм. С другой стороны, Моисей при дворе фараона был обучен всей мудрости египетской.

   Придя в возраст и обладая замечательными личными способностями, он быстро выдвинулся среди египетских вельмож. Его слава особенно выросла после того, как он, по приказу фараона возглавив войска, одержал блестящую победу над эфиопами. В это время (в сорокалетнем возрасте) Моисей уже  выдающийся политический деятель и военачальником, приемный сын дочери фараона был самым первым кандидатом на престол египетского царства. Ибо при таких своих намного превосходящих соперников достоинствах он, если бы захотел, то достаточно легко мог сам стать фараоном.

   Но он хотел другого. Его сердце соболезновало, болело при виде страданий и тяжелых работ родного ему народа в плену египетском. Посему, как говорит о нем апостол Павел:

«Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние» (Евр.11: 24-26).

   Поэтому, когда он увидел, что египтянин бьет еврея, то, как повествует Библия:

«Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке» (Исх.2: 12).

Интересный фактОднако фараон узнал об этом и, уже давно завидуя Моисею, хотел его казнить. Но тот, боясь этой завистливой мести, бежал из Египта в страну Мадиамскую (по мнению толковников – это местность на Синайском полуострове).

Моисей, пророк Датировки: XIX в. Конец XIX в.Материал: Дерево, левкас, масло, цировка, золочение, эмальРазмеры иконы:  высота 62 см, ширина 31 см Пророк изображён в рост. © Самарский областной художественный музей

   Обратим внимание на то, как же фараон узнал о том, что сделал Моисей, хотя тот видел, что кругом «нет никого» (Исх.2: 12) ?! Святые отцы говорят: не было никого из египтян, а евреи были; ведь был же, по крайней мере, тот, кого избивали. Вот эти-то евреи и донесли на пытавшегося тогда защитить их своего будущего вождя. А все это в целом свидетельствует, что еврейский народ еще не был готов к освобождению из египетского плена.

   Поэтому Моисею и пришлось прожить еще сорок лет в стране Мадиамской. Где он, женившись на дочери местного священника Иофора (по мнению толковников – это был один из немногих тогда служителей единого Бога), пас его овец. Вот так этот великий человек, который вполне мог быть царем Египта, самой могущественной на тот исторический момент страны мира, смирил себя до того, что стал обычным пастухом!

   Впрочем, как свидетельствует предание, во время его пребывания в Мадиамской пустыне ему являлся архангел Гавриил, который открыл ему тайну сотворении Богом мира и многое другое, что впоследствии сей великий пророк изложил в Книге Бытия. Также архангел научил его многим наукам, в частности, благодаря этому Моисей создал еврейскую азбуку и письменность, с помощью которой и написал потом Пятикнижие.

Но вот прошли сорок лет, в течение которых Господь готовил Свой народ к освобождению из плена. А Моисей у Неопалимой купины был призван стать вождем народа в сем великом и благодатном деле. Силою Божией сей пророк совершал чудеса и знамения пред еврейским народом и фараоном, который не хотел отпускать евреев из Египта. За это данная страна и все египтяне были наказаны десятью казнями. Самой страшной из которых была последняя, десятая – смерть всех их первенцев. Лишь после этого Израиль был отпущен на свободу.

   Впрочем, фараон быстро пожалев об этом, с «механизированным» (колесницами) отборным войском отправился им вдогонку. Но… все они, вместе со своими колесницами, были чудесным образом потоплены в Чермном (Красном) море при их попытке угнаться за богоизбранным народом по открывшемуся дну моря. 

   Наконец, окончательно избавившиеся от власти богопротивного царя, евреи пришли к горе Синай, где Моисею были даны основные  

  Десять заповедей Божиих

Как говорится в Библии:

«И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения тог[yw]о, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего» (Исх.20: 1-17)

 В более кратком виде эти десять заповедей выглядят так:

  1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

О том, почему этих заповедей именно десять, говорит святитель Епифаний Кипрский. Потому, чтобы, угрожая наказанием за их нарушение, напоминать евреям о десяти казнях египетских.

Теперь рассмотрим все эти заповеди по порядку:

                                        

    «Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».

   Сразу же заметим, что в иудействе вследствие их ложного толкования этих слов существует устойчивая тенденция обвинять христианство во многобожии. Здесь иудеи пытаются спекулировать на христианском учении о Троице, обвиняя нас в том, что мы этим учением, якобы, вводим «трех богов».

   На самом деле православие действительно исповедует, что Отец – Бог; Сын – Бог; Дух Святой – Бог, но не три бога, как мнят иудеи, а единый Бог!

   Святые отцы учат, что догматом о Пресвятой Троице христианство избегает как языческого многобожия, так и иудейской ограниченности Божества. Бог -един, но не ограничен, как думают иудеи. По-видимому, именно по этому поводу святой Григорий Богослов сказал: «Единица, искони двинувшись в Двоицу, остановилась в Троице».

Иконография: Саваоф Датировки: XIX в. 1880-е годы.Иконописная школа или художественный центр:  Олонецкая губерния.Иконописец: Иок Фёдор Захаров Происхождение: Из расписного «неба» часовни преподобного Пахомия Кенского Кенозерского прихода деревни Карпово. Материал: Дерево, маслоДиаметр:  36 см Центральный медальон. Поясное изображение Саваофа, благословляющего двумя руками. Инв. № 2900477000/1. © Национальный парк «Кенозерский» Литература

   Так что не против истинного учения о троичности Божества направлена сия 1-я заповедь, а против поклонения ложным «богам», чем в древности весьма и весьма грешило язычество. Но спросят: сейчас ведь этого, в основном, нет, за исключением некоторых «первобытных» народов?! Однако на самом деле вследствие развития в человечестве гораздо более вредного и опасного, чем язычество, заблуждения, т.е. атеизма, все это существует, только в куда более изощренной и скрытой форме.

Интересный факт   Дело в том, что человек по своей природе (уж так он создан Богом) – существо религиозное; он не может существовать без религии, первым признаком коей является вера в Бога или «богов». Поскольку слепая вера в атеизм, который (хотя и ложно, но утверждает, что «бога нет») лишает его этого, то он сам необходимо выдумывает себе собственных «богов», обычно обожествляя одну из основных своих страстей: сластолюбие, сребролюбие или славолюбие. Чаще всего обожествляет собственное сластолюбие и служит ему, как «богу».

   Причем служит ему весьма истово, не жалея своей собственной жизни, которую он полагает на «алтарь» сего лживого «богопочитания и богослужения». Так, к примеру, наркоман, служа этой своей страсти, как «богу», зачастую не доживает и до тридцати лет. Пьяница или заядлый курильщик живут немного дольше, но тоже часто не доживают до старости.

   А блудники и, особенно, блудницы ради своей обожествленной страсти творят такие беззакония, непотребства и гнусности, от одного лицезрения которых нормальному человеку станет плохо! Вот такие «хорошие» нынешние «божества», за которыми, как правило, скрывается бес той или иной страсти! И это далеко не полный их список.

   И именно против такого ложного, фактически языческого (правда, в скрытой форме) «богопочитания да богослужения» преимущественно и направлена ныне 1-я заповедь закона Моисеева!

                                   

  «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им».

     Эта заповедь также используется в качестве предлога для нападок на православных (из-за их иконопочитания) как со стороны собственно иудеев, так и со стороны подавляющего большинства иудействующих, в данном пункте вероучения, сект и сектантов.

   Догматическое возражение на иконоборческое лжеучение всех этих иудействующих содержится в следующих словах Евангелия:

«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1: 18).

   До воплощения и Рождества сына Божия Бога никто никогда не видел, поэтому, естественно, Его нельзя было изобразить обычными средствами художников. Следовательно, в ветхозаветное время любая попытка такого изображения была ложной, т.е. являлась идолом. Посему в Ветхом Завете и была эта 2-я заповедь, запрещающая такие изображения (т.е. идолов) делать.

   Но от Рождества Христова Сын Божий – Бог, приняв плоть от Пресвятой Девы, стал видим в этой плоти, поскольку последняя имеет естественное свойство быть видимой. Поэтому Сын Божий – Бог может быть изображен красками. Впрочем, согласно Священному Преданию впервые не художник, а Он Сам чудесным действием изобразил Свой Лик на Нерукотворенном Образе (Убрусе).

   Однако, 2-я заповедь действует и сейчас в отношении всяческих и разнообразных идолов (который суть изображения бесов), запрещая их делать. При этом следует заметить еще и то, что догматическое запрещение идолотворения с идолослужением и, наоборот, разрешение иконописи с иконопочитанием взаимосвязаны одним и тем же законом. А именно: законом связи образа с первообразом.

А закон этот гласит одну очень простую истину: каков первообраз – таков и его образ. Поэтому поскольку первообраз идола, т.е. бес, достоин всякого презрения, поругания и ненависти, то это же следует воздать и его нечистому образу, т.е. этому самому идолу.

   Поскольку же первообразы икон – Господь, Божия Матерь, святые люди – достойны всяческого чести, почитания и любви, то это же воздается и их образам, т.е. иконам. Ибо честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз.

   Впрочем, это же относится не только к священным, но и обычным изображениям. К примеру, дети обычно почитают изображения своих родителей, а любящие супруги – фотографии друг друга. Но зато мы все с ненавистью относимся к портрету какого-нибудь «гитлера»!

   Правда, иудей может заметить нам, что, кроме догматических, закон Моисеев налагает на нас и обрядовые ограничения, запрещающие изображать Бога. Однако и мы ответим на сие тем, что все эти обрядовые ограничения сего закона уже давным-давно – еще на Апостольском соборе (51 г. по Р.Х.) были отменены. Как сказано в вероопределение этого собора:

«Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа. Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян.15: 24-29).

   Как видим, запрещения писать иконы в этом соборном определении нет. А если кто-то из сектантов сего постановления собора не признает, то ему надо соблюдать не одну лишь 2-я заповедь Моисееву, но и весь закон, в частности, следует обрезываться. Итак, пусть сначала покажут нам свое обрезание, а потом мы будем говорить с ними об иконопочитании и идолослужении.

                                                         

   «Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно».

   Это заповедью не только запрещается всякая божба, но мы призываемся к внимательной молитве, особенно Иисусовой, чтобы святое имя Божие в ней не поминалось всуе!

 «Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему».

   Этой заповедью мы призваны к тому, чтобы, избегая повседневной суеты, уделяли время для служения Господу. Причем, этим временем должен быть не только один день субботний (у христиан – воскресный), но и какое-то время каждого дня, освящаемое молитвой. Кроме того, у православных есть посты, во время которых (особенно Великого поста) можно удобно служить Христу, отчасти избавившись забот о чреве и о том, что ниже чрева.

   «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».

   Эта заповедь, в общем-то, естественная, ибо любить и почитать родителей естественно детям. Но в наше противоестественное время она всячески попирается всеми средствами антихристианской западноевропейской цивилизации. Которая даже придумала специальную «ювенальную юстицию», терроризирующую родителей под лицемерным предлогом «защиты детей». 

   Понятно, что при такой «хорошей» юстиции у родителей будет все меньше и меньше оснований рожать детей. Ибо дети раньше были в благословение, а сейчас эта  цивилизация своими выкрутасами старается превратить их в проклятие родителей. Нарушая при этом не только христианские заветы, но и, как видим, 5-ю заповедь ветхозаветного закона Моисеева.

                              «Не убивай»

   Этот запрет относится лишь к убийствам на бытовой почве. Неосновательная попытка Л.Толстого и некоторых сектантов распространить его и на воинскую службу по защите Отечества говорит лишь об их безграмотности и незнании Священного Писания. Ведь Тот же Самый Бог, сказавший «не убий», затем заповедал Израилю истребить языческие племена, проживающие в Палестине.

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. «И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4, 8)

   Но Бог не может противоречить Сам Себе, поэтому в применении этой заповеди надобно сделать исключение для действий воинов в справедливой войне. Кстати сказать, такой воин в этой войне не стремится убивать, но, наоборот, желает защитить своих близких (родителей, жену, детей и всех своих соотечественников) от убийства их напавшими на его страну врагами.

                                             «Не прелюбодействуй»

   Вообще-то говоря, прелюбодеянием называются случаи, когда некто, состоящий в браке, вступает в незаконную, блудную страсть на стороне. Но, думаю, этой заповедью запрещены вообще все виды блуда, наиболее из всех грехов отдаляющие человека от Бога.

   Заповедь эта очень актуальна в наше развращенное время, когда, наоборот, все эти виды блуда и прелюбодеяний всячески культивируются и пропагандируются с помощью СМИ и средств массовой культуры, особенно порнографии. 

При этом они изо всех сил выпячивают сомнительное и мимолетное наслаждение, подаваемое в блуде. Но зато лезут из кожи вон, чтобы скрыть (намного превышающее это жалкое наслаждение) наказание Божие, неминуемо следующее за нарушением сей 7-й заповеди!

   А вот православным учителям христианской нравственности, в противоположность сим апологетам разврата, следует аргументировано и на многих примерах показывать сколь ничтожна «радость» блуда и сколь велико наказание Божие за него. Тогда, возможно, удастся отвратить от сего наиболее распространенного греха хотя бы некоторых!

     «Не кради» 

   Кроме своего прямого значения («не красть»), этой заповедью человек еще призывается к честному труду для собственного пропитания и блага ближних. Что было заповедано Богом еще Адаму (ср.Быт.3: 19).

    «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего»

   Здесь запрещены все виды клеветы на ближнего. Особенно клеветы, которая может нанести ему существенный вред, например, при лжесвидетельстве в суде.

   «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

   Этим искореняется зависть, которая может послужить причиной нарушения прежних заповедей: украсть из-за нее что-то у ближнего; вступить из-за нее же в прелюбодеяние с его женой; наконец, из-за той же убить его самого. А насколько страшна и действенна зависть видно из убийства Каином своего брата Авеля.

                           

О восьми смертных грехах

   Почему их восемь? Господь сказал: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» (Мф.12: 43-45).

   Посчитаем: 1 + 7 = 8, вот откуда берется число восемь основных смертных грехов или страстей. Согласно преподобному Иоанну Лествичнику это: чревоугодие; блуд; сребролюбие; гнев; печаль мирская; уныние; тщеславие; гордыня.

   Строить свою исповедь православный христианин должен с учетом именно этих грехов, не забывая при сем и десятисловия Моисеева.

   Тут надобно заметить, что Спаситель, давая Свои заповеди, сразу же сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон (Моисеев) или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5: 17).

Правильно истолковать эти Его слова можно лишь поняв, что Христос пришел исполнить дух закона, а не его букву.

   Поэтому Он, к примеру, заповедь, запрещающую прелюбодействовать, простирает вплоть до душевных и духовных движений человека. Запрещая даже взирать на женщину с вожделением. И действительно, ведь сначала грехом блуда согрешает душа, а уже затем тело. И это верно в отношении всех других грехов. Как говорят святые отцы:

«Есть много грехов, которыми душа может грешить без тела; но нет ни одного греха, когда тело грешит без содействия души».

   Православный христианин должен именно так относится к своей духовной жизни. Да, мы, к примеру, может быть и не блудим непосредственно телом, но что делается у нас в душе? А мы зачастую удерживаем в ней блудные помыслы, вспоминаем их, услаждаемся ими – а ведь это, согласно заповеди Спасителя (Мф.5: 28) тоже определенные виды блуда; особенно если мы увлекаемся порнографией, потом вспоминая те или иные соблазнительные сцены из нее.

 Это все также надобно, не стесняясь, исповедовать пред священником на исповеди!

 

Заповеди блаженства

 

   И как весь закон Моисеев вкратце изображен в его десятисловии, так точно и Господь вначале Своей Нагорной проповеди сказал:

  1.  «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  2.  Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  3.  Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  4.  Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  5.  Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  6.  Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  7.  Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8.  Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  9.  Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.Радуйтесь и веселитесь,ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Мф.5%3-12).

   Почему этих заповедей девять также сказал святитель Епифаний Кипрский:

«Потому что это тройственный образ Троицы».

   Почему они названы заповедями блаженства? Потому что исполнение закона Моисеева не открывало врата рая, для исполнявших его.

Иконография: Воскресение Христово Восстание из Гроба Датировки: XX в. 1898 год.Иконописная школа или художественный центр:  Палехская школа иконописи Иконописец: Кузнецов Александр АрсентьевичМатериал: Дерево, левкас, темпера, масло, золото, чеканкаРазмеры иконы:  высота 35,5 см, ширина 31,4 см Христос представлен в белых одеждах, восстающий из Гроба. По сторонам от него ангелы. Слева – группа жен-мироносиц. На первом плане – римские воины. Инв. № ГМПИ 3154. ДИ-424-И. © Государственный музей Палехского искусства

А после нашего искупления, содеянного на Кресте Христом, рай открыт для тех, кто соблюл заповеди Спасителя. Поэтому и оные, и исполняющие их – блаженны. Кроме того, Господь дал нам и благодатные средства для соблюдения Его заповедей; в первую очередь, это церковные Таинства.

   Нищета духовная – это смирение, и оно одно открывает нам врата Царствия Небесного. Как говорил преподобный Иоанн Лествичник: «Если одна гордыня из ангелов сделала демонов, то точно также одно смирение может сделать из демонов ангелов».

   Почему нищета духовная смиряет? Потому что гордый имеет в душе богатство своих добродетелей или того, что он считает добродетелями. Он их помнит, возносится ими, гордится ими и унижает других, которые, по его мнению, этих добродетелей не имеют. А нищий духом никакого такого сомнительного «богатства» в душе не содержит, поэтому и удобно смиряется. Впрочем, подобное для него возможно лишь при православном исповедании догмата Искупления.

   Смиренный плачь о своих грехах и своем недостоинстве естественно следует из предыдущего. У Лествичника и других преподобных отцов он считается достаточно высокой добродетелью. Причем, заметим, этот плачь может быть и без слез, но с печальным воздыханием духовным.

   Кротость – это, преимущественно, безгневие. Крайней же степенью гнева является желание, к примеру, взять меч и убить своего противника. Но ведь «все, взявшие меч, мечем погибнут» (Мф.26: 52). Следовательно, в результате на земле останутся те, кто меч не взяли, т.е. кроткие. Поэтому они-то и получат землю в наследство. Чему служит подтверждением и история человечества, и даже наша бытовая жизнь.

   Эта заповедь особенно соответствует духу русского человека, который по своей духовной природе – правдолюб, и всегда ищет правду. Впрочем, христианство дает человеку не только ее, но и сподобляет его личной праведности, также не достижимой без православного исповедания догмата Искупления.

   Милостыня и, главное, милостивое состояние нашего духа – это одна из самых простых добродетелей, способных дать нам спасение. К сожалению, ныне, в погрязшем в неправедных стяжаниях мире, эта добродетель почти полностью забыта. И вправду, какой, неправедно наживший свое богатство, богач будет милосердствовать нищим, если он, наоборот, думает, как бы их еще раз ограбить!

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»

   Святые отцы говорят, что наше сердце сотворено Творцом так, что оно имеет свои духовные очи, коими может видеть Бога. Но как по причине болезней слабеют наши телесные глаза, и мы теряем зрение, так точно по причине духовных болезней, т.е. страстей и грехов, гнездящихся в сердце и оскверняющих его, меркнут наши очи сердечные, и мы уже не можем видеть ими Спасителя.

   Однако по мере очищения сердца чрез церковные Таинства и христианскую аскезу эти духовные очи постепенно выздоравливают и начинают видеть: сначала как бы чрез некоторую пелену, а затем все более и более ясно ощущают и видят Бога! 

   Тут Господь требует не только миролюбия от нас самих, но и того, чтобы мы примиряли враждующих, обещая нам за это сыновство Богу. Поскольку в таком деле мы уподобляемся Самому Сыну Божию, пришедшему дать Свой мир грешному человечеству.

   Казалось бы, та же самая награда, что и в первой заповеди. Но на самом деле это не сосем так. Царство Небесное для первых, т.е. смиренных, открывается после многих их подвигов. Но даже после этого и после своей смерти они проходят тяжкие мытарства. Изгнанные же за правду, т.е. мученики Христовы даже после и кратковременного своего мученического подвига сразу же, минуя мытарства, сподобляются Царства Небесного.

   Впрочем, не только мученики за Христа, но и исповедники, гонимые, принявшие за Него страдания и злословия, однако не сподобившиеся мученической смерти, также блаженны.

     Таково краткое, наподобие Моисеева десятисловия, изображение завета Христова, дарующего нам блаженство. Однако Сам Господь еще более кратко изложил сей закон, сказав:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22: 37-40).

   И действительно, любить Бога и ближнего, а также жить в соответствие с этой любовью – это и есть самое главное блаженство для христианина на земле, которое в будущем сподобляет его нескончаемого блаженства в Царстве Небесном!

   Чего всем своим читателям и желаю!

Протоиерей Георгий Городенцев

 

 

              

 

 

 

 

    

 

  

 

 

 

   

   

 

 

 

 

 

  

 

  

 

 

 

 

 

  

 

 

  

  

  

 

  

 

 

    

 

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Благовещенский собор в Воронеже

Благовещенский собор Московского Кремля

Первая заповедь

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях 

Дорогие читатели, обращаюсь к вам в попытке вразумить вас хоть как-то. Вопрос стоит в иконопочитании

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии