Для чего используют миро христиане

Миро – соединение земного труда, молитвы человека с небесным благословением. Даже тогда, когда оно нерукотворенное, проступающее на мощах, иконах, это – видимый знак, нужны для укрепления веры, побуждения к молитве.

Святое миро

Значение слова

«Μύρον» («мирон») с греческого буквально означает аромат, благоухание. В практике церковной жизни под миром понимаются:

  • «миро священного помазания» (Исх.30:25), которое делалось на основе оливкового масла с добавлением благовоний; сейчас оно используется при таинстве Миропомазания (включая присоединение к православию иноверцев), на освящении храмов; им же помазывались цари при вступлении на престол;
  • нерукотворное миро, истекающее от мощей, чудотворных икон;
  • особым образом приготовленный состав из разных ароматических веществ, масел; туда может добавляться масло от лампад при святынях – иконах, мощах.

Таинство Миропомазания

Возникновение таинства святые отцы возводят ко временам Апостолов, когда Дух Святой передавался уверовавшим, принявшим Крещение, когда ученики Господа возлагали на них руки. Когда же Церковь стала умножаться числом, возникла практика передачи Благодати через освященное благовонное масло, ведь прийти к Апостолу или епископу по дальности расстояния могли не все. Видимо, также к древности восходят слова, говоримые священнослужителем во время помазания: «Печать дара Духа Святаго. Аминь»

Сейчас таинство проводят, по Апостольской практике, сразу по Крещении. Делает это иерей. А вот само миро освящается только предстоятелем Церкви.

В России этом происходит с XV в., когда Русская Церковь стала самостоятельной от Константинопольской патриархии.

До 2 четверти XVII в. мироварение могли проводить также епископы. Запрет совершение этого чина для них введен только Поместным Собором с 1675 г.

С этого времени мироварение совершалось:

  • до 1 четверти XVIII в. – Патриархом, затем местоблюстителем патриаршего престола в Трехсвятительской церкви Кремля;
  • с 1763 по 1917 г. – в Крестовой палате Кремля; кроме того, митрополитом старейшей кафедры, Киевской, в Киево-Печерской лавре.
  • По восстановлении патриаршества (1917 г.) освящение проходит только в столице, в Малом соборе Донского монастыря.

С V в. сложилась традиция святить миро на литургии Четверга Страстной Недели. А само изготовление мира, занимает предыдущие три дня Страстной Седмицы:

  • в Понедельник служится молебен, после чего предстоятель трикирием возжигает дрова под котлом, где уже находятся составляющие будущей святыни;
  • Ранее их использовалось до 75; сейчас ритуал проходит по чину XIX в., согласно которому используется 30 ингридиентов.

Еще два дня миро непрерывно варят на малом огне, при этом днем и ночью священники читают Евангелие.

В четвертый день Страстной, когда воспоминается Тайная Веера, в Храме Христа Спасителя миро освящает предстоятель. При этом во все сосуды добавляется несколько капель из алавастра, хранящегося на престоле. В нем находится миро, освященное ранее, даже много столетий назад. В свою очередь, малая часть вновь освященной святыни тоже попадает в алавастр.

Чин совершается каждые 2-3 года, по мере необходимости. Последние по времени Мироварение совершено с 22 по 24 апреля 2019 г.

Мироточение мощей

В истории христианства известно также множество случаев появления нерукотворенного мира. Оно может иметь вид не только масла, но также крови, воды. Среди честных останков угодников Божиих, прославленных этим чудом, наиболее известны мощи:

св. Николая Мирликийского; в новейшее время рака была вскрыта во время ремонта базилики 1953 г.; при этом, по заключению профессора Л. Мартино, «на дне саркофага было до 2 см прозрачной жидкости, похожей на воду горного источника»;

вмч. Димитрия Солунского; о мироточении есть свидетельства с XI по XV вв.; чудо прекратилось с 1493 г., после того, как базилика, где пребывают мощи, стала мечетью;

прп. Нила Мироточивого, монаха с Афона (XVII в.).

Ученые неоднократно (в том числе с благословения священноначалия) пытались провести экспертизу состава нерукотворного мира. Вот что говорит об этом профессор, геохимик, петрограф П.В.Флоренский, руководитель экспертной группы Св. Синода:

«Комиссия занимается теми случаями, где это явление формально не зависит от человека Но мы так ничего и не можем проанализировать и сделать. Почему? А потому что наука не рассчитана на чудеса. Это просто разные, непересекающиеся сферы Мы знаем, что мы делаем святое дело, каталогизируем все события. Это – реальное наше дело. Когда же начинаются все эти анализы и прочее, мы сами очень иронично к себе относимся».

Установить происхождение мира ученые до сих пор не смогли.

Нардовое масло из Иерусалима

Нард – цветок, растущий высоко в Гималаях, на высоте от 3000 м над уровнем моря. Издавна масло, изготовленное его корней, считалось одним из самых дорогих благовоний на Востоке. Из Евангелия известно о женщине, которая возлила его на главу Христа, что крайне шокировало некоторых из Его учеников, которые «вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим» (Мк. 14:3-9).

Ныне в Иерусалиме готовят нардовое миро, куда добавляют масло из лампад, горящих над Гробом Господним и другими святынями.

Обычно это масло используют, помазывая им крестообразно болящие места тела, или просто лоб. При этом следует иметь ввиду особенность нарда, о которой говорит монахиня Елизавета (Сеньчукова):

«Нард очень ароматный. Запах от него сохраняется много лет. Полтора десятилетия назад я привезла из Иерусалима маленькую пластиковую бутылочку с разбавленным маслом. Она, эта бутылочка, и сама по себе распространяла душистый запах, даже завернутая в два пакетика.

В прошлом году я решила, что надо потратить эту маленькую драгоценность на доброе дело — и отдала в храм для украшения Плащаницы. Храм «наполнился благоуханием от мира» (Ин.12:3). Благоухала Плащаница, благоухали руки священников, благоухали губы прихожан, прикасающиеся к изображению. Запах был почти навязчивым, от него кружилась голова. Было ясно, почему это благовоние применяется для бальзамирования тел — случайно попав на руки в Великую Пятницу, оно не смывалось никакими средствами почти неделю».

Афонский елей

Освященное масло изготавливается во многих иноческих обителях Афона. К нему добавляется елей от лампад при святынях. Это миро используют:

  • при искушениях;
  • во время болезни;
  • просто по желанию обратиться к благодати святыни.

Некоторые верующие добавляют несколько капель освященного масла

  • в лампаду;
  • в употребляемую пищу.

Отвечая на вопрос о правомерности подобного обычая, один из современных священников на страницах журнала «Татьянин день» (при храме вмч. Татианы Московского университета) пишет, что «такое употребление с верой при чтении молитвы Господней является обычаем хотя и достаточно своеобразным и не предписываемым нам церковными уставами, но не греховным».

Миро, рукотворенное или явленное – зримое свидетельство Благодати, не взирающей на наши немощи, несовершенство. Раз за разом оно убеждает маловерных в реальности Бога и Его помощи.

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии