Для чего нужен епископ в Церкви

С древности известно основное отличие этого звания от других степеней священства. По слову свт. Епифания Кипрского:

«чин епископов преимущественно назначен для рождения отцов, ибо ему принадлежит умножать в Церкви отцов духовных».

Значение слова

Оно имеет еще дохристианское происхождение, означая хранителя, блюстителя. Причем в античности так практически никогда не именовали религиозных деятелей, например, жрецов. Это были «надзиратели» над рабами, «блюстители» казны или строительных работ.

Возможно, впервые в духовном смысле понятие употребляет Апостол Петр. Обращаясь к христианам, он говорит: «Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших» (1 Пет. 2: 25). «Блюститель» звучит на греческом как «ἐπίσκοπος», так св. Петр именует Христа.

Кто был первым блюстителем Иерусалимским

Святой апостол Иаков

Первым архиереем Иерусалима стал Апостол Иаков, называемый также братом Господним, так как был сыном прав. Иосифа, мнимого супруга Богородицы Марии. Такое именование принято потому, что из всех сыновей Иосифа именно он согласился выделить долю имущества для Иисуса, а также сопровождал отца и Марию с Младенцем, когда им пришлось бежать в Египет.

Благодать прав. Иаков, как другие Апостолы, получил непосредственно от Духа Святого, сошедшего на пятидесятый день по Воскресении Христовом.

В Иерусалиме он, несмотря на враждебность иудеев к ученикам «Иисуса из Назарета» имел репутацию праведного по Закону Моисея человека: не пил вина, был постник, строгий ревнитель Закона, молитвенник. Апостола сбросили с крыши храма иудейские законоучители, требовавшие от него отречься от Спасителя при народе, но вместо этого услышавшие пламенную проповедь. Последние слова мученика были молитвой о прощении его убийц.

Во времена Апостолов

Впоследствии, разойдясь с проповедью по Римской империи ученики Христовы подавали дары Духа тем достойным, кого ставили во главе вновь образованных молодых христианских общин.

Судя по «Деяниям Апостолов», суть происходящего понимали далеко не все. Так, в полуязыческой Самарии уверовавший волхв Симон, видя, какие чудеса творятся руками учеников Христа, попытался купить у них благодать, принеся деньги. Общеизвестен резкий ответ св. Петра: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян.8:20) и покаяние Симона, действовавшего, очевидно, «в простоте». Но имя его стало нарицательным.

Интересный фактНыне симонией именуется именно грех продажи церковных должностей.

В годы гонений

Постепенно, с распространением христианства, возникло общепринятое установление, что епископ – получивший Апостольскую благодать предстоятель местной церковной общины. Первоначально они были невелики, чаще всего были вынуждены проводить тайные богослужения, скрываться от римских властей, преследовавших христиан. Не раз приходилось уходить на нелегальное положение также предстоятелям, о чем свидетельствуют многие жития святых первых веков.

Византийская практика

К тем же временам восходит, очевидно, принятая у христиан Византии практика «один город – один епископ», даже если город не очень велик. Такие владыки, как правило, хорошо знали своих прихожан, а сами вели образ жизни довольно скромный: например, известно, что предстоятель общины небольшого города Тримифунта, свт. Спиридон (IV в.), всю жизнь держал овец и коз, даже сам их пас. При этом его житие наполнено случаями духовной или материальной помощи тому или иному христианину города, ведь святитель был знаком с каждым лично.

Читайте также:  Все молитвы Илие пророку

Первые святители на Руси

Несколько другой оказалась ситуация на Руси, принявшей христианство с 988 г., но по объективным причинам не перенявшей византийский подход к архиерейскому статусу: территории Руси были обширны, а потому епархии – огромны. Здесь знать каждого прихожанина было уже попросту невозможно. Поэтому исторически сложилось, что епископ становится более администратором, чем духовным отцом своей паствы.

Имена архиереев первых лет по Крещении до сих пор точно не установлены:

  • церковное предание, отраженное богослужебными текстами, называет «первым митрополитом Киевским» свт. Михаила, однако, возможно, он был здесь на 100 лет раньше, еще до Крещения Руси, при князьях Аскольде и Дире;
  • по другой версии, первым предстоятелем Русской Церкви был Леонтий;
  • наконец, третье мнение, основанное на исторических источниках, говорит о епископе Севастии Армянской Феофилакте, которого могли послать на Русь; об этом говорит рано сложившееся у русичей почитание 40 Севастийских мучеников: их фреска есть в Софийском соборе Киева, одном из древнейших на Руси.

Какое место занимает в иерархии священнослужителей

С IV в. окончательно сложилась иерархия из трех степеней, первые две из которых – диакон и иерей. Епископ – третья, высшая степень иерархии священнослужителей.

С IV в., когда по прекращении гонений чисто верующих растет, постепенно происходит централизация управления Церковью:

  • епархии объединяются в большие округа, которые тоже возглавляют епископы; их начинают называть митрополитами;
  • наконец, предстоятелей очень больших Церквей стали именовать архиепископами, позже – патриархами, в Риме папами.

Впоследствии в иерархии еще не раз происходили изменения. Например, у Константинопольской патриархии к X-XI в. установилась иерархия, на высшей степени которой – патриарх, затем – митрополиты и епископы.

Ныне иерархия высших званий в епископате в порядке возрастания выглядит следующим образом:

  • епископ – глава церковной области (епархии);
  • архиепископ – почетное звание, которое он может получить за заслуги;
  • митрополит – возглавляющий объединение епархий (в современной России их может быть от двух и более);
  • патриарх – предстоятель Поместной Церкви.

Как становятся архиереями

Первоначально архиерея избирала вся община. Однако, уже с IV в. эта практика постепенно начинает ограничиваться, пока не отменяется совсем. Впоследствии серьезное влияние на выбор стала оказывать светская власть. Так, например, было в России после отмены патриаршества (с 1721 г.).

Поместный Собор 1917-18 гг. решил возродить участие в выборах мирян, церковнослужителей, однако впоследствии применить эту норму не удалось ни разу по причине начавшихся гонений.

Современный Устав Русской Церкви предполагает, что «епархиальный архиерей избирается Священным Синодом, получая о том Указ Патриарха Московского и всея Руси».

Основные требования к претенденту на «доброе дело» (1 Тим.3:1) архиерейства мало изменились со времен Апостола Павла, который их сформулировал, обращаясь к своему ученику Тимофею:

« епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью» (1 Тим. 3:2-4).

Апостол указывает также, что кандидат не должен быть из недавно принявших Крещение, так как такой архиерей неопытен, а также иметь «доброе свидетельство от внешних», то есть хорошую репутацию.

Установления св. Павла соблюдались неукоснительно, хотя нет правил без исключения. Вот одно из них, описываемое житием свт. Амвросия Медиоланского. Еще не принявший Крещения, то есть оглашенный, он, будучи чиновником, прибыл в Медиолан (сейчас Милан), раздираемый смутами среди церковного народа, который никак не мог определиться с предстоятелем общины.

Неожиданно во время разбора этого дела кто-то из толпы, как потом оказалось – ребенок, как бы движимый Духом, воскликнул: «Амвросий – епископ!» Жители города приняли это как знак свыше, и, несмотря на крайнее смущение кандидата, буквально заставили его принять кафедру. Таким образом, Медиоланский архиерей оказался не просто из «недавно обращенных», но крестился прямо перед рукоположением.

Читайте также:  Святой, который дружил со львом: Герасим Иорданский

Единственное, чем нынешняя практика отличается от Апостольского века – запрет на рукоположение женатых. Она сформировалась к V в., а император Юстиниан прямо запретил белому духовенству занимать кафедры. Однако требования к нравственному состоянию кандидата на епархию не изменились до наших дней.

Какие обязательства налагает это служение

Архиерей, возглавляющий епархию, прежде всего, руководитель ее духовной и богослужебной жизни. Рукоположение клириков, освящение храмов, развитие духовного образования – все это его обязанности. Он же представляет православных во взаимоотношениях со светской властью.

Хиротония предполагает несколько этапов:

  • наречение; оно происходит за 1-2 дня до собственно рукоположения; после кратких молитв избираемому зачитывается Указ Св. Синода, на который он отвечает уставной формулой: «Благодарю и приемлю, и нимало вопреки глаголю»; этот порядок относится также к избранию митрополита, патриарха;
  • испытание веры; также достаточно древняя практика, когда кандидату во архиереи необходимо прочесть Символ Веры, исповедать Божество Христа при сонме архиереев;
  • собственно рукоположение, которое происходит во время литургии, после Малого Входа с Евангелием.

Вот как описывает рукоположение русский литургист начала XX в., Гермоген Шиманский:

«После малого входа с Евангелием во время пения «Святый Боже», а именно пред пением заключительного «Святый Боже» и восхождением архиереев на горнее место, протопресвитер и протодиакон приводят хиротонисуемого пред царские врата, и отсюда он приемлется архиереем в алтарь пред престол. Здесь, сняв с себя митру и трижды поклонившись престолу и приложившись к нему, он встает пред престолом на оба колена, полагая руки крестообразно на престол и главу, этим свидетельствуя свою покорность воле Божией.

Тогда на его главу возлагается разогнутое Евангелие письменами вниз, поддерживаемое со всех сторон архиереями, — это как бы рука Самого Господа, возвышающая посвящаемого и вместе с тем подчиняющая его закону Евангелия»

После этого читается «совершительная молитва», при этом на главу посвящаемого возлагают правые руки совершающие хиротонию архиереи. Затем следуют тайные молитвы, принявший епископство получает одежды сана.

Облачение

Архиерей в облачении, 18 век. Художник Федор Солнцев

Составные части облачения:

  • саккос – длинная не сшитая с боков рубаха; символизирующая Божию благодать;
  • омофор – длинная лента, на которой изображены кресты; она также означает духовные дарования, кроме того, возложение омофора – символ «погибшей овцы», грешника, которого Сам Господь несет на плечах; при возложении этой части облачения на новопоставленного архиерея церковь поет «аксиос» («достоин»);
  • панагия, что означает «Всесвятая» – изображение Богородицы, носимое на груди вместе с архиерейским крестом;
  • митра – особый головной убор с изображением креста, он символизирует благодать Божию, но также напоминает о терновом венце Христа.

Интересный фактДо середины XVII в. русские владыки употребляли митры в виде шапки, отороченной мехом. Нынешний вид они приобрели после литургической реформы патриарха Никона 2 пол. XVII в.

  • символ власти – посох.

Обращение при личной встрече и в официальном письме

Обычно к епископу, архиепископу, митрополиту обращаются:

  • при встрече, разговоре – «Владыка»;
  • при письменном обращении, или официальном устном – к епископу обращаются «Ваше Преосвященство», а к архиепископу – «Ваше Высокопреосвященство».
Читайте также:  Если Бог – «только любовь»…

При обращении к Патриарху лично во время беседы обычно говорят «Святейший Владыка». В письмах принято писать «Ваше Святейшество».

Употребляемое некоторыми ныне обращение «святой отец» является католической практикой, в православии оно не принято.

Сколько сейчас в РПЦ насчитывается служителей в этом сане

К настоящему времени это 433 архиерея, включая находящихся на покое. Однако количество епархий значительно меньше, следовательно, далеко не все владыки имеют кафедры.

Около 100 современных архиереев – так называемые викарные, не имеющие кафедры, помогающие епархией другому Владыке. Обычно это происходит в больших епархиях. Так, в Москве создано 11.

27Февраля2012 годаБыло учреждено викариатство Патриарших подворий за пределами столицы и Московской области.

Как называется собрание епископата

Устав именует такое собрание Архиерейским Собором. В отличие от Поместного, здесь не принимают участие духовенство, миряне. Ныне он собирается по крайней мере один раз каждые 4 года, решая важнейшие вопросы церковной жизни. Он же представляет собой высшую инстанцию церковного суда.

Причисленные к лику святых

Неся нелегкое, но благодатное служение, многие владыки достигают святости. Только Византийский церковный календарь знает десятки таких угодников Божиих. Среди них святители:

  • Николай Мирликийский;
  • Спиридон Тримифунтский;
  • Василий Великий;
  • Иоанн Златоуст;
  • и многие другие.

Не меньше святых архиереев у Русской Церкви. Среди этих угодников Божиих – свтт. Петр и Алексий Московские, Стефан Пермский, Николай Японский. С XX в. список канонизированных владык пополнился сотнями новомучеников, исповедников.

Святые отцы о высоком служении

Особая благодатность архиерейства – основная тема высказываний святых отцов об этой духовной миссии.

Сщмч. Игнатий Богоносец еще во II в. писал:

«Почитающий епископа почтен Богом; делающий что-нибудь без ведома епископа, служит диаволу Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви».

А свт. Григорий Богослов, сам бывший архиереем, не понаслышке знал об особых искушениях, встречающихся на этом пути:

«..Управлять служителями — подлинная сеть пагубы. Жестоких владык они всегда ненавидят, а богобоязненных бесстыдно попирают; к злым неснисходительны, добрым неблагопокорны, но на тех и на других дышат неразумным гневом. А сверх того надобно заботиться об имуществе, всегда иметь на плечах кесарево бремя, переносить сильные угрозы сборщика податей; потому что подать, возрастая с имением, унижает для людей цену самой свободы, а на устах лежат узы. Надобно проводить время среди волнений многолюдного собрания, близ высоких седалищ, с которых решаются людские распри, надобно выслушивать громкие возражения противника, или по закону терпеть скорби в запутанных сетях.

Вот бремя, вот труд! А злые берут преимущество пред добрыми; блюстители законов могут быть куплены той или другой стороной. И если злой имеет у себя больше достатка, то он и лучший. Кто же с такими людьми, без помощи Божией, избежит множества лжей и хитросплетений? Ибо необходимо или опрометью бежать и оставить все злым, или очернять свое сердце, подобно как приближающийся к злому дыханию истребительного огня носит на себе печальные знаки или пламени, или дыма».

Возможно, эти слова стоит почаще приводить на память тем, кто ныне осуждает владык за те или иные проступки, ошибки, погрешности. Свободны ли от них сами судящие? Стоит ли судить того, с кого и так будет строжайший спрос? Ведь по слову свт. Иоанна Златоуста, «получивший епископство, сколько на высшую взошел он степень, столько же строжайший даст и отчет, не только в учении и предстательстве за бедных, но и в испытании рукополагаемых, и в бесчисленном множестве других дел». Но даже недостоинство архиерея не отменяет главного: его Апостольской благодати, той же, что в первые века.

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии