Должна ли жена бояться мужа? Всё о Послании к Ефесянам св. ап. Павла

Среди читаемых в храме слов Апостолов есть особенно западающие в душу, часто повторяемые христианами – лаконичные, но при этом мудрые. Таковы известные очень многим цитаты: «Один Господь, одна вера, одно Крещение», «Гневаясь, не согрешайте», «Единство духа в союзе мира» выражения «щит веры», «меч духовный», многие другие, впервые произнесенные Апостолом Павлом в послании христианам из малоазийского города Эфеса.

История, место и время написания

Писания I столетия по Рождестве Христовом не дошли до нас в подлинниках. А потому многие из них вызывают дискуссии о месте, времени создания, даже об адресатах текста. Не составляет исключения и это писание.

Некоторые древнейшие списки послания св. Павла (а первый из них относится к 200 г.) не содержат в 1 строке упоминания адресата – христиан «в Эфесе». Это дает основания для споров, действительно ли к верным этого города обращался святой. До сих пор существуют различные версии по этому поводу:

  • слова «сущим в Эфесе» (Еф.1:1) – позднейшая вставка: на самом же деле писание обращено к христианам Лаодикии; позже, из-за того, что у этой общины сложилась не очень хорошая репутация (так, в «Откровении св. Иоанна Богослова» Сам Господь обличает этих христиан в теплохладности (Откр. 3:15)), в церковной традиции это послание утвердилось как обращенное к ефесянам;
  • неясно, почему письмо, адресованное давно знакомой Апостолу общине, не содержит никаких обращений, имен, как это есть в других сочинениях св. Павла; это, а также больше проповеднический, чем полемический тон писания, дают основание предполагать, что слова св. Павла изначально были обращены к многим христианским общинам.

Впрочем, многие толкователи считают отсутствие упоминания о Эфесе в нескольких рукописях недостаточным основанием для того, чтобы думать о других возможных адресатах. Так полагал, например, свт. Феофан Затворник. Он пишет, что неупоминание о христианах Эфеса могло объясняться пребыванием Павла в тюрьме Кесарии, где его держали в достаточно стесненных условиях:

« Узы были более тесны и враги ближе и злее. В первый раз попал святой Павел в такие долгие и крепкие узы. Кругом всюду злящиеся на него враги. По-человечески судя, не смог он не опасаться всяких от лица их себе неправд и неприятностей Зная это, он, пиша послание, и не поминает ни о ком ни из иудеев, ни из язычников, опасаясь, что послание попадет в руки врагов его и они наделают неприятностей из-за того и ему, и поминаемым лицам».

Этот вопрос также ставится некоторыми богословами. Правда, большинство из них признает таковым св. Павла. Однако некоторые склонны считать послание «литургической гомилией» (проповедью), написанной кем-то из духовных детей святого, но с использованием его подлинных сочинений. Отсюда, как думают, особый стиль изложения, действительно более подходящий для проповеди. Но и в этом случае мысли, высказанные в тексте, все же принадлежат самому «Апостолу язычников».

Иконография: Павел, апостол Датировки: XIV в. 1387–1395.Иконописная школа или художественный центр:  Константинополь.Происхождение: Из храма Зачатия Богородицы Высоцкого монастыря в Серпухове, куда были присланы в 1380-1390-х из Константинополя.Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы:  высота 149 см, ширина 98 см Изображение поясное. Апостол обращен влево к Христу. Голова его немного склонена, обеими руками он прижимает к груди Евангелие. С красным обрезом и золотисто-охристом окладом, украшенным ассистом.Инв. № 12752. © Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Трижды текст упоминает о заключении св. Павла. Поэтому современные авторы полагают, что он мог быть написан:

  • во время ареста в Кесарии;
  • в Риме. где Апостол также находился под арестом.

Так как Кесария, согласно «Деяниям Апостолов» была местом заключения св. Павла в течение 2 лет, с 60 г., после чего его отправили на суд императора в Рим, время его написания может быть от 60 до 63 г.

Основное назначение

Это одно из немногих писаний святого апостола Павла, которое не содержит упоминания о каких-либо спорах, недоумениях в общине, к которой обращено. По-видимому, основная цель – изложение христианам:

  • по слову свт. Феофана Затворника, «тайны устроения из всех людей Церкви Божией», то есть домостроительства нашего спасения;
  • правил христианской жизни.

Содержание

После обычного приветствия Павел начинает свое писание с учения о Церкви и спасении через Благодать Божию. При этом особенное внимание он уделяет единству о Господе как иудеев, так и язычников.

Обязанностям верных по отношению к Господу и ближнему посвящены последние, 4 и 5 главы.

Толкование

«Полным возвышенных мыслей», рассчитанным на вдумчивое чтение именует послание свт. Феофилакт Болгарский. Действительно, немногие строки писания Апостола содержат в кратких, но емких словах учение о Церкви и Спасении.

Таковы слова приветствия св. Павла, но это же – содержание первых глав его писания. Свт. Феофан Затворник пишет, что Благодать – основа жизни христианина, это – дар Божией помощи, вера, даруемая свыше, счастье общения с Господом. Именно оно дает душе мир.

А это мирное устроение, но слову св. Павла, ведет за собой просвещение души, «дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его» (Еф. 1:18-19).

Эта Божия милость дается даром, потому ее необходимо особенно ценить. Во 2 главе св. Павел описывает бедственное духовное оскудение язычества, а затем – то изменение, которое происходит с верующими по воле Божией. Они становятся Ему «своими», «согражданами святым» (Еф.2:19). Имея Христа «краеугольным камнем», все вместе верующие составляют как бы стройное духовное здание – Церковь (Еф.2:21)

Св. Павел показывает, что это – единый организм, как бы подобный человеческому телу. Здесь о каждом верующем у Господа – свой план, так что «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф.4:11). Но цель одна – познание Господа, единство с Ним.

Вот принципы христианского устроения души, изложенные св. Павлом (4-6 главы):

  • «отложить ложь», то есть говорить правду ближним;
  • оставить постыдные дела язычества: кражи, разбои; трудиться своими руками;
  • стараться не согрешать языком, «никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4:29);
  • часто молиться, назидая себя песнопениями духовными.

18Марта1869 годаСвятитель             Феофан           Затворник         в        письме      к    одной          рабе          Божией, излагал       следующую          мысль: «все расти надо, в известную всем назначенную меру возраста исполнения Христова (Еф.4:13)».

Именно в этом писании святого содержится известная фраза: «Жена да боится своего мужа». Её часто, вырвав из контекста, приводят как пример принижения женщин у христиан. А вот как выглядят подлинные слова св. Павла:

«Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5,24-33).

Итак – повиновение мужу – не «обязанность» жены, а ответ на его любовь, а также проявление веры во Христа, ибо семья – малая церковь.

Последняя глава «Послания» посвящена христианским отношениям между людьми. Вы их основе – не социальный статус, доход, влиятельность, но понимание человека как образа Божия. Потому дети призваны повиноваться родителям, а те – не раздражать детей, рабы – творить послушание хозяевам, особенно – тоже христианам, служа им, как братьям. Владельцы же подневольных тоже должны относиться к ним с христианской добротой. Но самое главное – не надо бороться с людьми, пусть даже врагами. Гнева заслуживают не они, но те, кто толкает человека ко греху: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6:12). Именно здесь нужны «броня праведности», «меч духовный» – Слово Божие (Еф. 6:14,16).

Заканчивается же послание тем же, чем начато – благословением, самым важным для христианина.

Проповеди Бегичева на послание к Ефесянам

Глубина мыслей, содержащихся в Павловом писании, породила множество толкований на него уже с первых веков христианства. Не чужды этого также протестантские богословы. Так, в сети Интернет можно найти более 20 проповедей на «Послание» главы так называемой Старокатолической церкви России Павла Бегичева. Это обстоятельный разбор текста ап. Павла, сделанный, однако, более с протестантской точки зрения, нежели с опорой на святоотеческую традицию. Это понятно: предстоятель российских старокатоликов долгое время сам был баптистским пастором, да и само устройство Старокатолической церкви достаточно близко к протестантизму (например, отсутствует безбрачие епископата).

Говоря о «Послании», проповедник максимально стремится связать его с реалиями современной жизни, что не может не импонировать современному человеку. Но мимо его внимания проходят многие идеи как восточных, так и западных отцов, их духовный опыт, позволявший разглядеть истинную глубину слов Апостола. Поэтому знакомство с проповедями хотя познавательно, но все же временами вызывает у православного зрителя желание перечитать толкования свтт. Феофана Затворника, Иоанна Златоуста, Феофилакта Болгарского, намного более глубокие, основательные.

Сочинение Апостола давно «разобрано на цитаты», вошедшие в повседневный обиход верующих, включенные в богослужебные тексты. Но иногда все же стоит обращаться к подлиннику – помня слова свт. Феофилакта Болгарского о необходимости «особенного внимания, чтобы понять заключающиеся в нем тайны».

Наталья Сазонова

         Десять заповедей

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Благовещенский собор в Воронеже

Благовещенский собор Московского Кремля

Первая заповедь

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях 

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии