Духовное завещание Апостола Павла послание к Филиппийцам

Это полное любви послание адресовано св. Павлом единомысленным, глубоко уважающим его духовным детям – общине христиан из Македонского города Филиппы, одной из первых общин, принявшей его проповедь. И совершенно точно – самой близкой ему духовно.

История написания

Проповедь в Филиппах – пример особого действия Промысла Божия. Апостол и его сподвижники, включая описавшего эти события св. Луку, изначально идти к македонянам не собирались. «Деяния Апостолов» рассказывают о некоем недоумении, которое пришлось испытать св. Павлу при начале второго путешествия (49-52 гг.): думая отправиться сначала в Асию, затем – к Вифинии, проповедники Слова, водимые непосредственно Духом Божиим, каждый раз понимали, что на это нет благословения.

Наконец, во сне Павел увидел некоего «мужа македонянина», сказавшего: «Приди в Македонию и помоги нам» (Деян 11:6-9).

Свою проповедь Апостолы начали в первом же македонском городе, римской колонии Филиппах. Согласно «Деяниям», слово Божие приняли не все, не сразу. С одной стороны, у рабы Божией Лидии, одной из первых уверовавших, Павел со спутниками нашли пристанище, поддержку. Но именно в Филиппах они же испытали гонения за проповедь: Апостолов били, затем арестовали. Однако, даже это обернулось благом: начальник темницы, все его домочадцы, видя чудеса Апостолов, приняли Крещение.

Так возникла первая на территории Европы христианская община, притом – твердая верой, связанная тесными узами любви со св. Павлом. Возможно, им написано далеко не одно послание к христианам Филипп: ведь, где бы он ни был, эти духовные дети поддерживали, помогали Апостолу – молитвенно, а также материально, о чем святой упоминает в этом единственном дошедшем до нас послании. Поскольку речь идет о том, что Апостол пребывает  «в узах», считается, что текст надиктован им св. Тимофею в Римской тюрьме, где он находился около 61 или 63 гг.

Содержание письма Апостола Павла

Это одно из самых кратких писаний св. Павла, всего из 4 глав.

  • Оно начинается с благодарности Господу за общину Филипп, духовную опору святого, любимых друзей, детей во Христе.
  • Как близким людям, святой сообщает филиппийцам о своем состоянии, а также о Епафродите, пришедшем из Филипп, но замедлившим в Риме по болезни. Св. Павел с радостью пишет, что не только он, но также св. Тимофей вскоре придут в Филиппы, к тому же сам Апостол, если будет освобожден, собирается навестить общину.
  • Третья часть послания посвящена, видимо, возникшим среди филиппийцев нестроениям из-за гонений от иудеев (их при начале проповеди сам Павел со спутниками испытали на себе). Апостол ободряет христиан надеждой на Господа.
  • Завершается послание благодарностью за доставленные Епафродитом приношения, благословением.

Толкование

Будучи одним из последних, написанных при земной жизни «Апостола языков», это писание – своего рода итог его жизни, о котором он беседует е с близкими духовными детьми.

Иконография: Павел, апостол Датировки: XVI в. Первая треть XVI века.Происхождение: Икона поступила в музей в 1889 году от крестьянина села Ивашево А. Куренкова.Материал: Дерево, паволока, левкас, темпераРазмеры иконы:  высота 102 см, ширина 41 см Икона из Деисусного чина. Святой представлен в трехчетвертном повороте влево. Апостол Павел держит в руках Евангелие, украшенное драгоценным окладом. Его изображение развернуто почти по горизонтали. Апостол облачен в темно-зеленый хитон и вишневый гиматий, ниспадающий с одного плеча и окутывающий его фигуру до колен. Его одежды моделированы многослойными разноцветными пробелами сложной, в основном, геометрической формы. Инв. № И-527. © Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедникЛитература: Вахрина В.И. Иконы Ростова Великого. М., 2006. № 34. С. 134.

Интересный фактОчевидно, филиппийцы беспокоились о состоянии духовного отца, находившегося под арестом. Апостол спешит успокоить их не только сообщением о том, что вполне бодр, но – что для него намного важнее – известием о том, что его римское заключение послужило ко благу распространения христианства в «Вечном городе».

Святой пишет, что благодаря его заключению появилось множество проповедников Имени Господня. Многие из них, правда, проповедуют «по любопрению» (Флп.1:15), ревнуя о том, что заключенный стал известен даже при императорском дворе, полагая, что проповедь принесет им известность. Примечательно, что Апостол не только не осуждает проповедников, но вообще не подвержен даже малейшей гордыни, совсем не задет их отношением. Для его важно, что дело Христово совершается, а кем, с какими намерениями – об этом судить Богу.

Обращаясь к духовным детям по поводу возникших среди них разногласий из-за влияния иудействующих, Апостол вновь утверждает, что Закон Моисеев не ведет к спасению, но дан лишь до времени пришествия Мессии, Христа.

Величайшее событие для человечества – то, что человеком становится Сам Творец мира. Именно поэтому следующие слова св. Павла читаются на Богородичные праздники: « В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:5).

Как же можно не стремиться к соединению со столь любящим Господом? Приводя как пример себя, Апостол говорит о том, что он – «непорочный» по Закону, «еврей от евреев» все на свете «почел тщетою, чтобы приобресть Христа» (Флп. 3:2-7).

Приобрел ли? Уже приближаясь к концу земного пути, духом зная это, святой все еще не дерзает сказать, что цель достигнута: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:13-14).

Таковы крайне внимательные к каждому движению своей души угодники Божии. Но мы, читая «Послание», видим и другое: спокойную радость о Боге, уверенность в Нем. Вот Павел благодарит филиппийцев за присланную помощь – но тут же прибавляет, что радуется не так о материальных вещах, как об их добродетелях. Сам же он – всегда «доволен», ибо жизнь и Промысл Божий научили Павла довольствоваться малым, а живя изобильно – не превозноситься. Вся жизнь его предана Богу, Его воле. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4:13) – так подытоживает святой свою жизнь.

Послание – драгоценное свидетельство веры, дружбы, взаимопомощи первых христиан. Оно же – завещание Апостола как им, так и христианам последующих поколений: помнить о том, что надежда на Господа – основа жизни среди будь мира и спасения – в будущем.

Свт. Феофан Затворник в слове на празднование Нерукотворного Образа Спасителя 16 августа 1864 г.  так говорит о том, как выполнить Апостольский завет: «Возьми сердце свое и смотри, где его сокровище, где оно живет и в чем благо свое поставляет. Если увидишь, что ему «еже жити, Христос: и еже умрети приобретение есть» (Флп. 1, 21), благодари Господа. А если увидишь, что оно все опутано пристрастиями земными, начинай отрешать его от них понемногу, поспешая, однако ж, сделать это, чтоб смерть не застала, ибо кто привязан к земле, тому тяжело умирать».

Наталья Сазонова

Дорогие читатели, обращаюсь к вам в попытке вразумить вас хоть как-то. Вопрос стоит в иконопочитании

Покров Пресвятой Богородицы

Параскева Пятница: молитва и помощь святой

Указание пути в Царство Небесное (Царство Божее)

Библейские пророки

Любящим Бога все содействует ко благу: послание ап. Павла к Римлянам

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии