Это песнопение хорошо известно верующим, регулярно посещающим церковные службы: ведь его можно услышать в самом начале литургии. Радостные, торжественные слова возвещают о милости Божией всем верующим.
Текст песнопения
Хвали, душе моя, Господа. / Восхвалю Господа в животе моем, / пою Богу моему, дондеже есмь.
Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, / в нихже несть спасения.
Изыдет дух его, / и возвратится в землю свою: / в той день погибнут вся помышления его.
Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, / упование его на Господа Бога своего.
Сотворшаго небо и землю, / море и вся, яже в них.
Хранящаго истину в век, / творящаго суд обидимым, / дающаго пищу алчущим.
Господь решит окованныя, / Господь умудряет слепцы.
Господь возводит низверженныя, / Господь любит праведники.
Господь хранит пришельцы, / сира и вдову приимет, / и путь грешных погубит.
Воцарится Господь во век, / Бог твой, Сионе, в род и род.
Хвали, душа моя, Господа. / Хвалить буду Господа всю жизнь мою, / петь Богу моему, пока существую.
Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, / в которых нет спасения.
Выйдет дух его, / и он возвратится в землю свою, / в тот день погибнут все помышления его.
Блажен тот, кому Бог Иакова – помощник его, / надежда его – на Господа Бога своего.
Сотворившего небо и землю, / море и все, что в них.
Хранящего истину вовек, / совершающего суд обиженным, / дающего пищу алчущим.
Господь освобождает узников, / Господь умудряет слепых.
Господь поднимает поверженных, / Господь любит праведных.
Господь хранит пришельцев, / сироту и вдову Он примет, / а путь грешных обратит в ничто.
Будет царствовать Господь вовек, / Бог Твой, Сион, – в род и род.
История написания
Это второе из 7 заключительных песнопений Псалтири, которые обычно объединяются именованием «хвалитные», то есть посвященные особому славословию Бога за Его милости, великую премудрость. Эти псалмы, с 144 по 150, у евреев предназначались для пения на каждый день недели.
Существуют разные мнение о том, кем были написаны эти гимны, включая 145-й псалом.
- иудейская традиция называет автором его царя Давида;
- православные толкователи полагают, что песнопение появилось среди гимнов Псалтири значительно позже; оно представляет собой благодарение Богу за возвращение иудеев из вавилонского плена, возрождение Иерусалимского храма. Если так, гимн мог быть написан за 500 лет до Рождества Христова, а авторами его можно считать Аггея и Захарию, которые упоминаются в надписании песнопения.
Оба пророка жили во времена Вавилонского плена (а Захария даже родился в Вавилоне), сохраняли веру Творцу, передавали волю Божию соплеменникам.
Интересный фактПрот. Олег Стеняев в беседе на псалом 30 января 2020 г. на портале «Экзегет» говорит о том, что пророки могли быть не столько авторами, сколько хранителями текста, ранее составленного Давидом, во время вавилонского пленения евреев. Возможно также, что они использовали слова других песнопений Давида для составления 145-го псалма.
Толкование
Содержание песнопения существенно шире простого благодарения, хотя и начинается восклицанием «Хвали, душе моя, Господа».
Псалмопевец говорит о хвалении Бога «в животе моем», «дондеже есмь», то есть в течение всей жизни. А византийский богослов Евфимий Зигабен, толкуя это место песнопения, говорит, что «дондеже есмь» означает не только при этой жизни, но и в будущей:
«Как душа бессмертна, то она и живет и существует всегда и по освобождении от тела. Итак, по силе, говорит, никогда не перестану хвалить Господа, но во всю бессмертную мою жизнь, бесконечные веки, буду хвалить Его».
Еще одна тема псалма – упование на Господа, как Единственного, имеющего жизнь и мир. Песнопение призывает не надеяться на «князи», то есть начальствующих в этом мире, ибо они – лишь «сыны человеческие», умирающие в свой срок, когда дух «возвратится в землю свою», а с ним погибают гордость, амбиции, все другие суетные помышления.
Возможно, эти слова имели особенное значение для иудеев, восстанавливавших свой храм по возвращении из Вавилона, причем с различными препонами именно от начальствующих. Но, говорит песнописец, мирские, кажущиеся важными, дела, желания временны, тогда как Господь – вечен, неизменен, и устрояет все ко благу человека.
Псалом говорит о блаженстве, то есть счастье того, кто среди мирских бурь привык полагаться на Господа – истинную опору, Творца земли и неба, Единственного, «хранящего истину в век». Евфимий Зигабен говорит, что это означает: Бог, в отличие от непостоянного человека, верен, истинен «и в обещаниях благодеянии своих и в угрозах наказаниями от Него».
Создатель – справедлив, Он «творит суд обидимым», питает голодных, помогает одиноким, оставленным.
Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Это, дело Его, это обычай, это особенно Богу свойственно—не презирать обижаемых, не оставлять без внимания подвергающихся злоумышлениям, подавать руку терпящему нападения. И это непрерывное дело; почему и сказал: во век, показывая сие. И свидетели о сем Иосиф, Сусанна и Давид, за обиду которых Он отмстил своим судом. Он же пропитал евреев в пустыне манною, а Илию посредством ворона и Данила чрез Аввакума; и в новом завете насытил девять тысяч, пять из них пятью хлебами, а четыре тысячи семью хлебами».
Но самое главное – Господь «решит окованныя», то есть связанные узами греховными, «умудряет слепцов», людей, непросвещенных умом, не знающих Истины. Так как Бог – жизнь, то грех, отход от Него – смерть, поэтому «путь грешников» ведет в никуда, тогда как праведники, любящие Бога, получают Его поддержку.
Особенное внимание уделяет псалмопевец Господу как «хранителю пришельцев», то есть «прозелитов», перешедших к истинной вере от язычества – это бывшие идолопоклонники, находящиеся под особым Божиим покровительством.
Прот. Олег Стеняев говорит: «По аналогии, и христианская этика настаивает на том, что нельзя грешнику напоминать о его прежде содеянных грехах потому что это может ввергнуть в уныние его душу. Господь хранит пришельцев!».
Последние слова песнопения – пророчества о Воцарении Бога «во век», о пришествии Мессии и Царстве Божием, которое будет продолжаться «в род и род».
Для чего читают, в каких случаях?
145-й читают обычно вместе с другими песнопениями 20-й, завершающей кафизмы Псалтири. Но иногда его произносят отдельно от других псалмов, на церковно-славянском или на русском языке (в синодальном переводе). Обычно верующие прибегают к нему:
- благодаря Бога за милость;
- прося утешения среди скорбей, гонений – текст песнопения торжественно утверждает силу Божию, превосходящую любые ухищрения людей.
Использование в богослужении
Псалом 145 – второй из так называемых «антифонов» в начале Божественной Литургии. Такие песнопения ранее исполнялись попеременно двумя хорами.
Интересный фактЗападный литургист Х.Матеос установил, что в V-VI вв. литургии в Византии предшествовал крестный ход по улицам Константинополя, во время которого народ и пел псалмы, включая 145-й.
Ныне это торжественное песнопение обращает пришедших в храм от житейских забот и свидетельствует о вечном Царстве Христа.
Краткий, но глубокий по содержанию, этот псалом – гимн хваления Богу, надежды, доверия Создателю. Он – донесенное через века свидетельство о прощении грешников и вечном Царстве Христа.
Полезное видео
Слушать аудиоверсию псалма 145:
Наталья Сазонова
Десять заповедей
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Благовещенский собор в Воронеже
Благовещенский собор Московского Кремля
Первая заповедь
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях