Илья Муромец святой богатырь

Житие прп. Илии Муромца

Прп. Илия Муромский

      Точная дата рождения этого Божьего угодника не установлена. Не сохранилось и какого-либо бесспорного источника, рассказывающего о его жизни. По церковной традиции принято считать, что преподобный жил в XII веке. Родился он в селе Карачарово, близ Мурома, вероятнее всего, в семье крестьян. До 30 лет Илья, вследствие врожденного недуга, не имел возможности ходить. А потом получил чудесное исцеление от вещих старцев, посетивших однажды его родное селение и предсказавших будущему герою, что «смерть в бою ему не писана». 

     Получив благословение родителей, исцеленный Илья отправился в стольный Киев, чтобы поклониться Печерским чудотворцам и послужить князю. Много лет служил он в княжеской дружине. Прославился многими ратными подвигами и необычайной силой, которой пользовался лишь для борьбы с врагом, защиты родной земли и восстановления справедливости. При этом он обладал подлинным смирением и кротостью. 

Интересный фактВ Карачарове до сих пор люди благоговейно относятся к родникам с целебной водой, которые, по Преданию, возникли от ударов копыт богатырского коня Ильи Муромца.  

В Муроме сохранилось предание о том, как однажды богатырь перенес огромные мореные дубы из Оки в гору. Они легли в фундамент построенной им Троицкой церкви. По рассказам старожилов, в 1961 году, во времена второй волны богоборчества, эту церковь пытались взорвать. Вдоль стен заложили несколько килограмм взрывчатки. Прогремел взрыв. Но когда дым рассеялся, неповрежденный храм продолжал возвышаться на своем месте. 

     Получив в одном из сражений с половцами неизлечимую рану в грудь, а также повинуясь  сердечному зову, смелый воин принял монашество в Киево-Печерской обители. В то время это не было чем-то необычным. Так поступали многие воины: заменяли булатный меч на оружие духовное и замаливали грех, хотя и вынужденного, но все же убийства.  

     Отсутствие в Печерском патерике жития преподобного косвенно свидетельствует о том, что святой подвизался в монашеском подвиге не так много времени. Почил он около 1188 года. 

     Игуменья Серафима (Надежда Шевчик), настоятельница Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря, автор книги «История Киево-Печерской лавры», рассказывает следующее: «Как сегодня полагают ученые, он мог погибнуть при отражении набега одного из половецких ханов. Об этом пишут и «Повесть временных лет», и Киево-Печерский патерик. Половцы внезапно напали на Печерский монастырь. Многое пожгли. Монахов некоторых взяли в плен, некоторых истребили. Он мог вступить в единоборство с врагами и погибнуть тогда». 

     Письменные документы впервые упоминают имя угодника в 1574 году. В вестовой отписке старосты Филона Кмиты Чернобыльского из Орши говорится об Илье Муровленине и Соловье Будимировиче. А через 10 лет, в 1584 году, рассказ о нем записал в своих мемуарах львовский купец Мартин Грюневег. 

Интересный фактВ личности Соловья Будимировича некоторые исследователи фольклора видят последнего языческого жреца Будамира, изгнанного из Киева князем Владимиром Мономахом. 

     Хорошо знали угодника и в иноземных государствах. Например, германский эпос упоминает его уже в XIII веке, а эти произведения, в свою очередь, были основаны на более ранних легендах. Упоминается он и в скандинавских сагах. 

 

За что и когда был причислен к лику святых 

     К лику святых праведник причислен в 1643 году в числе 69 подвижников Киево-Печерской лавры. Указами Святейшего Синода 1762, 1775, 1784 гг. разрешено было печатать службы Печерским подвижникам и заносить их имена в общецерковные месяцесловы. 

     В «Службе преподобным отцем Печерским, ихже нетленные мощи в Ближних пещерах пребывают» святой Илья прославляется как «в руце имущий от оружия язву, в сердце же любовь ко Христу», поскольку этот храбрый воин был, к тому же, великим праведником. 

 

Мощи святого, современные исследования 

     Мощи праведника покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры. Рака святого располагается почти у самого входа. Это доказывает, что преподобный всегда был особо почитаем паломниками. 

Мощи прп. Илии Муромца

     В XVIII веке паломник Иван Лукьянов писал: «Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым. Ростом яко нынешние крупные люди. Рука у него левая пробита копием. Правая рука его изображена крестным знамением. Преподобный Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято теперь в Православной Церкви – три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. Над гробницею образ преподобного Илии Муромца». 

     Экскурсовод паломнического центра лавры отец Георгий рассказал об удивительном факте: «У раки святого собираются люди, и все целуют ему руку. Раз в году, в день памяти преподобного, паломники ощущают, что рука его теплая». 

     Первая экспертиза мощей угодника проводилась в 1939 году под руководством академика Гинзбурга. 

      В 1988 году комиссия Минздрава Украинской ССР произвела повторное исследование мощей праведного воина. Возглавлял комиссию профессор И.А. Концевич, заведующий кафедрой судебной медицины Киевского медицинского института им. академика А.А. Богомольца. Рентгенографические исследования обнаружили, что при жизни святой болел спондилоартрозом, серьезно ограничивающем подвижность его ног.  Было обнаружено также искривление позвоночника вправо в поясничном отделе и очевидные отростки на позвонках. 

      В 1989 году научный отдел истории пещер Государственного историко-культурного заповедника «Киево-Печерская лавра» обратился в московское бюро судебно-медицинской экспертизы с просьбой о воссоздании образов некоторых насельников обители, мощи которых хранились в ближних и дальних пещерах. 

Исследователь Сергей Никитин рассказывает: «По моей просьбе мощи Ильи Муромца были доставлены в бюро судебно-медицинской экспертизы. Представьте только ту картину, когда мощи святого везли на машине судмедэкспертизы с целью исследования. Были сделаны рентгенограммы головы в двух проекциях: в фас и в профиль. Мягкие ткани мы не освобождали, но там читаются определенные признаки монголоидности: большой скуловой диаметр, некоторое уплощение носового отдела. На рентгене мы увидели очень толстые кости черепа, превышающие нормальную толщину раза в полтора. Удар по черепу такой толщины даже значительной силой каким-нибудь предметом не приведет к серьезным последствиям. Это череп очень жизнеспособного человека».  

     Современные исследования полагают, что возраст подвижника при кончине составлял 40-50 лет. Имеется обширная рана в области сердца и множественные ранения по всему телу: переломы ребер, ключиц, а также шрамы от ножей и сабель, явно полученные во время военных действий. 

     Рост воина, по тем временам, тоже был великанский – 177 см.  

 

Как изображают на иконах 

     Иконы преподобного Ильи Печерского, написанные до второй половины XVII века, историкам не известны. Да и вплоть до 90-х годов прошлого столетия изображения святого встречались нечасто. Только с возрождением Церкви в честь угодника начали освящать новые храмы. Сегодня иконография Печерского инока очень разнообразна.  

Прп. Илия Муромец

     Самое известное раннее изображение датируется 1661 годом. Сделано оно мастером Илiей. Подвижника он изобразил в виде пустынножителя, босым, с накинутым поверх полуобнаженного тела длиннополым плащом. Изобразил в полный рост с молитвенно воздетыми руками. По сторонам от нимба следующее выражение: «Пр(д)б: Iлия Муромскiй. iже вселiся в пещеру пр(д). Антонiя в кiевѣ. идеже до ннѣ нетлѣнен пребывает».  

     Однако это изображение, скорее, исключение, потому что старинные иконописные подлинники рекомендуют писать образ преподобного следующим образом: «Надсед, брада Феодосиева, разсохата, власы с ушей, на плечах клабук черн, риза преподобническа, испод вохра» или «Сед, брада доле Власиевы, в клобуке, риза преподобническа, а почивает в пещере киевской». 

     Позднее появилась традиция изображать святого в стиле портретной живописи. Впервые подобная икона была написана художником И. Эриксоном в 1844 году. Она размещена над ракой с мощами угодника в Ближних пещерах лавры.  

     Первая современная икона преподобного была написана в 1992 году иконописцем И.В. Суховым по инициативе семейства Гущиных, считающих себя потомками святого. Изображение выполнено в древнерусском стиле, поясное. Илья Печерский изображен в коричневой мантии, с остроконечным куколем и с благословляющей десницей. В день памяти угодника, 1 января 1993 года, этот образ был торжественно внесен в храм мучеников Гурия, Самона и Авива в Карачарове. В него вложили частичку мощей святого, и икона почти сразу стала источать чудеса. 

     Существует еще один стиль написания образа преподобного. В виде воина. С оружием и в доспехах. А в 2006 году Попечительский совет по воссозданию Преображенского монастыря в Муроме заказал вышеуказанному художнику Сухову изображение преподобного Ильи Муромца с учетом скульптурной реконструкции облика, сделанной исследователем Сергеем Никитиным во время экспертизы мощей в 1989 году. 

   

     Этот богатырь, соединивший в себе небывалую физическую силу с высокой духовностью, считается покровителем русского воинства. Особенно чтут его пограничники, стоящие на защите рубежей государства и бойцы особых подразделений, проводящих контртеррористические операции. Он считается  также покровителем ракетных войск стратегического назначения. 

Интересный фактТрадиционно именем героя называют также мощную боевую технику, считая, что это придает ей неуязвимость и является залогом будущих побед. Так, еще в Первую мировую войну в небо поднялась эскадра бомбардировщиков «Илья Муромец», созданных конструктором И. Секорским. Эти боевые машины оказались настолько безукоризненными и непревзойденными, что за все время сражений из 80 сбитыми оказались только две. В 1942 году, во время ожесточенных боев, из Мурома на фронт отправился бронепоезд с символичным названием «Илья Муромец». Он прошел всю войну, дошел до Франкфурта-на-Одере, уничтожив на своем пути десятки единиц вражеской техники и разбив немецкий бронепоезд, названный в честь вождя Третьего Рейха.    

     Известны факты помощи Божьего угодника людям, страдающим различными заболеваниями ног. А также чудесные исцеления ран и шрамов, полученных в результате несчастных случаев. 

     К нему обращаются, ища защиты от обидчиков и притеснителей, памятуя о том, что при жизни этот прославленный герой всегда защищал слабых и отстаивал справедливость. 

 

Чудеса святого 

     Начальник Кавказского подворья Валаамского монастыря схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая) рассказал такую известную ему историю:

 

«Эта история произошла буквально 1,5-2 года тому назад. Один из монахов Киево-Печерской лавры, следящий за чистотой пещер, увидел у раки с мощами преподобного Илии слезно молящуюся женщину. Монах подошел к ней и спросил, в чем причина ее слез.  

     Женщина рассказала, что приехала в лавру из Донецка. У нее сильно болели ноги. Настолько сильно, что она не могла ходить без посторонней помощи. Но однажды она увидела очень ясный сон: ей явился русский воин, в кольчуге и шлеме, с мечом. Воин сказал: «Я твой родственник! Зовут меня Илья Муромец. Почему ты забыла меня и не обращаешься за помощью? Я могу помочь». 

      У женщины возникло сомнение, она не помнила, чтобы кто-то из родни рассказывал, что у них в роду есть такой герой. Илья же, читая ее мысли, продолжил: «У нас в роду был знак: все мужчины рода до 3-х лет не владели ногами». Женщина вспомнила, что ее отец, по рассказам, действительно до 3-х лет не ходил. Припомнила, что и его отец тоже не ходил. Три поколения, о которых она знала, действительно, не ходили до 3-х лет. Женщина поняла, что перед ней, на самом деле родственник, знающий о таких вещах, о которых никто не знал. 

     Илья же продолжал: «Приезжай ко мне в Печерскую лавру. Закажи молебен у моих мощей, и я тебе помогу». После этого женщина проснулась. И решила ехать. Каким-то образом, с помощью близких, она добралась до лавры. Заказала молебен у мощей святого, помолилась ему о помощи. А чуда не произошло! Печальная, она еле-еле доковыляла до поезда, чтобы ни с чем вернуться домой.  

     Когда же она выходила в Донецке из поезда, она была уже абсолютно здорова. Ноги совершенно перестали болеть. Второй раз она поехала в лавру, чтобы поблагодарить преподобного за оказанную ей милость. В тот момент, когда она благодарила святого со слезами радости на глазах, и увидел ее монах, которому рассказала эта женщина свою историю». 

 

    На родине преподобного в церкви мучеников Гурия, Самона и Авива есть чудотворная икона прп. Илии Печерского с частицами мощей. Настоятель храма отец Олег рассказал о следующем случае:

«Когда икона впервые замироточила, мы отнеслись к этому очень осторожно. Решили, что если это чудо, то оно в дальнейшем даст знать себя. Произойдут какие-то исцеления. Очень скоро к нам приехал человек, у которого на лице была обширная незаживающая рана, и никакие лекарства не могли ему помочь. Мужчина помолился перед иконой, приложился к ней, помазался маслом из лампады. Когда вскоре он приехал к нам снова у него не осталось ни раны, ни страшного шрама, никакого совсем следа. Вот такое произошло чудо».

Сегодня возле этой иконы всегда много людей. А подтверждением многочисленных исцелений являются десятки драгоценных вещей, преподнесенный в дар образу благодарными прихожанами. 

     Щедрые чудеса источают не только мощи и иконы святого, но также и его богатырский меч. В Спасо-Преображенском монастыре г. Мурома находится удивительная святыня: вырезанная из дерева скульптура святого Ильи с возложенным на нее богатырским мечом, воссозданным по архивным находкам, датированным XXI веками. Настоятель обители отец Кирилл рассказывает:

«Хотя меч этот новодельный, это подлинная реконструкция оружия той эпохи. Один к одному. Меч достаточно тяжелый. Таким тогда рубили напополам. Этот меч пользуется особенным вниманием военных, которые приезжают сюда со всех концов России. Они просят благословить их этим мечом. И после этого полковники становятся генералами». Отец Кирилл имеет ввиду, что после благословения мечом преподобного Ильи военнослужащие получают скорое продвижение по службе. 

Мнения ученых о том, является ли именно прп. Илия Муромский героем народных былин 

     Существует два различных мнения исследователей. 

     Согласно первому мнению, былинный богатырь и почивающий в лавре праведник – разные люди, каждый из которых прославлен собственным подвигом. 

     Приверженцы другой теории считают, что это один и тот же человек. Просто вначале он был воином, защищавшим границы Киевской Руси, а потом посвятил остаток жизни Господу, приняв постриг в Киево-Печерской обители. 

     Историк Андрей Кузьмин объясняет: «Отождествление людей, живших в достаточно давнюю от нашего времени эпоху, всегда довольно сложно. Даже людей, о которых сохранилось достаточно много источников, не всегда можно отождествить с тем лицом, о котором идет речь». 

     Историк Владимир Петрухин добавляет: «Как только совпадают два исторических имени, исследователи немедленно говорят, что это один и тот же персонаж. В случае с Ильей Муромцем, скорее всего, историческое предание, чем какие-либо исследовательские процедуры, привели к отождествлению Печерского святого с былинным богатырем». 

  Татьяна Расновская    



Тропарь, кондак, величание

Тропарь преподобному Илии, глас 3: 

Ликовствует днесь земля Русская, воина и чудотворца своего Илию Муромца прославляюще, яко той в Церкви торжествующей пребывая, соратует сродницем своим и Церкве воинствующей, на враги видимыя и невидимыя Руси Святой испрошая у Господа вспоможение, да невозбранно славят и чтут людие русские Христа Бога. 

Тропарь, глас 4: 

Приидите, вси вернии,  песньми духовными почтим  преподобнаго отца нашего Илию Муромскаго, светильника обители Печерския и всея России великаго заступника, образ подвига воинскаго и духовнаго нам показавшаго, чудес благодатию ныне сияюща. Темже притекающе к раце мощей его, любовию целуем и вопием: моли Христа Бога сохранити Отечество наше и даровати нам велию милость. 

 

Кондак, глас 8: 

Яко светило великое Российския земли, Небеснаго Царя воевода непобедим явился еси, и монашествующих богодухновенное украшение. Ныне же со Ангелы Престолу Божию предстоя, Владыку Христа, всех Творца, моли избавитися от всяких бед и скорбей чтущим святую память твою, да зовем ти: радуйся, Илие, преподобне отче наш. 

Величания преподобному Илии Муромцу 

Ублажаем тя, свято-киевский русский воине, преподобный батюшка Илие Муромский, и чтим славный ратный подвиг твой, Земли Русския защитниче и о нас крепкий к Богу молитвенниче. 

Ублажаем тя, святый преподобномучениче Илие, и чтим святую память твою, ты еси велий воин за Русь бывый, и во иноцех в бранех мнозих диавола победивый, и Богу Спасу Христу присный тружениче, молися спастися душам нашим. 

Ублажаем тя, святый преподобный воине-мучениче Илие Муромче, и чтим славную память твою, ты еси молиши Бога о нас, да в терпении спасем души наша. 

Молитва

Молитва святому преподобному Илии Муромцу, Киево-Печерскому чудотворцу

     О святый преподобный отче Илие! Руси Святой заступниче, могучий ратоборче, воине духовный и телесный ей явивыйся, в житии своем благу народа Русскаго и прославлению Бога Христианскаго верно послуживый, и по преставлении своем предстательства своего о нас не оставивый, испроси, святе, у Всемилостиваго Господа Отечеству нашему царя, мир и благоденствие, церкви благоустроение, людем православным от нечестивых избавление, воином русским в ратех победу и на врагов, замышляющих злая Церкви и Отечеству православному, одоление, всех же нас заступи, и еще просим тя, святче Божий, разум нам от Бога ниспосли, да познаем согрешения наша, и силу духовную, да покаемся во гресех наших, и крепость телесную, да возмощи нам житие исправити и Русь Святую возродити, и в Царствие Небесное из нея прейти, да тамо с тобою и всеми святыми сподобитися непрестанне восхваляти в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь. 

 

Акафист


Акафист святому преподобному Илии Муромцу, Киево-Печерскому чудотворцу


Кондак 1

Воеводе сил земли Русския, воину Царя Христа и заступнику Руси Святой, славному во бранех и неодолимому в ратех, дивному богатырю Илии Муромцу песнь хвалебную воспоем, да заступит и ныне нас, зовущих:

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Икос 1

Ангелов Творец, егда во рабии зраце на землю снисшел, до тридесятьлетняго возраста не являл еси себя миру, тако и тя, святе Илие, сподоби до тогожде возрасту никому неведомым быти и недвижимым телесне, да послежде послужиши Господу и людем Его со всем усердием и ревностию, еже мы восхваляем:

Радуйся, промышлением Божиим тридесять лет премудро хранимый; радуйся, от рождения избранный, да явятся на тебе дела Господня.

Радуйся, чрез недуг свой соблазнов юности многих избегнувый; радуйся, душу чисту чрез страдания соблюдый.

Радуйся, сими на приятие благодати ю уготовавый; радуйся, болезни, яко дар Божий, с покорностью терпевый.

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 2

Виде внезапу святый Илие явльшихся ему триех мужей-странников, просящих у него воды испити, отвещая им: Яко напоил бы вас, да не имам хождения ногама моима, и накормил бы такожде, да рукама моима не имам владения, тем же старцы трищи повелеша ему на нозе стати и послужити има, скочив же тогда Илие на нозе свои, возопи Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумев Илие, яко исцеле внезапу от недуга своего, первее крест по-писанному на себе положи, потом же странников напои, они же такожде даша ему чашу пития медвяна, рекоша испити до дна ю, той же повинуяся има, сотвори сие, мы же, грешнии, дивящеся зовем:

Радуйся, яко во образе триех странников Господь прииде посетити тя; радуйся, яко Троица Святая явися ти.

Радуйся, исцелевый по словеси Господню; радуйся, от одра воздвигнутый волею Божиею.

Радуйся, Чашу от руки Спасителевы испивый; радуйся, наполненный благодатию Христовою.

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 3

Силу великую почуяв в себе, Илие, испив чашу чудодейственную, яко мощи ти горы преставляти и древа дубравная из земли исторгати, рече о сем странником, вопрошающим о явлении силы твоея, и в радости воспел Спасителю: Аллилуиа.

Икос 3

Имееши ныне силушку богатырскую, та и живи, Илие, да будеши воином, и в боях смерть ти не буде писана, — рекоша странницы и, благословивше тя, исчезоша абие, якоже и явишася, мы же, познавше на тебе руку Господню, поем:

Радуйся, хождение приемый ногама, да идеши на стези правыя; радуйся, владение приемый рукама, да твориши дела богоугодныя.

Радуйся, здравие приемый, да потрудишися Богу в поте лица твоего; радуйся, исцеление приемый, да поработаеши, Исцелившему тя.

Радуйся, благословение приемый, да соблюдеши душу свою во благочестии; радуйся, силу велию приемый, да прославиши ею имя Всесильнаго.

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 4

Бурею недоумения объяшася родителя твоя и ужасом велиим дивишася зело, видяща тя пришедша, и ногама, и рукама исцелевша, возопиша радующеся: Слава, слава Господу, Всевышнему хвала: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав благословение Господне, не можаше долее дома оставатися, яко приспе час подвиг твоих, испроси у отца-матери дозволение отъити в землю дальнюю, отец же рече ти: Я на добрыя дела тебе благословение дам, на худыя же дела благословенния несть ти, ты же поклонься земно, исшед в путь, еже мы воспеваем:

Радуйся, словеса Христовы жизнию исполнивый; радуйся, Бога и ближних паче отца и матери возлюбивый.

Радуйся, любовь Божию любви родительстей предпочетший; радуйся, дом отчий оставивый, да всему Отечествию службу сослужиши.

Радуйся, богатырь святорусский, возращенный духом Христовым; радуйся, церкви и Руси охранителем от Него поставленный.

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 5

Боготечно бысть странствие твое ко граду Киеву. Яко первее тамо хотел еси в церквах Божиих Господу помолитися и Богоматери Печерстей в Лавре Успенстей поклонитися, за исцеление благодарне хвалу воспети ему песнию: Аллилуиа.

Икос 5

Видя скорби велия, постигшия землю Киевскую от нахождения поганых, начало положи подвигом своим, град Чернигов и стезю ко граду Киеву свобождая и врагов веры христианския истребляя, да людие, тобою свобожденнии, вопиют:

Радуйся, щит спасения, еже есть глагол Божий восприявый; радуйся, копием веры нечестивых прободивый.

Радуйся, палицею благочестия неверных одолевый; радуйся, шеломом целомудрия ся от стрел вражиих сохранивый.

Радуйся, доспехами добродетелей ся преодевый; радуйся, во всеоружии духовнем врагом ратоборствовавый.

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 6

Проповедник могущества Бога Христианскаго явился еси, Илие, рати иноплеменныя вся возмогий побеждати о укрепляющем тя Иисусе, христиане же, свобождении тобою, не преставаху звати: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия тогда звезда светозарная во граде Киеве — ясный молодец богатырь Илия Муромец, на устрашение нечестивых, жестокосердых на попрание, земли Русской на прославление Богом данный, идеже сродницы твои доселе тя величают:

Радуйся, войска русскаго предводителю; радуйся, сиротам и вдовицам охранителю.

Радуйся, князю стольному верное вспоможение; радуйся, градовом и весем надежное средостение.

Радуйся, силы вражия благодатное одоление; радуйся, народа православнаго возвышение.

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 7

Хотяще от всея души и сердца Богу поработати и Руси Святой, помысл тщеславный отверг, егда тя нецыи тщахуся воеводой града Чернигова поставити, со смирением на службу ко князю киевскому поступил еси, да не такмо единому некоему граду, но всему народу службу сослужиши, яко невозбранно пети Богу ему: Аллилуиа.

Икос 7

Новым Сампсоном на земли объявивыйся, новому Израилю — Отечествию Русскому Православному послуживый верою и правдою, Илие приснопамятне, соратуй и ныне сродницем твоим, зовущим:

Радуйся, яко Давид во имя Господа Саваофа сражавыйся; радуйся, яко Галиафа той, тако и ты великана иноземнаго поразивый.

Радуйся, яко Сампсон, силою превеликою от Бога наделенный; радуйся, ревностию о Бозе пророку Илии тезоименный.

Радуйся, яко Даниил зияния львов — неверных чужеземцев заградивый; радуйся, Ангел-хранитель пределам княжества русскаго бывый.

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 8

Странствуя по стороне киевстей и оберегая ю от лихих разбойник, богатства и чести не искал еси себе, но аз иду служити за веру христианскую, и за землю Русскую, да и за стольный Киев-град, — отвещал еси человеком, славы от них не ищуще, Богу же славу поя: Аллилуиа.

Икос 8

Весь закон Евангельский тщався на себе исполнити, душу свою ежечасно за ближняя своя полагавый, помышляя, яко Господь мне помощник и аз воззрю на враги моя, рубежи Отечествия оборонял еси, русские же людие не преставаху звати ти тако:

Радуйся, зов Господень всем сердцем своим услышавый; радуйся, за ближния своя живота не щадивый.

Радуйся, верою правою неверныя побеждавый; радуйся, русским духом иноплеменники изгонявый.

Радуйся, на поле брани Господа на вспоможение призывавый; радуйся, купно с Небесными силами тьму вражию посекавый.

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 9

Всякое естество человеков и Ангелов дивишася зело, егда ты сына единороднаго, Отечеству Русскому изменившаго, пощады не дая, копием заклал еси, да не чинит зла людем православным, мы же трепещуще силы веры твоея и упования твоего на Бога, поем: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии множеством словес подвиги твоя восхвалиша, но кто возможет все промышление Божие над тобою изрещи, яко во имени твоем вся мощь и сила духа русскаго богатырскаго воплотившися, вся препоны вражия сокруши, за тое потомки твои доселе тя величают:

Радуйся, храбрый воине Церкви воинствующия; радуйся, достославный победителю в Церкви торжествующия.

Радуйся, безбоязненный одолетелю всех враг видимых и невидимых; радуйся, любимиче, Господом и людьми Его возлюбленный.

Радуйся, праведный человече, не скрывый таланта Господина своего; радуйся, преподобный отче, преумноживый славу Бога нашего.

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 10

Спасти хотя сторону родимую не токмо от враг иноземных, но и от невидимых, еще же и душу свою, злато и сребро от князей дарованное, неимущим расточив и на созидание храмов употребив, во обитель иноческую удалился еси, тамо из глубины сердечныя Богу поя: Аллилуиа.

Икос 10

Стены обители святыя укрыша тя, преподобне отче Илие, идеже в затворе печерстем слезьми непрестанными и моленьми всенощными, за грехи своя и кровь людскую, вольне и невольне пролитую, умилостивлял еси Бога, Той же, видя смирение и сокрушение твое, вскоре благодать пребольшую ти подаде, яко дивитися братии всей, зовущей:

Радуйся, от воина телеснаго в воина духовнаго преобразивыйся; радуйся, меч и копие вещественныя отложив, духовным мечем вооруживыйся.

Радуйся, оружие тленное оставивый, молитвою непрестанною врага посекавый; радуйся, и во брани духовней победитель явивыйся.

Радуйся, дара прозорливости прежде конца сподобивыйся; радуйся, благодать чудотворений такожде восприявый.

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 11

Пение приими скудных словес и помолися за убогия сродницы твоя, и ходатай нам буди у Бога и вызволитель на земли, якоже и прежде, и не престай, молим тя, молити Бога за Русь Святую песнию: Аллилуиа.

Икос 11

Светильник от елеа благодати возженный, отче Илие, освети ныне нас, во тьме и мраке прозябающих, и воеводой войску русскому буди, от полона нечестия Отечествие свобождая и воинов в ратех укрепляя, и разум им и благочестие от Бога испроси, да зовем ти:

Радуйся, безмятежне упокоивыйся со всеми от века праведными; радуйся, мирне отошедший к Владыце живота и смерти.

Радуйся, возъимевый у Него дерзновение многое; радуйся, за соплеменников своих непрестанне ходатайствующий.

Радуйся, стерегий доселе землю Русскую от нахождения лютых; радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 12

Благодатию взращая державу Русскую, Господь при начале сего посла тя, Илие, своего ратоборца, народ нов — Божие стяжание — людие русския от клеврет сатанинских ненаветны соблюсти, яко навыкнути православным, на Бога уповая, пети: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще деяния жития твоего, воздаем хваление Вседержителю Богу, премудре мир устрояющему, яко Той Сам Триедин, тако и Русь Триедину сотвори, народ же православный, сие разумевая, триех богатырей образ во охранители себе избра, яко тии Триединстство Божие прообразуют, воеводу же их, Илию Муромца, славяще вернии, вопиют:

Радуйся, Троицы служителю в житии и по преставлении твоем явивыйся; радуйся, яко трие персты руки твоея, для знамения крестнаго сложенныя тако доселе пребывают.

Радуйся, яко сим дивом невиданным мнози сумнящиися веру правую обретают; радуйся, и по представлении своем чудеса творити не престающий.

Радуйся, и по кончине, в смертнем телеси, Господа прославляющий; радуйся, в нетлении мощей доселе почивающий.

Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Кондак 13

О святый отче Илие, воине и монаше, богатырю духовный и телесный, ратниче на враги видимыя и невидимыя, защити ныне Отечествие наше — Русь Святую, еже есть подножие Престолу Господня, и Церковь Русскую Православную заступи, да поют людие память твою, и Господу, даровавшему Руси заступника сицеваго, славословие приносят песнию: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

 

 

Дорогие читатели, обращаюсь к вам в попытке вразумить вас хоть как-то. Вопрос стоит в иконопочитании

Святой князь Александр Невский

Святой Пророк Самуи

Все молитвы Илие пророку

Праздник Рождества Иоанна Предтечи 

Святой Иоанн Креститель

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии