Как изображают Преображение Господне на иконах

Этот образ узнается легко: по огромной скале, занимающей большую часть пространства. На вершине ее – Господь в белых одеждах, святые пророки, у подножия – лежащие ниц ученики. Таким было описанное евангелистами Преображение Иисуса Христа. 

Иконография: Преображение Господне. Датировки: XVI в. Первая половина-середина XVI века.Происхождение: Из Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле. Материал: Ковчег, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы:  высота 118 см, ширина 92 см. Надписи золотом: на нимбах Христа – ω О Н; на фоне: рядом с Христом IC XC; вверху – ПРЕωБРАЖЕНЇЕ Г(ОСПОД)А Н(А)ШЕГО IС ХР(ИСТ)А; справа от Моисея – МОVСЕ[И]; слева от Ильи – И[ЛИ]Я; рядом с упавшими апостолами – ПЕТРЪ, IωАН, IАКωВ; рядом с Христом и апостолами, поднимающимися на гору ВО ВРЕМ¤…ТЪ [И?]…У ПЕ // ТРА И КОВА Їω…[ГОР]У ВЫСОКОУ И ПРЕω // БРАЗИС¤…РЕ[Д] НИ[МИ] (Мф. XVII, 1; Мк. IX, 2); рядом с Христом и апостолами, спускающимися с горы, ЗАПОВh[Д]А ИСОУС УЧ(Е)НИКОМЪ // СВОИМЪ И(С)ПОВhДАИТЕ СЕГО Д // ОН ДЕ ЖЕ С(Ы)НЪ Ч(Е)Л(О)В(Е)Ч(ЕС)К(ИИ) И // З М(Е)РТВЫХЪ ВОСКР(Е)СНЕТЪ (Мф. XVII, 9; Мк. IX, 9).  Доска липовая, из пяти частей, с тремя врезными встречными шпонкам. Поставлена на учет в 1976 году.Реставратор Д.М. Тюлин (Ярославский филиал ЦГРМ, 1920-е гг.). Рядом с Христом и апостолами, спускающимися с горы, внизу, оставлен нераскрытый фрагмент живописи под олифой.Инв. № ЯМЗ 40943, ИК-139. © Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Литература:1. Владимир, иеромонах. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь. Ярославль. 1913. С. 13;2. Анисимов А.И. Реставрация памятников древнерусской живописи в Ярославле 1919-1926 гг. М., 1926. С. 7. Илл. 3;3. Государственный Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Каталог. М., 1964. С.17. Кат. 13;4. Ростово-Суздальская школа живописи. М., 1967. С. 109-110. Кат. 99. Илл. на с. 25;5. Ростово-Суздальская живопись XII-XVI веков (альбом). М., 1970. Илл. 39;6. Даен М.В. Новооткрытый памятник станковой живописи эпохи Ивана Грозного. [С. 207-225] // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV-XVI вв. М., 1970. С. 225;7. Воейкова И.Н., Митрофанов В.П. Ярославль. Л., 1973. С. 32. Илл. 24;8. Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV-XVI вв. М., 1979. С. 196, сноска 275;9. Ярославская иконопись XIII-XVIII веков. Каталог выставки. Ярославль. 1981. Кат. 7;10. Масленицын С.И. Ярославская иконопись. М., 1983. С. 23, табл. 25;11. Болотцева И.П. Статьи и исследования. Ярославль. 1996. С. 7;12. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С. 292;13. Анкудинова Е.А., Мельник А.Г. Спасо-Преображенский собор в Ярославле. М., 2002. С. 87. Илл. 19;14. Иконы Ярославля 13-16 веков. М., 2002. С. 48. Кат. 19;15. Блажевская С.Е. Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле. М., 2003. С. 76. Илл. на с. 24;16. Болотцева И.П. Ярославская иконопись второй половины XVI-XVII веков. Ярославль. 2004. С. 43, 45, 50;17. Юрьева Т.В. Ярославский иконостас. Ярославль. 2007. С. 98. Илл. 62 на с. 95.18. Иконы Ярославля XIII – середины XVII века. М., 2009. Т. 1. Кат. 33.

Что произошло на горе Фавор

О явлении «Царства Божия, пришедшего в силе» (Мк.9:1) говорят Матфей, Марк и Лука. По сходству описания событий жизни Христа их Евангелия именуются «синоптическими» (от греческого «синопсис», или «общий взгляд»). 

Близились дни страданий Господа. Он не раз говорил об этом ученикам. Но почти не находил понимания у этих простых, бесхитростных людей. Они ожидали Царства Мессии, не верили возможность плохого исхода. Увидеть истинное Царство было дано лишь Петру, Иоанну и Иакову. С ними Господь взошел «на гору помолиться» (Лк.9: 28). Описание события со слов очевидцев передают евангелисты. 

Интересный фактЕвангелие не говорит о названии горы. Но Предание обычно считает ею Фавор  недалеко  от  Иерусалима. Некоторые полагают, что местом молитвы Господа могла быть гора Ермон, но в Евангельские времена она находилась на землях язычников, а вот Фавор издавна был границей земель евреев. 

Во время продолжительной молитвы Лик Господа просиял, «и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк.9: 28-29). Это была чистая белизна Царства Небесного, у которой нет земных аналогов. Марк сравнивает ее со снегом, Матфей – со светом. (Мф. 17:2, Мк.9:3). 

Затем потрясенные ученики увидели, что перед Иисусом предстоят двое. Апостолы непостижимым образом узнали великого пророка Илию и славного вождя Израиля Моисея. 

Потрясенные, ученики едва могли понять содержание беседы святых с Учителем. Кажется, сохранил самообладание только самый мужественный, Петр. Не он ли передал Луке, что речь шла «об исходе» Христа, Распятии? Марк, близкий ученик Петра, приводит его слова, обращенные Иисусу: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк. 9:5)». А Лука прибавляет, что от потрясения апостол «не знал, что говорил» (Лк. 9:33). 

Когда всех осенило светлое облако и раздались слова «Сей есть Сын Мой возлюбленный Его слушайте» (Мф.17:5), самообладание покинуло учеников. Очнувшись, они увидели лишь Учителя в обычном человеческом образе. Понять слово Господа, запрещающее рассказывать о событии, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк.9:9) апостолы смогли намного позже. 

Иконография: Преображение Господне. Датировки: XVI в. Первая половина XVI века. Происхождение: из собора Спасского монастыря в Муроме. Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы:  высота 154 см, ширина 105 см. На иконе изображена сцена Преображения Господня на горе Фавор в присутствии трех ближайших учеников Христа: Петра, Иоанна и Иакова. Христос представлен на фоне «славы», которая состоит из нескольких окружностей, переходящих от темно-зеленого к светлому, почти белому тону. Ветхозаветные пророки Моисей и Илия изображены по обеим сторонам от Христа. Поступила в музей 26 февраля 1928 года. Реставрирована в 1928 году в Муромском музее И. И. Тюлиным. © Муромский историко-художественный музей Литература:О. А. Сухова и др. Иконы Мурома. М., 2004. № 4.

Хотя событие хорошо знали христиане, праздник появился только с IV в., когда императрица Елена, мать Константина Великого, возвела на Фаворе храм. Иконография же формируется к IX в. Ее отличительные черты: 

  • образ скалы (хотя Фавор – гора, поросшая лесом), символизирующий крепость веры; 
  • на вершине находится Христос в белых одеждах с исходящими от Него лучами света, окруженный нимбом; 
  • по сторонам Господа – прор. Илия и Моисей; 
  • апостолы изображены у подножия скалы; иконописцы стараются показать их испуг через позы, жесты. 

Знаменитые образы 

Мозаика Преображение Господне в Равенне

Считается, что первое изображение Преображения – мозаика из церкви св. Аполлинария. Она находится в Равенне и датируется VI в. Эта икона несколько непривычна для современных христиан: 

  • в центре крест с изображением Лика Спасителя; 
  • Господу предстоят три агнца, символы апостолов; 
  • по сторонам написаны Илия и Моисей; 
  • вокруг множество деревьев, ведь Фавор – образ Рая. 

Традиция таких образов восходит к ранней, гонимой Церкви, когда христиане использовали   символы,  передающие сущность веры.

Преображение Господне церкви св. Екатерины на горе Синай

 Другая иконография появляется на христианском Востоке. Это мозаика VI в. из монастыря св. Екатерины (Синай), изготовленная по заказу императора Юстиниана. Здесь уже не символы, а человеческие фигуры Христа, пророков, апостолов. Считается, что это – прототип всех последующих икон Преображения. 

Преображение Господне. Андрей Рублев.

Богословы говорят, что прочтение праздника прп. Андреем связано со спорами о «Фаворском свете» XIV в. На иконе сияют не только одежды Христа, светом даже освещена скала.  

Искусствовед В.И.Лазарев писал: «Надо видеть в подлиннике эти серебристо-зеленые, малахитово-зеленые, бледно-зеленые и белые цвета, тонко гармонирующие с ударами розовато-лилового, розовато-красного и золотистой охры, чтобы по достоинству оценить исключительный… дар художника» 

 

Преображение Господне. Феофан Грек

Иконописца занимает встреча Света и человека. Исходящие от Христа лучи касаются Апостолов. Феофан передает их потрясение: лицо, закрытое рукой, у Иакова, попытку отвернуться со страхом – у Иоанна, молитвенный порыв Петра. 

Фреска Преображение Господне церкви Спаса на Ковалеве

Создатель фрески из Спасской церкви на Ковалеве близ Новгорода сделал центром фигуру Христа, окруженную круглым нимбом.

 Похожа на Новгородскую фреска из Преображенского храма Спасо-Мирожской обители г. Пскова. 

Живописные изображения Рафаэля, Беллини и Веронезе

 

В Западной традиции сюжет переосмыслен. Главное, что интересует художника – Бог и человек.

Преображение Рафаэля Санти

 Рафаэль Санти, чья картина «Преображение» (1520 г.) – его последнее произведение,   потрясал контраст между Царством Небесным и миром. Внизу картины он показал учеников, безуспешно пытающихся изгнать беса из отрока. Поразительно явление силы Божией при невнимании людей. 

Преображение Джованни Беллини

Джованни Беллини (1455 г.) изобразил апостолов смятенными. 

Преображение Паоло Веронезе

На фреске Паоло Веронезе из собора г. Монтаньяна (1555 г.) Христа и учеников разделяет плотное облако, символизируя, что Преображение не принадлежит этому миру. 

Когда празднуется

Исторически событие случилось за 40 дней до Распятия, но время празднования приходится на 19 августа. Считается, что такая дата вызвана тем, что спустя 40 дней отмечается еще один праздник – Воздвижение Креста Господня.

Традиция освящать яблоки на праздник идет от Византии, где к августу обычно собирали урожай винограда. Начатки плодов приносились для освящения. В России, как стране с другим климатом, Преображение стало именоваться «Яблочным Спасом». 

О чем молятся перед иконой 

Перед образом праздника молятся о любых нуждах, но особенно: 

  • об исцелении болезней: ведь, спустившись с Фавора Господь исцелил одержимого; 
  • при искушениях, когда нужно укрепить веру; 
  • о приведении ко Христу людей, страдающих неверием. 

Случаи чудесной помощи 

Существует множество случаев обращения к вере после молитвы перед иконой, исцеления болезней. Иногда чудеса от образа могут потрясти тысячи людей. 

Так случилось в Красноярске, день основания которого приходится на 6 (19) августа 1628 г. В 1773 г. здесь сгорела Преображенская церковь. Жар расплавил даже деньги из церковной кружки. Но на пепелище люди нашли совершенно не пострадавшую храмовую икону. Она стала главной святыней  города, участницей крестных ходов. После революции чудотворный образ был в местном музее. Ныне создана копия 300-летней святыни. Возобновились крестные ходы. 

Наталья Сазонова.

Дорогие читатели, обращаюсь к вам в попытке вразумить вас хоть как-то. Вопрос стоит в иконопочитании

Покров Пресвятой Богородицы

Икона Божией Матери «Трех радостей»

Образ преподобного Сергия Радонежского на иконах

Пророк Илия и его иконы

Параскева Пятница: молитва и помощь святой

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии