Как победить коварный грех лени

«Матерью всех пороков» называют это согрешение святые отцы. А многие мирские люди не замечают особой беды в недостатке трудолюбия, нежелании послужить ближнему. Иные же видят в лени только психологическую и даже – медицинскую проблему. Так что же представляет собой этот грех, который даже включают в перечень смертных? 

Почему леность является одним из семи смертных грехов

Согласно рассказу о воздушных мытарствах из Жития блаж. Феодоры Цареградской, 5 мытарство, которое происходит душа умершего на пути к небу именуется «мытарством лености». По свидетельству святой, на нем

«человек дает ответ за все дни и часы, проведенные в праздности. Здесь же задерживаются и тунеядцы, питающиеся чужими трудами и не хотящие сами ничего делать или берущие плату за невыполненную работу. Там же спрашивают отчет с тех, которые не заботятся о славе имени Божия и ленятся в праздничные и воскресные дни ходить к Божественной Литургии и другим службам Божиим. Здесь же испытываются небрежность и уныние, леность и нерадение о своей душе как мирских людей, так и духовных, и многие отсюда отводятся в пропасть».

Таким образом, можно сказать, что лень подразделяется на несколько видов: 

  • собственно праздность, «ничегонеделание» как образ жизни; это вид лени нельзя путать с отдыхом, который естественно необходим телу и душе после тяжелой работы; 
  • перекладывание своих обязанностей на других людей, включая тунеядство, то есть жизнь за чужой счет, если человек имеет возможность работать; 
  • недобросовестность при работе, особенно получение денег за то, чего человек не сделал; здесь лень соединяется с другими грехами – ложью, воровством; 
  • наконец, многие говорят о таком виде лени, как леность духовная, охватывающая вроде бы деятельного человека при мысли о необходимости помолиться, почитать духовную книгу, сходить на богослужение. 

Одно из ярких описаний последнего вида лености дает современный духовный писатель, монах Варнава (Санин): 

«Встал человек на вечернее правило. Начал молитвы читать. Да устали у него ноги. День-то нелегким был. Сел он на стул, читает. И вдруг – звонок в дверь. Сосед с рыбалки вернулся. Стояли они и часа два беседовали о том, на что тот ловил и как у него клевало. Вернулся, наконец, человек домой. И продолжил читать правило. Сначала немного стоя, а потом – снова сидя. Сил-то ведь стоять на молитве у него не было!» 

Грех лености обличается во многих местах Библии. Он не раз упоминается как в Ветхом, так и Новом Завете. 

3 глава этой книги Ветхого завета дает самый точный ответ на вопрос, почему лень – грех. После грехопадения человека Господь говорит о проклятии, которому подпал не только человек, отошедший от Боги, но и земля, питающая его:

« Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:18-19).

Труд – земная участь человека, одновременно – средство спасения его души, ведь работая «в поте лица» он лучше понимает, как необходима ему поддержка свыше, помощь Божия. Именно это обстоятельство делает лень смертным грехом: это не просто безобидное желании пожить праздно, для собственного удовольствия, но противление воле Божией.  

Впрочем, труд нужен также для выживания: ведь если в Раю природа была покорна человеку, то после грехопадения она скорее противостоит ему, произращая «тернии и волчцы», изнуряя зноем, морозом, дождем. Именно об этом говорят авторы, чьи писания также входят в состав Библии. 

Соломон 

Сын великого пророка и царя Израиля Давида, этот государь еще при начале своего правления был извещен о данной ему особой благодати Божественным видением. Но, не превозносясь милостью Божией к нему, Соломон попросил у Творца лишь одного – мудрости для управления народом. Преисполненные Божественного ведения, его слова ныне часто звучат за богослужением. Есть среди них также посвященные пороку лени: 

  • царь утверждает, что ленивый хуже неразумной твари: ведь даже муравей, не имея над собой того, кто заставит его работать, проводит дни, трудясь, лентяй же живет праздно (Притч. 6:6-9); 
  • более того, сравнивая виноградник ленивого и «скудоумного», Соломон не видит разницы – тот и другой заросли сорняками, «поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась» (Притч. 24:30-32); поэтому ленивый есть то же, что человек с расстройством ума; 
  • подверженный этой страсти тяжек для других людей, так как почти никогда не стремится выполнить поручение, сделать работу; Соломон сравнивает ленивого с «уксусом для зубов», «дымом для глаз», подчеркивая, насколько сложно с ним окружающим (Притч. 10:26); 

Каков же исход для ленящегося? Полное разорение хозяйства, разрушение дома, потеря достатка вплоть до крайней бедности, наконец – поношение от людей. 

«Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник» (Притч. 6:10-11) 

Жизнь ленивого трудна именно потому, что он ничего не желает в ней менять. Иной не может понудить себя трудиться даже при крайней нужде:

«Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать» (Притч. 21:25).

Все это – признак богооставленности человека. Да и может ли быть иначе с тем, кто сам удалился от Бога, отказываясь выполнять его заповедь о труде в поте лица? 

Евангелие 

Значительно шире, чем в Ветхом Завете, грех лени понимает Новый Завет. В притче о талантах (Мф. 25:14-30) Христос говорит о правителе, отлучающемся в дальнюю страну. При этом государь вверяет трем своим слугам свое серебро, каждому по его силе, способностям: одному пять, другому три, последнему же – один талант драгоценного металла.

Вернувшись, господин требует у слуг отчета, как они использовали данное им. И самое страшное наказание несет тот из них, кто хранил вверенное ему сокровище, не пуская его в дело. «Вот тебе твое!» дерзко отвечает он государю.  

То, что речь в притче идет не о серебре и не о царе, а о людях, получающих дары Бога для земной жизни, настолько очевидно, что ныне по названию меры серебра (таланта) мы именуем способности, дарования, данные Богом человеку. И горе ленивцу, который дерзко откажется выполнять Божий план о себе.  

Пусть поврежденный грехом, человек рождается не просто для «труда в поте лица своего», но ради того, чтобы благодаря его дарованиям, полученным от Творца, мир стал лучше, а сам трудящийся получил Царство Небесное. 

Это интересно: Как победить грех чревоугодия и объедения с молитвой

Причины пристрастия к праздности 

В зависимости от вида лени, причины ее возникновения тоже могут быть различны. Зачастую человек, не понимая их, не может и приступить к лечению страсти. 

  • Корень любви человека к праздному времяпрепровождению может состоять просто в неправильном воспитании его с детства. Родители часто окружают ребенка комфортом, берут на себя ответственность за всю его жизнь. Такое может продолжаться до взрослости и формирует инфантильную жизненную позицию, нежелание работать. В таком случае ответственность за поведение человека, отказывающегося реализовать данные ему Богом таланты через труд, вместе с ним разделяют его родственники. Задача излечения от лености во многом ложится также на их плечи – необходимо прекратить необоснованно поддерживать взрослого дееспособного человека, могущего обеспечить себя самостоятельно, постараться выстроить здоровые отношения. 
  • Стремление получить оплату, не выполнив работу имеет основанием другой серьезный грех – сребролюбие. Это тяжелое духовное заболевание – привязанность человека к материальному миру, ненасытное желание бесполезных для души материальных благ. Оно отягощается притом стремлением получить их даром, без труда, да еще за счет ближнего. Особенно страшен для души обман доверчивого и немощного человека, например, престарелого.  
  • Духовная леность происходит зачастую от маловерия и неверия, нежелания брать на себя ответственность за свою духовную жизнь. Причиной такой лености может быть также гордыня, ведь молитвенное делание, посещение храма предполагает определенные аскетические правила, соблюдение постов, других установившихся церковных правил. Нередко духовно ленивый человек оправдывает себя тем, что у него «Бог в душе». О таких говорит апостол Иаков: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2:19-20).  

21Сентября2015 годаВ интервью патриарх Московский и всея Руси Кирилл заметил, что «интеллигентские разговоры» о том, что храмы не нужны, Бог – в душе, звучат уже реже, сквозь них просматривается какая-то человеческая неудовлетворенность».

О последствиях страсти

Последствия страсти разрушительны как для материальной жизни человека, так и для его души. Ленивый человек трудно находит и быстро теряет работу, часто не уживается с родителями, разрушает свою личную жизнь. 

Духовные потери – не так очевидны, но зачастую намного страшнее финансовых или профессиональных. Лень приводит к застою духовной жизни, отсутствию роста, наконец – к тяжелому голоду души. Он часто выражается у склонных к праздности людей в формах различных зависимостей – алкогольной, наркотической, игровой.

Все это – проявления голода души, зажатой тисками страсти, не могущей раскрыть присущие ей Божии дары. В конце концов это ведет к заболеваниям, а то и полному разрушению жизни. 

Страшна по последствиям также духовная леность, все более удаляющая человека от Бога, погружающая его в пучину собственной гордости. Такая леность едва ли излечима человеческими силами. Поэтому, по словам К.С.Люьиса:

«Бог обращается к человеку шепотом Любви, а если Он не услышан — то голосом Совести. Если человек не слышит голоса совести — то Бог обращается через рупор страданий». 

Опасность страсти столь велика, что множество отцов-аскетов не раз высказывались как о самой лени, так и о возможностях борьбы с ней. 

Свт. Феофан Затворник именует лень «запевальщицей» хора множества страстей, которые она несет с собой. 

Св. Иоанн Лествичник предостерегал, что страсть проявляется различным, даже прикровенным  образом. Например, многие христиане предпочитают сходить на богослужение, либо побольше помолиться дома, но не помогать семье в хозяйственных делах, не заботиться о ее пропитании. 

Лицемерие таких христиан резко обличал еще апостол Павел: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8). 

Старец Никодим Святогорец обращает внимание на еще одну опасность лени – она съедает и так малое время человеческой жизни. Оно уходит на праздность, в пустоту, а в час смерти человек является перед Богом без добрых дел, подобно человеку из притчи о талантах, зарывшему серебро в землю. 

Это подтверждает прп. Ефрем Сирин: «Горе ленивым, которые предстанут пред Богом без добрых дел. Увы, день Суда близок!»

Как бороться? 

Прежде всего – не считать леность малым или простительным согрешением. Прп. Ефрем Сирин пишет: «кто малое ставит в ничто, тот постепенно будет падать». А потому не стоит заблуждаться – лень ведет душу и тело к гибели, и бороться с ней надо серьезно. 

Свт. Иоанн Златоуст предлагал при нападении страсти подумать о последствиях, материальных и духовных. 

Авва Исайя Скитский советовал приводить при нападении помыслов лености тут же вспоминать о смерти, о том, что каждый день жизни может оказаться последним. 

Интересный фактФизический труд советовал прп. Серафим Саровский. Его часто видели с тяжелой котомкой. Когда же старца спрашивали, что он делает, он кратко отвечал: «Томлю томящего мя!» 

Особенно много говорят о лености старцы Оптинские, ведь жили и подвизались они в век растущего безбожия, маловерия, а значит – распространения также порока лени. Их советы конкретны, просты, понятны малоцерковным мирянам: 

  • Старец Макарий Оптинский советовал, учитывая опасность греха, совсем не надеяться на свою силу при его преодолении, но постоянно просить Бога о помощи. Самому же человеку стоит сохранять страх Божий и бодрость. 
  • Прп. Амвросий предлагал часто вспоминать слова Христа о том, что «царство Небесное силою берется» (Мф. 11:12). 
  • Старец Антоний (Путилов) считал лучшим средством от лени молитву Иисусову. 
  • А вот прп. Иосиф Оптинский, говоря о том, что постоянно следует понуждать себя на труд, душевный и телесный, дает совет тем, кто, несмотря на все усилия, с ленью бороться не может: постоянно укорять себя за нерадивость и обязательно – каяться перед духовником на исповеди. Так постепенно будет умирать этот грех. 
  • При этом, по слову того же старца, следует избегать чрезмерной требовательности к себе. Нужно различать лень и усталость. Если человек от физического изнеможения не может выполнить молитвенного правила, Господь не требует от него дел сверх сил. Если же, предупреждает св. Иосиф, просто не хочется молиться, то это уже – проявление греха лени. 

Лень – коварный грех. Проникая в тело и душу, она расслабляет человека и делает его неспособным бороться. Поэтому страдающему страстью стоит двигаться малыми шагами, но упорно. Лишь тогда Господь, видя благое намерение, пошлет действенную помощь в борьбе с грехом. 

Наталья Сазонова.

 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях 

Что происходит с душой после смерти

Легендарный орден Андрея Первозванного

Святой Иоанн Креститель

Сергий Радонежский, преподобный

Что такое геенна огненная?

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии