Как встречают праздник Рождества в России

Русские традиции

Традиции этого праздника известны почти каждому жителю страны, а сам он – едва ли не равно любим верующими и неверующими. Ведь даже несведущие в христианском учении чувствуют какую-то особую благодать этих дней, близость Неба. 

Васнецов В.М. Рождество Христово. Росписи Владимирского собора в Киеве

Когда Церковь стала праздновать Рождество Спасителя

Множество традиций праздника, восходящих к древности, заставляют думать о его происхождении, восходящем еще к Апостольским временам. Парадоксальным образом, это не так. 

По иудейской традиции, празднование дня рождения человека было не принято, так как жизнь здесь понималась, как страдание. Конечно, Рождение Спасителя – радость для людей. Но, по слову ап. Павла, «мы никого не знаем по плоти: если и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2 Кор. 5:16). А потому это событие жизни Господа не отмечалось древними христианами. Даже о Рождестве максимально подробно рассказывает только один из Евангелистов – Лука, соратник св. Павла, проповедовавший среди язычников, где отношение ко дню рождения соответствовало вообще приверженности эллинов к мирской жизни, ее радостям. 

Русский литургист М.М.Скабалланович пишет: «Можно не преувеличивая сказать, что Древняя Церковь была принуждена внешними влияниями установить праздник в честь этого события». 

А потому значительно раньше Рождества появился праздник Крещения Господня, с которым, как уступка христианам из язычников, совмещалось Рождество. Только c IV в. два празднования разделились, а Рождество Христово стало получать богословское осмысление. 

Почему праздник Рождества Христова так дорог и свят для христиан 

Праздник говорит о великой, непостижимой любви Божией к человеку, так, что Творец Вселенной смиряется, Сам становится во всем подобным людям. Это праздник великой надежды на милость Божию, лучшее будущее для человечества, в которое так верит Сам Творец.  

Митрополит Лимасольский Афанасий в беседе на праздник 6 января 2017 г. говорит: «Истина стала Человеком, чтобы мы смогли полюбить Ее. Но прежде Она возлюбила нас». 

Какого числа празднуют этот день в России и Европе

С середины IV в. появилась особая дата празднования – 25 декабря. Она связана с Благовещением, которое приходится на 25 марта (7 апреля н. ст.), Рождество отстоит от него на 9 месяцев, что соответствует сроку появления ребенка. К тому же 25 декабря римские язычники отмечали праздник Солнца, день зимнего солнцестояния. Замена привычного язычникам праздника на христианский была более понятна новообращенным верующим. 

Впоследствии неточность календаря, введенного еще при императоре Юлии Цезаре (юлианского) привела к тому, что солнцестояние сместилось на 22 декабря и 22 марта. Так как от его даты зависит время Пасхи, 24 февраля 1582 г. введен новый календарь, именуемый Григорианским, по имени папы Григория VIII. Так как по Юлианскому и Григорианскому календарям – разное количество високосных лет, ныне разница между ними достигла 13 дней. Ряд восточно-христианских церквей не приняли Григорианский календарь. Он, однако, применяется как гражданский большинством стран, включая (с 1920-х гг.) Россию, но не Русскую Церковь, которая исходит из Юлианского календаря («старого стиля»). 

Читайте также:  Молитва: зачем и как нужно молиться

Таким образом, между христианским Западом и Востоком существует расхождение по датам празднования Рождества: 

  • католики отмечают его 25 декабря н. ст., кроме греко-католиков, где датой празднования является 7 января; 
  • та же дата принята протестантами; 
  • ново-юлианский календарь (с 1923 г.), совпадающий с григорианским (до 2800 г.) принят большинством Православных Церквей, включая Константинопольскую, Элладскую, Александрийскую, Антиохийскую; 
  • только Русская Церковь, а также Иерусалимская, Польская, Сербская церкви, Св. гора Афон отмечают Рождество 25 декабря по юлианскому календарю, что соответствует 7 января григорианского (и гражданского) календаря. 

Когда начали праздновать Рождество на Руси 

На Русь круг великих праздников пришел вместе с Византийской богослужебной традицией с X в. 

Как отмечают этот день православные россияне 

Православные христиане России сейчас отмечают Рождество: 

  • посещением богослужения; 
  • участием в таинствах Исповеди, Причастия; 
  • украшением жилища Рождественской елью; 
  • праздничной трапезой; 
  • кроме того, во многих городах православная молодежь стремится восстановить традицию колядования, проходя по улицам с рождественскими песнопениями. 

Обычно это – краткие песнопения, прославляющие Рождество. Издавна их пели дети, молодежь, когда отправлялись по деревне «славить Христа». Многие из старинных колядок звучат по-украински или по-белорусски, так как эта традиция была наиболее распространена в этих местах. 

Христославы так называют тех, кто ходит колядовать.

Ныне к таковым символам можно отнести: 

  • Рождественскую елку; 
  • Рождественскую звезду; 
  • вертеп. 

Когда стали украшать елку к этому дню

 

Традиция ставить елку на Рождество появилась не ранее начала XVIII в. Она имеет германские корни. По преданию, в VIII в. св. Бонифаций, христианский миссионер, срубил почитаемый германскими язычниками дуб, дабы показать бессилие ложных богов. Рассказывают, что, падая, дерево поломало множество других, кроме стоявшей рядом ели. Ее, вечнозеленую, своего рода символ неувядающей жизни, Рая, Бонифаций назвал «деревом Спасителя». Возможно, отсюда у германских христиан появился обычай ставить дома ель. Первоначально ее о ничем не украшали, обычай развешивать фрукты, конфеты, появился с XVI в., после Реформации. А к XVII в. возникла традиция украшать ель искусственными, сделанными из стекла, бумаги, яблоками, шарами. 

Такие украшенные деревья, очевидно, увидел Петр I во время своего путешествия по Европе (1697 г.), и решил внедрить понравившуюся ему традицию. Об украшении домов елями на Рождество и Новый год был принят специальный указ. 

Обычай украшения дерева – символа вечной жизни – не был чужд и Руси, но таковым издавна считалась не ель, а верба, «Лазарь растительного мира», первой пробуждающаяся после зимы. Древо вербы украшали земными плодами (фруктами, орехами), но не на Рождество, а на Вербное Воскресенье, когда это древо «участвовало» в особом действе: «Шествии на осляти», совершаемом патриархом или архиепископом на день Входа Господня в Иерусалим в Москве, а также крупных епархиях (Новгородская, Тобольская). 

А вот идея украшения елки приживалась долго, с трудом. Только к середине XIX в. начали устанавливать Рождественские ели, причем только состоятельные люди. Однако уже с начала 1 мировой войны елку попытались запретить, как германскую традицию. Вторая попытка искоренить недавно родившийся обычай случилась уже в советские годы, когда ель уже была прочно связана с празднованием Рождества. Только с 1935 г. елку вернули советским гражданам – но уже как новогоднюю. 

Рождественская звезда – что это такое 

Обычай украшать макушку Рождественской елки звездой имеет протестантское происхождение. Согласно легенде, Мартин Лютер однажды видел звезду, опустившуюся на вершину ели. 

Читайте также:  Частица старой Москвы – храм святых Петра и Павла на Новой Басманной

Ныне это украшение Рождественского древа и наверху вертепа напоминает о Вифлеемской звезде, указавшей восточным волхвам место Рождества Спасителя. 

Обустройство вертепов и детские утренники в храмах 

Рождественский вертеп в храме

Прообразом всех вертепов (так по-славянски именуется пещера) является место, где родился Спаситель, бережно сохраняемое под амвоном Вифлеемского храма Рождества Христова. Традиция создавать своего рода модели этой пещеры из различных материалов идет от католического святого Франциска Ассизского (XIII в.). 

Сейчас небольшой вертеп можно заказать мастеру, кроме того, во многих православных семьях такие вертепы делают сами. Это может быть просто модель пещеры, воспроизводящая события Рождества – Рождение Спасителя, приход волхвов – или специальный вертеп для театрального действа о событиях Рождества. Такие спектакли, известные еще с XVII в., сейчас становятся центром рождественских утренников для детей. 

Кроме того, на территории многих церквей принято обустраивать и большие вертепы: обычно это пещера, сооруженная из снега на основе каркаса. Здесь разложено сено, обустроены ясли, где лежит фигурка, символизирующая Христа. Чаще всего рядом – икона Рождества, перед которой можно поставить свечу. Такие вертепы очень любят дети. Но и взрослым они помогают почувствовать события Рождества. 

Читайте также: История и описание иконы «Рождество Христово»

Католические символы Рождества

 

К числу специфических для католицизма символов Рождества можно отнести, помимо вертепа, Рождественской звезды, ели: 

  • венок еловых, или сосновых, можжевеловых ветвей, важный символ не только Рождества, но также Адвента (Рождественского поста): он помещается на столе, украшается 4 свечами по числу предрождественских воскресений, на каждое из которых возжигается новая свеча, символизируя свет Христов; 
  • венок на двери – приветствие приходящим; он делается обычно из хвойных ветвей; 
  • с XIX в. с Рождеством тесно связан образ «Санта Клауса», восходящий к свт. Николаю Мирликийскому, празднование которому приходится на 19 декабря; обмирщение образа святого связано с протестантскими традициями XIX в.: в 1822 г. американский писатель Клемент Мур сочинил стихотворение о Санта-Клаусе, дарящем детям подарки на Рождество. 

Как готовиться к торжественному дню 

Основой подготовки к празднику для православных является сорокадневный пост, начинающийся 28 ноября н.ст. Его последний день – 6 января, когда стараются соблюдать полное воздержание от пищи до окончания вечерни. 

Что принято делать в этот день 

Предпраздничные дни посвящены духовной подготовке к празднику, а также устройству праздничной трапезы, традиционной предпраздничной уборке дома, его украшению. 

Когда начинается служба

 

Рождественское богослужение на многих приходах состоит из: 

  • всенощного бдения вечером; в это время обычно приходят на исповедь, духовно готовясь к Таинству Евхаристии на сам день праздника; 
  • в 12 часов ночи служится ночная литургия; 
  • для тех, кто не может посетить ночную службу, часто совершается вторая, утренняя литургия. 

Время начала службы лучше узнавать в каждом конкретном случае. 

Праздничная трапеза

 

Рождественская трапеза включает: 

  • трапезу Сочельника; 
  • собственно праздничный стол. 

Перед всенощным бдением христиане обычно вкушают кутью – сваренную в меду пшеницу или другие зерна (рис, пшено). Эта постная пища позволяет не только укрепить силы перед длинной ночной службой, но духовно почувствовать предстоящий праздник. И.С.Шмелев в повести «Лето Господне» так пишет об этом:

«Кутью варили из пшеницы, с медом; взвар — из чернослива, груши, шепталы Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто — дар Христу. Ну будто, Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла Первая звезда, а вон — другая» 

Читайте также:  О чем молятся иконе «Взыскание погибших», что она значит

Особых уставных указаний о трапезе на Рождество нет. Обычно на стол подают блюда мясные, рыбные, выпечку. По народной традиции мясных блюд на столе бывало особенно много, что связывают с особенностями русской печи, которая позволяла целиком запечь гуся, курицу, поросенка. Ныне же хозяйки исходят из возможностей и вкусов семьи. 

Обязательной выпечкой на праздник по народной традиции считалось печенье, именуемое «козулями», так как выпекалось в форме овец, коров, козлят. Символика выпечки связана с напоминанием об обстоятельствах Рождества Господа. Печенье расписывали глазурью. Оно, впрочем, по народной традиции часто использовалось для гаданий (аналог «козуль» «печенья с предсказаниями» католической традиции). 

Что нельзя делать в этот день 

Народная традиция долго совмещала христианство с язычеством. Несмотря на строгие церковные запреты, на Рождество приняты были гадания. Ныне можно также увидеть множество объявлений с предложениями принять участие в таких несовместимых с христианством практиках, прочитать множество «инструкций» о том, как погадать самостоятельно. Следует понимать, что подобное кощунство является обращением к темным силам, оскорблением праздника. 

Какие подарки можно дарить 

Хорошим подарком на праздник будет что-то связанное с духовной составляющей празднования. Это может быть икона, книга. Нередко при храмах можно купить наборы сладостей с Рождественской символикой. 

Произведения в литературе и живописи, посвященные этому событию 

Почти все известные художники России обращались к сюжету Рождества. Широко известны: 

  • роспись храма блгв. Александра Невского г. Абатсумани (Грузия) художника М.В.Нестерова, представившего поклонение волхвов Спасителю (1903 г.); 
  • фрески Владимирского собора Киева кисти В.П.Васнецова; 
  • мозаика И.Ф.Порфирова в храме Спаса-на-крови Петербурга; 
  • отдельные картины на эту тему В.Л.Боровиковского, К.В.Лебедева, П.Н.Филонова. 

Русские литераторы не раз писали о Рождестве. Пожалуй, самой известной такой повестью, отразившей народные, включая полуязыческие традиции, стала «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя. Был в России жанр святочного рассказа, и, наконец, рождественского стихотворения. Пожалуй, одно из лучших таких произведений принадлежит перу поэта, философа, В.С.Соловьева, чей путь к христианству, как и у большинства русской интеллигенции, был сложным, неоднозначным. Но вот его стихотворение, 1892 г., глубоко осмысливающее событие Рождества: 

Во тьму веков та ночь уж отступила, 

Когда, устав от злобы и тревог, 

Земля в объятьях неба опочила 

И в тишине родился С‑нами-Бог. 

 

И многое уж невозможно ныне: 

Цари на небо больше не глядят, 

И пастыри не слушают в пустыне, 

Как ангелы про Бога говорят. 

 

Но вечное, что в эту ночь открылось, 

Несокрушимо временем оно, 

И слово вновь в душе твоей родилось, 

Рожденное под яслями давно. 

 

Да! С нами Бог, — не там, в шатре лазурном, 

Не за пределами бесчисленных миров, 

Не в злом огне и не в дыханьи бурном, 

И не в уснувшей памяти веков. 

 

Он здесь, теперь — средь суеты случайной, 

В потоке шумном жизненных тревог. 

Владеешь ты всерадостною тайной: 

Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог. 

Это чувство единения с Господом, Его присутствия в нашей жизни, «всерадостной тайны» то, что приводит миллионы христиан в храмы, укрепляет, поддерживает, «яко с нами Бог». 

Читайте также: Событие Рождества Христова в истории мира

Наталья Сазонова

         Десять заповедей

Все дни памяти святого Георгия Победоносца

Когда день Андрея Первозванного

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Благовещенский собор в Воронеже

Благовещенский собор Московского Кремля

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии