Какая молитва читается на Покров Пресвятой Богородицы

Молитва Божией Матери пред иконой Ея «Покров»

Иконография: Введение во храм Пресвятой Богородицы Датировки: XIX в. Конец XIX века.Иконописная школа или художественный центр:  Палехская школа иконописи Материал: Дерево, левкас, темпера. Размеры иконы:  высота 44,6 см, ширина 37,2 см. На иконе представлена сцена многофигурная композиция Введение Богородицы во храм. Инв. № ГМПИ 1692612. ДИ-86-И. © Государственный музей Палехского искусства.

Молитва первая

О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода вы́шних сил, Небесе́ и земли́ Цари́це, гра́да и страны́ на́шея Всемо́щная Засту́пнице! Приими́ хвале́бно благода́рственное пе́ние сие́ от нас, недосто́йных раб Твои́х, и вознеси́ моли́твы на́ша ко Престо́лу Бо́га Сы́на Твоего́, да ми́лостив бу́дет непра́вдам на́шим, и проба́вит благода́ть Свою́ чту́щим всечестно́е и́мя Твое́ и с ве́рою и любо́вию покланя́ющимся чудотво́рному о́бразу Твоему́. Не́смы бо досто́йни от Него́ поми́ловани бы́ти, а́ще не Ты уми́лостивиши Его́ о нас, Влады́чице, я́ко вся Тебе́ от Него́ возмо́жна суть. Сего́ ра́ди к Тебе́ прибега́ем, я́ко к несомне́нней и ско́рой Засту́пнице на́шей: услы́ши нас, моля́щихся Тебе́, осени́ нас вседержа́вным покро́вом Твои́м, и испроси́ у Бо́га Сы́на Твоего́: па́стырем на́шим ре́вность и бде́ние о душа́х, градоправи́телем му́дрость и си́лу, судия́м пра́вду и нелицеприя́тие, наста́вником ра́зум и смиренному́дрие, супру́гом любо́вь и согла́сие, ча́дом послуша́ние, оби́димым терпе́ние, оби́дящим страх Бо́жий, скорбя́щим благоду́шие, ра́дующимся воздержа́ние, всем же нам дух ра́зума и благоче́стия, дух милосе́рдия и кро́тости, дух чистоты́ и пра́вды. Ей, Госпоже́ Пресвята́я, умилосе́рдися на немощны́я лю́ди Твоя́; разсе́янныя собери́, заблу́ждшия на путь пра́вый наста́ви, ста́рость поддержи́, ю́ныя уцелому́дри, младе́нцы воспита́й, и при́зри на всех нас призре́нием ми́лостиваго Твоего́ заступле́ния, воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и просвети́ серде́чныя о́чи на́ша ко зре́нию спасе́ния, ми́лостива нам бу́ди зде и та́мо, в стране́ земна́го прише́льствия и на стра́шнем суде́ Сы́на Твоего́; преста́вльшияся же в ве́ре и покая́нии от жития́ сего́ отцы́ и бра́тию на́шу в ве́чней жи́зни со А́нгелы и со все́ми святы́ми жи́ти сотвори́. Ты бо еси́, Госпоже́, Сла́ва Небе́сных и Упова́ние земны́х, Ты по Бо́зе на́ша Наде́жда и Засту́пница всех, притека́ющих к Тебе́ с ве́рою. К Тебе́ у́бо мо́лимся, и Тебе́, я́ко Всемогу́щей Помо́щнице, са́ми себе́ и друг дру́га и весь живо́т наш предае́м, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

Цари́це моя́ Преблага́я, Наде́ждо моя́ Пресвята́я, прия́телище си́рым и стра́нным Засту́пнице, бе́дствующих по́моще и озлобля́емых покро́ве, зри́ши мою напа́сть, зри́ши мою́ скорбь: отвсю́ду искуше́нием одержи́м есмь, а заступа́ющаго несть. Ты у́бо сама́ помози́ ми я́ко не́мощну, окорми́ мя я́ко стра́нна, наста́ви я́ко заблу́ждша, уврачу́й и спаси́ я́ко безнаде́жна. Не и́мам бо ины́я по́мощи, ни ина́го предста́тельства, ни утеше́ния, то́кмо Тебе́, о Ма́ти всех скорбя́щих и обремене́нных! При́зри у́бо на мя, гре́шнаго и во озлобле́нии су́щаго, и покры́й мя пресвяты́м омофо́ром Твои́м, да изба́влен бу́ду от зол, мя обыше́дших, и восхвалю́ вы́ну препе́тое и́мя Твое́. Ами́нь.

глас 4:

Днесь благове́рнии лю́дие све́тло пра́зднуем/ осеня́еми Твои́м, Богома́ти, прише́ствием,/ и к Твоему́ взира́юще Пречи́стому о́бразу, уми́льно глаго́лем:/ покры́й нас честны́м Твои́м Покро́вом,/ и изба́ви нас от вся́каго зла,/ моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,// спасти́ ду́ши на́ша.

глас 3:

Де́ва днесь предстои́т в це́ркви,/ и с ли́ки святы́х неви́димо за ны мо́лится Бо́гу,/ А́нгели со архиере́и покланя́ются,/ апо́столи же со проро́ки ликовству́ют:// нас бо ра́ди мо́лит Богоро́дица Преве́чнаго Бо́га.

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим Покро́в Твой святы́й:/ Тя бо ви́де святы́й Андре́й на возду́се,// за ны Христу́ моля́щуюся.

Ино величание

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Ма́ти Христа́, Бо́га на́шего,// и всесла́вный сла́вим Покро́в Твой.

Ино величание

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Ма́ти Христа́, Бо́га на́шего,/ И́же к Сы́ну Свои́ ру́це простира́ющи, и о ми́ре моля́щися,/ и честны́м Свои́м омофо́ром защища́ющи // град и лю́ди от враго́в на́ших.

О семье и детях

Молитва

Влады́чице Преблагослове́нная, возьми́ под Сво́й покро́в семью мою́. Всели́ в сердца́ супру́га моего́ и ча́д на́ших ми́р, любо́вь и непрекословие всему́ до́брому; не допусти́ никого́ из семьи́ мое́й до разлуки и тя́жкаго расставания, до преждевременныя и внеза́пныя сме́рти без покая́ния. А до́м на́ш и все́х на́с, живу́щих в не́м, сохрани́ от о́гненнаго запале́ния, воровскаго нападе́ния, вся́каго зла́го обстоя́ния, разнаго страхова́ния и диа́вольскаго наважде́ния. Да и мы́ ку́пно и разде́льно, я́вно и сокрове́нно бу́дем прославлять и́мя Твое́ Свято́е всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Кратко о происхождении праздника

Издавна это церковное торжество любимо именно на Руси, именуемой Домом Богородицы. Ее заступления, помощи всегда сугубо просили именно этим осенним днем. О плате, распростертом над народом, напоминает то ясное небо цвета Ее одежд, то белый снег, покрывающий готовую к зиме землю. Таков Покров.

Происхождение этого так глубоко переживаемого русичами праздника – византийское.

Согласно большинству источников, 1 октября (ст.ст.) 910 г. в церкви Богородицы, находившейся во Влахерне, местности Константинополя, Пречистая явилась на воздухе блаженному Андрею (по некоторым данным, родом из славян) и его ученику. Было это во время особой, покаянной молитвы к Ней – ведь город уже не впервые осаждали варвары. И не первый уже раз моление именно на этом месте, где хранились честной Пояс Богоматери и другие связанные с Ней реликвии, спасало людей.

В тот день блаж. Андрей видел Богородицу окруженной множеством святых, Ангелов. Среди вошедших с Ней через врата храма он заметил пророков, Апостолов. Медленно двигалась Она к алтарю, а затем пала на колени перед престолом со слезной молитвой о людях. Встав, Пречистая сняла с главы плат, а потом распростерла его над молящимися.

И хотя о виденном святым скоро узнал весь город, а враги потерпели поражение, у византийцев так и не сложилось особого церковного почитания праздника. А вот на Руси он известен был уже с первых веков по Крещении.

На Руси

Издревле известные Русской Церкви предания говорят: варварами, осадившими столицу Византии, были славяне. К тому же год события, определившего празднование, русские источники ставят под сомнение. Летописцы считают, что чудо во Влахерне случилось примерно на 50-60 лет раньше – около 860 г. Мнение это разделяют также некоторые церковные историки. Например, А.В. Карташев приводит слова патриарха Фотия, сказанные по поводу осады города:

«Помните ли вы ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего существования поглощался глубоким мраком смерти? Помните ли тот час невыносимо горестный, когда приплыли к нам варварские корабли, дышащие чем-то свирепым, диким и убийственным… Когда, воздевая руки к Богу, всю ночь мы просили у Него помилования, возложив на Него все свои надежды, тогда избавились от несчастья, тогда сподобились отмены окружавших нас бедствий. Тогда мы увидели рассеяние грозы и узрели отступление гнева Господня от нас. Ибо мы увидели врагов наших удаляющимися, и город, которому угрожало расхищение, избавившимся от разорения…»

По русской версии, на столицу Византии безуспешно ходили Киевские князья – Аскольд и Дир. Именно после чудесного явления силы Божией они вернулись к Константинополю, но мирно: чтобы принять Крещение.

Праздник, столь любимый русичами, имеет множество самых разнообразных традиций.

Память усопших

Одна из давних традиций Покрова, ныне оставшаяся в некоторых епархиях Русской Церкви – Покровская Родительская Суббота. Она восходит к древней языческой традиции поминовения предков, но приобрела новое значение с XVI в.

Именно на Покров Пресвятой Богородицы, 1 октября 1552 г. состоялся решающий штурм г. Казани войсками Ивана Грозного.

Однако первоначально специального дня памяти воинов, погибших во время взятия города, не было. На это обратил внимание в начале 1590-х гг. Ермоген, тогдашний Казанский митрополит (впоследствии – патриарх, священномученик). Он просил патр. Иова ввести такой день памяти наряду с поминанием Казанских мучеников за веру.

25 февраля 1592 г. установлен день памяти погибших при взятии города. В указе патриарха Иова говорится:

«По всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы».

Эта Родительская Суббота до сих пор отмечается верующими Казанской епархии, а также приходами епархий Вятской, Ижевской и Екатеринбургской.

Ярмарки

Празднование приходилось на окончание всех полевых работ. Поэтому к Покрову всегда приурочивались осенние ярмарки, куда привозили урожай окрестные крестьяне. Одной из самых крупных была Покровская ярмарка в Харькове. А в Сибири такая ярмарка с XIX в. известна в селе Томской губернии, с соименном церковному торжеству названием – Покровское.

Ныне эту традицию пытаются возродить православные разных местностей России, причем, кроме собственно продажи различных товаров, ярмарки сопровождаются фольклорными праздниками, гуляниями. Сегодня подобные ярмарки-фестиваля регулярно проводятся:

  • в г. Тамбове; здесь эта традиция родилась более 300 лет назад и связана с соборным храмом Покрова; к тому же в 1637 г. именно на день праздника основан и сам город; традиция ярмарок возродилась с 2011 г.;
  • в г. Ирбит (Урал); в 2020 г. здесь проведен фестиваль «Покровские гуляния на Урале»;
  • в музее М.А.Шолохова (Боковский район, Ростовская обл.)- так называемая «Каргинская ярмарка» по наименованию казачьей станицы, где расположен музей.

Свадьбы

Издревле Покров связывался со свадебной обрядностью – видимо, по созвучию с обычаем покрывать платом голову замужней женщины. Поэтому именно на этот праздник игрались свадьбы. Тогда же сугубо молились:

  • о замужестве – молодые девушки;
  • о семейном благополучии – те, кто уже обзавелся семьей.

И, конечно, молитва Матери Божией была обязательной перед началом свадебного пира.

Покров Богоматери Датировки: XIV в. Конец XIV в. (около 1399 г.)Иконописная школа или художественный центр:  Новгородская школа. Происхождение: из церкви Покрова Зверина монастыря в Новгороде.Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы:  высота 151 см, ширина 126,5 см. Композиция иконы принадлежит к «новгородскому» типу и является наиболее ранним его примером. Отличительные особенности этого типа следующие: ангелы держат покров над Богоматерью Орантой; над ее головой — поясное изображение благословляющего Христа; справа и слева от ее фигуры представлены лики святителей и ангелов; внизу, в центре — закрытые Царские врата, по сторонам которых слева стоят Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов и апостолы, а справа — Андрей Юродивый, Епифаний и мученики. Инв. № 11170. © Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. Литература: Иконы Великого Новгорода XI начала XVI века. М., Авторы проекта Л.В. Нерсесян и С.В.Обух. М. 2008. № 15. С. 197-199. (описание Е. В. Гладышевой)

Иконы праздника имеют русское происхождение: ведь греки Покров не отмечали. Предполагается, что основой для икон Покрова послужили так называемые «акафистные» изображения Богородицы, как бы представляющие собой иллюстрации песнопений Пречистой.

Обычно на иконах изображены:

  • в верхней части – Пречистая с распростертым платом, окруженная святыми, пророками, Апостолами;
  • внизу иконы – блаж. Андрей с учеником Епифанием, а также – прп. Роман Сладкопевец, создатель Акафиста Богородице.

Есть также другие изводы Покрова, где Матерь Божия изображена одна. Но белый распростертый плат – обязательных элемент и этих святых образов.

Одна из самых известных таких икон с 1990-х гг. прославилась как чудотворная в Иоанновском монастыре г. Санкт-Петербурга. Написанная на холсте в начале XX в., она была передана возрожденной обители после лет безбожия. Вскоре произошло чудо обновления святого образа.

О чем принято молиться у святого образа

К святому образу обращаются:

  • с молитвой о благополучном счастливом замужестве;
  • с прошениями о семье, детях, внуках;
  • во всех случаях, когда требуется помощь Матери Божией, ее защита и Покров.

Покров – не просто праздник. Это вся жизнь Святой Руси под защитой Матери Божией, каждый день, освященный Её молитвами о нас. Не случайно праздник любим верующими сейчас не менее, чем столетия назад.

Читайте также: Покрывающая любовью: от чего нас хранит икона Покрова Пресвятой Богородицы

Наталья Сазонова

Александр Невский: молитва благоверному князю

Дорогие читатели, обращаюсь к вам в попытке вразумить вас хоть как-то. Вопрос стоит в иконопочитании

Покров Пресвятой Богородицы

Все молитвы Илие пророку

Молитва Симеону Верхотурскому

Молитва свт. Луке Крымскому об исцелении ребенка

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии