Когда Благовещение Богородицы в этом году

Благовещение Пресвятой Богородицы

Какого числа праздник Благовещения

Современный человек, воспитанный обществом, большей частью далеким от веры, часто склонен не видеть разницы между датами праздников светских и церковных. Кажется, что религиозный праздник – такая же «годовщина» исторического события, как юбилей какого-либо сражения или основания города. Однако, это не так. 

Важна ли дата? 

Земная жизнь человека, живущего во времени, полна значимых для него моментов, отмечающих вехи бытия от «от рождения до тризны». Для супругов особый день – очередная годовщина свадьбы или даже знакомства. А еще есть дни рождения детей, позже – внуков. И, конечно, каждый помнит о собственном дне рождения. Немало есть также дат исторических, значимых уже для целой страны, помнящей о своей истории. 

События церковных праздников – иные. Суть всей Священной истории заключается в спасении людей от греха, смерти. А потому вехи на этом пути, отмечаемые праздничными богослужениями, с одной стороны, принадлежат к земному миру, ибо направлены на помощь людям, но также – относятся к Вечности, где совсем не значима конкретность земной жизни с ее вехами, датами, годовщинами, но только самая суть события. Именно поэтому древние авторы чаще всего указывают его год, но практически никогда – число и месяц, как не имеющие духовного смысла. Все это полностью относится к событию Благовещения – началу, или, как воспевает Церковь на богослужениях праздника, «главизне нашего спасения». 

Дата празднования

Хотя изображения Марии и Архангела встречаются по крайней мере со II в., точная дата празднования появилась намного позже, с IV в. Это 7 апреля (или 25 марта по юлианскому календарю – «старый стиль», которым пользуется Русская Церковь).  Праздник отмечается каждый год в один и тот же день.

Благовещение Пресвятой Богородицы с вмч. Феодором Тироном

Определяя дату празднования, Церковь постаралась связать временное с вечным, небесное с земным, что вполне соответствовало сути события. Исторически день его не известен, однако празднование установлено все же соответственно реалиям человеческой жизни: Благовещение (и Воплощение) происходят ровно за 9 месяцев до Рождения Спасителя (7 января), в полной мере Человека, проведшего во чреве Матери обычные 9 месяцев. 

Но Воплотившийся – также Бог, поэтому церковные авторы издревле по-особому понимали эту дату, символически, мистически соотнося ее: 

  • с созданием мира, 7 апреля было первым из дней творения; 
  • с сотворением человека; одно из сочинений, которые приписываются свт. Афанасию Александрийскому (IV в.) называет днем сотворения Адама именно 7 апреля; поэтому Христос – новый Адам – избирает его для Воплощения; 
  • с Распятием Господа; по сочинениям III в. 7 апреля – день Его крестной смерти; 
  • а с V в. дату стали считать историческим днем Воскресения, а не Распятия. Так 7 апреля соединило воедино все ключевые события истории – создание мира и человека, Воплощение, Пасху Христову. 

Интересный фактСовременные церковные историки говорят, что к X в. убежденность что как Благовещение, так и Воскресение произошли 7 апреля, стала всеобщей, особенно в Византии. Поэтому здесь праздник называли даже «Кириопасхой», или «господственной» Пасхой, то есть «настоящей», исторической, с него начинали церковный год. Так же отсчитывали новолетие многие общины западных христиан. 

Может ли празднование совпасть с Пасхой, когда такое случалось

 

Ныне слово «Кириопасха» несет совершенно иное значение: это совмещение календарных дат празднования Воскресения Христова и Благовещения. Праздник Пасхи – так называемый «подвижный», так что отмечается воскресным днем по прошествии первого полнолуния от дня весеннего равноденствия (21 марта). При этом, если он придется до иудейской Пасхи или совпадет с ней, то, по решениям еще I Вселенского Собора, передвигается на неделю вперед. Поэтому время празднования Пасхи год от года меняется. Иногда она и Благовещение действительно могут совпасть. 

Так называемая Александрийская Пасхалия, которой придерживаются Восточные Церкви, дает такое совпадение 12 раз за так называемый «Великий индиктион», составляющий 532 года, или несколько раз за столетие. Впрочем, ряд восточных отцов называли «Кириопасхой» не каждое совпадение. Например, византийский писатель Матфей Властарь говорит, что «истинной» является Пасха, приходящаяся на другой день после иудейского Песаха, что бывает менее раза за столетие. 

За XX век Кириопасха случалась дважды: это одновременные празднования Воскресения и Благовещения 1912, а также 1991 гг. Ближайшее же совпадение дат в XXI в. произойдет в 2075, затем 2086 гг. 

Существуют некоторые рода суеверия по поводу Кириопасхи, возникшие уже за последние десятилетия. Они связаны с народными представлениями о том, что совпадение Воскресения и Благовещения – якобы признак особых бедствий, ожидающих людей. Возможно, подобные представления – «плод» так называемых «лихих 90-х», когда накануне распада СССР Пасха с Благовещением действительно совпали. Подобные представления, однако, противны самому духу обоих праздников, связанных с особой милостью Божией людям, а не с их наказанием, а кроме того, совершенно не имеют опоры на древнюю традицию, как раз считавшую  «Кириопасху» «истинной», «настоящей». 

Может ли быть после Пасхи

 

Такая ситуация возможна. Согласно Александрийской пасхалии и Юлианскому календарю, на который опирается Русская Церковь и многие другие, самой ранней датой Пасхи может быть 4 апреля, тогда Благовещение приходится на Светлую Седмицу. Последний раз это было в 2010 г. 

Суть происшедшего события подробно описывается лишь одним из четырех Евангелистов, Лукой. Именно его слова торжественно читает диакон за литургией праздника: 

« послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (Лк.1:26-27).

Небесный посланник явился к Деве с радостной (благой – отсюда название праздника) вестью о том, что именно Она – Божия Избранница, предназначенная быть Матерью Спасителя. Но не непостижимо совершившемуся Воплощению Господа (тайна которого на раскрывается ни Евангелистом, ни Преданием) посвящено празднование. Центр его – сама Благая Весть, по-гречески «Εὐαγγελισμός» («Эвангелиос»). Почему? 

Слова Архангела «зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего» являют волю Божию, которая, однако, ожидает добровольного согласия будущей Матери Спасителя. Ибо спасение людей нельзя совершить без воли их самих. Тогда Мария произносит, возможно, самые важные за многовековую историю человечества слова: «Се раба Господня, буди ми по слову твоему». 

То, что среди людей нашлась Дева, сказавшая Господу эти простые слова, принявшая сердцем все, что за ними последует – гонения, страшную боль Распятия безвинного Сына, Его страшную смерть – все это куда важнее, чем мистика пришествия Сына Божия.

Интересный фактПраздник – «благая весть» одновременно о милости Божией, и о том, что люди, запутавшиеся в сетях греха, все же не безнадежны, раз нашлась среди них Мария. 

Такое осмысление события сформировалось у христиан не сразу. Всем известное название появилось стало регулярно употребляться с VII в. До этого встречаются такие названия, как «День приветствия», «Праздник Воплощения», «Начало Искупления». 

Что можно делать на праздник, как провести его правильно

 

Иконография: Благовещение Пресвятой Богородицы Датировки: XII в. 30-40-е годы XII века. Иконописная школа или художественный центр:  Новгородская школа Происхождение: Из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, откуда была привезена среди других икон Иваном Грозным в успенский собор Московского Кремля.Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы:  высота 238 см, ширина 168 см Богоматерь изображена стоящей, с чуть склоненной влево головой. В лоне ее изображен Христос Эммануил. Он представлен фронтально, сидящим в торжественной позе, с благословляющей правой рукой, левая отведена в сторону (кисть не сохранилась). Богоматерь как бы осеняет его правой рукой, пальцы которой почти касаются плеча Младенца и заходят на нимб. В ее левой руке моток красной пряжи.  Слева – архангел Гавриил, обращенный к Марии и благословляющий ее. В левой руке он держит мерило. Вверху, в центре, в синем полукруге неба с золотыми звездами, представлен сидящий на красном престоле «Ветхий Деньми». У подножия престола – красные херувимы; чуть выше, справа и слева, красные серафимы с золотыми рипидами. Вокруг «Ветхого Деньми» голубая слава. В левой руке его свиток, правая рука – благословляющая, и от нее идет синий луч к фигуре Богоматери. Инв. № 25539 © Государственная Третьяковская галерея, Москва Литература: Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. № 7.

Русская народная традиция издавна сохраняла трепетное отношение к Благовещению, которое иногда ставилось даже выше Пасхи. 

Интересный фактРоссийскими этнографами начала XX в. записана история, рассказанная крестьянами одной из местностей Центральной России. Однажды, когда Благовещение совпало с Пасхой, священники забыли о празднике и отслужили ночную Пасхальную службу без Благовещенских песнопений. Но по окончании литургии оказалось, что солнце так и не встало. Лишь через несколько часов догадались о причине: с началом песнопений Благовещения в мире посветлело. Но оказалось, что солнце уже на западе. Так не пожелало оно осветить землю в тот день.  

Рассказ этот, быль он или легенда, показывает отношение к празднику народа. Крестьяне не веселились, тем более, что праздник, как правило, приходился на Великий Пост. Основным делом были посещение богослужения, скромная трапеза. 

Современные пастыри, не отступая от древних традиций, советуют по возможности провести Благовещение, участвуя в церковных службах. Это: 

  • всенощное бдение накануне вечером; 
  • литургия непосредственно на день празднования. 

По мере возможности лучше подготовиться к Таинству Причащения сугубым постом, исповедью. Однако, часто бывает, что празднование приходится на будний день, когда у большинства нет возможности оставить работу.  

Особая ситуация возникла в 2020 г., когда из-за пандемии верующих не допускали в большинство храмов. Тогда на интернет-страницах многих храмов, даже Московской Патриархии появились тексты богослужений мирским чином, с опущением диаконских возгласов, священнических молитв. Помолиться таким образом вполне можно при невозможности прийти на службу. Кроме того, существуют также Каноны, Акафисты Благовещению, которые также можно читать дома. 

А вот как советует провести день в проповеди 7 апреля 2012 г. протоиерей Андрей Ткачев: 

«Достойный почитатель Благовещения должен по временам погружаться в чтение Слова Божия и сосредотачиваться на прочитанном, как имела обыкновение поступать и Благословенная в женах. 

Одной из целей почитателя Богоматери должно быть стремление к жизни тихой и от суеты удаленной, но при этом внутренне насыщенной и глубокой. 

Условности существования могут не дать человеку такого подарка, да он и сам может быть неспособен на продолжительное сосредоточенное жительство. Но стремиться к тишине и молитве, вздыхать по временам об их отсутствии обязан всякий человек, возводящий глаза к небу и повторяющий Гаврииловы слова: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою». 

Что касается праздничного стола, то он, как правило, весьма скромен. Если праздник приходится на дни Великого Поста, Устав разрешает рыбную пищу. Однако на Страстной Неделе от нее, как и от растительного масла, принято воздерживаться, однако разрешается небольшое количество вина ради великого события. Если же Благовещение празднуется после Пасхи, поста, конечно, нет. 

Что нельзя делать на праздник

Среди народных традиций праздника есть немало восходящих к язычеству или таких, следование которым уже нецелесообразно, а иной раз невозможно. Среди таковых: 

  • хорошо известная традиция воздерживаться от любой работы, бытовавшая среди крестьян: «На Благовещенье птица гнезда не вьет, девица косу не плетет»; церковный Устав, конечно, не благословляет работу во время праздников вместо богослужения; однако, христианин, живущий в светском государстве, часто просто вынужден выйти на работу, особенно, когда праздник приходится на будний день; следует помнить, что греховна не работа сама по себе, а погружение в мирскую суету, не позволяющее почувствовать праздник, пережить его; 
  • иногда можно встретить суеверие, связанное с другим запретом – на использование огня; русские крестьяне полагали, что нарушителя его летом может убить молния; разумеется, к празднику, вообще к христианству, такой запрет отношения не имеет; 
  • разного рода полуязыческие обряды «кликания весны», которые часто совершались крестьянами XIX в., а теперь иногда практикуются неоязычниками. 

«Спасения нашего главизна» – великий, святой день. В это (как, впрочем, в любое другое) время запрещено: 

  • «угрызать и съедать» ближних осуждением, злостью; 
  • предаваться неумеренным развлечениям, обжорству, пьянству; 
  • вообще творить дела, противные Божиим заповедям. 

Как поздравить близких 

Издревле лучшей поздравлением на праздник был его тропарь, как нельзя лучше передающий его содержание, смысл, а также радость о Воплощении Христа и Богородице, Чье смирение привело род человеческий к Богу: 

«Днесь спасения нашего глави́зна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовеству́ет. Тем же и мы с ним Богородице возопии́м: радуйся, благодатная, Господь с Тобою». 

Кроме того, верующие на праздник стараются поздравить друг друга по телефону или лично, краткими теплыми словами. 

Стихи о Благовещении

 

Любимому на Руси празднику не раз посвящали свои произведения поэты, от А.С.Пушкина до А.Блока, В. Брюсова. Пожалуй, самым популярным сюжетом для светских поэтов был народный обычай отпускания на волю птиц как ознаменование весны, но также – освобождения от греха и людей по Воплощении Христовом. Вот, например, известное стихотворение «Птичка» А.С.Пушкина: 

В чужбине свято наблюдаю 

Родной обычай старины: 

На волю птичку выпускаю 

При светлом празднике весны. 

 

Я стал доступен утешенью; 

За что на Бога мне роптать, 

Когда хоть одному творенью 

Я мог свободу даровать! 

 Другие поэты, например, К.Бальмонт, передают атмосферу праздника, как наступления весны – природы и души: 

Благовещенье и свет, 

Вербы забелели. 

Или точно горя нет, 

Право, в самом деле? 

 

Благовестие и смех, 

Закраснелись почки. 

И на улицах у всех 

Синие цветочки. 

 

Сколько синеньких цветков, 

Отнятых у снега. 

Снова мир и свеж, и нов, 

И повсюду нега. 

 

Вижу старую Москву 

В молодом уборе. 

Я смеюсь и я живу, 

Солнце в каждом взоре. 

А вот стихотворение-проповедь, написанное уже в советские годы известным старцем, протоиереем Николаем Гурьяновым. Оно соединяет мир земной и Вечность, радость о весеннем пробуждении природы, и духовное ликование о спасении: 

Благовещение Святое — 

День великий на Руси, 

С ним ты чувство молодое 

В черством сердце воскреси; 

Отзовись душой, как младость, 

Грудью полною своей 

На сияющую радость, 

На улыбку вешних дней. 

Соблюдая праздник строго, 

В этот день твердит народ, 

Что и пташка хвалит Бога 

И гнезда себе не вьет; 

В этот праздник, выйдя к полю 

С горстью полною зерна, 

Добродушно птиц на волю 

Выпускала старина. 

Приближенье дней пасхальных 

Проясняет хмурый взгляд, 

Из сторонок чужедальных 

В гости ласточки летят. 

И, внушая мысль о братстве, 

О дарах любви благой, 

Будто спорят о богатстве 

Небо с грешною землей. 

Все внимают чутким слухом 

Гимну зорьки золотой, 

Опушились нежным пухом 

Ветви вербы молодой. 

И глядит на нас, сияя 

Недоступностью чудес, 

Эта вечность голубая 

Торжествующих небес. 

 

Исторический день, когда Пречистая произнесла слова, ставшие началом нашего спасения, остался неизвестным. И это правильно. Вряд ли можно считать его «достоянием истории», если доныне, как более 2000 лет назад чудо неприметно и каждодневно совершается во всех душах, находящих мужество сказать Богу, как Его Матерь: «По слову Твоему буди мне». И так совершается спасение. 

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии