Любящим Бога все содействует ко благу: послание ап. Павла к Римлянам

О чем писал апостол христианам Рима: пояснения к содержанию Послания

всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым, – благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (1 гл, 7 стих).

Эти слова обращены святым Павлом христианам столицы Римской империи, где «апостол язычников» не был, к общине, основанной не им. Но среди Павловых посланий, известных по изданиям Нового Завета, это всегда помещается первым.

Авторство

Иконография: Павел, апостол Датировки: XVI в. Происхождение: вывезена из церкви Флора и Лавра (первая треть XIX в.) деревни Астафьево (XVII в.) Каргопольского района Архангельской области.Материал: Дерево, паволока, левкас, темпераРазмеры иконы:  высота 111,3 см, ширина 43,5 см Икона из деисусного чина. Ростовое изображение апостола Павла  в трехчетвертном повороте. Инв. № ДРЖ-864. ©Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» Литература: Иконы Русского Севера. Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств. М., 2007. Т. 1. С. 88. № 15.

Подлинная рукопись писания, надиктованная Апостолом ученику, Тертию, до нас не дошла. Самая ранняя копия текста относится, как предполагают историки, к рубежу II-III вв. Как современники, позднейшие историки не сомневаются, что текст создан самим Павлом.

Когда и при каких обстоятельствах было написано

Нет разногласий у историков также по поводу датировки этого текста. В конце 50-х гг. I в. у Павла произошел своего рода конфликт с духовными детьми, христианами Коринфа, недовольными его обличениями за нарушение христианских заповедей. Дабы примириться с коринфянами, Павел отправляется к ним, с тем, чтобы затем посетить Иерусалим. Считается, что именно в Коринфе, около 58 г., написано им обращение к христианам «Вечного города», как именовали Рим.

К кому обращено

  • Полагают, что к этому времени в столице империи было уже довольно много христиан. По крайней мере, Тацит, римский историк, пишет, что верующих было «огромное множество», причем среди них были как евреи, так и «эллины», бывшие язычники. О христианах Рима, по слову того же Павла, давно знали «во всем мире» (Рим.1:8), то есть во всей обширной империи.

Нет ясности по поводу того, кем основана Римская община. Католические богословы традиционно считают, что это был Апостол Петр. Однако в первые годы существования Церкви идея проповеди Христа среди язычников еще воспринималась верующими из иудеев неоднозначно: ведь традиционно иудею было запрещено само общение с иноплеменниками. Даже когда по явному внушению Духа св. Петр обратил ко Христу Корнилия сотника – «эллина», это вызывало ропот среди христиан Иерусалима (Деян.11:3).

Да и позже, по свидетельству ап. Павла, Петру не раз приходилось «таиться и устраняться» от язычников, «опасаясь обрезанных» (Гал. 2:12). А потому проповедь Петра в сердце языческого мира, Риме, многие богословы признают маловероятной. Скорее всего, Апостол пришел сюда уже к концу земной жизни, застав давно сформированную общину.

Никак не пишет о своей роли в проповеди христианства среди римлян и Павел. Поэтому исторически более верно полагать, что «Вечный город» узнал о Христе от последователей, учеников Апостолов. Но почему же Павел пишет пространное послание христианам города, где еще не был?

Существуют различные мнения о том, зачем св. Павел пишет это обращение к римским христианам:

  • в общине Рима существовали противоречия «иудеохристиан» с бывшими язычниками по поводу соблюдения Закона Моисеева;
  • некоторые слова Апостола, уже очень известного среди верующих, могли быть неверно поняты римскими христианами, то есть требовали разъяснений «из первых рук».

Свт. Феофан Затворник, однако, считает подобные рассуждения малоосновательными: в тексте нет ничего, что бы указывало на сложные отношения Павла с римлянами или на разделения внутри самой общины. Скорее всего, послание написано Павлом, как осознающим свою особую миссию «Апостола язычников». Именно поэтому, как явствует из текста, он намеревался прийти к римлянам. Как пишет свт. Феофан, «Дух Божий, осязательно руководивший во всем святого Павла, внушил ему сделать это».

Повод написания

Как раз во время пребывания Павла в Коринфе к римским христианам отправилась диаконисса Фива, так что Апостол решил просить верных оказать ей поддержку, помощь. Поскольку же римская община ранее не знала его лично, лишь слышав о нем, Павел не просто пишет рекомендательное письмо для Фивы, но развернуто излагает учение веры, им проповедуемое. Впрочем проповедь обращена не к христианам Рима, уже утвердившимся христианам: он лишь высказывает желание прийти к ним для духовного общения, чтобы «соутешиться верою общею, вашею и моею».

Впрочем, версия свт. Феофана, что послание – своего рода первое знакомство Павла с римской общиной, также подвергается некоторым сомнениям: ведь Фива, а также множество других христиан, перечисленных по именам, упоминается только в 16 главе, которая входит далеко не во все списки Послания. Некоторые библеисты даже говорят о том, что 15 и 16 главы вообще взяты из какого-то другого послания, может быть, в Эфес, ведь среди общины Рима у Павла явно не могло быть так много знакомых.

Стоит, однако, сказать, что Римская империя имела налаженные коммуникации, неплохие дороги, так что верующие, из других мест страны вполне могли прийти в столицу. Например, близкие друзья Апостола Акилла с супругой Прискиллой, упоминание о которых тоже содержит 16 глава, были родом как раз из Рима. Поэтому, даже не бывши в городе, св. Павел мог иметь здесь множество знающих его верных.

Структура текста

В канонически признанном Церковью тексте послания насчитывается 16 глав. Во II в. ересиарх Маркион, отрицавший Ветхий Завет, при составлении Канона Новозаветных книг изъял из Послания последние две главы, как содержащие множество ссылок на Ветхозаветные тексты, однако Церковь не приняла такой редакции текста св. Павла.

Обзор основных тем по главам

Богословы разделяют «Послание к Римлянам» на несколько неравных по объему частей. От понимания крайнего духовного оскудения языческого мира и иудейской общины Апостол возводит читающего к вере во Христа, спасающего всех уповающих на Его помощь.

Первая глава послания дает страшную картину нравственного падения языческого мира, вполне очевидную христианам того времени, ведь пример массового падения нравов являла сама великая Римская империя. Апостол убежден: причина неведения Истинного Бога – не ошибки или человеческая немощь, но гордыня, ложная «мудрость», когда падший человек всецело полагается на собственный разум, не желает познать Творца.

А ведь Его дела, «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим.1:20). Но люди сделали себя слепыми, вместо Бога почитая тварь, оскверняя тем свои души. Потому Бог попустил им крайнюю степень нравственного падения: распространение разврата, блуда, лжи, зависти, доводящей до убийства ближнего, разрушение семей – вот приметы «последних времен» умирающего язычества.

Где же истина? От века избрал Господь народ, не подверженный греху, могущий воспринять Его откровение. Это народ еврейский. Ему дан Закон – путеводитель среди падшего мира. Что же – являют ли евреи пример исполнения заповедей, любви к Господу? Отнюдь: св. Павел с болью за свой народ пишет:

«Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?» (Рим. 2:17-23).

Но разве иудеи не исполняют всего, написанного Моисеем, пророками? Не придерживаются множества запретов, не приносят жертвы? По слову св. Павла, дело не в этом. Лишь сердце человеческое важно для Бога, только состояние души, а каково оно? Чем иудеи, осуждающие ближнего, лучше падшего язычника? Не лучше ли милосердный, добродетельный, советующийся с совестью эллин надутого гордыней фарисея? Итак, во спасении Божием равно нуждаются все люди, запутавшиеся в сетях мира, собственных ошибок, неразумной гордыни, страстей:

«Как Иудеи, так и Еллины, все под грехом» (Рим.3:9).

Что же делать? Обратиться к Богу, просить помощи, уповать на Него, подобно праотцу Аврааму. Не бояться гнева Божия, стыдясь своих грехов: Господь не просто милостив, Он безмерно любит человека. Есть ли такой человек, который способен умереть за другого – даже любимого, очень хорошего, праведного? А за врага? Совершенно невозможно.

«Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5:9)

Что же остается? Принять дар благодати:

«дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» (Рим. 5:21).

Обращение к Богу Апостол сравнивает со смертью – для мира, греха. А затем следует воскресение души – для праведности. Можем ли мы что-либо сделать от себя? Ничего, лишь показать произволение измениться.

Ведь «помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим.9:16).

Следующий фрагмент послания часто читается за богослужением во дни памяти святых:

«Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:28-31)

Наконец, св. Павел обращается к тому, как быть христианином среди безбожного мира. Его советы просты: не предаваться амбициям, быть покорными властям. А вот главный совет:

«Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим.13:8).

Это значит – не осуждать, даже неверующего, немощного, не подавать повода к соблазну, снисходить к недостаткам.

В какой части Библии можно прочитать Послание к Римлянам?

Священное Писание (Библия) разделено на две основные части: Ветхий и Новый Заветы. Послание апостола Павла находится в Новом Завете и расположено после четырех Евангелий и посланий других апостолов: Петра, Иоанна, Иакова и Иуды.

Какие толкования существуют

Послание столь глубоко по содержанию, излагая все христианское учение, что свт. Иоанн Златоуст посвятил его главам целых 32 проповеди, стремясь пояснить слушателями все подробности сказанного Апостолом. Это толкование – одно из самых подробных. Кроме того, известны беседы на это Павлово сочинение:

  • свт. Феофилакта Болгарского;
  • прп. Ефрема Сирина.

Оба эти писания тоже рассматривают текст св. Павла очень подробно, углубляя читающего в значение буквально каждой сказанной автором фразы. Они рассчитаны на неспешное, вдумчивое чтение.

Из позднейших толкований широко известно сочинение свт. Феофана Затворника, разделяющего текст на части по затронутым «апостолом языков» темам. Об этой книге свт. Феофан упоминает в письме одному настоятелю монастыря 29 ноября 1879 г. Толкование это издано двумя книгами в 1890 г., за 4 года до кончины святителя.

Родство по Боге

Послание святого Апостола к христианам, лично ему не знакомым, много говорит не только о догматах веры, цели жизни христианина. Оно – свидетельство о личности автора. На это обращает внимание свт. Иоанн Златоуст:

«Такова была святая душа Павла; она обнимала всю вселенную и всех заключала в себе, считая родство по Боге самым высшим. Павел всех любил так, как будто сам родил их, а лучше сказать, обнаруживал любовь больше всякого отца. Такова-то благодать Духа: она побеждает телесные болезни и создает самую горячую любовь».

Такова высота любви, позволяющая обратиться к любому, пусть малознакомому, как к брату, сестре во Христе. Следовать этому примеру трудно, но возможно при Божией помощи.

Дорогие читатели, обращаюсь к вам в попытке вразумить вас хоть как-то. Вопрос стоит в иконопочитании

Указание пути в Царство Небесное (Царство Божее)

«Возвожу очи мои к горам» — о чём поется в псалме 120?

О чем говорит 118 псалом: текст и пояснения

Когда и для чего читается «покаянный» псалом 140?

«Более же всего облекитесь в Любовь…» — послание к Колоссянам святого апостола Павла

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии