О сотворении мира: Шестоднев

Первая глава книги Бытия и ее толкования

Шестоднев, которым открывается библейская Книга Бытия, повествует нам о сотворении Господом мира. Всего в 31 стихе описывается возникновение земли, создание морей, отделение света от мрака, зарождение жизни. Этот короткий, но насыщенный текст – основа мировоззрения сначала иудеев, а позже христиан. Из него выросла христианская догматика вплоть до учения о Святой Троице. 

Вокруг краткой первой главы Библии уже в первые века существования Церкви возникает обширная литература. 

Сейчас слово «Шестоднев» имеет два значения: 

  • собственно рассказ Библии о сотворении мира; 
  • толкования на библейский рассказ. 

Известно множество интерпретаций библейских «шести дней Творения». Среди них произведения: 

  • Василия Великого, епископа Кесарии области Каппадокии, написан в IV столетии. 
  • свт. Амвросия Медиоланского, также созданный в IV в. 
  • Севериана, епископа города Гавалы (Сирия) (V в.). 
  • Григория Писиды, поэта, византийского гимнографа VII в.; это стихотворное произведение из 1910 стихов. 
  • Иоанна Экзарха, болгарского писателя, проповедника; старейшая рукопись этого библейского толкования датируется 1263 г. 

Необычайный интерес к толкованиям глубокой, чрезвычайно очень символически насыщенной 1 главы Бытия привел к тому, что почти все эти Шестодневы перевели на славянский язык уже в первые века утверждения христианства на землях Болгарии, Сербии, Руси. 

Но особое место среди занимает первое по времени, да и по значению сочинение Василия Великого. На него, как на образец, ориентируются все другие авторы, начиная со свт. Амвросия Медиоланского, дополняя толкование Библии новыми сведениями из области философии, природы, географии. 

Беседы Василия Великого

Иконография: Василий Великий, святитель Датировки: XVII в. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы:  высота 75,5 см, ширина 52 см. В среднике помещено поясное изображение святителя Василия Великого. Правой рукой он благословляет, в левой держит Евангелие.Поступила в 1931 году в составе дореволюционной коллекции музея, первоначальное местонахождение не установлено. Реставрация: ВХНРЦ, 1992 г., реставратор – Чернова Ю.В.Инв. № 655/7. © Череповецкое музейное объединение. Литература:Куликова О.В. Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV-XIX веков города Череповца. М., 2009. Кат. № 44 (Илл. 45).

Беседы на Шестоднев, иначе называемые «Гексамероном» (по-гречески – «шесть дней») свт. Василия созданы в IV в. Епископ города Кесарии в малоазийской области Каппадокии заслуженно прозван Великим. Среди его заслуг перед Церковью –  

  • полемика с еретиками-арианами, формулировка церковных догматов; 
  • создание одного из первых уставов монашеской жизни; 
  • введение в богослужебную практику иконостаса; 
  • создание чина литургии. 

Новый жанр церковной литературы – Шестоднев – также создан Василием. Епископ получил блестящее образование, отлично знал труды греческих, римских философов, был знаком с их космогонией – представлениями об устройстве мира, или «космоса». Его 11 бесед на 1 главу Библии – полемика с языческим видением мира, отстаивание христианского взгляда.  

Рассуждения святого очень просты, логичны, доказательны. Это не удивительно, ведь беседы – проповеди, произнесенные Василием в храме. Здесь собирались не ученые философы, а простые, часто малообразованные люди. Именно им предназначалось убедительное, доступное слово. 

Легкость, с которой вдохновенный проповедник говорит о сложнейших вещах, его остроумие, совершенно не дают повода подумать, что к тому времени был уже тяжело болен. Между тем, проповеди на Шестоднев были сказаны Великим Постом 378 года. Это последний год жизни архиерея, он уже приближался к кончине. Именно поэтому беседы заканчиваются на 31 стихе 1 главы Бытия, хотя епископ собирался рассказать о сотворении человека, о чем он говорит, заканчивая 9 беседу. 

Интересный фактБольшинство ученых считают, что книгу дописал за Василия его брат, Григорий Нисский, который видел наброски последних двух проповедей, оставшихся непроизнесенными. Григорию принадлежат 10 и 11 беседы о сотворении человека, образе и подобии Божием в нем. Впрочем, современные издания обычно включают не 9, а все 11 бесед. 

Василий начинает рассказ о творении с того, кем написано «Бытие», что на греческом языке звучит как «становление». Это пророк израильского народа Моисей. Он жил задолго до греческих философов, так любивших обсуждать вопросы происхождения мира. А потому его мудрость – источник всех их учений.  

Но дело еще в том, что мудрость пророка – не его собственная. Библия не столько написана, сколько записана по внушению Святого Духа. Так проповедник подводит слушателя к мысли, что источник всякой мудрости – никто другой, как Бог. 

Святой подробно толкует слово «начало», которое, как показывает Василий, уже само по себе говорит о существовании Бога: 

« не знавшие Бога не допускали, что происхождение всех вещей зависит от разумной причины Потому одни прибегали к вещественным началам, и причину всех вещей приписывали стихиям мира, другие же представляли себе, что природу видимых вещей составляют атомы и неделимые тела Подлинно ткут паутинную ткань те, которые пишут это, и предполагают столько мелкие и слабые начала неба, земли и моря. Они не умели сказать: «В начале сотвори Бог небо и землю».

Неустроенной земля была потому, что еще не завершилось творение: не появились ни растения, ни животные. Потому, утверждает Василий, неправы те язычники, кто полагают бездушную материю началом всего: ведь без Бога у нее одно свойство – «неустроенность».  

Невидимость же земли – отсутствие того, кто мог бы видеть ее красоту. Конечно, речь идет о человеке. Ведь все творение мира происходит ради него. 

Уже во времена Василия «твердость» неба вызвала сомнения, а то и насмешки образованных греков. Но, утверждает святой, Писание вовсе не говорит о небе как плотном веществе.

 «Но в Писании обыкновенно, что имеет силу и неуступчиво, то называется твердью. Так, часто употребляется сие слово и о сгустившемся воздухе», именно таково небо.

Есть у слова также иное значение – твердь как символ надежды на Бога. Ведь сотворение неба, по Василию – сотворение также Ангельского мира. 

Святой обращает особое внимание на слова «да произрастит земля былие травное», сказанные Богом Своему творению. Они для него – повод к восхищению разнообразием земных плодов, красотой мира, и, конечно, его Творцом. 

Солнце и Луна созданы, по Библии, на четвертый день творения. К этому времени создана земля, на ней появились растения. Это, по Василию, означает, что до появления светил небесных был свет, освещавший землю. Это – свет исходящий от Господа. Он, а не свет Солнца, как говорят иные язычники, источник жизни. 

Зачем же светила? Библия ясно пишет – для знамений «во времена, и в дни,  в лета» (Быт. 1:14). Проповедник объясняет, что по ним действительно можно узнавать о погоде, возможной засухе, ветре. Сам Господь приводит пример в Евангелии: « будет ненастье, потому что небо багрово» (Мф. 16:3). 

Поэтому благодаря светилам моряк знает о возможной буре, земледелец – когда лучше сеять, путешественник выбирает наилучшее время, чтобы выехать из дома. 

Однако, настоящее безумие – видеть знамения светил как указание не на погодные условия, а на «жребий жизни». 

«Говорят: этот будет кудряв волосом и с голубыми глазами, потому что родился в час Овна, и таково по виду сие животное Что же может быть смешнее сего? Овен, от которого берешь ты время рождения человека, есть одна из двенадцатых частей неба, в которой находящееся солнце касается весенних знаков Но если смешно говорить таким образом, то гораздо смешнее усилие придавать достоверность учению от вещей, между которыми ничего нет общего».

– отдельные беседы посвящены пресмыкающимся, птицам, животным; интересны замечания святителя о премудром устроении разных зверей, птиц, рыб 

«Животные, удобно уловляемые, бывают многоплоднее. Поэтому зайцы и дикие козы рождают детей помногу, а дикие овцы по двойне, чтобы не оскудел род, истребляемый плотоядными зверями. Напротив того, животные, пожирающие других, рождают детей понемногу. Посему львица едва бывает матерью и одного льва Таким образом ни одно существо не оставлено без Промысла, и ни одно не лишено надлежащего попечения»

Беседы святого во многом предвосхитили то, что говорили о природе и животных естествоиспытатели последующих столетий. Однако Василий, размышляя о мире животных, не забывает о его Творце, чего так часто не хватает ученым. 

Толкования и влияние

Беседы Василия переписывали, их не раз переводили на другие языки. Например, с V в. они известны на Западе благодаря переводу, сделанному монахом Евставфием Африканцем. Его использовал, создавая толкование на Библию, блж. Августин.

А вот на славянские языки «Шестоднев» переведен не ранее XV в., хотя в отдельных отрывках болгарам, сербам, русским был известен намного раньше. 

Творение Иоанна экзарха Болгарского

Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского

В начале X в. Иоанн экзарх из Болгарии перевел основную часть бесед, сделав их основой   собственного  «Шестоднева». Свою книгу, по собственному признанию, основанную на   «Гексамероне» св. Василия, Иоанн посвятил своему другу, царю Симеону, любителю книжности и учения. 

В книге Иоанна 6 бесед, по числу дней творения. Это – как бы гимн сотворенной Богом природе, восхищение, любование творением Создателя. 

«Увидав же небо, украшенное звездами, солнцем и месяцем, и землю — злаками и деревьями, и море, рыбами всякими наполненное, бисером и всякими завитушками ракушек, и переходя к человеку, как бы ума лишаюсь от удивления и не могу понять, откуда в таком малом теле столь высокая мысль, способная обойти всю землю и выше небес взойти».

Сам автор уподобляет свое произведение деревянному убогому дому на мраморном фундаменте, созданном великими предшественниками. Однако этот «дом» существенно достроен и изменен. У Иоанна – множество сведений о растениях, животных, человеке. Они существенно дополняют тексты Василия, так что эта переводная книга – уже вполне самостоятельна. Недаром среди славян именно «Шестоднев» Иоанна Экзарха считался источником сведений о природе, едва ли не учебником естествознания. 

  • Иоанном изложено видение мира, согласно которому центр его – Земля, вокруг – светила на тверди неба. Их движение – основа солнечного и лунного календарей. 
  • Им показано, что Земля имеет форму шара.  
  • Основываясь на греческих философах, автор считает, что мир составлен из 4 стихий: воды, земли, огня, воздуха. 

«О разных чудовищных рыбах и птицах» 

Хотя первая дошедшая до нас рукопись книги датируется XIII веком, многие считают, что произведение Иоанна было известно на Руси намного раньше. Например, его цитирует Владимир Мономах в своем «Поучении», указывающий на лень как источник зол. На основе Иоанновского «Шестоднева» создана 1 часть Толковой Палеи (популярного у славянских народов пересказа Ветхого Завета), где помещены, например: 

  • лунный календарь; 
  • описания солнечных, лунных затмений, их причин; 
  • рассуждения о климате, «тепле и стуже», природе огня, воды; 
  • различные сведения об организме человека; 
  • описания животных, птиц, реальных и фантастических (алконост, феникс). 

С XVII века в России появляются все новые редакции бесед Василия. Теперь многие из них снабжены иллюстрациями, поэтому их также называют «лицевыми». К сведениям о природе, приводимым Василием и Иоанном Экзархом, русские книжники добавляют новые, например, описания неизвестных грекам и болгарам русских рек. 

Иконы 

Шестоднев

Святые образы с наименованием «Шестоднев» начинают появляться с конца XVв. Тогда мир замер, ожидая Второго Пришествия, которое предсказано был на 7000 год от сотворения мира (1492 от Рождества Христова). Многие верующие стремились осмыслить не только собственную жизнь, но также Божие домостроительство спасения людей, место в нем христианской церкви. Иконы совмещают в себе две идеи: 

  • недельный круг богослужения, когда на каждый из дней приходится память какого-либо события Священной истории, святого; 
  • собственно толкование на 1 главу Бытия, на этот раз представленное не словом, а красками. 

Иконы Шестоднева – как правило, множество икон внутри одной. Ведь на них представлены как сотворение мира, так и бытие христианской Церкви, ее святые. Поэтому собственно библейские дни творения здесь – лишь часть образа, впрочем, занимающая его центр.  

Кроме сотворения мира, по центру таких икон находятся изображения грехопадения Адама и Евы, Благовещения, Рождества Христова, Распятия, Воскресения. Иногда по углам образа – Евангелисты, а по краю расположены клейма с изображением святых. Это могут быть как вспоминаемые Церковью в определенные дни (во вторник – св. Иоанн Предтеча, четверг – свт. Николай), так и особо почитаемые угодники Божии. 

Начало мира – великое таинство. Этим так притягательны первые слова Книги Бытия. Их хочется перечитывать. А потом оглядываться вокруг, на явные свидетельства мудрости Божией, разлитой повсюду. Благодаря Шестодневам наши предки смогли, восхищаясь красотой творения, не потерять радости о его Создателе. 

Наталья Сазонова.

 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях 

Дорогие читатели, обращаюсь к вам в попытке вразумить вас хоть как-то. Вопрос стоит в иконопочитании

Что происходит с душой после смерти

Легендарный орден Андрея Первозванного

Святой Иоанн Креститель

Сергий Радонежский, преподобный

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии