Пастух и псалмопевец царь Давид

Пророк, подаривший нам свои молитвы

Мы мало знаем о путях к святости. Иногда святые кажутся нам небожителями, лишенными человеческих слабостей и эмоций. Но об одном из них, скончавшемся почти за 1000 лет до пришествия в мир Спасителя, мы знаем удивительно много. Его переживания, боль, молитва – все донесено до нас книгой Псалмов, читаемой за каждым богослужением.

Пророк Давид из пророческого чина

Ок. 1654 г.

89 × 68 см

Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник

Житие святого

Это было время, когда Израилем правил первый царь, Саул. Молодое иудейское государство переживало становление. Войны с соседями, отстаивание границ, борьба амбиций

Тогда в небольшом палестинском городке Вифлееме жил Иессей, почтенный человек, имевший большую семью. Младшим из восьми его сыновей был Давид. Он помогал отцу пасти овец, когда старшие сыновья были взяты на царскую службу. Известно еще о Давиде, что уже тогда любил он музыку, хорошо играл на псалтири. Вот, пожалуй, и все.

Однажды к Иессею пришел прозорливец, как тогда называли Самуила, судью Израиля. Когда-то он поставил евреям царем Саула. А потом, когда Саул не исполнил воли Божией – сказал государю о будущем лишении царства.

Кто будет новым царем? Ведомый Духом, Самуил пришел к Иессею. По одному подходили на благословение сыновья – один высок, другой умен, тот – представителен Но ни об одном не услышал Самуил Божия определения.

Наконец, позвали младшего, Давида, только что вернувшегося домой с овцами. О нем Самуил изрек, что этот юноша будет царем Израиля, на его главу возлил елей помазания. Библейская Книга Царств говорит, что с того времени почил на Давиде Дух Божий. Как проявлялось это – не уточняется. Потому что Самуил ушел, а отрок Давид вернулся к тихой жизни пастыря овец и молитве – может быть, уже тогда он создал первые песнопения – псалмы.

Саулу, от которого отступила Благодать Божия, становилось все хуже. Писание говорит даже о недуге беснования, которым страдал царь. Только песнопения во славу Господа на время облегчали мрачное настроение. Именно для этого юношу Давида позвали ко двору: его игра на псалтири облегчала состояние государя. Кто мог предположить тогда, что молодой человек, пастух, музыкант – вскоре прославит царство Израильское и сам будет славен, как немногие?

Вскоре началась война с давними недругами евреев, филистимлянами, племенами, жившими южнее Палестины. По обычаю тех лет, бой начинался с поединка. От филистимлян вышел Голиаф. Согласно Книге Царств, он 40 дней на виду израильского войска вызывал на бой противника. Но не было никого из евреев, подобного этому великану. Рост Голиафа составлял, по современным меркам, более 2,7 м, а доспехи весили 57 кг.

В это время к сыновьям Иессея, тоже бывшим в войске, пришел их младший брат, Давид – проведать, передать весточку из дома. Давид, не умевший даже обращаться с оружием, услышал похвальбу Голиафа. Тот поносил уже не только иудеев – Самого Бога Израилева.

Юноша, так любивший Господа, не выдержал, с гневом стал спрашивать воинов:

«Что сделают тому, кто убьет этого Филистимлянина и снимет поношение с Израиля? Ибо кто этот необрезанный Филистимлянин, что так поносит воинство Бога живаго?» (1 Цар. 17:26).

Молодой, непривычный к оружию отрок – и столь резкие слова. Но было в них, видимо, что-то, что заставило передать Саулу: Давид, известный ему как псалмопевец, вызывается противостать Голиафу.

Многие пытались отговорить Давида от безрассудства, сомневался царь. Но юноша говорил убедительно:

«Раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его; и льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство Бога живаго»(1 Цар. 17:34-36).

Давиду предложили доспехи и меч, но он отказался, скромно заметив, что не привык к такому. И отправился против профессионального воина с пастушеской сумой, пращой и камнями. «Что ты идешь на меня с палкою и камнями? Разве я собака?» смеялся Голиаф. И пришел в ярость от ответа: «Нет, но хуже собаки». Голиаф во всеуслышание проклял Давида, приготовился убить дерзкого –показательно, на страх воинству израильтян. Но не успел. Юноша, идущий на бой во имя Бога Истинного просто бросил камень в противника. А когда тот потерял сознание – его же мечом (ведь своего у Давида не было!) отсек голову великану. Все случилось так быстро, что никто не успел опомниться.

Рассказывали потом, как бежали испуганные филистимляне, как преследовали их израильские воины. И прибавляли: «Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч!» С тех пор прославилось имя Давида – удивительного. А Саул вдруг вспомнил слова Самуила о том, что отошло от  него царство и отдано другому. Не этому ли?

Царь не мог явно восстать на Давида – уж очень славен он был. Он посылал его на филистимлян, надеясь, что Давид погибнет – но вместо этого нареченный будущий царь осваивал воинское искусство, мужал, побеждал. Саул не раз строил планы тайного убийства Давида, так что тот часто должен был скрываться – но Господь не попускал свершиться злодеянию.

Годы при дворе Саула протекли для Давида скорбно. Он, может быть, самый успешный Саулов военачальник, должен был скрываться от царя, даже бежать со своими людьми от преследований. Душевные скорби Давида известны по составленным им песнопениям, изливающим боль, сожаление:

«Се уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи, ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи » (Пс. 58:3) Но ропщет ли псалмопевец? Тот же псалом содержит молитву о врагах: «Не убий их, да не когда забудут закон Твой, расточи я силою Твоею и низведи я, Защитниче мой, Господи» (Пс. 58:11)

Не убивай, только останови

Как-то раз беглец скрылся в пещере. Скоро сам Саул вошел туда же в поисках преследуемого. Бывшие с Давидом возрадовались: вот он, случай разом покончить с врагом! Но Давид резко запретил даже прикасаться к Саулу. Только сам, подойдя тихо, мечом отхватил кусок царской накидки. Но даже о том тяжело восскорбел. И, выйдя окликнул:

«Отец мой, посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил. Узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства, и я не согрешил против тебя, а ты ищешь души моей, чтобы отнять ее» (1 Цар. 24: 12-13).

Потрясенный царь заплакал тогда, но преследования не прекратил. Еще не раз выдастся Давиду случай убить противника, но никогда он им не воспользуется.

Наконец, преследуемый Давид вынужден был покинуть Палестину и бежать к давним недругам, филистимлянам. По-видимому, им польстило то, что победитель Голиафа с покорностью пришел просить убежища. Давида и пришедших с ним сторонников пустили в город Секелаг.

Однажды филистимский царь задумал войну против Саула и потребовал участвовать от Давида и бывших с ним воинов. Писание говорит, что тяжело было это повеление евреям. Однако, филистимляне одумались, посчитав, что Давид не будет их союзником, и он остался в Секелаге.

Тот поход филистимлян стал последним не только для Саула, но и для друга Давида, царского сына, Ионафана. Оба, Саул и Ионафан, погибли. Давид узнал о гибели Саула от оруженосца, умертвившего раненого царя по его просьбе. Оруженосец ожидал награды от Давида за известие о погибели злейшего врага. И совершенно не был готов к тому, что Давид восскорбит о Сауле, как о любимом брате. А потом – прикажет казнить вестника: «Как ты не побоялся поднять руку на помазанника Господня?»

Царь Израиля

Вскоре начало сбываться предсказание Самуила. Давид со своими людьми поселился в Хевроне, здесь его объявили царем пока только юга Израильской земли. На севере же правил оставшийся сын Саулов, Иевосфей. Но вскоре его убили изменники. Тогда царем над всем Израилем стал Давид. Считается, что это случилось около 1005 г. до Рождества Христова.

Пророк Давид

1727–1728. Москва.

96 × 40 см. Дерево, темпера.

Из Петропавловского собора в Санкт-Петербурге

Одним из первых деяний царя стало взятие крепости племени иевуссеев около 1000 г. до Р.Х. Она получила новое имя, ныне известное всем – Иерусалим, что значит «город мира». Сюда царь повелел привезти Ковчег Завета, главную святыню иудеев. Некогда его захватили филистимляне, позже, пораженные казнями, возвратили обратно иудеям. Но Ковчег пребывал в Кириаф-Иариме.

Читайте также:  Преподобный Лев Оптинский

Интересный фактВ Иерусалиме Давид построил скинию по подобию Моисеевой. При огромном стечении людей, до 70 т. человек, Ковчег внесли в город. Каждые шесть шагов процессии совершалось жертвоприношение.

Царь, сбросив богатые одеяния, плясал и радовался перед Ковчегом в льняной одежде священника, хваля Бога. Давида многие не поняли. Даже царица, Мелхола, позже возмутилась: не царское это дело. Но Давид не смутился:

«Перед Господом играть и плясать буду, и я еще больше уничижусь и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих».

Перенесение Ковчега Завета.

Последняя треть XVIII в. Дерево, темпера. 86.5 × 171.5 см Государственный музей-заповедник «Коломенское», Москва, Россия Изображение воспроизводится по изданию: Комашко Н. И. Русская икона XVIII века. М.: Агей Томеш, 2006.

Так началось прославление Иерусалима, как священного города, дома Божия. Но Давиду мы обязаны не только Иерусалимом.

Именно Давид учредил первые регулярные богослужения. Впоследствии, когда Соломон построит Храм, эта традиция ляжет в основу богослужения Храма. Затем ее отдельные элементы будут заимствованы христианами. Среди нововведений Давида:

  • разделение левитов-священников на чреды, каждая из которых совершала богослужение в определенное время
  • создание хоров для богослужебного пения
  • избрание музыкантов для игры на музыкальных инструментах во время богослужения
  • создание гимнографической традиции

Известны имена музыкантов – создателей песнопений – Асаф, Еман, Евад.

Но главным творцом богослужебных гимнов был сам Давид. Его песнопения, которыми некогда царь утешался в изгнании, изливал скорбь о потерях, радость побед – видимо, тогда начали объединять в книгу, называемую теперь Псалтирью, по имени любимого музыкального инструмента царя.

Царствование Давида было славно: завоеваны Моав, часть Сирии, Идумея, одержал царь много побед над аммонитянами. Но именно на пике своей славы и могущества Давид поддался искушению. Его внимание привлекла женщина, которую он случайно увидел с кровли дворца. Хотя, по восточной традиции, много было у царя жен и наложниц, вдруг захотелось ему – именно эту. Хотя Вирсавия – так звали ее – была замужем за одним из лучших Давидовых военачальников, Урией.

Но это не остановило царя. Впрочем, еврейские авторы уверяют, что сделанное царем не было беззаконием в точном смысле: мужья, отправляясь в военный поход, вручали жене так называемое разводное письмо, делавшее женщину свободной. Сделал так и Урия. Но вот когда женщина оказалась беременна, Давил сделал действительно тяжелый грех, отправив Урию на войну на самое опасное место. Так он, как говорили, убил соперника мечом аммонитян. Именно за этот грех резко обличил Давида пророк Нафан.

Пророк Нафан обличает Давида. Парижская псалтырь

Этому грехопадению посвящен псалом, известный ныне каждому христианину:

«Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей»

Покаянными слезами Давид пытался умилостивить Господа и отвести праведный суд – не от себя, но от рожденного Вирсавией ребенка. Но мальчик не выжил. Со смирением принял Давид праведный суд. Впоследствии уже законная жена Вирсавия родит царю Соломона – самого славного царя Израильского.

Но возмездие за свое согрешение Давид нес еще очень долго. Скоро в царской семье завязались конфликты.

Дети

Раздор случился среди любимых сыновей Давида от разных жен – Амнона и Авессалома. Амнон совершил насилие над сестрой Авессалома, Фамарью. За это Авессалом убил брата, затем убежал, опасаясь отца.

Прошло немного времени, и «отрок Авессалом», как любовно называл его отец, пошел еще дальше: посягнул на отцовский престол. В том же Хевроне, где когда-то избрали на царство Давида –теперь провозгласили царем его сына. Смысл Божия наказания был слишком очевиден. Давид, видя совершающийся суд Божий, оставил царство и ушел из Иерусалима – без царских одежд, босой, он шел и плакал о своем согрешении, о потере Авессалома, ставшего врагом. Наказание Божие Давид готов был нести до конца.

Но за Иорданом сторонники царя-изгнанника едва ли не понудили его начать борьбу с сыном. И тогда просил их Давид сохранить жизнь «отроку Авессалому». Но Авессалом был убит. Царство вернулось к Давиду, но с какими потерями Давид больше не хотел ни власти, ни удовольствий, не гордился своими действительно славными победами. Его последнее в жизни дело стало духовным.

Будущий храм

После возвращения на царство Давид все больше думал о том, что он живет в роскоши, тогда как великая святыня, Ковчег Завета, стоит в палатке. Давид хотел воздвигнуть храм. Но веление Господне, явленное через пророка Нафана, определило возводить храм сыну царя, Соломону. Однако за последние годы жизни Давид заготовил для будущего храма чертежи и почти все необходимое.

Кончина

Последние земные годы царя были полны семейных раздоров: его дети от разных жен продолжали враждовать. Свои права на трон заявил Адония, следующий сын по старшинству. Вокруг него собирались сторонники. А Давиду уже было важно одно: воля Божия обо всем дальнейшем. Согласно этой воле, выраженной пророком Нафаном, Давид еще будучи в живых поставил царем Соломона.

На 41 году своего царствования, на 71 – от рождения, Давид закончил свой земной путь. Было это, как предполагают, около 965 г. до Рождества Христова.

Давида похоронили на Сионской горе.

7Октябрь2008 годаНа Сионе появился монумент царю-псалмопевцу. Его подарил Израилю российский благотворительный фонд Свт. Николая. Бронзовая скульптура находится недалеко от места упокоения Давида, у стен церкви Успения Пресвятой Богородицы.

Царь оставил потомкам могущественное царство, замысел будущего храма, и – многие песнопения мятущейся, грешной, но любящей Бога человеческой души. Эти песни и сейчас с нами.

Псалтирь

Свт. Афанасий Александрийский считал, что Псалтирь собрана в единую книгу кем-то из ветхозаветных пророков. А блаж. Феодорит Кирский прибавлял, что не все псалмы – собственно Давидовы, среди них есть написанные Асафом и другими гимнотворцами.

Лишь очень немногие святые оставили свидетельство о своей дороге к Богу. Один из таких святых – царь Давид. Его песнопения – излияние души человеческой, то страдающей, то радующейся в многобедственном житейском море, но всегда – вручающей себя Богу. Одно прикосновение к этому духовному опыту меняет человека.

Свт. Василий Великий писал:

«Псалом – тишина душе, раздаятель мира, он утишает мятежные и волнующиеся помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержность. Псалом – посредник дружбы, единение между далекими, примирение враждующих. Ибо кто может почитать еще врагами того, с кем возносил единый глас к Богу? Посему псалмопение доставляет нам одно из величайших благ – любовь Псалом – убежище от демонов, вступление под защиту ангелов, оружие в ночных страхованиях, успокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен Для нововступающих это – начатки учения, для преуспевающих приращение ведения, для совершенных – утверждение: это – глас церкви».

Дни памяти

День кончины царя Давида с точностью не известен.

Память его церковным календарем отмечена, как переходящая, и празднуется перед Рождеством Христовым и после него:

  • в неделю свв. праотец;
  • в неделю свв. отец;
  • в первое послерождественское воскресенье.

Празднование в Рождественские дни связано с тем, что царь – один из предков Господа Иисуса Христа.

Почитание

В честь великого псалмопевца, пророка, человека, из рода которого родился Христос освящено очень мало храмов.

В России таких церквей вовсе нет. Есть сведения об одном храме Давида в Грузии, на берегу р. Куры. Видимо, это связано с почитанием грузинского святого, прп. Давида Гареджийского, тезоименитого Давиду Псалмопевцу.

Иконография

На иконах царь и пророк Давид пишется в царских одеждах и венце. В руке его свиток со словами псалма. Особенно часто пишутся на свитках пророчества из Псалтири, касающиеся Рождения Мессии и Родившей Его Матери. Ведь Богородица происходит из рода Давида: «Слыши, Дщи, и виждь и забуди дом отца Твоего», «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот Святыни Твоея»

«Помяни, Господи, Давида, и всю кротость его» Это слова псалмопевца, повторяемые верующими и сейчас. Они как бы говорят: мы грешны, Господи, но вот жил среди нас святой – сохранивший любовь к людям и к Богу, не смотря на все искушения. И мы тоже падаем, но встаем, грешим, но остаемся детьми Господними. И раз живут среди нас праведники, значит – есть надежда, есть покаяние.

Наталья Сазонова

Молитва

О, прехвальный и пречудный пророче Божий Давиде! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и влаcтем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниях к водворению мира и правды в державе их. Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Читайте также:  Что означает акафист и как правильно его читать

Тропарь, глас 2-й:

Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса Богоотцу: Деву видел еси рождшую, с пастыри славословил еси, с волхвы поклонился еси, Ангелом весть прием. Моли Христа Бога спасти души наша.

Тропарь, глас 2-й:

Пророка Твоего Давида, Господи, память празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.

Кондак, глас 3-й:

Веселия днесь Давид исполняется Божественный, Иосиф же хваление со Иаковом приносит: венец бо сродством Христовым приемше, радуются, и неизреченно на земли Рождшагося воспевают, и вопиют: Щедре, спасай Тебе чтущия.

Кондак, глас 4-й:

Просветившееся Духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо яко настоящая далече сущая: сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Давиде славне.

Акафист

Кондак 1

Избранный Богом на служение пророческое, подвигами твоими Творца и Господа прославивый, промысел благий о спасении рода человеческаго явивый, святостию жития твоего просиявый; псалмы твоими хвалу Царю Небесному воздавый; похвальная восписуем ти, преславный царю Давиде. Ты же, яко имеяй дерзновение велие у Милосерднаго Господа, предстательством твоим небесным выну помогай нам, да зовем ти:

Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Икос 1

Ангелов Творец избра тя от колена Иудина и дома Иесеева в цари народу своему и благодатию пророческою наполни тя, да воспоеши во псалмех величие, милосердие и премудрость Создателя нашего и промысла Его благаго о спасении нашем образ и обетование явиши. Мы же, дивящеся таковому о тебе благоизволению Божиему, вопием ти сице:

Радуйся, избранниче Божий, присный о душах наших молитвенниче предивный.

Радуйся, по Слову Вседержителя в прародители по плоти Сыну Божию приуготованный.

Радуйся, Израиля ветхаго благословение.

Радуйся, Церкви Христовой, Израиля новаго, молитвенное предстательство.

Радуйся, всех приходящих к тебе благодатию озаряющий.

Радуйся, благия желания наша исполняющий.

Радуйся, всякую печаль от нас удаляющий.

Радуйся, всех чтущих память твою пред Богом поминающий.

Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 2

Видя Премудрый Господь наш нечестия царя Саула, повеле пророку своему Самуилу пойти в дом отца твоего Иесея и помазати единаго от осьми сынов его в новые царие Израильстии; тем же, святе Давиде, помазания елея от руки Провозвестника Божия восприявше, воспел еси Всемилостивому Богу нашему: Аллилуия.

Икос 2

Разумом богоблагодатным просвещен был еси, прехвальне Давиде, от юности твоея, яко закон Господень от пророка Моисея Израилю данный усердно исполнял еси, дни отрочества твоего во трудех и молитвах проводил еси, созерцая величие творения Божия, хвалу Создателю возносил еси. Мы же, воспевая ныне таковое благочестие и благоразумение твое, взываем ти сице:

Радуйся, от младенчества сердце твое Господеви предавый.

Радуйся, от юности разум твой Божиею премудростию напитавый.

Радуйся, от созерцания творения ум твой ко Творцу возносивый.

Радуйся, красоту и величие Божия творения воспевый.

Радуйся, отцу земному доброчестно послуживый.

Радуйся, от дней отрочества твоего Царю Небесному угодивый.

Радуйся, о чадех наших ко Господу теплое моление.

Радуйся, родителей и наставников в благочестии утверждение.

Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 3

Сила и благодать Всесвятаго Духа чудесно помогаше ти, всехвальне Давиде, во всех благих начинаниях твоих; многое великое и славное даровано бысть тебе от Всемогущего Бога: дар песенный, высокия добродетели, земное величие и небесное увенчание, на враги и супостаты одоление, и любы велия народа к тебе; ты же за вся сия благодеяния воспевал еси Вседержителю: Аллилуия.

Икос 3

Имуще смущение велие от духа злаго воздвизаемое, Саул царь повеле отыскати мужа в игре на гуслех искуснаго, дабы оный умирил есть дух царев, благодати не имущий. Ты же, угодниче Божий, по повелению царевому стада своя оставил еси, в чертози царстии вселился еси и утешение игрою своею царю израильскому приносил еси. Мы же, таковое твое благочестие и искусство похваляюще, зовем ти таковая:

Радуйся, воле царя земнаго внявый и верно ему послуживый.

Радуйся, скорби и недуги его душевныя благодатно исцелявший.

Радуйся, послушанию истинному нас научаяй.

Радуйся, духа злобы и буйства от нас удаляяй.

Радуйся, страстьми одержимых от погибели спасающий.

Радуйся, от искушений бесовских и падений греховных избавляющий.

Радуйся, сострадати страждующим нас научающий.

Радуйся, теплотою любви твоея нас согревающий.

Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 4

Буря превеликаго нашествия филистимлянскаго потрясе землю Израильскую, обаче не возможе поколебати веры твоея, святе Давиде, во Всемогущего Господа. Тем же, верою велиею твоею укрепляем, не убоялся еси идти супротив Голиафа, грознаго воеводы филистимлянскаго, и победивши онаго, возблагодарил еси Творца нашего. Людие же израильстии о победе твоей радующиеся, воспеша Богу: Аллилуия.

Икос 4

Слыша, премудре Давиде, от людей израильстих пение хвалебное: “Саул тысячи победи, Давид же десятки тысяч” смутился еси зело и в смирении сердца твоего гласом внутренним возносил еси хвалу Вседержителю. Мы же, победу твою, верою совершенную, и смирение твое восхваляюще, вопием ти сице:

Радуйся, все упование твое на Господа возлагавый.

Радуйся, яко выну Господа пред собою зревый.

Радуйся, земли своея мужественный защитителю.

Радуйся, наветов вражиих мудрый разорителю.

Радуйся, любовию и благодарением от народа твоего почтенный.

Радуйся, от сына царева, Ионафана благочестиваго, дружбою одаренный.

Радуйся, от царя Саула, зависти ради, гонения претерпевый.

Радуйся, от Господа сил венец за веру и благочестие приемый.

Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 5

Божественным Духом просветися сердце твое, святе Давиде, егда в гонении Сауловом супротив тебя воздвигнутом, многия скорби с кротостию и смирением притерпел еси, миролюбия и любви ко врагом своим преисполнился еси и все упование твое на всеблагаго Господа возложивши, непрестанно воспевал еси Вседержителю: Аллилуия.

Икос 5

Видя очами веры сердце Саулово супротив тебя всяческих зол исполненное, не возроптал еси, святе Давиде, на царя неразумнаго, но все упование свое на Господа Бога Твоего возлагая, невредим пребыл еси. Мы же, добродетели твоя высокия и велию веру твою похваляюще, зовем ти:

Радуйся, живый в помощи Вышняго, Десницею Его сохраняемый.

Радуйся, крилами ангельскими на всех путех твоих ограждаемый.

Радуйся, Богом вразумляемый и вспомоществуемый.

Радуйся, скорби и испытания в богатстве духа претерпевый.

Радуйся, в терпении и смирении нас укрепляющий.

Радуйся, друг друга тяготы носити нас научающий.

Радуйся, на милость Господню уповати наставляющий.

Радуйся, за вся Творца благодарити подвизающий.

Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 6

Проповедника добрых дел явил еси себе, богоблаженне пророче Давиде, ты бо ревнуя о чистоте веры , потщался еси труды многими лукавыя нравы и обычаи нечестивых сынов исправити, боговедению и благочестию научал еси ближних твоих, паче же образом жития своего наставляя на путь спасения, да вопиют вси Спасителю Богу: Аллилуия.

Икос 6

Возсиял еси паче солнца не токмо земли израильстей, но и временам грядущим, егда во граде Хевроне при стечении дванадесяти колен израилевых помазан был еси на царство и славою велиею и обильным Божиим благословением преукрасился еси. Мы же, сему дивящеся, воспеваем ти сице:

Радуйся, помазаниче Господень благоговейный.

Радуйся, Богом на служение царское призванный.

Радуйся, служение сие со страхом Божиим совершивый.

Радуйся, могущество и славу державы твоея укрепивый.

Радуйся, о благе народа попечение велие имевый.

Радуйся, многия скорби за люди своя претерпевый.

Радуйся, милостивый и кроткий повелителю.

Радуйся, стран и народов христианских небесный покровителю.

Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Читайте также:  Значение иконы «Нерушимая стена», а также в чем она помогает

Кондак 7

Хотяй благочестно и праведно управляти народом израильским, разумел еси, яко не токмо путие державы твоея но и “сердце царево в руце Господней есть”, во всем выну упование на Бога возлагал еси, ведая, яко токмо Богом “царие царствуют и правителие узаконяют правду”. Сего ради возвеличи тя Господь паче иных сынов израильских и сопричте к лику велиих святых Своих. Мы же, сия поминающе, вопием Прославльшему тя Господу: Аллилуия.

Икос 7

Новаго Ноя, строителя спасения и созидателя царствия израильского, яви тя Господь, егда по воле Божией, собрал еси войско на гору Сионскую и град Иерусалим присовокупил еси к державе твоей. И бысть град сей стольным градом царствия твоего и со дней тех почила велия благодать Божия на месте сем. Мы же, тебе, царю боголюбивому, таковыя похвалы от усердия нашего приносим:

Радуйся, царю святый, выну волю Господню творивый.

Радуйся, сосуде домостроительства Божия предивный.

Радуйся, Богом званный на дела великия и преславныя.

Радуйся, воине всечестный и воеводо доброхвальный.

Радуйся, достойно покланятися Творцу научающий.

Радуйся, Бога любити и волю Его творити нас подвизающий.

Радуйся, ходити в заповедех Господних наставляющий.

Радуйся, от сетей вражиих верных избавляющий.

Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 8

Странствие земное совершая, на Создателя упование твое возложил еси, аще и прикоснулся еси к скверне греховней, покаянием душу твою обновил и воскресил еси. Мы же молим тя, святе Давиде, молися и ныне Всещедрому Богу, да ниспошлет благодать покаяния всем заблудшим чадом Небеснаго Отца и от греха к отеческому дому востекших , сподобит купно с тобою во веки благодарственно пети Ему: Аллилуия.

Икос 8

Весь исполнен бысть Духа Святаго пророк Нафан, егда пришедщи в чертоги твоя, во гресех твоих тя обличил есть. Ты же, богодуховным его словесам внимая, горькими слезами твоими оплакал еси злыя деяния твоя, вопия: “Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое”. Господь, видя велие и совершенное покаяние твое, прости тя и дары благодати Своея паки ти возврати. Мы же, Господа нашего, дивнаго в милосердии Своем, славословим и тебе таковыя похвалы восписуем:

Радуйся, богоугодному покаянию нас премудро научающий.

Радуйся, от пристрастий греховных нас исцеляющий.

Радуйся, от похотей и страстей плотских нас отвращающий.

Радуйся, в вере и благочестии нас утверждающий.

Радуйся, кающихся грешников со Христом примиряющий.

Радуйся, приходящих к тебе от рабства диаволу свобождающий.

Радуйся, дух любви к ближним в сердцах наших воскрешающий.

Радуйся, милосердие Божие к нам приклоняющий.

Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 9

Всем требующим помощи твоея усердно благотворил еси, царю святый, и зело милосердствовал еси о нищих и убогих, и никто же отхождаше от лица твоего неутешенным. Призри же и на нас, пророче преславный Давиде, благосердием твоим, и от ран греховных исцеление подаждь нам молитвами твоими, да благодарственно поем Господеви: Аллилуия.

Икос 9

Вития многовещанныя не возмогут по достоянию воспети подвиги и труды твоя, всехвальный пророче Божий Давиде, яже подъял еси славы Божия и нашего спасения ради: Божественною истиною просветил еси народ твой; град Иерусалим во исполнение грядущего Промысла Божиего воздвигл и преукрасил еси и собрание псалмов твоих оставил нам еси, ими же и мы ныне просвещаеми, благодарим тя за велия труды твоя и приносим ти похвалы сия:

Радуйся, о грядущем воплощении Христа возвестивый.

Радуйся, об искупительных страданиях Его вещавый.

Радуйся, сокровище премудрости чадом Божиим явивый.

Радуйся, им род христианский во истине Божественней утвердивый.

Радуйся, в неизреченной славе Творца мира созерцающий.

Радуйся, во благоухании святыни присно почивающий.

Радуйся, о Спасении нашем Спасителя умоляющий.

Радуйся, милость Богородицы к нам преклоняющий.

Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 10

Спасение рода человеческаго устрояя Всемилосердный Создатель наш возвести ти, святе Давиде, яко из дома твоего Мессия изыдет. Мы же, ведуще исполнение обетования сего, яко чрез Преблагословенную Богородицу и Приснодеву Марию, дщи твою, воплотился есть Спаситель наш, со умилением сердец во благодарении суще, Всемудрому Богу воспеваем: Аллилуия.

Икос 10

Стеною молитв твоих небесных, святый царю и пророче Давиде, сохрани и огради нас от искушений врага рода человеческаго, ищущего вечной погибели нашей, вемы бо вемы, яко много может молитва твоя пред лицем Христа Бога нашего, Его же молити не престай о всех нас, с любовию тя почитающих и вопиющих:

Радуйся, с Богородицею Мариею и Предтечею Иоаном у престола Христова вечно предстоящий.

Радуйся, купно с праведными богоотцы Иоакимом и Анною славу Богу воспевающий.

Радуйся, бедным отраду и вспоможение дарующий.

Радуйся, богатых к милосердию и благотворению подвизающий.

Радуйся, от пристрастия к земным богатствам нас отвращающий.

Радуйся, богатства нетленныя искати нас побуждающий.

Радуйся, нечистивых и душетленных обычаев неуклонный искоренителю.

Радуйся, кротких и благих нравов благоискусный насадителю.

Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим ти, царю и пророче Давиде. Ты же, со Ангельскими лики славу Божию воспевая, не забуди и нас недостойных, дабы и нам спасение душ наших улучивше, с тобою вкупе пети Богу: Аллилуия.

Икос 11

Светозарный светильник души твоея имея выну горящим, за вся, иже ниспосла ти Господь, благодарил еси Создателя нашего, в испытаниях и печалях укрепившаго и милостию Своею обильно тя одарившаго. Тем же, и скорби старости твоея, неразумными сынами и поддаными твоими супротив тя воздвигнутыя, со смирением и упованием на Владыку всяческих претерпел еси. Ныне же молим тя, угодниче Божий, научи нас за вся Творца нашего благодарити и приими от нас славословия сия:

Радуйся, злато, в горниле скорбей очищенное.

Радуйся, древо, при источниках вод насажденное.

Радуйся, тленную славу земную ни во что же вменивый.

Радуйся, волю свою всецело в волю Божию предавый.

Радуйся, от плевел ненависти сердца наша очищающий.

Радуйся, светом любве нелицемерныя нас озаряющий.

Радуйся, от уныния и отчаяния нас избавляющий.

Радуйся, от малодушия и маловерия нас исцеляющий.

Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 12

Благодатию Божиею укрепляем и подвизаем, путь жития земнаго совершив, святе Давиде, сном смертным почил еси и к Богу со упованием преставился еси, тем же святое успение твое славяще, молим тя, пророче святый, егда же и мы сном смертным усыпати начнем, умоли Господа кротко душу нашу от тела отделити и бесовския власти ю избавити, спасения вечнаго нас удостоити, да зовем Господеви в радости святых: Аллилуия.

Икос 12

Поюще Богу песнь благодарения, радуемся о тебе, богоблаженне царю Давиде, яко вся полезная нам даруеши, тобою бо пагуба отгоняется, здравие улучается, мир и благостроение водворяется, понеже бо на небесех присно ходатайствуеши о нас, взывающих ти сице:

Радуйся, всех приходящих к тебе благодатию Божиею озаряющий.

Радуйся, телес наших богодарованное врачевание.

Радуйся, о душах наших благоприятное предстательство.

Радуйся, молитвами твоими от напрасныя смерти нас избавляющий.

Радуйся, труды наша на пути спасения облегчающий.

Радуйся, ко творению дел благих всех нас подвизающий.

Радуйся, на земные скорби и печали наша призирающий.

Радуйся, радости духовныя нас исполняющий.

Радуйся, святе Давиде, богоизбранный Царю и всеславный пророче.

Кондак 13

О, святый угодниче Божий, царю и пророче Давиде, приими малое сие моление наше, от любве душевныя тебе возносимое и умоли Всеблагаго и Всемилостиваго Творца нашего избавити нас от всякаго зла и напасти, да благочестне в веце нынешнем поживем и блаженство живота вечнаго молитвами твоими обрящем, о тебе благодарственно воспевающе Господеви: Аллилуия. Аллилуия. Аллилуия.

Сей Кондак читается трижды, Затем Икос 1 и Кондак 1.

Дорогие читатели, обращаюсь к вам в попытке вразумить вас хоть как-то. Вопрос стоит в иконопочитании

Святой князь Александр Невский

Святой Пророк Самуи

Праздник Рождества Иоанна Предтечи 

Святой Иоанн Креститель

Илья Муромец — святой богатырь

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии