Почему автокефалия  это не всегда благо

Что такое автокефалия

«Крещение Руси» ‒ фреска художника В.М.Васнецова во Владимирском соборе в Киеве, 1896 г.

Что плохого в желании Украины иметь у себя автокефальную церковь, и почему РПЦ этому  так категорично противится?  Чтобы  понять  позицию  Московского Патриархата,  необходимо  знать  некоторые реалии, которые сложились во взаимоотношениях поместных автокефальных Церквей.

Сама по себе автокефалия  это территориальная и административная независимость той или иной  Поместной Церкви. Такая Церковь может самостоятельно выбирать своего предстоятеля, собственно это и обозначает сам термин в переводе с греческого:  авто  самостоятельно, Кефали  голова. Согласно  церковным канонам:

«никто не имеет права вмешиваться во внутренние дела автокефальной Церкви».

Прочитав такое «железобетонное» определение, можно подумать, это понятие есть нечто весьма положительное. Ведь на нас такие слова, как «независимость» или «свобода» обычно оказывают почти магическое воздействие: нам кажется, что это нечто само по себе хорошее. При этом мы, как правило, не задаемся вопросом: а от чего, собственно, эта независимость?! Ведь если она от чего-то доброго или это  «свобода  от  праведности»  (ср.Рим.6: 20)  то сие очень плохо!

В качестве наглядной иллюстрации сказанного, внимательно взглянем на нижеприведённую таблицу. Можно заметить, что в некоторых автокефальных Церквях прихожан меньше,  чем в средней  епархии  РПЦ. Отсюда понятно, что такое положение вещей создает серьезные материальные проблемы в этих  формально «независимых» Церквях. Необходимо ставя их в финансовую зависимость от тех или иных сил, иногда явно нецерковных или даже антихристианских.

Другая серьезная проблема – это влияние тех или иных политических факторов на церковную жизнь. К сожалению, достаточно стандартной бывает ситуация, когда руководителям новообразовавшихся «незалежных» государств почему-то очень хочется,  чтобы независимыми были и их Церкви.  Причем, мнение  последних  по этому вопросу политиков мало интересует.

А это ведь нехорошо как для сих политиканов, так и для верующих!!!

Но, вернемся к статистике, которая говорит, что на сегодняшний день существует 15 автокефальных Церквей, одна из которых, Американская, признана не всеми. Вот их список и примерная численность:    

  1. Константинопольская  (более 2 млн чел.); 
  2. Александрийская (более 6,5 млн. чел.);  
  3. Антиохийская православная  (1 млн 370 тыс. чел.);  
  4. Иерусалимская православная (130 тыс. чел.);  
  5. Русская (крупнейшая   по численности верующих, около 130 млн чел.);
  6. Грузинская  (4 млн чел.);  
  7. Сербская  (10 млн чел.);  
  8. Румынская  (16 млн чел.);  
  9. Болгарская  (около 8 млн чел.);  
  10. Кипрская  (420 тыс. чел.); 
  11. Элладская  (около 8 млн чел.); 
  12. Албанская  (около 700 тыс. чел.)  
  13. Польская (500 тыс. чел.);  
  14. Чешских земель и Словакии (более 150 тыс. чел.);  
  15. Православная церковь в Америке (около 1 млн чел.).  

Помимо автокефальных церквей, существуют еще и  автономные православные церкви,  находящиеся  в  подчинении у какой-либо автокефальной церкви (например, Синайская церковь  зависима  от  Иерусалимской).

Но территориальная и административная независимость Церквей не означает их изолированности, они находятся в евхаристическом общении друг с другом. А сама основа, суть жизни этих Церквей   вероучение   остается общим и неизменным, и является залогом  принадлежности той  или иной Церкви к Вселенскому  Православию.

Существует также достаточно много других религиозных объединений относительно православного вероисповедания, которые самостоятельно объявили себя независимыми. Но это, как правило, раскольнические или полу раскольнические объединения.

Русская Православная Церковь собором епископов провозгласила свою автокефалию в 1448 году из-за Флорентийской унии Константинопольской патриархии с римо-католичеством. Но окончательно  этот вопрос считается урегулированным лишь в 1589 году, когда самостоятельность РПЦ признали и в Константинополе.

Разумеется, нынешний интерес к тем древним деяниям связан с событиями на Украине. Где на сегодня существует каноническая Украинская Православная Церковь Московского Патриархата, а также две неканонические, самопровозглашенные УПЦ КП и УАПЦ.

В  1686 году соборной грамотой  Константинопольского Патриарха Киевская  митрополия была  передана  в состав РПЦ. Которая поэтому является единственно правомочной совершать те или иные канонические действия на украинской земле. Впрочем, это право фактически было передано УПЦ МП, коя,  будучи  формально автономной, практически обладает почти полной самостоятельностью.

Но Константинопольский Патриарх Варфоломей самовольно отменил грамоту 1686 года, объявив Украину «своей канонической территорий», и начал там произвольно «хозяйничать».  Хотя согласно  православным канонам срок возможной отмены такого документа не более 30 лет, а на самом деле  прошло уже более 300.

Да и с точки зрения здравого рассудка очевидна нелепость такой отмены. Представим себе, что кто-то продал кому-то участок земли. Который этот покупатель и его потомки за 300 с лишним лет  преумножили, докупив другие земли; они создали на этом участке многие полезные предприятия, облагородили его разными парками и озерами и т.д… И вдруг какие-то третьеразрядные наследники первого  продавца непонятно с какого «бодуна» через эти 3 века произвольно объявили, что «все сие принадлежит им».

Впрочем, «бодун» тут вполне понятен. Первый и главный – это американский Госдеп, которому  в  значительной степени подчиняется Варфоломей и нынешние украинские власти. Ведь еще в 90-е  годы  один из самых лютых и влиятельных русофобов З.Бжезинский заявил что «после краха СССР у США на постсоветском пространстве остался лишь один противник – Русская Православная Церковь».   Кою  американцы  и пытаются ослабить, инспирируя нынешнюю церковную смуту на Украине; параллельно  в  рамках гибридной войны пытаясь ослабить этим Россию.

К православным канонам вся эта весьма грязная политика никакого отношения не имеет. Поэтому грубые действия Варфоломея по вторжению на чужую каноническую территорию можно квалифицировать лишь такими евангельскими словами.   Он отменяет анафемы раскольникам, которые отменить не может, ибо сделать это имеет каноническое право лишь Мать-Церковь – РПЦ.

Тем более, только она может вернуть отколовшихся от нее, при их покаянии, в свое лоно.  Так что  будет  томас об автокефалии от Варфоломея или не будет, раскольники все равно останутся раскольниками, а анафематствованные будут под анафемой.

Чем это чревато для Украины и ее народа? Представим себе сценарий наиболее желательный для Госдепа, Варфоломея и украинских властей. Сими тремя УПЦ КП и УАПЦ, после их объединения,  признаны  «настоящей автокефальной украинской церковью». Вот только Христос их таковой по вышеуказанным каноническим причинам не признает, поэтому раскольники так и останутся раскольниками.

Если же при этом и каноническая УПЦ МП усилиями упомянутых трех политических фигур,  где  подкупом, где насилием  и репрессиями, будет уничтожена, то это будет духовной катастрофой  для  народа  Украины, который останется без истинной Церкви, но с одними лишь «ряженными под попов».

А это значит, что все совершаемые ими Таинства и требы церковные, начиная от крещений и заканчивая отпеваниями, будут недействительны. Что очень быстро почувствуют на себе все люди. Собственно, это уже и происходит в тех областях «самостийной», где особенно велико засилье раскольников.

К счастью, такой «убойный» сценарий дальнейших украинских церковных событий слишком  фантастичен.  Скорее всего, в той или иной степени будут реализованы два варианта.

Во-первых,  надо  сказать, что автокефалии добивались почти все президенты Украины,  начиная с  Л.Кравчука. И всегда до нынешнего дня все их усилия заканчивались ничем.  Отчего же?!  Очевидно,  что это дело неугодно Господу и Божией Матери (ср.Деян.5: 38-39).  Вполне возможно,  что и нынешние  потуги трех упомянутых политических сил закончатся ничем, и «гора опять родит мышь».

Ведь раскольникам из УПЦ КП и УАПЦ для получения вожделенного томаса сначала надо объединиться.  Что они никак не могут сделать уже 26 лет, ибо сему препятствует непомерное властолюбие Михаила Денисенко (бывший митрополит Филарет). Поэтому отнюдь неочевидно, что они сделают это в ближайшие дни.

Но если это (уже второй вариант) все-таки это произойдет,  томас  будет получен, то сие неминуемо  закончится репрессиями против канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Которая в лице своего Предстоятеля, Митрополита Онуфрия, полностью отказавшегося участвовать в  политических играх патриарха Варфоломея, заняла позицию исповедничества. Ибо за Пастырем пойдут и верные овцы, такие же исповедники, а, возможно, и мученики!

Во что это все на самом деле выльется, станет известно потом. Но уже сейчас ясно, что даже при самом худшем на человеческий взгляд развитии дальнейших событий, вопреки ожиданиям Госдепа, Церковь не ослабеет, а, наоборот, станет сильнее. Ибо созидается она на костях мучеников, «кровь которых – это семя христианства»!

Автор: протоиерей Георгий Городенцев.

Библейские пророки

Частица старой Москвы – храм святых Петра и Павла на Новой Басманной

Соборы и храмы святых Петра и Павла в Санкт-Петербурге и окрестностях

Читайте также:  Что такое икона и как относиться к священным изображениям

Молитва святителю Николаю Чудотворцу о продаже – может ли она быть «быстродействующей»?

Что такое клобук монаха

Для чего используют миро христиане

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии