Пояснения к Посланию апостола Павла к Евреям

 Из всех писаний «Апостола язычников» это, адресованное его соплеменникам, евреям – пожалуй, самое глубокое по богословию и содержащимся в нем истинам христианского учения. 

Вопрос авторства

 

Апостол Павел

Из деисусного чина

Первая треть XVI в.

Дерево, темпера.

95 × 63.5 см

Государственный музей-заповедник

«Ростовский Кремль», Ростов, Россия

Инв. И-545

Происходит из деисусного чина

церкви Покрова села Гуменец Ростовского района

Ярославской области.

«Послание к евреям» по стилю и содержанию, посвященному важнейшим истинам христианства, сильно отличается от других сочинений св. Павла. К тому же, если в начале других писаний апостол упоминал себя, приветствуя адресатов, то здесь такое приветствие (и упоминание автора) отсутствует. Тем не менее, с рубежа III христианские богословы говорили о том, что текст принадлежит Павлу. Так считали: 

  • свт. Климент, папа Римский; 
  • священномученики Иустин Философ и Ипполит Римский. 

Однако, существовали и некоторые сомнения, поэтому в Римской церкви книга эта считалась неканонической почти до конца IV в., когда все же признано было ее апостольское происхождение. 

«Библейская критика» 

От западных христиан исходит также вторая «волна» сомнений по поводу авторства св. Павла: с XIX в. здесь развивается так называемая «библейская критика», рационалистический, научный подход к священному тексту. Многие библеисты обратили внимание на: 

  • отличие стиля этого послания от других Павловых сочинений; 
  • отсутствие оригинала текста на еврейском языке; 
  • то, что автор не говорит о своем авторитете Апостола, как это представлено в других его текстах, и вообще не упоминает своего имени. 

Версии возможных авторов «Послания» множились. Среди таковых называли апостолов Варнаву, Аполлоса, Силу, евангелиста Луку (возможно, переводчика текста на греческий) и других. 

Православные богословы  

Подход рационалистов вызвал сомнения у множества православных богословов. Так, церковный историк епископ Никанор (Каменский) писал, что отличие стиля и языка послания от других апостольских сочинений может быть вызвано просто тем, что «Послание к евреям», по сути, единственное созданное и отредактированное самим Апостолом, тогда как другие его сочинения писались учениками с его слов, под диктовку.

Что же до греческого языка, на котором известен текст, то, согласно св. Луке, образованный Павел хорошо знал греческий, владея также риторикой, поэтому мог не только говорить, но и писать на этом языке. 

«Литературная загадка» 

И все же стиль именно этого текста определенным образом ставит богословов в тупик:   здесь действительно отсутствует традиционное для тех лет приветствие, а вот заключительная часть вполне соответствует античной традиции. Из вытекают различные версии о том, что: 

  • начало текста могло быть утрачено; 
  • напротив, заключение является позднейшим добавлением, а изначально текст был не посланием христианам, а «гомилией», то есть проповедью. 

Когда и при каких обстоятельствах был написан текст

Все богословы единодушно считают, что «Послание» создано не позже, чем римляне разрушили Иерусалим. Разрушение храма 9 ава (по нынешнему счету месяцев это конец августа) 70 г. – эпохальное событие для иудеев, оно не могло не быть упомянуто «Посланием». Однако Апостол говорит о богослужении храма как о все еще совершающемся. 

Поэтому наиболее вероятная датировка текста – около 60 г. по Р.Х. Некоторые же историки определяют дату написания как 63 или 64 г., когда Павла освободили из-под ареста в Риме. 

Читайте также: «Гимн любви» апостола Павла: послание к Коринфянам

Кому адресовано 

Наиболее распространенная версия гласит, что Павел писал Иерусалимским христианам из Рима, отсюда его фраза «приветствуют вас Италийские» (Евр. 12:25), то есть находящиеся в Италии.  

Сторонники другой версии считают, что, напротив, текст писался для иудео-христиан, живших в столице Римской империи. Ведь именно римские христиане называли предстоятелей своих общин «наставниками», поминать которых советует Апостол (Евр. 13:7). Во всяком случае, «Послание» написано для иудеев, принявших Крещение.  

Основные темы послания по главам 

Св. Павел утверждает новообращенных христиан из евреев, разрешает некоторые сомнения их по поводу соотношения веры во Христа и закона Моисеева. 

Послание начинается торжественными словами о величии Христа, о Котором проповедовали все пророки. Приводя эти пророчества из Псалмов царя Давида, Апостол обращает внимание на то, что Христос, Сын Божий – выше Ангелов: «Кому когда из Ангелов сказал Бог: «седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»? (Евр. 1:13) 

 

Но Сын Божий, стоящий выше Ангелов, именует людей «братией», ведь Он принял на Себя их плоть и кровь, «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2:14). Это великий дар Божий, но не меньше и ответственность:

«если через Ангелов возвещенное слово было твердо и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле? (Евр. 2:2-4). 

Но евреям, воспитанным на Законе, все же трудно отойти от его традиций. Глубоко почитаем ими был пророк Моисей, авторитет которого как совершителя воля Божией о Его народе, бесспорен. Но ныне, когда люди спасены Самим Богом: 

«Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; а Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца (Евр. 3:5-6). 

 

К тому же, почитая прор. Моисея, не стоит ли вспомнить 40-летнее странствование иудеев по пустыне и то, что не поверившие пророку не получили Землю Обетованную. Не повторится ли история снова, когда теперь не поверят Самому Богу? От этого предостерегает св. Павел. Итак, заключает он:

«да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи (Евр. 4:16). 

Что же ожидает верующих? Как и современников прор. Моисея – Земля Обетованная. Но это – не земное царство и величие. Покой Божий, о котором говорит Послание – соединение с Господом, вечная жизнь. Но это – долгая, трудная дорога, на ней нужна покорность, доверие. Сокроется ли от Господа сердце человека?

«Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12). 

Вспоминая небольшой эпизод Книги Бытия, когда праотец Авраам, возвращаясь после успешной войны, дает десятую часть добычи царю Салима (будущего Иерусалима) Мелхиседеку, Павел поясняет различие Закона и Нового Завета. Ведь, по его словам, Писание почти ничего не говорит об этом государе, «священнике Бога вышнего». Лишь раз появившись на страницах Библии, он больше не упоминается. Только спустя тысячелетия прор. Давид, водимый Духом, называет Мессию «иереем вовек по чину Мелхиседека». Это значит, что этот новый Закон совершенно отличен от старого: 

Мелхиседек «без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр. 7:3).  

Итак, Закон, как тень будущего, ныне упразднен, ныне – новое священство, иная жизнь. Нужны ли теперь жертвы, очистительные обряды? Нет, ибо настало время, предсказанное пророками:

«Вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. ¹¹ И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, ¹² потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более» (Евр. 8:10-12). 

Не нужно более жертв с пролитием крови «тельцов и козлов»: Жертва принесена Самим Господом, и притом не в рукотворном храме. Господь вошел «в самое небо», отчий дом человека, чтобы возвысить и людей, даровать им жизнь, «чтобы предстать ныне за нас пред лицо Божие « (Евр. 9: 24). 

Но Апостол и предостерегает верных – не уклоняйтесь от веры, не ропщите, дорога в Царство Небесное – это страдание в этом мире.

«Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. (Евр. 10:36-37) 

Эта глава – самая большая часть «Послания». Укрепляя изнемогающих от искушений, св. Павел напоминает о множестве праведников, тысячелетия назад ожидавших Воплощения Христа, исполнения пророчеств. Среди них праотцы, патриархи, великие пророки и подвижники, те, кого «весь мир не был достоин» (Евр. 11:38). И все же нам, христианам, а не им, довелось дожить до великих времен Спасения. 

Интересный факт11 глава, рассказывающая история ожидания Господа, читается в Неделю св. праотец перед Рождеством Христовым, укрепляя верующих: ибо мы живем во времена уже исполнившейся надежды человечества на Спасение. 

 

Неужели вознерадим? Нет, но «имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» (Евр. 12:1). Тогда при конце этого пути встретит каждого Господь. 

Последняя глава писания Апостола – своего рода контраст с высоким богословием других частей Послания, повествующих об истинах веры. Может быть, потому, что верующим среди бурь искушений так необходимо еще знать, как жить в этом мире здесь, сейчас. Маленькие шаги по долгой дороге – таков наш удел. Помнить своих наставников, любить ближних, хранить чистоту – вот те повседневные «мелочи», из которых слагается будущее Царство Небесное. 

Это интересно: Должна ли жена бояться мужа? Всё о Послании к Ефесянам св. ап. Павла

Считается, что первым, кто написал толкование на этот текст св. Павла, был Ориген, один из уважаемых богословов IIIII вв. Однако, его произведение дошло до наших дней только в виде отрывков. 

Не дошли до нас полностью также объяснения текста: 

  • свт. Кирилла Александрийского; 
  • блж. Феодорита Кирского; 
  • Феодора Мопсуестийского. 

Самым значительным из известных ныне считается толкование свт. Иоанна Златоуста. В 34 проповедях он подробно разбирает каждую главу.

Кроме того, на Руси имели значительную популярность толкования еп. Болгарского Феофилакта и византийского автора Евфимия Зигабена. 

Из более поздних объяснений можно выделить труд свт. Феофана Затворника (XIX в.) 

***

Писание Апостола Павла, очевидно, одно из последних в его земной жизни – как бы итог всей проповеди, выстраданные учителем язычников истины веры. Недаром с трепетом читаем его и мы, современные христиане. Ибо, как пишет Апостол:

«Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:18). 

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии