Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

Мы ублажаем Пресвятую Деву как «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Называем Ее «всех тварей небесных и земных Вышшая»; «вышши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари честнейши». Почему? Конечно же потому, что Она «без истления Бога Слова Рождшая». Поэтому мы по сути и почитаем Ее Богородицей: «Сущую Богородицу Тя величаем».

Иконография: Введение во храм Пресвятой Богородицы. Датировки: XVI в. XVI в. (?). Иконописная школа или художественный центр:  Псковская школа Материал: Дерево, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы:  высота 53,5 см, ширина 88 см. На иконе представлено Введение Богоматери во храм. Помимо Марии, первосвященника Захарии, Анны и Иоакима, в композицию включены сопровождающие Ее жители Иерусалима. В верхнем правом углу – кормление Девы Марии ангелом. Инв. № 1620. © Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Литература:Васильева О.А. Иконы Пскова. Издание 3-е, исправленное и дополненное. М.: Северный Паломник. 2012. № 102.

Но и эта величайшая слава быть Матерью Сына Божия дана Ей, «от всех родов избранной», за Ее особую, высочайшую чистоту и непорочность, коей никто из нас грешных не обладает. И чтобы это более или менее понять, необходимо сказать несколько слов о том, что можно назвать

Православно-догматическое учение о славе Божией Матери

В данном случае это учение будет изложено вкратце, поскольку ранее я уже неоднократно излагал его наиболее подробно. Итак, это следует начать с того, что все мы, потомки Адама и Евы, все мы во время грехопадения прародителей вместе с ними согрешили в раю. Как и апостол Павел говорит:«В нем (в Адаме) все согрешили» (Рим.5: 12).

Но вменяется нам этот грех, называемый первородным, во время зачатия нас нашими родителями, и рождаемся мы уже с этим грехом. О чем святой пророк и псалмопевец Давид сказал так: «Се бо в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Пс.50: 7).

Но не так Пресвятая Дева. Она единственная из всего рода человеческого невиновна в грехе прародителей, поскольку не согрешила вместе с ними. Поэтому Церковь называет Ее Второй Евой, подобно тому, как Христа называют Вторым Адамом. Который не только не согрешил вместе с первым, но и на Кресте искупил его грех. Подобно сему и Вторая Ева, Богородица не только не согрешила вместе с первой, но была Помощницей Спасителю в деле нашего искупления.

Но, поскольку Она была зачата, хотя и от святых родителей, но все же, как и все люди, зараженных первородным грехом, то этот грех передался и Ей. Оставшись, однако, в Ней мертвым семенем, не давшим никакого злого плода. Поскольку Пречистая не имела никаких личных грехов, т.е. в течение всей Своей жизни ни разу не согрешила.

И вменен ей этот первородный грех был не так, как всем нам. Всем нам он вменяется по нашей вине, нашем соучастии в грехе прародителей. Пресвятой же Деве, Которая, как выше было сказано, этой вины не имела, он был вменен ради домостроительства нашего спасения.

Конечно, Господь мог сотворить Ее особым образом и по Ее безгрешности навсегда оставить в раю, где Она никогда бы не вкусила смерти. Но тут верно слово Христово:

«Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин.12: 24).

Ведь тогда бы, будучи вечно в раю, Она бы не стала Второй Евой – Матерью всех христиан! Ибо все мы в лице апостола Иоанна Богослова усыновлены Ей Господом с Креста, как написано:

«При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин.19: 25-27).

История искажения православно-догматического учения о славе Богородицы

Она начинается с принятия католической церковью в 1854 году догмата о непорочном зачатии Божией Матери. Согласно которому, Она, хотя и зачата естественным путем, но в то же время по действию особой благодати Божией освобождена от первородного греха и подобна первому Адаму или Еве до их грехопадения.

Естественно это ложное учение не было принято Православной Церковью. Богословы которой начали полемику с этим ложным католическим учением. Но дело в том, что при любой такой или подобной полемике всегда существует опасность впасть в противоположное лжеучение.

К этому и стало, к сожалению, склоняться русское богословие. Хотя и были отдельные голоса, например, полемизировавшего с католиками святителя Игнатия (Брянчанинова), упоминавшего о Богородице как о Второй Еве. Но все больше говорили о «виновности Пренепорочной в первородном грехе».

Следующим этапом развития этого лжеучения, на мой взгляд, является сочинение В.Н.Лосского «Догмат о непорочном зачатии», где этот богослов уже прямо говорит: «Лично Пресвятая Дева была чужда какого-либо порока, какого-либо греха, но по Своей природе Она несла вместе со всеми потомками Адама ответственность за первородный грех…Пресвятая Дева охранялась от всякой скверны, но Она не была освобождена от ответственности за вину Адама, которая могла быть упразднена в падшем человечестве только лишь Божественным Лицом Слова».

Как видим, Лосский игнорирует православное учение Церкви о Пресвятой Деве, как о Второй Еве, следовательно, невиновной в грехе первой и Адама, но произвольно вменяет Ей сию вину и ответственность.

Почему же это мнение одного богослова я считаю следующим этапом развития лжеучения, умаляющего славу Божией Матери? Да потому, что оно было принято РПЦ. Во всяком случае, я, в свое время учась в семинарии, обучался именно в русле этого ошибочного мнения.

Наконец, третий, самый последний и наиболее сильно умаляющий славу Божией Матери, точнее, фактически хулящий Ее, этап данного лжеучения происходит ныне. Состоит он в следующем. Не так давно в РПЦ была обнародовано мнение о нашей всеобщей невиновности в грехе прародителей.

Как написано в электронной «Православной энциклопедии:

Грех первых людей и его последствия блж. Августин назвал «первородным грехом» это породило значительные расхождения в понимании того, что совершили Адам и Ева и что унаследовал от них человеческий род. Одно понимание привело к тому, что всем людям стали приписывать преступление прародителей как личный грех, в к-ром они виновны и за к-рый несут ответственность. Однако такое понимание Г. п. входит в явное противоречие с христ. антропологией, согласно к-рой человеку вменяется в вину лишь то, что он, как личность, совершает свободно и сознательно. Поэтому, хотя грех прародителей и оказывает прямое воздействие на каждого человека, личная ответственность за него ни на кого, кроме самих Адама и Евы, не может быть возложена”.

Исходя из этого новоявленного учения было бы логично предположить, что и Пресвятая Дева, вопреки мнению В.Н.Лосского, не несет никакой ответственности за сей грех. Ан, нет. В той же энциклопедии в разделе «Богородица» никакого опровержения мнения Лосского нет, но зато этот богослов там постоянно цитируется в том же своем духе. Таким образов выходит, что «никто не виновен в грехе прародителей, кроме… Божией Матери». Что, конечно же, является хулой, ставящей все догматическое учение о Ней с ног на голову!

Правда, и ложное учение, твердящее о нашей всеобщей невиновности в грехопадении Адама и Евы, также особой славы Ей не добавляет. Поскольку по нему Она лишь одна из «всех не согрешивших с Адамом». Но, по крайней мере, это не такая злостная хула, как вышеприведенные глупости!

Короче говоря, можно посоветовать нашим модернистам привести свои лжеучения в соответствие одно с другим. А то непорядок получается. Хотя, конечно, лучше всего придерживаться не модернизма, а православия! Которое и свидетельствует о вящей славе Богородицы. Исходя из чего, можно понять

История события входа Пресвятой Девы Марии в храм Божий

Из вышесказанного становится понятным, почему такая земная и небесная слава была воздана трехлетней Отроковице, Которая, казалось бы, еще ничего доброго и славного не совершила. И действительно, когда пришло время исполнить обет, данный Богу, о посвящении на служение Ему Девы Марии, Ее праведные родители Иоаким и Анна созвали всех своих родственников, принадлежащих к царскому и архиерейскому роду.

Пренепорочную сопровождал хор непорочных девиц со множеством горящих свечей, и все это блистало воистину царским благолепием и красотой.

Святый Иаков, архиепископ Иерусалимский, от лица Иоакима, говорит так:

– Позовите непорочных дочерей еврейских, чтобы они взяли горящие свечи.

От лица праведной Анны, святой Герман, патриарх Цареградский, говорит:

– Я выполняю пред Господом тот обет, какой высказала в состоянии скорби, и для этого собрала хор дев со свечами, созвала священников, пригласила сродников, говоря всем: радуйтесь все со мною, ибо я теперь явилась матерью и родительницею, приводя свою Дочь не к царю земному, но к Богу, Царю Небесному.

О царском же украшении Богоотроковицы святой Феофилакт, архиепископ Болгарский, говорит:

– Надлежало, чтобы введение Божественнейшей Отроковицы было достойно Ее, чтобы такой пресветлой и многоценной Жемчужины не касалась убогая одежда; следовало именно царскою одеждою одеть Ее, для наибольшей славы и украшения».

Затем торжественным шествием прошли трехдневный путь из Назарета в Иерусалим. Но особое торжество началось при восшествии в храм Божий одушевленного храма – Пренепорочной и Пречистой Девы.

Святитель Тарасий, Патриарх Константинопольский говорит:

«Начните (шествие), девы, носящие свечи, и предшествуйте мне и Богоотроковице.

Святые же родители, один с одной стороны, другая с другой, взяв за руки данную Богом Дочь свою, с нежностию и честию вели ее между собою. За ними радостно следовало все множество родственников, соседей и знакомых, держа в руках свечи и окружая Пречистую Деву, как звезды светлую луну, на удивление всему Иерусалиму. Святый Феофилакт описывает это таким образом:

– Забывает Дочь дом отца и приводится к Царю, возжелавшему красоты Ее, – приводится не без почести и не без славы, но с торжественными проводами. Вот выводится Она из отеческого дома со славою, при всеобщем рукоплескании Ее выхождению; родителям Ее последовали родственники, соседи и все, кто любил их; отцы сорадовались отцу, матери сорадовались матери; отроковицы и девы, со свечами в руках, предшествовали Богоотроковице. Весь Иерусалим, как некоторый звездный круг, сияющий с луною, собрался смотреть эти небывалые проводы и видеть трехлетнюю Отроковицу, окруженную такою славою и почтенную преднесением свечей. И не только граждане земного Иерусалима, но и небесного – святые Ангелы – стеклись видеть преславное введение Пречистой Девы Марии и, видев, удивлялись, как сие воспевает Церковь: «Ангели вхождение Пречистыя зрящи, удивишася: како Дева вниде во святая святых».

Весь Иерусалим был потрясен этим необычайно славным событием. Все желали видеть это прекраснейшее и славнейшее шествие, а также Саму Пречистую Деву Отроковицу! Однако не только люди, но и святые ангелы по повелению Своего Владыки Царя Небесного также невидимо участвовали в сем небывалом торжестве, соединяя свои чудесные ангельские песнопения с хором непорочных девиц!

Об этом святой Георгий, архиепископ Никомидийский, говорит так:

Родители уже вели к дверям храма Деву, окруженную Ангелами, при совместном радовании всех небесных сил. Ибо Ангелы, хотя и не знали силы тайны, однако же, по повелению Господню, служили при входе Ее во храм. Итак, они, во-первых, удивлялись, видя, что Она будет драгоценный сосуд добродетелей, что Она носит признаки вечной чистоты и имеет такую плоть, которой никогда не прикоснется никакая греховная скверна, а во вторых, исполняя волю Господню, совершили служение, которое им было повелено».

И как в древности внесению ветхозаветного кивота в храм предшествовал земной царь, так и восшествию туда же одушевленного Кивота – Девы Марии предшествовал Царь Небесный – Дух Святой. Как и воспевается в церковном песнопении:

«Во святых святая, святая и непорочная Святым Духом вводится».

А то, что этот ветхозаветный кивот был лишь прообразом Богородицы, следует из того, что в нем была манна небесная, бывшая лишь прообразом Хлеба жизни Христа (ср.Ин.6: 30-35). И как кивот вмещал в себя ту манну, так точно Богородица вместила во чреве Своем Невместимого, Которого не могли вместить и небеса! Дав Ему Свою плоть, коей мы и причащаемся. Поэтому Она и есть первообраз того ветхозаветного кивота.

Удивительно было и то, что трехлетняя Отроковица, никем не поддерживаемая, быстро поднялась по знаменующим трудный путь восхода к Богу пятнадцати большим ступеням храма. Что свидетельствовало о необычайной высоте Ее добродетели, недоступной для других людей. Ведь и священники восходили по этим ступеням с трудом, читая на каждой из них определенный псалом, называемый степенным.

«Приведя Ее ко дверям храма, святая Анна, (как пишет святой Тарасий), говорила так:

– Иди, Дщерь моя, к Тому, Кто мне даровал Тебя; иди, Священный Кивот, к милостивому Владыке; иди, Дверь Жизни, к милосердому Дателю; иди, Ковчег Слова, к храму Господню; войди в церковь Господню, Радость и Веселие мира.

Захарии же, как пророку, архиерею и сроднику своему7592, она сказала с Иоакимом:

– Приими, Захария, чистую сень; приими, священник, непорочный Ковчег; приими, пророк, Кадильницу невещественного угля; приими, праведный, Духовное Кадило.

И еще праведная Анна, как повествует святой Герман, сказала первосвященнику:

– Приими, пророк, Дочь мою, данную Богом; приими и, введши, посади Ее на горе святыни, в приготовленном Божием жилище, ничего не допытываясь, до тех пор, пока Бог, призвавший Ее сюда, не откроет окончательно Своей воли о Ней».

Также и святой Тарасий касательно этого говорит, что Захария, исполнившись Святого Духа, воскликнул:

– О, чистая Отроковица! О, Дева, не знающая соблазна! О, Девица прекрасная! О, украшение жен! О, краса дочерей! Ты благословенна между женами! Ты в высшей степени прославлена чистотою, Ты запечатлена девством, Ты – разрешение клятвы Адама!

Держа Отроковицу, Захария, – говорит святой Герман, – с радостным духом ввел Ее во Святая Святых, говоря Ей так:

Иди, исполнение моего пророчества, иди совершение Господних обетований, иди, запечатление завета Его, иди, обнаружение Его совета, иди, исполнение тайн Его, иди, зерцало всех пророков, иди, обновление обветшавших грехами, иди, Свет лежащих во тьме, иди, новейший Божественнейший Дар. Войди теперь в нижнюю часть храма Господа своего, доступную человекам, а чрез немного времени – в горнюю и неприступную для них.

Отроковица, веселясь и весьма радуясь, шла в дом Господень, как в чертог, ибо хотя и была мала возрастом, всего только трех лет, но была совершенна по благодати Божией, как предузнанная и предызбранная Богом прежде сложения мира.

При этом, как видим, Захария, движимый Духом Святым, совершил совершенно неслыханное дело – ввел Пречистую Отроковицу во святая Святых храма. Куда и первосвященник имел право входить лишь раз в год. Но с тех пор Она невозбранно пребывала там для молитвы и богомыслия.

Святой Феофилакт говорит так:

Первосвященник, быв тогда вне себя, объятый Духом Божиим, понял, что эта отроковица – вместилище Божественной благодати и что Она более его достойна всегда предстоять пред Лицом Божиим. Вспомнив сказанное в законе о ковчеге, что ему назначено находиться во Святом Святых, он тотчас понял, что это преднаписано было относительно сей Отроковицы, нисколько не усомнившись и не остановившись, дерзнул, вопреки закону, ввести Ее во Святое Святых».

Таким образом совершилось Введение во храм Пречистой Девы Богородицы.

Приведем еще несколько высказываний святых отцов и современных пастырей об этом событии и празднике:

Святитель Филарет Московский

Каким образом столь частное, по-видимому, происшествие — введение во храм и посвящение Богу трилетней девы — становится предметом всеобщего торжества в Церкви?

Сие приключение младенчествующей Богоневесты есть некий начаток Ее обручения Святому Духу. И потому, некоторым образом, первый залог обручения всего человечества Божеству.

Святой праведный Иоанн Кронштадский

В чем проводила время преблагословенная Дева во храме? Наученная Самим Духом Святым через посредство дев письменам еврейским и молитве, Она провождала время в молитве, чтении слова Божия, как это вы видите на иконе Благовещения, в богомыслии и рукоделии.

Любовь Ее к собеседованию с Богом и к чтению слова Божия была так велика, что она забывала о пище и питье, и архангел по повелению Божию приносил Ей небесную пищу, как воспевает Церковь в стихирах своих на нынешний праздник.

Священномученик Серафим (Чичагов)

Ныне Святая Православная Церковь празднует день Введения Пресвятой Девы в Иерусалимский храм Ее родителями, так как они дали обет посвятить Ее Богу.

В чем же могла заключаться Ее служба? Сначала в прославлении Бога, Который всегда принимает похвалу из уст младенцем. Затем Пресвятая Дева приобрела благодать у Господа послушанием и своим смирением, что и доказала принятием на себя великих и страшных обязанностей Богоматери.

Всю свою жизнь Она служила Богу как истинная раба Господня, то воспитывая Божественного Отрока, страшась за Его жизнь, оберегая Его от врагов; то мучаясь в ожидании Его прославления на земле, когда народ не признавал Его за Мессию, а потом апостолы не имели еще твердой веры; то невидимо для всех несла Она свой крест — бедность и заботилась о нуждах испытуемых Самим Христом.

Она содрогалась при виде увеличивающейся с каждым днем вражды против Иисуса, и, наконец, оружие пронзило Ее материнское сердце во время суда над Христом, когда Она увидала истерзанного, окровавленного и распятого на Кресте Сына Ее, дарованного человечеству на спасение.

То мучилась Она неутешною скорбью одиночества, оставаясь на земле, по вознесении Спасителя. То служила Она Господу, исполняя апостольское назначение и утверждая Христианскую Церковь в языческих землях.

То, наконец, томясь до преклонных лет на земле, ожидая своего переселения в Небесное Царство Сына Ее и Спасителя, Она служит и теперь Богу и людям как Предстательница, Ходатаица, Молитвенница за грехи человечества, как Избавительница от бед и заслуженных наказаний, как Утешительница скорбящих. Эта величайшая служба будет совершаться и продолжаться до Второго Пришествия Христа.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Почему праздник стал двунадесятым? Да потому, дорогие мои, что Введение во храм Пресвятой Девы стало необходимым звеном спасительного Божия промышления о мире.

Это событие положило конец многовековому отчуждению человека от Бога и пребыванию его под рабством греху.

Святилище Иерусалимского храма, где обитал Бог и где являл Он Свое присутствие, недоступное никому, кроме одного первосвященника и то единожды в год, Божией благодатью открывается Богоизбранной Отроковице — Дщери человеческой. И Пресвятая Дева вводится во Святая Святых, невидимо для мира неся в Себе великую жертву, новую жертву живую — Христа — Бога и Человека.

Протоиерей Валериан Кречетов

Престарелые супруги Иоаким и Анна получили от Бога дар — долгожданное Дитя, будущую Матерь Божию. И вот этого, вымоленного многими слезами ребенка, трилётствующую юницу, то есть трехлетнюю маленькую девочку, они отводят в храм Божий и по данному ими ранее обету посвящают Богу. Это был подвиг полного самопожертвования и преданности воле Божией.

Митрополит Сурожский Антоний

С каким трепетом мы должны читать в богослужебной книге слова, которые приписываются с такой нежностью, с такой глубиной Иоакиму и Анне: Чадо, иди! И будь Тому, Который все тебе дал, возношением и сладким благоуханием! Вступи в ту область, куда нет двери; научись тайнам и готовься стать местом вселения Самого Бога.

О чем говорит нам праздник: о том, как с первых Своих шагов, напутствуемая матерью и отцом, наставляемая Ангелом, Она вступает в те глубины молитвы, безмолвия, благоговения, любви, созерцания, чистоты, которые составляют подлинное Святое Святых.

Исследователи считают, что появление праздника непосредственно связано со временем правления византийского императора Юстиниана I. В 543 году по его повелению на остатках разрушенного Иерусалимского храма была выстроена большая церковь в честь Пресвятой Богородицы. Этим строительством было отмечено событие Введения во храм Божией Матери.

Начиная с VIII века праздник Введения кратко упоминается в некоторых месяцесловах, также о нем пишет две гомилии (беседы) патриарх Константинопольский Герман I. Таким образом, к VIII веку началась складываться традиция празднования события Введения во храм Пресвятой Богородицы. Начиная же с IX века праздник приобретает широкую известность по всему христианскому Ближнему Востоку. Окончательно в число великих двунадесятых праздников Введение вошло уже после XIV века.

День празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы отмечается 4 декабря по новому стилю.

Особенности богослужения 

По Иерусалимскому уставу празднование Введения во храм Пресвятой Богородицы образует шестидневный цикл. Предпразднство составляет по-прежнему один день (20 ноября), когда поются три последования: предпразднства, преподобного Григория и святителя Прокла. Попразднство увеличено до четырех дней, включая отдание в последний день – 25 ноября.

В отношении службы Введения во храм Пресвятой Богородицы различные редакции Иерусалимского устава различаются незначительно.

Богослужение предпразднства в целом соответствует шестеричному. Последование содержит оригинальный тропарь и несколько самогласнов. Песнопения Октоиха на службе не употребляются. На вечерней стиховне вместо стихир из указанной книги поются стихиры святителя Прокла, не спетые на «Господи, воззвах», где предписаны стихиры предпразднства и преподобного Григория. Утреня завершается по будничному чину.

На литургии устанавливаются изобразительные антифоны, на блаженнах – песни 3-я и 6-я канона предпразднства, чтения на литургии – рядовые и святителя Прокла. Тема Введения во храм Пресвятой Богородицы появляется в богослужении задолго до праздника: 8 ноября на литии указана стихира «Днесь боговместимый храм Богородица».

День праздника 21 ноября отмечается всенощным бдением, хотя оговаривается и возможность совершения полиелейной службы. До середины XVII века бдение служили только в церквях, посвященных Введению во храм Пресвятой Богородицы.

Праздничное богослужение, по разным редакциям Иерусалимского типикона, состоит из малой вечерни, всенощного бдения (с литией), часов и литургии. Устав службы практически не отличается от устава других двунадесятых Богородичных празднований (Рождества Богородицы и Успения). Поются только песнопения праздника. На утрене по Пс. 50 на Слава:, И ныне: установлены особые припевы: «Днесь храм одушевленный». После каждой песни канона утрени в качестве катавасии используются ирмосы 1-го канона Рождества Христова.

Со дня Введения во храм Пресвятой Богородицы начинается рождественская катавасия, и с этого времени в богослужении некоторых дней ноября и декабря проявляют себя черты предпразднства Рождества. На 9-й песни канона вместо песней Пресвятой Богородицы и праведного Захарии даны особые припевы-величания. В современных богослужебных книгах указываются в общей сложности десять припевов, которые кодифицируются постепенно. Так, в старопечатных русских типиконах и минеях первой половины XVII века даны только два припева (по одному для каждого канона).

Яркой особенностью указанных книг, которая отсутствует в нынешних, нужно считать дополнительное пение ирмоса 1-го канона Введения во храм Пресвятой Богородицы после катавасии по 9-й песни и совершение земного поклона.

На литургии, как и в иные Богородичные праздники, исполняются изобразительные антифоны, на блаженнах – 3-я и 6-я песни канона праздника (3-я песнь – из 1-го канона, 6-я – из 2-го).

Устав служб попразднства не имеет значительных отличий от других попразднств. Поются песнопения как с первого дня праздника (поочередно, по дням, один из двух канонов; самогласны), так и собственные песнопения дней попразднства. 23 ноября последование может соединяться с последованием благоверного князя Александра Невского (уставные замечания на этот случай содержатся только в старопечатных типиконах).

В день отдания Введения во храм Пресвятой Богородицы, 25 ноября, служба Введения соединяется со службой священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского. Этот факт демонстрирует специфичность отдания Введения во храм, поскольку обыкновенно в такие дни последования дневных святых не поются. В остальном служба отдания не оригинальна: повторяются песнопения праздника с первого дня, только отсутствуют вход на вечерне с паремиями и полиелей на утрене. В конце утрени поется великое славословие.

Икона

Сцена Введения во храм встречается в интерьерах церквей, расположенных на всей территории восточно-христианского мира: в киевском Софийском соборе, церкви Успения в Дафни (недалеко от Афин), Псковском Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря, церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (Македония), Кралевой церкви монастыря Студеница (Сербия), соборе афонского монастыря Хиландар, церкви монастыря Хора (Кахрие-джами) в Стамбуле.

Мозаика церкви Успения близ Дафни (Греция) 1100 г.

Центром композиции Введения Пресвятой Богородицы во храм является фигура Девы Марии, которая изображается по размеру значительно меньше других фигур, при этом она одета в традиционный для иконографии Богоматери красно-коричневый мафорий, что отличает ее от других лиц.

Рядом с Отроковицей Марией изображаются её родители, святые Иоаким и Анна, приведшие её в храм. За ними может изображаться процессия дев с зажженными свечами в руках, сопровождавших Отроковицу по дороге из Назарета в Иерусалим. В храме, символически изображаемом в виде округлой сени над престолом, Деву Марию встречает священник Захария. Фигура Захарии помещается или в открытых вратах, или перед затворенными вратами алтаря, напоминающими царские врата иконостаса. Позади первосвященника может быть изображен церковный престол, над которым возвышается сень (киворий). Все эти детали соотносятся с текстами паремий и песнопений богослужения, которые раскрывают тему Богоматери как одушевленного храма, вместившего невместимое Божество.

Иконография: Введение во храм Пресвятой Богородицы Датировки: XVII в. Происхождение: Из церкви села Астафьево. Материал: Дерево, левкас, темпера. Размеры иконы:  высота 68 см, ширина 56 см. На первом плане иконы слева изображены родители Марии, за ними ее подружки со свечами; справа – маленькая Мария и Захария. Действие происходит на фоне архитектуры. В центре высокие палаты с 3-х арочным пролетом и шторками. Захария представлен на фоне раскрытых царских врат. В правом верхнем углу изображена Мария, сидящая на троне под сенью. Ее взор обращен вверх – откуда к ней спускается ангел. Инв. № КГИАХМ КП 1103. © Каргапольский государственный историко-архитектурный и художественный музей

На иконах часто в верхнем углу, в дополнение к этой композиции, встречается изображение крутой лестницы, вверху которой сидит маленькая фигура Девы Марии, питаемой Ангелом в храме. Согласно апокрифическому рассказу так изображается лестница, по которой трёхлетняя Мария самостоятельно вошла в храм.

В западноевропейских произведениях времени позднего средневековья и ренессанса Богородица изображается в одиночестве восходящей к порогу храма по крутым ступеням лестницы, создающим иллюзию реального пространства.

В России в XVII веке художники, ознакомившись с западноевропейским искусством (в основном гравюрами), пытались заимствовать не только отдельные изображения античных построек, но и способы перспективного построения пространства.

Нравственное значение праздника для нынешних христиан

Очевидно, его значение в том, что уж если Пресвятую Деву необходимо было вести во храм, то тем более в этом нуждается каждый нынешний христианский неофит.

В наше время при обращении человека из атеизма в православие часто происходит следующее. Новообращенный приходит в Церковь, под которой он, как правило, понимает храм Божий, и обнаруживает, что основным видом деятельности в Церкви, т.е. в храме, для него предполагается и предлагается регулярное присутствие за богослужением, что его зачастую тяготит. Молодой христианин оказывается неготовым в течение длительного времени выстаивать службу, и причин этому несколько.

  • 1. Во-первых, человек, достаточно долго проживший в миру и воспитанный в рамках массовой культуры, поэтому любящий развлечения, которые она предлагает телевизор, кино, театр и т.п., также вначале воспринимает богослужение как некое скучноватое зрелище, нечто вроде оперы. Такое мнение крайне ошибочно и вредно. Участие в православном богослужении не зрелище и не развлечение, а подвиг, поэтому и относиться к нему следует как к роду христианского подвижничества.

Неосновательна и инстинктивная попытка неофита найти внутреннее сходство между современным мирским искусством и богослужением. На самом деле они, по сути, диаметрально противоположны. Произведение современной массовой культуры, например, кинофильм, при всем его внешнем разнообразии и динамичности, по своей духовной сущности весьма духовно ограничено, совершенно однообразно и тягуче монотонно: по сути в нем эксплуатируются всего лишь три основные страсти сластолюбие, сребролюбие, славолюбие, да еще гнев и уныние.

Вот и все кино! Поэтому, например, поднаторевший в постоянном смотрении последнего зритель может в самом начале фильма предсказать его конец. Так что и смотреть не надо, эти предсказания, как правило, с некоторыми вариациями оправдываются.

А православное богослужение, особенно Божественная литургия, при всем своем внешнем единообразии и кажущейся монотонности, по сути, духовно безгранично, т.к. чрез него открывается иной, невидимый безграничный мир. И христианин, обладающий хоть малой толикой духовного зрения, может этот мир почувствовать или даже узреть. Чему есть многие примеры из житий святых, когда они во время богослужения сподоблялись Божественных видений.

Что же касается новообращенного, еще не обладающего способностью к литургической созерцательности, и из-за этого испытывающего во время богослужения психологический дискомфорт, то ему надо проявить терпение, твердо помня, что присутствие за Божественной литургией это не развлечение, а христианский подвиг, в котором, как и во всяком подвиге, необходима добродетель терпения.

Следует также помнить и то, что по мере стойкого упражнения в последней, у христианина начинает появляться вышеупомянутое духовное зрение, когда он во время богослужения ощущает присутствие иного мира и испытывает очищающие духовные переживания. Тогда-то церковная служба перестанет быть для него скучной, ибо для него откроется небо.

И хотя вначале ему откроется лишь, образно выражаясь, ничтожно малая часть духовного небосвода, может быть одна самая малая его звезда, это чувство так глубоко и высоко, что молодой христианин, испытавший оное, пойдет, если ему представится выбор, за этой звездой от всей души в храм, а не на Звездные войны. Что в наше время можно считать определенным духовным преуспеянием.

Однако это произойдет лишь в том случае, если подвижник будет подвизаться в соответствии с законами христианской аскезы. Ибо, как говорит апостол:

Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться (2 Тим.2,5).

Впрочем, последнее зависит не столько от новообращенного, сколько от тех добрых христиан, которые хотят привести его в Церковь. Вот здесь-то и кроется вторая причина, по которой наши неофиты иногда никак не могут воцерковиться.

  •  2. В наше время подавляющее большинство христиан очень любят добрые дела, думая спасти чрез них свою душу. Одним из таких спасительных дел для нас мнится обратить к православной вере отступившего от нее, что действительно так. Ибо, как говорит апостол Иаков: Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак.5,19-20).

Однако, как учат святые отцы, при совершении любого доброго дела мало собственно только его совершить (отклонение от делания добра это лишь первое искушение диавола). Необходимо, чтобы доброе дело было сделано по Христу, в частности, с рассудительностью, как советует апостол Петр: Покажите в добродетели рассудительность (2 Пет.1,5). Тогда человек сможет избежать второго искушения от диавола. Третьего искушения он избежит, если после творения добра не впадет в гордыню.

Если второе и третье условие добродетели не соблюдается, то это и значит, что человек подвизается незаконно (2 Тим.2,5) и безрассудно. Тогда к его доброму делу обязательно примажется бес, который и посоветует доброжелателю в нашем конкретном случае привести новообращенного первый раз в храм на причащение, хотя тот к нему совершенно не готов. И чтобы это обязательно было на архиерейской службе (которая раза в два длиннее обычной), желательно в 1-ю Неделю Великого поста.

Такой безрассудный делатель добра подобен некомпетентному командиру, который ставит необстрелянного новобранца на самый опасный участок фронта. Для новообращенного такое воцерковление может закончиться тяжелой душевной травмой, шрам от которой, даже если он ее перенесет, останется у него надолго. А сам обративший вместо приятных ему вышеприведенных слов апостола Иакова (Иак.5,19-20) рискует услышать гневное прещение Господа Иисуса Христа:

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случается, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас (Мф.23,15).

Между тем, в древней Церкви среди верующих существовал разряд оглашенных, которым запрещено было присутствовать на Литургии верных. Памятником чему и в наше время остался возглас: Оглашении, изыдите, после которого оные выходили из церкви, и таким образом совершали куда более легкий подвиг, чем верные, присутствуя всего лишь за одной третью богослужения. Церковь к тому же хранила в строгой тайне все то, что происходило в храме после этого возгласа, чем пробуждала в оглашенных настоятельное желание узнать эту тайну.

  •  3. Существует еще одно довольно странное обстоятельство, которое мешает современному человеку воцерковиться. Бывает так, что ему становится плохо в церкви, он начинает задыхаться, у него болит голова и т.д.

Эти физические расстройства могут быть кажущимися. Связанными с тем, что человек жил до этого ненормально в атеизме, что, впрочем, казалось ему вполне естественным. Поэтому попытка начать по настоящему нормальную, церковную жизнь приводит к тому, что она вначале кажется ему болезненной и неестественной. Подобно тому, как если бы кто-то очень долго прожил в темном погребе. Когда он в первый раз выйдет на свет Божий, это причинит боль его ослабевшему зрению. Но со временем, если он будет делать эти опыты постепенно и осторожно, его зрение окрепнет, и он уже сам не захочет возвращаться в темный, мрачный и тесный погреб атеизма.

Поэтому в такой ситуации можно посоветовать молодому христианину проявить терпение и рассудительность в своем подвиге, совершая его постепенно.

Однако такие физические расстройства, особенно головные боли, могут быть не кажущимися, а вполне реальными болезнями. Дело в том, что, по моему мнению, когда человек долго живет в неверии, бесы специально внедряют в его тело такие недуги, которые в обычных условиях и болезнями-то не считаются, но зато потом, при его возможном обращении к вере, они обострятся и будут препятствовать ему присутствовать за богослужением. Это нечто вроде мины замедленного, направленного действия.

Например, есть болезни, связанные с затрудненным кровообращением и отсюда недостатком кислорода, поступающего в мозг. Что вызывает сильную головную боль. В миру такой недуг может проявляться не очень часто и остро. К тому же в случае приступа больной может принять лекарство. А теперь представим, что он пришел на богослужение. Понятно, что в замкнутом пространстве храма, переполненного верующими, процент кислорода в воздухе уменьшается. Это, соответственно, создает дополнительный дефицит этого вещества в крови больного христианина, обостряя его болезнь. Возникает сильная головная боль, которая может перейти в очень неприятный приступ. А теперь еще представим, что болящий хотел причаститься! Можно ли принимать лекарство, ведь перед причащением нельзя ничего есть и пить?! Возникает коллизия.

Как же поступать христианину в таком случае? Во-первых, терпеть болезнь, помня, что она наказание за долголетнее пребывание в атеизме или за другие грехи. Во-вторых, просить Господа, Божию Матерь, своего Ангела-Хранителя и всех святых, особенно тех из них, которые прославились даром исцелений, помочь в недуге.

Такая молитва особенно действенна во время приступов болезни. И, если это действительно молитва, она не может быть не услышана, и помощь придет: болезнь ослабеет, а болящему христианину будет указано лекарство (часто таким действенным лекарством бывает святая вода), которое ему поможет, или врач, который его вылечит. Ибо в такой ситуации не грех обращаться и к обычным врачам.

Также болящему необходимо проявить рассудительность при выборе церкви, в которую он собирается пойти. Лучше, чтобы это был достаточно просторный храм с не очень большим количеством молящихся. В советское время такой практически невозможно было найти, сейчас, когда снова открыты многие церкви, это, хотя и трудно, но все же возможно.

  • 4. Наконец, существует еще одна причина, по которой новообращенному трудно пребывать за богослужением. Это отсутствие у него благочестия, в частности, элементарной христианской грамотности знания последования богослужения, его символического значения, а также полное незнание церковно-славянского языка и отсюда непонимание того, что поется и читается за службой.

Это можно исправить самостоятельным изучением соответствующей духовной литературы, объясняющей последование богослужения, его символическое значение, особенности церковно-славянского языка (подобные книги и брошюры в наше время, слава Богу, в достаточном количестве имеются в церковных лавках) или путем посещения воскресной или иной духовной школы, где изучаются все вышеназванные вещи. И соизмерением, опытной поверкой изученного своим подвигом присутствия за божественной службой.

Проходя такой подвижнический путь, молодой православный христианин всегда должен помнить, что, хотя яд бывшего неверия, оставшийся в его душе, весьма душевреден и лишь с большим трудом удаляется, однако и награда у Бога за этот подвиг также весьма велика. Так что, несколько перефразируя слова блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца, можно сказать:

Хоть люта зима атеизма, да сладок рай.

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии