Пророк Илия и его иконы

Икона Илии пророка

 

Илия пророк. Икона, XV в. Из Покровской церкви в с. Ракулы (Архангельская область).

Этому ветхозаветному пророку, согласно источникам, посвящена была первая известная на Руси христианская церковь. А с принятием крещения князем Владимиром почитание святого все более возрастало, в его честь было построено сотни храмов. И сейчас икона Илии пророка встречается у нас почти в каждом храме. 

Возвеститель воли Божией

В отличие от многих библейских пророков, чьи книги входят в состав Ветхого Завета, святой не оставил письменных сочинений. Библейский текст лишь рассказывает о деяниях самого подвижника в 3 и 4 Книгах Царств. 

При этом, кроме места рождения угодника Божия, Галаадского города Фесвы, нет никаких данных о его происхождении, семье, подвижническом пути. 17 глава 3 Книги Царств представляет Илию сразу как пророка – возвестителя воли Божией. Именно это, по Библии – суть его жизни, без остатка отданной Творцу: 

  • первое появление святого на страницах Библии – его обличение нечестивого богоотступника, царя Ахава с возвещением Божия наказания: страшной засухи по всей Палестине; 
  • затем мы видим пророка уединенно подвизающимся в пещере, куда, по повелению Господню, приносит ему хлеб ворон; он творит чудеса в языческой Сарепте, где спасает от разразившегося голода вдову с сыном, а впоследствии – воскрешает отрока, умершего от болезни. 

Особенно ярко проявляются «дух и сила» Илии во время его состязании со жрецами Ваала, чей культ распространился среди избранного народа при царствовании Ахава. По молитве святого, небесный огонь сжег не только приготовленную им жертву всесожжения, но даже сам жертвенник, тогда как «Вааловы пророки», много часов умоляя своего «бога», ничего не достигли. Так вера пророка обратила к Богу отступивший от Него народ Израиля. 

Такова вся жизнь пророка, отданная служению Господу. Лишь иногда Библия как бы приоткрывает завесу над его вполне человеческими немощами. Например, по совершении чудесного жертвоприношения Илия едва не впадает в отчаяние: обращенный им народ вновь охладел к вере, а самого пророка ищут убийцы. Но при Божией помощи пророк преодолевает все, знаком чего является чудесное завершение его земного жития, когда явившаяся как бы огненная колесница возносит его с телом на Небо, к Господу. Так святой стал вторым из людей (после праведника Еноха), не познавшим смерти. 

Христиане с древности твердо верят: перед Вторым Пришествием Господа Илия, Его верный слуга, явится миру еще раз, чтобы обличить его беззакония, приготовить верных к последнему Суду. 

Это интересно: Святой Илия — Пророк, который не умер

Иконописный облик

Восхождение Илии пророка на огненной колеснице

Илия – боговидец, с которым Создатель говорил на горе Хорив в «веянии тихого ветра» (3 Цар. 19:12). Он же – обличитель нечестивых идолопоклонников, ревностный проповедник веры. С пророком связывают пришествие Мессии, ожидание конца мира. Наконец, издревле поражало воображение верующих вознесение угодника Божия на небеса. Все эти, а также многие другие, события жизни пророка нашли отражение в его иконографии, которая касается как событий его земной жизни, так и тех, что происходили уже по его вознесении – например, явления пророка на горе Преображения, где он вместе с прор. Моисеем беседовал с Самим Христом. 

Впрочем, общим для всех икон является само изображение подвижника, облик которого издревле сохранило церковное предание. Св. Илия чаще всего пишется как высокий седой старец с длинными власами. А вот одеяния святого пишутся различно: 

  • чаще всего на нем – знаменитая милоть (еще в IX в. частице ее можно было поклониться в храме Св. Софии Константинополя), или шерстяной плащ, одежда пустынника; 
  • иногда, особенно на иконах Преображения, святой изображается облаченным одеждами, подобными апостольским – в хитоне, гиматии; это подчеркивает связь пророка с приходом Мессии, Христа. 

Преображение Господне. Феофан Грек

Если святой изображается один, в его руке чаще всего находится свиток с текстом пророчества. Другая рука поднята в понятном тогдашним людям ораторском жесте, ведь делом жизни подвижника была проповедь веры. 

Однако таких, как говорят богословы, «единоличных» образов св. Илии не очень много. Куда чаще иконы – отражение особо значимых событий его жизни. 

Сюжеты из жития святого и их значение

 

Христианские богословы давно заметили, насколько глубоким символическим значением обладают события жития святого, отраженные библейским текстом. Многие из них можно назвать прообразами Новозаветных. Именно поэтому, например, очень часто встречается икона, изображающая св. Илию при потоке Хораф, и ворона, принесшего ему круглый хлебец.

Интересный фактЭтот образ часто писался в алтарной части храма, ведь сюжет жития – своего рода прообраз Евхаристии. 

Иконография: Илия Пророк в пустыне Датировки: XVI в. Около 1552 года.Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы:  высота 75,5 см, ширина 56 см В центре помещена фигура сидящего Ильи Пророка. В левом верхнем углу темная птица с яйцом в клюве. Редкая особенность иконографии: Илья Пророк смотрит перед собой, а не оглядывается назад. Из известных памятников подобная схема присутствует в иконах XV века из Ильинской часовни деревни Пяльма в Обонежье (Музей изобразительных искусств республики Карелия. Инв. № И-363) и из собрания Брягина работы среднерусского мастера (ГРМ). Илья Пророк изображен сидящим на большом круглом камне между ущельями желтых охристых горок, за ним темная расщелина пещеры. У ног его синий водный поток. Инв. № КМЗ КП 02139. © Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Среди других имеющих символическое значение сюжетов, распространенных в иконописи: 

  • воскрешение сына вдовицы, сопоставимое с воскрешением св. Лазаря Христом, к тому же прообразующее также грядущее всеобщее воскресение; 
  • жертва Илии на Кармиле, предвещая будущее Сошествие Св. Духа на Апостолов – также небесного огня, но не попаляющего, а изменяющего души людей; 
  • вознесение святого к небесам на огненной колеснице, также как бы пророчество о Вознесении Самого Воскресшего Христа. 

Самые древние дошедшие до нас изображения 

Считается, что из ныне сохранившихся икон святого древнейшая находится в базилике Сан-Лоренцо-Маджоре (Милан, Италия). Оно относится примерно к 370 г. Историки затрудняются точно определить датировку этой фрески, так как она имеет плохую сохранность. Однако из существующих фрагментов понятно, что это образ «огненного вознесения» св. Илии. 

Еще одна икона, относящаяся к 549 г., также известна в базилике Сент-Апполинаре итальянского города Равенны. Он находится на иконе Преображения Господня: здесь Илия изображен на облаке. 

Символическое изображение Преображения Господня в базилике Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (ок. 549). Пророк Илия изображен в виде старца справа, слева пророк Моисей.

Также к VI в. относится мозаика монастыря св. Екатерины (гора Синай). Это также Преображение, где св. Илия показан благословляющим. Он облачен хитон с черным поясом, украшенным крестами, милоть.  

Особенности русской иконописи 

Христианская Русь унаследовала как традицию почитания пророка, так и иконописные каноны, по которым он изображался. 

Самая древняя фреска, изображающая пророка, находится в Софийском соборе Киева, она относится к началу XI в. Это изображение пророка в полный рост, держащим свиток, что вполне соответствует византийской традиции. 

Но уже к XIII в. у русских иконописцев появляются свои особенности изображения пророка: 

  • образ угодника Божия уже к XIV в. часто встречается рядом с подкупольной иконой Спасителя, на одном из столпов, как правило, вместе с св. Иоанном Предтечей; предполагают, что это связано с распространившейся по русским землям традицией исихазма, восходящей к свт. Григорию Паламе, который предавал пророку особое значение предшественника пустынников-безмолвников; 

В «Триадах о защите священнобезмолвстующих» свт. Григорий пишет о явлении Господа Илие в пещере горы Хорив, которое описывается Библией как «веяние тихого ветра»:

«Свидетельство и правдивое известие – его общепризнанное прозвание: боговидцем и даже высшим боговидцем его зовут все». 

  • его часто пишут на полях иконы Богородицы «Знамение», так как этот образ Пречистой с воздетыми руками иногда также именуют «Воплощением»; изображение пророка подчеркивает его роль, как провозвестника прихода Мессии; 
  • вообще лик св. Илии часто можно видеть на полях икон праздников, образов Богородицы, Христа, вместе с другими избранными святыми; 
  • уже святоотеческая традиция нередко сравнивала двух живших в разные века праведников – прор. Илию и свт. Николая Мирликийского; жители Руси к этим угодникам Божиим тоже прибегали часто, а потому иконописная традиция вскоре стала объединять святых: появились их совместные иконы; 
  • почитая святого как покровителя крестьян, заботящегося об урожае, его стали писать вместе с другими угодниками Божиими, особенно любимыми сельскими жителями: например, вмч. Георгием Победоносцем, мч. Власием. 

Святой Илья Пророк с житием в 26 клеймах

Наконец, очень популярными с XVXVI вв. становятся «житийные» иконы пророка, где клейма, окружающие его изображение, представляют события его жизни.  

Интересный фактСуществует и уникальный «житийный» цикл фресок святого – в посвященном ему храме Ярославля. Сама Ильинская церковь строилась с 1647 по 1650 г., а освящена 16 июня 1650 г. 

Фрески жития святого относятся к 1680 г. Повествование в красках начинается на южной стене церкви с рождения пророка (основой сюжета стали апокрифические сказания), а заканчивается – на северной, образом «огненного восхождения» святого. 

О чем молятся верующие 

К святому чаще всего обращаются: 

  • во время стихийных бедствий, будь то засуха, или, напротив, затяжное ненастье, буря, град, другие катаклизмы; 
  • прося помощи во время гонений за веру, при нападении врагов; 
  • в случае греховных искушений, с просьбой укрепить веру и молитву. 

Так народная любовь к пророку породила большую и разнообразную традицию его изображений. Прибегая к этим образом с верой, что святой обязательно поможет, многие получают просимое. 

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии