Простыми словами об аскетизме

С давних пор все религии знали об узком пути спасения, о том, что необходимо самоограничение, работа над собой. Так появились духовные практики, получившие название аскетических. 

Значение слова 

«Аскетизм» – русский вариант греческого «ἄσκησις» (аскесис), упражнение. Сейчас его относят к разным формам самоограничения (пост, молитва, воздержание), которые подвижники применяют ради достижения высоких духовных состояний, исцеления души от страстей. Но такое значение слово имело не всегда. 

Для древних греков слово означало, прежде всего, упражнения физические. Лишь на закате эллинистической языческой культуры, когда начинает распространяться христианское учение, термин приобретает духовный смысл самоограничения ради духовного возрастания. 

В этом смысле употреблять его впервые начали ученики греческого философа Пифагора. Они говорили о необходимости самоограничений, сочетаемых с развитием ума, изучением наук. Все это должно было привести к гармонии, праведной жизни. 

Сходным образом трактует аскезу Филон Александрийский, еврейский «эллинист», пытавшийся совместить иудаизм с греческой философией. Одним из первых он заговорил об «аскесисе» как практике познания Бога. 

 

И до появления христианства люди осознавали ущербность существования человека как только плотского существа, искали жизни духа, иногда совершенно отрицая материальное, как привязывающее к миру. 

Индуисты: борьба с плотью 

Одна из первых подвижнических практик – индуистская. Остро осознавая бренность земной жизни, но одновременно зависимость человека от материального, брахманы – представители высшей касты индийского общества – предавались подвигам, которые должны даровать человеку жизнь по законам духа. Среди брахманов были: 

  • отшельники; 
  • странники; 
  • нищие 
  • затворники. 

Особенность всех этих практик – абсолютное отрицание плоти, попытка преодолеть пагубную привязанность к ней. Позднейшие христианские аскеты назовут это саморазрушением, отрицанием жизни. 

Греки: поиск гармонии 

Гармонию плоти и духа искали греческие аскеты: 

  • пифагорейцы видели идеал в ограничении плотских потребностей ради изучения философии – высшей мудрости на земле; 
  • стоики, киники считали путем к спасению жизнь без излишеств; не зависеть от внешних условий, господствовать над своей природой – вот истинная добродетель. 

Интересный фактА вот знаменитый Платон говорил о «бегстве из темной пещеры» плоти как цели человеческой жизни. Он видел этот путь как трехступенчатый – очищение себя, понимание истинной жизни души, и, наконец, «экстазис», выход за пределы себя. 

Иудеи: найденный Бог 

Книги Ветхого Завета говорят о практике самоограничений у иудеев. Один из первых случаев, когда об этом упоминает Книга Исхода – пост всего народа перед восхождением пророка Моисея на Синай.

Тогда, пишет Библия, гора «вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом» (Исх. 19:15-19). 

Иудаизм – пожалуй, первая религия, не ищущая, а нашедшая Единого Бога. Хотя точнее будет сказать, что Господь нашел Своих людей. Аскеза евреев – не средство нахождения гармонии или борьбы с плотью. Она происходит от благоговения: ведь Бог реально пребывает с людьми.  Но человек не перестает грешить, то есть удаляться от Творца. Поэтому ему требуется очищение. Среди иудеев ко времени Христа известны: 

  • назореи – принимающие на себя обет определенный промежуток времени не пить вина, не прикасаться к женщине, не остригать волосы; 
  • ессеи, полностью порывавшие связи с миром, уходившие в пустыню, посвящая себя молитве; 
  • тот же подвиг по особому Божию указанию брали на себя пророки Илия и Елисей, Иоанн Креститель. 

Аскетизм в православном христианстве

Прп. Онуфрий Великий

Ученикам Христа аскеза вообще была как бы чужда. Они не соблюдали даже обычных для иудаизма постов. Причину этого раскрывает Сам Христос:

«Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, тогда будут поститься в те дни» (Мк.:2:19-20)   

Господь имел ввиду, что Апостолы находятся в непосредственном Богообщении, о чем веками мечтали люди. После же Воскресения, Вознесения Господа, когда Его ученики остались в мире, то, что дано было Благодатью, следовало стяжать подвижничеством, идя тесным путем спасения (Мф.7:13-14). И все же свет Богообщения не оставлял не только Апостолов, но и первых христиан. 

Интересный фактВ греческом тексте Нового Завета «аскесис» упоминается только раз. Апостол Павел пишет о том, что он «подвизается всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми» (Деян. 24:16), никак не конкретизируя характер этих подвигов. 

Цели аскезы в христианстве 

Покинули мир Апостолы, постепенно стали уходить их ближайшие ученики. Все дальше во времени уходили Евангельские события, времена непосредственного Богообщения.  Но, раз найдя Бога, человек стремится не потерять его. 

По слову современного подвижника, прп. Силуана Афонского, «познавшая Бога душа ничем не может удовлетвориться на земле, но все стремится ко Господу и кричит, как малое дитя, потерявшее мать».

Единение с Богом – вот конечная цель аскетического делания христианина. 

Издавна подвижники знали причину, препятствующую Богообщению: грехи, стоящие между человеком и Богом. Отсюда – еще одна цель: очищение души, изменение жизни. А это невозможно без самоограничения. 

Учение об аскезе у святых отцов 

Церковь дала миру множество великих аскетов. Образ жизни каждого имеет свои особенности, но едина цель, к которой стремились святые отцы. А потому общий для всех путь к ней. Его описывает учение, выработанное подвижниками на собственном опыте. 

Основания 

Христианский аскет исходит из того, что: 

  • человек – единство души и тела; спасение посылается цельному человеку, а не только душе; 
  • телесные подвиги – средство изменения сердца, достижения покаяния; 
  • каковы бы ни были подвиги, человек не может только своими усилиями достигнуть Бога. По слову Апостола, «спасение зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога Милующего» (Рим.9:16). Дело же человека – показать свободное произволение, желание исцелиться.  

Издавна многие христиане, работая над своей душой, стремились уйти от мирской суеты. С IIIIV вв. пустыни наполнялись отшельниками, посвятившими себя молитвенным трудам.  

Св. Исаак Сирин говорит: «Никто не может приблизиться к Богу, если не удалится от мира. Удалением же называю не переселение из тела, но устранение от мирских дел» .

Именно пустынниками написано большинство сочинений об аскезе. Но жития пустынных подвижников иногда содержат рассказы об аскезе мирян, которая часто назидательна для иноков. 

  • Прп. Антоний Великий однажды на молитве услышал голос, что он, при всех подвигах, еще не достиг меры святости сапожника, который живет в Александрии. Старец покинул пустыню, нашел этого человека. Простой ремесленник был удивлен приходом великого аввы, еще более –просьбой рассказать о своих подвигах, которых сам он совершенно не видел. Разве что вот ежедневно, встречаясь с людьми, повторял: «Все спасутся, я один погибну!». 
  • Прп. Силуан Афонский рассказывал, что некогда, мирянином, он однажды, по забывчивости, приготовил в постный день кушанье с мясом. Отец святого сказал ему об этом через полгода, все это время выжидая удобного времени, чтобы замечание не было принято как осуждение. «Я не пришел в меру отца своего!» со слезами повторял старец. 

Церковь знает сотни подвижников, чьи подвиги стяжали им вечное спасение, а ныне являются примером для верующих. Среди них: 

  • прп. Павел Фивейский, который считается одним из зачинателей монашества; избегая гонений за веру, он удалился в пустыню Египта, где провел 91 год; мир не узнал бы о подвижнике, если бы прп. Антонию Великому не было открыто о нем; 
  • сам прп. Антоний, основатель иночества, также ушел из мира, будучи молодым, всю жизнь провел в подвигах поста, молитвы; 
  • прп. Мария Египетская; святая ушла из мира, где вела греховную жизнь, более 40 лет отдала борьбе со страстями, стяжав святость; 
  • трудным путем шла Исидора, скромная инокиня женского общежительного монастыря, жившая в IV в.; годы она терпела унижения от сестер, считавших ее даже помешанной; когда же истина святости подвижницы стала явна, она, избегая похвал человеческих, ушла из обители; ее дальнейшую судьбу знает лишь Господь. 

В чем отличие христианской аскезы от ее понимания в других религиях

 

Основные различия христианской аскезы от духовного делания иных религий сводятся к тому, что христианские подвижники: 

  • первой ступенью аскезы считают не телесные подвиги, а покаяние как изменение души; 
  • не приписывают результаты аскезы своим усилиям; из житий святых известно множество случаев, когда Господь оставлял подвижника за малейшую самонадеянность, так что он лишался всех даров благодати; 
  • крайне строго подходят к различным видениям, откровениям, которые в других религиях считаются признаком достижения цели Богообщения. Рассказывают об отшельнике, увидевшем ангела и встретившем его словами: «Я человек грешный, смотри, не к кому ли другому ты послан?» 

В чем отличие христианской аскезы от ее понимания в философии 

Аскеза философа – средство, позволяющее сосредоточиться на получении знаний. Однако, в отличие от религиозной аскезы, это знание о материальном мире. Впрочем, как подчеркнул патриарх Кирилл на встрече с учеными в г. Сарове 1 августа 2016 г., «наука и религия, безусловно, дополняют друг друга в общей картине наших знаний о мире, делают ее более объемной и яркой». Поэтому аскеза ученого, сосредоточенного на изучении мира Божия, может привести к собственно христианской аскезе.  

Антоним и синоним

Антонимом аскезы можно назвать гедонизм, провозглашающий чувственные удовольствия целью жизни. 

Противоположным духовному деланию путями являются: 

  • отчаяние в возможности спасения, приводящее к жизненной позиции, описываемой словами ап. Павла «станем есть и пить, ибо завтра умрем» (1 Кор.15:32); 
  • приверженность материальному миру, пренебрежение потребностями души; 
  • леность на любые духовные подвиги. 

Синонимы слова аскеза подвижничество, воздержание.

Основной результат разумного воздержания – изменение души: 

  • понимание своих недостатков; 
  • развитие любви к ближнему, неосуждения; 
  • победа над многими другими страстями – ленью, чревоугодием, гневом; 
  • появление любви к богослужению, уединенной молитве. 

Невоздержанность приводит к тому, что человек: 

  • полностью погружается в материальный мир, становится немощен на любое духовное дело; 
  • перестает молиться; 
  • в конечном итоге, теряет смысл жизни, впадает в уныние, отчаяние. 

Итак, можно поститься и не соблюдать воздержания, жить в девстве, либо создать семью, но для Господа важно одно – желание человека соединиться с Ним. Будем помнить слова блаж. Августина: «Бог создал нас без нас, но спасти нас без нас не сможет». 

Наталья Сазонова.

 

         Десять заповедей

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Благовещенский собор в Воронеже

Благовещенский собор Московского Кремля

Первая заповедь

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях 

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии