Родительский день после Пасхи

Пасхальное поминовение

Православные христиане отмечают родительский день несколько раз в год.

Однако особым днём поминовения усопших родственников является Радоница. Само название этого дня приводит в недоумение тех, кто не знаком с его глубоким духовным значением. Как можно совместить радость и воспоминания об ушедших близких?

Когда совершается поминание после Пасхи

Родительский день перед Пасхой не имеет фиксированной даты. Этот праздник отмечается на девятый день после праздника Воскресения Христова или на второй день, следующий за Светлой седмицей.

  • 2022 год Пасха 24 апреля Радоница 3 мая
  • 2023 год Пасха 16 апреля Радоница 25 апреля
  • 2024 год Пасха 5 мая Радоница 25 мая

Интересный фактДень памяти об усопших был установлен ещё в первые века нашей эры. Так, в IV веке святой Амвросий Медиоланский побуждал соверующих после празднования Воскресения Христова поделиться радостью и торжеством с усопшими и так помочь им узнать о великой славе Господа, победившего саму смерть. На данный момент эта традиция сохраняется лишь Русской Православной Церковью.

Значение Радоницы

Родительский день, отмечаемый после праздника Светлого Воскресения Христова, связывается с радостью по очень важной причине, основанной  на доверии к Евангелию.

Пасха — радостный праздник воскресения нашего Господа. Следующая за ней Радоница играет особую роль в практике богослужения Православной Церкви. Этот день был установлен в согласии с церковным учением о сошествии воскресшего Господа в ад и Его победой над властью смерти. Победив смерть, Христос открыл путь к воскресению и другим усопшим.

Поэтому совершенно логично, что после Пасхи христиане радуются грядущему воскресению мёртвых. Это не говорит о том, что они не скорбят . Но вера в непреложное обещание Бога победить смерть даёт основание для того, чтобы радоваться будущей встрече с ушедшими близкими, а не предаваться чрезмерно печали. Так христианская надежда превозносится над скорбью. Помимо этого в день Радоницы произносятся молитвы за усопших.

Как поминают усопших на Радоницу

Во вторник после Фомина воскресенья совершают первое поминовение умерших. Основанием для этого служит положение Церковного устава. В согласии с ним обычное поминовение усопших можно совершать, начиная с Фомина понедельника.

Для правильного поминовения усопших необходимо сходить на богослужение, можно посетить кладбище, совершить молитву и подать милостыню.

Во время проскомидии священнослужитель готовит вино и хлеб для Евхаристии. Из особого литургического хлеба (просфоры) за усопшего вынимается частица и опускается в сосуд со Святыми Дарами вместе с частицами, вынутыми за иных усопших. Таким образом подчёркивается, что Церковь Христова является единой, как его Тело. 

Чтобы имена ваших усопших помянули в алтаре на проскомидии нужно подать записку обедню о упокоении. Желательно использовать для этого старославянский стиль: Сергий вместо Сергея, Татиана вместо Татьяны.

В завершении литургии священнослужитель опускает частицы просфоры в чашу с вином и молится следующими словами:

«Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих».

По окончании литургии в храме начинается совершение панихиды. Как и на литургии, здесь поминают всех крещёных православных христиан.

Некоторые считают, что на службу стоит приходить лишь в том случае, когда усопшие родственники придерживались православной веры. Однако даже если они были инославными или атеистами, посещение службы на родительский день после Пасхи может принести пользу.

Пребывание в собрании людей, имеющих живую надежду, действует на страдающее сердце успокаивающе. Кроме того, и Писание и Предание говорят о возможности изменения посмертной участи покойного.

Молитва на кладбище

На кладбище  зажигают свечу и читают акафист или молитву (можно своими словами). Также можно пригласить священника — для совершения чина литии. Существует также чин литии, который совершается мирянами на кладбище или дома самостоятельно, его текст приведен в конце статьи. Если есть такая возможность, то можно устроить рядом с могилкой поминальную трапезу.

Можно устроить поминальную трапезу дома, а за столом всем вместе помолиться о своих усопших, вспомнить их добрым словом. 

Как еще мы можем позаботиться об умерших. 

  • Следить за чистотой и порядком на могилах. Этим родственники показывают, что продолжают любить и ценить тех, кто заснул смертным сном.
  • Не чревоугодничать, не злоупотреблять алкоголем и вести себя богобоязненно во время поминок, чтобы не оскорблять Господа и память об усопшем. В это время нужно не просто общаться, но, что гораздо важнее, ободрять друг друга надеждой на воскресение мёртвых, что встречается в наши дни во время заупокойных застолий довольно редко.
  • Проявлять дела милосердия по отношению к больным, одиноким, бедным, нуждающимся людям, прося их о том, чтобы они молились за усопшего.

Интересный фактВопреки расхожему мнению, Православная Церковь не одобряет обычай, когда еду оставляют на кладбище для усопших, так как он имеет языческие корни. Ни пасхальные яйца, ни куличи, оставленные на могиле, ничем не могут помочь усопшему. Церковь призывает раздавать еду бедным.

Также в православии строго осуждается гадание на кутье. Это тяжёлый грех, как и любое гадание.

О важном значении проявления милосердия ради усопших говорил ещё Иоанн Златоуст:

«Ты хочешь почтить усопшего? Почти его не плачем и рыданиями, но милостынями, благодеяниями, служениями (…). Не о памятниках, не о надгробных украшениях будем заботиться, ты собери вдовиц — вот наилучший памятник! Скажи им имя покойного, пусть все творят за него молитвы и моления. Это преклонит на милость Бога, хотя и не он сам, а другой за него совершает милостыню. Это сообразно с человеколюбием Божиим (…) Будем помнить, какие утешения мы можем доставить умершим, – вместо слез, вместо рыданий, вместо надгробных памятников – милостыни, молитвы, приношения, – чтобы и им, и нам сподобиться обещанных благ, по благодати и человеколюбию Единородного Сына, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Некоторые доводы в пользу поминовения усопших

Существует ли в Писании явное и конкретное повеление поминать усопших и молиться за них? И если его в Библии нет, означает ли это, что все православные христиане совершают грех, отмечая родительские дни и вознося Богу просьбы об ушедших близких?

Интересный фактВ различных деноминациях протестантизма не принято молиться за усопших. Многие протестантские богословы утверждают, что посмертную участь покойного невозможно изменить после смерти. Другие же полагают, что она определена ещё до рождения человека, когда он ещё не совершил ничего хорошего или дурного.

Стоит отметить, что отсутствие какого-либо повеления в Библии вовсе не означает, что действие является греховным. Ведь воля Бога далеко не всегда определяется чётко сформулированными постановлениями.

Христос оставил нам совершенный пример любви, и его невозможно описать строгим юридическим языком. Божью любовь нельзя втиснуть в ограниченные рамки человеческих правил.

Итак, можно ли найти в Библии законы, принципы и другие указания, доказывающие, что поминовение усопших и молитвы за них не просто допустимы как дело личной совести, но, более того, угодны Богу наравне с другими праведными делами?

Вот как повели себя праведные евреи после поражения израильского войска в войне с филистимлянами:

«И рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем и о доме Израилевом, что пали они от меча» (2Цар.1:12).

Можно ли представить себе пост правоверных иудеев без молитвы?

Примечательно, что Давид и другие евреи оплакивали не только Ионафана — самого близкого друга нового царя и праведника, — но и Саула. На момент смерти Саул пребывал в ужасном духовном состоянии. Он совершил множество преступлений против Бога и своего народа, включая уничтожение целого города священников, покушения на жизнь Давида и обращение за помощью к медиуму, что строго-настрого запрещалось Законом.

Возможно, скорбь о Сауле была связана с тем, что он проявил мужество и пошёл сражаться с врагом, не имея Божьей поддержки и зная о собственной гибели.

Иногда на христианских сайтах можно встретить мысль, что наши молитвы за усопших не имеют никакого влияния на Бога. Имеется в виду, что Он не нуждается в напоминаниях о проявлении снисхождения к грешникам, не совершившим преступление против Святого Духа. Считается, что такие молитвы помогают лишь живым. Они служат своего рода психотерапевтической помощью, успокаивающей страдающее сердце, не более того.

Однако рассмотрим, в каком контексте Писание побуждает нас молиться за грешников.

«Если кто видит брата своего согрешающим грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающим грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти» (1Иоан.5:16-17).

А вот что об этом говорит Иаков:

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:14-16).

В этих местах Библии прямо говорится, что по молитве праведников Бог может простить человека и исцелить его от греха. Конечно, если он сам прилагает для этого усилия.

Ещё более ясно Бог высказался по этому поводу в дни Иова:

«И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. » (Иов.42:7-10).

Это одно из ключевых мест Библии, где говорится о важности молитвы праведников за грешников, для которых ещё возможно прощение.

Отметим также, что Бог благословил Иова только после того, как тот помолился за троих горе-учителей. Здесь содержатся очень важные уроки для нас. Книга Иова показывает, что необходимо молиться не только за тех, с кем у нас были близкие отношения, но и за тех, кто был к нам несправедлив.

Это важно не только для того, чтобы Бог простил их, но и для того, чтобы Он принимал нашу веру и служение Ему. Молитва за обидчиков помогает нам избавиться от гнева и простить их от всего сердца.

Можно ли молиться за нераскаявшихся грешников, атеистов, инославных или самоубийц?

В Евангелии сказано:

«Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа Святого не простится человекам… ни в сем веке, ни в будущем» (Мат.12:31-32).

Что такое грех против Святого Духа? Скорее всего, Христос прежде всего имел в виду обвинение фарисеев в том, что он изгоняет демонов силой сатаны, хотя совершить такое можно было лишь при помощи Святого Духа.

В «Толковой Библии» Лопухина по этому поводу говорится следующее:

«В этой величайшей хуле отрицается Сам Бог, как Существо Всеблагое, Всеправедное, Всемогущее, со всеми Его свойствами, и вместе с тем в самом корне отрицается вся религия, вся нравственность. Здесь предполагается самое глубокое падение человека, из которого не может его вывести самая благодать Божия, потому что она в таком хулении и отрицается. Человеческий дух, произносящий такую хулу, становится на одну ступень с нечистым духом».

Но кто из нас может утверждать, что тот или иной человек согрешил против Святого Духа и дошёл до последней стадии нравственного и духовного падения, став подобным дьяволу в своём ожесточении против Бога?

Святой Павел записал важное предупреждение:

«Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1Коринф.4:5).

Апостол пишет о том, что для Бога важны не только дела, но и намерения сердца или мотивы, побудившие человека к совершению того или иного поступка. И Павел отлично знал, о чём говорил.

Ведь он сам «прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии» (1Тим.1:13).

Явление Иисуса Христа ап. Павлу на пути в Дамаск

Удивительное обращение Савла, ставшего апостолом Павлом, говорит о том, что даже грешник, что не раз слышал весть Евангелия, но не раскаялся, может измениться после личной встречи с Христом.

Это же случилось и с разбойником, распятым с Иисусом. И Господь простил его. Однако обращение Савла говорит и о другой глубокой истине, на которую часто не обращается внимание в дискуссиях о Божьем суде и посмертной участи людей.

В отличие от разбойника Савл не считал Иисуса Христом и ни о чём Его не просил. Как раз наоборот, он вел себя как настоящий антихрист и гнал церковь. Поразительно, но Иисус не просто открыл гонителю правду о Себе, чтобы дать ему шанс стать христианином. Он прямо сказал Савлу, что тот его избранный сосуд. Савл не успел ещё покаяться, а Господь уже говорит о его великом христианском пути.

Ещё раз отметим, что Савла не смогли изменить все христианские проповедники вместе взятые. Но он покаялся при личной встрече с Господом. Обращение Савла говорит о том, насколько мышление Бога превосходит несовершенное и ограниченное мышление человека.

Это интересно: Святой апостол Павел: биография, проповедь и учение

Личная встреча с Христом ожидает каждого из нас. Писание говорит, что окончательный приговор усопшие получат лишь во время Второго пришествия Христа, когда он будет судить живых и мёртвых. До этого момента никто не имеет данного Богом права утверждать что-либо о грядущей участи человека, даже если он умер, не успев или не пожелав раскаяться.

«Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий» (Лук.23:34).

Это место Писания, где Христос молится за Своих распинателей, говорит о Его поразительном милосердии, превышающем наше понимание. Ещё здесь содержится важная истина: Бог не судит одинаково всех грешников.

Человек может не пожелать раскаяться из-за того, что ему преподали искажённое Евангелие или не учили ему совсем. Другое дело, когда грех совершался вполне осознанно тем человеком, который получил достаточные знания о Боге, но предпочёл жить, потакая своим страстям.

Также здесь мы видим, что Иисус просил Отца о прощении для тех, кто творил грех из-за того, что был введён в заблуждение.

Возможно ли покаяние после смерти?

Последний момент, на который хочется обратить внимание, — это вопрос о том, возможно ли покаяние после смерти. Это очень важно, ведь все слова о молитве за грешников, что были приведены выше, касались только живых. Может ли Бог простить того, кто не совершил дел покаяния? Неужели те, кто верит, что Бог прощает почивших грешников по молитве живых праведников, полагают, будто молитва действует вопреки состоянию ума и сердца грешника?

Но ведь молитва не заклинание, способное изменить решение Господа.

К тому же Он никогда не заставляет человека изменяться вопреки его воле. Книга Откровение говорит, что Христос не совершает насилия над человеческим сердцем:

 «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20).

Феофан Затворник однажды сказал: «Если простить грешника внешним приговором, а внутри его всё оставить, как было, не вычистив, то он и после прощения такого останется весь скверен и мрачен. Таков будет и тот, кого бы Бог простил державною Своею властию, без внутреннего его очищения. Вообразите, что входит такой — нечистый и мрачный — в рай. Что это будет?»

Так какое же действие может оказать молитва живых праведников на участь усопших грешников без сознательного и добровольного духовного и нравственного возрастания последних?

Примечательно, что идея о возможности посмертного покаяния грешников не является чем-то совершенно новым для православного богословия, хотя многими и отвергается.

В книге архиепископа Илариона (Алфеева) «Христос — победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции подытоживаются мыслью:

«Христос для всех открывает путь в рай, всех призывает ко спасению, но ответом на зов Христа может стать как радостное согласие последовать за Ним, так и добровольный отказ от спасения. В конечном итоге, все зависит от человека — от его свободного выбора. Бог никого не спасает насильно, но всех призывает…».

И далее:

«С одной стороны, в аду невозможно деятельное покаяние, невозможно исправить совершенные злые дела соответствующими добрыми делами. Однако покаяние в смысле «перемены ума», переоценки ценностей, очевидно, возможно. Об этом свидетельствует хотя бы то, что евангельский богач, о котором мы уже упоминали, осознал бедственность своего положения, как только попал в ад …

Таким образом не только для праведных, но и для неправедных проповедь Спасителя в аду была благой и радостной вестью избавления и спасения, а не проповедью «обличения за неверие и злобу», как то казалось Фоме Аквинскому. Весь контекст 1-го Послания апостола Петра, где повествуется о проповеди Христа в аду, «говорит против понимания проповеди Христа в смысле осуждения и обличения».

Кроме того, в книге отмечается, что в словах Христа о суде ничего не говорилось о религиозной принадлежности человека. Прежде всего Господь делал акцент на нравственной стороне жизни человека, а вовсе не на том, соответствовали ли его верования догматам той или иной конфессии.

Примеры из Предания и современные случаи, свидетельствующие о пользе поминовения усопших

Предание содержит рассказ о преподобной Фотинии, которой в видении явился великолепный мужчина, напоминающий иерея. Он сказал ей:

«Дочь моя, подавай имена священнику, чтобы он потрудился в поминовении их, ибо великую пользу получают души умерших! Смотри, не забывай подавать священнику имена!»

Журнал «Странник» за май 1862 года описывает замечательный случай. Один из служителей Афона рассказывал, как решился стать монахом. Он узрел во сне посмертную участь грешников. К нему явились двое юношей, которые были ангелами. Они взяли его и повели в загробный мир. Там будущий монах увидел муки страдающих и услышал их крики. Ангелы сказали, что если он не оставит свои привычки, то окажется в этом месте. После этого один из юношей взял из огня человека, чёрного, словно уголь. Ангелы сняли с этого человека оковы, и тотчас он стал светлым, как ангел.

Ангелы дали ему одежду, сияющую как свет. Они пояснили, что этот грешник попал сюда за грехи и должен был вечно мучиться в пламени неугасимого огня. Но его родители много помогали бедным, часто совершали поминовения во время богослужений. И благодаря их просьбам — как и молитвам церкви — Бог полностью простил грешную душу и назначил ей будущее вместе со святыми.

В вышеупомянутом журнале приводится ещё один эпизод, дающий надежду на изменение посмертной участи усопшего по молитве живых. В 1850 году у одного человека умер отец, служивший дьяком в одной из сельских церквей. Узнав об этом, сын стал сильно тосковать. Однажды отец предстал перед ним во сне. После этого сын пошёл в храм, где очень усердствовал в молитве за своего родителя. Той же ночью отец приснился сыну снова, поклонился ему до земли и поблагодарил его. После этого покойный стал невидим.

Радоница — особый день памяти об ушедших близких. В этот день невыносимая скорбь превращается в радость. Поминовение усопших является не просто психологическим приёмом, помогающим заглушить боль утраты. Это выражение твёрдой веры в грядущее воскресение мёртвых.

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии