Самое короткое и ёмкое песнопение псалтири: Псалом 116

Это самое короткое, состоящее только из двух стихов, песнопение любимой многими книги Псалтирь. Однако эти несколько строк содержат глубокое богословие и даже пророчества.

Текст песнопения

Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие, яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век.

Хвалите Господа, все народы, восхвалите Его, все племена, ибо утвердилась милость Его на нас, и истина Господня пребывает вовек.

Толкование

Издатель «Толковой Библии» А.П. Лопухин говорит, что в смысловом отношении это краткое песнопение – продолжение 114 и 115 псалмов. Однако, если эти песни восхваляют Господа от лица израильского народа, то 116-й один из немногих, где славить Создателя призываются «вси языцы».

Древнее славянское слово «языки» обозначает:

  • народы;
  • языки, на которых они говорят.

Текст псалма, таким образом, расходится с общим для иудеев представлением об избранности еврейского народа, его особой миссии. Это особенно остро чувствовали Апостолы, стоявшие у истоков Церкви, своими глазами видевшие, как рушатся преграды между «эллинами»-язычниками и иудеями и возникает новый мир. Ап. Павел пишет об этом в «Послании к Римлянам»:

«Иисус Христос сделался служителем для обрезанных – ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников – из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то́ буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему И еще: хвали́те Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы» (Рим. 15:8-10)

Можно вспомнить что среди духовных дарований, обильно излившихся Духом Святым на первую христианскую общину, было также «говорение языками», когда Апостолы смогли нести Слово Божие всем народам на их родном наречии (Деян. 2:4).

Пророк, видя будущее, как настоящее, свидетельствует о грядущем спасении, как совершившемся уже в Вечности. Он пишет о любви Божией, милости, которая «утвердилась на нас», о непреложной Истине, которая с нами всегда.

Один из толкователей, архиепископ Ириней (Климентьевский) (1753-1818 гг.), рассуждает о милости и истине применительно к иудеям и язычникам. Он пишет, что уже из понимания псалма Ап. Павлом понятно, что милость Божия изливается на неверных, не знающих Его, по любви.

Сам св. Павел, обращаясь к тем же римлянам предостерегает бывших язычников:

«Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся» (Рим. 11:16-20).

Но знающие Истинного Бога иудеи также нуждаются в помиловании. Ведь даже знание Бога само по себе не дает спасения и прощения грехов, впрочем, как вообще любые человеческие усилия.

Иконография: Давид, пророк, царь. Датировки: XVI в. Вторая половина XVI в. 1560-е. Происхождение: из иконостаса собора Рождества Богоматери Антониева монастыря. Материал: дерево, темпера. Материал оклада: серебро. Размеры иконы:  высота 78,2 см, ширина 61,3 см. Поясное изображение пророка Давида со свитком в руке. НГОМЗ 2759. © Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Итак, по слову архиеп. Иринея: «К язычникам относится одна токмо милость, а к Иудеям обоя, то есть, и милость и истина».

Итак, по благости Божией, созидается вечное спасение всех людей без различия происхождения. «Пребывающую вовек» Истину Господню толкователи понимают, как Церковь Бога Живого, которую не одолеют никакие мирские бури.

Когда и для чего читают?

Песнопение находится в составе 16 кафизмы Псалтири. Читать его келейно не всегда просто, ведь краткие, но емкие слова требуют углубления в них, вдумчивого осмысления, а значит – большой духовной работы.

Интересный фактВ храме песнопение поется на Вечерне. 116-й принадлежит к числу четырех так называемых псалмов «Господи воззвах». Они именуются так потому, что начинаются с молитвенного призывания Отца Небесного:

  • «Господи, воззвах к Тебе» (Пс. 140),
  • «Гласом моим ко Господу воззвах» (Пс. 141)
  • «Из глубины воззвах к Тебе, Господи» (Пс. 129)

116-й в этом ряду последний, он – как бы ответ на молитвенное прошение, благодарность Творцу.

Использование молитвы в музыке

Частью вечерней службы является псалом и у католиков. Среди композиторов, положивших его текст на музыку:

  • А. Вивальди;
  • В.А.Моцарт;
  • современные композиторы А. Пярт, К. Пендерецки.

Протоиерей Андрей Ткачев в передаче украинского канала КРТ «Сад Божественных песен» от 20 мая 2008 г., назвал 116-й пророчеством не только исполнившимся, но продолжающим воплощаться ежедневно. Ведь ныне Господа славят все народы. Будем помнить об этом, слушая и читая этот короткий, но очень глубокий текст.

Наталья Сазонова

         Десять заповедей

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Благовещенский собор в Воронеже

Благовещенский собор Московского Кремля

Первая заповедь

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях 

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии