Стяжательство: что это за грех?

Многостяжание и любостяжание разновидности страсти сребролюбия

 Стяжательство, или многостяжание является одной из разновидностей страсти сребролюбия, которая в свою очередь относится к одному из семи смертных грехов.

Андрей Шишки. Ростовщик

Смысл его в чрезмерном накопительстве земных богатств, когда забота о материальных благах становится сверх необходимого для жизни. Когда грех входит в навык, в привычку, он превращается в страсть.

 Страсть в душе движется, а деяние  греховное телом видимо совершается (Св. Никита Стифат). 

Потому и нужно «отражать ее, особенно в самом начале, чтобы она не стала неодолимой» (Иоанн Златоуст).  По словам апостола Павла:

«любостяжание есть идолопоклонство» (Кол.3:5), а также «…никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5:5). 

Отношение к богатству в православном христианстве

Быть богатым – не значит нарушить заповеди Божии. Другое дело поклоняться золотому идолу, обожествлять его, оберегать и приумножать любой ценой. Сделать выбор: служить ему, а не Господу. Ибо «Никто не может служить двум господам…. Богу и маммоне» (Мф. 6:24), т.е богатству. 

По словам преподобного богоносного отца Ефрема Сирина нужно придерживаться святоотеческого правила, смысл которого в том, что мера приобретения не должна быть больше потребности человека. 

Накопление денег и имущества сверх необходимого

Сребролюбием называется страсть души человека к обладанию деньгами и имуществом сверх необходимого при определенных условиях.  

По мнению святых отцов страсть сребролюбия является не естественной для души человека, потому что она чужеродна человеческой природе. Этим и отличается от других страстей. Страсть блудная и чревоугодие присущи людям по природе, так как человек имеет плоть.  А сребролюбие – другая болезнь, подступает к человеку извне, но если ее однажды допустить в сердце, то она может стать самой опасной, которую сложно побороть.  

Апостол Павел, как и многие святые отцы, называл сребролюбие корнем всех зол (1Тим.6:10). Почему? Из-за любви к деньгам Иуда совершил самое тяжкое преступление, которое когда-либо совершал человек: предал Господа.  Почему именно сребролюбие? Серебряными монетами предатель заплатил иудейским священникам за жизнь Спасителя.  

 

Берегись этой язвы, которая и душу  и тело навечно умерщвляет  (1 Кор.6,10; Еф.5,5).

Как говорят в народе: «Чем больше денег, тем больше хочется». Одни при наличии богатства тратят его на роскошную жизнь и развлечения. Другие копят на безбедное будущее и достойную старость. В погоне за состоянием становятся жадными и скупыми, считают каждую копейку, во всем отказывают себе и ни с кем не делятся. 

Сребролюбцем может стать и бедный, мысли которого поглощены мечтою о деньгах.   «Нищеты и богатства не давай мне» (Притч. 30:8).В любом случае и те, и другие – материалисты. Поглощенная страстью к деньгам, душа становится жалкой, мелочной. В ней  угасает любовь к ближнему и упование на Бога, она незаметно входит в темный мир зла. 

Если учесть, что сегодняшнее общество – это общество потребления материальных благ, удовольствий, развлечений, то для удовлетворения этих потребностей нужно все больше и больше денег. Даже детей со школьной скамьи учат быть успешными, чтобы в будущем занимать высокие должности и зарабатывать много денег.  

Отчего же усиливается страсть сребролюбия? По мнению   христианского   учителя   и  проповедника Иоанна Златоуста:

«От тщеславия и крайней беспечности. Страсть к деньгам сильнее и неистовее других страстей и может причинить большие скорби.   Сребролюбцы не наслаждаются и тем, что имеют, как потому что не уверены в своей безопасности, так и потому, что устремлены тому, чего еще не получили».

 Страсть к преумножению богатства актуальна и сегодня. Люди превыше духовных ценностей ставят материальные. Когда молодых людей, недавно создавших семью, спрашивают: «Когда родите?» Они отвечают: «Сначала надо на ноги встать, пожить для себя».  

Этот пример тоже относится к стяжательству. Люди работают, приобретают сверх меры, копят, преумножают в разы больше, чем требуется. Ведь не зря гласит народная мудрость, проверенная сотнями лет: «Если Господь дает дитя, то и на дитя дает». Это подтверждено самой жизнью.

Посмотрите на многодетные семьи. При всех трудностях, которые выпадают на их долю, они в материальном плане живут не хуже других, а бывает и лучше тех, кто детей не имеет. Потому что с ними Божье благословение.  

Что говорит Евангелие о материальных благах

В Евангелие от Луки есть притча о богатом человеке, который собрал хороший урожай с поля. Так как класть этот урожай было некуда, он решил сломать старые житницы и построить новые, больших размеров. Он думал, что соберет добра на многие годы и будет спокойно жить, есть, пить и веселиться. А Господь ему ответил: «Безумный! Сегодня ночью душу твою заберут, кому останется добро твое?» (Лк. 16-21)   

Богатство в этой притче не осуждается, смысл ее в отношении к богатству. Всю жизнь человек прожил в достатке. А так и не уразумел для чего оно ему. Скольких голодных мог накормить, больным помочь, нуждающихся спасти, храмов построить? И получить за это от Господа Царствие Небесное. А он не захотел. И виной тому страсть сребролюбия и стяжательства, которые порождают жадность и корысть.

 «Сребролюбец есть страж своего имения, а не владелец; раб, а не господин. Для него легче отдать часть своего тела, чем уделить сколько-нибудь из своего богатства» (Иоанн Златоуст). 

 Другая история про богатого юношу, который спросил у Христа как  можно  спастись.  Иисус ответил: «Продай свое имение, раздай нищим и следуй за мной, взяв крест». Юноша мог стать апостолом, его звал за собой Сам Господь, предлагал вечную жизнь. А молодой человек выбрал богатство (Мф. 19: 16–29; Мк. 10: 17–30; Лк. 18: 18–27).  

Еще одна притча о сребролюбии (Лк.16:19–31). В этой притче богатей с помощью промысла Божьего имел достаток и мог легко помочь нищему, который лежал у ворот его дома и был бы рад хоть крошкам с его стола. Но в сердце сребролюбца нет любви, а потому глухо оно к чужим страданиям. 

Нищий безропотно и терпеливо переносил посылаемые страдания. А богатей не смог полюбить ближнего и поделиться с ним хотя бы хлебными крохами. Умер нищий Лазарь и попал в рай, а богач – в ад.  

В чем заключается корень всех зол

По мнению святителя Григория Паламы: 

«Сребролюбие является причиной всех зол: корыстолюбия, скупости, черствости, неверия (или вероломства), человеконенавистничества, грабежа (или агрессивной алчности), неправды, жадности, ростовщичества, обмана, лжи, клятвопреступления и всего сходного с этими пороками».

 Из-за страсти к деньгам совершаются бесчисленные злодеяния. Обман, воровство, конфликты, нарушения прав человека, преступления в различных сферах, войны, убийства, нарушение законов государственных и Божьих. Сребролюбие разрушает семейные узы, разбивает дружбу между друзьями и даже целыми народами, из-за него предают Отечество, изменяют своему войску.  

Жадность, корыстолюбие, тщеславие, мшелоимство, алчность, жестокость, подлость – это приобретенные страсти, которые присовокупляются в связи с укоренением в человеке сребролюбия.   

«Сильная и готовая на все любовь к стяжанию, не зная сытости, вынуждает плененную душу идти до крайнего предела зол» (Иоанн Златоуст).  

Откуда берется сребролюбие изначально? Зародиться эта страсть может по нескольким причинам: 

  • Нищета или крайняя бедность семьи.  
  • Достаток и избалованность («золотая молодежь»).  
  • Навязывание обществу пропаганды материальных ценностей. 
  • Но основной и самой главной причиной является недоверие Богу, маловерие.  

Господь говорит: «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 31–33).  

Господь знает нужду каждого человека: кому, сколько, чего и в какой жизненный момент потребно. Проблема в том, что люди не доверяют Господу. Из-за маловерия надеются только на свои силы и вязнут в страстях. 

Что делать, если стяжательство укоренилось в сердце

Укреплять веру.  

Заботиться о стяжании духовных даров, а не земных. 

 Благодарить Бога за то, что есть.  

Не роптать на Господа, а довериться Ему.  

 Не стремиться к богатству (не стяжать). 

Не дает Господь много денег? На все Его святая воля. Может это не полезно человеку. Господу лучше знать что потребно и когда. 

 Точно определить меру приобретения.  

Ведь грех, когда сверх меры, когда на «черный день», когда про запас. А если подкопить на паломническую поездку или в санаторий на лечение – это не грех.  

 Исцелять себя с помощью подаяния. 

Строить храмы, школы, больницы. Брать пример с Российской империи, когда целые династии становились меценатами. Помогать сиротам, нуждающимся, больным.  

Ярким примером нестяжания и милосердия можно считать золотопромышленника Сибирякова Иннокентия Михайловича(1860г.). С юности он занимался меценатством. Строил обители и храмы, музеи и библиотеки, больницы и приюты. Он финансово помогал университетам, гимназиям, Русскому Географическому обществу, поддерживал научные и литературные проекты, выделял пособия рабочим.  

Иннокентий Сибиряков

 Будучи очень богатым, он всегда жил с верою в то, что его капитал – это тяжелейший труд многих работников. И смысл наличия его богатства – в помощи нуждающимся. В 1896г. Сибиряков передал все свои средства иеромонаху Давиду. 

28Ноября1898 годаРусский меценат Сибиряков был пострижен на Афоне в святую схиму в честь святого Иннокентия Иркутского. 

Современному миру досталось богатейшее наследие знаний святых отцов, живших еще в IV – V веках, которые актуальны сегодня.  

Больше всего душеполезных поучений о вышеупомянутых страстях оставил   вселенский  святитель и  учитель Иоанн Златоуст (347 – 407гг.): 

  • деньгами должно владеть, как подобает господам, а не рабам, так, чтобы властвовать над ними, а не они властвовали над нами;

  • будем пренебрегать деньгами, чтобы не пренебречь нам своей души;

  • освободим себя и погасим в себе пристрастие к деньгам, чтобы воспламенить в себе желание небесного. Ведь не могут эти два стремления совмещаться в одной душе;

  • ты связал себя сам цепями сребролюбия, разреши <освободи> же себя через исполнение заповеди о любви к бедным.

 Василий Великий (330 – 379гг.) говорил: 

«Не должно быть сребролюбивым и не нужно собирать сокровища, каких не надобно».

Ефрем Сирин (306 – 373гг.) наставлял:

«Возненавидь серебро; для него князи гибли в бранях. Возлюби ходить босыми ногами, чтобы попрать главы змиев».

Иоанн Кассиан Римлянин (350 – 435гг.) учил: 

«Совершенная победа над сребролюбием одерживается тем, чтобы не допускать оставаться в нашем сердце искре желания какого-либо и малейшего стяжания, в той уверенности, что мы уже не в состоянии будем погасить ее, если хоть сколько-нибудь пищи будем подавать этой искре в нас…И потому не только надобно опасаться стяжания денег, но и самое желание совсем надобно выгнать из души».

Иоанн Лествичник (VIVIIвв.) напоминал: 

«Вера и удаление от мира есть смерть сребролюбия».

Преподобный Исидор Пелусиот (IVVвв.)  замечал:

«Если воздействовал в тебе яд сребролюбия, этот корень всем злым (ср.: 1 Тим. 6, 10), и, к себе обратив все чувства, приводит в такое неистовство, что вдаешься в идолослужение, то отвечай ему богопреданным словом: Господу Богу моему поклонюсь, и Тому Единому послужу (ср.: Мф. 4, 10). И действие яда кончится, а ты вполне отрезвишься».

Вразумись, человечество глупое. Внемли отцам святым, доверься Господу и избавь сердце от злодейского сребролюбия! 

Это интересно: Значение греха ростовщичества

Мария Правдина

 

         Десять заповедей

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Благовещенский собор в Воронеже

Благовещенский собор Московского Кремля

Первая заповедь

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях 

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии