Существует ли вечерняя молитва оптинских старцев?

Преподобные отцы и их духовное наследие

Оптина Пустынь стала легендой еще до революционных событий: здесь – место служения самых известных духовников России, называемых народом старцами. И по закрытии обители на долгие десятилетия не истребилась память о преподобных. Им молились, их поучения бережно хранили, переписывали. Сохранила память верующего народа также молитвы, созданные старцами  Оптиной. Но все ли из них действительно являются таковыми? 

Оптина Пустынь

Нигде к наследию преподобных не относятся так бережно, в то же время – так основательно, как в самой Оптиной, поныне действующем монастыре. 

Интересный фактС 1988 г. прославлен, как преподобный, Амвросий Оптинский, а 26-27 июля 1996 – еще тринадцать старцев. С тех пор в монастыре по крупицам собирают данные об их жизни, чудесах, поучениях. 

Интернет-страница обители содержит краткие и подробные жития Оптинских старцев, их прижизненные портреты, фотографии, практически все сочинения. 

Есть на сайте специальный раздел под названием «Оптинский молитвослов». Здесь можно найти: 

  • каноны, акафисты преподобным; 
  • правило прп. Амвросия, читаемое при искушениях, житейских скорбях; 
  • наконец – 10 кратких молений, созданных подвижниками; среди них наиболее пространная – на начало дня; есть также прошения о начале дела, при скорбях, о семье, о враждующих, при плотской брани, а также несколько с надписанием «От антихриста»; но вот «вечерней молитвы» среди них нет. 

Читайте также: Все молитвы Амвросия Оптинского

Кроме того, здесь же помещены аудиозаписи, среди которых – вечернее правило, читаемое братским духовником, схиархимандритом Илием (Ноздриным), большое утешение для многих, любящих этого пастыря. Однако это – вечернее правило, которое можно найти в любом православном молитвослове, а не созданный именно о. Илием текст. 

Тем не менее, многие интернет-сайты, создатели которых не очень разбираются в тонкостях церковной жизни, представляют это правило (в котором, к слову, более десятка молитв) именно как «вечернюю молитву», якобы созданную старцами Оптиной, даже приводят собственно текст, не отличающийся от канонического правила.

Создателей таких сайтов не смущает ни количество молитв в этой «молитве», ни то, что все они приписываются совсем другим святым (прп. Иоанникию, свт. Иоанну Златоусту, другим). Скорее всего, источником заблуждения могут быть аудиозаписи на сайте Оптиной, а причиной  его распространенности – невежество, или же банальная спекуляция на именах действительно великих подвижников. 

Конечно, по слову ап. Павла, «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться» (Флп.1:18).

Читайте также:  Если Бог – «только любовь»…

Однако верующим все же имеет смысл обращаться к утвержденным Церковью православным молитвословам, а не к сомнительным источникам, авторы которых, очевидно, имеют крайне поверхностные представления о православии.

Угодники Божии жили во времена общего кризиса духовности, когда христианская жизнь все больше сводилась к схемам – определенному количеству молитв, поклонов, формальным посещениям церкви. Потому их задачей было пробудить живое религиозное чувство, ведь речь идет не о бездумно произносимых словах, а беседе с Самим Богом. Потому главное, что советовали преподобные – брать правило «по силе». 

Так, прп. Амвросий говорил: «Лучше, когда источник непрестанно течет хоть понемногу, нежели много с перерывами… Лучше не великое правило иметь, да постоянно исполнять оное, нежели много с перерывами совершенного оставления». 

Но кто же определяет, что может та или иная душа? От своеволия старцы здесь предостерегали особо, советуя обратиться за благословением на определенный образ молитвы к духовнику или хорошо знакомому священнику, знающему духовное состояние верующего. А уж данное благословение выполнять по возможности неопустительно. 

Что делать, если человек не помолился утром, или вечером

В жизни мирян, иногда даже монахов, случаются такие обстоятельства, иногда – действительно не зависящие от человека. Преподобные советовали при таком случае не смущаться, но смиряться, исповедуя Богу свою немощь. Вместе с тем, по слову прпп. Никона, необходимо стараться «не упускать» правила утром и вечером. Ведь это – духовное приобретение, а лишение себя богообщения – невосполнимая потеря. 

Это интересно: Духовное наследие: молитвы Оптинских старцев

К преподобным не раз обращались духовные чада с просьбой благословить прибавить к обычным молитвам поклоны, либо чтение канонов, акафистов. Старцы крайне редко, не слишком охотно благословляли подобные подвиги. Они полагали, что чрезмерное увлечение таким деланием   может привести: 

  • к усталости, рассеянию внимания просто по физической немощи; от этого может наступить вовсе охлаждение к духовной жизни; 
  • если человеку покажется, что молитва идет хорошо, он сразу подвергнется другой опасности – фарисейской гордыни, надмения своей «праведностью». 

Между тем, основа духовного труда – смирение, которое как раз может нарушиться от чрезмерного, «не по разуму» усердия. 

Большое правило брать на себя не стоит, а вот памятование о Боге, желательно непрестанное, необходимо мирянину так же, как иноку. Это могут быть краткие, но частые прошения, например, «Господи, помилуй», «Господи, защити». Преподобные отцы советовали также: 

  • призывать благословение Божие на всякое дело (прп. Иларион); 
  • особенно молиться при случившихся скорбях (прп. Никон). 
Читайте также:  Илья Муромец святой богатырь

Собор преподобных Оптинских старцев

Нужно ли лично присутствовать на заказанном молебне, акафисте, панихиде? 

Прп. Амвросий настаивал на том, что это крайне желательно, приводя как пример ханаанейскую  жену, упросившую Христа изгнать беса из ее дочери:

«Двенадцать апостолов просили Спасителя за жену-хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить – упросила». 

Любил преподобный, часто облекавший свои советы в добрую шутку, и такую поговорку:

«Боже-то поможи, да и сам мужик не лежи!» 

Прп. Никон советовал отложить все житейские попечения, отсечь посторонние помыслы. Преподобный писал:

«Особенно во время молитвы оставляйте все помыслы о житейском. После молитвы, домашней или церковной, чтобы сохранить молитвенное умиленное настроение, необходимо молчание. Иногда даже простое незначительное слово может нарушить и спугнуть из души нашей умиление. Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина, как она благотворно действует на душу!» 

Но что же делать, если помыслы все же нападают, так что произнести слова моления «от сердца» очень сложно? Может быть, попытаться раз и другой начать молиться с начала? Прп. Амвросий считал, что нет, но следует со смирением исповедовать Господу свое бессилие, маловерие, а может – и страсти, мешающие молиться. И с Божией помощью – продолжать правило. 

Плоды трудов 

Старцы советовали не искать во время молитвы высоких состояний умиления, восторга, слез. Подобные дары – результат развития смирения. Прп. Анатолий говорил:

«Смиримся, и Господь покроет, и будем святы. А пока не смиримся и не умилостивим Бога – хоть лоб об пол поклонами разбей, страсти не умалятся». 

Таковы советы отцов, которые помогли множеству душ и продолжают помогать и сейчас: ведь, как духовные чада старцев мы тоже живем в непростое время нарастающего безбожия. Потому советы преподобных так нужны сегодня многим. 

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии