Святитель Григорий Богослов и его творения

Биография свт. Григория Назианзина (младшего)

Св.Григорий родился в Арианзе (недалеко от города Назианза), приблизительно около 330 года. Его семью вполне можно назвать святой, ибо в ней были причислены к лику святых: его отец Григорий, епископ Назианзский, мать Нонна, брат Кесарий и сестра Горгония.

Святитель Григорий Богослов

Правда, одно время Григорий старший придерживался не православного, а какого-то синкретического учения. В христианство он обратился и принял крещение в следствии молитв и увещаний своей супруги Нонны, от всей души любящей Бога, ревностной христианки. Вскоре он принял сан священника, а впоследствии стал епископом г. Назианза.

Все это случилось по слову апостола Петра: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Пет.3: 1-2).

Нонна своим молитвенным подвигом вымолила и святого сына – Григория, которого она обещала посвятить на служение Богу, что и было исполнено. Поэтому отрок с самого раннего детства воспитывался в страхе Божием, пребывал в молите и, по достижению школьного возраста, в чтении книг, особенно духовных.

И уже тогда он явил выдающиеся способности, особенно умственные, и поведение, свойственное не детям и юношам, а старцам. Всяких детских игр, забав и зрелищ он избегал, но пребывал в молитве и постоянном учении. В это время особое влияние на него имела его святая мать, которая уже тогда открыла ему ту тайну, что он – плод ее молитв и посвящен Богу.

Это материнское наставление оказало особое влияние на душу благочестивого юноши. Более всего же он возлюбил девственную чистоту и целомудрие. К сему его подвигло еще одно видение. Когда во сне он увидел двух прекраснейших девиц, красота которых, впрочем, состояла не в изысканных украшениях и плетениях волос, а в тех добродетелях, именами которых они носили.

Одна назвалась Чистота, а другая – Целомудрием; по их словам, они «предстоят пред престолом Царя славы Христа и услаждаются красотою небесных дев». И сказали они св.Григорию: «Будь, чадо, единомысленным с нами; ум свой соедини с нашим умом и лицо свое сделай подобным нашему. Тогда мы тебя, блистающего величайшею светлостью, вознесем на небеса и поставим близ бессмертного Троичного света». После сего святой более всего стал оберегать свое девство.

Между тем, желая получить более полные и совершенные знания, св.Григорий сначала отправляется для обучения в Кесарию Палестинскую, затем в Александрию и, наконец, в центр тогдашней учености – Афины. Но во время морского путешествия туда началась сильнейшая буря, так что все, находившиеся на корабле, уже отчаивались в своем спасении.

Особенно горько плакал св.Григорий, ибо он боялся не столько смерти телесной, сколько духовной. Ведь тогда он еще не был крещен, поскольку по понятиям того времени сие Таинство принимали в более зрелом возрасте (около 30 лет). Но свой плач святой соединял с молитвой к милосердному Богу. И это своим любящим сердцем услышали его святые родители, кои также стали на молитву в помощь сыну.

Благодаря чему человекоубийца бес Эринн, стремившийся погубить св.Григория (и это было открыто во сне его отцу) был побежден, буря прекратилась. Причем все его спутники, многие из которых было еще язычниками, ясно уразумели, что это произошло только благодаря Богу святого и молитве его родителей. Ибо они видели, как его мать Нонна, пройдя по морю, спасла корабль.

Дружба со свт. Василием Великим

Прибыв в Афины и начав там свое дальнейшее обучение, будущий Богослов был для всех предметом удивления как из-за глубины его ума, а также по причине своего целомудрия. Там же он знакомится со св.Василием Великим; дружбу с которым, пронесенную чрез всю жизнь, почитал дороже царства. Так св.Григорий, не без иронии намекая на желание юношей кичиться своими знаниями перед невеждами, говаривал, что начал учиться в афинских школах, чтобы, подобно ветхозаветному Саулу найти ослов, но как и тот, вопреки ожиданиям, обрел царство. Под коим он разумел дружеские и даже братские отношения со св.Василием.

Святитель Василий Великий

Оба они после долговременного обучения по знаниям и силе ума намного превзошли собственных учителей, так что сами могли учить их. Но их влекла к себе другая, духовная, божественная мудрость. Поэтому св.Василий удалялся в Египет, где особенно подвизались тогда монашествующие, а св.Григорий, после краткого времени преподавания в Афинах, отправился в Назианзин ко отцу, бывшего уже епископом. Им он был рукоположен в священнический сан, но, не желая принимать епископство, удалился оттуда в Понт. Где его друг св.Василий Великий, также уже пресвитер, основал монастырь.

Здесь они оба некоторое время подвизались, но после смерти своего брата Кесария св.Григорий по настоятельной, слезной просьбе престарелых родителей пришел к ним. Это тем более было необходимо и по нуждам Церкви, из-за умножения арианской ереси.

Интересный фактДаже отец святого отчасти впал в это заблуждение, но был наставлен и утвержден в православии собственным сыном.

Который к тому же помогал ему в управлении епархией, а также, как апологет, боролся с язычеством, кое получило некоторое влияние в краткое время правления императора Юлиана Отступника.

Противоборство ереси

Тогда же св.Василий Великий становится сначала помощником епископа, а затем и архиепископом Кесарии Каппадокийской. Недовольные сим еретики-ариане пытались отнять у него часть епархии. Чтобы сего не произошло, святитель решил устроить в небольшом городке Сасима новую епископскую кафедру. Поставив во главе ее православного, благочестивого мужа, т.е. св.Григория; на что, однако, смиренный подвижник согласился и был рукоположен в сан епископа Сасимского, лишь после долгих уговоров своего великого друга и собственного отца.

Но ариане, коим тогда (при императоре еретике Валенте) помогали гражданские власти, даже выставили на пути в Сасиму войска, чтобы не допустить туда православного архиерея. Тогда последний, избегая кровопролития, сначала ушел в некий монастырь, где смиренно ухаживал за больными, а затем удалился в столь возлюбленную ему пустыню.

Оттуда он был снова вызван в Назианзин своими престарелыми родителями, которые уже потеряли всех своих детей, кроме Григория, и нуждались в его попечении. Он также опять помогает своему отцу в управлении епархией. Однако по своему смирению отказывается занять епископский престол, как при жизни отца, так и после его смерти. Похоронив же своих родителей, святой снова приходит к св.Василию Великому, который поручает ему заботу о созданных им богадельнях и больницах.

Поскольку же тогда появилось лжеучение Македония, отрицавшего Божество Святого Духа, особенно распространившееся в Константинополе, то по убеждению св.Василия Великого (вскоре после этого, в 379 г. отошедшего ко Господу) и соборному решению других епископов св.Григорий отправился туда. Он застал царственный град практически полностью заполоненным ересью. Православных в городе было крайне мало, и из многочисленных соборов и храмов города им принадлежала лишь ветхая церковь св.Анастасии, коей погнушались еретики.

В ней-то и стал служить святитель, богословская проповедь коего оказалась столь действенной, что под ее влиянием каждый день множество христиан отказывались от заблуждений арианства и принимали православие. Тогда же Богослов подвизался и против новой ереси Аполлинария, лжеучившего, что Христос воспринял не всю человеческую природу, но вместо ума или духа у Него было Божество.

Еретики, не способные противостоять святителю в богословской полемике, пытались за это побить святого камнями, представили его на суд мирскому правителю как какого-то злодея. Но все их усилия оказались тщетными, ибо Господь хранил Своего избранника. Тогда-то ему было усвоено имя Богослова, и он был почтен святительством на православной константинопольской кафедре.

Что, впрочем, вызвало зависть у некоторых, особенно у некоего Максима циника, который незаконно, путем подкупа и интриг сам хотел стать архиепископом. Но как он сам, так и помогавшие ему с позором были изгнаны народом, который любил своего истинного архипастыря и относился к нему с величайшим уважением.

Архиепископ Константинопольский

Однако сам св.Григорий Богослов, удрученный старостью, болезнями, тяжело переживающий смерть своего друга св.Василия Великого, сам желал уйти на покой; однако хотел, чтобы сие произошло по соборному решению. Поэтому, когда религиозно-политическая ситуация в Империи поменялась, и правоверный царь Феодосий Великий отнял у ариан все храмы в Царьграде, отдав их православным, которые просили святителя стать патриархом, он отклонил эту просьбу, предав сие дело на рассмотрение будущего собора.

Второй Вселенский собор. Дионисий. Ферапонтов монастырь, собор Рождества Богородицы

И действительно, на II Вселенском Соборе (381 г.), который осудил ересь Македония и утвердил Православие, он был избран архиепископом Константинопольским. Однако это вызвало неудовольствие некоторых, среди епископов произошло разногласие. Видя это св.Григорий Богослов обратился к ним со следующей речью:

«Мужи и сопастыри мои по управлению святым Христовым стадом! Стыдно вам, поучающим других хранить мир, входить в раздоры между собою! Как вы можете других убедить к согласию и единомыслию, если не можете согласиться сами с собою? Но я умоляю вас пред единосущною и Пресвятою Троицею установить мир и показать взаимную любовь друг к другу, чтобы вы в полном согласии могли устроить церковные дела.

Если же я виновник разногласия и разъединения между вами, то я нисколько не достойнее пророка Ионы. Выбросьте меня за борт корабля, и тогда прекратится для вас волнение. Хотя я и неповинен в этой буре, но я предпочитаю пострадать, если вы этого хотите. Только примиритесь между собою и будьте единомысленны; свергните меня с престола, изгоните из города, только истину и мир, говорю с пророком Захарием (Зах.8:19), возлюбите. Желаю вам здравствовать, священные пастыри! Не забывайте и моих трудов!».

После этого святой удалился на свою родину и стал жить в селении Арианз, где пребывал в молитве, богомыслии и духовных созерцаниях (впрочем, в это время он также очистил свой родной город Назианз от ереси Аполлинария). Тогда это по характеру был смиренный старец, по внешему виду почти ослепший, но ясно созерцающий своими духовными очами горний мир, к коему и были направлены все его душевные наклонности и стремления.

25Январь389 годаСвятитель Григорий Богослов отошел ко Господу  у себя на родине в г. Назианзе, где и был похоронен.

Иконы и фрески


На иконах и фресках святой изображается в святительском облачении и, либо с Евангелием в руках, в знак своего учительства и богословия; либо за написанием своих богословских творений. После установления общего праздника в честь трех святителей, стали появляться совместные иконописные изображения свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Андрей Рублёв, Даниил Черный и мастерская. Московская школа 1408 г.

В монументальной иконописи очень распространены изображения свт. Григория в алтаре, рядом со свт. Василием Великим. Изображения Григория Богослова можно увидеть также и в деисусных чинах некоторых храмов, например в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря работы Дионисия.

Как сообщает православный источник: «В 950 году при императоре Константине Багрянородном его мощи были перенесены в Константинополь и положены в церкви Святых Апостолов. При разграблении Константинополя крестоносцами в 1204 году мощи святителя Григория были вывезены в Рим. После постройки собора святого Петра в Риме там была устроена гробница для мощей святителя. 26 ноября 2004 года часть мощей, по решению папы Иоанна Павла II, была возвращена Константинопольской церкви вместе с частью мощей Иоанна Златоуста. В настоящее время эти святыни хранятся в Соборе святого Георгия в Стамбуле».

Споры о первенстве святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого


Уже при жизни святитель почитался православным народом как великий учитель Церкви и второй, после ап.Иоанна, Богослов. Но причислен он к лику святых позднее IV века. Уже значительно позже (в XI веке) в Константинополе возникли споры (причем многие отдавали «пальму первенства» именно св.Григорию) о том, кто из трех великих святителей выше.

И тогда они явились Иоанну, епископу Евхаитскому, отличавшемуся мудростью и добродетелью, и сказали ему: «Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу. Каждый из нас отдельно, в свое время, возбуждаемый Божественным Духом, написал соответствующие поучения для спасения людей. Чему мы научились сокровенно, то передали явно людям.

Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной.

В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство. Мы же совершающим память о нас будем споспешниками к спасению, так как мы надеемся, что имеем некоторую заслугу у Бога. Сказав это епископу, они стали подниматься на небо, сияя неизреченным светом и называя друг друга по имени».

Собор Вселенских святителей: Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов.

Интересный фактПосле чего еп.Иоанн, усмотрев, что в январе месяце празднуется память каждого святителя: 1 января (по ст.ст.) – св.Василия Великого; 25 – св.Григория Богослова; 27 – перенесение мощей св.Иоанна Златоуста, установил (в 1084 году) 30 января «Собор (сих) трех великих вселенских учителей». Этим он навсегда прекратил споры о первенстве между ними.

День памяти

Посему дни памяти святителя бывают дважды в году:  7 и 12 февраля по новому стилю (25 и 30 января по старому стилю).

Церковь в кремле Ростова Великого

Церковь свт. Григория Богослова в Ростове Великом

На Руси издавна почитали святого, в честь его сооружали храмы. Так, к примеру, в кремле Ростова Великого в 1670-х годах, на месте упраздненного Григорьевского монастыря, была возведена св.Григорие-Богословская церковь.

Храм в Одессе

Такой же храм есть в Одессе. Он был построен в 1896 году, в память родителей знаменитого одессита — городского головы Григория Григорьевича Маразли и освящался в честь их небесных покровителей свт. Григория Богослова и мц. Зои. Архитектор — С.А. Ландесман.

Труды

Последние, дошедшие до нас, многочисленны, включают в себя слова (гомилии), стихотворные произведения и письма. В издании МДА они составляет шесть томов, содержащих «Слова», числом 45, из коих особенно замечательны «5 Слов о Богословии» (с 27-го по 31-е); Послания; «Песнопения таинственные»; «Молитвы»; и письма различным лицам.

Это выражение есть в «Слове 21, Похвального Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому», после блаженной кончины коего Богослов говорит следующее:

«Отторгнуты от нас все любомудрые, боголюбивые и заранее сожительствующие с горними мужи, которые, хотя во всем другом мирны и умеренны, однако же не могут пренесть с кротостью, когда молчанием предается Бог, и даже делаются при этом весьма браннолюбивыми и неодолимыми (ибо таков жар ревности), и готовы скорее ниспровергнуть, чего не должно, нежели пренебречь должным. За ними устремляется немалое число и народа, подобно стае птиц, улетая за улетевшими вперед, и даже теперь не перестают улетать».

Существует мнение, что в этой фразе «ударение падает на слова отторгнуты от нас. И что святитель Григорий явно не одобряет не кроткое поведение браннолюбивых и неодолимых спорщиков».

Однако, вполне имеет право на существование и другое, общепринятой мнение: «Молчанием предается Бог», ибо нельзя молчать, как не молчал св.Афанасий Великий, когда ариане пытались низвергнуть основные истины Православия. И подобно сему Великому точно также не мог молчать св.Григорий Богослов, обличая тех же еретиков!

Но есть и другой, гораздо более глубокий взгляд на сие крылатое выражение. Ведь молчание – это важнейший богословско-аскетический принцип богопознания. Согласно учению св.Дионисия Ареопагита Бог, обладая всеми совершенными свойствами и качествами, однако ими не ограничивается. Будучи Всевышним, Он выше всего этого самого совершенного, и даже выше бытия.

Поэтому наиболее совершенное богословие, называемое апофатическим, состоит не в том, чтобы говорить о том, что Бог есть, а в том, чтобы рассуждать о том, что Он не есть; но не потому, что, как мнят атеисты, Его нет, а потому, что Он превыше всего, в том числе выше всякого бытия. Такой способ рассуждения обычно заканчивается молчаливым, безмолвным созерцанием Всевышнего в Его совершенстве.

К такому возвышенному методу богопознания и богомыслия прибегали многие святые отцы, уходившие в безлюдные места ради сего безмолвия. И сам св.Григорий Богослов, как мы видели из краткого описания его жития, также часто пребывал в сей добродетели (молчания, безмолвия), уходя в пустыню или пребывая в конце своей жизни в Арианзе.

Сему апофатическому методу богопознания он посвятил одно из своих слов (Слово 28-е, о богословии второе), заканчивая его так: «И если сіе воспѣто по достоинству, то благодареніе Троицѣ и единому въ Трехъ Божеству! Α если не достаточнѣе желанія; то и въ семъ случаѣ побѣдило слово мое; ибо оно трудилось доказать одно то, что выше ума естество даже вторичныхъ существъ, а не только Перваго и Единаго… Превысшаго всѣхъ».

Но такой совершеннейший способ познания Бога в безмолвии лишь отчасти соответствовал насущным нуждам Церкви, обуреваемой еретическими бурями. В ответ на которую нужно было не молчать, а вступать в богословскую полемику с еретиками, т.е. необходимо было не только молчание, но и слово, о коем апостол говорит так: «Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол.4: 6).

Поэтому святитель прибегал к другому способу богопознания –катафатическому, когда богослов говорит о том, что есть Бог, указывая на Его совершенство и совершеннейшие свойства. В богопознании он также, подобно ап.Павлу (Рим.1: 19-20) , советует познавать Бога из Его творений.

Это тем более было важно, что, выражаясь нашим языком, лжеучение арианства носило, так сказать, вирусный характер. Как известно, вирус не имеет собственной системы размножения, но вводит свою ДНК в здоровую клетку пораженного им организма. И эта клетка, предпочтя более простую ДНК вируса своей родимой, начинает вместо подобных себе клеток, как ей и положено по природе, начинает производить болезнетворные вирусы.

Так и арианское лжеучение было гораздо проще, или лучше сказать, примитивнее православия. Поэтому оно и легче воспринималось простонародьем, чернью. И действительно, у них все было просто: «если Отец рождает Сына, то было время, когда Сына не было. Следовательно, Он сотворен из небытия, т.е. есть творение, тварь. Это же самое можно сказать и о Святом Духе, Который от Отца исходит, значит и Он – тварь».

Сами же рождение и исхождение понимались арианами в самом грубом, смысле, «как какое-то телесное отделение или разделение», что также было «хорошо понятно» недавним язычникам. Поскольку соответствовало их мифологическим представлениям о божестве, где, например, богиня Афина телесно рождалась из головы верховного бога Зевса. Так что такая вирусно-примитивная форма арианства весьма способствовала его распространению. Поэтому, чтобы воспрепятствовать сему, от православных требовалось не молчание, но слово истинной премудрости.

Между прочим, чтобы читатель не думал, что касаясь вопроса, так сказать, «православной вирусологии», мы фантазируем, заметим, что сие известно уже давным-давно. Так и пророк Давид говорит: «Се боле неправдою, зачат болезнь, и роди беззаконие» (Пс.7: 15). На что св.Василий Великий замечает, что у женщин бывает иначе: сначала они зачинают, затем испытывают боли при беременности и родах, и лишь после этого рожают.

Но так бывает у людей. А у вирусов, как телесных, так и духовных порядок действий такой, о котором пророчествует царь Давид. Сначала вирус вводит свое ДНК или лжеучение (причем заметим, что и то, и другое – неправда) в здоровую клетку или душу христианина. Клюнув на простоту или, точнее, примитивность этой неправды клетка или душа принимает ее и болеет телесной или духовной болезнью, т.е. зачинает болезнь. И, наконец, рождает беззаконие: клетка вместо положенных ей по природе подобных же клеток рождает вирусы, а христианин становится еретиком!

К тому же, если истина всегда единообразна и порождает единомыслие, к примеру, дважды два в ней всегда четыре, то неправда или лжеучения, как правило, многообразны и порождают разномыслие. Посему данное произведение в них может быть «и пять, и шесть, и семь и… так далее, до бесконечности».

Это значит, что в ересях всегда возникает множество толков; причем, сами еретики из-за этого спорят друг с другом. Образно выражаясь, один говорит: «дважды два – пять»; нет, возражает другой: «это – шесть»; «вы оба неправы, говорит третий, это четыре… миллиона» и т.д.

Святитель Григорий Богослов

Так было и во время св.Григорий, когда каждый невежда считал себя «великим богословом», споря с подобными же себе простофилями. Причем, эти споры, касающиеся самых таинственных и глубочайших истин Православия, особенно догмата Пресвятой Троицы, велись не только в неподобающей для сего возвышенного предмета грубой форме, но и в самых неподобающих для сего места: на торжищах, в банях, зрелищах и т.п.

Обличая сие заблуждение, святитель говорит: «Любомудрствовать о Боге можно не всякому, да! не всякому. Это приобретается не дешево и не пресмыкающимися по земле! Присовокуплю еще: можно любомудрствовать не всегда, не перед всяким и не всего касаясь, но должно знать: когда, перед кем и сколько. Любомудрствовать о Боге можно не всем; потому что способные к этому люди испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере очищают, и душу и тело. Для нечистого же, может быть, небезопасно и прикоснуться к чистому, как для слабого зрения к солнечному лучу» (Слово 27-е, о богословии первое или предварительное).

Впрочем, в конце сего Слова 27-го он же советует: «А если ты не удостаиваешь это и словом, как маловажное и многократно опровергнутое, хочешь заняться своим предметом и в нем ищешь пищи любочестию, то и здесь укажу тебе широкие пути. Любомудрствуй о мире или мирах, о веществе, о душе, о разумных добрых и злых природах, о воскресении, суде, мздовоздаянии, Христовых страданиях. Относительно этого и успеть в своих исследованиях не бесполезно, и не получить успеха не опасно. О Боге же будем рассуждать теперь не много, но в скором времени, может быть, совершеннее, о самом Христе, Господе нашем, Которому слава вовеки, аминь».

Этим Богослов полагает разницу между феологией или богословием (под которым ранее обычно понимали учение о Боге в Самом Себе и о Пресвятой Троице), о чем рассуждать неподготовленным – душевредно; и икономией или домостроительством, т.е. рассуждениями о том, что полезно для спасения души. Первого (феологии-богословия) невеждам надо избегать, второе (икономия-домостроительство) же полезно и необходимо для каждого христианина.


В ответ на измышления ариан о том, что Сын рождается, а Дух Святой исходит от Отца во времени и телесно, Богослов предлагает следующее возвышенное учение о Троице: «Поэтому Единица, от начала подвигшаяся в двойственность, остановилась на троичности. И это у нас Отец, и Сын, и Святой Дух. Отец родитель и изводитель, рождающий и изводящий бесстрастно, вне времени и бестелесно; Сын рожденное; Дух изведенное, или, не знаю, как назвал бы это тот, кто отвлекает от всего видимого. Ибо не дерзаем наименовать этого преизлиянием благости, как осмелился назвать один из любомудрых эллинов, который, любомудрствуя о первом и втором Виновнике, ясно выразился: «как чаша льется через края».

Не дерзаем из опасения, чтоб не ввести непроизвольного рождения и как бы естественного и неудержимого исторжения, что всего менее сообразно с понятиями о Божестве. Посему, не выходя из данных нам пределов, вводим Нерожденного, Рожденного и «от Отца Исходящего», как говорит в одном месте Сам Бог Слово (Ин.15:26).

«Но когда это «рождение» и «исхождение»?» Прежде самого «когда». Если же надобно выразиться несколько смелее: тогда же, как и Отец. Но когда Отец? Никогда не было, чтоб не был Отец. А также никогда, не было, чтоб не был Сын, и не был Дух Святой.

Еще спросишь меня; и опять отвечу тебе. Когда родился Сын? Когда не родился Отец. Когда исшел Дух? Когда не исшел Сын, но родился вне времени и неизглаголанно, хотя не можем представить себе того, что выше времени, даже желая избегнуть выражений, означающих время, потому что слова «когда», «прежде», «после», «сперва» не исключают времени, как ни усиливаемся в этом; разве возьмем вечность, то есть продолжение, которое простирается наравне с вечным, а не делится на части и не измеряется никаким-либо движением, ни течением солнца, что свойственно времени.

«Но если Сын и Дух совечны Отцу; то почему же не собезначальны»? Потому что они от Отца, хотя не после Отца. Правда, что безначальное вечно; но вечному нет необходимости быть безначальным, как скоро возводится к Отцу, как к началу. Итак, Сын и Дух не безначальны относительно к Виновнику. Известно же, что Виновнику нет необходимости быть первоначальнее Тех, для Кого он Виновник; потому что и солнце не первоначальнее света. И вместе Сын и Дух безначальны, относительно ко времени, хотя ты и пугаешь этим людей простодушных. Ибо не под временем Те, от которых время».

(Слово 29-е, о богословии третье, о Боге Сыне первое).

И далее говорит: «Каким же образом рождение бесстрастно?»— Таким, что оно не телесно, Ибо если телесное рождение страстно ; то бестелесное — бесстрастно (там же).

Точно так же непостижимо сами рождение Сына от Отца и исхождение от Него Духа Святого: «Посему что же есть исхождение?» Объясни ты мне нерожденность Отца; тогда и я отважусь есте-ствословить ο рождении Сына и об исхождении Духа, тогда , приникнув в тайны Божии , оба мы придем въ изумление, — мы , которые не можем видеть у себя под ногами , и исчестъ песка морскаго и капли дождевыя и дня века (Сир, 1, 2.), не только что вдаваться в глубины Божии и судить об естестве столько иеизглаголанном и неизъяснимом» (Слово 31-е, о богословии пятое, о Святом Духе).

Это учение свят.Григория Богослова о Пресвятой Троице вошло в сокровищницу православного догматического богословия и составляет одну из существеннейших его частей. Правда, возникает вопрос: а как оно соотносится с учением св.Дионисия Ареопагита о Всевышнем, Который превыше всего? Очевидно, и в том, и другом учении речь идет о едином (одном и том же) Боге, следовательно, между этими учениями должна быть взаимосвязь. Вопрос: какая? Пока на это нет ответа.

Что касается эсхатологии святителя, то она совершенно традиционна и полностью соответствует учению Св.Писания и Св.Предания: в конце времен, после кратковременной тирании антихриста, наступит Второе Пришествие Христа; воскресение мертвых и Страшный Суд. После которого праведники войдут в Царство Небесное, а грешники – в геенну.

Поэтому ошибочна попытка некоторых нынешних исследователей приписать ему веру в апокатастасис, т.е. «всеобщее восстановление или всеобщее спасение». Ничего подобного у него нет, а тщетные потуги этих совопросников, сообразующихся с веяниями века сего, не имеют никакого отношениями к учению Богослова, но искусственно надуманы.

Разнотолки вызывают и слова святителя об участи младенцев, по тем или иным причинам не сподобившимся крещения: «Последние не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя не запечатлены, однако же не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий недостойный наказания, достоин уже и чести; равно как не всякий, недостойный чести, достоин уже наказания».

Некоторые нынешние мечтатели истолковывают это в том смысле, что такие младенцы, как, якобы, безгрешные, будут само собой спасены, т.е. автоматически попадают в рай. Что не соответствует ни действительному положению вещей, ни этим словам Богослова. Ибо если они войдут в рай, то, естественно, этим самым и будут прославлены, и сподобятся чести. Между тем, Богослов говорит лишь о том, что они не будут наказаны.

А такое возможно только в аду, точнее, в тех его местах, в которых, как на лоне Авраамовом, хотя нет славы, чести и радости, но и нет страшных адских страданий. Очевидно, туда и идут не крещенные младенцы. Но, возможно, их верующие родители могут их вымолить своей частной молитвой (Церковь о них не может молиться) и милостыней.

Такое, т.е. православное понимание этого дает надежду родителям таких младенцев и понуждает их молиться за сих деток и творить в их память добрые дела, т.е. имеет высокое нравственное значение. Это особено относится к тем матерям, а таких сейчас ой как много, которые в свое время, пребывая в атеизме, совершили аборты, но затем, придя в христианство, раскаялись в сем. Таковых это учение понуждает к покаянию и, опять же, к молитве и милостыне за своих убиенных во чреве деток!

Если же последние, согласно ложному мнению наших оппонентов, идут в рай, то отсюда следует абсолютно безнравственный вывод, что каждая мамочка, убившая во чреве своего младенца, «совершила очень доброе дело, т.к. автоматически отправила его в райские обители» ?! Чем такие мамы поощряются к нерадению об участи своих убиенных деток, ведь «зачем за них молиться, если они и так в раю» ?! А также поощряются аборты!


Высоко значение учения святителя о священстве. Как говорит о сем митрополит Илларион (Алфеев): «Григорий Богослов был первым восточно–христианским автором, написавшим специальный трактат о священстве: до него эта тема затрагивалась церковными писателями лишь эпизодически. Трактат Григория, написанный на заре его церковной карьеры, сразу после иерейской хиротонии, оказал прямое влияние на многие позднейшие сочинения на ту же тему, такие как Шесть слов о священстве Иоанна Златоуста (IV в.),Пастырское правило Григория Двоеслова (VI в.), Слово К пастырю Иоанна Лествичника (VII в.). В Православной Церкви трактат Григория и по сей день остается настольной книгой служителей Церкви; его изучают будущие священники в духовных семинариях».

Согласно, св.Григорию Богослову, священник – это прежде всего учитель, который для того, чтобы научить православию других, сам должен содержать и придерживаться его. Он посредник между Богом и людьми, ибо предстоит Богу при совершении Таинств, особенно Таинства Евхаристии, в котором участвует и его паства. Священник – пастырь, подобный обычному пастуху овчему. Только пастырство священника гораздо труднее труда обычного пастуха:«Поистине искусством из искусств и наукой из наук кажется мне руководить человеком, самым хитрым и изменчивым из живых существ».

И надо сказать, что Церковь вполне уяснила и применила сие учение к более чем успешному и выдающемуся пастырству самого святителя, как об этом свидетельствуют уже первые строки его тропаря: «Пастырская свирель Богословия твоего риторов победи трубы…».

Чрезвычайно важным является и вышеозначенное учение об отличии феологии-богословия и икономии-домостроительства для решения основной сотериологической проблемы нашего времени. Которая состоит в том, что еще с конца XIX века и по ныне основа нашего спасения догмат Искупления подвергается нападкам различных лиц.

Причина сих нападок не совсем безосновательна. Действительно, во второй половине этого же XIX века в наши учебники догматического богословия перекочевала католическая концепция Искупления. Коя в общих чертах заключается в следующем: «Человек в лице Адама и его потомков согрешил, оскорбив правду Божию. Принести удовлетворение ей он не может. Поэтому Сын Божий, воплотившись, приносит Себя в жертву на Кресте, чем удовлетворяет правде Божией, и открывает сим человечеству и каждому человеку путь ко спасению, путь в рай».

В этой концепции все формально правильно, понятно и рационально, но… ни уму, ни сердцу она ничего не дает. Поскольку здесь имеет место смешение возвышенного богословия и икономии-домостроительства. Действительно, мы веруем, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3: 16), это основа догмата Искупления, но это же и богословская тайна (подобная тайне Пресвятой Троицы), которую нельзя выразить рациональной формулой, как это пытались сделать католики.

Что же касается удовлетворения правде Божией, то в этом нуждается не Бог, а каждый человек-грешник; и это относится уже к икономии-домостроительству. Это надо подробно разъяснять для пользы каждого спасающегося (что, впрочем, выходит за рамки данной публикации), а не облекать сие в богословскую форму и лепить из всего сего какую-то рационалистическую формулу.

Русское богословие конца XIX и где-то первые три четверти XX веков, не разобравшись в вышеозначенных тонкостях, критикуя католическое понятие Искупления, рикошетом было и по последнему, самому важному догмату для нашего спасения. Как сказал бы Гегель:«Они вместе с грязной водой выплеснули из купели и младенца».

Правда, надо заметить, что нынешние богословы в этом отношении поступают куда более, в прямом и переносном смысле, оригинально. Они выкидывают из купели младенца, отрицая православный догмат Искупления; зато оставляют в ней всю грязную воду, подобно католикам предлагая свои, рационалистические и понятные, но губительные концепции искупления и спасения. Критика коих, впрочем, как уже было сказано, выходит за рамка данной статьи.

Однако, вполне возможно, что изъяснение всего сего для душеспасения дело недалекого будущего; и тогда св.Григорий Богослов окажет нам в этом свою существенную помощь. Но во всяком случае и сейчас можно молиться ему, прося просвещение ума, особенного необходимого для богомыслия.

Автор: протоиерей Георгий Городенцев

Тропарь, кондак, величание

[h2]Тропарь [/h2]

глас 1

Пастырская свирель Богословия твоего риторов победи трубы, якоже бо глубины духа изыскавшу, и доброты вещания приложишася тебе. Но моли Христа Бога, отче Григорие, спастися душам нашим.

[h2]Кондак [/h2]

глас 3

Богословным языком твоим сплетения риторская разрушивый, славне, православия одеждею, свыше истканною, Церковь украсил еси, юже и носящи, с нами зовет, твоими чады: радуйся, отче, Богословия уме крайнейший.

[h2]Величание[/h2]

Величаем тя, святителю отче Григорие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Акафист

[h2]Акафист [/h2]

Кондак 1

Избранный чудотворче и изрядный угодниче Христов, догматов творец предивный и ересей искоренителю неленостный, многоцелебный источниче и молитвенниче о душах наших, святителю Григорие, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи зовущих:

Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Икос 1

Ангел земный и человек небесный был еси, святителю Григорие, от начала жития твоего чистоту души и тела возлюбив и Христу любовию усердно последовав, совершенства духовнаго достигл еси. Тем же изряднейшего жительства, аки молнией, сияя светом, ныне свету великому предстоя, поминай нас, усердно чтущих тя и воспевающих тако: Радуйся, Евангелия Христова верный последователю;

радуйся, заповедей Иисусовых ревностный исполнителю, радуйся, благочестия стено необоримая;

радуйся, звездо, сияющая благодати Божией зарею. Радуйся, дерзновение велие ко Господу стяжавый;

радуйся, дар чудотворения свыше получивый. Радуйся, крепкое кормило церкве Христовой;

радуйся, непоколебимый столпе православия, радуйся, правило веры благочестивыя; радуйся, образе кротости духовныя.

Радуйся, апостольских преданий хранителю; радуйся, тайн Божиих истинный строителю, радуйся чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 2

Видя нечестивии юноши александрийстии непорочное и целомудренное житие твое, святителю Григорие, ненавистию, от диавола вселяемою, распаляшеся, научиша жену некую оклеветати тя пред всеми, просити плату за блудодеяние. Ты же от чрева матерня даже до блаженной кончины твоея не познав греха плотскаго и сохранив девство неоскверненное, с кротостию и незлобием молил еси друга твоего подати просимое, поющи Богу, единому верному на небесех свидетелю: Аллилуиа.

Икос 2

Разум и сердце имея грехом омраченныя, прияла блудница, иже в Александрии, мзду неправедную, с нею же и казнь лютую, вошел бо в ню бес страшный, начав мучити пред всеми, так что сия дщерь велиарова трепетала всем телом, скрежетала зубы своими и вопила безудержно. Ты же, святителю Григорие, сотворив о ней теплую молитву ко Господу, отгнал еси духа злобы поднебесныя. Мы же, дивящеся сему, вопием ти тако:

Радуйся, воине Христов непобедимый;

Радуйся, рабе Божий благий и верный.

Радуйся, цвете нетления; радуйся, венче воздержания.

Радуйся, целомудрия украшение; радуйся, ангелов сожителю.

Радуйся, смирения совершенное зерцало; радуйся, ему же и беси повинуются.

Радуйся, иго Христово благое и легкое носивый; радуйся, скорби многия благодушно претерпевый.

Радуйся, им же сатана посрамися; радуйся, им же Христос прославися.

Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 3

Сила божественныя премудрости осени тя, святителю Григорие, егда купно с другом твоим Фирмианом из Каппадокии остави мирское учение и философию элаинскую и нача постигати Христианстии истины и тайны божественнаго писания, тем же и нас, великий учителю, небеснаго рая ныне проходя нетленные пажити, поминай у престола Божия, да и мы просветимся светом евангельского богопознания, поюще: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй в сердце своем огонь любве Божественныя, святителю Григорие, в родной град твой Неокесарию пришел еси, идеже вси людие просиша тя быти им судией и градоправителем. Ты же, избегая сетей гордости и пустой славы человечестей, место сие остави и в пустыню удалися, пребывая в трудех и подвизех, их же един Господь сердцеведец ведает. Мы же, смирению твоему и пустыннолюбию дивящеся, вопием ти тако:

Радуйся, ангелонравный человече;

радуйся, подвигов источниче неоскудный, радуйся, светильниче во тьме сияющий;

радуйся, лампадо Божественнаго света.

Радуйся, пустыннолюбивая горлице;

радуйся, сладкопесненная свирель.

Радуйся, многослезный молитвенниче;

радуйся, ратоборче доблий, врага поведивый.

Радуйся, псалмопении немолчными Бога славивый;

радуйся, коленопреклонения многая совершивый.

Радуйся, постом и сухоядением плоть свою изнуривый;

радуйся, ветхаго в себе человека всецело духу покоривый.

Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 4

Бурю мирскаго жития и тяжелоносные страстей волны прешед, обрел еси, святителю Григорие, тихое и безмятежное пристанище, в пустыню вселився, Христу неленностно поработал еси, возлюбив пост и молитву, поя непрестанно Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша блаженный Федим, епископ Амасийский, ангелоподобное житие твое, святителю Григорие, восхоте призвати тя от пустыннаго уединения к служению церковному в святительстем образе, ты же, провидев сие намерение и недостоинство свое помышляя, сокрыся во глубину пустынную. Тот же, движимый духом Святым и ревностию по церкви Христовой распаляясь, совершиша посвящение дивное, без тебя хиротонисав тя во епископа града Неокесарийскаго. Мы же, дивящеся сему, вопием ти:

Радуйся, архиерею Бога вышняго;

радуйся, служителю благоговейный алтаря Господня.

Радуйся, неусыпный делателю винограда Христова;

радуйся, плоды сладкие от делания твоего ему принесый.

Радуйся, славы Божией ревнителю;

радуйся, наставниче, всех к небеси приводяй.

Радуйся, уневестивый Христу души многия;

радуйся, пастырю добрый, за овцы своя душу положивый.

Радуйся, грешных милостивый заступниче;

радуйся, бедствующих скорый помощниче.

Радуйся, верных прибежище граде;

радуйся, святителей удобрение.

Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 5

Боготечной звезде подобен был еси, святителю Григорие, небо церковное украшая и светом истиннаго богопознания озаряя, егда воле Божией покоряяся, приял еси епископское поставление во град Неокесарию и абие восстал еси противу злых еретиков Павла и Савеллия Самосатских, проповедавших ложно о таинстве Пресвятей Троицы, ты же верныя научая подобающе воспевати триединому Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видя безумных еретиков, о Пресвятей Троице неправедно учащих, ты, святителю Григорие, прилежно моляше Господу Богу и Пречистей Его Матери об открытии православным христианом догматов истинных, тем же сподобился еси явления чуднаго — Пресвятыя Богородицы со апостолом Иоанном Богословом, от них же и научен быв тайнам богопознания, записав, предал еси их всем верным в назидание. Мы же, небесныя глаголы сии принимающе с любовию, прославляем тя, великий таинниче, и вопием ти тако: Радуйся, Божией премудрости созерцателю и проповедниче, радуйся, истиннаго богословия златословесный учителю.

Радуйся, Пресвятыя Троицы благоволением осененный;

радуйся, Пречистыя Богородицы милостями ущедренный.

Радуйся, Божия разума исполненный;

радуйся, благодатию Святаго Духа озаренный.

Радуйся, омрачивый пагубное лжеучение;

радуйся, поправый еретическое злочестие.

Радуйся, апостольских преданий ревностный блюстителю;

радуйся, адаманте веры православныя.

Радуйся, усердный наставниче благочестия;

радуйся, в самом себе храм триипостасному Божеству устроивый.

Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 6

Проповедник светоносный триединаго Бога, святителю Григорие, явился еси, наученный от самой Пресвятей Богородицы и апостола Иоанна Богослова, како во Святую Троицу истинно веровати, непрестанно взывал еси: Отцу Слова Живаго, Премудрости Ипостасной Силы и Образу Вечнаго: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия заря истиннаго богопочитания граду Неокесарии, во тьме идолопоклонения пребывающему, с пришествием твоим, святителю Григорие, множество бо идолов и им служащих обрет в язычестих капищах, молил еси Господа, да призрит на создания своя, просветит люди погибающия и обратит я на путь спасения. Сего ради вернии научишася воспевати ти:

Радуйся, искоренителю демонскаго служения;

радуйся, насадителю истиннаго богопочитания.

Радуйся, божественною силою идолы поправый;

радуйся, тьму неверия разгнавый.

Радуйся, славо веры православныя;

радуйся, церкви Христовы утверждение, радуйся, прелесть демонскую посрамивый;

радуйся, неверныя боговедением просветивый.

Радуйся, щите, охраняяй благочестие;

радуйся, мечу, посецаяй нечестие.

Радуйся, верных удобрение;

радуйся, неверных посрамление.

Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 7

Хотяще некогда нечестивии жители неокесарийстии совершити языческий праздник Зевсу, не взирая на увещания твоя, святителю Григорие, наведоша на ся гнев Божий и наказание страшное, губительную язву смертоносную, яко смешавшия радости безумия с плачем, веселию же превратишуся в горе и несчастие. Познав же людие свое заблуждение, просишя тя остановити болезнь лютую молитвою твоею к Богу, его же ты Единаго почитал еси владыкою над всеми и воспевал ему: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго тя чудотворца исповедует Христова церковь, святителю Григорие, силою бо Божией, в тебе действующей, больныя исцеляеши, прокаженныя очищаеши, демоны прогоняеши. Ты бо еси всем воистину помощник, свободитель, питатель и врач. Сего ради вопием ти тако:

Радуйся, деснице чудотворная Иисусова;

радуйся, языче Христов, словом исцеляяй.

Радуйся, дерзновение велие ко Господу стяжавый;

радуйся, чудотворения дар свыше получивый.

Радуйся, преславный в бедах заступниче;

радуйся, превеликий в напастех защитниче.

Радуйся, исцелений источниче;

радуйся, люте страждующим помощниче.

Радуйся, бесов прогонителю;

радуйся, многоцелебный кладезю неизчерплемый.

Радуйся, избавление от печали;

радуйся, подаяние благодати.

Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 8

Странное чудо явися, святителю Григорие, егда брата два, езеро от отца в наследство получиста и не могущема има разделити его между собою, восстаста друг противу друга. Ты же молитвою твоею ко Господу изсушил еси оное, дабы не иссякла есть любовь братская, научая верныя в мире друг со другом воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь воистину православный мир почитает тя, святителю Григорие, великаго чудотворца, ибо молитвою твоею ко Господу и водружением жезла твоего течение реки изменил еси, сохранив земли плодородие; призвав же имя Иисусово, гору подвигнул еси, дая место для воздвижения храма Божия. Мы же, дивящеся сему, вопием Ти:

Радуйся, сосуде благодати Божией;

радуйся, неизсякаемый источниче чудес.

Радуйся, истинный исправителю душ человечестих;

радуйся, сварливых братъев вразумление.

Радуйся, яко тобою зависть попираем;

радуйся, яко тобою благонравное житие исправляем.

Радуйся, над стихиями благодатию Божией владычествуяй;

радуйся, уставы земли верою твоею пременяяй.

Радуйся, речныя устремления жезлом твоим укротивый, радуйся, земли плодоносие молитвою твоею даровавый.

Радуйся, усердный храмоздателю;

радуйся, человеколюбивый пастырю словесных овец.

Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися дару прозорливости твоея, святителю Григорие, егда узрел еси в простом угольщике Александре, муже богоугодном и благочестивом, будущаго епископа града Команы, и тако сокровище потаенное открыл еси, украшением церкви Христовой ставшее. Сего ради и мы со безплотными лики вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещаннии недоумеют изобразити силу Божию, в тебе действующую, святителю Григорие, егда трое иудеев восхотешя над тобою посмеятися, единаго от нечестивцев своих при дороге обнаженнаго, яко мертва, положивше, рыдающу же над ним и просящу у тебя одежды покрытии наготу его. Ты же, покрыв его, воистину бездыханным сотворил еси, искусителей посрамляя и мертвым погребати своего мертвеца оставляя, мы же, прославляюще тя, святителю, сице вопием:

Радуйся, духом прозорливости озаренный;

радуйся, духом страха Божия напоенный.

Радуйся, будущая, яко настоящая, ведый;

радуйся, дальняя, яко близ сущая, прозревая.

Радуйся, небоязненный истины проповедниче;

радуйся, ревностный лжи посрамителю.

Радуйся, беззаконных словом обличения, яко гром, поражаяй;

радуйся, нечестием ослепленных, яко молния, посецаяй.

Радуйся, к наказанию безумных иудеев Бога приклонивый;

радуйся, сквернаго хульника жизни лишивый.

Радуйся, яко тобою попрано бысть глумление;

радуйся, яко тобою пожерта бысть зависть.

Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 10

Спасти хотяй души словесных овец твоих, святителю Григорие, яко пастырь добрый, восстал еси противу волка хищнаго, нечестиваго гонителя Декия, иже понуждаше христиан к поклонению идолам и преда их мучениям и злой смерти. Ты же, отеческой любовию движимый, призывал еси верных укрытися от мучителей, дабы обессилев в страданиях не отпали от Бога истиннаго, ему же до времени в дебрех и расселинах гор воспеваху: Аллилуиа.

Икос 10

Стены горнего Иерусалима прияшя тя, святителю Григорие, по отшествии твоем от земных к небесным. Паства же твоя плакаше о тебе, яко о своем отце чадолюбивом, мы же зряще тя погребаема и теплаго предстателя на небеси имети тя уповая, с рыданием купно и надеждою вопием ти:

Радуйся, великий угодниче, жизнь по Бозе возлюбивый;

радуйся, веру, надежду и любы даже до конца сохранивый.

Радуйся, отче чадолюбивый, в начале епископства во граде Неокесарии имевый лишь семьнадесят христиан и их млеком евангельских заповедей вскормивый;

радуйся, трудолюбивая пчело, весь град медом Христовой веры усладивый и пред кончиною твоею лишь семьнадесят язычников в горечи заблуждений оставивый.

Радуйся, лучу солнца правды, теплотою Божественныя любве нас согреваяй;

радуйся, свечо многосветлая, светом истиннаго богопознания нас озаряяй.

Радуйся, бисере честный, сердца наша увеселяяй;

радуйся, камень драгий, люди православныя украшаяй.

Радуйся, небесных сил собеседниче;

радуйся, всех святых сонаследниче.

Радуйся, яко тобою бездну милосердия Божия призываем;

радуйся, яко тобою спасение вечное получити уповаем.

Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 11

Пение благодарственное Пресвятей Троице принесошя люди неокесарийстии, егда обретошя честные и многоцелебные мощи твои, святителю Григорие, аки спасительный источник, дивные чудеса содевающий, и поставишя их в церкви соборней, поя богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподательнаго светильника, просвещающаго души и телеса, явил тя Господь, святителю Григорие, людем православным во всей вселенней, ибо молитвами твоими пособствуеши, не точию в Неокесарии сущим, но и в пределех отечества нашего пребывающим, и московский князь Василий Темный свобожден бысть чудно из татарскаго плена не иным чем, но помощию твоею и предстательством, посему и воздвиже церковь во имя твое на месте, с него же узре стены кремлевстии, на нем же и ныне прославляешися и слышиши таковая:

Радуйся, небес пресельниче и жителю; радуйся, земли молитвенниче и предстателю.

Радуйся, людям православным поможение; радуйся, рода христианскаго возвышение.

Радуйся, лествице, Богом утвержденная, ею же восходим к небеси;

радуйся, покрове, Богом зданный, им же покрываются мнози.

Радуйся, из уз пленения изымаяй; радуйся, от мятежа и браней соблюдаяй.

Радуйся, многих от погибели исхитивый, радуйся, безчисленных неврежденно сохранивый. Радуйся, яко тобою от вечныя смерти свовождаемся;

радуйся, яко тобою безконечныя жизни сподобляемся.

Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 12

Благодать, данную ти от Бога, сведуще, с любовию восхваляем тя, святителю Григорие, помышляя, яко не могуще по достоянию изобразити величие и славу твою. Моли же о нас, чадах твоих духовных, да милостив будет Господь и к нам, грешным, да облагодатит и нас ходатайством твоим, не от града Неокесарии, но от российских предел вопиющих ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще богоугодное житие твое, святителю Григорие, благодарим дивнаго во святых своих Христа Бога нашего, даровавшего тя вселенстей церкви, яко столп неподвижен и утверждение истинной веры. Ты же прими от нас словеса сия:

Радуйся, житие твое земное благочестно скончавый;

радуйся, от небеснаго Царя венец славы получивый.

Радуйся, озаривый вселенную светом добродетелей твоих, радуйся, яко видя добрыя дела твоя, человецы Отца небеснаго прославляют.

Радуйся, за ны пред престолом Божиим молящийся; радуйся, от Бога милости нам непрестанно просящий.

Радуйся, всякаго притекающаго к тебе под кров твой и заступление приемляй;

радуйся, яко никто же от тебе тощь и неутешен отъиде. Радуйся, яко от мощей твоих чудеса многия содеваются;

радуйся, яко милость Божия от них непрестанно изливается.

Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 13

Святителю Христов и чудотворче Григорие, приими сие моление наше, от любве тебе приносимое, и испроси нам у всещедраго Бога, ему же ныне предстоиши на небеси, избавление от многоразличных бед и напастей, наипаче же вечныя смерти, оставление прегрешений наших и наследование царствия небеснаго, да иде же вечно вкупе с тобою нам воспевати ему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Икос 1

Ангел земный и человек небесный был еси, святителю Григорие, от начала жития твоего чистоту души и тела возлюбив и Христу любовию усердно последовав, совершенства духовнаго достигл еси. Тем же изряднейшего жительства, аки молнией, сияя светом, ныне свету великому предстоя, поминай нас, усердно чтущих тя и воспевающих тако: Радуйся, Евангелия Христова верный последователю;

радуйся, заповедей Иисусовых ревностный исполнителю, радуйся, благочестия стено необоримая;

радуйся, звездо, сияющая благодати Божией зарею. Радуйся, дерзновение велие ко Господу стяжавый;

радуйся, дар чудотворения свыше получивый. Радуйся, крепкое кормило церкве Христовой;

радуйся, непоколебимый столпе православия, радуйся, правило веры благочестивыя;

радуйся, образе кротости духовныя. Радуйся, апостольских преданий хранителю;

радуйся, тайн Божиих истинный строителю, радуйся чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 1

Избранный чудотворче и изрядный угодниче Христов, догматов творец предивный и ересей искоренителю неленостный, многоцелебный источниче и молитвенниче о душах наших, святителю Григорие, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи зовущих: Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Молитва

[h2]Молитва [/h2]

«О, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Григорие! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую великое и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, молися паствы Христовы спасти людей, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующих к подвигам добраго течения укрепи, царствующий град и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немоществующия исцели, и везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к тебе и усердно припадающих и молящихся от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи. Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки. Аминь.»

Дорогие читатели, обращаюсь к вам в попытке вразумить вас хоть как-то. Вопрос стоит в иконопочитании

Святой князь Александр Невский

Святой Пророк Самуи

Праздник Рождества Иоанна Предтечи 

Святой Иоанн Креститель

Илья Муромец — святой богатырь

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии