Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Александро-Невская лавра

Эта дорога ведет к храму, вернее, к обители – первой на этих землях. В таком ключе мало кто задумывается о главном проспекте Петербурга, улице, некогда проложенной иноками до еще строящегося города. А ведь стоит обратить внимание даже на название – Невский проспект. Не по имени ли монастыря, а может – его по прозванию его святого покровителя?

История Невской лавры от начала строительства до наших дней

Она начинается практически вместе с основанием города, который изначально планировался царем Петром I как будущая российская столица, «устроенная по-европейски».

Борьба за Балтику

Шла крайне сложная Северная война со Швецией. Позади осталось сражение под Нарвой 1700 г. – оно началось с самонадеянного желания «с налета» взять крепость, а закончилось позором, когда шведскому королю сдался весь генералитет. Царю пришлось срочно организовывать оборону, напрягая все силы не слишком богатой страны. Потом были первые победы молодой регулярной русской армии, наконец – основание города, посвященного небесному покровителю царя, Апостолу Петру.

Когда с 1703 г. на берегах Невы появилась эта небольшая русская крепость, еще только предстояло удержать отвоеванную у Швеции территорию, лишь планировался будущий город. История тяжелых поражений учила: любые намерения без Божия благословения не состоятся. Не тогда ли задумался царь о судьбе великого князя Александра Невского? Ведь он, согласно летописи, здесь, на Балтике, малой дружиной победил шведов – причем не только благодаря полководческому таланту. А по преданию, пред сражением видел один из его дружинников сродников Александровых, благоверных Бориса и Глеба, поспешающих на помощь русским войскам.

И вот через полтысячелетия дальний потомок князя снова здесь, на Невских берегах, снова с «малой дружиной» против лучшей европейской армии – шведской. Возможно, уже при основании города возникла идея устройства здесь не просто храма, посвященного благоверному князю, но монашеской обители. Однако реализовать ее оказалось не так просто.

«Что крест сей образует»

«За многими воинскими делами», как выражается рукопись о начале обители, создать монастырь быстро не удалось. Лишь в 1710 г., когда отгремела уже победоносная «Полтавская баталия» (1709), царь, наконец, обратился к, по-видимому, давней своей идее.

Выбор места связан с преданием о том, что именно здесь произошло знаменитое сражение благоверного князя Александра. Однако реально сражение случилось при устье Ижоры, где еще с XVI в. был храм, посвященный святому князю. Кстати, этот храм тоже стал предметом особых забот царя: его обновили около 1711-1712 гг.

Интересный фактПредполагают, впрочем, что место будущей лавры все же было отмечено русско-шведским сражением, но не св. Александра, а его сына, Андрея, 18 мая 1301 г. Тогда русские дружины не только разгромили шведов, но даже разрушили построенную ими на этих землях фортецию под названием Ландкрона.

Во всяком случае, 1710 год ознаменовался:

  • окончательным выбором посвящения будущей обители «Живоначальные Троицы и святого благоверного великого князя Александра Невского»;
  • назначением наместника, архим. Феодосия, призванного сюда из Хутынского монастыря Новгорода;
  • установлением двух поклонных крестов там, где со зиждется будущая община иноков; согласно повести о начале монастыря, надпись на одном из них, поставленном на правом берегу Черной речки, гласила «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа, повелением Царского Пресветлого Величества, на семь месте имеет создатися Монастырь»; на другом же, водруженном на противоположном берегу, было написано: «Что крест сей образует, обои полный того сказует», то есть, что оба креста знаменуют основание монашеской обители.

Однако, от решения о строительстве до собственно возведения первого храма прошло еще несколько лет.

Храм, братия

Интересный фактСчитается, что церковь Благовещения Пресвятой Богородицы освящена на ее престольный праздник, 7 апреля 1713 г. Ныне эта дата считается временем основания монашеской общины.

Так как инициатива основания Троицкого Александро-Невского всецело принадлежала лично царю (а не какому-либо иноку-подвижнику, как бывало часто), основание обители имело свои особенности:

  • задолго до появления первой церкви она имела постоянные источники доходов; решением царя приписным к ней становится состоятельный Сиверский Валдайский монастырь, а также ряд сел;
  • первые насельники обители отправлялись сюда не по своей воле, а распоряжением священноначалия, которое, конечно, выполняло решения царя.

Несмотря на то, что Петр I, безусловно был верующим православным человеком, взгляды его на значение иночества отличались крайним прагматизмом. Как полагал реформатор, монахи должны были приносить «общественную пользу», каковая состояла в развитии просвещения, а также, «еже служите прямым нищим, престарелым и младенцам», наконец, в «образовании из себя властей церковных».

Поэтому Александро-Невские иноки должны были заниматься духовным просвещением, кроме того, уже в первые годы Петр предполагал, что именно из их числа будут выходить архиереи. Поэтому жить здесь должны были самые лучшие, «исправные». С 1713 г. царь предписал «кроме здешнего монастыря, монахов в архиереи и в знатные архимандриты не производить».

Первоначально, впрочем, осуществить намерение было практически невозможно за малочисленностью братии:

  • к 1714 г. здесь служил только один иеромонах;
  • спустя год – четыре иеромонаха, два иеродиакона.

Однако, уже с 1716 двое насельников все же получили епископскую хиротонию. А арх. Феодосий, настоятель, чуть позже также стал епископом Новгородским, не переставая управлять и обителью, которая таким образом на какое-то время стала местом пребывания Новгородских владык.

Интересный фактЛаврой, то есть обителью с особым статусом, говорившим о ее историческом, духовном, даже государственном значении, Александро-Невский стал по указу Павла I от 1797 г. К этому времени количество братии едва превышало 20 человек, так что звание было пока скорее знаком внимания к ней со стороны власти, чем признанием ее определяющего духовного значения.

Ученое монашество

Велением царя обитель с момента основания стала также образовательным центром российской столицы. Уже с 1721 г. здесь появилась Славянская школа, первая в Петербурге. Позже ее преобразовали в семинарию, с 1780-х даже стали именовать Главной семинарией. А к началу XIX в. на базе учебного заведения появилась Санкт-Петербургская Духовная Академия, ныне – одна из ведущих в стране. Преподавали здесь сами насельники лавры. Кроме того, «ученой братии» было предписано еще несколько послушаний:

  • составление, издание богословских, просветительских сочинений, перевод святоотеческой литературы;

Усилиями лавриотов изданы Киево-Печерский патерик, а также жития святых свт. Димитрия Ростовского. А первым печатным изданием лаврской типографии (1719) стала проповедь архиеп. Феофана (Прокоповича), посвященная блгв. Александру.

  • соборные проповеди для мирян, которые были обязательны за богослужениями.

Храмы обители

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра

В то время, как указом Петра I по стране запретили каменное строительство, кроме Петербурга, в Александро-Невском уже спустя несколько лет по основании появляются кирпичные храмы. Кроме того, с 1715 г. известен подготовленный итальянцем Доменико Трезини план застройки обители, согласно которому ее территория должна была быть пронизана множеством так любимых Петром каналов, боле того, даже предполагался пруд для разведения рыбы. Реализовать задуманное, конечно, удалось не полностью. Тем не менее, обительские церкви по большей части построены (или начаты) в первые десятилетия ее существования.

Первая, появившаяся при основании монастыря, она уже к 1722 г. перестроена в камне по проекту того же Трезини, причем сделана двухэтажной.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Спустя два года главной святыней храма стали мощи св. Александра Невского. С окончанием Северной войны (1721) император пожелал, чтобы они были в обители, как благословение городу. Торжественная процессия двинулась из Владимира, где пребывала святыня, к Петербургу 4 июля 1723 г. Путь занял более года: мощи не раз останавливались по пути следования для поклонения верующих. Лишь 30 августа 1724 г., мощи святого покровителя монастыря оказались в Благовещенской церкви, где в память его освятили верхний придел.

Так престольными днями стали 7 апреля и церковные дни памяти благоверного князя.

В нижнем приделе церкви, Благовещенском, с 1710-х гг. начали хоронить некоторых членов государевой семьи, и также наиболее известных политических деятелей. Среди тех, кто нашел в храме последний покой:

  • царевич Петр Петрович (1719), сын императора;
  • супруга брата Петра I, царя Ивана V, Прасковья;
  • убитый заговорщиками Петр III;
  • великие княжны Мария и Елизавета, дочери Александра I
  • многие государственные мужи, особенно Екатерининского времени: А.М.Голицын, А.А.Безбородко, И.И.Панин.

Погребение легендарного полководца состоялось 12 мая 1800 г. Ныне его надгробная плита сразу напоминает о сделанном полководцем завещании: поместить на могиле только слова: «Здесь лежит Суворов».

Могила А. Суворова в Благовещенской церкви

Впрочем, могила узнаваема также по бюсту генералиссимуса. А на стене рядом – художественно выполненный золоченый медальон, на котором все же можно прочесть о подвигах полководца и увидеть все его регалии.

Во время Великой Отечественной войны, хотя храм не действовал, к могиле полководца не раз приходили солдаты, офицеры – защитники Ленинграда.

Троицкий собор

Его начали строить также по проекту Трезини почти одновременно с Благовещенской церковью. Однако архитектурное решение оказалось не лучшим, а исполнение – малоудачным. Работу Трезини отвергли, царь лично утвердил новый план, подготовленный прусским зодчим Т. Швертфегером. Однако стройка шла крайне медленно, с 1730 г. – вообще остановилась лет на 10. Наконец, оказалось: фундамент, заложенный еще в 1722 г., стал разрушаться, вслед за ним – стены так что здание пришлось разобрать.

Достройкой его занялась только Екатерина II. Дважды проведенный конкурс, наконец, завершился победой проекта русского зодчего, И.Е.Старова, который предлагал построить Троицкий по канонам классического стиля.

Интересный факт30 августа 1790 г. состоялось великое освящение собора. К нему приурочили также перенесение сюда мощей блгв. кн. Александра.

С тех пор престольный день храма – не только праздник Св. Троицы. Здесь также отмечают дни памяти св. Александра, ведь собор хранит его честные останки.

Все внутреннее убранство храма выполнено ведущими зодчими:

  • роспись – А. Джакомо, Д. Кваренги (им сделаны эскизы); позже новые фрески созданы П.С.Титовым и Ф.Г Солнцевым (1862);
  • иконостас из итальянского и русского мрамора – творение Л. Пинкетти, Я. Мейтерлейтена, образы на огромных царских вратах писал русский мастер И.А.Акимов (XVIIIXIX вв.).

Троицкий собор. Внутреннее убранство и рака с мощами блгв.кн. Александра Невского

Все художественное решение собора соответствует канонам западно-европейского искусства того времени, а потому несколько непривычно для тех верующих, которые привыкли к древнерусским традициям иконописания и вообще храмового убранства.

С конца XVIII в. в соборе можно было увидеть картины на Евангельские темы европейских художников (среди них П.Рубенс, А.Ван Дейк и другие). Все они были подарены храму лично императрицей Екатериной. Было здесь также царское место, над которым находился портрет самой царственной жертвовательницы, написанный Д.Г.Левицким, а напротив – Петра I.

Этот храм, расположенный напротив Благовещенского, также задуман при основании монастыря. Он посвящен старшему брату блгв. Александра, Феодору Ярославичу. Святой князь скончался молодым, накануне собственного бракосочетания. Службу ему впервые составил митрополит Петербургский Гавриил (Петров) в 1787 г.

Феодоровская церковь

Храм имеет два этажа, причем с 1770 г. верхний придел освящен во имя благоверного Феодора, нижний – свт. Иоанна Златоуста. С середины XIX в., после перестройки, Феодоровским стал нижний придел, тогда как верхний посвятили свт. Николаю Мирликийскому. При церкви до начала XX в. традиционно хоронили представителей грузинской аристократии, потомков царей.

Церковь – часть так называемого Феодоровского корпуса, где до революции находились Духовная Академия, другие учреждения, была устроена парадная зала для собраний кавалеров Ордена Александра Невского. Ныне корпус считается братским, здесь находятся кельи.

Скорбященская надвратная церковь

Это надвратный храм, посвящённый 15 июля 1786 г. памяти иконы Богородицы «Всех скорбящих радость». Небольшой храм, как и Троицкий собор, выстроен И.Е.Старовым.

Всего их было известно 4:

  • Сошествия Св. Духа в братском корпусе; она освящена в 1822 г.; как другие храмы обители, церковь стала усыпальницей: например, здесь место последнего упокоения пяти митрополитов столицы; всего при храме – 172 захоронения;
  • три домовых церкви так называемого Митрополичьего дома (арх. Михаила, Успения Пресвятой Богородицы, Покровская);

Некрополи: Лазаревское, Тихвинское и Никольское кладбища

Некрополь на территории Александро-Невской лавры

Помимо погребений при храмах, которых насчитывалось несколько сотен, при монастыре действовали три кладбища:

  • Лазаревское, старейшее в Петербурге; его именование возникло из-за церкви прав. Лазаря Четверодневного. Ее построили над местом упокоения любимой сестры Петра I, царевны Наталии (1717); здесь могилы известных людей, соратников царя-реформатора, например, адмирала Ф.М.Апраксина, графа И.И.Шувалова. Здесь же похоронен М.В.Ломоносов;
  • Тихвинское, оно называется так по храму иконы Богородицы; строили его основатели некрополя, братья Полежаевы; под храмом находилась семейная усыпальница благотворителей; сложилось так, что на Тихвинском похоронены известные деятели русской культуры, среди которых писатель Ф.М.Достоевский, баснописец И.А.Крылов, композиторы М.И.Глинка, Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский;

Интересный фактНыне в лавре существует традиция в день кончины П.И.Чайковского служить литургию св. Иоанна Златоуста, на которой исполнять созданные композитором песнопения для этой службы.

  • Никольское, по имени храма свт. Николая, открытое с 1870-х гг.; оно находилось на востоке территории обители; здесь также хоронили церковный деятелей, известных людей города, а также насельников лавры – к началу XX в. таких могил насчитывалось 74.

Состояние некрополей

К настоящему времени бывшие лаврские кладбища Лазаревское и Тихвинское (под названием «Некрополь мастеров искусств») можно увидеть уже при входе в монастырь, они расположены по сторонам от него. Кладбища не принадлежат обители, вход на них платный, стоит около 500 р. При желании в той же кассе можно оплатить экскурсию.

Однако, желающим осмотреть некрополи стоит иметь ввиду происшедшие кардинальные изменения. Ведь с 1930-х на их базе открыли Музей городской скульптуры, куда свозили памятники с закрываемых столичных кладбищ, из храмов, где были погребены известные люди. Поэтому ныне расположение надгробий весьма приблизительно соответствует местам захоронений, многие утрачены.

Несколько более сохранно Никольское кладбище. Здесь есть братский участок, а также продолжают погребать известных людей.

Наконец, уникально четвертое, возникшее в советские годы «Казачье», где с первых послереволюционных лет хоронили представителей коммунистической власти! Среди погребенных близ Троицкого собора – участники обороны Ленинграда, известные архитекторы, ученые, строители. Захоронения происходили здесь до 1970-х гг.

Время потрясений: ХХ век.

К началу XX в. монастырь, где подвизались уже более 130 монашествующих, был одним из самых богатых, кроме того, славился своими святынями, уникальной историей. Лавра, как задумывал основатель, Петр I, несла громадное социальное служение, тратя на благотворительность большую часть своих немалых доходов: здесь работала (еще с 1714 г.) богадельня для увечных воинов, «Дом призрения» бедных, монахи помогали женскому епархиальному училищу. А когда началась 1 мировая война – отправили на фронт передвижной госпиталь, еще один – открыли на территории обители.

Так встретила лавра 1917 год. Конечно, новая большевистская власть не могла не подвергнуть гонениям обитель, настолько тесно связанную со «старым режимом». Сначала забрали все помещения, кроме церковных, затем пришел черед храмов, вскрытия, «реквизиции» мощей блгв. Александра Невского, которые оказались в музее, наконец – разорения уникальных лаврских кладбищ, хранящих память об истории страны.

Сложной оказалась также духовная обстановка в монастыре: с 1922 г. его захватили сторонники обновленческого раскола, которым добровольно подчинились многие насельники. Только через год лавриоты смогли вернуться к Патриаршей Церкви.

А ночью 18 февраля 1932 г. монашеская община прекратила существование, так как были арестованы все братия, еще остававшиеся на свободе.

Началось тяжкое время гонений, разрушения памяти об истории монастыря, города: помещения обители заняли различные советские учреждения, общежития. Многие из них продолжали действовать здесь до начала 2000-х гг.

Тем не менее, с 1957 г. удалось вернуть Троицкий собор, где возобновились регулярные службы, хотя он считался тогда приходским храмом. Только с 1996 г. началось возрождение иноческой жизни, а 18 апреля 2000 г. восстановленной лавре были переданы все отобранные ранее здания. Время гонений закончилось.

Насельники лавры, причисленные к лику святых

Потрясения XX в. с неожиданной силой обнаружили духовную высоту многих насельников монастыря, доселе скрытую под спудом «обязательной» миссионерской или просветительской, административной деятельности, которой требовало от лавриотов государство. Ныне угодниками Божиими почитается множество насельников, а десятки новомучеников, исповедников из числа братии пока не прославлены. Некоторые из числа чтимых святых совершали свой незаметный подвиг во времена общего обмирщения XVIII в., и он признан Церковью лишь сравнительно недавно. Среди чтимых святых:

  • свтт. Иннокентий (Кульчицкий) и Софроний (Кристалевский), призванные в обитель по велению Петра I как одни из «лучших», образованных иноков; их подвигом стало миссионерство в Восточной Сибири, где свт. Иннокентий окончил свои дни как Иркутский архипастырь, а свт. Софроний сменил собрата на этом многотрудном поприще (1753-1771);
  • прп. Феодор Санаксарский, дядя блестящего флотоводца Феодора Ушакова, проживший иноком 45 лет (скончался в 1791 г.);

Сщмч. Владимир (Богоявленский)

  • свтт. Владимир (Богоявленский), первый из архипастырей, ставший новомучеником после начала революции (1918), Серафим (Чичагов), Прокопий (Титов), Виктор (Островидов), Вениамин (Казанский), Григорий (Лебедев); все эти архипастыри, выходцы из лавры, взрастившей множество достойных епископов, приняли мученическую кончину от рук безбожников;
  • священномученики Иннокентий (Тихонов) и Серафим (Вавилов); оба приняли постриг во время послереволюционных гонений, понимая, что их ждет мученичество; оба расстреляны за свою веру (1937-1938);
  • прп. Серафим Вырицкий, насельник лавры с 1920 по 1930 г., затем –один из великих духовников, старцев, любимых верующими; в 2007 г. в лавре появился еще один домовой храм, при братском Феодоровском корпусе, посвященный преподобному.

Современная жизнь обители

С 1797 г. по настоящее время монастырь является одной из 5 лавр на канонической территории Русской Церкви, а также одной из двух обителей России, имеющих этот статус. Он означает:

  • признание особого исторического, духовного значения;
  • то, что наместник такого монастыря – обычно епископ (эта практика появилась с 2009 г.).

Братию Троицкой Александро-Невской лавры с 1996, то есть с начала возрождения обители, возглавляет Кронштадтский архипастырь, Назарий (Лавриненко).

Количество насельников ныне еще не достигло дореволюционного, но уже составляет до нескольких десятков человек.

С 2004 7 лет духовником братии был архим. Елеазар (Иванов). Выпускник Ленинградской Духовной Семинарии (1964), кандидат богословия, о. Елеазар некоторое время нес послушания при епархиальном управлении, которое находилось в советские годы в Духовском корпусе лавры, здесь принял монашество. Своей «второй Академией» он называл жизнь в Псково-Печерском монастыре, откуда он вновь вернулся на место пострига, уже как братский духовник. О.Елеазар преставился в начале Великого Поста 2011 г.

Его сменил архимандрит Виталий Радомысльский, также известный твердым стоянием в вере во времена гонений. Так, служа в Белоруссии, он, тогда еще священник Виктор, не побоялся через суд отстоять церковный дом, который власти хотели отобрать, передав семье местного милиционера. С 1991 г. о. Виктор принял иночество, с 2012 – стал архимандритом, ныне несет послушание духовника не только братии: к нему приезжает также множество мирян.

Кроме него, паломники могут также обратиться к другим духовниками обители. Это игумены:

  • Вениамин (Непоту);
  • Сильвестр (Кирсанов);
  • Серафим (Гребельный).

Отцы принимают прихожан в строго определенное время, которое можно узнать на интернет-странице обители (раздел «Расписание богослужений»).

Святодуховский центр

Как прежде, монастырь несет большое социальное служение. При нем работает духовно-просветительский центр, который устраивает христианские фестивали, праздники, концерты классической, народной музыки.

Часы работы, расписание богослужений

Паломники могут войти в обитель с 5.45. ч. утра, когда начинаются утренние молитвы, братский молебен. Литургия по будням обычно начинается с 7 ч. утра, вечернее богослужение – с 17.00. Кроме того, по воскресеньям служится поздняя литургия (с 10 ч.)

По преимуществу все службы проходят в Троицком соборе, однако иногда они совершаются в других храмах лавры. Об этом можно узнать на сайте обители.

Врата монастыря закрываются после 20 ч. – по окончании вечерней службы. Это время отдыха и уединенных молитв братии.

Святыни

Ныне среди икон и духовно значимых реликвий есть как исторически пребывавшие в этих стенах, так и относительно новые, но уже прославленные.

Мощи

В правом приделе Троицкого собора можно поклониться частицам чудотворных останков блгв. князя Александра. Их удалось вернуть обители с началом возрождения иноческой жизни. Свои особенности имеет рака князя: на ее крышке – еще 79 мощевиков разных святых, среди которых свв. Иоанн Креститель, Андрей Первозванный, Евангелисты, Апостолы.

Кроме того, паломники стремятся:

  • поклониться частице мощей блгв. князя Феодора (она вделана в икону князя);
  • ковчегу с честными останками Киево-Печерских преподобных; он сравнительно недавно появился в лавре.

Особо почитаемые иконы

Невская Скоропослушница

Число их к настоящему времени не менее 15. Среди наиболее прославленных:

  • образ-мощевик блгв. Александра; он был келейным у митр. Серафима (Чичагова), а сейчас находится в Троицком соборе; это одна из первых икон, где Александр написан в княжеских, а не монашеских одеждах;
  • образ Господа, облеченного белыми одеждами; он стоит близ раки блгв. Александра; и эта икона также связана со сщмч. Серафимом, ибо написана им лично;
  • икона Богородицы, именуемая «Невская Скоропослушница», созданная для обители монахами Афона в конце XIX в.; ее удалось сохранить от поругания, а с возрождением лавры – вернуть в храм.

Адрес, как добраться паломникам, гостиница

Обитель находится в конце Невского проспекта, ее адрес – Набережная р. Монастырки, д. 1, ближайшая станция метро – площадь Александра Невского.

Для паломников при монастыре есть три гостиницы, где имеются номера различного уровня комфорта и цен, среди которых есть вполне бюджетные.

Официальный сайт

Официальный сайт Александро-Невской лавры: https://lavra.spb.ru/

Митрополичий сад

К настоящему времени братии удалось восстановить так называемый Митрополичий сад, существовавший при обители с 1723 г. К концу советского периода, когда этот участок вернули Церкви, он был заброшен, захламлен. Ныне это – одно из любимых мест прогулок горожан.

Жительница Петербурга, Елена, пишет, что «даже сейчас, когда на протяжении двух месяцев уже все городские сады и парки закрыты сюда можно совершенно спокойно прийти погулять, рассматривать купола и архитектуру фасадов зданий, посидеть в тишине и послушать чириканье птичек».

Экскурсии по лавре

Их устраивает паломнический центр обители. Экскурсионные программы ведут профессиональные гиды, а также насельники монастыря. Иностранных гостей обычно сопровождает священнослужитель. Во время экскурсии можно посетить лаврские храмы, узнать о ее истории.

Телефон паломнического центра: +7 (812) 274 16 12

Вся история лавры делом отвечает на когда-то заданный Петром I вопрос о монашестве: «Что же прибыль обществу от сего?». «Прибыль» великая, пусть не материальная. Иначе не шли бы паломники к древним и новым святыням, к мудрым старцам, которые доныне возвещают волю Божию тем, кто готов ее принять.

Наталья Сазонова

Читайте также:

Хор Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

         Десять заповедей

Благовещенский собор в Воронеже

Благовещенский собор Московского Кремля

Первая заповедь

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях 

Дорогие читатели, обращаюсь к вам в попытке вразумить вас хоть как-то. Вопрос стоит в иконопочитании

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии