Святой Илия Пророк

 

Его жизнь, подробно описанная Библией, кажется непрерывным чудом. Непредставимые для обычного человека аскетические подвиги, десятки совершенных чудес – свидетельств непоколебимой, горячей веры, не терпящей тени сомнения. Наконец, вместо обычной всем людям смерти – Илия Пророк живым восходит в Рай на огненной колеснице. Все это – о великом пророке, имя которого созвучно его жизни, ведь оно переводится с еврейского как «Бог мой Господь».

Святой Илья Пророк, икона с житием в 26 клеймах

Краткое житие 

Большинство пророков оставили письменные сочинения, а вот Илия известен лишь по 3-й и 4-й книгам Царств Библии, которые рассказывают о нем, но самому пророку «слова» не дают: никаких сочинений от угодника Божия не сохранилось.

Что говорит Библия

Его имя появляется на страницах 3 Книги Царств лишь в ее 17 главе. Первые же 16 в немногих словах вмещают историю блеска, величия, а затем духовного падения избранного народа:

  • кончину величайшего – и смиреннейшего – из царей Израильских Давида, молитвенника, псалмопевца;
  • воцарение мудрого Соломона, строительство храма, процветание Иудеи, славной во всем тогдашнем мире, когда, кажется, ничто не поколеблет народа Божия;
  • распри среди евреев по кончине Соломона, разделение царства, а потом – самое страшное, попрание веры в Истинного Бога, давшего Израилю земное благосостояние, многие духовные дары.

Кратко, совсем скупо, точно само упоминание об этом причиняет боль пишущему, повествует Библия о сменявших друг друга царях, все чаще насаждавших когда-то совершенно немыслимое для евреев языческое идол служение, о слабых попытках свернуть с гибельного пути, а затем – новых падениях. Когда же, кажется, для народа не остается надежды, на помощь приходит Сам Господь, воздвигнув возместителя Своей воли, пророка.

Непосредственно перед тем, как св. Илия по воле Божией начал служение, произошло едва ли мыслимое среди Израиля. Царь Ахав, женившийся на Иезавели, дочери царя богатого, влиятельного города Седана, Иезавели, выстроил храм тому, кого правоверные израильтяне почитали бесом – финикийскому богу Ваалу.

Впрочем, сам царь не то, чтобы окончательно отрекся от веры. Современные богословы указывают: его дети сохранили иудейские имена – Охочие, что значит «Яхве удерживает», Иорам («Яхве высок»). Сам брак с Иезавелью был более политическим: ведь царю так необходим был союз с Сидоном в сложной тогда политической обстановке. Ахава можно назвать скорее религиозно индифферентным правителем, нежели ярым язычником.

Однако, он не препятствовал своей супруге отдавать приказания о казни наиболее активных противников царского вероотступничества – пророков Божиих, из которых, как повествует Библия, спаслось от казни лишь не более ста, усилиями царедворца – также пророка – Авдия. Сторонники истинной веры были политически неудобны, мешали благу царства – разумеется, как понимал его политик Ахав. Иной оказалась воля Божия.

Однажды к царю явился совершенно незнакомый человек. Высокий, уже пожилой, с лицом, потемневшим от загара, он, не дав себе труд приветствовать государя, твердо сказал:

«Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3 Цар. 17:1).

Библия не сохранила ответа царя. Возможно, потому, что его просто не было: растерянный Ахав мог лишь молчать. Илию даже не прогнали из дворца – придя по слову Божию, он так же вышел, отправившись на реку Хораф ожидать воли Господа о дальнейшем. Тогда же землю Израильскую поразила страшная засуха, продолжившаяся целых три года.

Таково было первое из множества чудес, совершенных святым – или, точнее, Самим Богом через Илию, который, видимо, давно стал Его избранным сосудом, хотя Библия не говорит ничего о его подвижническом пути.

Следующие крайне тяжелые для иудеев три года гнева Божия – время, когда с особой силой проявились духовные дарования пророка:

  • покорный слову Создателя, он некоторое время провел на Хорафе, где ему чудесным образом приносил хлеб ворон;
  • когда от зноя высохла вода, Илия, также по гласу Божию, ушел в финикийский город Сарепту; погибающая от голода вдовица поделилась с ним последним пропитанием, зная, что скоро ей с сыном предстоит умереть; милосердие женщины привлекает Божию благодать: все время засухи масло и мука у вдовы по молитве пророка не иссякают;
  • когда же сын вдовы скончался от болезни, св. Илия дерзновенно обратился к Богу с просьбой воскресить умершего, и Господь внял Своему рабу.

Но самым замечательным из чудес св. Илии стало обращение к вере всего отступившего от Бога народа. По истечении трех лет, вновь покорный воле Бога, святой отправился навстречу Ахаву, тогда как ранее уклонялся от искавшего его царя. Объявив ему о том, что гнев Господа постиг иудеев за нечестие правителя, пророк потребовал состязания с языческими жрецами на горе Кармил.

Здесь воздвигли два жертвенника, но, по слову пророка, не разводили огня, дабы истинность веры в Ваала, либо Яхве была подтверждена схождением огня с неба. Долго, безуспешно взывали к Ваалу его жрецы. Наконец, обессилев, они умолкли. Тогда Илия велел вылить множество воды на свой жертвенник, так что и ров вокруг него тоже наполнился. По молитве святого «ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве». (3 Цар. 18:38). Обращение народа было мгновенным и искренним: отовсюду раздавался плач, восклицания: «Господь есть Бог! Господь есть Бог!».

При этих кликах народа Илия лично убил каждого из лжепророков Ваала, а было их четыреста пятьдесят.

А через небольшое время начался долгожданный ливень.

Казалось, что истинная вера восторжествовала, однако Ахав, пусть раскаявшийся, остался политиком, а может быть – просто слабым человеком, не смогшим противостоять ревностной язычнице, собственной жене. Разъярившись от убийства Вааловых жрецов, она прямо грозила Илие смертью.

Безоружный пророк не был воином или героем, но лишь орудием Господа. Боясь за свою жизнь, он ушел в пустыню, прося, как говорит Библия, смерти у Господа. При этой скорби Господь не оставил Своего раба: Ангел укрепил его, повелевая идти на гору Хорив. Здесь, в пещере, видимо, завершилось духовное возрастание подвижника. Библия свидетельствует о нем немногими словами – лишь ясно, что Илия удостоился Богообщения, ибо Господь сказал ему:

« выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» (3 Цар. 19:11-12).

Тогда же Илие были даны последние при его земной жизни Божии повеления, среди которых – помазание на служение пророка «вместо себя» другого, и приготовление к исходу из мира.

Ученик Елисей

Призвание сына Сафата, Елисея, произошло просто и быстро. Библия рассказывает, как Илия, духом зная, где искать ученика, никогда прежде им не виденного, находит юношу на поле, где он пахал на волах, и «бросает на него милоть свою» (плащ из шерсти, которым покрывался святой). Благодать Божия, бывшая на Илие, коснулась сердца будущего ученика. Нимало не сомневаясь, он оставляет дом, семью, уходит с Илией (3 Цар. 19:20-21).

Это похоже на призвание учеников Самим Христом, о чем рассказывают Евангелия, впрочем, с одним отличием. Св. Лука пишет, что Господь возбраняет одному возжелавшему идти за Ним юноше проститься с родными, говоря, что «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк.9:62).

А вот Илия на ту же просьбу Елисея отвечает иначе: «Пойди и приходи назад, ибо что сделал я тебе?» (3 Цар.19:20). Здесь и точное знание: Елисей вернется, ибо так сказал Господь. Здесь также чисто человеческое понимание, как важны для Елисея его родные. Пусть Илия давно оставил свой дом, вероятно, семью, но ведь он – не небожитель, а, по слову Апостола Иакова, «человек бе подобострастен нам» (Иак.5:17), знающий немощи человеческие и сам, конечно, от них не свободный.

Последние пророчества

Земное служение угодника Божия подходило к концу. Последние годы его жития – время молитвенного уединения. Но, духом провидя нечестие Ахава, его семьи, пророк несколько раз обличал их в беззакониях:

  • им предсказана гибель Ахава после того, как он и Иезавель неправедно отобрали виноградник Навуфея, ложно обвинив его как богохульника, изменника; лишь раскаяние слабохарактерного, но все же верующего государя немного смягчило гнев Божий;
  • Илия же обличил наследника Ахава, Охозию, в богоотступничестве; наследовав не только царство, но также духовные немощи отца, этот царь, тяжело заболев, попытался обратиться к давно отвергнутому Ваалу, за что был наказан смертью.

Где произошло вознесение пророка на огненной колеснице

О грядущем взятии святого от мира знали. В Израиле немало было верующих, многие из которых были учениками пророков, а потому именовались «сынами пророческими». Духом Святым они предвидели судьбу величайшего из служителей Божиих. Знал ее и Елисей. Как ни пытался Илия скрыть будущее событие, верный ученик неотступно следовал за ним, внутренне скорбя от неизбежного расставания, но также горячо желая видеть это чудо. Писание сохранило один из последних их разговоров, в котором Елисей с дерзновением просит «сугубой благодати» Духа по молитвам своего учителя. Верный Богу, св. Илия ничего не обещает от себя, но полагается на волю Господню.

Вознесение Илии Пророка на огненной колеснице

Согласно 4 Книге Царств, великий пророк был взят от мира близ Иерихона, после того, как он и Елисей перешли реку Иордан, разделившуюся по слову святого, ударившего по воде милотью. Здесь до сих пор показывают холм прор. Илии, с вершины которого его как бы в вихре вознесла на небо огненная колесница. Так святой не увидел смерти, с телом будучи взят на небо.

Упоминание в Новом Завете

Современные православные богословы насчитывают 30 упоминаний о жизни пророка, встречающихся как у Евангелистов, так и в посланиях Апостолов.

Христос не раз сравнивает Свою проповедь среди иудеев с усилиями св. Илии обратить народ к Богу. Например, Господь упоминает о том, что Илия не был принят евреями, но послан был в языческую Сарепту к бедной вдове (Лк.4:25-26). Подобно этому, не поверили Господу иудеи, но впоследствии проповедь христианства приведет к вере множество язычников.

Сами иудеи соотносят некоторые деяния Спасителя с чудотворениями пророка. Таково воскрешение сына вдовы из Наина (Лк.7:11-17). После этого события многие открыто говорят о «великом пророке, восставшем в Израиле», прямо соотнося Иисуса с Илией. Такое видение было связано с тем, что возвращение пророка на землю в иудейской традиции ожидали перед приходом обетованного Мессии.

Ту же традицию продолжают новозаветные авторы, уже знающие о том, что явление Мессии свершилось:

  • св. Иоанн Предтеча уже в самом начале Евангелия от Луки называется пророком, имеющим «дух и силу Илии» (Лк.1:17);
  • вместе с вождем Израиля Моисеем пророк беседует с Господом на Фаворе во время Преображения (Мф 17:3-5, Мк 9:2-7, Лк 9:30-31);
  • по мнению многих современных богословов, восходящем к святоотеческой традиции, о Моисее и Илие может говорить Откровение св. Иоанна Богослова, повествующем о двух пророках Божиих, посланных на землю перед концом мира, хотя св. Иоанн прямо не называет имена.

Когда празднуется день памяти

В первые века память пророка отмечалась:

  • на другой день по Преображении (20 августа), так как сам праздник связан с его явлением на Фаворе;
  • у некоторых общин – во вторник после Светлой Седмицы, в воскресенье после Пятидесятницы.

Сейчас день св. Илии празднуется 2 августа у православных, 16 февраля – у католиков.

Почитание в христианстве, иудаизме и мусульманстве

Традиционно особой любовью к пророку отличался христианский Восток. Здесь с первых веков Церкви возводились храмы на местах, связанных с жизнью праведника. Это горы Кармил, Хорив, Фавор, где пророк явился по время Преображения. А монастырь Хозива сохраняет пещеру святого, где он жил во время засухи.

Велико также народное почитание угодника Божия, особенно в славянских землях, где его считали повелителем природы, небесных стихий. Святому молились о дожде, о защите урожая.

Интересный фактИзвестно, что древнейший христианский храм Киева, построенный христианами более чем за 40 лет до Крещения Руси, в 945 г., был посвящен прор. Илии. А в небольшой Македонии тогда же было известно до 10 иноческих обителей во имя пророка.

А вот на Западе особого почитания св. Илии (равно как вообще Ветхозаветных святых) не сложилось. Католическая церковь отмечает его память вместе с празднованием другим Библейским пророкам.

Сохраняется почитание святого в иудаизме, где его считают провозвестником пришествия «Машиаха» (Мессии), а народные предания говорят о святом как покровителе бедных, защитнике слабых.

В ислам почитание «Ильяса», как его именуют, пришло, очевидно, из христианской традиции. Современные богословы говорят, что само имя «Ильяс» арабская транскрипция греческого, да и Коран называет Илию среди пророков наряду с «Исой» (Иисусом), Захарией.

Интересный факт2 августа общий праздник не только для православных, но также для мусульман и иудеев: ежегодно они, как и христиане, приходят в этот день на гору Кармил, чтобы почтить пророка молитвой. Здесь же устраиваются праздничные народные гуляния.

Святой Илья покровитель ВДВ?

Специфически русская традиция – празднование для Воздушно-десантных войск 2 августа, на «Ильин день». Конечно, понимание Илии как повелевающего стихиями небесными – очень древнее, оно как нельзя лучше связывает святого с «голубыми беретами». Однако изначально этот праздник не имел религиозного подтекста.

2 августа 1930 г. во время военных учений близ Воронежа с самолета впервые в истории сбросили парашютный десант. Поэтому день этот считается днем рождения ВДВ – совпавшим с памятью пророка. О том, насколько «случайно» такое совпадение, официальные документы не сообщают.

Достоверно известно лишь, что в начале 1930-х в стране «победившего атеизма» оставалось еще немало верующих, хорошо знавших об «Ильином дне», о самом пророке. Не было ли таких среди военного начальства, назначившего экспериментальную (и рискованную, как все, совершаемое впервые!) высадку десанта на 2 августа, рассчитывая на поддержку святого? Вполне возможно. Во всяком случае, с тех пор, как с начала 1990-х перестали запрещать религию, на молебнах пророку неизменно присутствует руководство ВДВ.

О чем молятся

На основании описанных Библией чудес, к угоднику Божию издавна обращались во время засухи, других стихийных бедствий. Кроме того, пророку молятся:

  • об укреплении веры – как к твердому исповеднику Истинного Бога;
  • об исцелении болезней, памятуя о чуде воскрешения сына вдовицы;
  • о помощи при богоугодных делах, начинаниях.

Как изображают на иконах

Иконография: Илия Пророк в пустыне Датировки: XVI в. Около 1552 года.Материал: дерево, темпера. Размеры иконы:  высота 75,5 см, ширина 56 см В центре помещена фигура сидящего Ильи Пророка. В левом верхнем углу темная птица с яйцом в клюве. Редкая особенность иконографии: Илья Пророк смотрит перед собой, а не оглядывается назад. Из известных памятников подобная схема присутствует в иконах XV века из Ильинской часовни деревни Пяльма в Обонежье (Музей изобразительных искусств республики Карелия. Инв. № И-363) и из собрания Брягина работы среднерусского мастера (ГРМ). Илья Пророк изображен сидящим на большом круглом камне между ущельями желтых охристых горок, за ним темная расщелина пещеры. У ног его синий водный поток. Инв. № КМЗ КП 02139. © Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Святой пишется на иконах седым старцем. Непременно на плечах его – милоть, грубый шерстяной плащ. Существуют разные варианты иконографии святого:

  • он может быть изображен в пещере, где нес свои подвиги и удостоился явления Божия в «веянии тихого ветра»;
  • другой сюжет икон – св. Илия на Хорафе; на таких образах можно увидеть также ворона, принесшего пророку хлеб;
  • святой также часто изображается, как проповедник: он держит свиток со словами пророчества, на который он указует перстом;
  • наконец, еще один распространенный, любимый многими сюжет – вознесение пророка на огненной колеснице.

Имя на карте: горы, мыс и источник

Народная любовь к пророку издавна нашла выражение не только в посвященных ему храмах: кроме связанных с жизнью святого памятных мест, его имя носят:

  • две горы, на Аляске и в Крыму;
  • мыс также на Крымском полуострове.

И, конечно, во имя святого освящен не один чудотворный источник.

Так именуют целую группу горных хребтов на Аляске (5489 м над уровнем моря). Имя святого Илии горный массив получил благодаря побывавшему здесь в 1741 г. Витусу Берингу – русскому путешественнику, первооткрывателю пролива между Евразией и Северной Америкой. Видимо, величие гор, их красота, навели его на мысли о подвиге пророка.

На Крымском полуострове, где пророк, конечно, никогда не был, существует два красивых, романтических места, связанных с его именем. На горе, именовавшейся местными татарами «Ильяс-Кая», близ нынешнего поселка Форос, еще в XIV в. стояла церковь пророка. Сюда совершали паломничества как монашествующие, так и миряне. Уже тогда сюда часто приходили молодожены. Эта традиция дожила до наших дней: гора св. Илии испещрена именами влюбленных, просящих покровительства святого.

Ильинский маяк в Феодосии, Крым.

Одно из красивейших мест Крыма – мыс святого Илии. Он расположен на востоке полуострова, недалеко от Феодосии. Как именование горы, название мыса связано с древней греческой церковью, на месте которой с начала XIX в. существовала часовня, ныне разрушенная. Но сохранился так называемый Ильинский маяк высотой более 66 м. Он открыт 17 февраля 1899 г. Не будучи храмом, маяк этот все же – «обетный», он построен благодарной пророку и Господу рабой Божией Евдокией Рукавишниковой: здесь исцелился от туберкулеза ее тяжело больной 19-летний сын Николай.

Он находится в Апшеронском районе края близ станицы Кюринской. Источник представляет собой два родника, один расположен выше другого. У верхнего паломники обычно набирают воду, на нижнем, более обильном, можно омыться. Выше источников находится часовня, где совершаются молебны, а под праздник пророка – торжественное богослужение.

***

И ныне святой привлекает к Господу сердца людей. Пусть его более нет на земле, но живая, твердая вера дышит в каждом из его слов, бережно донесенных до нас Писанием, в святых образах пророка. «Пустынный житель и телеси Ангел», но при этом – подобный нам человек, как именует его св. Иаков. Таков Илия, ведущий верующих к святости примером своей жизни.

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии