Святой князь Александр Невский

 

Блгв.кн. Александр Невский

Александр Невский и достоверные исторические факты

Шел 2008 г., не так давно миновали критические 90-е, когда обесценивалось все, что было дорого за предшествующие десятилетия. Многим казалось, что проведение конкурса «Имя России» в обществе, плохо знающем свою историю – дело рискованное, пожалуй, даже неблагодарное. Тем более неожиданным оказался результат народного голосования. Символом страны признали благоверного князя Александра Невского. Хотя едва ли найдется человек, не слышавший о святом, достоверных исторических данных о нем крайне мало. 

Полагают, что первое житие Александра появилось сразу после его кончины, оно относится к 1263 г. Это скорее похвальное надгробное слово, созданное неким иноком согласно благословению митр. Кирилла и по желанию сына князя, Дмитрия. При этом первоначальная рукопись за давностью лет утрачена: источник известен лишь по спискам XVI в. 

Историки предполагают, что сначала житие представляло собой похвалу князю, написанную непосредственно после его смерти. Неизвестный инок, выполнявший поручение митрополита, не столько рассказывает  подробности жизни святого, сколько говорит о его личности, о главных связанных с ним событиях, которая сохранила память знавших его. Впоследствии текст не раз дополнялся свидетельствами о чудесах, историческими подробностями из летописных сводов. 

События правления Александра упоминаются также: 

  • в русских летописях, прежде всего, Новгородской; 
  • в западно-европейских хрониках. 

На основе всех этих документов созданы позднейшие жития святого, ныне известные православным. 

Годы жизни и правления

Принимая решение о проведении в 2021 г. юбилейных мероприятий памяти святого, государственная власть исходила из мнения значительной части историков о том, что Александр появился на свет В Переславле-Залесском, предположительно 30 мая (по другим источникам 13 мая) 1221 г. Однако среди ученых существуют также другие мнения: временем рождения князя называется и 1220, даже 1219 г. 

Несколько точнее известны год кончины (1263) и время его правления русскими землями – 11 лет, с 1252 до смерти в 1263. Однако точный день преставления историкам установить не удалось, в отличии от дня погребения 6 декабря.

Дни памяти

 Поэтому память благоверного князя отмечается в исторически точно известные дни. Это: 

  • 12 сентября – перенесение мощей при Петре I; 
  • 6 декабря – не день кончины, но время погребения во Владимире, отмеченное летописцами. 

Именитые современники благоверного князя 

Александр родился во время, сложное как для Европы, так и для Руси. Уже прошло несколько крестовых походов, организованных Римскими папами. Первоначально направленные на освобождение Святой Земли от захвативших ее арабов, с 1204 г. они привели к захвату столицы православной Византии, Константинополя, даже возникновению латинских королевств. На слуху жителей Европы были имена: 

  • короля Франции Людовика Святого, организатора, а также участника двух Крестовых походов на Восток; 
  • папы Иннокентия IV, как Людовик, активного сторонник обращения к католицизму Востока, включая Русь; 
  • патриарха Германа II Константинопольского (1222-1240), полемиста с католиками; впрочем, при нем царь так называемой Никейской империи, возникшей после захвата столицы Византии крестоносцами, Иоанн III Дека уже пытался вести переговоры об унии с католиками; отношение верующих к такому «объединению» под эгидой Римского предстоятеля было вполне определенным, но власти более ориентировались на сиюминутные политические цели, рассчитывая на «помощь» Рима против мусульман. 

В те же годы православная Русь была раздираема княжескими усобицами, дробилась на мелкие княжения, количество которых к середине XIII в. достигло нескольких сотен. Тем временем далеко на Востоке росло, крепло молодое агрессивное монгольское государство. Поначалу опасность казалась призрачно далекой, но спустя пару лет по рождении княжича для Руси как бы прозвенел первый тревожный звонок: в 1223 г. войско русских князей, не сумевшее преодолеть внутренних противоречий, амбиций, потерпело сокрушительное, позорное поражение от всего лишь разведывательного отряда монголов Джебел и Себе-де. Сражение, впрочем, прославило некоторых русских князей, которые смогли при этой критической ситуации сохранить свои дружины, к тому же сами вернуться живыми. Среди них: 

  • Мстислав Удатный, дед благоверного Александра, князь Галицкий; 
  • Даниил Романович, волынский правитель, позже также князь Галицкий; кроме того, что он был удачливым полководцем, администратором, он известен также своим активным участием в европейской политике; после Калки поняв монгольскую опасность, князь, видимо, искренне верил возможной помощи христианского Запада; достоверно известно, что от папы Римского он принял корону католического короля, что, очевидно, предполагало также переход к католицизму; подобное же предложение получит позже и св. Александр. 

Но были на Руси Александрова времени также духовные лидеры, твердо стоявшие за православие. Среди таковых: 

  • епископ Владимирский Симон, по-видимому, близкий семье святого; Владыка застал еще многих угодников Божиих из почитаемой русичами Киево-Печерской обители, он — автор дошедшего до наших дней Киево-Печерского патерика; 
  • новгородский архиепископ Спиридон; согласно житию святого, именно он благословил юного тогда князя на Невскую битву; 
  • наконец, великим помощником, более того — духовным отцом святого был митрополит Кирилл, первый предстоятель Русской Церкви после монгольского разорения; будучи греком, казалось бы, далеким от реалий жизни Руси, он близко к сердцу принял тяжелейшее положение Русской Церкви, старался наладить богослужебную жизнь, но главное — своим примером убеждал многих отчаявшихся не терять веру. 

Семья 

Отцом Александра был князь Переяславский Ярослав Владимирович, матерью же будущего полководца была Феодосия, дочь Мстислава Удатного. 

Предполагают, что у супругов родилось 9 сыновей. Старшим был Феодор, а вторым по возрасту – Александр.  

Где и когда родился

 

Так как отец святого княжил в Переславле-Залесском, местом рождения Александра признают именно этот город. Помимо отсутствия точности по вопросу года рождения, нет у историков единства также по дате. Определить ее более или менее точно им помогло редкое для Руси имя князя при Крещении – Александр. Предполагают, что оно связано с памятью мученика Александра Римского, воина, празднование которому совершалось на Руси 13 мая. Предполагается, что на эту дату пришлось рождение княжича, отсюда его крещенное имя. 

Детство, отрочество

 

Молодые князья взрослели быстро. Первое житие святого говорит о том, что уже в 4 года над Александром совершили так называемый воинский постриг, аналогичный европейскому посвящению рыцаря. Известно, что совершал обряд Владимирский епископ Симон, специально приехавший для этого в Переяславль. Сам постриг состоял в кратких молитвах в храме, после чего княжичу подрезали власы, опоясывали мечом. А затем «сажали на конь». Летописи говорят, что вместе с Александром постриг прошел его брат Феодор – примерно на год старше княжича. Прошло не более трех лет, и совсем юным княжичам приспело время исполнять первое отцовское поручение. 

Княжение 

После пострига княжича традиционно учили военному делу – обращению с мечом, копьем, рукопашному бою. Примерно через три года отец посчитал старших сыновей готовых к исполнению княжеских обязанностей. 

Новгород 

Когда Феодору было 8, а Александру – скорее всего, 7 лет, Ярослав, к тому времени ставший князем не только Переяславским, но также Новгородским, отправил отроков своими наместниками в этот город. С мальчиками приехали верные бояре, которые должны были решать все текущие вопросы правления, но также – постепенно учить отроков этим премудростям. Так Александр впервые оказывается в Великом Новгороде. Но, судя по источникам, его и брата первый приезд строптивым горожанам не понравился.  

Скоро начавшиеся волнения вынудили княжичей покинуть город, однако Ярослав настоял на своем: с 1230 г. Феодор и Александр снова стали его наместниками здесь. Судя по всему, князь возлагал особые надежды на старшего сына: Федор часто совершал военные походы по поручению родителя, а в 1233 г. его решили женить. Однако, когда все уже было готово к свадьбе, Федор, совсем молодой, скоропостижно скончался. Так Александр остается править Новгородом один.  

Гроза с востока 

Жизнь правителя того времени проходила среди военных походов – значительная часть которых приходилась на борьбу со своими же. Удельные князья отчаянно боролись за вожделенный «Киевский стол», попеременно занимая город, воевали, отнимая друг у друга княжения поменьше. Вот и отец Александра, Ярослав, с 1236 г. занял столицу Руси – не без помощи новгородцев, скорее всего, самого Александра. Между тем, на Западе росло, укреплялось молодое, довольно агрессивное литовское государство, правители которого поглядывали на Новгородские и Псковские земли. А до страшного монгольского нашествия на русские земли оставался только год. 

Беда пришла зимой 1237. Один за другим гибли русские города, не желавшие сдаваться монгольским завоевателям – и их правители, кровью искупавшие грех междоусобной вражды. К 1238 г. Ярослав Владимирович остался старшим в роду великих князей русских, а потому должен был занять престол. Но получил он его только в 1242, но не так, как хотелось бы: по разорении Киева монгольский хан Батый вызвал его к себе, требуя изъявления покорности. В обмен на признание зависимости Ярослав стал великим князем земли Русской, а Александр – его первым наследником, уже не наместником, а полновластным князем Новгородским. Но радости от этого князья, конечно, не испытали. 

Внешняя политика

Русские земли оказались между двух огней: монголами, систематически грабившими некогда славные города, и западными соседями, которые, видя ослабление Руси, пытались поживиться землями не разоренных еще захватчиками Новгорода и Пскова. На эти территории претендовали как литовцы, некогда платившие дань русским городам, так и крестоносцы Ливонского ордена, чьи Прибалтийские территории граничили с Новгородскими владениями. Так выглядели задачи, которые выпало Новгородскому князю Александру, которому к 1240 г. было только 18 или 19 лет. 

Битвы 

Среди сражений, которые прославили имя Александра как военачальника, обычно выделяют Невскую битву (15 июля 1240 г.) , а также сражение на Чудском озере (5 апреля 1242 г.), хорошо известные даже школьникам. Немногие, однако, знают, что победоносных сражений князя было значительно больше. 

Список основных сражений: 

  • Невская битва (15 июля 1240).
  • Штурм Копорье (1242).
  • Штурм Пскова (1242).
  • Ледовое побоище (5 апреля 1242).
  • Взятие Торопца (1245).
  • Битва у Жижицкого озера (Литва).
  • Сражение под Усвятом (1245)

Невская битва

Написанное современником житие святого (основанное, по словам этого неизвестного инока, на свидетельствах самого Александра, а также его дружинников) рассказывает о судьбоносном сражении с «королем Полунощной страны», под которой имеется ввиду Швеция (и ее правитель, король Эрих): «И собра силу велику, и наполни корабля многих полков своих, подвижеся в силе тяжце, пыхая духом ратным. И прииде в Неву… и посла слы своя, загордевся, в Новгород к князю Александру, глаголя: «Аще можеши противитися мне, то се есмь уже зде, пленяя землю твою». 

Впрочем, согласно западным хроникам, на Новгород отправился все же не лично король, но его зять, ярл Биргер. Силы были неравными. Согласно житию, сохранившему, видимо, свидетельства современников, Александр, видя, что его дружина малочисленна, обратился к молитве. В храме, пав пред алтарем, он взывал о помощи к Тому Единственному, Кто мог помочь. Именно к этому времени относятся сказанные им соратникам слова: «Не в силе Бог, а в правде!».

Интересный фактТогда же князь получил прямое подтверждение поддержки свыше: один из его воинов, стоя с дозором, не во сне, но наяву, лично, видел сродников Александра, благоверных князей-мучеников Бориса и Глеба, спешивших на выручку малочисленной дружине.  

Впрочем, судя по житию, очевиден также полководческий талант юного князя. Самонадеянно высадившихся на берег шведов застали врасплох, оттеснили к реке, затем посекли мечами. Одна из позднейших редакций жития содержит также предание о чуде, обнаружившемся после самой битвы: убитых шведских воинах на противоположном берегу Ижоры:

«иде же не бе проходно полку Олександрову, зде обретоша много множество избиенных от ангела Господня». 

Когда князя стали называть Невским

Многие полагают, что именно с этим сражением связано прозвище князя – Невский. Однако многие современные историки указывают: 

  • на то, что именование жития святого «Повесть о житии и храбрости благоверного князя Александра Невского» относится к XVI в., а оригинальное название жития не сохранилось; 
  • что отряд Биргера, судя по западным хроникам, был достаточно малочислен, возможно, представлял собой своего рода «разведку боем», поэтому битва не имела значения генерального сражения;  

Это, конечно, не отменяет значения победы в Невском сражении. Во времена, когда Русь была теснима со всех сторон, это давало надежду не ему одному, но целому народу. К тому же сражение действительно предотвратило дальнейшую экспансию: по некоторым данным, шведы намеревались основать крепость на Новгородских землях, тем самым отрезая город от Карелии – части Новгородского княжества. 

  • наконец, на тот факт, что прозвание «Невского», согласно источникам, носил не один Александр, но также его сыновья, которые никак не могли принимать участия в знаменитом сражении. 

Поэтому сейчас существует две точки зрения на происхождение прозвания князя: 

  • оно действительно связано с его первой победоносной битвой; 
  • именование происходит от земельных владений семьи Александра близ Невы, что объясняет именование «Невскими» его детей. 

Еще одно сражение произошло на льду Чудского озера 5 апреля 1242 г. Оно широко известно благодаря кинематографическому образу его в фильме «Александр Невский» С. Эйзенштейна. Многие помнят впечатляющую картину сечи, немецких рыцарей, облаченных тяжелыми доспехами, тонущих в воде, блистательную победу князя. Описание события житием князя несколько иное:

«Князь же Александр ополчися, и поидоша противу себе, и покриша озеро Чюдское обои от множества вои. Бе же тогда суббота, восходящу солнцу, и сступишяся обои. И бысть сеча зла, и трус от копий ломления, и звук от сечения мечнаго, яко же и езеру померзшу двигнутися, и не бе видети леду, покры бо ся кровию».

А данные Новгородской летописи ставят под сомнение гибель побежденных рыцарей в воде: ведь войско Александра преследовало бегущих на 7 верст «по льду», который, значит, был еще вполне крепким. Очевидно, впрочем, что это сражение воочию показало Ливонскому ордену опасность намерений «пойти в землю Александрову и победить его». Пришлось начать мирные переговоры, уступить князю захваченный немцами Псков. 

Корона европейского короля? 

Возможно, к тому же времени относится попытка переговоров с Александром, предпринятая эмиссарами Папы Римского. Князю предлагали благословение «престола Апостола Петра» в обмен на принятие католицизма, и, конечно, военную поддержку, зная о сложной ситуации на восточном направлении, Батыевых походах. 

В предложении Папы не было ничего необычного: совсем недавно с католиками вел переговоры о том же великий князь Киевский и Черниговский Михаил. Покинув разоренный монголами город, он искал поддержки крестоносного воинства Папы, впрочем, далее обещаний дело не пошло. Зато по возвращении на родину князь был вытребован к Батыю – и здесь искупил грех вероотступничества мученической кончиной. 

Скорее всего, обещания поддержки давали также Александру, притом – куда более серьезные. Два присланных кардинала предлагали ему не только «послушать речи их о законе Божьем», то есть принять католицизм, но также получить королевскую корону из рук Римского предстоятеля, как это было в обычае у европейских монархов. Ответ Александра корректен, но категоричен:

«От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до прохождения израильтян сквозь море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова рождества, от рождества Христова и до распятия его и воскресения, от воскресения же его и вознесения на небеса и до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого собора и седьмого – обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем».  

Так закончились попытки папского престола подчинить себе Северо-Западную Русь. Почти совсем не оценен вклад Александра в борьбу с другим, да притом куда более опасным противником – Великим княжеством Литовским. 

Неизвестная война 

Князь Миндовг смог объединить литовские земли, и сразу после этого начались планомерные, систематические набеги на Новгородские пределы. Это была действительно тяжелая задача для молодого новгородского князя: 

  • несмотря на сложности, вызванные монгольским разорением Руси, Александру удалось усилить военные крепости по реке Шелони – западной границе Новгородских владений; 
  • не раз совершал превентивные карательные походы на земли «литвы»; разоряя их, тем лишая противника возможности напасть на Новгород, Псков; 
  • на борьбу с литовской экспансией против других земель Руси была направлена женитьба князя на Полоцкой княжне – этот город, как и Смоленск, также постоянно терпел литовские набеги; 
  • вел Александр также сложную дипломатическую игру, одновременно с литовцами и Ливонским орденом: он планировал женить сына на дочери Норвежского короля, дабы обратить врагов-скандинавов в союзников; когда же это не удалось, дипломаты князя смогли успешно поработать на другом направлении: к 1252 г. относится русско-литовский союз против Ливонского ордена. 

Меньшее из зол? Отношения князя с Батыем

В 1252 г. князя постигло новое горе: погиб от рук монголов отец, великий князь Ярослав. Современные историки склонны считать, что он – жертва внутримонгольских интриг. «Царь», как именовали русичи Батыя, на самом деле был всего лишь «улусником», правителем хотя значительного, но все же только удела, где он сам основал после покорения Руси государство Золотая Орда. Батый дал Ярославу ярлык на княжение без разрешения хана всех монголов, самочинно. Подтвердить его следовало, лично приехав к властителю в далекий Каракорум, столицу огромной Монгольской империи. Где Батыем были крайне недовольны. А пострадал за то его «ставленник», Ярослав, казненный великим ханом. Зато, много слышав о сыне Ярослава, Александре, глава империи вознамерился передать правление Русью ему. 

Так Александр стал великим князем, а Батый, не желая открытого конфликта со столицей, принял его со всем почестями, о чем рассказывает житие святого. К тому же, монголы вообще уважали настоящих воинов. Так что даже отказ Александра поклониться языческим богам расценили как проявление доблести – а ведь за несколько лет до того именно за исповедание христианства в Орде казнили другого воина, Михаила Черниговского. 

Разумеется, дело было не в уважении к религии, к тому же, по свидетельству множества современников, сами монголы были скорее религиозно индифферентны, более всех богов веря деньгам, военной силе. Просто Михаилу мстили за сопротивление, а вот на Александра – надеялись, как лояльного правителя Руси. Были ли на то основания? 

Пожалуй, да. Закаленный битвами, но одновременно – дальновидный политик, Александр считал самым важным избежание войны, по сути, на три фронта: с Ливонским орденом, литвой, монголами одновременно. Исход подобного противостояния для обескровленной страны был предрешен, так что избежать его следовало практически любой ценой. Пришлось выбирать между борьбой с Литвой, к которой добавлялась еще католическая экспансия, и противостоянием монголам. Александр выбрал защиту западных рубежей. 

«Цена вопроса» 

Она действительно оказалась немалой: Батый настаивал на выплате дани русскими землями. А дабы определить ее размер, нужно было «число», или перепись. По русским городам с ведома и согласия великого князя поехали баскаки – монгольские чиновники. А с ними – вооруженные отряды, грабившие, убивавшие на своем пути.

Начались бунты. Особенно возмутился Новгород: ведь захватчики до него не дошли. Александру пришлось отдать не один тяжелый приказ о подавлении сопротивления. А из Новгорода – просто уехать, видя, что горожане упорны. Поняв, что князь, всегдашний защитник, отдает их на волю завоевателей, горожане сами согласились на дань. 

Перепись состоялась, дань была определена. Многие тогда, возможно, разочаровались в князе, посчитали его предателем. Иной оказалась позиция Церкви и лично митрополита Кирилла, недавно приехавшего на Русь из Константинополя. Владыка полностью разделил непопулярную, но мудрую позицию Александра: грабители, убийцы, Батыевы воины были «убивающими тело, душу же не могущими убити» (Мф.10:28): ведь они, пусть разоряли храмы во время военных походов, не принуждали народ менять веру. Совсем иного хотели католики, так что именно экспансия «добрых христиан» представляла главную опасность. Владыка хорошо знал, к чему привели заигрывания с Римом Византийских императоров, не одобрял позиции Даниила Галицкого. 

Интересные факты о святом 

Среди того, что известно о благоверном князе, есть особо примечательные факты, касающиеся отношений с монголами и их правителями: 

  • стараниями Александра в столице Золотой Орды, Сарай-Бату, открыта православная епархия; благодаря ее деятельности немало монголов приняли веру Христову; к тому же иерархи иногда выступали посредниками между монгольскими ханами и Византией – по просьбе монголов; 
  • твердое стояние за православие не помешало благоверному князю не только выстроить корректные отношения с Батыем, но даже стать побратимом его сына, Сартака, который глубоко уважал Александра, восхищался им; 
  • предполагают, что князь неплохо знал язык монголов, поэтому общался с ними без переводчика. 

Обстоятельства смерти и принятие монашества 

Александр не раз ездил к Батыю, прося за Русь, убеждая остановить набеги, обещая доставлять дань вовремя (что совершалось, как ни протестовало население!). Вот и в 1262-63 гг. князь около года вел переговоры, пытаясь предотвратить новое нашествие на русские города, где после бунтов погибли многие монгольские сборщики дани.

Некоторые полагают: эта его последняя поездка к хану была связана с еще одной просьбой: прекратить практику участия русских князей и их дружин в монгольских военных походах. Так или нет, сказать за давностью лет сложно. Были ли благодарны Александру князья, некоторые из которых служили завоевателям сами, ибо услуги щедро оплачивались, сказать также затруднительно.  

Достоверно известно одно: Александр, которому было едва за 40 лет, осенью 1263 г. серьезно заболел, возвращаясь из Орды. Не доехав до Владимира, он скончался. Возможно, ранняя смерть могла стать следствием данного ему ордынцами медленного яда, ведь они часто поступали так с политиками, которые, пусть были лояльны, являлись яркими лидерами, а потому в будущем могли организовать сопротивление. 

Известно, что перед смертью Александр стал иноком Алексием. По мере возможности русские князья, чувствуя приближение кончины, старались отречься от мира и принять монашество. 

Где похоронен 

Во Владимире тело любимого князя встречал сам митрополит Кирилл, он же совершал отпевание в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы. Современники отмечали, как в день погребения, 6 декабря 1263 г., рыдали все присутствующие, едва не заглушая церковные песнопения, как инок Алексий, точно живой, протянул руку за свитком с разрешительной молитвой, наконец, о том, как потекли от гроба первые по кончине Александра чудеса: знамение того, что земной путь его был угоден Христу. 

Супруга, дети 

О родных князя сохранилось немного данных, некоторые из них противоречивы. Например, есть неясности касательно жены святого. 

  • Известно, что в 1238 г. молодой Новгородский князь женился на Александре, дочери Брячислава Полоцкого. При этом один из первых русских историков, В.Н.Татищев (XVIII в.), называет иное имя княжны – Параскева. 
  • Автор «Истории государства Российского» Н.М.Карамзин (XIX в.), полагал, что княгиня скончалась около 1252 г., после чего Александр женился вторично на Дарии, рязанской княжне. По его кончине она стала монахиней с именем Вассы. 
  • Догадки Н.М.Карамзина, однако, не подтверждаются источниками. Сейчас принято считать: великий князь был женат все же один раз, а Васса – имя княгини Александры при постриге. Она действительно приняла иночество по кончине супруга. Ныне она чтится местно, как святая Владимирской земли, ее мощи почивают во Владимирском Успенском Княгинином монастыре. 

Торопецкая икона Божией Матери

Интересный фактС князем и его супругой связана одна из версий происхождения иконы Богородицы Корсунской-Торопецкой. Предание говорит, что она прислана в Полоцк, откуда родом была Александра, византийским императором для обители, основанной прп. Евфросинией Полоцкой. Многие считают, Александра привезла образ в Торопец, где должно было состояться ее венчание с Новгородским князем. После этого, как память об этом событии, икона осталась при соборном храме города. Она оставалась здесь до 1921 г., когда святыню отдали сначала местному музею, затем – Русскому музею Петербурга. С 3 декабря 2009 г. она пребывает при церкви блгв. кн. Александра Невского из поселка Княжье Озеро Московской области. 

Источники свидетельствуют по крайней мере о пяти сыновьях благоверного князя: 

  • старший сын Василий княжил на Новгородской земле; скончался он спустя менее чем 10 лет после отца; 
  • Димитрий княжил в родовой «отчине» Александра, Переяславле-Залесском, позже – стал великим князем Владимирским; предполагают, что именно по его просьбе создано первое житие святого; 
  • Андрей Александрович был великим князем с 1294 по 1304 гг.; по завещанию отец выделил ему также личный удел – Городецкое княжество; 
  • наконец, младший, но самый знаменитый сын святого – блгв. Даниил, первый правитель вновь образованного княжества Московского; из детей Александра он единственный, как отец, причислен к лику святых. 

Была у святого также дочь, Евдокия, выданная замуж за Смоленского князя Константина, близкого союзника сына Александра, Димитрия, с которым они не раз совершали военные походы против Ливонского ордена. Ныне могила ее – рядом с матерью, в Успенском княгинином монастыре. 

В чем главные заслуги князя как правителя? 

К настоящему времени существуют три подхода к оценке результатов политики благоверного князя: 

  • согласно первому, долгое время преобладавшему в науке и обществе, князь сыграл выдающуюся роль в спасении Руси в критический период, когда страна была окружена врагами; кроме того, он сумел сохранить православие; наконец, от Александра (через его младшего сына, блгв. Даниила) начинается род московских князей, будущих собирателей Русской земли; 

Наиболее яркое выражение этой точки зрения, имевшей также поддержку государственной власти – фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский», снятый за несколько лет до Великой Отечественной войны. 

  • вторая позиция принадлежит историку Л.Н.Гумилеву, который также оценивает деятельность князя в положительном, хотя несколько ином ключе; по мнению Л.Н.Гумилева, Александр укрепил хорошие отношения Руси с монголами, ведь он дружил как с Батыем, так и с последующими ханами; при этом само монгольское господство историк не считает «игом», но союзом русских князей и монгольских ханов; 
  • наконец, за последние десятилетия все более распространяется критическое отношение к историческим источникам, посвященным благоверному князю; иногда эту позицию именуют «критической»,  «очернительской» по отношению к нему самому, что не совсем так; такие историки, как И.Н.Данилевский, Дж. Феннел (Оксфорд) лишь указывают на необходимость, по мере возможности, восстановления реальной исторической картины жизни святого; по их мнению, важно уйти от мифологизации его образа, особенно – военных побед, одержанных к тому же во время ранней юности, когда Александр лишь формировался как политик, да и в плане духовном. Историки пытаются выяснить реальное место Невской битвы и сражения на Чудском озере в военном противостоянии Руси с Западом, при этом заслуги святого перед православной верой перед лицом духовной экспансии католицизма под сомнение не ставятся. 

Когда князь канонизирован Церковью и что означает чин благоверных, к лику которых причислен князь

 

На Руси достаточно долгое время не было строго определенного порядка прославления нового святого. Обычно народное почитание начиналось по кончине угодника Божия на основании чудес, происходивших при его гробе, либо просто по молитвенному обращению к нему. Церковное прославление могло случиться через несколько десятилетий, иногда даже — столетий. Так случилось с благоверным князем. 

Многие жители Владимира, бывшие при погребении тела угодника Божия лично свидетельствовали о том, как он сам принял свиток с разрешительной молитвой из рук своего духовника и друга, митрополита Кирилла. Иные говорили о необычном благоухании от тела почившего, притом, что погребение смогло состояться только через несколько дней по кончине, когда тело смогли доставить в стольный город. Да и полное скорби, любви надгробное слово, составленное по благословению митрополита, тоже отражало народные чаяния, видение князя как великого святого, заступника. Так что по крайней мере владимирцы молитвенно обращались к нему буквально с первых дней по кончине. Вот лишь некоторые из чудотворений, совершившихся по молитвам святого. 

  • Явление его пономарю из обители Рождества Богородицы накануне престольного праздника обители случилось 8 сентября 1380 г. Хорошо зная, что великий князь Московский — правнук св. Александра — Дмитрий Иванович находится в военном походе против татарского хана Мамая, этот церковнослужитель несколько часов молился в притворе храма о даровании победы православным воинам. Давно окончилась служба, но пономарь не ослабевал на молитве, прося святого князя-воина о сугубой поддержке. Вдруг, по его собственному свидетельству, он с ужасом увидел, как сами собой зажглись свечи у гробницы святого. А потом неизвестно откуда появились два светлых старца. Скорым шагом подошли они к гробнице, после чего обратились к «господину Александру», прося его поспешить на помощь «теснимому от неверных» сроднику. Смысл видения стал ясен позже: именно во время, когда явлено было чудесное видение, была одержана знаменитая Куликовская победа, положившая начало освобождению Руси от тяжкого монгольского господства. 

Узнав о чуде, тогдашний митрополит Киприан впервые повелел составить канон, службу князю, определив обращаться к нему как к «блаженному». Однако такое почитание еще совершалось лишь в одной Рождественско-Богородичной обители Владимира, так что пока не стало общерусским. 

  • Еще одно явление святого относится к 23 мая 1491 г. Его видели многие верующие над куполами церкви, хранившей честные останки. Многие свидетельствовали, что князь как бы ехал на коне. Потрясенные, люди кинулись звонить в колокола. Звон, однако, оказался набатом: тогда же начался страшный пожар, уничтоживший также практически весь монастырь. Так чудо стало предзнаменованием гнева Божия. 
  • Наконец, бесчисленны свидетельства о множестве исцелений у гробницы — от расслабления, слепоты до изгнания духов нечистых из одержимых. 

Канонизация 

На основании множества засвидетельствованных чудес общецерковное прославление князя состоялось в 1547 г. решением Поместного Собора под руководством митрополита Макария. Тогда появилось первое каноническое житие, составлено на основе похвального слова XIII в., общецерковно утвержденные песнопения, посвященные угоднику Божию. Спустя несколько лет ему уже строили храмы. 

Особенно усилилось почитание святого после того, как чудо у его мощей засвидетельствовал сам государь Иван IV. Отправляясь завоевывать Казань (1552), он пожелал испросить благословения своего предка у его мощей. Во время молебна царский слуга, именем Аркадий, имевший некую болезнь руки, как бы по наитию вложил ее в небольшое отверстие раки. Он, по его собственному свидетельству, почувствовал как бы некое масло на своих перстах:

«И ощутил я некое масло, смочившее мою руку. На руке же моей в течение долгого времени была небольшая болячка. И вскоре вытащил я руку свою из отверстия, и почувствовал, будто смазана она жирным маслом или помазана благовонным миром; болячки же на ней с того времени и доныне не было». 

Впоследствии Аркадий стал автором нескольких редакций жития любимого святого. 

Чин благоверных 

К нему ныне причисляет Русская Церковь св. Александра. Сам такой чин появился c XI в., когда были канонизированы первые святые князья – Борис и Глеб. Так именуют правителей, которые прославились особым благочестием, хранением православной веры. Среди русских правителей канонизированы с таким наименованием около 50 князей, царей, а также их жен, дочерей. 

Икона

Иконография:

Александр Ярославич Невский, святой благоверный князь

Датировки: XIX в. 1860-е годы.

Иконописная школа или художественный центр:

Палехская школа иконописи

Материал: Дерево, левкас, темпера, золото, чеканка

Размеры иконы: высота 174 см, ширина 73 см

Ростовое изображение святого благоверного князя Александра Невского.

Инв. № ГМПИ 3259. ДИ-787-И. &copy Государственный музей Палехского искусства

Литература:

1. Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства (Palekh Icon Painting. State Museum of Palekh Art ). М., 1994. С. 149. Илл. LXXXVIII.

Полагают, что первые иконы благоверного князя относятся к концу XIV в., а написаны благословением митр. Киприанов. Однако до наших дней ни одна из них не дошла, так что самые древние образы святого относятся к XVI в. Скорее всего, они восходят, конечно, к более древним изображениям, написанным теми, кто мог знать об облике святого от тех, кто видел его при земной жизни, либо их потомков. 

Чаще всего князя изображают в княжеском облачении, иногда в доспеха. Реже можно увидеть иконы, где князь изображен в монашеском облачении.

Подробнее: Как изображают святого князя Александра Невского на иконах

Характер  внешний облик 

Одно из первых описаний благоверного князя принадлежит безымянному автору его жития XIII в.:

«И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую. Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил ее, сказав: «Оставили меня одного». Так же и князь Александр — побеждал, но был непобедим».

В этом описании важны не подробности внешнего вида, но качества святого, которого сравнивают с как с библейскими праотцами, так и с Римским императором, подчеркивая воинские доблести. 

Некоторый свет на облик князя проливают «иконописные подлинники», описывающие порядок изображения святых. Один из них, относящийся к XVII в., предписывает писать князя как человека средних лет:

«Александр Невский — средовек, рус, плечист телом, становит и добротою исполнен, власы кудреваты и кудрецы видеть». 

Две иконографии 

Предполагается, что уже с XIV в. существовало два варианта изображения князя: 

  • иноком, каковым он отошел ко Господу; его высоким статным монахом с русой не очень длинной (иногда – с проседью) бородой, облаченным мантией коричневого цвета; на нем обязательно – схимнический куколь, род как бы капюшона; на таких образах князь держит свиток, иногда он развернутый, на нем – подлинные слова святого, известные из его самого раннего жития «Братия моя, бойтесь Бога и повеления Его творите»; другим вариантом изображения по чину преподобных является образ святого, держащего крест; 
  • с XVIII в. особенно распространены иконы святого князя в образе воина, правителя; их обязательный атрибут – алый подбитый горностаем плащ, княжеская шапка, доспехи, меч; иногда святой также представлен со свитком, на котором чаще всего написаны слова, сказанные им некогда Батыю, требовавшему от Александра поклонения своим богам: «Аз христианин есмь, и не подобает мне кланятися твари» 

История мощей 

Первое освидетельствование честных останков благоверного князя относится к 1380 г.: когда стало известно о чудесной помощи святого своему правнуку Дмитрию Донскому, вскрытие раки благословил лично митр. Киприан. Именно тогда была установлена нетленность тела почившего угодника Божия. 

Мощи более не открывались до страшного пожара 1491 г. Явление святого знаменовало тогда не только гнев Божий на жителей Владимира, но также указывало, видимо, на то, что может сгореть храм, где находится его рака. Так и случилось: тогда выгорела не только церковь, но весь монастырь. Одна из редакций жития князя говорит о том, что мощи остались неповрежденными, даже покров на них не обгорел. Однако на самом деле нетленные останки святого огонь уничтожил почти полностью, за исключением буквально нескольких частиц костей, чудом сохранились также небольшие обрывки иноческого облачения. Об этом была составлена грамота, вложенная в раку князя тогда же, в 1491 г. 

Третье вскрытие мощей произошло уже при правлении Петра I, который воспринимал святого, прежде всего, как покровителя воинов, а потому задумал перенести его честные останки в новую столицу, Петербург. Это было сделано после окончания Северной войны со Швецией, старым противником Александра, за выход на Балтику. Так мощи оказались в основанном ради них монастыре памяти святого – Александро-Невском. 

Здесь они пребывали до 1922 г., после чего, во время общей кощунственной кампании по «вскрытию мощей святых» было проведено еще одно освидетельствование честных останков. Хотя Церковь никогда не скрывала факта, что мощи благоверного князя после памятного пожара представляют собой только несколько частиц, открытие раки было подано как разоблачение «векового обмана» о нетленности тела Александра. Затем мощи оказались в Казанском соборе, ставшем Музеем религии и атеизма. Церковь смогла вернуть святыню лишь 3 июня 1989 г. 

Сейчас поклониться мощам святого можно в Троицком соборе возрожденной лавры. 

Читайте подробнее: Святыня Петербурга — мощи Александра Невского

Александро-Невская Лавра 

Монастырь стал первым на Невских землях, отвоеванных Петром I у шведов, место для него выбрал лично царь уже с 1710 г. Тогда же было задумано посвящение обители благоверному предку русских царей. Однако первый храм обители был освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Его открытие 7 апреля 1713 г. считается признанной датой возникновения самого монастыря. Строительство курировал лично царь, он же выбрал для нее архитектора, итальянца Доменико Трезини. 

Монастырь одновременно был еще крепостью, прикрывавший Петербург с юго-востока. От его стен начиналась «Невская перспектива», нынешний Невский проспект. 

В свое время обитель сыграла ведущую роль в развитии духовного образования: с 1720 г. здесь работала школа для священнослужителей, впоследствии – семинария, а с 1797 г. она известна как знаменитая Санкт-Петербургская духовная академия. 

После 1917 г. монастырь был закрыт, хотя не сразу: службы в храмах продолжались до 1936 г. Возрождение иноческой жизни началось только с 1996 г. 

Какие высказывания приписываются святому князю, их источники 

Благоверному князю приписывают множество высказываний, кратких, но емких. Среди них наиболее известны два: 

  • «Не в силе Бог, но в правде». Источник афоризма – первое житие святого. Полная версия этих слов выглядит так: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: «Иные с оружием, а иные на конях, мы же имя Господа Бога нашего призываем; они повержены были и пали, мы же выстояли и стоим прямо». Есть некоторые основания предполагать, что так глубоко знал текст Библии все же не столько сам 18-летний князь, который должен был обратиться к своей дружине с предельно краткими, но сильными словами перед Невской битвой, а монах, написавший ему похвальное слово. 
  • Известное высказывание святого «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет» имеет своим источником Евангелие и словам Самого Господа: «Взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:52). К боевым действиям они отношения не имеют, ведь ими Христос напротив категорически запрещает ученикам защищать Его оружием от пришедших арестовать Спасителя иудеев. Поэтому произнесение подобных слов в связи со сражениями, как это приписывается Александру, было бы вряд ли уместно. Возможно, поэтому эта цитата отсутствует в его житиях. Зато появляется в фильме С. Эйзенштейна как слова Александра, якобы сказанные им западным послам. Понятно, что этот текст – художественный, а не исторический, к тому же совершенно не достоверный. 

Образ святого в искусстве

За долгие годы святой не раз становился героем художественных произведений. Среди них – культовые романы, фильмы советских лет, но немало также совсем недавних произведений. 

Пожалуй, самым известным, причем максимально исторически достоверным рассказом об Александра стала повесть советского писателя В.Яна «Юность полководца» о непростом княжении Александра на Новгородских землях. Она завершила цикл романов о нашествии монголов на Русь, показавший процесс завоевания, политическую жизнь глазами как правителей, так и простого народа. При этом писатель внимателен к бытовым деталям, повседневной жизни своих героев, что делает их особенно близкими читателю. Среди других известных книг о благоверном князе: 

  • значительно менее удачный роман А.Югова «Ратоборцы», где показан сильно идеализированный образ князя; написанный в 1940-е гг., роман вызвал нарекания даже у современников, разделявших государственную позицию касательно роли князя как воина-патриота; 
  • книгу советского автора Бориса Васильева «Александр Невский», посвященный молодым годам князя; 
  • пьесу Василия Белова «Александр Невский», раскрывающую сложности политической, духовной жизни Руси того времени. 

 

Пожалуй, культовый фильм о князе – работа С. Эйзенштейна. Так же кинокартина – источник множества мифов о святом, от неверно приписанных ему цитат, до грубых ошибок при отражении реалий Древней Руси. Уже на этапе подготовки сценария его не раз жестко критиковали историки, например, профессор М.Н.Тихомиров, режиссер не раз переделывал сюжеты. Тем не менее фильм получился зрелищным, ярким настолько, что, когда был учрежден орден св. Александра Невского, профиль князя на нем был сделан с кинообраза, созданного Николаем Черкасовым. Ведь портреты в XIII в. были не приняты, а использовать иконописные образы советские художники не хотели. 

Кроме киношедевра Эйзенштейна, есть также множество современных кинокартин, посвященных чаще всего юности святого. Их режиссеры более или менее удачно пытаются показать его с человеческой стороны, духовную жизнь князя. Среди таких фильмов можно назвать: 

  • фильм режиссера Г.Кузнецова «Житие Александра Невского» (1991), описывающий последние дни земной жизни святого, когда он осмысливает свою жизнь; 
  • картину «Александр. Невская битва» (2008) И.Каленова, посвященную его Новгородскому княжению, юности князя, его первому победоносному сражению. 

Самые известные музыкальные произведения, посвященные князю, создал в 1930-е Сергей Прокофьев, написавший музыку к фильму Эйзенштейна. Позже на ее основе появилась кантата «Александр Невский». Особенно известна ее 4 часть, «Вставайте, люди русские!» 

Основные сюжеты, которым посвящены картины русских художников – два наиболее известных сражения князя во время его юности, а также другие значимые события жизни святого: 

  • Федор Моллер, сам служивший в армии, участвовавший в боевых действиях, создал целую серию картин на тему сражений князя; среди них – различные эпизоды битв, например, поединок с Биргером на Неве, встреча Александра псковичами; есть у него также картина «Александр Невский и папские легаты», здесь князь отвергает предложение принять католицизм; 
  • очень известен триптих советского художника П.Корина, посвященный князю; он представляет собой три полотна: на двух изображены русские люди – крестьяне, горожане, с надеждой обращающиеся к своем защитнику, на центральной картине – сам князь в воинских доспехах; репродукцию этой части триптиха можно часто увидеть на страницах школьных учебников истории; 
  • достаточно редкий для живописцев сюжет представляет картина В. Верещагина, на которой изображен иноческий постриг князя в последние дни его земной жизни. 

 

За последние десятилетия по стране появилось множество памятников благоверному князю, ныне их до нескольких десятков. Это как скульптуры в рост, так и небольшие бюсты. Наиболее яркие из них: 

  • на площади имени святого перед Александро-Невской лаврой; автор скульптуры, В. Козенюк, вынашивал ее идею еще с 1960-х, но осуществить проект удалось только с 2002 г.; монумент открыт и освящен на День Победы; 
  • у храма святого в Зеленограде (Московская область); монумент появился с 2021 г., князь держит воинский стяг, как символ победы; 
  • возможно, самый большой, одновременно самобытный, оригинальный памятник – на горе Соколиха за несколько десятков километров от Пскова, он установлен с 1993 г.; место выбрано потому, что с него открывается вид на Чудское озеро, место «Ледового побоища»; князь представлен окруженным дружинниками, прикрывающими его с боков и тыла, на коне, отправляющимся на битву; общая высота монумента превышает 30 м; авторы его – И.И.Козловский и П.С.Бутенко; 
  • с советских лет известен Новгородский монумент благоверному князю, ведь здесь его особо почитают; памятник появился еще в 1985 г., к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне; кроме этого, святому установлены еще три памятника – перед храмом его памяти и на городском железнодорожном вокзале; 
  • во Владимире, где 11 лет княжил святой, монумент ему существует с 1967 г.; он находится в парке имени А.С.Пушкина; князь представлен в рост, он опирается на боевой щит, но лик его скорее задумчив, чем воинственен; 
  • носящий имя благоверного князя город Александров смог почтить его память скульптурой только в 2013 г., хотя жители давно высказывали намерение установить такой памятник; выручил один из жителей города, Владимир Кириллов, почитатель святого, который почти полностью смог оплатить все работы и даже купить мрамор; 
  • в Ростове-на-Дону память князя особо чтят кадеты: его бюст находится, вместе с другими памятниками известным полководцам, на Аллее воинской славы; а в одном из городских парков можно увидеть так называемый «Редут Александра Невского», зубчатую стену, защищающую город; 
  • Федоровский монастырь Городца, где скончался угодник Божий, чтит его память особым образом: здесь с 2013 известен памятник не победоносному воителю, а «схимнику Алексию», ведь это – место пострига князя. 

Меч и шлем 

При строительстве церкви там, где была известная Невская битва в 1711 г. монахи при раскопках обнаружили половинки меча, предположительно относящиеся ко времени князя Александра. Они оставили артефакт при церкви, а скоро заметили, что ее стали обходить любые стихийные бедствия – например, наводнения, частые тогда в этих местах. На основании этого было сделано предположение: меч мог принадлежать самому благоверному князю. Впоследствии артефакт был утрачен, так что установить его подлинность сейчас невозможно. 

Так что наука ничего не знает о мече князя, к тому же из достоверно известных мечей князей того времени до нас дошел только один, принадлежавший князю Довмонту (в Крещении Тимофею) Псковскому – благодаря тому, что сохранялся при храме. А вот каким был меч Александра, и был ли им найденный монахами клинок, неизвестно. 

Княжеский шлем сейчас находится в музее «Оружейная палата». Он богато украшен, по центру – ювелирно сделанное изображение Архангела Михаила. Впрочем, считается, что нынешний вид артефакта – своего рода «новодел», скорее всего, его перековали в XVII в. для Михаила Федоровича, первого государя из Романовых. По другим данным, он вообще мог не принадлежать Александру, а просто изготовлен восточными мастерами – отсюда надпись на арабском языка по периметру убора, призывающая на помощь Архангела Михаила. Почему никто не приказал удалить чуждые письмена, пока остается загадкой. 

Орден

 

Всего за историю известно три ордена с именем благоверного князя. 

  • Впервые награда учреждена Екатериной I. Указ об учреждении ее стал одним из первых при ее правлении и относится к 1725 г. Так императрица реализовала идею своего недавно почившего супруга, Петра Великого, об ордене благоверного князя. Статут его разработан Петром, вероятно, в последний год жизни, по перенесении мощей святого в Петербург. Награда предназначалась только для высших офицеров. Однако Екатерина начала награждать также гражданских служащих, даже придворных. Всего до 1917 г. «Александра» удостоились чуть более 3000 кавалеров. Среди них полководцы П.А.Румянцев, М.И.Кутузов, и, конечно, А.В.Суворов, тезоименитый святому. Девиз ордена был «За труды и Отечество». 
  • Во второй раз награда учреждена 29 июля 1942 г., одновременно с орденами  А.В.Суворова и М.И.Кутузова. М.М.Пришвин записал тогда в своем дневнике замечание одного из своих знакомых: «Как уменьшился орден Ленина с тех пор, как явились ордена Александра Невского, Суворова и Кутузова, вы заметили?». Статут награды уже куда больше соответствовал задумке Петра I: ее получали за боевые операции офицеры, командиры бригад, полков, дивизий, но также рот, батальонов, даже взводов. А вот генералитет удостаивался награждения нечасто. Зато среди более чем 40000 кавалеров периода войны был один рядовой. 
  • С 2010 г. орден снова стал одной из высших наград России. При этом ему вернули дореволюционный вид, а также девиз. Как во времена царской России, получают орден как военные, так и гражданские лица за особые заслуги перед страной. 

Среди награжденных в 2000-е годы несколько духовных лиц: например, Патриарх Кирилл, наместник Псково-Печерского монастыря архим. Тихон (Секретарев). Чаще же всего награду получают военные, чиновники, депутаты, предприниматели, иногда – журналисты (например, в 2020 г. награжден спортивный комментатор Дмитрий Губерниев). За 11 лет ее существования орденом награждено до нескольких сотен кавалеров. 

Имя России 

В 2008 г. 1 канал ТВ России решил провести голосование по аналогии с конкурсами «500 великих британцев», а также аналогичному проекту соседней Украины. Изначально организаторы заявляли о том, что участие при подготовке исторических справок приняли специалисты Института истории Академии Наук, однако впоследствии выяснилось, что это было не так. Профессионалы не раз критиковали исторические справки по деятелям российской истории за некорректность, фактические ошибки. Тем не менее, проект был запущен.

Подготовленный список из примерно 1200 известных россиян, после нескольких голосований зрителей сократился до 50. Выбор «Имени России» проводился несколько раз: после первого голосования Александр Невский оказался на третьей позиции, после второго – на первой, после третьего – на четвертой. Наконец, финальное голосование определило как «имя России» именно его. 

Чем можно объяснить всенародную любовь и уважение к св. блгв. кн. Александру Невскому 

В личности святого каждый находит что-то, близкое лично ему. И продолжается это уже более 700 лет. Священник Артемий Веретельников говорит, что, видимо, причина всенародного почитания, как бы не менялось понимание личности князя, по-видимому, весьма проста. Она «заключается в том, что основание его дома изначально было положено на камне (см.: Мф.7:24-27). Камень же этот – Христос!». Это-то веяние Духа Божия чувствуют верующие и неверующие, православные и иноверцы. 

Ну а что до разных трактовок личности святого, споров о его деяниях – то это лишь делает его еще более близким, понятным, превращая из когда-то старательно создаваемого государством мифа во вполне живого человека, со своими скорбями, бедами, может быть, недостатками, от которых не свободен никто. Он, однако, пусть жил во время страшное, трудное – при помощи Божией выстоял, победил, дошел до Царства Небесного. А теперь своим примером дает надежду всем. 

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии