Святой преподобный Порфирий Кавсокаливит: краткая биография и наставления

Прп. Порфирий Кавсокаливит прославлен в чине преподобного Константинопольской Церковью

1 декабря 2013 г. колокольный звон огласил Грецию. Православные отмечали канонизацию старца Порфирия. Его жизненный путь пришелся на XX век со всеми войнами, революциями и другими потрясениями. Тем поразительнее, что в наше время жил подвижник, по своей жизни подобный древним отцам.

Житие преподобного

Будущий святой родился в 1906 г. в маленьком греческом селе святого Иоанна-Карустия. Семья была бедной. Отец скоро уехал в Америку на заработки. Ангел (уменьшительное имя), как другие деревенские дети, с детства работал: пас скот, помогал по дому. Получить образование не удалось, закончил только 2 класса.Интересный фактНо, едва научившись читать, Ангел прочитал житие прп. Иоанна Кущника – буквально по слогам. Прочитанное потрясло до такой степени, что у отрока впервые зародилось желание монашества – пока не совсем осознанное.

В 7 лет мать послала Ангела работать в городском магазине, где мальчик выполнял разные хозяйственные поручения. От одного из покупателей Ангел услышал о Святой горе Афон. У мальчика возгорелось желание стать монахом, причем непременно на Святой горе. Осуществить мечту оказалось непросто.

Не раз Ангел садился на корабль, идущий в сторону Святой Горы. Однако любовь к родителям, страх остаться одному ослабляли решимость отрока: несколько раз он возвращался назад. Но скоро вновь уезжал, движимый непрестанным желанием пустынной жизни. Колебания закончились, когда с 1918 г. юноша окончательно водворился на Афоне.

Старца Пантелеймона, который позже стал духовником Порфирия, будущий подвижник встретил на корабле. О. Пантелеймон взял отрока под покровительство, а по приезде представил как племянника, ибо детей на Афон не пускали. Сам Пантелеймон проживал в Кавсокаливии. Это афонский скит, насчитывающий около 40 келлий, небольших монастырей с несколькими монахами. Название скита буквально означает «сожженная хижина». Оно связано с историей основания этого места: первый насельник, прп. Максим Кавсокаливит (2 пол. XIV в.), всякий раз сжигал свою хижину, если рядом кто-то поселялся, и уходил.

С самого начала иноческих подвигов, Евангелос оказался под руководством сразу двух опытных духовников. В келлии св. Георгия о. Пантелеймон подвизался с братом Иоанникием.  Это время старец Порфирий позже вспоминал как время благодатной помощи, чудес.Интересный фактОднажды, рубя дрова, он сильно поранил ногу, но исцелился по молитве к Игумении горы Афонской, Пресвятой Богородице. Произошел еще случай, когда юноша спасся на краю пропасти также по молитве к Богородице. Время принятия Евангелосом монашества точно не известно, только монашеское имя – Никита. Молодой монах подвизался ревностно. Ходил без обуви, несмотря на любую погоду, жил в холодной келлии. Позже старец говорил, что духовные руководители не препятствовали юноше, хотя не поощряли такую ревность.

Лишения не прошли даром: началось воспаление легких. Старцы благословили Никиту ехать к врачам. Со скорбью подчинился им подвижник. Но едва только, вылечившись, вернулся на Афон – заболел снова. Так повторилось 4 или 5 раз. Стало ясно, что жить на Афоне не получится. О. Порфирий так пишет об этом:

«Я, конечно, просил Бога, чтобы Он дал мне болезнь. И Он дал мне болезнь. Но я говорил: «Хорошо, Боже мой, Ты дал мне ее. Но не так же, чтобы высылать меня со Святой Горы…» Но Он выслал меня. Я уехал по болезни. То есть Господь выгнал меня. Бог услышал меня, но сделал не так, как я хотел. Он дал мне то, чего я просил, но и то, чего я не хотел. Потому что из–за болезни я уехал со Святой Горы. И таким образом после стольких лет вернулся в свой дом!..»

Монах Никита действительно вернулся в деревню. Отец едва узнал сына с отросшими волосами и бородой, в черном одеянии, изможденного.

С 1925 по 1940 гг. место жительства Никиты – монастырь св. Харалампия, близ села, где жили родители. В 1927 г. обитель посетил Синайский архиепископ Порфирий. Личная беседа с о. Никитой убедила архиерея, что это не совсем обычный инок, имеющий особые дарования.Интересный фактНикита рассказал владыке поразительные подробности о событиях и монахах в монастыре, в котором никогда не бывал. Также он открыл духовные решения для каждого сложного случая. Потрясенный архиепископ поставил 21-летнего подвижника иеродиаконом, на следующий день – иеромонахом. При этом о. Никита получил новое имя – Порфирий.

«Я не хотел становиться священником, но иначе быть не могло. Владыка очень настаивал, а владыка — образ Христов. Нельзя ему отказывать настойчиво»

говорил позже старец. Прошло совсем немного времени после рукоположения, когда другой архиерей, митрополит Пантелеймон, принял решение сделать о. Порфирия духовным наставником братии.

В монастырь к о. Порфирию приходило столько исповедников, что исповеди у него длились по многу часов. Среди духовных чад были не только монахи, но также немало мирян. В 1938 г. 32-летний иеромонах стал архимандритом. В 1940 г. его назначают настоятелем больничного храма св. Герасима. Здесь, среди мирской суеты, он прослужил 33 года.

Многочисленны свидетельства о духовной помощи батюшки, а также о том, что у о. Порфирия проявился дар исцелений. Часто архимандрит духом провидел состояние больного, диагноз.

С 1973 г. о. Порфирий ушел на покой, но продолжал совершать богослужения, окормлять духовных детей: сначала в храме свт. Николая в местечке Пендели, затем, в 1978 г., при помощи своих друзей, выстроил Преображенский исихастирий в районе Милеси. Здесь старец проживал до начала 80-х гг.

В 1984 г. старец приехал на Афон впервые за многие десятилетия. Причиной стало удаление из Георгиевской келлии последнего насельника. Поэтому о. Порфирий хотел испросить у настоятеля Великой Лавры (к ней относилась келлия) разрешение на поселение в этом месте. Но правда также то, что о. Порфирий предчувствовал кончину, возможно, получил прямое извещение и благословение провести остаток земной жизни в уединении. Ведь большую часть земного пути старец был, фактически, монахом в миру. 

Келья на Святой Горе, в которой подвизался старец Порфирий

Разрешение на жительство в Георгиевской келлии о. Порфирий получил, однако перебрался сюда не сразу. Сначала он поместил здесь двух своих духовных чад. Только в 1991 г., незадолго до смерти, о. Порфирий переехал на Афон . Здесь 2 декабря 1991 г. он окончил земной путь.

В монашеском пути о. Порфирия необычно почти все – то, что решение принять монашество созрело уже в детстве, то, что совсем молодым он удостоился видеть многие чудеса, будучи как бы под непосредственным руководством Пресвятой Богородицы. Удивительна скорость духовного возрастания: в 21 год – уже священник, затем – духовник обители (должность, приличествующая опытному старцу). В 32 года о. Порфирий – архимандрит.

При всем этом, Порфирий не оставлял мечты об уединенном жительстве, через всю жизнь пронес мечту вернуться на Афон. Но «Господь выгнал меня», говорит о. Порфирий, при этом ни слова ропота не исходит от него. Смирение, доверие, любовь к Господу не ослабели даже за долгие десятилетия подвижничества и старческого подвига в миру. Видимо, полное смирение перед высшей волей сделало о. Порфирия подобным древним подвижникам. Поэтому через него Господь посылал духовные утешения и явные чудесные знамения многим людям.

Чудеса по молитвам старца

Отец Порфирий

Рассказы о чудесной помощи о. Порфирия многочисленны. Среди них – свидетельства пациентов и врачей больницы, при которой долго служил подвижник, рассказы духовных чад, просто верующих, однажды повстречавших этого удивительного человека. Что-то передавал сам старец.

Однажды о. Порфирий исцелил находящегося при смерти новорожденного, точно определив болезнь, и то, что жидкость, попавшая в легкие и не дававшая дышать, скоро растворится, как впоследствии произошло. В другой раз назвал причину недуга обратившегося к нему человека: «Это у вас от утробы матери». Действительно, отец этого человека когда-то ударил беременную мать, чтобы спровоцировать выкидыш. Рассказывая этот случай, о. Порфирий заметил:

«Неужели я находился во утробе его матери, нет, но Господь вразумил меня сказать то, что я сказал!»

Сам же о. Порфирий, будучи тяжко болен, не просил себе уврачевания никогда. Когда старца спросили, почему он не умолит Господа об исцелении собственных болезней, ответ поразил:

«Я не хочу принуждать Бога!»

Недавний случай уже посмертного чуда старца. Как рассказывал один житель Афин, его жене, больной раком на последней стадии, врачами была предписана операция. Родственники готовились к худшему. Незадолго до операции сын женщины поехал на Афон.

Здесь, когда молодой человек стоял вместе с другими паломниками, к ним подошел монах, отчего-то знавший каждого по имени. Юноше он сказал, что матери не следует делать операцию: «У нее нет рака!». Изображение монаха паломники увидели потом в церковной лавке. Так паломники узнали имя старца, и то, что скончался он 5 лет назад. А вскоре оказалось, что операция действительно не требуется: женщина здорова.

Однажды старец ехал на такси с несколькими духовными чадами. Таксист оживленно болтал, но старец молчал, не отвечая ни слова. А потом вдруг сказал:

«Сынок, я тебе расскажу короткую историю Жил один человек в одном месте, у которого был престарелый сосед, который владел большим участком земли. Однажды ночью он убил соседа и закопал в землю. Затем, пользуясь подложными документами, он завладел землёй соседа и продал её. И знаешь, что он купил на эти деньги? Он купил такси». Потрясенный водитель остановил машину, прося отца молчать. «Бог тоже знает об этом!»

возразил о. Порфирий, убеждая преступника покаяться, исправить себя.

Слова и книги

Преподобный Порфирий в своей келье

Беседы старца сохраняли духовные чада, почитатели. Впоследствии изданные поучения, беседы, воспоминания составили несколько печатных сборников. В России они изданы под названиями «Цветослов советов», «Поучение», «Дети и молодежь», «Чуткая душа». Ведется работа над новыми изданиями. Наставления о. Порфирия записывались друзьями, учениками, прихожанами во время бесед.

Ниже приведены некоторые яркие высказывания старца.

Неизвестно, знакома ли православным грекам пословица св. Амвросия о простоте, но простодушие старца Порфирия поражает даже при чтении цитат. Так, в русскоязычном интернете особенным вниманием и любовью пользуются главы книги «Цветослов советов», составленные из простых слов утешений, сказанных мирянам. Рассказывая о невероятной мере терпения и смирения о. Порфирия, один из них заключал: «Этот человек или великий святой, или же сделан из каких-то успокоительных таблеток, и в жилах его течет не кровь, а… настой из ромашки! Время показало, что первое мое предположение было верным.»

Старец много общался с людьми, нуждавшимися в скорой духовной помощи. Душевные и нервные болезни, страх, меланхолия, доводили людей до душевных расстройств. Советы преподобного были предельно просты, но действенно помогали прийти в мирное устроение и начать понемногу подвизаться. Старец с простотой убеждал:

«Душевные заболевания излечиваются, если человек приобретет правильное православное сознание. Очень многие люди говорят: «Все меня сторонятся, я никому не нужен. Никто меня не понимает, никто меня не любит». Это они говорят из эгоизма. Когда обращаешься к Богу, то уже ничего не ищешь, перестаешь быть всем неудовлетворенным человеком. Напротив, становишься всем и всеми довольным, начинаешь всех любить, всегда радуешься…»

Старец говорил, что святость не зависит ни от места, ни от времени подвига:

«Везде можно стать святым. На вашей работе, какой бы она ни была, можете стать святыми при помощи кротости, терпения и любви. Каждый день полагайте новое начало, новое расположение с воодушевлением, любовью, молитвой и молчанием».

Покаяние, как говорил старец, невозможно без Божией благодати: «Душа, чтобы покаяться, должна проснуться И в этом – произволение человека. Но пробуждение зависит не только от человека. Сам человек не может. Вмешивается Бог».

По словам о. Порфирия, помочь человеку победить страсти может любовь окружающих, но само дело уврачевания этой духовной болезни – Божие:

«Постараемся изливать на него лучи любви и милосердия, чтобы он вылечился и освободился. Это бывает только по благодати Божией».

Видя согрешающего человека, нужно помнить и о своих немощах и грехах: «Кого мы называем мытарями и блудницами, для Бога – пойманные воры, тогда как я и вы все – мы воры, но не пойманные».

В книге «Цветослов советов» помещен рассказ духовного чада о. Порфирия: «Однажды отец Порфирий спросил меня:

«Скажи мне, сколько нужно лет, чтобы выучиться на юриста?» Я ему ответил. Он меня опять спросил: «А сколько лет нужно, чтобы выучиться на механика, химика, врача?» Я ответил, недоумевая, зачем он об этом спрашивает. Но Старец задал новый вопрос: «А сколько времени нужно нам, чтобы научиться познавать волю Божию и исполнять ее?» Собеседник устыдился, поняв, что хотел сказать старец: быть христианином – труд сложнее любого другого. Именно о нем подвижник говорил: [sss]«Трудись, как бессмертный, и живи, как готовый к смерти.» [/sss]

Старец говорил, что воспитание начинается с утробы матери. Следуя принципу «все бывает от молитвы, молчания и любви», старец говорил о важности состояния будущей матери. Дети воспитываются не пустыми нравоучениями, а Божественной помощью и личным примером родителей. Одной матери, позвонившей из-за рубежа, преподобный отвечал: «Послушай, что я тебе скажу: сначала молись, а потом говори. Так поступай и со своими детьми. Если будешь все время их наставлять, то сделаешься для них тягостной и они, когда подрастут, будут ощущать одно давление с твоей стороны. Так вот, предпочтение отдавай молитве. Говори с ними через молитву. Говори об этом Богу, а Бог скажет это внутри них.»

День памяти

27Ноябрь2013 годаПрп. Порфирий Кавсокаливит прославлен как святой 27 ноября 2013 г. по решению Священного Синода Константинопольского патриархата.

 

Днем памяти прп. Порфирия  объявлено 2 декабря (по новому стилю). С 2014 г. его имя включено в месяцеслов Русской Православной Церкви. Составлены акафист, тропарь, кондак, переведенные на современный русский язык. Икона старца, на которой подвижник изображен с крестом и свитком в руках, а также тропарь, написаны с благословения митрополита Кидонийского и Апокоронийского Иринея, лично знакомого со старцем при жизни.

Видеозапись открытой лекции о прп. Порфирии для семинаристов

Преподобный Порфирий, по жизни своей во всем подобный древним подвижникам, своим примером свидетельствует о возможности святости в любые времена и эпохи, ведь святым человека делает доверие Богу, Который «вчера, сегодня и во веки Тот же».

Автор: Наталья Сазонова

Акафист

[h2]Акафист прп. Порфирию Кавсокаливиту[/h2]

Кондак 1

Храбрый воин Царя сил Господа Иисуса, предивный преподобный отче Порфирий! Ты любишь нас, исцеляешь и защищаешь от всяких бед и скорбных обстояний, тепло перед Господом ходатайствуешь о даровании нам обожения. Ведая помощь твою, мы благодарно взываем:

Радуйся отче Порфирий!

Икос 1

О, добрый пастырь стада Господня! Вдали от житейских бурь вёл ты тихое и богоугодное житие. Размышляя о жизни и служении Иоанна Каливита, ты, вняв голосу пламенного своего сердца, положил и сам пройти по стопам сего святого мужа. Мы же, прославляя решимость твою, так воспеваем:

Радуйся, ко Спасению своё стадо наставляющий.

Радуйся, лютые страсти исцеляющий.

Радуйся, воздержания ревнитель.

Радуйся, невыразимого таинства обитель.

Радуйся, хранилище святыням непорочное.

Радуйся, за правду ратующим ограждение прочное.

Радуйся, образ пастырям в служении явивший.

Радуйся, преобильную Божию благодать вместивший.

Радуйся, тьму неверия светом любви разгоняющий.

Радуйся, жизнью святой Спасение возвещающий.

Радуйся, Эвбеи утешение.

Радуйся, от тяжести скорбей избавление.

Радуйся, отче Порфирий!

Кондак 2

В Кавсокаливии, следуя пути великих подвижников, ты был иноком; наказам старцев внимал, никогда не прекословя, но исполнением дела отвечая слову их веления, как слову Самого Христа, Которому и ныне непрестанно взываешь: Аллилуиа!

Икос 2

За житие твое непорочное, отче, Бог сподобил тебя Своей благодати. Ты учил побеждать греховные страсти, тебе было дано провидеть великие тайны, стяжать всеусердное внимание ко всякому, к тебе в скорбях приходящему. И мы, чувствуя отеческую заботу твою, благодарно поём:

Радуйся, сумевший Христа в своё сердце принять.

Радуйся, обретший Его благодать.

Радуйся, жилище Духа Святого.

Радуйся, соратник воинства Христова.

Радуйся, чистым оком тайны прозревавший.

Радуйся, непорочными устами Истину вещавший.

Радуйся, всю жизнь обративший в служение.

Радуйся, новое Афона украшение.

Радуйся, многие раны безмездно лечивший.

Радуйся, от многих недугов исцеливший.

Радуйся, о страждущих имевший попечение.

Радуйся очам и душам прозрение.

Радуйся, отче Порфирий!

Кондак 3

Кротость и смирение вот оружие послушника в духовной брани. Сим оружием искусно овладев, ты одолел врага. Наградой же за победу стало твоё, преподобный отче, земное пребывание в благодати Господней. Будучи преисполнен ею, ты изливаешь её на всех, прибегающих к тебе за помощью, утешаешь, исцеляешь, обращаешь к Творцу, призывая благодарно восклицать Ему: Аллилуиа!

Икос 3

Отче, прославил тебя Господь славою Своею Небесною, но ты не забывал и о отечестве земном. В монастыре святого Харлампия, ты всё время проводил в служении, избавляя людей от страдания. Избавленные же очищенным и благодарным сердцем поют тебе:

Радуйся, отечества земного прославление.

Радуйся, усердный делатель молитвенного бдения.

Радуйся, река чудес излиянная Богом.

Радуйся, глубина тишины, умирение тревогам.

Радуйся, миру себя не связавший.

Радуйся, ангельскую жизнь на земле стяжавший.

Радуйся, к покаянию возвращавший Христовых овец.

Радуйся, смягчивший горечь многих сердец.

Радуйся, всегда входивший через тесные врата.

Радуйся, ныне в лике ангельском для Господа поют твои уста.

Радуйся, возвращавший здравие телесное.

Радуйся, возвещавший Царствие Небесное.

Радуйся, отче Порфирий!

Кондак 4

Смиренно внимая Божественному промыслу, ты прибыл в Афины, пасти Христовых овец. Здесь, с неутомимым горением Церкви служа, ты многих людей, искавших помощи, опоры и надежды, наставил на истинный путь, побудил непрестанно взывать Богу: Аллилуиа!

Икос 4

В церкви на площади Омония ты многих ко Спасению наставлял. Ты был подобен ангелу, спустившемуся в Вавилон. О, предивный Порфирий, ты стал врачом и наставником для жителей Афин, ты многих привел ко Христу, и спасённые радостно воспели:

Радуйся, заповедей Христовых неколебимое хранение.

Радуйся, лукавых духов грозное устрашение.

Радуйся, сердце в чистоте хранивший.

Радуйся, и наши сердца просветивший.

Радуйся, Эллады процветение.

Радуйся, Эвбеи украшение.

Радуйся, дорогою многих скорбей безропотно шёл.

Радуйся, ещё на пути этой жизни Божие Царство обрёл.

Радуйся, смирением возвышаемый.

Радуйся, Афинам свет неугасаемый.

Радуйся, заблуждающихся вразумление.

Радуйся, многих ко Христу возвращение.

Радуйся, отче Порфирий!

Кондак 5

Бог даровал тебе, отче, с верой просящих исцелять от телесных и душевных скорбей. Но, служа в храме святого Герасима, ты видел его, а не себя Божиим орудием в этих исцелениях. О, преподобный! Кротостью и смирением ты возносишь высочайшую хвалу Источнику всяких благ ‒ Господу нашему, Которому надлежит непрестанное пение: Аллилуиа!

Икос 5

Преподобный отче, миро благоухания Христова! Кто в бедах и скорбях к тебе искренно приходит, тот в утешении и радости воспоёт:

Радуйся, молитвою к Богу на молитвы к тебе отвечающий.

Радуйся, идущих к Нему наставляющий.

Радуйся, совершенный образ служения.

Радуйся, в боголюбии нам поучение.

Радуйся, Духа благоухание.

Радуйся, глубина любви и сострадания.

Радуйся, Церкви смиренный служитель.

Радуйся, о страждущих попечитель.

Радуйся, святости начертание.

Радуйся, евангельского света сияние.

Радуйся, добродетелей стяжатель и хранитель.

Радуйся, ныне с Богом разделяешь ты Обитель.

Радуйся, отче Порфирий!

Кондак 6

Служа в миру, ты не прилагал сердца к мирской славе и богатству. Твоя любовь отгоняла горькие печали, утешала скорбящих, вселяла надежду в отчаянных. Вознося свои молитвы за страждущих, ты научил их призывать имя Божье и воспевать Спасителю: Аллилуиа!

Икос 6

Авва светоносный, ты весь был озарён Божественным сиянием Святой Троицы. Благость Бога позволяла тебе исцелять всякие скорби и болезни, а исцелявшиеся взывали к тебе:

Радуйся, Божественными лучами освещённый.

Радуйся, преподобный ‒ Господу уподоблённый.

Радуйся, преданнейший Христов служитель.

Радуйся, заповедей Его усердный исполнитель.

Радуйся, обиталище божественной любви и простоты.

Радуйся, от Бога премудрости сподобился ты.

Радуйся, чистоты храниение.

Радуйся, душевредных страстей истребление.

Радуйся, Богу в дар принесённая души красота.

Радуйся, храбрый воин Господа Иисуса Христа.

Радуйся, помощью Божией Матери был на земле ты храним.

Радуйся, ныне и сам помогаешь небесным предстательством чадам своим.

Радуйся, отче Порфирий!

Кондак 7

Совершая монашеские подвиги, ты сохранял дивное смирение; принимая скорби от мира, хранил сердечную к людям любовь. Ты врачевал бесноватых, и трепетали имени твоего полки бесовские. О, богоносный отче! Сколь высока и поистине свята жизнь твоя! Прославляя Бога, так в тебе просиявшего, воспоём Ему: Аллилуиа!

Икос 7

Твой свет просветился пред людьми, чем прославил Ты Небесного Отца. Он же наделил разум твой пророческим зрением людских сердец и Божиих судеб. Видевшие глубину твоего ведения в изумлении восклицали:

Радуйся, от Бога дар провидения получивший.

Радуйся, слова Христовы в жизни воплотивший.

Радуйся, чудес источение.

Радуйся, веры соблюдение.

Радуйся, путь совершив, возгорелся у Бога ты новой звездой.

Радуйся, в море житейском светишь нам с Неба своей чистотой.

Радуйся, мглы недугов прогнание.

Радуйся, сокровенного проницание.

Радуйся, Царства Небесного прежде всего остального искавший.

Радуйся, каждому делу к Богу любовь во главу полагавший.

Радуйся, отче Порфирий!

Кондак 8

О, смиренный отче, много ты претерпел скорбей от тех, чьи души помрачили злоба и безверие. Но сам, совершенное незлобие храня, ты с миром и кротостью отвечал оскорбителям; и замолкали проклинающие уста, и закованные в лёд греха сердца начинали оттаивать от изливаемой теплоты твоего сострадания, и вот уже слышен умиленный глас: Аллилуия!

Икос 8

Среди бесконечной суеты Афин, ты умел сохранять блаженный мир души. В шуме центральной площади столицы, ты жил, как в пустыне Святой Горы. По скончании же трудов своих упокоился ты в желанной Кавсокаливии. Ныне же и жители Афин, и братья Афона, и мы едиными устами тебе поём:

Радуйся, в Богообщении познавший блаженный покой.

Радуйся, внутренний мир сохранивший нерушимым мирской суетой.

Радуйся, монашеский путь показавший во всей красоте.

Радуйся, инокам образ в молитве, трудах и посте.

Радуйся, хранитель молитвы умной.

Радуйся, пристань в тиши близ Омонии шумной.

Радуйся, виденье водных истоков от Бога стяжал.

Радуйся, все поношения с кротостью ты принимал.

Радуйся, злобу любовью гасивший.

Радуйся, свет, темноту озаривший.

Радуйся, отче Порфирий!

Кондак 9

Откровение Иоанново в озарении снизошло на тебя, когда в его пещере на Патмосе возносил ты молитвы. Узрев и услышав предивное, исполнившись страха Господня, трепетно ты возгласил: Аллилуия!

Икос 9

Господь наш Иисус Христос делил трапезу с мытарями и грешниками. Следуя Ему и ты, преподобный отче, с беспримерным состраданием приходил к несчастным, попавшим в горькие сети греха душам. Ты нёс им весть о Спасении, ты возвещал о милосердии Божием, ты своей любовью призывал сердца к покаянию, и те отзывались, трепетно и умиленно:

Радуйся, многих на праведный путь возвративший.

Радуйся жизнью своею свидетельство веры явивший.

Радуйся, отче, ты истинно Бога узрел.

Радуйся, ибо всегда Его в сердце имел.

Радуйся, светильник, для мира горящий.

Радуйся, к Богу людей приводящий.

Радуйся, свет, средь Афин просиявший.

Радуйся, Духа Святого стяжавший.

Радуйся, спасший тысячи вокруг.

Радуйся, Христов блаженный друг.

Радуйся, отче Порфирий!

Кондак 10

Блаженный отче, ты умел слушать Бога и слышать Его. В жизненных обстоятельствах и голосе ближних, в пении соловья и картинке из книги ты узнавал голос Господа и, пав ниц, благоговейно восклицал в ответ: Аллилуиа!

Икос 10

Страсти сердечные молитвою ты прекращал, авва Порфирий, мир и спокойствие душам возвращая. Всякий, приходивший к тебе за утешением, обретал его; всякий, искавший наставления, принимал просимое, дивясь глубине божественной мудрости, сокрытой в добродушной простоте, и благодарно взывая:

Радуйся, не книжное познавший богословие.

Радуйся, премудрости наученный любовию.

Радуйся, доброе стяжавший любознание.

Радуйся, заботясь о других, ты вёл сие стяжание.

Радуйся, всё, что имел, во благо ближних полагавший.

Радуйся, всего себя заботе о пасомых отдававший.

Радуйся, всегда пред Господом ходивший.

Радуйся, Его всем сердцем возлюбивший.

Радуйся, в основание дел полагавший смирение.

Радуйся, оным всякое угашавший смятение.

Радуйся, верный Православия служитель.

Радуйся, догматов Церковных непорочный хранитель.

Радуйся, отче Порфирий!

Кондак 11

Бог особой благодатью даровал тебе, отче, высвобождать источники вод из глубин земной тверди. Подобно сему ты высвобождал животочный образ Божий из глубин затвердевших во грехе сердец. И когда тонким ручьём начинал струиться в них родник Духа, тогда был слышен благодарный свободный глас: Аллилуия!

Икос 11

Твое явление, отче, подобно тихому сиянию небесного света, мягко изливающегося на тех, кто внимает тебе. Тогда начинает рассеиваться тьма, утихают порывы ветров, и вот в душе становится так ясно и так тепло, что уста сами благодарно поют:

Радуйся, Христа негасимый свет.

Радуйся, Его любовью ты проникся с юных лет.

Радуйся, Истины Божией глас.

Радуйся, ибо Эсфирь от погибели спас.

Радуйся, основатель обители Преображения.

Радуйся, чудесно прозревший источник воды для её устроения.

Радуйся, в сердце носивший Священные строки Писания.

Радуйся, к духовному чтению ты много имел прилежания.

Радуйся, Богослужениям присно внимавший.

Радуйся, чадам своим в тексты службы вникать завещавший.

Радуйся, ибо обитель в Милеси данным тобою заветам верна.

Радуйся, тихим пристанищем миру да будет на многие веки она.

Радуйся, отче Порфирий!

Кондак 12

Добрый пастырь, авва Порфирий! Ныне все чада твои несут тебе слова чистой любви и благодарения, с детской искренностью взывают к тебе. А ты вновь простираешь к ним руки, вновь готов их обнять, укрыть и вместе воспеть: Аллилуия!

Икос 12

С радостью воспели мы явленные в тебе Божии дарования. Во всех сих прославляется Святая Троица, ибо Сия есть Источник всякого блага, Сия есть начало премудрости и разума, прозрения и исцеления, чистоты и святости, смирения и любви. Снова и снова в явленных дарах Дарующего прославляя, так воспоём:

Радуйся, всем добродетелям сочетание.

Радуйся, Рая благоухание.

Радуйся, твердыня веры неколебимая.

Радуйся, чистота, непрестанно хранимая.

Радуйся, новой звездою в лике святых просиявший.

Радуйся, новой жемчужиной, Церковь украсившей, ставший.

Радуйся, в Отчестве Небесном ты ныне пребываешь.

Радуйся, отечеству земному молитвой помогаешь.

Радуйся, у Бога пребывая, ты видишь рядом всех Его друзей.

Радуйся, на Матерь Божию со трепетом взирая, о всех нас помолись ты вместе с Ней.

Радуйся, предивный старче, земной прошедший путь.

Радуйся, коль мы ещё в дороге, для нас звездою путеводной будь.

Радуйся, отче Порфирий!

Кондак 13

Преподобный отче Порфирий! Воистину обрёл ты Царство Божие, чему вся твоя жизнь – непреложное свидетельство. Помоги же и нам путём покаяния достичь Желанных Чертогов Господа Нашего, чтобы вместе с тобою и всеми святыми устами едиными, сердцем единым с горящей любовью Ему воспевать: Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия!

Сей Кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1.

Тропарь, кондак, величание

[h2]Тропарь прп. Порфирию Кавсокаливиту[/h2]

глас 8

Апоcтольскою рeвностию жительствуя / и Христово имя непрестанно призывая, всем любовь Божию проповедуя,/ выну в той пребывaл еси, многия дyши исцеляя и ко воскресшему Господу приводя. Темже, наследовавый селения святых, / потщися и настaви нaс, да приидем и мы во объятия Божия,/ рaдостно вопиюще ти: / рaдуйся, преподобне отче Порфирие.

[h2]Кондак преподобному Порфирию Кавсокаливиту[/h2]

глас 3

Радуйся, Афона смиренное овча, / Порфирие, Любве проповедниче, / монахов славо, святых удобрение. Овому бо Духом дадеся слово премудрости,/ другому же слово разума и действия сил, тебе же купно вся открышася,/ яко таиннику Божия благодати.

[h2]Величание[/h2]

Ублажаем тя,/ преподобне отче Порфирие,/ и чтим святую память твою́,/ наставниче монахов// и собеседниче Ангелов.

Дорогие читатели, обращаюсь к вам в попытке вразумить вас хоть как-то. Вопрос стоит в иконопочитании

Покров Пресвятой Богородицы

Святой князь Александр Невский

Святой Пророк Самуи

Праздник Рождества Иоанна Предтечи 

Святой Иоанн Креститель

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии