Святой с медведем, или как изображают батюшку Серафима

Преподобный Серафим Саровский и его иконы 

Прп. Серафим Саровский

Святой Серафим Саровский, чудотворец и всероссийский батюшка особенно любим у нас в Церкви. Его прославление состоялось относительно недавно – чуть более ста лет назад, но в каждом храме сейчас можно найти икону святого старца и даже не воцерковленный человек слышал о нем, узнает на иконе. Это потому, что народ на своем опыте почувствовал молитвенную поддержку Саровского чудотворца, молитвенника за всю Россию. Обращаясь   к святому, как к живому, через его образ – икону, как через Небесное окно, каждый верующий получает чудесную помощь и поддержку.

Батюшка Серафим, был из курского купеческого сословия, в миру  Прохор Исидорович Мошнин (1754—1833). Умело управляясь с торговыми делами,  он все же выбрал иную прибыль, возжелав в Бога богатеть. Позже, в своих беседах с Мотовиловым Н.А. он советовал делать те добрые дела, которые  нам «больше барыша приносят»  не земного, а духовного. 

С ранней юности избрав иноческий путь, получив материнское благословение и наставление старцев Киевской Лавры, в 1778 г. он пришел на послушание в Саровскую Успенскую пустынь, в 1785 г. с именем Серафим был пострижен в рясофор, через год в мантию, а в 1793 г. рукоположен во иеромонаха.

Видение Серафиму Господа Иисуса Христа в храме

Удостоившись чудесных явлений Господа Иисуса Христа и Божией Матери, Серафим принял на себя подвиги отшельничества, безмолвия и затвора. Пост, труд и непрестанная молитва – были его спутниками всю жизнь. Тысячу дней и ночей проведя в молитве и бдении на камне в лесу, он, выйдя из затвора в 1825 г., стал принимать людей, взяв на себя наитруднейший подвиг старчества. Помогал старец не только мирянам, но и окормлял соседнюю Дивеевскую женскую обитель.

Помогая, утешая, исцеляя приходивших, он наставлял всех  в вере христовой и главной цели христианской жизни – «в стяжании Духа Святого Божия». 

15Январь2019 годаСкончался святой подвижник на коленях в своей келии, во время молитвы перед образом Пресвятой Богородицы.

В лике святых прославлен незадолго до революции  в 1903 г. при Императоре Николае II.

Иконография святого Серафима стала складываться задолго до его прославления, основываясь на народной любви и прижизненных изображениях, которые писали разные художники, профессиональные и не очень.

 Известны следующие прижизненные изображения батюшки Серафима: 

  • Портреты от почитателей.

Почитатели старца Серафима неоднократно заказывали его портреты. «Кто я, убогий, чтобы писать с меня вид мой? Изображают лики Божии и Святых, а мы — люди, и люди-то грешные»,  отвечал батюшка, но почитатели имели настойчивость, а отец Серафим любовь к людям.

Так, на фоторепродукции (частное собрание)  конца XIX начала XX века надпись на обороте свидетельствует, что это «снимок с портрета преподобного отца Серафима Саровского Чудотворца, писанного в 1833 году Е.М.Журавлевой (рожденной Бахметьевой)» , т.е. исходный портрет датируется годом смерти старца и мог быть выполнен с натуры или с прижизненного портрета.

На изображении согбенный старец, в полумантии с палкой, на пути в свою пустынь, художник явно не профессионал, однако, портрет выполнен с большой любовью. Известно, что сам старец посылал  свой портрет в мантии вдове нижегородского протоиерея Т.Г.Моревой в конце 1832 года, поэтому ясно, что прижизненных изображений могло быть несколько.

  • Саровская живопись

В Саровском монастыре существовали свои художественные мастерские, художники должны были знать отца Серафима. Так Иоасаф (Толстошеев) современник святого старца, позже известный попыткой навести свои порядки в Дивеевской обители, в летописи девичьего монастыря названный «живописец тамбовский», был знаком с батюшкой и известен, как автор первого изображения святого с медведем.

Эта картина была помещена в часовне над могилой старца уже через несколько лет после его смерти, однако, зарисовки Иоасаф делал, вероятно, при жизни святого. В своих «Сказаниях о подвигах и событиях жизни старца Серафима»  Иоасаф вспоминал, что батюшка Серафим благословлял краски «для писания икон» растирать на своем моленном камне, так позже делали  и дивеевские художницы.

Кисти Иоасафа (Толстошеева) приписывают портрет Серафима, писанного идущим в свою пустыньку, в полумантии и клобуке с суковатым посохом(вторая треть XIX века), это изображение часто копировали дивеевские сестры (литография в ИЗО РГБ). 

 

Еще одним примером братской саровской живописи является портрет батюшки Серафима т.н. «келейный», или посмертный, после его кончины висевший в его келии. Писан портрет был в 30-х годах XIX в., возможно, и с прижизненных эскизов.  Старец изображен с благословляющей десницей, в его обычной одежде – белом полотняном балахоне, поношенной камилавке, кожаных бахилах, с большим наперстным крестом, материнским благословением и с лестовкой.

Это «келейное» изображение святого старца было помещено на драгоценный складень-ларец, хранившийся в Царской семье, в Александровском дворце (Складень-ларец для реликвий, Москва, ок.1903г., фирма Ф.Мишукова, ЦМиАР), и  стало одним из изводов иконографии преподобного Серафима Саровского.

  • Арзамасская школа

В Саров неоднократно приезжали художники из арзамасской школы живописи, в частности, августе 1830 года художник В.Е.Раев приезжал писать портрет епископа Евгения по заказу игумена  монастыря Никона. Написал художник епископа или не успел – неважно, зато, после этой поездки, вероятно, появился карандашный рисунок Серафима (альбом «Россия», ГТГ).

Преподобный Серафим Саровский. 1830-е годы. В. Е. Раев. Бумага, карандаш. ГТГ

Художник профессиональным взглядом выхватил черты старца – теплые слегка прищуренные глаза, не очень длинная борода, поношенная камилавка, немного сбитые под ней волосы – живой человек. Фигура согбенная, на плечах старенький светлый балахон с поясом, как говорил художник – «маленький, в дугу согнутый старичок с кротким и любезным взором».  Совсем не иконное изображение, но позже вполне могло стать и стало основой для письма подлинного лика преподобного Серафима Саровского.  

 

  • Серебряковский портрет

И все же, основным изображением, ставшим главным иконным типом, явился прижизненный портрет старца, письма Семена Серебрякова, выполненный с натуры за несколько лет до кончины преподобного (в 1828г.). После общения с преподобным  художник и сам стал монахом с именем Иосиф.  

Иосиф (Серебряков) продолжал писать изображения святого старца всю свою жизнь, многие из этих изображений расходились в печатных литографиях, используемых иногда в домах простого народа не только в качестве  украшения, но и для молитвенного обращения, потому что помощь от батюшки Серафима верующие получали и до всероссийского прославления в 1903г. 

Прп. Серафим Саровский, чудотворец. Одна из икон, написанных с прижизненного портрета старца, принадлежавшего кисти Серебрякова.

Портрет написан в овале на оливковом фоне, преподобный изображен в епитрахили, с поручами, с приложенной к сердцу рукой.  Борода, несколько разделенная надвое, не длинная, лицо бледное, фигура немного наклонена, плечи опущены. Не смотря на некоторую усталость лица, особенно выделяются глаза – внимательные, живые, изливающие на нас свет Царства Божиего, которое цвело в душе святого.

Этот портрет писан в иконной стилистике, но сначала, естественно, не имел нимба, позже, особенно после официального причисления Саровского старца Серафима к лику святых, стал дописываться нимбом, и стал основой так называемой «серебряковской» иконографии.  

Списков появлялось все больше, наиболее ранним повторением «серебряковского» портрета, вероятно, стал список художника В.Ф.Бихо – 1829г.(частное собрание). 

Условная датировка списков с портрета и потом икон  на более ранних списках крест и кайма на епитрахили голубого цвета, позже розового. 

 

  • Портрет Д. Евстафьева

Кроме этого «серебряковского» прижизненного портрета упоминается также  работа  художника Д.Евстафьева, которая осталась только в списках.  

По «евстафьевскому» типу написан портрет  неизвестного художника, который  хранится в Троице-Сергиевой Лавре. На портрете (холст, масло. 59,5х45), относящемся ко второй трети XIX века, ориентировочно 1860—1870г.г., хранящемся в церковно-археологическом кабинете Троице-Сергиевой лавры (ЦАК),  батюшка Серафим изображен на темном фоне в темной рясе с руками, сложенными на груди, голова не покрыта.

Преподобный Серафим Саровский. XIX век

На портрете особенно выделяются лицо и крестообразно сложенные руки, предположительно, исходный образ писан раньше «серебряковского». 

После канонизации в 1903г. иконы святого старца писались во множестве. Основные направления иконографии святого преподобного Серафима Саровского сложились по следующим типам: 

  • Пастырь: изображение святого ростовое или поясное в мантии,  епитрахили и поручах («серебряковское» направление) со сложенными на груди руками,  или рукой, прижатой к сердцу,  с благословляющей  рукой и с четками. Этот тип иконографии самый распространенный и считается максимально каноничным, т.к. здесь, как и на исходном портрете, святой изображен в монашеской одежде и священнических атрибутах – поручи и епитрахиль, как для  Таинства исповеди.

 Пример иконного изображения: мозаичный образ Серафима Саровского на алтарной апсиде Серафимовской церкви при Выставочном центре ЗАО Экспоцентр в Москве на Краснопресненской набережной. 

мозаичный образ Серафима Саровского на алтарной апсиде Серафимовской церкви при Выставочном центре ЗАО Экспоцентр в Москве на Краснопресненской набережной. Фото: Чеботарь Александр Мирчевич

Этот тип иконографии разнообразится не только ростовыми, но и поясными, и оплечными изображениями, а так же святой может изображаться в рост, с благословляющей десницей и моделью храма в другой руке. 

  • Святой старец:  изображение идущего святого Серафима в полумантии с посохом, как в часовне на источнике в Цыгановке,  недалеко от Дивеева. Или, тоже идущего, но одетого в белый балахон старца, иногда опирающегося не только на посох, но и на топор, за плечами мешок, в котором святой носил Евангелие и камни для утомления плоти; бывает, что старец изображен идущим, но без посоха, а с благословляющей рукой и с четками.

Пример иконного изображения: храмовый образ на западном фасаде часовни Серафима Саровского в Острове Ленинского района Московской области, или храмовая икона на южном фасаде малой церкви Серафима Саровского в Кожухово в Москве.

  • Молящийся отшельник:  изображение святого на камне с воздетыми в молитве руками на фоне леса, перед ним на небе образ Божией Матери «Умиление», рядом с камнем на земле топорик и мешочек с сухарями – едва ли не самое любимое изображение старца.

Пример иконного изображения:  как на иконе в завершении иконостаса южного придела церкви Серафима Саровского в Екатеринбурге, или на храмовой иконе в церкви Введения Пресвятой Богородицы во Храм в Раево, в Москве, или на мозаичном  изображении на фасаде часовни Серафима Саровского в Щелково Московской области, в храме пророка Илии в Обыденском переулке в Москве.

Моление на камне

Икона преподобного Серафима Саровского в молении на камне

Интересно, что изображения святого отшельника, молящегося на камне, были широко распространены в конце XIX века, еще до канонизации, с легкой руки дивеевских сестер, писавших для паломников  эти картины на камешках(осколках) от разбитого камня батюшки, на котором он молился.

С житием

Иконография житийных икон может иметь самые разные сюжеты. Это могут быть не только иконы с клеймами и центральным каноническим изображением, например: прп. Серафим Саровский, с 12 клеймами жития, начало XX века; дерево, левкас, смешанная техника (ЦМиАР), но и собственно представляющие событие из жизни святого – например: Серафим, копающий канавку  (Дивеевская мастерская, 1920г, клеймо складня, Дивеевский монастырь); или  молящийся перед иконой Богородицы в своей келии.

Пред иконой Пресвятой Богородицы

Кроме моления на камне, молящимся старец изображается и в келии перед иконой Божией Матери «Умиление» его келейным образом, это т.н. «отходной» образ, так встретился батюшка Серафим с Богородицей в Вечности, скончавшись на молитве перед Ее образом. Икона называется «Праведная кончина святого преподобного Серафима Саровского чудотворца», такая икона есть в Дивеевском монастыре.

Преподобный кормит медведя

Изображение с медведем  одно из житийных изображений старца, широко распространенных в разных редакциях. Известно из жития, что к святому в его лесную избушку приходил за сухариками медведь, и батюшка кормил его с руки.

Преподобный Серафим Саровский, кормящий медведя. 1879 г.

Мастерская серафимо-Дивеевского монастыря. Е. Петрова. Литография. РГБ

Пример изображения  «Преподобный Серафим Саровский, кормящий медведя» литография мастерской Серафимо-Дивеевского монастыря (Е. Петрова, 1879 г.),  рисунок Е.И. Фесенко (РГБ), известна и современная картина Павла Рыженко «Серафим Саровский с медведем».

На картинах святой без нимба,  на иконах должен быть нимб и икона должна быть освящена.  Конечно, святого Герасима Иорданского тоже изображают со львом,  но все же это скорей картина или иллюстрация жития святого, помогающая ближе узнать о жизни святого, и, хотя изображение  не вполне канонично, дома, особенно для детской молитвы вполне пригодно. Если есть любовь и желание молиться,  кто запретит обращаться к святому через такое изображение?

Явление Божией Матери

Серафим Саровский. явление Божьей Матери на Канавке.

  • Особый вид иконографии святого Серафима – это иконы «Явление Богородицы святому Серафиму».  Его сугубая любовь и почитание Божией Матери и Ее отклик на молитвы святого угодника к Ней отражается в этих иконах.

Иконография этих икон обширна  святой старец предстоит или молится на коленях перед явлением Божией Матери, которая является Одна, или в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна, Ангелов и святых.

Пример иконного изображения: икона работы монахини Иулиании (Соколовой), выполненная в 1957 г., находится в Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры, в приделе, посвященном саровскому чудотворцу.

Также в Покровском Хотьковском монастыре есть редкая икона тронная Богородицы  Печерской с предстоящими перед Ней прпп. Антонием Киево-Печерским и Серафимом Саровским.

Икона Божией Матери Умиление

Особо почитается икона Божией Матери Умиление, которая была келейным образом прп. Серафима, на молитве перед которой он скончался 2 января 1833 года.

На иконе особое изображение Богородицы, относящееся по типу к иконам «Умиление» (по-гречески «Елеуса» или милостивая) – с нежно склоненной головой и прикрытыми глазами, но без Младенца. На этой иконе Дева Мария изображена в момент возвещения Ей Архангелом Гавриилом предстоящего чудесного Рождения от Нее Христа Спасителя – вся Она тишина, мир, покой, любовь и радость. По нимбу вокруг головы надпись: «Радуйся Невесто Неневестная».  

Происхождение иконы и автор неизвестны,  стилистика иконы скорей в западной традиции, чем в русской, но святой старец дорожил образом и молился пред ним, называя «Всех радостей Радость», перед ним исповедовал посетителей, помазывал маслицем от лампадки и так многих исцелил.

После его кончины икона до революции пребывала в Серафимо-Дивеевской обители, потом сохранялась в г.Муроме, сейчас хранится в Патриаршей резиденции, выносится на Субботу Акафиста в Богоявленский  Елоховский собор в г.Москве. В Дивеевском монастыре находится сейчас один из списков, сделанных к дате канонизации преподобного в 1903г.

Дни празднования  иконе «Умиление» 19 июля и 28 июля.

Иконография преподобного Серафима продолжает развиваться, например, появились иконы парные – Серафим Саровский и Сергий Радонежский, такая икона хранится в ЦАК МДА в Сергиевом Посаде, во многих храмах стали появляться такие иконы – два великих старца вместе.

Прпп. Серафим Саровский и Сергий Радонежский

Или Серафим и апостол Иоанн Богослов, объединенные общей любовью к Богородице. Преподобного Серафима часто объединяют на иконах с Царем-мучеником Николем II, который прославил старца. Есть иконы батюшки Серафима и Ксении Петербуржской.

А в храме святителя Филарета Московского города Лобни есть икона, на которой написаны преподобный  Серафим Саровский, страстотерпец цесаревич Алексий, преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна. Такой состав святых на иконе свидетельствует о появлении новых традиций изображения преподобного.

Наиболее почитаемые иконы преподобного Серафима Саровского с частицами мощей находятся:

  • В Москве на проспекте Мира, д. 22а-24 находится подворье Серафимо-Дивеевского   монастыря, здесь есть икона прп. Серафима  дивеевского письма с частицей камня, на котором преподобный совершал свой подвиг и ковчег с мощами Дивеевских святых, в т.ч. и преподобного Серафима Саровского.
  • В Даниловом монастыре  есть  две иконы с частицами мощей преподобного  одна  в Серафимовской церкви, в монастырской стене у Святых врат, копия старой с 1912г. келейной иконы схиигумении Фамари (Марджановой) переданной в монастырь в 1988 родственниками ее ученицы. Икона с частицей мощей преподобного, там же хранятся четки, частичка мантии и часть камня, на котором угодник Божий молился в течение 1000 дней.  Другая икона с частицей мощей находится в Троицком соборе монастыря, на центральном юго-западном столпе.    Адрес: Москва, ул. Даниловский вал, 22, метро Тульская (из центра последний вагон), от выхода из метро идти назад, затем повернуть направо наискось на пешеходную дорожку, идущую через небольшой сквер с часовней; или от метро Павелецкая, далее на любом трамвае в сторону окраины до остановки Свято-Данилов монастырь.

Частицы мощей старца есть и в других обителях столицы:

  • В Донском монастыре, адрес: Донская площадь, 1-3, м. «Шаболовская», выход из первого вагона из центра, затем налево через площадь.
  • В Сретенском монастыре, адрес: Большая Лубянка, 19/1,  м.Тургеневская.
  • На подворье Соловецкого монастыря в храме св. вмч. Георгия Победоносца (Рождества Богородицы) в Ендове. Москва, ул. Садовническая, д. 6., м. «Новокузнецкая».
  •   В храме преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной на территории выставочного центра «Экспоцентр» (настоятель протоиерей Максим Козлов) находится икона с частицей мощей преподобного. Москва, Краснопресненская наб., 14, стр. 2, м. Выставочная.
  • В храме Воскресения Словущегов Филипповском переулке (Иерусалимское подворье), в центральном приделе находится икона преподобного Серафима с частицей мощей. А также часть Древа Животворящего Креста, десница великомученика Евстафия Плакиды, ковчег с мощами многих святых Вселенской Церкви.   Адрес: Москва, Филипповский переулок, дом 20, м.Арбатская.
  • Также образ преподобного Серафима,молящегося на камне с частицей его мощей, находится неподалеку — в храме пророка Илии в Обыденском переулке. Москва, 2-й Обыденский пер.,6, метро “Кропоткинская”, выход из первого вагона от центра.
  • В Елоховском Богоявленском кафедральном соборе хранится образ преподобного Серафима с частицами камня, на котором он молился, и частицей одежд.   Адрес: Москва,  Спартаковская ул.,15,  М.Бауманская.  На На 5-й неделе Великого поста, в пятницу вечером, на акафист в честь Похвалы Пресвятой  Богородицы  в собор приносят икону Божией Матери «Умиление» — келейный образ преподобного Серафима Саровского.
  •   В крестильном храме сщмч. АлександраХотовицкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе находится икона преподобного Серафима с частицей его гроба.  Образ ростовой «серебряковский» с рукой на сердце и четками, принесен в Знаменский храм монахинями разрушенного в 1930-е годы Дивеевского подворья, находившегося в начале нынешнего проспекта Мира. Адрес храма: Москва, 2-й Крестовский пер., 17, м.Рижская.

Мощи святого Серафима Саровского почивают в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре. Адрес: Нижегородская область, Дивеевский район, село Дивеево, Прудовый переулок, 3Б.

Обращаясь к святому батюшке Серафиму, перед его иконой молятся :

  • об исцелении от различных недугов и болезней;
  • об исцелении от болезней детей и отроков, и об их добром воспитании;
  • об умирении нашей жизни: «стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи»,  говорил преподобный, поэтому к нему обращаются с молитвами об избавлении от раздоров, ссор, а также внутренних смятений и смущений;
  • о помощи в монашеском пути;
  • просят о прозорливом открытии пути и разрешении трудных ситуаций, когда не знаешь, как поступить и ищешь совета, наставления, подсказки;
  • о помощи в делах и бизнесе, только надо помнить, что, получая по милости Божией доход, надо помогать людям;
  • о помощи и защите при несправедливом утеснении от начальства;
  • о защите от диких животных,  об избавлении от страхов перед животными и усмирении их;
  • об избавлении от греха,  о исправлении жизни, покаянии и следовании по спасительном пути.

Случай чудотворной помощи 

О чудесной помощи батюшки в наши дни написано очень много на странице портала Православие.ру.

Олег рассказывает:

«Несколько лет назад я читал житие святого батюшки Серафима, и мне казалось, что некоторые духовные вопросы мне становились более понятными. Но в это же время заболела моя дочь: тяжёлое осложнение после ветрянки. Тяжёлое испытание для всей семьи. Слава Богу, дочь поправилась, но за этот период лечения произошла переоценка ценностей в нашей семье.

И вот год назад у моей мамы было подозрение на опухоль, и я опять обратился к угоднику Божию святому Серафиму Саровскому. И Бог молитвами батюшки отвёл от страшной болезни!!! Дивен Бог во святых своих!!!».

Воронина Вера Федоровна:

«Так уж получилось, что первая книга духовного направления, которую я купила и прочитала, называлась «Житие старца Серафима». Запал в душу добрый, ласковый лик святого. Смотрю на икону, а в груди появляется тепло.

Мои знакомые поехали по святым местам в Москву и в подарок привезли мне сухарики, освящённые в чугунке батюшки Серафима, и коробку конфет с его изображением. Удивлению моему не было предела! В этот мне казалось, я летаю на крыльях.

В марте 2013 года мы с братом решили поехать на Святую Землю. За несколько дней до отъезда брат заболел. Я молилась батюшке Серафиму, чтобы он помог. Поездка состоялась. Батюшка Серафим во сне пришёл к брату и разговаривал с ним. Преподобный Отче Серафиме, моли Бога о нас!».

Иконография:

Серафим Саровский, преподобный

Датировки: XX в. После 1902 года.

Материал: Дерево, ткань, металл, литография

Размеры иконы: высота 22,3 см, ширина 17,7 см

Поясное изображение преподобного Серафима Саровского.

Инв. № ТвМ ВХ 114.  Тверской государственный объединенный музей

Подвижник и чудотворец святой Серафим, возлюбив Христа, стяжал у Бога себе мирный Дух, а «Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен»(Ин.3:33), и благодать Божия продолжает пребывать с ним и на молящихся ему перед святыми иконами изливается, потому что «не мерою дает Бог Духа»(Ин.3:34). 

Автор: Ирина Нечаева

^sss^Преподобный Серафим Саровский^sss^ Дорогие читатели, обращаюсь к вам в попытке вразумить вас хоть как-то. Вопрос стоит в иконопочитании

Сергий Радонежский, преподобный

Молитва Симеону Верхотурскому

Икона Божией Матери «Трех радостей»

Образ преподобного Сергия Радонежского на иконах

Пророк Илия и его иконы

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии