В чем суть теории креационизма

Ни ученые, ни верующие не имеют единого мнения об этом явлении. Одни настаивают на истинности каждого из положений доктрины, другие – объявляют ее псевдонаукой.

Значение и зарождение термина 

Слово происходит от латинского «creatio», что значит «создаю». Сам термин родился  у ученых XIX в. Но идея сотворения мира Богом, лежащая в основе  креационистских  теорий – значительно древнее науки. Об этом, пусть по-разному, говорили древние языческие религии, но самую последовательную, подробную концепцию Творения подарило миру христианство.

Сотворение мира

Основа этого учения находится в Библии

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1).

Таковы первые слова Библии, ставшие основанием для разного рода толкований богословов. Первые такие попытки можно увидеть уже у святых отцов первых веков. 

Святые отцы 

Все богословы-подвижники как Востока, так и христианского Запада: 

  • исходят из того, что Творец вечен, неизменен, тогда как Его творение, мир, изменяется; 
  • понимают создание неба и земли вполне буквально. 

Создатель и Его творение 

Уже с первых веков Церкви распространились разного рода иносказательные рассуждения о первых стихах Бытия, о которых свт. Василий Великий пишет:

«иные, принимая написанное не в общеупотребительном смысле, воду называют не водою, но каким-нибудь другим веществом, и растению и рыбе дают значение по своему усмотрению, даже бытие гадов и зверей объясняют сообразно со своими понятиями, подобно как и снотолкователи виденному в сонных мечтаниях дают толкования, согласные с собственным их намерением». 

Не так понимают Библию угодники Божии, не склонные «умствовать». Как пишет свт. Василий, «я, слыша о траве, траву и разумею; также растение, рыбу, зверя и скот, и все, чем оно названо, за то и принимаю». 

Согласны с ним также другие толкователи. 

Прп. Ефрем Сирин указывает, что под «небом» и «землей» понимается не иное что, как эти материи. А великий Иоанн Златоуст в одной из проповедей предостерегает:

«Не верить содержащемуся в Божественном Писании, но вводить другое из своего ума, это, думаю, подвергает великой опасности отваживающихся на такое дело».

 

Вполне буквально понимают святые отцы дни творения, разумея под ними именно сутки, календарные дни. Здесь согласны как древние отцы, так и святые, жившие ближе к нам по времени. 

Западный богослов, св. Беда Достопочтенный (VIVII вв.), пишет о сотворении «красоты мира» за 6 дней, тогда как в седьмой Господь «отдыхал от трудов».  

Того же мнения держится св. Григорий Двоеслов, папа Римский (VII в.), отмечая при этом, что дни – не последовательность создания вещей этого мира. Это своего рода этапы проявления различных элементов творения, сотворенных изначально, причем одновременно. Например, растения созданы в первый день вместе с землей – ведь они впоследствии вышли из нее – но «произрастила» их почва только на третий:

«Вот почему Моисей отдельно повествует о том, что было создано в каждый день, и, однако, закончил заявлением, что все было сотворено сразу: Вот происхождение неба и земли (Быт.2:4–6)». 

А свт. Димитрий Ростовский (XVIII в.) даже отождествляет дни создания земли и дни недели, какими их ныне знают люди: 

  • первый день седмицы – воскресение – отделение света от тьмы; 
  • понедельник: Создатель «произвел всесильным Своим словом небеса из вод бездных»; 
  • во вторник появилась суша; 
  • среда, четвертый день – создание Солнца и Луны; 
  • четверг, пятый день: сотворение «рыб и гад водных»; 
  • пятница – появление животных; тогда же получил бытие человек. 
  • наконец, на седьмой день, Бог «почил от дел Своих». 

Подобное понимание встречается также в богослужебных текстах. Например, Триодь Постная в Синаксаре (поучительном чтении) на Великий Пяток соотносит Пятницу как день Распятия Господа и шестой день, когда создан человек, признавая такое совпадение неслучайным. С 7 днем творения сравнивается Великая Суббота: «и  в  шесты́й  назда́в  па́ки  истлевшаго  человека,  и  обновив   живоно́сным  крестом,  и҆   сме́ртию, в  настоящий  па́ки  седмы́й  де́нь  упоко́и,  соверше́нным  дел    упокое́нием,  животоесте́ственным  и  спаси́тельным  у҆снув  сно́м». 

По образу и подобию 

Богословие святых отцов уделяет особое внимание созданию людей.  

Предсуществование душ? 

Уже в первые века христианства мыслители задавались вопросом, существовали ли души людей до их сотворения. 

Отвечая подобным «исследователям» прп. Максим Исповедник пишет, что Божий замысел о человеке предполагает его как сочетание тела («из праха земного») и «души живой»: 

«Душе и телу, как частям человека, существовать во времени одному прежде или после другого невозможно». 

Отличие от теории эманации в философии

Неотмирная природа души часто приводила св. отцов к полемике с языческими философами, среди которых были сторонники теории эманации (от латинского «нисхождение», «распространение»). По мнению последователей древнего философа Платона, мир и человек возникли как результат излияние Первоначала по избытку его благости.

Но Библия говорит не о «переизбытке» творческой мощи, создавшей человека, а о целенаправленном, сознательном акте сотворения «венца природы» из тела и души. 

В чем смысл создания человека Богом

 

Но для святых отцов куда важнее тайн создания человека – смысл его существования, потерянный по грехопадении, но найденный Христом. Прп. авва Дорофей пишет:

«В начале, когда Бог сотворил человека (Быт. 2: 20), Он поместил его в раю, как говорит божественное и святое Писание, и украсил его всякою добродетелью, дав ему заповедь не вкушать от древа, бывшего посреди рая. И так, он пребывал там в наслаждении райском: в молитве, в созерцании, во всякой славе и чести, имея чувства здравые, и находясь в том естественном состоянии, в каком был создан.

Ибо Бог сотворил человека по образу Своему, т.е. бессмертным, самовластным и украшенным всякою добродетелью. Но когда он преступил заповедь, вкусивши плод древа, от которого Бог заповедал ему не вкушать, тогда он был изгнан из рая (Быт. 3), отпал от естественного состояния и впал в противоестественное, и пребывал уже в грехе, в славолюбии, в любви к наслаждениям века сего и в прочих страстях, и был обладаем ими, ибо сам сделался рабом их через преступление…». 

Именно это преступление и преодоление его последствий – основной предмет внимания богословов. По слову того же прп. Дорофея, Христос

«принял самое естество наше, начаток нашего состава, и сделался новым Адамом, по образу Бога, создавшего первого Адама, обновил естественное состояние и чувства сделал опять здоровыми, какими они были и в начале…». 

А вот как видит будущее человека прп. Симеон Новый Богослов: 

«После преступления Адама не проклял Бог рая а проклял лишь всю прочую землю, которая тоже была нетленна и все произращала сама собою Тому, кто сделался тленным и смертным по причине преступления заповеди, по всей справедливости надлежало и жить на земле тленной и питаться пищею тленною В

идишь, что вся эта тварь в начале была нетленною и создана Богом в чине рая? Но после Богом подчинена тлению, и покорилась суете человеков. Познай также и то, что это за прославление и светло-сиянность твари будет в будущем веке? Ибо когда она обновится, то не будет опять такою же, какою была создана в начале. Но будет такою, каким, по слову божественного Павла, будет наше тело

Вся тварь по повелению Божию имеет быть, по всеобщем воскресении, не такою, какою была создана – вещественною и чувственною, но имеет быть пересоздана и соделаться неким невещественным и духовным обиталищем, превысшим всякого чувства». 

Как соотносятся теория эволюции и слова Библии

 

К концу XIX в., несмотря на предостережения, которые не раз высказывали святые отцы по поводу рассуждений о Писании «из своего ума», появляются рационалистические  толкования, имеющие целью согласовать распространившуюся тогда теорию эволюции и слова Библии.   

Как многие столетия назад, начинаются   попытки увидеть Книгу Бытия как набор аллегорий. При этом христианские эволюционисты, по сути, не пытаются понять   Слово Божие, а приспосабливают его под общепринятые теории. Например: 

  • с точки зрения знаний, которые имеют астрономия, физика, биология, трактуется сотворение неба, земли, растений, животных; 
  • дни творения аллегорически толкуются как длительные периоды времени, что позволяет согласовать представления ученых о возникновении мира около 1.5 млрд. лет назад, человека – около 40000 с временем, которое определено Писанием и Преданием; 
  • создание человека рассматривается в рамках так называемого антропного принципа; согласно наиболее распространенной его версии, все творение гармонично «спроектировано» Создателем ради создания его венца – человека. 

Гипотеза или истина? 

Среди богословов-эволюционистов большинство представляют католицизм и протестантизм. Вот лишь некоторые, наиболее известные из них: 

  • П. Тейяр де Шарден, католический исследователь, монах; 
  • Б.Уарфайлд, принадлежащий к пресвитерианству; 
  • Б. Грэм, известный баптистский проповедник. 

В 1950 г. Папа Пий XII разрешил исследователям, принадлежащим к католичеству,   изучать эволюционную теорию. Его энциклика именует ее «гипотезой». 

22Октября1996 годаВ выступлении папы Иоанна Павла II  (недавно  канонизирован  католической  церковью)  в  Папской  академии  наук   было  сказано  о  необходимости  пересмотра  понимания библейских текстов согласно эволюционизму.

В православии пока нет официальной позиции по этому поводу. Однако к сторонникам подхода, близкого к концепциям католических и протестантских богословов в разной степени принадлежат десятки богословов, среди которых: 

  • прот. В.В.Зеньковский, автор множества трудов по истории Церкви и христианской философии (1991-1962 гг.); 
  • прот. Глеб Каледа (1921-1994 гг.); 
  • прот. Александр Мень (1935-1990 гг.), изложивший «эволюционную» концепцию творения в 1 томе своей «Истории религии»; 
  • прот. Серафим Слободской (1912-1971 гг.); в учебном пособии «Закон Божий», одном из наиболее распространенных сейчас, он пишет, что «дни» творения не были нашими обыкновенными днями, в 24 часа. Ведь, наш день зависит от солнца, а в первые три «дня» творения не было еще и самого солнца, значит, не могло быть и теперешних дней. Библия написана пророком Моисеем на древне-еврейском языке, а на этом языке и день и период времени назывались одним словом «иом». 

На расхождение толкований Библии богословами-эволюционистами, практически не опирающимися на Священное Предание, с позицией святых отцов многие обращали внимание еще при зарождении христианского эволюционизма. Об этом пишет, например, Валаамский подвижник середины XX в. схиигумен Иоанн: 

«Мне говорил академик-миссионер: в творении Божием под днями надо разуметь миллионы. Бедный ты миссионер, очень слабым представляешь всемогущего Творца, приписываешь Ему миллионы времени. Твой рассудок говорит так, а я верю, как сказал Господь: бысть вечер, бысть утро день первый, – надо и понимать сутками, а не миллионами. Ибо Господь сказал, и бысть тако». 

Деизм

В рационалистической философии он представлен, прежде всего, в виде учения деизма (от латинского слова «Deus», Бог). Оно возникло с XVII в., а обрело особую популярность в XVIII. Деисты: 

  • полагают, что Создатель, раз сотворив мир, не вмешивается далее в его жизнь, или делает это минимально; 
  • считают познание природы средством познания Бога. 

Среди известных деистов: 

  • Ж.Ж.Руссо; 
  • Вольтер; 
  • М.Робеспьер; 
  • А.Н.Радищев; 
  • И.Ньютон 

Многие из сторонников философской теории остались верующими (например, физик И. Ньютон), другие же дошли до полного отрицания религии, как Вольтер. 

Еще одна оригинальная идея принадлежит французскому философу Р. Декарту, который  считает Бога Творцом «врожденных идей». Они позволяют человеку изучать мир, дают ему способы этого познания. Впоследствии философия постепенно отказывается от «идеи Бога» сосредоточиваясь на анализе общих закономерностей развития мира и человека в его земном существовании. 

Отношение к творческому началу мира в науке 

Зарождение идей понимания мира как творения среди ученых относится к XVIII в.  

Креационизм в биологии 

Исследователи, изучавшие живые существа, установили, что с течением времени происходит их изменение. Однако, как утверждал К. Линней (1707-1778 гг.), видов существует ровно столько, сколько сотворено при начале мира, а новые не возникают.

Хотя данные археологии и палеонтологии говорили о вымирании отдельных видов животных, растений, ученый-креационист Ж. Кювье (1769-1832 гг.) создал «теорию катастроф», которых было несколько десятков за историю Земли. Именно они повлияли на растения, животных. 

Креационистские рассуждения биологов поставлены под сомнение исследованиями Ч. Дарвина. Ныне ученые-креационисты: 

  • не отрицают эволюции человека; 
  • считают, что его душа и разум имеют Божественное происхождение. 

Таким образом, человек рассматривается как двусоставный «биологический объект» вопреки утверждению прп. Максима Исповедника об абсолютном, по замыслу Божию, единстве души с телом. 

Наука или псевдонаука? 

В XX в. формируется целое направление объединяющие сторонников креационистских идей, именуемое «научный креационизм». Опираясь на данные исследований природы, он утверждает буквальное понимание Библии, внешне похожее на видение Творения святыми отцами: 

  • утверждает, что мир возник не более 10000 лет назад; 
  • отрицает эволюцию растений, животных; 
  • отвергает эволюцию человека. 

Вместе с тем, обращает на себя внимание то, что креационисты пытаются представить Библию тем, чем она никогда не являлась. С их точки зрения, это не Книга о Богооткровенных истинах, а своего рода учебник естествознания, буквально описывающий мир с «научной» точки зрения. Неудивительно, что оппоненты теории требуют от ученых экспериментального подтверждения каждого из их утверждений, что далеко не всегда возможно. Именно поэтому такой креационизм оценивается многими членами научного сообщества как псевдотеория. 

Ученые, которые являются сторонниками идеи Творения

Тем не менее, ученые – сторонники идеи Творения, сейчас объединяются в сообщества, издают журналы, имеют свои интернет-страницы. Есть подобные организации также в России. 

Среди направлений современного креационизма можно выделить: 

  • «младоземельный» – приверженцы буквального понимания 6 дней создания мира; 
  • «староземельный» – сторонники аллегорического понимания библейских слов о времени создания мира; сторонники этой теории считают эволюцию инструментом творения. 

Российские креационисты нередко идут на контакт с Церковью, участвуют в дискуссиях.  

20Декабря2019 годаВ московском храме Святой Троицы на Воробьевых горах состоялась презентация сборника «Гипотеза эволюции: мифы и факты», в которой приняли участие около десятка ученых Московского государственного университета.

Плюсы и минусы системы

С XIX в. наука прочно заняла место ведущей мировоззренческой системы сначала в европейском, затем (после 1917 г.) в российском обществе. Ныне «научная картина мира» определяет содержание образования от школы до вуза, формирует личность человека.

Но современным людям все более очевидна недостаточность объяснения мира «из своего ума». Отсюда обращение к религии, которую человек хотел бы видеть, однако, максимально понятной для себя. Поэтому креационистские идеи столь популярны у наших современников. Среди их положительных черт можно отметить: 

  • несомненное миссионерское значение: не знающий Бога человек первое понятие о Творце получает как «научно обоснованное» знание; 
  • само по себе обращение к Писанию, которое может повлечь за собой углубление в Книгу Книг, действительно понимание истин веры. 

Но креационизм далеко не всегда прямым путем ведет к вере. Множество его приверженцев, подходя к Библии со своей человеческой меркой, впоследствии вовсе отказываются от религии, которая не укладывается в рамки их рационалистического «мирка», оказавшись значительно сложнее. 

И, конечно, ученому чужды даже попытки знакомства с опытом святых отцов и их библейской экзегезы, ведь куда проще, привычнее, интереснее – пытаться найти «подтверждения» библейских истин на основе науки. 

По слову свт. Григория Богослова, который и сам может считаться ученым:

«знание различных языков, сила риторики, исторические знания, открывание тайн природы, различные методы логики все это одновременно и благо и зло, не только потому, что оно проявляется соответственно идее тех, которые им пользуются, и легко принимает форму, которую придает ему мнение тех, кто им владеет, но также и потому, что изучение его хорошо лишь до той степени, которая придает зраку души проницательность. Но оно худо для того, кто отдается этим исследованиям так, чтобы оставаться в них до старости».

Более 300 лет назад первый русски академик, глубоко верующий человек М. В. Ломоносов говорил, что Господь дал человеку две книги, мир природы и Свое Слово, причем «в одной показал Свое величество, в другой Свою волю». Восхищаться гармонией и величием нужно, но нельзя останавливаться на этом. Ведь знать волю Создателя, работать над своей душой – важнее и спасительнее. 

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии