В чем заключается грех мшелоимства?

Суета повседневной жизни, рекламные лозунги, привычки ближних порой оказывают на человека столь сильное влияние, что он перестает видеть, насколько отдалился от следования за Христом. Свобода от семи смертных грехов далеко не показатель духовного совершенства. Опасность подстерегает верных в ежедневных мелких ошибках, которые накапливаются внутри взрывоопасным грузом. Одной из таких вредных «мелочей» является страсть мшелоимства. 

Что означает это слово буквально

Происхождение этого понятия, обозначающего одну из множества духовных зависимостей, связано с древнерусским словом«мшель», которая означает любую вещь или имущество. 

В церковнославянском смысл более широк и уже соотносится с определенным действиями по отношению к предметам. Здесь «мшель» подразумевает неправедную прибыль, зловредную корысть, разъедающую душу мзду. 

В православии есть очень близкий к мшелоимству грех, который называется скверноприбытчеством. Его суть заключается в получении прибыли скверным, греховным путем. В этом грехе повинны те, кто получает прибыль, обманывая других: мошенники, аферисты, те кто общитывает и обвешивает людей.

Проще говоря, мшелоимство – это страстное отношение к приобретению чего-либо, порочная зависимость от собирания вещей, рабство, в которое попадает всякий, неумеренно тратящий   свои средства и целую жизнь исключительно на материальные ценности и мирские удовольствия, превращаясь в коллекционера преходящих наслаждений. 

Мшелоимство часто связано с корыстными целями, а берущий «мшель» значит поступающий исключительно в соответствии со своими эгоистическими, плотскими интересами. Отсюда вырастают, как сорняки, все злачные виды бесстыдного вымогательства. 

Производное «замшелый» равно покрытое мхом или испорченное, пропавшее, что-то с плесенью. Причем необязательно этим отрицательным качеством заражаются только богатые люди. От мшелоимства не застрахован и бедный собиратель никчемного хлама. 

Интересный фактВ молитвословах мшелоимство указывается в череде грехов распространенных, чуть ли не ежедневных падений. А так как в древние времена сборники молитв применялись только в иноческом обиходе, это понятие адресовалось тем монахам, которые заполняли свои жилища различными ценностями.

Так, в официальном документе для упорядочения монашеского быта в Свято-Троицком мужском монастыре говорится следующее: 

«Монашествующим не должно заводить в келье лишних вещей, впадать в грех мшелоимства. Лучшим украшением иноческой кельи служат святые иконы и книги Священного Писания, а также творения Святых Отцов. Келья монаха содержит крайний минимум всего, без чего нельзя обойтись в ней. Келья должна быть красной не вещами, а духом веры и молитвы живущего в ней инока. Светские же и мирские вещи и принадлежности не должны находиться в келье». 

Это интересно: Как победить коварный грех лени

В чем заключается этот грех согласно православному учению

 

Грех есть нарушение Божьих заповедей. Когда законник спроси у Иисуса Христа о самой большей из них, Спаситель указал на две: 

 «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40). 

Следствием любви к Богу являются здоровые отношения к тем, кто находится с нами рядом. Отсутствие настоящего богообщения приводит к различным болезням души и ведёт к разрушению связей с близкими. Это работает только в указанной Иисусом последовательности. Нарушение обозначенной причинно-следственной связи чревато рабством грехам и страстям. 

Любить что-то или кого-то больше Бога значит отдать свою душу греховной зависимости. Поклоняться чему-либо как богу – идолопоклонство, а значит и нарушение первой заповеди. 

Именно поэтому рабская преданность собирательству, накоплению, приобретению богатств, болезненное стяжание материальных ценностей является грехом. Мшелоимство подразумевает служение, поклонение предметам, вещизм. 

Это интересно: Что говорит православие о грехе гнева

В чем опасность для человека 

Современная цивилизация известна как общество потребления. Человек воздвиг себе золотого тельца и поклоняется ему ежедневно, порой сам и не замечая, насколько сильно захвачен жаждой приобретения. С экранов телевизора в красочных роликах рассказывают о необходимости купить то или это, и доверчивые слушатели бегут на следующий день в торговый центр, чтобы почувствовать себя ненадолго счастливыми Но скоротечность тленных наслаждений повергает всякого обладателя материальных безделушек в уныние, а это уже смертный грех. 

Причина просто: место Бога замещается чем-то другим. Но «нельзя служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24), невозможно стяжать покой, мир и вечную радость в душе, которая предана накоплению преходяших благ. Потому что любая алчная страсть есть идолослужение. 

Христос часто предупреждает людей в своих притчах о неверном пути накопления богатства. В известной истории об отношении богача к своему имению (Лк. 12:16-21) указывается об ошибочном центрировании на преходящем взамен тому, чтобы пускать накопленные избытки урожая на благие дела. И вот уже сгорает собранное в адском пламени, так и не принеся духовной пользы   милосердием  и помощью нуждающимся: 

«У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: «что мне делать? некуда мне собрать плодов моих». И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». 

В другой притче, о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-25), мы видим, как мучается в вечности забывший о Боге и ближних несчастный, и не изменить уже растраченное в собирании материальных благ время: 

«Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь». 

Опасна для человека пагубная привычка накопления приобретений только ради них самих. Уводит такого мшелоимство в сторону от пути в Царство добра и света. 

Это интересно: Греховная «безгрешность»

Как победить страсть к накоплению

Верное средство к лечению любого духовного недомогания также двухчастно, как данные Христом заповеди.  

Чтобы избавиться от греха мшелоимства, необходимо прежде всего покаяться в нем на исповеди. Дальше следует путь борьбы с пагубной привычкой собирания методами культивирования ее противоположностей. 

  • Воспитывайте в себе желание бескорыстно помогать тем, кто нуждается в вашей помощи. Не нужно смотреть далеко, такие люди всегда есть где-то рядом с нами.
  • Не требуйте от Бога ничего для себя взамен благотворительности средствами или временем.
  • Взращивайте милосердие к больным, идите к тем, кто просит, и даже к тем, кто стесняется попросить поддержку, но чье бедственное положение видно без слов.
  • Подавайте милостыню без расчета, не думайте о том, сколько вы потеряете, но верьте, что своим подаянием принимаете внутрь духовное лекарство от своей духовной немощи.
  • Будьте щедрыми на всякое благое дело. 
  • Расставьте приоритеты правильно. Научитесь без сожаления расставаться с ненужными предметами, подарите их тому, кто беден и нищ. 

Знайте, что Бог не оставит без Своей заботы стремящегося к праведности: 

«Я был молод, и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет» (Пс. 36:25–26). 

Прп. Ефрем Сирин обращает внимание христиан на то, что преданность накоплению и роскоши является нарушением естественных законов, данных Богом, а значит несет в себе угрозу предназначению свыше: 

 «Как болезнь изменяет тело, так и роскошь живущему роскошно не дозволяет замечать, когда нарушены им уставы природы». 

Прп. Лев Оптинский предупреждает: 

«Что же касается вещелюбия и мшелоимства (сиречь излишества различных вещей), то сия немощь, по рассуждению святых отцев, горше и пребедственнее сребролюбия». 

О пагубной мечтательности, заключающей в себе измену Богу, увещевает прп. Паисий Святогорец: 

«Само по себе сердечное пожелание не является злым. Но вещи, пусть даже и не греховные, пленяя частичку моего сердца, уменьшают мою любовь ко Христу. Если я желаю получить что-то полезное, например, книгу, и это полезное пленяет частичку моего сердца, то такое пожелание недобро. Почему книга должна пленять часть моего сердца?». 

Об ошибочных приоритетах, заслоняющих ожидание грядущего Христа, повествует свт. Иоанн Златоуст: 

«Находящие себе удовольствие в неумеренных радостях и забавах, кажется, не знают того, что касается их самих, отягчив свою душу некоторою забывчивостью и даже не ожидая пришествия Господня». 

Свт. Игнатий (Брянчанинов), аскет и ревнитель святоотеческого наследия, обращаясь к тем, кто только вступил на поприще монашеского подвига, указывает: 

 «Новоначальным не должно заводить в келлии мшелоимства, то есть различных предметов прихоти и роскоши. Келейное мшелоимство привлекает к себе ум и сердце новоначального: таким образом, отвлекает их от Бога. Кроме того, оно возбуждает мечтательность, противодействующую преуспеянию духовному».   

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6:24). 

Перечитывая Нагорную проповедь Христа, станем более внимательными к тому, как мы живем. И без сожаления избавимся от тянущего назад материального и душевного хлама, которое не позволяет в полной мере, легко и свободно, идти за Господом в вечные обители. 

Серафим Пересветов 

         Десять заповедей

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Благовещенский собор в Воронеже

Благовещенский собор Московского Кремля

Первая заповедь

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях 

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии