Вкратце о вечных муках грешников в геенне огненной

Вкратце, потому что раскрыть эту тайну более или менее полно невозможно без некоторых предварительных знаний из области метафизики, логики, православного учения о наслаждениях и страданиях. Без этого возможно лишь несколько приоткрыть завесу над сущностью геенны огненной. Впрочем, последняя сама по себе уж и не такая великая тайна, наоборот, геенна вещь достаточно пошлая, что будет видно из дальнейших рассуждений. Но и по самой этимологии сего слова это, вот ведь пошлость, просто мусорная свалка! Правда, с особым мусором. Туда, думаю, сбрасываются все материальные отходы творения Божия, весь тот мусор, который от него остался.

Но вот вопрос: как совместить вечность мучений грешников в геенне с блаженством праведников в Царстве Небесном? Как, мол, могут праведники блаженствовать, зная, что кто-то страдает? Ведь они должны сострадать страдающим грешникам? При этом можно вспомнить преподобного Силуана, точнее, его слова: «Любовь не может этого понести». Правда, эти слова старца относятся к его молитве за грешников, мучающихся в аду, загробная участь которых по молитве праведника, да и вообще, по молитвам других православных христиан может быть изменена в лучшую сторону. Но это не относится к вечным мучениям в геенне. Однако вопрос остается: как же можно совместить вечное блаженство праведников с вечными мучениями грешников?

Некоторым рационалистически мыслящим совместить это никак не удается. А почему? По причине ложности исходной посылки. Если мы, к примеру, примем в качестве исходной посылки, что дважды два равно пяти, то тогда у нас получится, что четыре на четыре равно двадцати пяти и т.д. Так и в данном случае.

Если мы вспомним житие преподобного Силуана, то там как раз и был такой момент, когда старец засомневался, кто будет блаженствовать после смерти, даже попав в рай, если при этом в аду будут страдать другие люди, особенно его родственники. Но дело в том, что любой мало-мальски опытный подвижник легко распознает и поймет, что это сомнение было прилогом диавольским в невидимой брани, чтобы вызвать у о.Силуана уныние и нерадение о собственном спасении.

Ведь диавол, воюя против нас, не всегда внушает нам, скажем, блудные помыслы, но иногда и такие, вроде бы, «хорошие» да «умные» мысли. И если мы примем этот сатанинский прилог, это диавольское духовное «дважды два пять», то в дальнейшем у нас все время и будет получаться диавольское: «четыре умножить на четыре двадцать пять». Духовная логика все время будет хромать. Так и известный старец Паисия оценил сей диавольский прилог, ставящий любовь грешного человека, якобы, выше любви Божией, как хульный помысл.

Но посмотрим и более конкретно, что диавольская хитрость предлагается нам в качестве «сострадания» к грешникам, вечно мучающимся в геенне огненной. Ведь сострадание, которое происходит у нас от любви к ближним, бывает разное (как и сама эта любовь), зависящее от рода страдания. К примеру, естественные страдания (болезни, лишения и т.п.) людей вызывают в нас и естественное сострадание, в первую очередь, состоящее в желание помочь страждущим, особенно если они наши родственники и близкие.

Иное дело страдания сверхъестественные, например, святых мучеников. Конечно, и здесь действует сострадание естественное, когда православные христиане (например, св.вмц.Анастасия Узорешительница) стремились облегчить муки Христовых мучеников. Но, по преимуществу, страдания мучеников, как мы это знаем из житий святых, вызывают сверхъестественное сострадание, состоящее в радости за страдальцев Божиих, души которых по их мученической смерти беспрепятственно восходят в рай. А также порождают у других христиан и даже не христиан святое желание самим стяжать венец мученический. Ведь кровь мучеников это семя христианства.

Вышесказанное очень возвышенно, но нам, к сожалению, по порядку повествования далее придется говорить об очень низких и пошлых вещах. Что поделать, я ведь предупредил, что геенна вещь очень пошлая. Итак, есть еще один род страданий противоестественный. Известно психическое заболевание под названием мазохизм, когда больные этим люди желают страдать, получая от сего извращенное наслаждение. Кстати сказать, в интернете, полным-полно этих садомазохистских порно сайтов. Так что, может зайдем туда и будем «сострадать несчастным»?! Очевидно, православный христианин от всей души старается этого не делать. Поскольку такое бесовское «сострадание» это вид блудной страсти, да еще и в извращенной форме.

А теперь вспомним, что является причиной вечных страданий грешников в геенне огненной? Отнюдь не диавол и его ангелы, которые сами в ней страдают (ср.Мф.25,41), а своеволие грешников. О чем я подробно писал в своей прошлой статье «Об аде, геенне и вечных муках». Но своеволие и означает, что грешники идут по своей воле (пока не буду говорить о причине этого странного явления) на эти вечные страдания, т.е., согласно вышесказанному, последние носят противоестественный характер.

Читайте также:  Матерь Божия, подающая В скорбях и печалях Утешение: акафист и история иконы

Поэтому и навеянное бесом желание «сострадать» больше, чем Бог, вечным мучениям грешников представляет собой вид блудной страсти. Причем, блуд в данном случае понимается как в узком, так и в широком смысле этого слова, как блужение, удаление, отпадение от Бога. Вот так из сего бесовского прилога типа «дважды два пять» (желания сострадать вечным мучениям грешников в геенне), получается бесовское «четырежды четыре двадцать пять», т.е. извращенная блудная страсть.

И уж если обыкновенному православному христианину не рекомендуется предаваться такому бесовскому «состраданию», заглядывая на садомазохистские сайты, то тем более святые в Царстве Небесном этим «состраданием» не болеют. Поэтому не надо приписывать им в вечном блаженстве эти и другие болезни, которых там и близко нет.

Маленькое аскетическое замечание. Из всего вышесказанного очевидно, что если человек начнет неумеренно предаваться подобным размышлениям, точнее, бесовским прилогам (которые о.Паисий называет хульными помыслами) типа: «как это Бог попустил вечные мучения», «как праведники блаженствуют в Царстве Небесном, когда грешники вечно мучаются» и т.д. и т.п., это, согласно вышеприведенной духовной логике, вызовет у такового блудную страсть в извращенной форме, в частности, непреодолимое желание заходить на садомазохистские и другие порно сайты.

Здесь также по общей теме сей публикации хочется сказать несколько слов об известном видеоролике, в котором проф.А.И.Осипов выразил «оригинальное» (в прямом и переносном смысле этого слова в кавычках) мнение, что посмертные мучения не являются вечными. Интересна и история появления этого видеоролика. Чрезмерные поклонники проф.Осипова все время требовали от православным каких-то документальных доказательств того, что их кумир иногда высказывает не православные мнения. Наконец, такое документальное доказательство в виде сего видеоролика было предъявлено.

В ответ последовали заявления осиповцев, что оно, якобы, взято из интернет-помойки и т.д. и т.п. Короче говоря, как в том известном анекдоте, когда жена постоянно обманывает своего слишком доверчивого супруга, постоянно наставляя ему рога. Муж все время обнаруживает доказательства ее измен, даже время от времени находя ее голых любовников то в шкафу, то под кроватью, но каждый раз жена убеждает своего дуралея, что это водопроводчик, электрик и т.д. Наконец, наступает кульминация: муж, как и водится по закону жанра, неожиданно приехав из командировки, застает свою жену в кровати в объятиях любовника. На что жена, ничуть не растерявшись, и продолжая свое приятное занятие, нагло заявляет ему: «Так кому же ты будешь верить, мне или своим бесстыжим глазам?!».

Но вернемся к вышеупомянутому видеоролику, оценив его православным взглядом. И если этот взгляд кому-то покажется «бесстыжим», сквозь слезы посмеемся такому анекдотическому продолжению. Итак, в данном видео ясно видно, как А.И.Осипов высказывает мнение, что страдания грешников не будут вечными.

Если бы мы жили лет так двести или триста назад, на этом все можно было бы закончить. Поскольку такое мнение явно противоречит словам Господа нашего Иисуса Христа о вечности мучений грешников в геенне (ср.Мф.25,46) и другим подобным местам Св.Писания. А также вероопределениям V Вселенского Собора, осудившего еретика Оригена, в частности, и за его мнение о том, что когда-то эти страдания прекратятся. Повторяю, лет 200-300 назад на этом можно было бы закончить. Поскольку у православных нет обычая доказывать то, что сказано Господом или утверждено Вселенскими Соборами, ибо это Истина, так сказать, в последней Инстанции.

Но в наше время, когда православие почти никому не нужно, все и почти всем приходится доказывать даже совершенно очевидные и прописные истины Православия. Тем более, что Алексей Ильич ссылается на святых отцов, которые, якобы, подтверждают его мнение.

В действительности, из всех названных им святых лишь святитель Григорий Нисский высказывал подобное мнение. Которое, однако, было осуждено Православной Церковью, поэтому он от него отказался. Почему почитается и святым, и учителем Церкви. Что касается других святых, то здесь, уж не знаю, или по незнанию, т.е. по некомпетентности, или по лукавству, Осипов делает хитрую (для почти полностью неграмотных в православии христиан) подмену, когда, к примеру, из Пасхального слова св.Иоанна Златоуста цитирует то его место, где говорится о не вечности ада. О чем говорят и другие святые.

Разумеется, ад не вечен! Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов об этом говорит еще лучше: что в конце веков «и смерть и ад повержены в озеро огненное» (Откр.20,14). Согласно православному вероучению, адские муки не являются вечными. В конце веков, после Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа все мертвые воскреснут, а ад будет упразднен, и временные мучения грешников прекратятся.

Но затем будет Страшный Суд, после которого праведники наследуют вечное блаженство в Царстве Небесном, а грешники будут определены уже не на временные, а на вечные мучения в геенне огненной. Эти мучения, как учит Православная Церковь, будут неизмеримо страшнее адских не только в силу своей вечности, но и потому, что в аду мучается только душа человека, а в геенне будут страдать и душа, и тело.

Думаю, геенские мучения неизмеримо страшнее адских еще и потому, что последние ограничены действием мздовоздаяния Божия за грехи. А в геенне мучения не ограничены ничем, ибо своеволие человеческое, которое их вызывает, не знает границ. Обо всем этом я также говорил в своей уже упоминавшийся статье «Об аде, геенне и вечных муках».

Интересен еще один момент из видео выступления проф.А.И.Осипова. Он понимает, что нравственные последствия его учения о «временности страданий грешников» ужасны. Поскольку (о чем говорили святые отцы, осуждая это учение Оригена) оно делает христианина нерадивым в деле спасения души. Ведь если загробные страдания временны, то чего мне бояться греха, который так «сладок» для грешника! Все равно я рано или поздно «спасусь». Посему буду грешить!

Алексей Ильич эту логику понимает, поэтому делает эфемерную попытку напугать грешника временными адскими страданиями. Так он приводит пример, который должен показать, что и временные страдания страшны: «Если, мол, человек согласится за триллион евриков попасть руки садиста всего на один час, то и через пять минут для него это станет невыносимым, и он будет просить пощады».

Но, повторяю, это очень эфемерный аргумент. Во-первых, потому, что им пренебрегли святые отцы, когда обличали эту Оригенову ересь. Как же это святые отцы, обличая Оригена за его учение, делающее нас нерадивыми в деле спасения, вслед за проф.Осиповым не обратили внимание на, что, как он мнит, «и временных, адских мук достаточно для того, чтобы внушить нам страх Божий»?!

И не случайно святые отцы не приняли этот аргумент. Дело в том, что, во-вторых, как сам последний, так и, особенно, пример, на котором он построен, просто не корректны, поскольку абсолютно не соответствуют действительности. Ведь, к примеру, на уже упоминавшихся садомазохистских порно сайтах соответствующие модели и просто любители отдаются в руки самых настоящих садистов не за триллион, миллиард или, даже, миллион евро, а за гораздо меньшие деньги (а любители, вероятно, и бесплатно). И отдаются не на один час, а на гораздо большее время, поскольку это работа моделей и хобби любителей.

Причем, как свидетельствуют очевидцы, все они испытывают там самые настоящие, иногда ужасные страдания, вплоть до серьезного членовредительства. И точно также поступают все грешники, поскольку за деньги или мимолетные наслаждения не боятся терпеть временные муки. Так сладострастный блудник не боится за это получить плохую болезнь или даже СПИД; пьяница болезнь печени, а чревоугодник желудка. А за деньги множество людей готовы терпеть не только болезни, но иногда отдают и жизнь, ибо, как поет известный персонаж: «Люди гибнут за металл».

Что поделать, природа падшего человечества, особенно в наше время, очень уж испорчена, в погоне за наслаждениями и стяжаниями он явно не боится временных страданий. Поэтому дай ему «палец» в виде обещания не вечности загробных мук, он и всю «руку» (в виде полного нерадения о своем спасении) «откусит». Вот и весь сказ.

Правда, надо сказать еще и то, что современный христианин, зачастую не располагающий многими духовными средствами ко спасению, в частности, не полагающий православно в основу своего спасения догмат Искупления, весьма часто падает на своем духовном пути. И после этих многочисленных грехопадений впадает в уныние и даже иногда отчаивается в своем спасении. Таковой, конечно, будет охотно верить лжеучениям о конечности загробных мучений грешников, поскольку это, как ему кажется, предохраняет его от отчаяния.

Что на это сказать?! Есть многие пути, которые кажутся человеку благими, но конец их на дне адовом и геенском.

Протоиерей Георгий Городенцев

Читайте также:  Благовещенский собор Московского Кремля

Похожие статьи

Критика ложных мнений о конечности вечных геенских мук

Критика мнения профессора Алексея Осипова о «двух линиях»

Что такое геенна огненная?

Что такое геенна огненная?!

Если Бог – «только любовь»…

Об аде, геенне и вечных муках

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии