Всегда радуйтесь! Полезно ли читать акафисты на каждый день недели?

Ведя свое происхождение от одного богослужебного произведения, эти радостные гимны впоследствии стали частью молитвенного правила многих иноков и мирян. Однако за богослужением они поются нечасто.

Значение

Название гимнов означает «неседальные», то есть поемые или читаемые строго стоя.

Считается, что первым песнопением такого рода был так называемый Великий, обращенный к Матери Божией. Создан он был, по мнению большинства церковных историков, в VI в., а автором гимна, скорее всего, являлся прп. Роман Сладкопевец. Наличие в его содержании множества песней, посвященных Благовещению и Рождеству Христову говорит о том, что первоначально это произведение предназначалось для пения во дни этих церковных торжеств. Однако случилось иначе:

7Августа626 годаКогда          столицу        Византии       осадили     племена     аваров,    славян,   и   их    союзников,   по    стенам    города пронесли    крестным  ходом     икону     Пречистой     с     пением,    как     говорят,   именно       этого        песнопения.

Случилось необъяснимое: вражеский флот разметал налетевший шторм, после чего противники со стыдом бежали. Так в богослужебном употреблении появилось это песнопение Богоматери, долгое время бывшее единственным.

Лишь к спустя несколько веков слово стало означать не один гимн, а целый жанр церковных произведений, написанных по образцу первого, Великого.

Среди них:

  • посвященный Христу, ныне также известный с наименованием «Акафист Иисусу Сладчайшему»; самая старая известная рукопись произведения относится к XIII в.
  • семь гимнов патр. Исидора Константинопольского (XIV в), посвященные праздникам и святым;
  • 2 песнопения принадлежат патр. Филофею Коккину, они также относятся к XIV в.: в честь всех святых и Воскресения Христова.

Интересный фактСчитается, что последний из гимнов такого рода, появившихся до падения Константинополя (1453 г.) посвящен ап. Иоанну. Автором его считается тезоименитый Апостолу брат свт. Марка Эфесского, Иоанн Евгеник.

Читайте также:  Значение иконы святых Петра и Февронии и в чем она помогает

В России

С середины XV в. у греков этот жанр начинает угасать. А вот в Русской Церкви он, напротив, обрел популярность. Более того, акафист распространяется среди иночества. Монахи поют гимны ежедневно. Так впервые появляются их сборники, где дано расписание гимнов по дням седмицы.

Впрочем, до XVI в. на Руси известны только песнопения, переведенные с греческого. А вот около 1522 г. белорусский духовный писатель, издатель, Франциск Скорина создает оригинальные акафисты Христу и св. Иоанну Предтече, написанные по образцу песнопений «кир Исидора» Константинопольского. С XVII в. появляются гимны, посвященные русским святым, чаще всего – прп. Сергию Радонежскому. Считается, что первый из них написан духовным писателем, князем С.И.Шаховским.

Особый расцвет переживает церковный жанр в XVIII-XIX вв., когда акафисты пишут духовные лица, миряне. К 1901 г. только изданных песнопений насчитывалось 157 при почти 300 текстах, не одобренных к церковному употреблению. Немало гимнов появилось во время гонений советского времени. Теперь они, при закрытии большинства храмов, стали частью келейного молитвенного правила многих православных.

Структура гимна

Все акафисты написаны по образцу Великого, состоящего из 24 кондаков и икосов. Именно столько букв в греческой азбуке. С каждой из них, по порядку, начиналось каждое песнопение. В переводных текстах это правило, конечно, не соблюдается, хотя число песнопений осталось прежним.

Прп. Роман Сладкопевец

Названия частей акафиста – греческие. Кондаком изначально называли свиток или палочку, на которую его наматывали для удобства. Поэтому многие предполагают, что кондаки во времена ранней Византии были существенно больше, чем нынешние. «Икос» переводится как «дом».

Каждая пара кондак – икос объединена общей темой. Но первый раскрывает ее содержание кратко, а второй – более пространно. Икос всегда состоит из 12 «хайретизмов» («хайре» «радуйся»), посвященных святому или празднику.

Завершается гимн еще одним особым кондаком, содержащим сугубое моление Христу, Богородице или угоднику Божию, после чего повторяется сначала 1 икос, затем 1 кондак. В заключение читается молитва.

Читайте также:  В чем суть теории креационизма

При каких ситуациях читаются?

Большинство этих песнопений за богослужением не употребляется, их читают обычно келейно. Чаще это – принадлежность праздничных дней. Они помогают лучше почувствовать содержание переживаемого события, выразить словами моления свою радость.

Но, хотя рефреном песнопения почти всегда является возглас «радуйся», есть гимны, употребляемые по особым дням, с радостью не связанным:

  • акафист Страстям Христовым произносится на особых великопостных службах – Пассиях;
  • акафист об усопших многие включают в свое молитвенное правило на дни их памяти;
  • гимны святым песнословят не только во дни празднования им, но также с целью попросить у Христова избранника исцеления болезни, помощи, духовной поддержки.

По каким дням седмицы и кому читают тексты песнопений?

Строй церковного богослужения предполагает сугубое моление тем или иным святым, а также Ангелам, Богородице, Христу, в каждый день седмицы. Кроме того, по субботам поминаются усопшие в ознаменование Сошествия во ад Христа, которое совершилось по Его крестной смерти. Два дня посвящены воспоминанию событий предательства Иуды (среда) и Распятия (пятница). Сообразно с этим, дома акафисты обычно читаются следующим порядком:

  • воскресенье – «малая Пасха», так что оно начинается с акафиста Воскресению, иногда – ко Причащению, если верующий собирается приступить к таинству;
  • по понедельникам – арх. Михаилу, Ангелу Хранителю; этот день чтят монашествующие, ибо Ангелы, по слову св. отцов, «свет монахам»;
  • во вторник воспоминается св. Иоанн Предтеча;
  • в среду читаются акафисты Иисусу Сладчайшему, Богородице;
  • четверг – день особого поминовения свт. Николая Мирликийского, а также апостолов; особенно свв. Петра и Павла;
  • пятница – воспоминание Распятия Господа; поэтому на этот день приходятся песнопения Кресту, Страстям Христовым;
  • по субботам традиционно читаются акафисты Всем Святым, о упокоении усопших; некоторые сборники помещают на этот день также акафист Богородице.

Можно ли совершать ежедневное чтение?

Русские иноки часто повторяли, что «келия устава не имать», то есть домашнее молитвенное правило – личное дело самого верующего. Впрочем, существует мнение, что акафисты неуместны во время постов из-за радостного их настроя. Вот что думают об этом священники.

Читайте также:  Для чего духовенство носит митру

Иерей Константин Пархоменко: «Думаю, это предрассудок. Мы помним, что именно в посту совершается служба Акафиста Пресвятой Богородице. Интересно, что у нас этот акафист поют лишь один раз (на пятой седмице), а греки еженедельно. То есть, например, у греков именно пост считается самым приоритетным временем для Акафистов. Не вижу логики запрещать чтение и пение Акафистов. Ладно, не будем петь в храме, где по преимуществу в дни Поста исполняются покаянные песнопения, но дома читать Акафисты считаю возможным». Прот. Николай Агафонов: «Акафист — это не уставная служба. Об акафистах в пост в Уставе ничего не сказано. Чтение акафистов — это просто благочестивый обычай. Некоторые думают: раз в церкви в Великий Пост акафисты не читают, то и дома читать нельзя. Но это не так».

Одни из этих песнопений написаны великими Божиими угодниками, иные – простыми мирянами. Произносимые нами, они – приобщение к опыту Церкви, состоящей из таких разных, но любящих Бога людей.

Наталья Сазонова

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Акафист, канон и молитва «Геронтиссе»

Все святые Андреи в православном календаре

Апостол Андрей Первозванный

Библейские пророки

Частица старой Москвы – храм святых Петра и Павла на Новой Басманной

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии