Житие святого Серафима, Саровского чудотворца

Молитвенник земли Русской: краткая биография преподобного

Прп. Серафим Саровский

XVIII век с балами и ярмарками подходил к концу, наступал следующий, на троне менялись цари, бульварные газетки писали о модах и дуэлях, втиралась в доверие русскому сердцу гуманистическая западная либеральная мысль, охлаждалась русская душа к вере, надвигались войны и революции. В это время в глухом тамбовском лесу на камне с воздетыми руками стоял день и ночь монах, приклоняя Божию милость к земле русской.

Через сто лет «Пасху запели посреди лета», мощи этого монаха поднял Божий Помазанник. Их встреча стала предвестницей страшных бурь на нашей земле, теперь оба они – Царь-мученик и убогий Серафим – оба молят Бога за Россию, стучат молитвой в наши души, призывая заблудших к покаянию.

  • Родился: 19 июля (1 августа по новому стилю) 1754 г., Курск.
  • Умер: 2 января (15 января по новому стилю) 1833 г. (78 лет), Свято-Успенская Саровская пустынь.

Прохор Исидорович Мошнин, будущий монах Серафим(1754/9–1833), родом был из Курска. Семья его была обеспеченной, отец Исидор Мошнин был добросовестным и уважаемым строительным подрядчиком, принимал заказы на строительство разных зданий, в т.ч. и храмов. Мать Агафия, занималась домом и детьми, которых было трое, Прохор младший из них. Считается, что Прохор был рожден в 1759г., однако, более поздние записи свидетельствуют о его рождении в 1754 году 19 июля (1 августа по нов. ст.).

Благополучная жизнь скоро кончилась, Агафии Фотиевне пришлось взвалить на плечи все заботы и о детях, и о хозяйстве, и о стройках – глава семьи Исидор Мошнин скончался совсем молодым еще человеком – в 43 года. Вдова была вынуждена сама контролировать ведение работ по подрядам и часто брала с собой на стройку младшего сына – Прохора.

Чудесное спасение после падения с колокольни

Однажды при осмотре верхнего яруса недостроенной колокольни, мальчик, отпустив руку матери и неосторожно шагнув на незакрепленный край доски, вдруг провалился с лесов вниз. Что было с матерью! Она через ступеньку летела вниз.

А добежав, в изумлении и радости обрела дитя живым, стоящим на ногах и улыбающимся, словно на ангельских крыльях спустившимся с огромной высоты без единой царапины. Это было первое чудо, припомнившееся матери, когда возросший сын стал просить ее о благословении на иноческий путь. Вспомнила она, что пролетело в ее голове, пока она бежала тогда по лестнице вниз: «Господи, все что угодно, только бы был жив!».

А еще пришла на ум памятная встреча на улице с жившим тогда в Курске юродивым, который указав на младшего сына, сказал Агафии: «Блаженна ты, вдовица, что у тебя такое детище, которое со временем будет крепким предстателем пред Святой Троицею и горячим молитвенником за весь мир!».

И еще чудо было в детские годы Прохора, которое помнила мать и, которое вспоминал потом сам Серафим, свидетельствуя о явленной благодати от Божией Матери. Когда маленький Проша заболел, мать долго молилась над ним и, будучи на грани отчаяния, была потрясена рассказом пробудившегося сына о том, что во сне к нему пришла Богородица и сказала, что он будет исцелен от болезни.

И в этот день случилось чудо – грянул гром, заходили тучи, и крестный ход с иконой Курской Коренной Божией Матери, шедший по городу, вдруг свернул под дождем для близости через проходной двор, где жила семья. Мать тут же вынесла дитя под благословение к иконе Божией Матери и болезнь отступила.

Выбор жизненного пути был определен для Прохора свыше. Он унаследовал от отца живой ум и деловую смекалку, знал толк в купеческом деле, от матери же приобрел теплоту души и твердое упование на Бога. Юношей, управляясь по хозяйству и, помогая матери, он не выпускал из ума мысль о монашеской жизни. Испросив у родительницы благословение, Прохор с товарищами пошел в Киево-Печерскую Лавру.

Утвердившись окончательно в своем намерении встать на иноческий путь и получив благословение у Печерских старцев, будущий Саровский подвижник отправился к месту своего спасения. По дороге Прохор зашел домой и пробыл некоторое время с матерью, но, после неизбежного расставания, благословленный от матери большим медным крестом, будущий инок оказался в 1778 году в Саровской пустыни.

Послушание в Саровской пустыни молодой насельник исполнял, какое прикажут: был и на общественных работах, и на заготовке дров, и в просфорне работал, и в столярной мастерской, и пономарил. Его смирение, усердие и послушание убеждали наставников – отца Пахомия и отца Иосифа, в том, что это будет монах-подвижник. Прохор все делал с радостью, считая послушание главным делом монаха.

Опытно пройдя путем послушания, позже, став духовником Дивеевских сирот, он наставлял их: «Послушание превыше всего, превыше поста и молитвы! И не только не отказываться, но – бегом бежать нужно на него! Переносить, не смущаясь и не ропща, всякие скорби от собратий: ибо монах – только тот и монах, когда, как лапти, будет всеми отбит и отрепан Первое правило иноку, – на этом все монашество зиждется, – послушание и полное отсечение воли» (Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Священномученик Серафим (Чичагов)).

С первых дней пребывания в монастыре послушнику было послано испытание – не смотря на молодость и от природы крепкое сложение, здоровье Прохора ухудшалось. Через три года водянка окончательно свалила его. Болезнь была так тяжела, что боялись печального исхода, но ропота от болящего не слыхивали.

А однажды, после принятия Святых Христовых Таин, он увидел у своей постели Преблагословенную Владычицу, которая Сама изволила исцелить больного, коснувшись его, и тут же из тела вытекла вода, его отяжелявшая. Царица Небесная рекла: «Сей есть от рода Нашего». После чего монах был здрав, и вскоре сам на этом месте в новой церкви выстрогал престол, освященный позже в честь Зосимы и Савватия Соловецких.

«Возложив руку на плуг», Прохор уже не оглядывался назад.

13Август1786 годаПосле 8 лет пребывания в монастыре он пострижен был в монахи с именем Серафим, что значит «пламенный».

Постригал Серафима настоятель монастыря отец Пахомий, а отцы Иосиф и Исайя были восприемными, с ними на всю жизнь сохранил он святую дружбу.

Видение Серафиму Господа Иисуса Христа в храме

В храме Серафим исполнял службу иеродиакона, а потом столярничал, дрова рубил, все время работал или молился. Господь укреплял его и давал силы. Отцы-наставники все больше убеждались в духоносности молодого монаха.

Однажды на Литургии диакон Серафим замер в Царских вратах с поднятым орарем. Его под руки увели в алтарь совершенно онемевшего и в полном восторге чувств. Позже он рассказал, что видел, как Господь Иисус Христос в облаке Небесных Ангелов прошел по воздуху через храм, благословил служащих и народ, и вошел в образ справа от врат. Свои труды во имя Господа Серафим после этого утроил и в 1793 году получил благодать священнического сана, ему не было тогда и 40 лет.

Икона Серафима Саровского, преподобного

Датировки: XX в. После 1902 года.

Материал: Дерево, ткань, металл, литография

Размеры иконы: высота 22,3 см, ширина 17,7 см

Поясное изображение преподобного Серафима Саровского.

Инв. № ТвМ ВХ 114. &copy Тверской государственный объединенный музей

О внешности отца Серафима известно, что был он «высокого роста, около 2-х аршин и 8-ми вершков (около 1 м 80 см), несмотря на строгое воздержание и подвиги, он имел полное, покрытое приятною белизною, лицо, прямой и острый нос, светло-голубые глаза, весьма выразительные и проницательные; густые брови и светло-русые волосы на голове. Лицо его окаймлялось густою, окладистою бородою, с которою на оконечностях рта соединялись длинные и густые усы.

Он имел мужественное сложение, обладал большими физическими силами…, носил постоянно одну и ту же убогую одежду: белый полотняной балахон, кожаные рукавицы, кожаные бахилы – вроде чулок, поверх которых надевал лапти, и поношенную камилавку. На балахоне висел крест, тот самый, которым благословила его родная мать, отпуская из дома; а за плечами висела сумка, в которой он носил при себе св. Евангелие» (Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Священномученик Серафим (Чичагов)).

Отшельничество Серафима началось через два года после его рукоположения (около 1795г.). От многих трудов в монастыре у подвижника снова открылась болезнь – распухли и кровоточили ноги, но вместо лазарета он отпросился у настоятеля отца Пахомия в пустынную лесную хижину. Крепко возлюбив молитву и возложив упование на Бога, в уединении он нес подвиг строго поста.

Только по воскресеньям и праздникам приходил в обитель на службу, причащался и брал из трапезной немного хлеба, который высушивал. Овощами с огорода возле хижины и этими сухариками питался Серафим, да еще часть их отдавал лесным гостям – зверушкам, прирученным и не боявшимся отшельника.

Прп. Серафим Саровский кормит медведя

По свидетельствам некоторых очевидцев, к лесной избушке монаха приходил медведь и брал из рук старца сухарики – как угощение и благословение. Так когда-то все звери благоговели перед Адамом, видя в нем образ Божий.

После грехопадения звери перестали повиноваться человеку, потому что не видят больше образа Божиего, затемненного в людях грехом и страстями. В Серафиме медведь видел этот Небесный Образ и смирялся перед Ним, был как овечка. Некоторые дивеевские сестры рассказывали, что медведь, служил преподобному, приносил мед в сотах из леса для угощения его гостей.

Некоторые монахи подвизались по двое, для поддержки друг друга, Серафим жил в лесу один. Враг рода человеческого воздвигал на одинокого монаха всяческие нападения и страхования, чтобы удалить его с этого подвига, но ничем не мог смутить святого, ни воем звериным, ни ветрами, подымавшими крышу, ни падающими деревами, проламывающими стены хижины, ни зимними морозами, ни летними комарами.

Нападение разбойников стало новым способом диавола пресечь пламенную пустынную молитву подвижника. Однажды к избушке Серафима пришли три человека (это произошло в 1804г.), рассудившие, что в лесу отшельник прячет деньги. Они напали на Серафима и, хотя он мог бы обороняться, имел силы и топор держал в руках, однако, положил его на землю и не стал сопротивляться нападавшим.

Нападение разбойников на прп. Серафима Саровского

Святой был жестоко избит разбойниками, которые ничего не нашли, конечно, в хижине и бросили израненного умирать. Но Господь сохранил Серафиму жизнь. Он смог добраться до монастыря и проболел там пять месяцев, а потом так и не выпрямился, ходил согбенным.

Голова была проломлена, ребра и грудь перебиты, монахи боялись, что Серафим умрет, так он был плох. Приглашали врачей, но батюшка Серафим не им вверял свою жизнь, он вновь сподобился Божественного посещения. Не оставляла его Пресвятая Богородица, всегда утешая и исцеляя. В этот раз тоже Она пришла к Серафиму, наполнив вместо боли неизреченной радостью и благословив. После этого он пошел на поправку.

По свидетельству самого Серафима, явления Божией Матери были ему в течение жизни 12 раз. Поистине Царица Небесная общалась с ним, как с родным – сей рода Нашего.

А разбойников тех позже отыскали – они были крепостными соседнего помещика. Монастырское начальство, да и сам помещик, собирались строго наказать преступников, но святой просил простить их, отдав суд Богу. Только требование Серафима оставить их и обещание покинуть обитель, если осудят крепостных, спасло последних от каторги. Но Господь наказал обидчиков, скоро у них погорели дома и они сами пришли просить прощения у святого.

Едва оправившись, Серафим снова ушел в свою пустыньку. После кончины Пахомия настоятелем был отец Исайя, он любил приходить к святому отшельнику для духовных бесед. Когда настоятель состарился и не смог исполнять руководство монастырем, братия хотела, чтобы настоятелем стал отец Серафим, но он отказался от почести.

До этого случая также было, когда начальство желало поставить Серафима архимандритом в Алатырской обители, но тогда тоже Серафим упросил отца Исайю отпустить его в пустынь для молитвенного подвига в одиночестве. Он не был руководителем, он был молитвенником.

После смерти отца Исайи в 1806 г. старец Серафим ушел в затвор и принял на себя подвиг молчальничества. Если он встречал кого-то в лесу, то падал на колени и опускал лицо на землю, оставаясь так, пока человек не уходил. Три года жил в лесу Серафим, не выходя к людям, только один послушник приходил раз в неделю или реже из монастыря с сухариками и приносил немного квашеной капусты, но и то, никогда не разговаривал с ним Серафим, а то и вовсе не показывался.

Этот согбенный старец в старом балахоне и стоптанных лаптях на самом деле был воин Христов, он вел борьбу с самим диаволом. Укрепляясь чтением псалмов и отсекая всякие помыслы, вдобавок к отшельничеству, посту и молчанью, он взял на себя еще один подвиг стояние на камне.

Молитву на камне с воздетыми руками, как древние столпники, совершал преподобный Серафим тысячу дней и ночей. Ночью, никем не видимый, скрывая свой подвиг, святой молился на большом камне в лесу (этот камень впоследствии был расколот и разобран как святыня богомольцами), а днем вставал на небольшой камень в келии.

Икона преподобного Серафима Саровского в молении на камне

Сходил с камня он только при изнеможении, для краткого отдыха и еды. Спал Серафим крайне мало, постели не имел, присаживался на колени на малое время или приваливался к стене. Крепкий богатырь, всю жизнь он возносил свой дух над плотью и стал подобен Ангелам.

Интересный фактНазвание столпник (от слова столп или вертикальный камень) в церкви носят некоторые пустынники, подвизавшиеся (молившиеся в уединении) на столпах (на камнях), чтобы от людей удалиться и к небесам приблизиться. К числу их относятся: св. Симеон, сирийский пустынник 4 века(1 сентября), Св. Даниил (11 декабря) родом из Месопотамии 5 век, Св. Алипий (26 ноября) в Адрианополе пафлагонитском стоял на столпе 53 года и умер 118 лет (7 век) и другие.

Пост и подвиги изнурили тело старца, монахи просили его вернуться в монастырь. Серафим провел в пустыне (в лесной глуши) 15 лет и в 1810 г. снова поселился в монастыре уже при новом настоятеле отце Нифонте. Но и в монастыре он продолжал затворничество, жил уединенно, причащался у себя в келии, никуда не выходил, вытесал себе гроб из колоды и поставил в сенях, непрестанно молился.

  • Его молитвенное правило, усвоенное с первых лет монашеской жизни, по примеру Пахомия Великого составляло: Трисвятое и по Отче наш; «Господи, помилуй» – 12. Слава и ныне: приидите, поклонимся – трижды. Псалом 50 «Помилуй мя, Боже», «Верую во единого Бога», Сто молитв: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», «Достойно есть» и отпуст. Но такие молитвы необходимо было творить каждый час двенадцать днём и двенадцать ночью. А еще Псалтирь и Евангелие.

За неделю Серафим на молитве прочитывал весь Новый Завет. Как он говорил: «Чрез это не только душа моя, но и самое тело услаждается и оживотворяется оттого, что я беседую с Господом, содержу в памяти моей жизнь и страдание Его, и день и ночь славословлю, хвалю и благодарю Искупителя моего за все Его милости, изливаемые к роду человеческому и ко мне, недостойному». К молитвам он прибавлял пост – по средам и пятницам – без еды, ношение вериг (общим весом более 15 кг).

  • Как-то у порога затворника стоял и стучал к нему приезжий епископ Иона, но Серафим, не изменил своему правилу затвора даже для него. Однако чудным образом уже на следующий день двери каморки отворились, и это не причуды, святым руководила Божия Воля. Сам он говорил, что к нему вновь пришла Владычица Небесная и приказала приоткрыть затвор и помогать людям. По воле Богородицы Серафим встал на путь старчества.

Старчество и дар прозорливости – это плоды молитвенного делания святого отшельника и благословение Богородицы. Старец Серафим принимал посетителей 15 лет, находясь безвыходно в своей келии, окончательно он вышел из затвора только после 1825 года.

У себя в хижине старец усаживал гостя на чурбачок, а сам садился прямо на землю или на порог, больше сесть было не на что. Выслушав нужду, давал советы, помазывал маслицем от лампадки, давал выпить святой Агиасмы и вкусить антидора, или наливал ложечку вина – в этом и было все целительство. Но человек, придя больным, уходил здоровым и с радостью, как на крыльях. Серафим всем наказывал молиться Богу, Он Спаситель и Целитель наш.

Прп. Серафим Саровский.1 860-1870-е годы. Неизвестный художник. Холст, масло.

При недостатке времени из-за забот, мирским людям Серафим советовал такое правило: «Вставши от сна, всякий христианин, став пред св. иконами, пусть прочитает молитву Господню: Отче наш – трижды; в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице: Богородице Дево, радуйся – также трижды и, наконец, Символ веры: Верую во единаго Бога – единожды. Совершив это правило, всякий христианин пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван.

Во время же работы дома или на пути куда-нибудь пусть читает тихо: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго или грешную. Перед обедом снова повторить указанное правило и потом в остаток дня про себя молиться: Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго. На ночь снова то же правило – Отче наш, Богородица и Верую».

Святой Серафим любил людей, жалел, молился за них, всех встречал и провожал радостным восклицанием Христос Воскресе. Всех встречал равно – и богача и бедняка, всех видел старец насквозь, с особенной любовью молился за раскаявшихся. Никого не укорял, но некоторым строго указывал на грехи, пробуждал совесть. Ежедневно к его келии стекались сотни людей, обласканные старцем, они уходили в слезах просветления, наполненные любовью и верой.

Молитвенное правило отца Серафима было не таким кратким, как он научил мирян, он за всех молился, и поминовение было такое длинное, что, не имея возможности произнести все имена, он зажигал за всех свечи перед образом Богородицы. Монахи сетовали – как бы не было пожара. А Серафим утешал, что пока он жив – пожара не будет, но смерть его откроется пожаром. Пророчество сбылось.

Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Забота о Дивеевской обители стала обязанностью отца Серафима еще со времен отца Пахомия и матушки Александры – первоначальницы женской общины. Ими было заповедно отцу Серафиму еще в 1789 году всегда смотреть за нуждами сестер. Земной Ангел Серафим всю жизнь помогал, окормлял, наставлял их, посылал деньги, воск, свечи, мед, все потребное малой девичьей общине. Всегда молился за сестер и давал духовные советы.

Снисходительный Серафим не укорял монашенок за смех: «Веселость – не грех, матушка: она отгоняет усталость: а от усталости ведь уныние бывает, и хуже его нет». Строгий постник, сестрам он всегда давал утешительное наставление о пище – кушать, не стесняясь сколько захочется, даже позволял брать кусочек хлеба и под подушку, чтобы только не унывать и быть послушными.

За попечение о Дивеевских сиротах враг делал батюшке Серафиму разные скорби – братия Саровская недолюбливала этого его попечения, даже доносы были, и указ из консистории присылали о расследовании.

Для отдыха от суеты отец Серафим уходил из своей келейки в лес за две версты на родник. В свою старую дальнюю пустынь трудно ему было дойти с больными ногами, а здесь было место поближе. Тут недалеко от монастыря он сподобился новой встречи с Богородицей.

Мотовилов Н.А. так рассказал об этой встрече Серафима 25 ноября 1825 года: «пробираясь по обычаю сквозь чащи леса по берегу реки Саровки к своей дальней пустыньке, увидал он ниже того места, где был Богословский колодезь, и почти близ берега реки Саровки Божию Матерь, явившуюся ему тут, а дальше и позади Ее на пригорке двух апостолов: Петра Верховного апостола и евангелиста Иоанна Богослова. И Божия Матерь ударила землю жезлом так, что вскипел из земли источник фонтаном светлой воды».

На том месте, где стояла Божия Матерь, Серафим ископал колодец, вода в нем была святой и целебной, называется источник Серафима Саровского (существует и в настоящее время).

Божия Матерь дала отцу Серафиму подробное указание об устройстве новой Дивеевской сестринской обители Четвертого Ее удела на земле. Сама Небесная Владычица указала место монастыря, повелела обнести его рвом и насыпью, повелела поставить храм с престолами Рождеству Христову и Богородицы, и построить рядом мельницу для обеспечения монастырского дохода, установила новый устав обители, чтоб в нее принимали только девиц.

Серафим Саровский. явление Божьей Матери на Канавке.

Сама Она обещалась неотступно быть с сестрами и батюшке Серафиму повелела устроить девичий монастырь и не оставлять попечения о сиротах, что он и исполнил с помощью своего ученика Михаила Васильевича Мантурова. Сохраняется свидетельство Серафима о том, что все сестры Дивеевской обители будут спасены, кроме трех.

«Я, убогий, упросил о вас Божию Матерь и не только о вас, но по всех, любящих меня, и о тех, кто служил мне и моё слово исполнял; кто трудился для меня, кто обитель мою любит, а кольми паче вас не оставлю и не забуду. Я отец ваш, попекусь о вас и в сём веке, и в будущем; и кто в моей пустыне жить будет, всех не оставлю, и роды ваши не оставлены будут. Вот, какой радости Господь сподобил нас, зачем нам унывать!»

Незадолго до смерти Пресвятая Богородица известила Серафима: «Скоро, любимиче Мой, будешь с Нами!».

1 января 1833 года он последний раз причастился в храме, силы уже оставляли его, но он был спокоен. После службы, прощаясь, сказал всем: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся».

Вечером слышали, что старец пел в келии пасхальные песнопения. Рано утром заметили дым над кельей и стали стучать к нему, когда вошли – огня не было, только тлели книги и вещи от упавшей свечи, а старец стоял на коленях перед иконой Божией Матери Умиление и был уже мертв.

Простой народ почитал старца Серафима, как Божиего угодника и чудотворца уже при его жизни. Есть свидетельства, что в последние годы к нему ежедневно притекало по тысяче, бывало и до двух тысяч народа больных, расслабленных, нуждающихся в совете и утешении.

Интересный фактЭто не очень нравилось начальству, но инспекции и проверки жизни старца заканчивались часто исповедью самих начальников и проверяющих. Как-то один генерал так расплакался в келье батюшки, что все кресты с него свалились и фуражку уронил.

После кончины святого паломничество к его могиле и местам молитв усилилось, были исцеления, зафиксированные в церковных книгах.

Серафим Саровский, преподобный

Датировки: XX в. Начало ХХ в.

Иконописная школа или художественный центр:

Россия

Материал: Дерево, темпера

Размеры иконы: высота 22 см, ширина 17,5 см

В среднике иконы представлено поясное изображение святого.

Свидетельства очевидцев о том, что по молитве Серафима воскресали умершие, о том, что видели его молившимся над землей, и о других чудесах записал Н.А.Мотовилов, сам исцеленный старцем. Записал он также беседы с преподобным о цели христианской жизни и его духовные наставления. Святой Серафим говорил, что «в стяжании Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божиего».

В беседах своих он любил повторять: «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя». С ним произошло именно это святой приобрел навсегда в душу свою Святой Дух Божий, он воочию показывал действие Святого Духа в нем Мотовилову Н.А., просветляясь изнутри так, что в каморке все озарялось светом от его лица. Стяжав себе Святой Дух, Серафим спасает тысячи своими молитвами.

Наказ Серафима: «Укоряют — не укоряй. Гонят — терпи. Хулят — хвали. Осуждай сам себя — так Бог не осудит. Покоряй волю свою воле Господней. Никогда не льсти. Познавай в себе добро и зло: блажен человек, который знает это. Люби ближнего твоего — ближний твой плоть твоя. Если по плоти поживешь, то и душу и плоть погубишь. А если по-Божьему, то обоих спасешь» (Всемирный светильник Преподобный Серафим Саровский. Митрополит Вениамин (Федченков)).

Как при жизни некоторые саровцы недолюбливали Серафима, так и при канонизации были противники. Но все решила резолюция Государя Николая II на документах синодальной комиссии о житии, смерти и мощах всероссийского батюшки: «Прочел с чувством истинной радости и глубокого умиления».

Торжественная процессия с мощами преподобного Серафима Саровского, возглавляемая императором Николаем II. 1903

1Август1903 годаВ Сарове состоялось прославление с участием Императорской семьи и при большом стечении народа – до 300 тыс. паломников. Когда подняли честные останки и переложили в новый гроб, мощи святого благоухали. Зафиксированы были случаи исцеления у мощей.

Дни памяти преподобного Серафима празднуются 1 августа и 15 января.

После революции сбылось предсказание старца: «Придет время, и мои сиротки в Рождественские ворота, как горох, посыплются».

На праздник Рождества Богородицы в 1927 г. Дивеевская обитель была упразднена, а монахини разогнаны. Мощи находились в Сарове, но в 1920г. монастырь там закрыли, мощи были вскрыты большевистскими властями, затем их вывезли в Ардатов, а потом вообще в неизвестном направлении.

В конце 1990 г. в запасниках музея истории религии, который находился в Ленинграде в Казанском соборе (собор тогда не действовал, был только музеем), были найдены неизвестные останки. После изучения комиссия, во главе с епископом Евгением Тамбовским (Жданом) и епископом Арсением (Епифановым) установила, что эти останки – мощи святого Серафима Саровского чудотворца.

Уже в феврале 1991 года мощи Серафима Саровского были открыты для поклонения в Москве в Богоявленском соборе. Летом того же года мощи крестным ходом, с остановками по всем городам, были перенесены из Москвы в Дивеево.

Рака с мощами преподобного Серафима Саровского в Дивеево

30 июля 1991 года исполнилось предсказание батюшки, что телом после смерти он будет пребывать не в Сарове, а в любимой сестринской обители – Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре.

Адрес монастыря: Россия, Нижегородская область, село Дивеево, т: +7 83134 4‑34-45

Прижизненный портрет преподобного Серафима Саровского

Известно несколько прижизненных портретов святого старца, сделанных почитателями при жизни. Эти портреты задолго до канонизации использовали уже как иконы. Наиболее известным прижизненным изображением святого является портрет Иосифа (Серебрякова) писанный с натуры около 1828 года, за пять лет до кончины старца.

Прижизненный портрет иконного типа только без нимба, на нем святой Серафим в овале на сером фоне «в мантии, епитрахили и поручах, как он приступал к причастию Святых Тайн,…лицо представлено бледным, удрученным от трудов; волосы и на голове, и на бороде густые, но не длинные и все седые. Правая рука положена на епитрахили у груди».

После 1903г. портрет переписывали уже как икону. Есть и другие прижизненные изображения, ставшие потом иконографическими образцами: во весь рост, согбенно опираясь на посох, в полумантии и куколе, с полотенцем на поясе, или в белом балахоне и черной скуфье, с четками-лестовкой, с кротким взором голубых глаз.

Художницы Дивеевской обители также разнообразили иконографию, в особенности после прославления старца – появилась икона молящегося на коленях преподобного, изображение с иконой «Умиление», и другие. На иконах переданы реальные черты святого, в особенности его добрых лучистых глаз.

Особую любовь у верующих снискала икона преподобного Серафима с медведем, на которой он кормит дикого зверя хлебом. Этот сюжет заимствован из жития святого, к которому действительно приходил дикий медведь из леса, а старец делился с ним своим пропитанием.

К преподобному Серафиму Саровскому, чудотворцу обращаются за разрешением различных недоумений. Просят его помощи в трудных житейских обстоятельствах. Особенно надо бежать к батюшке, если уже руки опускаются, близок к отчаянному равнодушию или безразличному отчаянию. Уныние – грех, надо молиться преподобному и не унывать.

О чем еще можно просить святого? По молитвам батюшки Серафима определяется путь человека – монашество или семья. После молитв и исповеди у святых мощей проходят тяжкие болезни. Хорошо «разбирается» батюшка в бизнесе, стоит поехать к нему в Дивеево, припасть, как к живому и посоветоваться – оставить дело, зашедшее в тупик, или нет? Может, стоит все начать сначала? Может, стоит начать с помощи Серафимовой обители? Помните: «кто обидит моих сирот – того Бог накажет, а кто поможет им, того Господь не оставит ни в сем веке, ни в будущем».

Прп. Серафим Саровский, чудотворец

В Дивееве постоянно слышишь, если пытаешься с кем-то посоветоваться, в ответ: «Так, спроси у батюшки!». Это значит – иди к мощам, вставай перед святым на колени и говори, спрашивай, молись. Общение с великим молитвенником и его отзыв здесь знает каждый.

И среди читателей, конечно, есть те, кто уже на себе испробовал молитву к батюшке Серафиму, их убеждать в том, что он чудотворец не надо, а тем, кто еще не пробовал – идите в ближайший храм, ищите икону преподобного Серафима и говорите ему, что наболело. Искренне, с любовью и верой. Приди и убедись.

Приведем пример одного удивительного случая, произошедшего в наши дни по молитвам к батюшке Серафиму:

Павел (г. Ярославль)

Я был в Чечне. Меня контузило, практически потерял слух. Дали инвалидность — копейки. Работу для слабослышащих найти толком не мог, денег не было, будущего тоже. У меня только мама, больная. Решил просить милостыню. Сначала было стыдно, потом привык. Стоял, где обычно, смотрел в землю, был день белый — осень, дождик.

Подошла женщина в чёрном, монашка. Говорит: «Что ты такой молодой побираешься?». Это я по губам прочёл, потому что почти уже не слышал, да ещё на улице машины, шум. Я говорю: «Я не слышу». Она отвечает: «Пойдём, я тебя отведу, будешь слышать». И повела в церковь. Подвела к иконе Серафима Саровского и показывает: молись. А я не умею. Она показывает: молись, как умеешь.

Я стал креститься и про себя говорить, чтобы он мне помог, чтобы я начал слышать, чтобы появилась работа, чтобы жизнь как-то наладилась. И тут мне уши словно ватой заложило, а голова стала как банка с водой. Я пошёл домой и лёг спать. А утром проснулся оттого, что часы очень громко тикают — мешают. Я сначала на них рассердился, а потом понял: я же их не слышал никогда, а теперь слышу.

Пошёл к матери, говорю: «Скажи мне что-нибудь». Она кричит: «Доброе утро!». Я говорю: «Ты потише скажи». Она обычным голосом говорит: «А что такое?». Я спрашиваю: «А шёпотом можешь?». Она рассердилась, шипит на меня: «Чего надо-то тебе?». И тут я понял, что слышу! А через неделю у меня уже и работа была. Так жизнь и наладилась.

Книги о преподобном

В начале 19-го века была издана книга Духовные наставления инокам и мирянам с духовными поучениями прп. Серафима о христианской жизни. Книга много раз переиздавалась и частично дополнялась, оставаясь одним из любимых чтений почитателей старца.

Знаменитые поучения святого о стяжании Духа Святого собраны в Беседах преподобного Серафима с Николаем Александровичем Мотовиловым (1809-1879) о цели христианской жизни:

Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божиего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святаго Духа Божиего. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святаго Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: «всяк, иже не собирает со Мною, той расточает» (Мф. 12: 30; Лк. 11: 23).

О самом прп. Серафиме было написано много книг, как житийного характера, так и научно-исследовательского:

  • Прекрасное жизнеописание преподобного составил митрополит Вениамин (Федченков), его книга называется «Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский».
  • Замечательная, очень выверенная биография Серафим Саровский составлена современным исследователем Валентином Степашкиным.
  • Наиболее значимым трудом по исследованию жития прп. Серафима стала книга сщмч. Серафима (Чичагова) Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря.

Глядя на икону мы видим, как святой Серафим стоит на камне и воздевает руки к небу в молитве. Этому добрейшему, милостивому, чуткому, радостному святому дана особая благодать – быть молитвенным заступником за Россию, наш народ и Церковь перед Господом. И в этом наша надежда… Не будем унывать!

Автор: Ирина Нечаева

Молитва

Молитва преподобному Серафиму Саровскому

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любы твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Тем же и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже беспреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь.

Ина молитва преподобному Серафиму Саровскому

О великий угодниче Божий, преподобне и богоносне отче наш Серафиме! Призри от Горния славы на нас, смиренных и немощных, обремененных грехми многими, твоея помощи и утешения просящих. Приникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохранити, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойным быти твоего о нас молитвенного к Богу предстательства. Ей, святче Божий, услыши нас, молящихся тебе с верою и любовию, и не презри нас, требующих твоего заступления; ныне и в час кончины нашея помози нам и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладают нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския. На тя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердый, буди нам воистину ко спасению путевождь и предвари нас к невечернему свету жизни вечныя богоприятным предстательством у Престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопоклоняемое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь, кондак, величание

Тропарь преподобного Серафима на преставление, глас 4:

От ю́ности Христа́ возлюби́л еси́, блаже́нне,/ и Тому́ Еди́ному рабо́тати пла́менне вожделе́в,/ непреста́нною моли́твою и трудо́м в пусты́ни подвиза́лся еси́,/ умиле́нным же се́рдцем любо́вь Христо́ву стяжа́в,/ избра́нник возлю́блен Бо́жия Ма́тере яви́лся еси́./ Сего́ ра́ди вопие́м ти:// спаса́й нас моли́твами твои́ми, Серафи́ме, преподо́бне о́тче наш.

Ин тропарь на прославление, глас 4:

От ю́ности Христа́ возлюби́л еси́, преподо́бне,/ и Тому́ Еди́ному порабо́тати пла́менне вожделе́л еси́,/ в пу́стыннем житии́ твое́м непреста́нною моли́твою и трудо́м подвиза́лся еси́,/ умиле́нным се́рдцем любо́вь Христо́ву стяжа́в,/ Небе́сным Серафи́мом в песносло́вии спобо́рниче,/ в любви́ притека́ющим к тебе́ Христу́ подража́телю,/ те́мже избра́нник возлю́блен Бо́жия Ма́тере яви́лся еси́,/ сего́ ра́ди вопие́м ти:/ спаса́й нас моли́твами твои́ми, ра́досте на́ша,/ те́плый пред Бо́гом засту́пниче,// Серафи́ме блаже́нне.

Кондак преподобного Серафима глас 2

Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне,/ в Саровскую обитель вселился еси/ и, тамо ангельски пожив,/ многим путь был еси ко спасению,/ сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави/ и даром исцелений и чудес обогати./ Темже вопием ти:// радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.

Величание

Ублажаем тя, преподобне отче Серафиме, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Акафист

Акафист преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу

Кондак 1

Избра́нный чудотво́рче и преди́вный уго́дниче Христо́в, ско́рый помо́щниче и моли́твенниче наш, преподо́бне о́тче Серафи́ме! Велича́юще просла́вльшаго тя Го́спода, воспева́ем ти похва́льная. Ты же, име́яй ве́лие дерзнове́ние ко Го́споду, от вся́ких нас бед свободи́, зову́щих: Ра́дуйся, преподо́бне Серафи́ме, Саро́вский чудотво́рче.

Икос 1

А́нгелов Творе́ц избра́ тя изнача́ла, да просла́виши житие́м твои́м пречу́дное и́мя Святы́я Тро́ицы: яви́лся бо еси́ вои́стинну а́нгел на земли́ и во пло́ти серафи́м; я́ко луч пресве́тлый Ве́чнаго Со́лнца Пра́вды, просвети́ся житие́ твое́. Мы же, зря́ще прехва́льныя труды́ твоя́, с благогове́нием и ра́достию глаго́лем ти сицева́я: Ра́дуйся, пра́вило ве́ры и благоче́стия; ра́дуйся, о́бразе кро́тости и смире́ния. Ра́дуйся, пресла́вное ве́рных велича́ние; ра́дуйся, прети́хое ско́рбным утеше́ние. Ра́дуйся, прелюби́мое и́ноков похвале́ние; ра́дуйся, живу́щим в ми́ре преди́вное поможе́ние. Ра́дуйся, Росси́йския держа́вы сла́во и огражде́ние; ра́дуйся, тамбо́вския страны́ свяще́нное украше́ние. Ра́дуйся, преподо́бне Серафи́ме, Саро́вский чудотво́рче.

Кондак 2

Ви́дящи ма́ти твоя́, преподо́бне о́тче Серафи́ме, те́плую любо́вь твою́ ко и́ноческому житию, позна́ святу́ю во́лю Госпо́дню о тебе́, и Бо́гу, я́ко дар соверше́н принося́щи, благослови́ тя на те́сный путь и́ноческий святы́м кресто́м свои́м, его́же до конца́ жития́ твоего́ на пе́рсех носи́л еси́, зна́менуя ве́лию любо́вь твою́ к распе́ншемуся за ны Христу́ Бо́гу на́шему, Ему́же вси со умиле́нием зове́м: Аллилу́иа.

Икос 2

Ра́зум небе́сный тебе́ дарова́ся, свя́тче Бо́жий: от ю́ности твоея́ не престая́ помышля́ти о Небе́снем, оста́вил еси́ дом о́тчий Ца́рствия Бо́жия ра́ди и пра́вды Его́. Сего́ ра́ди приими́ от нас похвалы́ сия́: Ра́дуйся, гра́да Ку́рска ча́до богоизбра́нное; ра́дуйся, роди́телей благочести́вых о́трасль пречестна́я. Ра́дуйся, доброде́тели ма́тере своея́ унасле́дивый; ра́дуйся, благоче́стию и моли́тве е́ю науче́нный. Ра́дуйся, на по́двиги от ма́тере кресто́м благослове́нный; ра́дуйся, благослове́ние сие́ я́ко святы́ню до сме́рти соблюды́й. Ра́дуйся, любве́ ра́ди Го́спода дом оте́ческий оста́вивый; ра́дуйся, вся красна́я ми́ра сего́ ни во что же вмени́вый. Ра́дуйся, преподо́бне Серафи́ме, Саро́вский чудотво́рче.

Кондак 3

Си́ла Вы́шняго от ю́ности твоея́ вои́стинну храня́ше тя, преподо́бне: с высоты́ бо хра́ма спа́дша сохрани́ тя Госпо́дь неврежде́нна, и стра́ждущу ти лю́те Сама́ Влады́чица ми́ра яви́ся, с Небе́с исцеле́ние прине́сши, зане́ измла́да ве́рно служи́л еси́ Бо́гу, вы́ну взыва́я Ему́: Аллилу́иа.

Икос 3

Име́я тща́ние о по́двизе и́ноческаго равноа́нгельнаго жития́, во град святы́й Ки́ев поклоне́ния ра́ди преподо́бным Пече́рским прите́кл еси́, и от уст преподо́бнаго Досифе́а повеле́ние прии́м в пусты́ню Саро́вскую путь свой упра́вити, ве́рою издале́ча облобыза́л еси́ ме́сто свято́е сие́, и та́мо всели́вся житие́ твое́ богоугодное сконча́л еси́. Мы же, дивя́щеся таково́му о тебе́ Бо́жию промышле́нию, со умиле́нием вопие́м ти: Ра́дуйся, мирски́я суеты́ отреши́выйся; ра́дуйся, Небе́снаго Оте́чества пла́менно возжеле́вый. Ра́дуйся, Христа́ всем се́рдцем возлюби́вый; ра́дуйся, благо́е и́го Христо́во на себе́ восприе́мый. Ра́дуйся, соверше́ннаго послуша́ния испо́лненный; ра́дуйся, святы́х за́поведей Госпо́дних блюсти́телю ве́рный. Ра́дуйся, ум твой и се́рдце в Бо́зе моли́твенно утверди́вый; ра́дуйся, сто́лпе благоче́стия непоколеби́мый. Ра́дуйся, преподо́бне Серафи́ме, Саро́вский чудотво́рче.

Кондак 4

Бу́рю злых напа́стей утиша́я, проше́л еси́ весь путь те́сный и ско́рбный по́двига и́ноческаго, несы́й яре́м пусты́ннаго жития́, затво́ра и молча́ния, многоно́щнаго бде́ния, и та́ко, благода́тию Бо́жиею восходя́ от си́лы в си́лу, от дея́ния к богови́дению, пресели́лся еси́ во Оби́тели Го́рния, иде́же со А́нгелы пое́ши Бо́гу: Аллилу́иа.

Икос 4

Слы́шаще и ви́дяще свято́е житие́ твое́, преподо́бне о́тче Серафи́ме, вся бра́тия твоя́ удивля́хуся тебе́ и, приходя́ще к тебе́, поуча́хуся о словесе́х твои́х и по́двизех, сла́вяще Го́спода, ди́внаго во святы́х Свои́х. И мы вси с ве́рою и любо́вию восхваля́ем тя, преподо́бне о́тче, и вопие́м ти си́це: Ра́дуйся, всего́ себе́ в же́ртву Го́сподеви принесы́й; ра́дуйся, на высоту́ безстра́стия возше́дый. Ра́дуйся, во́ине Христо́в добропобе́дный; ра́дуйся, Небе́снаго Домовлады́ки ра́бе благи́й и ве́рный. Ра́дуйся, предста́телю о нас пред Го́сподем непосты́дный; ра́дуйся, к Богоро́дице моли́твенниче наш неусы́пный. Ра́дуйся, пречу́днаго благоуха́ния кри́не пусты́нный; ра́дуйся, благода́ти Бо́жия сосу́де непоро́чный. Ра́дуйся, преподо́бне Серафи́ме, Саро́вский чудотво́рче.

Кондак 5

Боже́ственный свет осия́ жили́ще твое́, преподо́бне, егда́ боля́щу ти и на одре́ сме́ртнем лежа́щу, Сама́ Пречи́стая Де́ва, прише́дши к тебе́ со святы́ми апо́столы Петро́м и Иоа́нном, рече́: «Сей есть от ро́да на́шего», и главе́ твое́й косну́ся. А́бие же исцеле́в, воспе́л еси́ благода́рне Го́сподеви: Аллилу́иа.

Икос 5

Ви́дя враг ро́да челове́ча чи́стое и свято́е житие́ твое́, преподо́бне Серафи́ме, восхоте́ погуби́ти тя: наведе́ бо на тя лю́ди злы, и́же беззако́нно истяза́ху тя и е́ле жи́ва су́ща оста́виша; ты же, о́тче святы́й, я́ко а́гнец кро́ток, вся претерпе́л еси́, за оби́дящих тя Го́сподеви моля́ся. Те́мже мы вси, таково́му твоему́ незло́бию дивя́щеся, вопие́м ти: Ра́дуйся, в кро́тости и смире́нии твое́м Христу́ Бо́гу подража́вый; ра́дуйся, незло́бием твои́м ду́ха зло́бы победи́вый. Ра́дуйся, чистоты́ душе́вныя и теле́сныя храни́телю усе́рдный; ра́дуйся, пусты́нниче, дара́ми благода́тными преиспо́лненный. Ра́дуйся, подви́жниче богопросла́вленный и прозорли́вый; ра́дуйся, наста́вниче мона́хов преди́вный и богому́дрый. Ра́дуйся, Святы́я Це́ркве похвало́ и ра́дование; ра́дуйся, оби́тели Саро́вския сла́во и удобре́ние. Ра́дуйся, преподо́бне Серафи́ме, Саро́вский чудотво́рче.

Кондак 6

Пропове́дует пусты́ня Саро́вская по́двиги и труды́ твоя́, богоно́сне уго́дниче Христо́в: де́бри бо и леса́ ея́ моли́твою облагоуха́л еси́, проро́ку Бо́жию Илии́ и Крести́телю Госпо́дню Иоа́нну подража́я, и яви́лся еси́ пусты́ни прозябе́ние многопло́дное дара́ми Ду́ха Свята́го, Его́же де́йствием мно́гая и пресла́вная соверши́л еси́, подвизая ве́рных воспева́ти благи́х Пода́телю Бо́гу: Аллилу́иа.

Икос 6

Возсия́ в тебе́ но́вый богови́дец, Моисе́ю подо́бный, Серафи́ме блаже́нне: непоро́чно бо служе́ние олтарю́ Госпо́дню соверша́я, сподо́бился еси́ зре́ти Христа́, во хра́ме со Безпло́тными Си́лами гряду́ща. Сему́ Бо́жию о тебе́ благоволе́нию дивя́щеся, воспева́ем ти си́це: Ра́дуйся, богови́дче пресла́вный; ра́дуйся, Све́том Трисия́нным озаре́нный. Ра́дуйся, Пресвяты́я Тро́ицы служи́телю ве́рный; ра́дуйся, Ду́ха Свята́го жили́ще украше́нное. Ра́дуйся, Христа́ со А́нгелы теле́сныма очи́ма лицезре́вый; ра́дуйся, в бре́ннем телеси́ ра́йскую сла́дость предвкуси́вый. Ра́дуйся, Хле́бом Жи́зни насыще́нный; ра́дуйся, питие́м безсме́ртия напое́нный. Ра́дуйся, преподо́бне Серафи́ме, Саро́вский чудотво́рче.

Кондак 7

Хотя́ Человеколю́бец Госпо́дь яви́ти в тебе́, преподо́бне, Свое́ неизрече́нное к лю́дем милосе́рдие, показа́ тя я́ко вои́стинну свети́ло богосве́тлое: де́лы бо и словесы́ твои́ми всех приводи́л еси́ ко благоче́стию и любви́ Божией. Те́мже сия́нием по́двигов твои́х просвеще́ни и хле́бом уче́ния твоего́ насыще́ни, тебе́ усе́рдно велича́ем и просла́вльшему тя Христу́ вопие́м: Аллилу́иа.

Икос 7

Но́ваго ви́дяще тя избра́нника Бо́жия, издале́ча притека́ху к тебе́ ве́рнии в ско́рбех и боле́знех; и сих, беда́ми отягче́нных, не отри́нул еси́, источа́я целе́ния, да́руя утеше́ние, предста́тельствуя в моли́твах. Те́мже исхожда́ше во всю зе́млю Росси́йскую веща́ние чуде́с твои́х, и си́це тя сла́вляху духо́вная ча́да твоя́: Ра́дуйся, па́стырю наш до́брый; ра́дуйся, о́тче ми́лостивый и кро́ткий. Ра́дуйся, врачу́ наш ско́рый и благода́тный; ра́дуйся, не́мощей на́ших цели́телю милосе́рдый. Ра́дуйся, в беда́х и обстоя́ниих помо́щниче ско́рый; ра́дуйся, душ смяте́нных умири́телю пресла́достный. Ра́дуйся, гряду́щая я́ко настоя́щая прови́девый; ра́дуйся, прегреше́ний сокрове́нных обличи́телю прозорли́вый. Ра́дуйся, преподо́бне Серафи́ме, Саро́вский чудотво́рче.

Кондак 8

Стра́нное чу́до ви́дим на тебе́, преподо́бне: я́ко ста́рец сый немощны́й и притру́дный, ты́сящу дний и ты́сящу но́щий на ка́мени в моли́тве пребыва́л еси́. Кто дово́лен изрещи́ боле́зни и боре́ния твоя́, блаже́нне о́тче, я́же претерпе́л еси́, возде́я преподо́бнии ру́це твои́ к Бо́гу, Амали́ка мы́сленнаго побежда́я и Го́сподеви поя́: Аллилу́иа.

Икос 8

Весь еси́ жела́ние, весь сла́дость, Сладча́йший Иису́се! — та́ко в моли́твах взыва́л еси́, о́тче, в пусты́ннем безмо́лвии твое́м. Мы же, суето́ю помраче́ннии и во гресе́х все житие́ ижди́вшии, восхваля́юще любо́вь твою́ ко Го́споду, си́це вопие́м ти: Ра́дуйся, лю́бящим и чту́щим тя хода́таю спасе́ния; ра́дуйся, приводя́й гре́шников ко исправле́нию. Ра́дуйся, молча́льниче и затво́рниче преди́вный; ра́дуйся, моли́твенниче о нас усе́рдный. Ра́дуйся, пла́менную любо́вь ко Го́споду показа́вый; ра́дуйся, огне́м моли́твы стре́лы вра́жия попали́вый. Ра́дуйся, свеще́ неугаси́мая, моли́твою в пусты́ни пламене́ющая; ра́дуйся, свети́льниче, горя́й и светя́й дарова́нии духо́вными. Ра́дуйся, преподо́бне Серафи́ме, Саро́вский чудотво́рче.

Кондак 9

Все естество́ а́нгельское удиви́ся стра́нному зре́нию: ста́рцу бо, су́щу в затво́ре, Небесе́ и земли́ Цари́ца яви́ся, повелева́ющи, да откры́ет затво́р свой и да не возбрани́т лю́дем правосла́вным вни́ти к себе́, но да всех пе́ти научи́т Христу́ Бо́гу: Аллилу́иа.

Икос 9

Вети́и многовеща́ннии не возмо́гут изрещи́ кре́пость любве́ твоея́, блаже́нне: пре́дал бо еси́ себе́ на служе́ние всем приходя́щим к тебе́, повеле́ние Богома́тере исполня́я, и был еси́ недоумева́ющим сове́тник благи́й, уныва́ющим уте́шитель, заблужда́ющихся кро́ткое вразумле́ние, боля́щих врач и цели́тель. Сего́ ра́ди вопие́м ти: Ра́дуйся, от ми́ра в пусты́ню всели́выйся, да доброде́тели приобря́щеши; ра́дуйся, из пусты́ни во оби́тель возврати́выйся, во е́же доброде́тели се́мена се́яти. Ра́дуйся, Ду́ха Свята́го благода́тию осия́нный; ра́дуйся, кро́тосте и смире́ния испо́лненный. Ра́дуйся, притека́вшим к тебе́ оте́ц чадолюби́вый; ра́дуйся, в словесе́х любве́ ободре́ние и утеше́ние им подава́вый. Ра́дуйся, приходя́щия к тебе́ ра́достию и сокро́вищем именова́вый; ра́дуйся, за любо́вь твою́ святу́ю ра́достей Небе́снаго Ца́рствия сподо́бивыйся. Ра́дуйся, преподо́бне Серафи́ме, Саро́вский чудотво́рче.

Кондак 10

Спаси́тельнаго твоего́ по́двига, преподо́бне, дости́г сконча́ния, на моли́тве коленопреклоне́нно святу́ю ду́шу твою́ в ру́це Бо́жии пре́дал еси́, ю́же А́нгели святи́и вознесо́ша Горе́ ко Престо́лу Вседержи́теля, да со все́ми святы́ми предстоиши во сла́ве невече́рней, воспева́я песнь хвале́бную святы́х Святе́йшему Сло́ву: Аллилу́иа.

Икос 10

Стена́ всем святы́м и и́ноком отра́да, Пресвята́я Де́ва пред кончиною твое́ю яви́ся ти, провозвести́вши бли́зкое твое́ к Бо́гу отше́ствие. Мы же, дивя́щеся таково́му посеще́нию Богома́тере, вопие́м ти: Ра́дуйся, Небеси́ и земли́ Цари́цу лицезре́вый; ра́дуйся, явле́нием Бо́жия Ма́тере обра́дованный. Ра́дуйся, весть от Нея́ преселе́нию Небе́сному прие́мый; ра́дуйся, пра́ведною кончиною свя́тость жития́ твоего́ показа́вый. Ра́дуйся, в моли́тве пред ико́ною Богома́тере умиле́нный дух твой Бо́гу преда́вый; ра́дуйся, неболе́зненным исхо́дом прорече́ния твоя́ испо́лнивый. Ра́дуйся, венце́м безсме́ртия от руки́ Вседержи́теля увенча́нный; ра́дуйся, блаже́нство ра́йское со все́ми святы́ми, унасле́довавый. Ра́дуйся, преподо́бне Серафи́ме, Саро́вский чудотво́рче.

Кондак 11

Пе́ние непреста́нное Пресвяте́й Тро́ице вознося́, преподо́бне, всем житие́м твои́м подви́жник вели́кий благоче́стия яви́лся еси́, заблу́ждшим на вразумле́ние, боля́щим душе́ю и те́лом на исцеле́ние. Мы же, благода́рни су́ще Го́сподеви за такову́ю ми́лость Его́ к нам, вы́ну зове́м Ему́: Аллилу́иа.

Икос 11

Светопода́тельный свети́льник быв в житии, богоблаже́нне о́тче, и по сме́рти твое́й возсия́л еси́ я́ко светоза́рное свети́ло Росси́йския земли́: источа́еши бо от честны́х моще́й твои́х то́ки чуде́с всем, с ве́рою и любо́вию к тебе́ притека́ющим. Те́мже мы, я́ко моли́твеннику о нас те́плому и чудотво́рцу, вопие́м ти: Ра́дуйся, мно́жеством чуде́с от Го́спода просла́вленный; ра́дуйся, любо́вию твое́ю всему́ ми́ру возсия́вый. Ра́дуйся, любве́ Христо́вы ве́рный после́дователю; ра́дуйся, утеше́ние всем тре́бующим твоея́ по́мощи. Ра́дуйся, исто́чниче чуде́с неоскудева́емый; ра́дуйся, боля́щих и неду́жных исцели́телю. Ра́дуйся, воды́ многоцеле́бныя кла́дязю неисчерпа́емый; ра́дуйся, я́ко вся концы́ земли́ на́шея любо́вию твое́ю объя́л еси́. Ра́дуйся, преподо́бне Серафи́ме, Саро́вский чудотво́рче.

Кондак 12

Благода́ть и ве́лие твое́ дерзнове́ние пред Бо́гом ве́дуще, тебе́, преподо́бне о́тче, мо́лимся: моли́ся те́пле ко Го́споду, да храни́т Це́рковь Свою́ Святу́ю от неве́рия и раско́ла, от бед и напа́стей, да пое́м тобо́ю благоде́ющему нам Бо́гу: Аллилу́иа.

Икос 12

Пою́ще твое́ прославле́ние, ублажа́ем тя, преподо́бне, я́ко многомо́щна моли́твенника о нас пред Го́сподом, уте́шителя и засту́пника, и с любо́вию возглаша́ем ти си́це: Ра́дуйся, Це́ркве Правосла́вныя похвало́; ра́дуйся, Оте́честву на́шему щит и огражде́ние. Ра́дуйся, путеводи́телю, всех к Небеси́ направля́яй; ра́дуйся, защи́тниче наш и покрови́телю. Ра́дуйся, си́лою Бо́жиею мно́гая чудеса́ соде́явый; ра́дуйся, ри́зою твое́ю мно́гия неду́жныя исцели́вый. Ра́дуйся, вся ко́зни диа́вольския победи́вый; ра́дуйся, зве́ри ди́кия кро́тостию твое́ю покори́вый. Ра́дуйся, преподо́бне Серафи́ме, Саро́вский чудотво́рче.

Кондак 13

О преди́вный уго́дниче и вели́кий чудотво́рче, преподо́бне о́тче Серафи́ме, приими́ ма́лое сие́ моле́ние на́ше, в похвалу́ тебе́ возноси́мое, и, предстоя́ ны́не Престо́лу Царя́ ца́рствующих, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, моли́ся о всех нас, да обря́щем милосе́рдие Его́ в День Су́дный, в ра́дости пою́ще Ему́: Аллилу́иа.

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии