Иконоборческое восстание в Нидерландах

Начало иконоборческого движения в Нидерландах относится к 1566 г. Народное восстание активизировалось летом и длилось до весны 1567 г. Протест, охвативший огромное количество простых людей и городской бедноты, рассматривается историками в качестве первого этапа нидерландской буржуазной революции XVI века. Движение быстро приняло форму открытого вооруженного противостояния католической церкви, которая выступала в то время основной опорой владычества Испании над Нидерландами.

Причины восстания

В иконоборчестве принимали участие крестьяне, ремесленники, рабочие мануфактур. Действия многотысячной народной массы направлялись кальвинистскими консисториями и дворянами-кальвинистами, выступавшими против испанской власти. Также восстание поддерживалось многими богатыми купцами.

Основными причинами иконоборчества в Нидерландах стали:

  • преследования инквизиции;
  • жесткие законы против еретиков, принятые католиками;
  • открытая продажа индульгенций;
  • недовольство католическими обрядами.

Кроме этого, в стране наблюдалось явное ухудшение экономической ситуации, постоянно росли цены, ощущалась нехватка продовольствия. Народ осуждал действия местных властей, не желающих противостоять политике испанского короля Филиппа II. Последний вызывал всеобщее недовольство тем, что стремился лишить нидерландские провинции всех свобод.

Как проходило иконоборчество

Вспыхнув на юге Нидерландов, народное восстание стало быстро распространяться в северном направлении страны и охватило большую часть провинций. Наиболее мощное движение иконоборцев происходило на территории Фландрии, Брабанта, Утрехта.

Острые бои начались в Антверпене, Валансьене, Турне, в промышленных районах Ипра, Касселя, Хондсхота. Здесь были разгромлены многочисленные церкви, дворянские замки и дома, уничтожались религиозные статуи и иконы. Всего в 1566 г. повстанцы разрушили не менее 5500 католических храмов. Меньшая активность населения наблюдалась в сельскохозяйственных областях, расположенных на юго-востоке страны. Здесь иконоборческие выступления имели место только в нескольких крупных населенных пунктах.

В городах, охваченных бунтами, организовывались специальные военные отряды, которые следили за порядком на улицах. Повстанцы занимались конфискацией имущества у приверженцев католицизма, которое расходовали для военных нужд. В период иконоборчества было сожжено множество документов, утверждающих привилегии церквей и монастырей, освобождались из тюрем люди, объявленные прежде еретиками.

Читайте также:  Армянский крест

Суть изданного властью манифеста

Руководители повстанцев не ожидали такого масштаба боевых действий. Многие богатые купцы и прогрессивно настроенные члены Союза дворян, которые возглавляли иконоборческое движение, не были заинтересованы в его продолжении. Испытывая страх перед предстоящей карой со стороны испанских властей, они вскоре начали открещиваться от своих предыдущих убеждений.

Будучи напуганными, лидеры иконоборцев стали вести переговоры с испанской наместницей (генеральным статхаудером) Маргаритой Пармской. В результате она издала манифест, датой провозглашения которого стало 23 августа 1566 года. Согласно этому документу предусматривались многочисленные уступки:

  • упразднение инквизиции;
  • смягчение законов против еретиков;
  • большая свобода кальвинизма;
  • амнистия членов Союза дворян (скрытой целью данного пункта являлся раскол иконоборческого движения).

После появления манифеста консистории стали призывать повстанцев подчиниться властям. Многие представители нидерландского дворянства и купцы стали повторно присягать на верность королю Филиппу II, объявляли о своем намерении решительно бороться с врагами католической церкви.

Подавление мятежа и репрессии

Переговоры с Маргаритой Пармской имели для повстанцев негативное значение и повлекли за собой наихудшие последствия. После того как дворяне приняли условия наместницы, иконоборческое движение лишилось своего руководства. Испанские войска достаточно быстро разгромили народные массы. Небольшие вспышки еще происходили в Антверпене и Валансьене, однако весной 1567 г. выступления были жестоко подавлены. Консистории полностью отреклись от руководства восстанием, утверждая, что все события происходили без их участия и согласия.

В итоге обещания, изложенные Маргаритой Пармской в манифесте от 23 августа 1566 г., не были выполнены. Большинство из участников иконоборческого восстания подверглись суровым репрессиям и пыткам, провели остаток своей жизни в заключении. Каких-либо существенных изменений в жизни страны на тот период не произошло. Испанские власти, подавившие движение иконоборцев в Нидерландах, вновь установили в государстве безраздельное господство деспотизма и инквизиции.

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии