Крещение Киева и киевлян

Крещение киевлян – важнейшее событие в истории Киевской Руси, положившее конец ранее процветавшим среди славян языческим культам. Благодаря принятию христианства русский народ смог приобщиться к православной вере, получить надежду на спасение души и познать истинного Бога. Крещение Киева вспоминают ежегодно с наступлением 28 июля.

Кто крестил Киев и киевлян

Принятие христианства Киевской Русью неразрывно связано с именем Владимира Святославича, сына киевского князя Святослава Игоревича. Этот выдающийся правитель жил в X–XI столетиях.

Владимир вошел в историю как талантливый и грамотный политик, неординарная личность. На его счету значится множество военных побед. Благодаря своему мудрому и справедливому правлению этот князь был особенно любим русским народом и получил прозвище Красно Солнышко.

Владимир Святославович изначально являлся язычником, однако в зрелом возрасте стал крестителем Киева, а вместе с ним и всех прилегающих земель. За эту выдающуюся заслугу перед христианской верой, а также за неуклонное соблюдение Божиих заповедей он был признан святым и канонизирован Православной церковью.

Какие события предшествовали крещению Киева

Князь Владимир принял решение заменить старую религию Киевской Руси новой, поскольку:

  • рассматривал языческую веру как неспособную обеспечить объединение русских земель, дальнейшее процветание и успехи государства;
  • понимал, что устаревшие славянские обычаи, не исключавшие приношение кровавых человеческих жертв, делали Русь отсталой на фоне других стран;
  • пришел к выводу, что языческая вера стала крайне невыгодной во внешней политике и не способствует укреплению княжеской власти.

Правитель Киевской Руси решил сделать выбор между несколькими мировыми религиями – православием, католицизмом, мусульманством, иудаизмом. Чтобы лучше разобраться в преимуществах каждой из этих конфессий, Владимир Святославович пригласил к себе их представителей. Пообщавшись с католиками, иудеями и мусульманами, он не увидел в их учениях того, что нужно было Киеву на тот момент. Интерес князя сумел вызвать христианский философ, который провел с правителем Руси глубокомысленную беседу, а также показал ему впечатляющие картины будущего суда над человеческими душами.

Окончательный выбор Владимира Красного Солнышка был связан с посещением русскими послами Константинополя, которые получили незабываемые впечатления от красоты и величия проводимых богослужений. Также князь остановился на православном христианстве, поскольку его родная бабушка Ольга в свое время приняла крещение.

Принятие христианства киевлянами

Прежде чем приобщить свой народ к православию и навсегда распрощаться со старой верой, князь Владимир Святославич сам покрестился в Херонесе. После этого обряда он получил имя Василия и женился на сестре константинопольского императора Анне Византийской, которая была воспитана в христианской вере.

Сохранилось предание о том, что незадолго до крещения князя произошло необъяснимое событие: он внезапно полностью потерял зрение. Способность видеть вернулась к правителю сразу после священного ритуала, а сам он глубоко уверовал в истинного Бога.

По возвращении в Киев Владимир стал вести христианский образ жизни: отказался от многочисленных наложниц, погрузился в чтение молитв, занялся строительством православных храмов и монастырей. Вместе с князем новую веру приняли его наследники и бояре, после чего по всей территории Руси стали уничтожать языческих идолов, предавать древние статуи огню.

Существует общепринятое утверждение о том, что крещение киевлян происходило летом 988 года. По другой версии, это событие могло состояться немного позже. Некоторые историки называют такие даты, как 990 г. или 991 г. В священном действии приняли участие все без исключения жители Киева, включая детей младенческого возраста и пожилых людей.

Читайте также:  Религия осетин

Кем и как проводился обряд

Для принятия христианской веры всем киевлянам было велено явиться на берег Днепра. Тысячи людей, одетых в белые рубахи, одновременно вошли в речную воду, после чего состоялось массовое крещение. Маленьких детей несли на руках их родители. Немощных стариков и больных поддерживали более молодые жители города.

Местом крещения огромного количества людей стал приток Днепра под названием Почайна, практически исчезнувший в нынешнем столетии. Этот участок реки был освящен греческими священниками, прибывшими ради такого важного события из Константинополя. Историческое действие проходило в водах реки при участии киевского митрополита Михаила, сопровождалось громким чтением специальных молитвенных текстов, окроплением мирян елеем. Киевлян крестили, благословляя при этом на начало новой жизни в христианской вере.

После крещения Киева обряд был организован и для жителей других русских городов. Многие люди, желавшие последовать примеру великого князя Владимира, принимали новую веру охотно. В некоторых случаях язычники оказывали яростное сопротивление и не желали расставаться со своими идолами. Сохранились сведения о незначительных восстаниях приверженцев идолопоклонства, которые были подавлены под руководством воеводы Добрыни Никитича.

Постепенно христианству удалось стать главной государственной религией Киевской Руси, однако язычество ушло с русских земель не сразу. Со временем некоторые языческие даты объединили с православными церковными праздниками, например день Купала приурочили ко дню памяти святого Иоанна Крестителя, после чего он получил название Ивана Купалы.

Какое значение имело крещение Киева и Руси

Благодаря переходу в христианство Киевская Русь получила многочисленные преимущества. После исторического принятия православия:

  • русская земля превратилась из разрозненной, терзаемой междоусобицами территории в объединенное государство;
  • появилась возможность развивать культуру, просвещение, искусство, повышать уровень грамотности и нравственности населения, перенимать полезный опыт у высокоразвитых на то время греков;
  • искоренилось поощряемое во времена язычества многоженство, улучшилось положение женщин в обществе;
  • исчезли устаревшие нравы, прекратились жестокие человеческие жертвоприношения.

Став христианским государством, Киевская Русь значительно повысила свой престиж на международной арене и стала проводить выгодную для себя политику. После перехода в новую веру русские правители получили возможность совершать династические браки, отдавать своих дочерей за иноземных королей, укрепляя таким образом отношения с другими странами и делая их своими надежными союзниками.

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии