Религия в Абхазии

Абхазия – небольшая кавказская страна, раскинувшаяся по берегу Черного моря, с красивой субтропической природой, гостеприимная, обладающая богатой историей и традициями. Но интересна она не только этим. В отличие от родственных абхазам мусульман-адыгов, жители этой страны исповедуют сразу несколько религий. Наряду с основными религиями мира (христианством, исламом, иудаизмом) сохраняется свое собственное вероисповедание абхазов – абхазский монотеизм.

Традиционное вероисповедание абхазов

Основой этого верования является Анцва – единый Бог, сотворивший все сущее, невидимый, вездесущий, являющийся единственным источником и добра, и зла. Ему помогают апааимбары – посланники Бога, духи-наблюдатели, которые ходят среди людей, присматривают за ними и сообщают обо всем божеству. Местные историки и краеведы характеризуют эту веру как пантеистическую, то есть отождествляющую Бога с окружающим миром.

Кроме того, этим исследователям традиционная религия абхазов представляется уникальным проявлением реликтового «изначального монотеизма», своеобразной исходной прарелигией. Они уверяют, что эта древняя вера не должна восприниматься как язычество в Абхазии. Язычники верят во множество разных богов сразу, а религия абхазов, по их мнению, не противоречит другим монотеистическим религиям. Собственная вера в Абхазии действительно сохранялась с древнейших дохристианских времен. Но в последние годы интерес к ней стал усиливаться. Были возрождены древние святилища, в которых сегодня жрецы проводят традиционные обряды. Из семи старинных святилищ быжныха сейчас возрождены пять самых значимых.

Статистика показывает количество христиан, мусульман, атеистов или сторонников традиционной веры в стране. На самом деле, это соотношение верующего и неверующего населения определяется не настолько четко. Среди абхазских христиан есть такие, которые не посещают церковь или приходят в нее крайне редко, не читают Библию, не соблюдают постов. Те, кто позиционировал себя как мусульмане, не видели Корана, пьют вино, едят свинину, а традиционное для мусульман обрезание считают недостойным и постыдным для мужчины. Есть атеисты, участвующие в старинных обрядах, которые диктует дохристианская вера у абхазского народа. Обычно христианские и мусульманские праздники отмечают все вместе, для этого собираются представители всех конфессий, имеющие разные исповедания, и местные атеисты и устраивают большое застолье. Понятия «христиане» или «мусульмане» в этой стране порой говорят лишь о том, что предки современных абхазов крестились или принимали ислам в силу исторической необходимости. Вероятно, поэтому религиозных трений между местными христианами и мусульманами обычно не возникает.

Интересно! Как и абхазы, осетины сохраняют примерно такой же набор верований. В большинстве своем они исповедуют православие, примерно треть страны сохраняет верность традиционным исповеданиям. Есть небольшое число мусульман.

Христианство

Наиболее ранние свидетельства, упоминающие христианство в Абхазии, относятся к 325 году. Питиусский (Пицундский) епископ принимал участие в Первом Вселенском Соборе, проходившем в Никее. С IX века православные храмы Абхазии перешли под управление Грузинской православной церкви. С 1811 до 1917 года местные епархии оставались в ведении Русской православной церкви. Позже снова они вернулись под контроль Грузинской православной церкви. После грузино-абхазской войны в 1992–1993 годах она потеряла контроль над Сухумской епархией. В 2009 году Абхазская православная церковь стала полностью самостоятельной. Сейчас на территории страны существуют две епархии – Сухумская и Пицундская. Перепись населения, происходившая в 2003 году, показала, что 60 % населения страны причисляет себя к христианам. Кроме православия, здесь действует Армянская апостольская церковь. Есть последователи католицизма. Лютеранскую церковь в Сухуми посещают в основном этнические немцы, живущие в Абхазии, и заезжие иностранцы.

Читайте также:  Вифлеемская икона Божией Матери

Христианские святыни

Святыни Абхазии на удивление многочисленны для такой небольшой по площади страны. Это неудивительно, ведь христианство из Византии пришло в Абхазию примерно на 900 лет раньше, чем была крещена Русь. Вот лишь некоторые из абхазских святынь:

  • Пицундский храм, или собор Андрея Первозванного, был построен в IV веке.
  • Лыхненский храм Успения Богородицы. Архитектурный шедевр, возведенный в X веке, часто посещают жители и гости страны.
  • В Новом Афоне посещают великолепный Симоно-Кананитский монастырь и пещерную келью Симона Кананита.
  • Интересен старинный храм Ипатия в крепости Абаата.
  • Небольшое село Каманы прославлено сразу несколькими святынями. Это место третьего обретения главы Иоанна Крестителя, место погребения Иоанна Златоуста. Здесь принял смерть во славу веры Христовой святой Василиск.

Ислам

Причиной прихода этой веры в Абхазию стало османское владычество на ее землях в XVI–XVIII веках. Ислам в Абхазии вызвал своеобразный раскол в обществе. В русско-турецких войнах пророссийски настроенные местные христиане выступали на стороне русского царя. Против них на стороне осман воевали мусульмане. Победа России и абхазские восстания вынудили часть мусульман в 1870-х годах эмигрировать в Турцию. До сих пор там сохранилась крупнейшая из абхазских диаспор. В самой Абхазии мечетей всего две: в Сухуме и Гудауте.

Иудаизм

В Сухуме находится и единственная в стране синагога. Иудаизм в Абхазии исповедуют в основном не абхазы. Евреи грузинского происхождения, составлявшие большинство в местной диаспоре, покинули страну во время войны. Остались русскоязычные евреи-ашкеназы. Общая численность исповедующих иудаизм в стране составляет примерно 200 человек.

Порой трудно определить, какую именно религию исповедуют абхазы, ведь в понимании некоторой части этого народа их собственное понятие единого Бога вмещает в себя и подобные определения из других монотеистических религий. Удивительным образом вера у абхазов вобрала, адаптировала традиции и постулаты других вер, причудливо смешав их с собственной исходной обрядностью. Вместе с тем страна, в свое время слушавшая проповеди Андрея Первозванного и Иоанна Златоуста, бережно сохраняет православные традиции и возведенные в древности христианские храмы.

Читайте также:  Кто такой Уастырджи

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии