Что значит Возлюби ближнего своего как самого себя?

Взращивание в сердце любви является одним из наиболее существенных процессов духовного делания для православного христианина. В Новом Завете говорится: возлюби ближнего своего как самого себя. Эта христова заповедь была и остается одной из главных для православного христианина.

Заповеди Христа

Обратимся к тексту Евангелия от Матфея, где Иисус на вопрос фарисея отвечает следующим образом.

Таким образом, мы видим, как Христос концентрируется только на двух заповедях, которые относятся сугубо к морально-духовному аспекту.

Тут никаких запретов и предписаний, подобно Ветхому Завету, только путь духовного развития и путь к Господу, с которым Мессия предлагает установить личные отношения, причем не простые, а основанные на законе любви.

Люди, которые знают писание, могут немного возмутиться некоторым предыдущим фразам, ведь в чем-то опрометчиво говорить только о двух предписаниях, так как Библия содержит и заповеди блаженства, которые были даны во время Нагорной проповеди.

Обратите внимание! Если говорить о центральном элементе учения, то таковым является именно потребность возлюбить Господа и ближнего.

Подобное излагается также в Евангелиях от Луки и от Марка. Этот факт имеет весьма существенное значение, так как разные апостолы отметили и выделили эти слова Христа.

Эти слова имеют огромное концептуальное значение и определяют смысловой эволюционный переход от Ветхого Завета к Новому. Если вы помните скрижали Моисея, то 9 из 10 предписаний являются запрещающими, причем запрет дается на различные действия. В чем-то они подобны тому, как взрослый говорит ребенку: «не ходи туда», «не делай того».

Такие предписание имеют самое прямое и простое толкование, они просто требуют выполнения и являются как бы инструкцией для повседневного поведения человека. Тем не менее, нужно отметить своеобразный переход, преддверие Нового Завета. Этим переходом становится 10 заповедь, которая гласит.

Интересно! Что такое отчитка от пьянства отца Германа и как на нее попасть

Казалось бы, тоже запрет, но ведь тут говориться о запрете нравственном и таком, который простирается не на внешние действия, но на уровень сознания. Указывается на источник всяких неприглядных поступков – дурные помыслы. Поэтому Господь через своего пророка указывает верующим обратить внимание на сферу своих желаний и искоренить там всяческие пороки.

Важно! Список 20 мытарств души по дням после смерти

Многие не напрасно считают десятое указание переходом к Новому Завету, где Христос говорит: «возлюби ближнего своего как самого себя», то есть переводит акцент полностью в нравственную область. Никакие запреты и ограничения не потребуются, если будет миром будет править любовь.

Читайте также:  Что означают 10 заповедей Божьих и 7 смертных грехов

Нужно сразу сказать о трудности разъяснения рассматриваемого нами постулата веры. Легко сказать: люби

ближнего твоего, но намного труднее понять, как выполнить такое предписание.

Как ни печально, но некоторые люди вообще на протяжении всего своего земного пути не испытывают любви, другие живут в пороке и подвластны страстям.

Более того, даже верующим христианам, порой, бывает трудно взрастить в себе истинное чувство. Путь веры труден, православному препятствуют сатана и бесы, а современный мир полон пороков.

Нужно сказать и про современную массовую культуру, которая активно развращает людей, предлагая суррогат любви, как заменитель подлинному чувству.

Познавательно! От чего помогает Киккская икона Божией Матери на Кипре

Поэтому православному нужно знать, откуда брать высокие духовные стандарты. Великолепным примером тут являются слова Христа из Евангелия от Матфея.

Спаситель на простых примерах разъясняет, в чем проявляется истина, которая порождается личным усилием и развитием веры. Ведь, действительно, даже животные любят (в доступном варианте) своих хозяев, потомство, в них действуют инстинкты, и для этого не требуется никакого разумения и личного усилия.

При этом православный развивает и проявляет чувство уважения и любви по отношению ко всем, для него возлюби ближнего своего как самого себя – не пустые слова, а прямое руководство к действию.

Итак, если рассмотреть тезисно, то нужно указать на следующие детали:

  • ровное, справедливое отношение ко всем окружающим людям;
  • доблесть христианина в его всеобъемлющей любви;
  • даже на зло следует отвечать благословением;
  • если сконцентрироваться на главной цели, то оттуда пойдут и остальные добродетели.

Не зря в православии любовь относится одновременно к Плодам и Дарам Святого Духа и считается одним из высших достижений верующего. Такое чувство, или вернее состояние, достигается в процессе духовной работы.

Важно! История Ставропольской и Невинномысской митрополии

Конечно, не следует путать положительное отношение к приятной пище или наблюдению красивого пейзажа, с истинной добродетелью, которую развивает в себе православный.Истинная христианская добродетель представляет собой духовное достижение.

Читайте также:  Что нужно для крестин девочки: главные правила и приметы

Правила любви

В обывательском смысле нередко подменяются понятия между настоящими чувствами и поддельными. Не следует путать какие-то симпатии, которые могут быть вызваны элементарными действиями, и настоящие чувства. Порой, симпатия проявляется как последствие простого механизма приязни.

Познавательно! Молитва Символ Веры: полный текст на русском языке

Конечно, подобные знаки взаимного расположения приятны и могут быть нужны в отношениях, но часто подобное перетекает в потакание порокам. Когда мы дозволяем себе и другим лень, чревоугодие, то такое может выглядеть как хорошее отношение, но, в действительности, оно является пагубным. Под словами люби ближнего твоего подразумевается совсем не потакание порокам или нечто подобное.

Тема предстает довольно трудной, здесь тоже пригодятся тезисы:

  • главной целью для православного остается спасение души, поэтому оно представляет собой и основную ценность, чтобы идти к этой цели следует возлюбить господа и ближнего;
  • следование религиозным предписаниям и взращивание веры также являются признаками любви к себе;
  • в православии эта добродетель подобно вере представляет собой динамический параметр, то есть может взращиваться и меняться;
  • по отношению к другим следует проявлять деликатность, не судить людей, не навязывать им свое мнение.

Конечно, для всего этого требуются глубокие размышления и собственный духовный опыт. Нужно самостоятельно стараться осмыслять каждый тезис и, возможно, развивать собственные.

Не всегда возможно описать, как проявляется истинное чувство в религиозном смысле, так как подобно вере оно ощущается на уровне, не всегда улавливаемом полностью разумом, то есть вы можете различать истинное от неистинного, но описать это словами будет трудно или вообще невозможно.

В процессе постижения того, как возлюбить ближнего твоего, как самого себя, нужно ориентироваться и на рассуждения, и на взращивание чувства, которое находится вне рассуждений и концепций. В этом могут помочь проповеди и книги, которые оставили святые православные подвижники, ведь в таких трудах заключается квинтэссенция духовного опыта.

Понятие ближний может иметь различную трактовку, так как подразумевает, с одной стороны, любого человека, который оказывается поблизости, то есть фактически всех. С другой стороны, речь идет о близких людях, которые всегда присутствуют в вашей жизни, а также о других.

Читайте также:  За что накладывают Епитимью и что это такое

Первый вариант вполне понятен, об этом сказано ранее, в месте, где даны слова Христа о любви к врагам и ненавидящим. Рассмотрим второй вариант слов Христа из Евангелия от Иоанна.

Каноническое сочинение апостола указывает на христианское сообщество. В частности, вполне разумно рассматривать его далее как сообщество православных верующих. Изначально нужно развивать отношения именно с теми, кто близок по вере, с разделяющими ваши взгляды.

Ближними могут называться самые разные люди:

  • не всегда члены семьи являются близкими по духу, нередко родственники ощущают себя невероятно «далекими» друг от друга;
  • также ближними (в духовном смысле) не следует непременно считать людей, с которыми вы работаете или которые являются частью повседневности по независящим обстоятельствам;
  • отношения могут быть не особенно развитыми, но некоторые люди имеют сходные с вашими взгляды, следует в делах идентичным принципам, тогда такой человек, в действительности, является более близким, чем многие;
  • тот, кто способствует спасению вашей души, становится для вас ближним, а тот, кто развращает и учит порокам, в действительности, оказывается «дальним».

Начинать всегда следует с себя, то есть развивать сначала собственные христианские добродетели, а потом искать отзывы в душах других людей, которые разделяют ваши взгляды. В сообществе, где процветает взаимная приязнь, добродетели взращиваются эффективнее и также быстро устраняются пороки.

Обратите внимание!Полезным может быть рассмотрение умом страданий и печалей, которые испытывают другие люди.

Если рассмотреть различные тяготы, то проще развивается сострадание, которое в дальнейшем перерастает в самое высокое отношение к каждому существу.

Полезное видео:Возлюби ближнего своего как самого себя..

Следующей ступенью становится распространение своего отношения вообще на всех людей, когда ближним вообще становится каждый. Тут полезно ориентироваться на пример самого Христа, который общался и с мытарями, и с другими, скажем так, не самыми приятными людьми.

Тем не менее, он к каждому относился с лучшим чувством, и поэтому мог сделать, к примеру, из мытаря апостола новой веры и святого подвижника. В одном простом слове заключается квинтэссенция всей веры, ведь этим словом обозначается и сам Господь Бог.

ВконтактеОдноклассникиFacebookTwitterМой мир

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии