Что представляют собой фаюмские портреты и их историческая ценность

Фаюмские портреты получили название по топониму, месту своего первого обнаружения – египетскому оазису Эль Файюма. Удивительную находку на юго-западном направлении от Каира сделала экспедиция из Британии под руководством Ф. Питри. Подобные изображения людей считают предтечей иконописи, несмотря на трансформации, которые претерпела техника египетской погребальной традиции под влиянием римского и греческого искусства того времени.

Что представляют собой фаюмские портреты

Нередко называемые иконами до иконописи, фаюмские портреты древнего Египта являются признанной ценностью общемировой культуры. Их характеризуют, как наглядную иллюстрацию взаимопроникновения совершенно разных цивилизационных слоев. Древние шедевры дают наглядное представление о распространенной ранее иконописи.

Как и произведения, созданные осознанно или подспудно, под влиянием уникальной техники, фаюмские портреты – это:

  1. Шедевры, выполненные на дереве определенного вида, произрастающем в Египте, (вроде платана, тиса) или привезенного для этого – дубовых массивах и досках из хвойников (кедровых, сосновых, кипарисовых). Только иногда встречались изображения на загрунтованном полотне, но и в этом можно увидеть старт современной формы искусства живописи.
  2. Не все портреты, названные файюмскими, найдены именно в Эль-Файюме. Просто так получилось, что большинство из более чем 900 известных ныне шедевров, найдены именно в этом некрополе. Еще в 17 веке они были впервые привезены в Европу и хранятся в Дрездене, Париже, Лондоне, но не вызвали того ажиотажа, который возник в начале ХХ века.
  3. Подлинные ценители неоднократно выкупали выразительные изображения, понимая их художественную ценность. Несколько экземпляров погибло при (единственно возможной тогда) транспортировке морем. Среди них были такие, которые считались изображениями известных деятелей того времени.
  4. В России тоже есть такие экземпляры. Это целая коллекция из 23 погребальных изображений, которая находится в Московском музее им. Пушкина. Даже этого небольшого количества достаточно для наглядного представления о многообразии, эволюции отдельного жанра, используемых материалах и техниках.
  5. Благодаря засушливому климату Египта, специфическому расположению Эль-Файюма (отделенности от нильской долины холмами и песками Ливийской пустыни), своеобразию оазиса Саккара-Мемфис, где были найдены первые экземпляры, необычные предметы искусства прекрасно сохранились. Это нередко вводило в заблуждение исследователей: краски казались свежими, нанесенными совсем недавно.
Читайте также:  Расписание богослужений в храме святых Зосимы и Савватия в Гольяново

Ф. Питри человечество обязано самой грандиозной из находок – именно он со своей экспедицией обнаружил при раскопках в Хаваре (к югу недалеко от Файюма) 81 портрет из Некрополя. Часть з них экспонируется сейчас в лондонском Музее египетской археологии Питри.

Техника фаюмского портрета

4 столетия присутствия европейских культур (греческой и римской), оказавших влияние на культурную сферу и творчество современности, не могли не оставить след в египетском искусстве. Греки привнесли в предметы культа мертвых (именно такова была роль портретов в сложившейся веками традиции Египта) понятие о светотени, колористической палитре. Также они показали использование в портрете перспективы и способы визуализации объема. Но главное, что получили египетские художники от греческих завоевателей, это энкаустика – живопись разогретыми восковыми красками.

От римлян перешла свободная манера письма, максимальная передача индивидуальности изображаемого человека, внимание чертам лица.

Римский фаюмский портрет – исключительное явление в живописи. Но его название передает не всю сущность уникального напластования. Большинство экспертов, занимавшихся исследованиями сохранившихся экземпляров, уверены в том, что такое стало возможным только благодаря слиянию трех самобытных оригинальных источников. А также взаимопроникновению трех систем мировоззрения и культурных традиций. Они убеждены, что это – предшественники византийских ликов, романского искусства, Ренессанса и даже почти современных импрессионистов.

Отличительные особенности фаюмских портретов:

  • дерево или холст в качестве исходного материала для написания;
  • использование в разное время вариабельных техник – от энкаустики до темперы;
  • различие между портретами, выполненными в этих техниках – матовая или глянцевая поверхность, меньшая контрастность, пастозность или штриховка кистью;
  • были фаюмские портреты, выполненные в комбинированной технике – с энкаустикой и темперой;
  • в ранних периодах использовалось в декоративных целях сусальное золото – золотили фон, детали одежды, иногда головные уборы;
  • со временем стали преобладать фронтально расположенные лица, изображения, где светотени стало уделяться меньше внимания.

Историческое значение этого немногочисленного сегмента мировой культурной копилки невозможно переоценить. Благодаря произведениям, неразрывно связанным с традициями эллинистической, греко-римской и собственно римской культуры, но созданных для египетских традиций, человек может увидеть лица мужчин и женщин, живших более 2 тысячелетий назад.

Читайте также:  Адрес и расписание храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

История фаюмского портрета

Если понимать под этим определением историю открытия культурного напластования, то отсчитывать нужно от 17 века, момента обнаружения первых экземпляров в оазисе Саккара-Мемфис итальянцем делла Валле. Затем находились другие портреты, пока Флиндерс Питри не раскопал некрополь в Хаваре. Здесь нашлось достаточно портретов, чтобы отбросить ложные догадки и истолкования, обнаружить взаимосвязанность уже имевшихся в наличии с только обнаруженными.

В конце 19 столетия посчастливилось немецкому археологу фон Кауфману, получившему известность, как открыватель гробницы Алины – самой известной женщины фаюмских портретов. Реалистичность ее изображения поражает воображение, а технику исполнения можно спокойно отнести к прошлому веку.

Говоря об истории создания, можно только по отдельным нюансам в технике, использованию энкаустики, темперы или комбинации двух методов, делать какие-то предположения. Есть портреты, которые по обычаю греков украшали гостиные, а затем использовались, как атрибуты погребального ритуала. Это означает, что сначала они создавались, как предметы искусства. Если же вспомнить, что некоторые из них нарисованы уже на бинтах мумий, можно предположить, что настало время, когда исконно египетская традиция превалировала над обычаями захватчиков из Европы.

Для фаюмских портретов характерны асимметричные лица, большие глаза, отрешенный взгляд – и это связывают с тем, что изображение делалось не для смертных, а для богов, встречающих их после смерти.

Фаюмские портреты – это часть всемирной истории живописи. Они уникальны в своем роде, так как сочетаю в себе черты сразу трех культур – греческой, римской и египетской. Многие из них выставлены в известных музеях мира и не перестают восхищать современных людей. А как вы считаете, можно ли назвать фаюмский портрет предтечей иконописи и почему? Напишите в комментариях. Поделитесь статьей в социальных сетях и сохраните в закладках, чтобы не потерять полезную информацию о фаюмских портретах.

Видео ниже дополнит нашу статью и развернуто даст ответ на вопрос, что такое фаюмские портреты.

Что такое икона, для чего нужны иконы всех святых: фото, каково их значение. Обо всем этом можно почитать у нас на сайте в статье по ссылке.

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии