Ильин день

Иконография: Илия Пророк в пустыне Датировки: XVI в. Около 1552 года.Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы:  высота 75,5 см, ширина 56 см В центре помещена фигура сидящего Ильи Пророка. В левом верхнем углу темная птица с яйцом в клюве. Редкая особенность иконографии: Илья Пророк смотрит перед собой, а не оглядывается назад. Из известных памятников подобная схема присутствует в иконах XV века из Ильинской часовни деревни Пяльма в Обонежье (Музей изобразительных искусств республики Карелия. Инв. № И-363) и из собрания Брягина работы среднерусского мастера (ГРМ). Илья Пророк изображен сидящим на большом круглом камне между ущельями желтых охристых горок, за ним темная расщелина пещеры. У ног его синий водный поток. Инв. № КМЗ КП 02139. © Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Громобой, Сухой и Мокрый, Илья сердитый, Купальня, даже просто – Ильюшечка – все это народные названия церковного празднования одному из любимых святых Греции, России, славянских земель вообще, а также всего христианского Востока. Ильин день отмечается каждый год в один и тот же день 2 августа.

Избранник Божий

Пророчество – особое Божие избрание, когда Сам Господь, видя внутреннее устроение человека, его готовность стать возвестителем воли Создателя, определяет святого на служение Себе. Само это призвание – тайна, остающаяся между пророком и Самим Господом. А потому так редки случаи, когда о жизни до Божьего призвания, о начале пророческого пути остаются хоть какие-то свидетельства. Нет их и об Илие. Лишь место, где он родился – город Фесва области Галаад. 

«Жив Господь, пред Которым я стою» 

На страницах Библии (3 Цар. 17) он предстает уже как подвижник, возвещающий израильскому царю Ахаву, поправшему отеческую веру, Божие наказание: засуху как отмщение за нечестие царя и большей части еврейского народа. Настолько грозны, страшны были слова святого, что потрясенный царь не только не повелел выгнать дерзкого из дворца, но, судя по Библейскому тексту, даже не смог ничего ответить. А пророк, исполнив Божие повеление, просто ушел – туда, куда повелевала воля Божия. Такова вся его жизнь – судьба человека, полностью доверившего себя Творцу. На страница Ветхого Завета мы видим Илию: 

  • в одном уповании на Господа живущего при потоке Хораф, вдали от людей, в пещере; вера пророка не посрамлена: покорный воле Создателя ворон каждый день приносит ему пищу; 
  • по гласу Божию покинувшего свой народ, уйдя в языческую Финикию, в селение Сарепту; здесь он не только остается все время засухи, но спасает приютившую его вдовицу и ее сына: его молитвой у женщины не иссякают масло и мука, хотя при приходе Илии они уже готовились к голодной смерти; когда же святой воскрешает умершего от болезни сына женщины, она окончательно уверяется: перед ней великий пророк. 

Наконец, по окончании времени гнева Божия не кто иной как тот же Илия молитвой низводит с неба так долго ожидавшийся евреями дождь – но не раньше их покаяния в отступлении от Создателя. 

Обращение народа 

Возможно, самое потрясающее чудо пророка – удивительное жертвоприношение Богу на горе Кармил. Пророк с дерзновением требует как бы состязания со жрецами языческого Ваала при стечении всего народа, к которому святой обратился так: «Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (3 Цар. 18:21). Так было сооружено два жертвенника, по слову пророка: «Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог» (3 Цар.18:24). Библия подробно рассказывает, как до самого полудня читали свои заклинания язычники, не получая ответа, как Илия, наконец, начал насмехаться не только над ними, но также над их ложным богом. И, наконец, как сам пророк, возгоревшись духом, велел вылить на свой жертвенник как можно больше воды, так, что земным огнем поджечь ее было попросту невозможно. Но после молитвы святого огонь небесный попалил не только жертву, но даже самые камни. 

При восклицаниях, слезах людей, каявшихся в своем грехе, пророк сам убил всех Вааловых жрецов. С покаянием народа окончилось наказание Божие: обильный ливень напоил высохшую землю. 

Вознесшийся на небо 

Жизнь святого после этого чуда, впрочем, не стала легче или спокойней. Жена Ахава, язычница Иезавель, обозленная гибелью жрецов, во всеуслышание грозила Илие смертью, так, что он должен был вновь уйти в пустыню. Слабохарактерный Ахав скоро снова обратился к нечестию, недолго продолжалось и религиозное воодушевление народа.  

Лишь сказанные Илие Самим Господом слова, что сохранился среди израильтян остаток – семь тысяч «не преклонивших колена перед Ваалом» несколько утешили праведника. Меж тем, приближался конец его земного пути – столь же чудесный, как вся его жизнь. Илия, «колесница Израиля и конница его» (4 Цар.2:12), как называл его ученик, наследник пророческого дара, Елисей, был взят на небо живым. Место его вознесения до сих пор показывают близ реки Иордан. 

Читайте также: Святой Илия Пророк

Какого числа праздник Илии Пророка

Почитание святого исторически сложилось на Востоке, ведь именно здесь находятся святые места, связанные с ним – горы Кармил и Хорив, место при Иордане, откуда праведник был взят на небо. 

Сейчас утвердилось празднование памяти подвижника 2 августа, хотя ранее различные церковные общины праздновали память св. Илии в разные дни, например, очень распространено было празднование пророку на другой день после Преображения Господня – как память о его явлении на горе Фавор. 

История установления

Центром празднования пророку с древности была Палестина, однако с распространение христианства расширяется «география» почитания святого. В Константинопольском храме Святой Софии бережно хранили часть пояса и милоти (плаща) пророка. Особо почитать святого начинают с царствования Василия Македонянина (2 пол. IX в.): по преданию, прор. Илия явился его матери, предсказав, что ее сын станет императором. Именно царь Василий построил только в столице империи не менее 4 храмов пророка. Почитание его распространяется по другим городам Византии. Возможно, именно с IX в. празднование пророку становится поистине всенародным, а позже распространяется за пределы Византии. 

Однако бывшие язычники далеко не всегда понимали высоту образа пророка и суть его деятельности: 

  • в древности только принявшие Крещение греки едва ли не отождествляли Илию с Гелиосом, богом Солнца; Илия ведь вознесен на небо, к тому же два имени очень созвучны; именно поэтому на вершинах гор – ближе к небу – там, где ранее поклонялись Гелиосу, появились храмы св. Илии; 
  • возможно, что даже дата празднования, утвердившаяся на христианском Востоке, связана не с событиями жизни святого, а просто с древним празднованием Зевсу «дождь приносящему»; оно происходило к концу лета, во время очень сильной жары, когда так нужна прохлада; так что Илию соотносили не только с Гелиосом, но также с Зевсом-«громовержцем». 

Празднование святому у греков стало переплетением христианства с языческими верованиями. 2 августа христиане греческого полуострова Пелопоннес отправлялись на вершину горы Профитис-Илиас (высота ее почти 2500 м). К вечеру Ильина дня здесь разводили большие костры, куда бросали церковный ладан. Завидев огни на вершине, жители окрестностей тоже разжигали костры, а затем прыгали через огонь. Тогда же девушки гадали о замужестве. 

Подобным образом – причудливым сочетанием христианства и древнего язычества – выглядел Ильин день у славянских народов. Здесь Илию, как в Греции, тоже считали громовержцем, а потому молились ему о защите дома от молнии, дождя. Однако молнии также считались «стрелами Илии», которые он пускает на нечестивых. Новым по сравнению с Грецией стало почитание святого как покровителя урожая: именно с начала августа появлялись первые плоды. Наконец, святого, при земной жизни аскета, любителя уединения, стали считать покровителем семьи, брака: просто Ильин день в славянских землях был своего рода «поворотом» на осень, когда обычно играли свадьбы. 

Известно, что древнейший из известных христианских храмов Киева был посвящен пророку. А по Крещении русичей по крайней мере один храм пророка имелся практически в каждом городе. При этом: 

  • больше всего Ильинских церквей было в Новгороде: на начало XVII в. их насчитывалось до 10; 
  • на Руси действовало до 36 монастырей св. Илии. 

Однако наряду с церковным существовало народное почитание святого, где переплелись библейское предание с народными легендами, христианство с язычеством. 

Во многих местностях передавали крайне своеобразное «житие» пророка, восполняющее «лакуны» библейского текста, который, как известно, ничего не говорит о жизни святого до начала его служения. По мнению орловских крестьян, Илия до 33 лет не ходил, «сидел сиднем», после чего был исцелен Богом и свт. Николаем Чудотворцем (исторически жившим на много столетий позже!). Здесь Илия явно отождествляется с былинным Илией Муромцем, чья биография начинается таким же образом. К тому же в ряде местностей, заслышав гром, говорили: «Илья Муромец по небу на шести жеребцах ездит». 

Считалось, что св. Илия – «пророк-громобой». День его памяти падал на важное для крестьян время созревания урожая, когда труды всего лета могли действительно погибнуть от стихии – ливня, града, а дом – пострадать от попадания молнии. Считалось, что, дабы защититься от гнева святого, необходимо на Ильин день: 

  • окурить помещение ладаном; 
  • вынести на улицу все дорогое, блестящее, что может показаться аскету и постнику предметом роскоши, неуместным в доме христианина; тогда гнев Илии минует семью (после чего вещи, конечно, можно занести обратно!). 

Гроза, разразившаяся на Ильин день, была, по поверьям, особенно опасной: молнии, «стрелы Илии» поражали всю нечисть, силу бесовскую на земле. Однако нечистые духи, спасаясь от небесного гнева, норовили войти в животных, так что во время грозы не пускали домой собак, кошек, а хозяин держал наготове ружье – на случай, если поведение домашних питомцев окажется странным или необычным. 

Кроме того, ради защиты от нечистой силы запрещалось: 

  • прятаться от грозы в воде, под деревьями; 
  • кричать, даже просто громко говорить; 
  • петь. 

Если начиналась гроза, следовало плотно занавесить окна, зажечь лампады и молиться Господу и св. Илие. 

Совместные трапезы на Ильин день также были распространенным обычаем. Но с древними христианскими «вечерями любви» они имели мало общего. Здесь, как в других традициях Ильина дня, язычество и христианство тесно переплелись. Суть братчины состояла в жертвоприношении (!), которое бы обеспечивало плодовитость, здоровье домашнего скота. На Ильин день все крестьяне пригоняли к храму свой скот, который священник окроплял святой водой.

Затем одно из животных, на покупку которого собирались деньги сельским обществом, закалывали, мясо варили, раздавали за небольшую плату всем. А собранные деньги отдавали на храм. Сельские священники, зная о крайней сомнительности с христианской точки зрения этого обряда, тем не менее, видимо, не находили сил противостоять своей пастве, убежденной в его нужности и даже, видимо, богоугодности. 

Считалось, что на Ильин день категорически нельзя работать ни на поле, ни даже на собственном огороде: такие труды неугодны святому. Народные предания сохранили множество свидетельств того, как у нарушивших запрет погибал урожай, молния во время грозы сжигала стога сена, а иногда из-за одного своевольного могла погибнуть от пожара целая деревня. Наученные опытом, крестьяне строго следили, чтобы на праздник не работал никто. В Калужской губернии, например, у не подчинившихся запрету всем сельским обществом распрягали лошадей и забирали сбрую. 

Этот запрет также имеет древнее происхождение. Сохранилась повесть о чуде в Нижнем Новгороде, относящемся к 1418 г. Ильин день тогда выдался очень жарким, так что некий горожанин Григорий, «от зелнаго вара солнечного или от иного чего» решил искупаться, в результате был унесен течением, а затем утонул у слияния Оки с Волгой. Там, однако, благочестивый, пусть неразумный, нижегородец был спасен самим св. Илией. Чудо это стало известно далеко за пределами Нижегородчины, так что его иногда изображают на клеймах иконы пророка, посвященных его чудесам. 

Однако сказать с точностью, что запрет на купание с Ильина дня основан на этом событии, нельзя. Народное предание дает ему куда более прозаические объяснения: «вода студена», «можно утонуть и заболеть», так как действительно время к осени. 

О чем моляться святому

Все эти, а также многие другие обычаи приметы Ильина дня переплетались с вполне церковной практикой совершения молебнов святому. 

  • Чаще всего ему молились о сохранении урожая, прямо на поле, с водосвятием. При этом каждый хозяин клал в святую воду по колосу со своего надела. 
  • Существовали также молебны о дожде, либо – когда погода стояла ненастной – о прекращении его. Часто селение имело несколько храмов пророка, называемые «Илья Мокрый» (здесь преимущественно просили прекращения засухи) и «Илья Сухой» (где молили остановить ненастье). 

Как относиться к святому правильно, не оскорбляя его память языческими обрядами

Почитание всенародно любимого святого – отражение не только церковной традиции, но также очень непростого пути народа к вере. Здесь остатки язычества, сплавившиеся с христианской традицией, почти детская, непосредственная любовь к святому и суеверные страхи, чистая вера в Бога, но одновременно также в «магическую» силу молебна о дожде у «Ильи Мокрого». 

Современные пастыри неоднозначно относятся с дошедшим из глубины веков традициям Ильина дня. Например, не имеет никаких религиозных оснований запрет на купание, а также распространенное представление, что якобы после 2 августа «Илья пророк портит воду». 

Протоиерей Димитрий Сальников в интервью новостному порталу Новосибирска в канун Ильина дня, 31 июля 2020 г, говорит об этом так:

«Пророк Илия, прежде всего, пример горячей веры, послушания и преданности Богу. Он помогает людям в чём-то добром, нужном и важном. Поэтому мы решительно отметаем всевозможные простонародные суеверия и утверждаем, что лично пророк Илия никаких водоемов не портит, купание в них не делает опасным, ни начиная со второго августа, ни когда-либо ещё Просто в некоторых регионах нашей страны в начале августа устанавливается погода, не подходящая для купания, и поэтому там традиционно было принято после дня памяти пророка Илии (2 августа) купальный сезон заканчивать. Но если погода позволяет и желание есть, то почему бы не искупаться». 

Понятно, что совершенно не обоснованы разного рода страхи христианина перед якобы «разгулом нечистой силы» во время грозы, бесами, входящими в животных. Некоторые же «народные обычаи» связанные с пророком, откровенно кощунственны: например, его имя часто употреблялось деревенскими знахарями в различных заговорах, магических заклинаниях. Так не является ли пугающий образ «Ильи сердитого» просто следствием обличений совести наших предков за вопиющие отступления от христианского учения? Читая Библию, не понимали ли они, как именно отнесется св. Илия, ревностный послушник Истинного Бога, к подобным вещам? 

Празднование святому – повод хотя бы попытаться понять его дух, проникнуться им. Постараемся сделать это без налета языческих суеверий, с должным почтением к праведнику, посвятившему жизнь проповеди веры. 

Наталья Сазонова

 

 

 

 

Все дни памяти святого Георгия Победоносца

Когда день Андрея Первозванного

Воскресение Христово 

Когда Благовещение Богородицы в этом году

Вопрос: можно ли работать в Вербное воскресение?

Покров Пресвятой Богородицы

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии