О Еве, жене Адама

Первые люди: Адам и Ева

Сотворение первых людей Адама и Евы

Рассказ о Еве, жене Адама, первого человека, сотворенного Богом, можно прочитать в  книге Бытия. Это часть пятикнижия, написанного пророком Моисеем, название книги на иврите, языке оригинала – «Берешит», происходит от первых слов книги «В начале».  

Истории о Еве предшествует подробное повествование о сотворении мира, как бы в усложняющейся прогрессии, апофеозом творения становится жизнь земная и сотворение человека, а итогом «насаждение» Эдема «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал».

В рай Бог вводит Адама, дает ему первую заповедь возделывать сад. Первым существом, сотворенным непосредственно в раю, становится Праматерь Ева.

Интересный фактВ православии рай, не просто место, это особое состояние близости человека к Богу.   

После того, как Адам дает имена всем животным, он убеждается в своем особенном одиночестве (несовершенстве) и Господь решает создать помощника, подходящего  человеку. Он наводит на Адама особый вид сна, интересно, что в оригинальном библейском тексте используется слово «тандема», в его греческом варианте звучит уже более близкое нашему уху слово «экстасис», -не просто сон, он сродни пророческому, с видениями.

Господь берет у Адама ребро и из него творит жену. После, Он закрывает это место плотью, Адам просыпается, видит жену и радуется «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою; ибо взята от мужа».   

Фраза, которая используется опять же в начальном варианте библейского текста, может показаться странной. На самом деле это просто подстрочный перевод Жена от мужа. Муж на иврите «иш», а жена «иша».  

Текст Священного Писания даже буквально никак не противопоставляет женскую природу мужской, а наоборот, семантически и лингвистически объединяет мужа и жену единой природой, одним словом. Ранее в тексте звучит «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».

В этом смысле библейский текст прямо противоположен всем существующим интерпретациям известного дуалистического мифа о противопоставлении мужского начала, как светлого и созидающего, женскому,  темному,  хтоническому, отождествляющего женственность со злом.  Бог не творил ничего злого, сотворенный мир добр и «хорош зело». В Священном Писании, Ева «плоть от плоти» Адама, такой же образ, и, потенциально, подобие Господа, как и Адам.  

Брак не служит препятствием для шествия к небу. Если бы он был препятствием, и жена была бы причиною наших бедствий, то Бог, вначале сотворив ее, не назвал бы ее помощницею (свт. Иоанн Златоуст).

Адам и Ева. Роспись в катакомбах святых Петра и Марцеллина в Риме. 2-я пол. III 1-я пол. IV в.

Сотворив мужчину и женщину Господь дает им заповедь: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.» (Быт. 1:28) .  Этим благословением было установлено Таинство брака, жена— от Мужа, его половина, призванная исполнить заповедь Господа о рождении детей.  

В браке проявляется полнота божественной природы человека. В противопоставление одиночеству Адама, ищущему, с кем разделить свою любовь, брак дает возможность непросто любить, но и проявить творческую силу — созидание новой жизни. В этом смысле, человек  уподобляется своему Творцу Святой Троице, становится «богоподобным», триипостасным.

По учению святых отцов три ипостаси Бога пребывают в любви, обладая единой сущностью, так и человек — как мужчина, как женщина и  как ребенок, становятся единой семьей, малой Церковью — главным условием существования которой так же является любовь. Цикл человеческой жизни повторяет, таким образом жизнь божественную. 

С сотворения праматери Евы было положено начало семьи, и с Евы же начинается секулярная история человечества.  

Грехопадение первых людей в Раю

Примечательно, что до грехопадения у жены нет собственно имени, имя «Ева», в еврейской транскрипции «Хава» жизнь или дающая жизнь, праматерь получает уже после грехопадения, от своего мужа Адама. До этого момента она безымянна, возможно потому, что «плоть от плоти» и Адаму не приходит в голову дать имя своей части, настолько велика близость между ними.  

С грехом начинается «недостаток любви», отчуждение, человек познает страх и одиночество. И, как когда то в раю, Адам именовал животных, отделяя их от своей личности, как бы говоря «я не они», он дает имя своей жене. Возникает понятие «другого», в этом смысле у Сартра — «ад, это другие». 

Некоторые святые отцы учат, что грехопадение человека начинается ещё до прямого нарушения Евой заповеди, данной Господом: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».  

По учению Церкви, Господь благ, Он не творил зла, знаменитое древо познания добра и зла получило свое название уже после того, как произошел момент грехопадения.  Автор богодухновенного рассказа, пророк Моисей жил намного позже событий, описанных им в книге Бытия. Название дерева сложилось исторически. 

В современной экзегетической лекции диакона Андрея Кураева, составленной отчасти, так же по святоотеческим комментариям пятикнижия Моисея, райский сад уподобляется храму, а райское древо познания добра и зла, плоды которого призваны сделать человека «богоподобным», ни что иное, как Древо Причастия, а значит и Сам Господь. Поэтому хищническое вкушение его плодов повлекло столь ужасные последствия для человека.  

Сотворение Адама и Евы, Грехопадение, Изгнание из Рая. Средняя композиция северной алтарной двери Благовещенского собора Сольвычегодска.

Ева оказывается одна перед чудесным древом, появляется некий «змей», который задает ей вопрос, «правду ли сказал тебе Бог, не есть от этого древа?». И Ева не только не отвергает саму мысль о том, что Господь мог сказать неправду, но и искажает заповедь, делая ее строже.

Она отвечает змею, что Господь запретил даже прикасаться к древу, чтобы «не умереть». На что змей говорит ей, что вы (человек) будете как боги, если вкусите от древа. И Ева решается приступить запрет. После того, как она нарушает заповедь, попробовав плоды, она дает их и своему мужу Адаму.  

В экзегетической богословской литературе встречаются комментарии о том, что Ева дала мужу плод, возможно, и ради того, чтобы получить главенство над ним. Таким образом она проявила властолюбие. Св. Ефрем Сирин в своих «Толкованиях на Священное Писание» говорит о том, что праматерь была побуждена своими внутренними желаниями. Поэтому она искажает заповедь, ведь по словам Евы, нельзя даже прикасаться к древу познания добра и зла. Так проявляется ее внутренняя борьба с помыслом.  Ева «введена же в преступление пожеланием, обнаружившимся в ней самой. Но поскольку заповедь была дана для испытания, то получился удобный случай прийти искусителю». 

Интересно то, что Священное Предание «змея» часто интерпретирует, как сатану, падшего ангела, искушающего человека, в то время как в тексте Священного Писания упоминается именно «мудрейшее из животных». Однако,  нам известны весьма древние песнопения, когда «животными» именуются ангелы, например, «животные шестикрылые серафимы».   

Книга Бытия подробно перечисляет последствия грехопадения. Это изгнание из Рая, утрата близости к Богу. Прямое общение с Господом, источником любви, стало невозможным. В мир вошло зло, страдание, а значит и смерть, Адам и Ева становятся смертными.  

Изгнание из рая. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия

Словно в утешение человека, Господь дает Еве обетование о том, что «семя Жены сотрет главу змея» . Это своеобразное протоевангелие, пророчество о том, что Сын человеческий, рожденный от новой Евы — Марии победит зло, вошедшее в мир.  

Для Евы устанавливается особый порядок жизни,   это полное подчинение мужу, скорби, болезненные роды. За свою жизнь Ева родила нескольких дочерей и троих сыновей, упоминаемых в Священном Писании: Каина, Авеля и Сифа. Возможно, их имена говорят о том, что она ожидала быстрого исполнения обетования Божьего о сыне, победителе змея. В переводе с иврита Каин означает приобретение или дар, Авель — пар, в значение «тщета» и Сиф — поддержка.  

После грехопадения брак в какой-то степени теряет свою силу, его узы заканчивались со смертью одного из супругов. А с оскудением любви в душевный, эмоциональный мир человека вошло сомнение, ревность, властолюбие. все прежние добродетели стали подменяться на прямо противоположные чувства. С течением истории, из таинства любви, установленного Господом, брак превратился в способ сосуществования мужчины и женщины, институт брака был удобен, и зачастую, взаимовыгоден.  

Брак в Кане. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502–1503 гг. Мастер Дионисий

Новое освящение Таинство брака получило в Церкви Христовой. Первое чудо  Господа Иисуса Христа произошло в городе Кане Галилейской, во время брачного пира, на котором присутствовал Господь с Марией. Когда на пиру закончилось вино,  ради радости и продолжения брачного пира Господь претворил в вино простую воду. В богословской традиции считается, что это деяние вновь освятило Таинство брака. 

Самые ранние фрески «Адама и Евы в раю» находятся в в катакомбах святых Петра и Марцеллина в Риме, датируются второй половиной третьего века. 

Известная иконография, изображающая и Еву, иллюстрирует ее посмертную участь. Икона имеет название «Сошествия во ад» и иллюстрирует события, произошедшие после распятия Иисуса Христа, на второй день пребывания Его «во гробе». Христианская церковь исповедует догмат, согласно которому, Христос сокрушил врата ада и вывел из него всех праведников, в их числе были праотец Адам и праматерь Ева.

Икона прп. Андрея Рублева. Сошествие во ад, 1408г.

Знаменитая икона св. Андрея Рублева показывает праматерь Еву среди праведников, спасенных Господом из ада. Красный цвет одежд Евы символизирует Воскресение и новую жизнь, дарованную ей Богом. Греческое название иконы «ἀνάστασις»  Анастасис или Воскресение Христово. Согласно христианскому учению, крестная смерть Спасителя искупила первородный грех прародителей и освободила от него их потомков. Сошествие во ад — часть Страстей Христовых искупительной жертвы, принесенной Богом за все человечество. 

Иконография праматери Евы, в виде отдельной иконы, в России получила распространение после семнадцатого века. Популярна икона и в наше время, когда современные «Евы» захотели получить молельный образ своей небесной покровительницы. Как правило, эта поясная икона праматери представляет её в красных одеждах, цветах Пасхи или Воскресения Христова.  

Праматерь Ева. Икона. Кон. XVII в. (НГОМЗ)

У Евы нет отдельной гимнографии, она прославляется Церковью в чине праотцов, вместе со своим супругом. Таким образом, подчеркивается ее единение с Адамом, их совместное посмертное пребывание в раю, где поминается Адам, там вспоминается и его жена, Ева, праматерь рода человеческого. 

Автор: Ксения Филина.

^sss^Святая праматерь Ева^sss^ Дорогие читатели, обращаюсь к вам в попытке вразумить вас хоть как-то. Вопрос стоит в иконопочитании

Святой князь Александр Невский

Святой Пророк Самуи

Праздник Рождества Иоанна Предтечи 

Святой Иоанн Креститель

Илья Муромец — святой богатырь

Оцените статью
Интернет справочник по православию, астрологии, нумерологии та хиромантии