Для православного христианина нет сомнения, что это именно литургия святителя Иоанна Златоуста. Но среди около церковных ученых долгое время шли споры на этот счет. И, наконец, большинство из них признали сей очевидный факт, который по своей вере издревле был известен и принят всеми православными.
В чем отличие от последования свт. Василия Великого
Правда, тут следует сделать определенную оговорку. На самом деле, из-за немощи христиан, многие из которых только что обратились из язычества, в IV по Рождестве Христовом святителем Василием Великим древняя апостольская литургия была существенно сокращена.
По той же самой причине уже литургию св.Василия Великого еще более сократил святитель Иоанн Златоуст. Причем, это сокращение в основном коснулось лишь тайных священнических молитв. Само же чинопоследование литургии осталось практически тем же самым.
С течением времени это чинопоследование, однако, также претерпело некоторые изменения. Там, к примеру, песнь «Единородный Сыне…», которая поется после второго антифона, была составлена императором Юстинианом, жившим более чем через сто лет после Златоуста, в VI веке по Рождестве Христовом.
Следует также заметить, что литургическое творчество продолжается и доныне. Дело в том, что Православная Церковь постоянно прославляет все новых и новых своих святых. Так, например, Русская Православная Церковь в последнее время прославила целый сонм новомучеников. Всем этим святым составляются тропари и кондаки, которые и поются на литургии в дни памяти этих ново прославленных святых.
Читайте также: О Божественной литургии
Божественная литургия святителя Иоанна Златоустого совершается в течении всего церковного богослужебного года. В отличии от литургии свт. Василия Великого, которая совершается только 10 раз в году:
- в воскресные дни великого поста (5 раз);
- в Великий четверг;
- в Великую субботу;
- в день памяти свт. Василия (14 января);
- в Рождественский сочельник;
- в Крещенский сочельник.
Объяснение чинопоследования богослужения
Как известно, литургия св.Иоанна Златоуста состоит из трех частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных. Проскомидия совершается тайно, при закрытых Царских вратах и катапетасма (занавесе). Этим символизируется земная жизнь Спасителя в безвестности – в течение 30 лет, до Его выхода на всемирную проповедь.
Во время проскомидии священнослужители на жертвеннике приготовляют агнец (часть особой просфоры), который во время литургии верных претворяется в Тело Христово, и вливают вино в потир (богослужебную чашу), которое тогда же претворяется в Кровь Христову.
И далее за проскомидией вынимают частички из других богослужебных просфор: в честь Богоматери; в память девяти чинов святых, а также за здравие живых и упокой умерших православных христиан. Все эти богослужебные действия сопровождаются молитвами, в коих воспоминается Рождество Христово и Его Крестная смерть.
Литургия оглашенных начинается возгласом священника:
«Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь».
Этим указывается основная цель христианской жизни – достижение Царства Небесного. Далее следует Великая ектенья, символизирующая молитвы всех ветхозаветных праведников и других людей, желающих улучить спасение и достигнуть Царствия Божия.
В следующих затем антифонах (особых песнопениях) прославляется милосердие Божие, Который «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3: 16). После этого совершается Малый вход с Евангелием, символизирующий выход Христа на проповедь.
При этом последующее чтение Апостола означает послание на это же служение апостолов (см.Мф.10: 1-42), а чтение Евангелия, собственно, и есть проповедь Христова, неустанно продолжающая и в наши дни.
Далее следуют ектеньи сугубая и о оглашенных. Последними в древней Церкви были лица, оглашенные, т.е. наученные истинам христианства и принимающих их верою, но еще не сподобившиеся крещения. Эта ектенья заканчивается слова: «Елицы оглашенные, изыдите», после чего в древности оглашенные действительно выходили из храма. И следующие за тем священнодействия были для них тайной.
Затем начинается литургия верных. После короткой ектеньи поется Херувимская песнь:
«Иже Херувимы тайно образующе и животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение».
Это песнопение призывает нас, не отвлекаясь посторонними мыслями, внимать, подобно херувимам, совершающемуся священнодействию.
Ибо во время пения Херувимской совершается Великий вход, символизирующий Вход Господень в Иерусалим и добровольное предание Им Себя ради нашего спасения на вольную страсть, т.е. на крестные страдания и смерть. При этом священнослужители переносят дискос с агнцем и потир с вином с жертвенника на престол.
После Великого входа следует еще одна (просительная) ектенья, заканчивающаяся возгласом священника: «Мир всем». Это означает сошествие Господа после Его крестной смерти во ад и проповеди душам всех находящихся там людей, как ветхозаветных праведников, так и грешников: им всем даруется мир Христов. И те из них, кто поверил этой проповеди Господа, были Им в Воскресение выведены из ада. В этот момент литургии можно в уме помянуть за упокой своих усопших сродников.
Затем после пения Символа веры, коим мы исповедуем себя православными христианами, возгласом священника: «Благодарим Господа», начинается самая важная часть литургии Евхаристический канон. Во время которого по особой (совершительной) молитве священника происходит преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы:
«Священник же молится: Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем, низпосли Духа Твоего Святаго на ны, и на предлежащия Дары Сия. Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся. Диакон стих: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Паки священник: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа: Диакон стих: Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отими от мене. И паки священник: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа: Таже диакон, показуя орарем святый хлеб, глаголет тихим гласом: Благослови, владыко, святый хлеб. Священник же восклонився, знаменует святый хлеб, глаголя: И сотвори убо хлеб сей Честное Тело Христа Твоего. Диакон: Аминь. Благослови, владыко, святую чашу. И священник благословляя глаголет: А еже в чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего. Диакон: Аминь. Благослови, владыко, обоя. Священник же, благословляя обоя Святая, глаголет: Преложив Духом Твоим Святым. Диакон: Аминь, аминь, аминь».
После чего на престоле возлежат уже не хлеб и вино, а Тело и Кровь Христовы. Затем поется песнь Богородице «Достойно есть» или задостойник (в случае двунадесятого праздника и попраздства). Пресвятая Дева Своим рождеством положила начало нашего спасения. Посему пред принятием спасительного Таинства мы и воздаем Ей хвалу.
Затем, после нескольких возгласов священника, следует заключительная просительная ектенья «Вся святыя помянувше», коей мы молитвенно готовимся к причащению. После чего пением молитвы «Отче наш» мы воздаем хвалу Отцу нашему Небесному, Промыслительным действием Которого совершается все в мире, в том числе и совершившаяся Евхаристия.
Закрываются Царские врата или (если они уже закрыты) катапетасма, и в алтаре происходит причащение священнослужителей. Что символизирует Тайную Вечерю Спасителя со Своими учениками апостолами. На коей и было установлено Таинство Евхаристии. После чего совершается причащение мирян. Затем следует заамвонная молитва священника и отпуст, коими мы благословляемся хранить и в миру ту величайшую благодать, которую получили в храме.
Тут необходимо отметить один важный момент. До святителя Иоанна Златоуста миряне причащались так же, как и священнослужители. Т.е. частицы Тела Христова преподавались для вкушения им в руки, а Кровь Его они вкушали из потира. Но как раз во время святительства Златоуста был ужасный случай, когда некто таким образом восхитил частицу сего Тела и использовал ее для какого-то колдовства.
Во избежание повторения такого ужасающего беззакония святитель и ввел новую практику, когда миряне причащаются частицей Тела, напоенной Кровью Христовыми. Обычай этот, как видим, очень древний, установленный еще в начале V века по Рождестве Христовом. Здесь первым делом поражает необычайно великий духовный и церковный авторитет Златоуста, позволивший ему достаточно безболезненно поменять практику причащения.
Но насколько такой обычай целесообразен сегодня? Дело в том, что нынешнее поколение людей воспитано в духе западной культуры, в частности, в ее гигиенических правилах, типа: «Мойте руки перед едой, а зубы каждый день». Поэтому для нынешнего неофита данный древний обычай причащения кажется негигиеническим и даже отталкивающим, вызывающим у него, как это не печально констатировать, брезгливость, которую еще всячески стимулируют в нем бесы. Что, между прочим, достаточно сильно и явно проявилось во время эпидемии коронавируса.
Однако православный человек может победить это всеянное в него бесами и нынешней сомнительной культурой зло, если он имеет веру и любовь Божию. Если при причащении он ощущает эту самую брезгливость или боязнь заболеть, то должен постоянно говорить и усиленно внушать себе: «Это я нечистый и больной, а Тело и Кровь Христовы – пречистые и исцеляющие всякую болезнь». Тогда по мере такого духовного упражнения все эти бесовские страхования в нем будут постепенно утихать и исчезать. И он будет причащаться достойно.
Однако для последнего надо соблюсти еще некоторые вероучительные истины. Приступая к Таинству Евхаристии, православный должен иметь твердую веру, что вкушает именно Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина, а не простые хлеб и вино.
Святые отцы говорят, что Господь, зная, что человеку крайне неприятно есть сырое человеческое мясо и кровь, соделал так, чтобы Его Плоть была вкушаема под видом привычной для нас пищи – хлеба и вина. В истории христианство встречается достаточно много случаев, когда из-за неверия в это Таинство оно действительно преподавалось некоторым в виде сырого мыса и человеческой крови.
Один из таких последних случаев не так давно произошел в Московской духовной академии. Студент коей, некий диакон, наслушавшись лекций некоторых продвинутых (неизвестно куда) преподавателей, решил, что это «действительно простые хлеб и вино».
Но когда ему после окончания литургии надо было потребить святые Дары, он обнаружил, что в потире настоящая кровь. Студент пришел в ужас и не знал, что ему делать: потреблять боялся, да и не мог, кровь ведь; а оставить так, как есть – не положено по уставу! Благо рядом нашелся православный и мудрый священник, который повелел ему стать пред жертвенником на колени и просить у Господа прощения за свое неверие. И лишь после продолжительной молитвы сего диакона кровь в потире приняла вид вина.
Так что, повторяю, нам всем надо иметь веру в это Таинство, иначе причащение не принесет нам пользы. Но это еще не все. Нынешний христианин кроме своих гигиенических предрассудков еще и очень «умный», закончивший среднюю школу или даже ВУЗ. Поэтому он очень любит рассуждать на разные темы и хочет все знать.
Так он зачастую рассуждает и по поводу преложения хлеба и вина, как правило считая, что они превращаются в Тело и Кровь Христовы. Или как пишется на одном из православных сайтов: «они так меняют свою сущность». Но на самом деле такое учение не является православным!
И действительно, откуда это известно? А может быть ангел с неба сходит и в мгновение ока меняет на престоле хлеб и вино на точно такие же по форме, вкусу, цвету и прочим признакам святые Дары? Я не хочу сказать, что это именно так, но лишь то, что и такое возможно.
Короче говоря, св.Тайны – это именно тайна, неизвестная нам. Бог Всемогущ. Это значит, что нет границам Его могущества; в отличие от скромных границ нашего весьма ограниченного ума. Поэтому тайна преложения св.Даров, т.е. как это совершает Господь, для нас непостижимо, и именно так нам следует веровать.
Согласно православию: «Употребление в православном богословии термина «пресуществление» не является попыткой рационально объяснить тайну Евхаристии. В «Послании восточных Патриархов», основанном на Деяниях Иерусалимского собора 1672 г., подчеркивается:
«Веруем, что словом «пресуществление» не объясняется образ, которым хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господню, ибо сего нельзя постичь никому, кроме Бога, и усилия желающих постичь сие могут быть лишь следствием только безумия и нечестия».
В православии термин «пресуществление» означает лишь только то, что до него на престоле по своей сути или сущности были хлеб и вино; а после него – по своей сути или сущности Тело и Кровь Христовы.
И как об этом еще ранее сказал преподобный Иоанн Дамаскин:
«Если же ты отыскиваешь тот образ, как это происходит, то тебе достаточно услышать… что образ – неисследим».
Это очень важный догматический момент в причащении. И если догматическую веру в действительность Тела и Крови Христовых православные более или менее исповедуют, то о неисследимости преложения мало кто даже знает. Тем более это не исповедуется при причащении. Из-за чего действенность Таинства умаляется.
Ведь образ благочестия, по учению святых отцов, слагается из правой веры и добрых дел. Если же мы сделали доброе дело, причастившись, но правой веры при этом не имеем, то и благочестия умалится, и доброе дело может оказаться не добрым.
Это в том случае, если мы причащаемся не в здравие души и тела, а в суд и осуждение. О чем забывают любители так называемого «сверх частого» причащения. Которые мнят, что причащение св.Даров всегда дарует нам те или иные блага. Хотя апостол Павел явно предостерегает таковых, говоря:
«Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор.11: 27-30).
Одним из важнейших моментов такого испытания себя православным пред достойным причащением и является догматическое исповедание неисследимости, как это выше было показано, преложения св.Даров. Православный должен пред причащением обязательно исповедать эту истину, тогда и причащение принесет ему сугубую пользу.
Автор этих строк сам испытал на себе полезность такого исповедания. Будучи многие годы священником, очень часто служа и причащаясь, я долгое время не испытывал особого благодатного действия от сего, гораздо больше пользы получая от Таинства покаяния.
Но однажды, занимаясь богословской работой, я нашел в православном учении и обратил особое внимание на то, о чем только что говорил. И вот тогда, после соответствующего исповедания этой истины при каждом причащении, я стал получать от него сугубую пользу. Самый дорогой и желанный плод которого – это вселившаяся после сего в мое сердце любовь Божия! Чего и всем моим читателям желаю.
Поучения святых отцов о значении совершаемого Таинства
Для вящего удостоверения в сем приведу несколько высказываний святых отцов и учителей Церкви о Божественной литургии:
Священномученик Серафим (Звездинский)
«У нас в Церкви есть руки Христовы, уста Его и очи Его, есть также сердце Его Божественное. Руки Его — обряды Церкви, язык уст Христовых — Евангелие Христа. Очи Его — таинства святые, через которые Он заглядывает в наши души. Сердце Его — Божественная литургия. Все отцы Церкви с восторгом говорят о ней. Блаженный Августин, святой отец Западной Церкви, так восклицает: Твоя премудрость могла бы сотворить, могла бы создать для человека еще более чудные цветы на нивах, но Твою любовь Ты исчерпал до конца в Божественной литургии. И вот почему: в литургии Христос отдает Себя верным — Тело Свое и Кровь Свою Животворящую».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
«Если собрать драгоценности всего мира и положить на одну чашу весов, а на другую — Божественную литургию, то чаша Божественной литургии перевесит».
Святитель Иоанн Златоуст
«Не будем нерадеть, удостоившись такой любви и чести. Не видите ли вы детей, с какой охотой они стремятся к материнской груди, с каким рвением их губы хватают грудь? С таким же рвением да приходим и мы к этой Трапезе, к этой духовной груди, пожалуй, даже с большей охотой. Ухватимся, как дети за материнскую рубашку, за благодать Духа. Пусть будет у нас одна скорбь — не причащаться этой Пищи».
Святой Анастасий Антиохийский
«Если мы совершаем некие малые, человеческие и прощаемые провинности, будучи окрадываемы или языком, или слухом, или глазами, или тщеславием, или печалью, или гневом, или чем-нибудь подобным, то, укоряя себя и исповедуясь Богу, да причащаемся таким образом Святых Таин, веруя, что причащение совершается во очищение всего этого».
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин
«Хотя мы знаем, что мы не без греха, однако ж не должны уклоняться от Святого Причастия И кто чище будет духом, тот тем более видит себя нечистым, более находит причины к смирению, нежели к возношению Мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками, но еще более и более с жаждой надобно поспешить к Нему для уврачевания души и очищения духа, однако ж с таким смирением духа и верой, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше врачевства для наших ран. А иначе и в год однажды нельзя достойно принимать причащение, как некоторые делают, которые, живя в монастырях, достоинство, освящение и благотворность небесных таинств оценивают так, что думают, что принимать их должны только святые, непорочные. А лучше бы думать, что эти таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми».
Святитель Василий Великий
«Должно возрожденному Крещением питаться впоследствии Причащением Божественных Таин. Ибо необходимо нам в дальнейшем питаться пищей жизни вечной, которую нам предал Сын Бога Живаго».
Святитель Феофан Затворник
«Вам кто мешает ухитриться почаще приступать к Тайнам? Только пустое поверье. У нас стали слова: со страхом Божиим и верою приступите — пустою формою. Иерей Божий зовет, а никто нейдет, и никто притом не замечает несообразности в сем несоответствии зову Божию на вечерю Божию».
Напоследок приведем все чинопоследование литургии св.Иоанна Златоуста.